Научная статья на тему 'Концепция развития системы социально-педагогической профилактики детского и семейного неблагополучия'

Концепция развития системы социально-педагогической профилактики детского и семейного неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРУППА РИСКА / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / RISK GROUP / DIFFICULT REALITY SITUATION / TERRITORIAL SYSTEM OF PREVENTIVE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косырев Василий Петрович, Козлёнкова Елена Николаевна

Рассмотрены вопросы детского и семейного неблагополучия, представлены основные проблемы развития системы профилактики, определены направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косырев Василий Петрович, Козлёнкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of development prevention social-educational system of child's and family problems

Questions of childrens and family trouble are considered, the basic problems of development of system of preventive maintenance are presented, directions of its perfection are defined

Текст научной работы на тему «Концепция развития системы социально-педагогической профилактики детского и семейного неблагополучия»

Таблица 2

Психолого-педагогические компетенции, формируемые образовательной программой

Слушатель должен знать: Слушатель должен уметь:

организационно-педагогические основы функционирования образовательных систем и современные тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования; условия лицензирования новой специальности, структуру учебного плана, учебнометодических комплексов дисциплин (УМКД) и требований к ним; методические основы проектирования, проведения и анализа лекционного, практического и других видов учебных занятий; методологические основы научноисследовательской и учебно-методической деятельности; содержание компетентностных моделей специалистов-профессионалов по направлению выпускающей кафедры; основы системы менеджмента качества образования; экономические и правовые вопросы деятельности доцента; теорию психологии управления руководить подготовкой документации к лицензированию новой специальности; курировать одно из направлений учебной подготовки выпускников вуза и научно-исследовательской работы кафедры; разрабатывать учебные планы, программы производственной и преддипломной практики и т. д., УМКД и их электронные версии; руководить самостоятельной, учебно-исследовательской и научноисследовательской работой студентов (СРС и НИРС); осуществлять проведение всех видов учебных занятий (лекции, практические занятия, семинары, коллоквиумы, тестирование и т. д.) на высоком профессиональном уровне; обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса с использованием инновационных образовательных технологий; выполнять планирование, организацию и управление учебно-, научнометодической и исследовательской деятельностью на уровне доцента; владеть основными методами поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, механизмами оформления и передачи прав на интеллектуальную собственность; руководить и работать в команде, быть способным учитывать точки зрения и интересы других, обладать лидерскими качествами, коммуникабельностью и высокой личной культурой; совершенствовать свой практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и выполнять функции наставника молодых преподавателей

их проблемы и затруднения в профессиональнопедагогической деятельности, потребности, интересы и др. Дифференциация позволила сделать подготовку более востребованной, результативной, лич-ностно- и практико-ориентированной. Кроме этого, программа обучения позволила выявить преподавателей, имеющих высокий образовательный и творческий ресурс, и работать с ними в индивидуальном режиме.

Список литературы

1. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / С.В. Рождественский. — СПб.: Издание МИП, 1902. — 712 с.

2. Галкин, К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР / К.Т. Галкин. — М.: Советская наука, 1958. — 176 с.

3. Матушанский, Г.У. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России / Г.У. Матушанский, О.В. Бушмина. — Казань: КГЭУ, 2006. — 236 с.

4. Завада, Г.В. Подготовка ассистентов к профессиональной деятельности в должности старшего преподавателя / Г.В. Завада, Л.М. Романова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2009. — № 2. — С. 143-153.

5. Завада, Г.В. Анализ результатов подготовка ассистентов к профессиональной деятельности в должности старшего преподавателя / Г.В. Завада, Л.М. Романова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2009. — № 3. — С. 116-123.

УДК 371: 331. 5

В.П. Косырев, доктор пед. наук, профессор Е.Н. Козлёнкова, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Профилактика социального неблагополучия се- ской Федерации. Охрана и укрепление здоровья де-

мей с детьми является одним из приоритетных тей и подростков, повышение эффективности госу-

направлений государственной политики в Россий- дарственной системы поддержки детей, находящих------------------------------------------------------------------------------------------ ВестникФГ0УВП0МГАУ№3'20'10 75

ся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении — необходимые условия успешного развития общества.

Проблема социального неблагополучия семей с детьми актуальна во всем мире и поэтому важно знать причины ее возникновения. Деструктивные процессы в семье возникают в условиях, когда ее члены попадают в трудную жизненную ситуацию. Особенность данного явления состоит в том, что такого рода ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить свое положение и определить возможность его улучшения. Это обязательно предполагает поиск и выбор принципиально новых стратегий поведения, что не всегда представляется возможным в позитивном плане. Иногда деструктивные стратегии (асоциальный образ жизни, алкоголизм, наркомания, тунеядство и т. п.) видятся как наиболее простой выбор для дальнейшего существования семьи, что как следствие отражается на положении несовершеннолетних и ведет к жестокому обращению с детьми, вовлечению их в противоправную и асоциальную деятельность, т. е. приводит к формированию девиантного поведения. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникающие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке со стороны родителей и если не находит ее, то неминуемо вовлекается в асоциальную деятельность [1].

В последнее десятилетие построен базис системы профилактики детского и семейного неблагополучия, представляющий собой комплекс учреждений системы государственных, общественных, иных некоммерческих организаций, которые стали центрами разработки и реализации новых форм и методов профилактической работы с молодежью и детьми.

Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей социальнопедагогической работы во многих странах Западной Европы и США. Особое внимание отводится детям, убегающим из дома, школы, брошенным родителями, испытавшим насилие, употребляющим алкоголь и наркотики, занимающимся проституцией. Работа с ними строится на принципе превентивных мер. На понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить последствия [2].

В Российской Федерации также имеется положительный опыт реализации различных программ профилактики. Активная работа ведется в таких регионах, как Республика Башкортостан, Адыгея, Красноярский и Пермский края, Томская, Новгородская, Нижегородская, Волгоградская, Вологодская области, город Санкт-Петербург и др. При этом осуществляется поиск новых форм работы, позво-

70

ляющих эффективно осуществлять профилактику детского и семейного неблагополучия. В частности, увеличивается круг лиц, с которыми проводится профилактика и реабилитация; ведется активная работа по сопровождению несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, не только до совершеннолетия, а до 23 лет. Во многих регионах развивается институт наставничества, волонтерское движение, ведется уличная социальная работа.

В 2008 году были подведены итоги работы государственных учреждений системы Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, городского и межрайонных центров по профилактике преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц». Начиная с 1997 года в Москве выстроены основы системы профилактической работы, осуществляемой во взаимодействии с профильными учреждениями и организациями. Создана система профилактики в области работы с несовершеннолетними «группы риска», сформирована инфраструктура, отлажен процесс планирования, организации и контроля за проведением профилактических мероприятий, что является хорошим фундаментом для формирования комплексной инновационной территориальной системы «шаговой доступности» профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних.

Положительный опыт решения проблемы организации системы профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию в Москве, был получен в ходе реализации таких программ, как «Программа профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц» на 1997 год», «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.). В рамках реализации данных программ накоплен опыт реализации следующих видов профилактической деятельности: волонтерская деятельность по выявлению беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних; просветительская, консультационная и коррекционная работа по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних и молодежи; осуществление пропаганды здорового образа жизни и социально приемлемого поведения; организация досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи; разработка научно-методической документации по проблемам профилактики асоциального поведения и работы с несовершеннолетними; всесторонняя социальная поддержка молодого населения Москвы [3].

Активная работа различных организаций в области социальной политики в отношении семей, нуждающихся в помощи государства, и защиты детства привела к некоторой стабилизации ситуа-

ции в сфере детского и семейного неблагополучия в последнее время. Однако в условиях экономического кризиса наблюдается обострение как криминогенной ситуации в стране в целом, так и увеличение проблем несовершеннолетних, в том числе наблюдается рост детской преступности, асоциального поведения. В последнее время все острее становится проблема жестокого обращения с детьми. Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует из них людей, не умеющих трудиться, боящихся нести ответственность за свои поступки, не имеющих представления о позитивной модели семейных и родительских отношений. Все это ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе, требует совершенствования структуры профилактики в области детского и семейного неблагополучия.

Дальнейшее развитие существующей системы профилактики должно осуществляться в соответствии с новейшими инновационными технологиями решения проблем детского и семейного неблагополучия, с учетом современных направлений в социальной политике Российской Федерации. Данный процесс предполагает развитие инфраструктуры профилактической деятельности на уровне, обеспечивающим шаговую доступность необходимых услуг, а также принятие новых законов, защищающих права семьи и детей, внедрение программ адресной помощи детям и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для оптимального развития системы профилактики детского и семейного неблагополучия важным является также развитие общественных связей, укрепление механизмов единой поддержки, управления и координации работы всех профильных учреждений и ведомств, привлечение к участию в решении проблем частного и общественного сектора.

Российский и зарубежный опыт социальной работы с лицами различных групп риска показывает, что наиболее успешным является механизм, позволяющий осуществлять оказание адресной помощи тем, кто в ней нуждается. Только наличие возможности получать информационно-консультационные, профилактические и реабилитационные услуги в «шаговой» доступности является эффективным способом социальной помощи [4].

Поэтому основные усилия по совершенствованию системы профилактики необходимо сосредоточить на развитии территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних. Это предполагает проведение мониторинга насыщенности определенных территориальных единиц (на уровне города, округа, района) учреждениями системы профилактики и создание недостающих звеньев, в том числе мобильных отделений, предоставляющих услуги по мере необходимости.

Создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав детей ориентировано, прежде всего, на несовершеннолетних, проживающих в социально неблагополучных семьях и испытывающих потребность в оказании социально-педагогической, правовой и иной поддержки, а также на лиц, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Важным является и развитие системы ювенальных технологий, в рамках которых осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику противоправного поведения и реабилитацию несовершеннолетнего, в том числе и после жестокого обращения с ним.

Система профилактики детского и семейного неблагополучия предполагает реализацию комплекса мер, направленных на создание целостной достаточной по своей структуре и содержанию территориальной системы «шаговой доступности» профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних на уровне города, округа, района. Это становится возможным в процессе реализации ряда мер в соответствии со следующими направлениями:

1. Осуществление профилактики раннего семейного неблагополучия и девиантного поведения несовершеннолетних на уровне города, округа, района.

2. Повышение качества и согласованности работы различных учреждений по вопросам профилактики детского и семейного неблагополучия.

3. Обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, центрами социальной помощи семье и детям, органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественными пунктами охраны порядка и другими организациями на различных уровнях территориального деления.

4. Развитие научно-методической деятельности по изучению и поиску инновационных технологий работы с несовершеннолетними «группы риска» и их семьями.

5. Развитие ювенальных технологий как неотъемлемой составляющей системы предупреждения правонарушений и правоприменительной практики.

Реализация мер в необходимом объеме по выделенным направлениям приведет к построению элементов системы профилактики, учитывающих перспективы ее развития и соответствующих современным запросам общества.

Территориальная система «шаговой доступности» профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних предполагает органи-

77

зацию социальной среды, благоприятной для развития личности несовершеннолетних, включающей информационно-просветительскую и пропагандистскую, консультационно-коррекционную и реабилитационную деятельность с несовершеннолетними, их родителями и социальным окружением с привлечением необходимых специалистов, общественности, волонтеров, средств массовой информации, Интернет-ресурсов.

Для этого требуется повышение качества и уровня согласованности работы специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие ювенальных технологий, формирование блока инновационных профилактических программ для подростков и молодежи, формирование государственного социального заказа на работу с конкретной семьей с целью ее сохранения, в том числе с использованием потенциала общественного сектора, развитие системы информационно-консультативных услуг в сфере социальной профилактики всех видов зависимостей во взаимодействии с профильными учреждениями и общественными организациями, модернизация сложившейся системы повышения квалификации, переподготовки и аттестации специалистов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, осуществление межведомственного мониторинга детского и семейного неблагополучия, разработка единой базы данных семей и детей «группы риска», развитие системы учреждений, занимающихся организацией досуга несовершеннолетних.

В начале 2010 года в Москве принята к исполнению Городская межведомственная программа «Дети улиц» на 2010-2012 гг., которая позволит совершенствовать в городе систему профилактики детского и семейного неблагополучия в соответствии с описанной концепцией развития системы социально-педагогической профилактики детского и семейного неблагополучия [5]. При успешной и всеобъемлющей реализации поставленных задач сформируются механизмы устойчивого развития эффективной инновационной системы профилактики, возрастет социальный эффект от профилактической деятельности, станет возможным комплексный межведомственный мониторинг детского и семейного неблагополучия, что позволит гибко менять государственную политику в данной области и своевременно реагировать на происходящие изменения.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3.

2. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы / Р.В. Корнюшина. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

3. Дети улиц: информационно-консультативный вестник. Вып. № 1 январь-март, 2008. — М.: ИКАР, 2007.

4. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2006.

5. Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. № 269-ПП «О Городской межведомственной программе «Дети улиц» на 2010-2012 гг.».

УДК 377

Н.И. Ивлюшкина, канд. филол. наук, доцент Н.В. Прохорова, преподаватель

ГОУ СПО «Педагогический колледж № 13 имени С.Я. Маршака»

РОЛЬ СПЕЦКУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Профессиональное образование — важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности, предполагающий достаточно высокий уровень сформирован-ности различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать.

Современное профессиональное образование призвано формировать у будущего специалиста принципиально новую систему ценностей. В центре ее, как определяет Г.П. Щедровицкий, «свобод-

но самоактуализирующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации, позитивного типа и принципа социальной ответственности» [1], поэтому развернулась активная работа по реализации государственных образовательных стандартов третьего поколения, учебных планов и программ на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Компетентностный подход предполагает существенные изменения в организации и содержании образовательного процесса от мотивации обучения и до его оценивания и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.