Научная статья на тему 'Социально-экономический портрет детской беспризорности и безнадзорности в России'

Социально-экономический портрет детской беспризорности и безнадзорности в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1131
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якимчук С. В., Евдокимов В. И.

Явления беспризорности и безнадзорностианализируются в связи с другими социальнымипроблемами современного российского общества.Последовательно рассматриваются социально-экономические, социально-психологические,медико-психологические причины детскойбеспризорности и безнадзорности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономический портрет детской беспризорности и безнадзорности в России»

учной информации на территории области, на наш взгляд, недопустимо для преподавателя вуза, поскольку он должен стимулировать обращение к этим ресурсам своих студентов.

Активность обращения преподавателей в библиотеки такова: библиотеку ТГУ ежемесячно посещают 32% преподавателей, несколько раз в год - 26%, еженедельно -31,4%; областную универсальную научную библиотеку им. А.С.Пушкина посещают несколько раз в год - 42%, ежемесячно -19,3%, еженедельно - 7,3%.

Пятерка основных источников получения информации о профессиональной литературе включает в порядке убывания интернет-ресурсы, рекомендации коллег, каталоги и картотеки библиотек, книги, журналы. Библиографические указатели служат источником информации только для 15%, а библиографические обзоры, проводимые библиотекой, - только для 8,8% респондентов, на книжные выставки в библиотеке обращают внимание еще меньше участников исследования - 5,4%. И особенно тревожит то, что реферативные журналы как источник оперативной, наиболее значимой информации о новейших публикациях используют лишь 6,1% преподавателей.

Таким образом, библиотека как информационный центр, к сожалению, выпадает из профессионального информационного поля довольно значительной части преподавателей вуза. На фоне снижения интереса к комплектованию личных библиотек новой профессиональной информацией (выписывают профессиональные журналы лишь 29,3% преподавателей, хотя домашние библиотеки есть у 88%) это является тревожным фактом и свидетельствует о тенденции к ограниченности и фрагментарности профессионального чтения. Это подтверждается и тем фактом, что лишь 16,7% опрошенных посещают в День информации библиотеку ТГУ им. Г.Р. Державина; 47,3% не посещают и 33,3% даже никогда не слышали о таком Дне. Причем дни информации полностью игнорируются преподавателями экономического и технического профилей. Такие данные говорят и о необходимости более активной рекламы проводимых библиотекой информационных мероприятий.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить ряд проблемных точек в профессиональном чтении преподавателей вуза. Это - невысокий уровень использования библиографических указателей, реферативных журналов, в систематизированной форме представляющих новейшую профессиональную информацию, игнорирование значительной частью преподавателей информационного потенциала научных библиотек, тенденция к ограниченности и фрагментарности профессионального чтения.

С.В. ЯКИМЧУК, В.И. ЕВДОКИМОВ (Белгород)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ В РОССИИ

Явления беспризорности и безнадзорности анализируются в связи с другими социальными проблемами современного российского общества. Последовательно рассматриваются социальноэкономические, социально-психологические, медико-психологические причины детской беспризорности и безнадзорности.

Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, несмотря на то обстоятельство, что уже в течение ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности.

Положение детей в любом государстве -это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу в российском обществе вызывает проблема беспризорности и безнадзорности детей. Их можно увидеть везде - на вокзалах, в переходах метро, у магазинов и на рынках. Неухоженные, развязные, наглые... В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. «Беспризорность» - это, казалось бы, давно забытое

© Якимчук С.В., Евдокимов В.И., 2008

слово вновь появилось в нашем лексиконе и стало реальностью нашей жизни. Развал СССР в 1991 г. породил новую волну массовой беспризорности. Из бывших братских республик хлынул поток беженцев с детьми. Безработица, приватизация жилья, обнищание населения превратили в бездомных сотни тысяч детей. Десятки тысяч беспризорных ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках, воруют и торгуют всем, включая собственное тело.

Беспризорность может быть рассмотрена как разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения. Наиболее полное и точное определение беспризорности дается в БСЭ, изданной в 1930 г.: «Беспризорность, беспризорное детство - тяжелое общественное бедствие, чрезвычайно распространенное как на Западе, так и у нас. Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших своих родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».

Есть большая разница между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность». Настоящие беспризорные либо порвали с родителями, либо не знают их вообще. Вторые имеют дом, одного или обоих родителей, но находятся с ними в постоянном конфликте. В «Педагогической энциклопедии» (1964 г.) опубликована большая статья, в ней говорится: «Беспризорность детская - отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного дома и тому подобных причин». В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской беспризорности и безнадзорности определен следующим образом: «... детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной

ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды».

В комиссиях по делам несовершеннолетних в 1999 г. были рассмотрены дела на 187,6 тыс. родителей, пренебрегающих родительскими обязанностями (в 1998 г. -183 тыс.). В 1999 г. в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей поступило более 54,7 тыс. человек (в 1998 г. - 64,3 тыс.), около 167 тыс. безнадзорных детей и подростков прошли реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних (в 1998 г. - около 151 тыс.), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотрены дела 481,2 тыс. подростков (в 1998 г. - на 410 тыс.).

Сегодня в РФ ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Официальная статистика о количестве беспризорных отсутствует. Экспертные же оценки масштабов беспризорности существенно различаются, что связано как с различием методов оценки, так и со скрытостью самого явления от официальной статистики. Максимальная оценка детской беспризорности на начало 2002 г. дана председателем Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны В. Озеровым - от 2 до 5 млн беспризорников [1], минимальная - от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей (министр образования РФ В. Филиппов). Согласно оценкам Минтруда России, на начало 2002 г. в стране было около 1 млн безнадзорных детей [2]. По данным Генеральной прокуратуры РФ, на 1 января 2006 г. в стране насчитывалось 2,1 млн безнадзорных детей. По данным Российского Детского фонда - 3,1 млн, а по данным движения «В защиту детства» - их было более 4 млн. Эти цифры складываются из данных по регионам. В каждом из них реальная ситуация может быть лучше или хуже, чем в среднем по России, поскольку такое явление, как детская безнадзорность и беспризорность, связано с целым рядом факторов, в том числе с социально-экономическим положением региона.

Детскую беспризорность значительно превышает безнадзорность, масштабы ко-

торой трудно оценить. Беспризорные и безнадзорные дети ведут антиобщественный образ жизни. Дети из асоциальных семей, лишенные средств к существованию, нередко вовлекаются в нерегламентирован-ные и криминальные сферы деятельности (работа на улице в неудовлетворительных условиях, проституция, порнография, торговля табачной, алкогольной продукцией), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития.

За последнее десятилетие в 2 раза (до 1,2 млн) увеличилось число подростков-правонарушителей, доставленных в органы внутренних дел, более чем в 2 раза -несовершеннолетних, совершивших убийства и покушения на убийства, в 1,5 раза -грабежи, в 2,4 раза - задержанных за незаконное приобретение и изготовление наркотиков. С 1994-го по 2002 г. в 1,9 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза - токсикоманией, в 17,5 раза - наркоманией. В десятки раз увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерическими заболеваниями, СПИДом [2].

Особенно остро проблема детской безнадзорности стоит в крупных и средних городах страны. Беспризорность и безнадзорность в РФ принимают общегосударственные масштабы и требуют разработки комплекса профилактических социальнополитических и правовых мер борьбы с этим явлением на правительственном уровне.

Однако прежде чем рассматривать политику государства в отношении безнадзорных и беспризорных детей в социально-правовом аспекте, необходимо рассмотреть детскую безнадзорность и беспризорность в разрезе региона РФ. За 2006 г. в Белгородской области наблюдается снижение преступности среди несовершеннолетних почти на 8,5% по сравнению с 2005 г. Число краж чужого имущества подростками сократилось почти на 15%. Количество разбойных нападений сократилось на 27%, хулиганств - на 12%, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, - на 14%. На 43% снизилось число подростков, совершивших преступление в период условного осуждения, на 9% - совершивших преступление учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, технических лицеев и техникумов. В то же время половину совершивших правонарушение под-

ростков составляют именно школьники и учащиеся ссузов.

Удельный вес преступности несовершеннолетних в общем количестве совершенных в области преступлений составляет почти 7,5%, что несколько ниже аналогичного общероссийского показателя. Вместе с тем в Валуйском, Ровеньском, Ив-нянском и Грайворонском районах и г. Белгороде отмечено увеличение числа совершенных несовершеннолетними правонарушений. Также в 2 раза увеличилось число совершенных подростками убийств, в 2,5 раза - число случаев нанесения вреда здоровью.

В настоящее время в Белгородской области действуют 22 муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, возглавляемые заместителями глав администраций городов и районов. На общественных началах работают 358 комиссий при администрациях сельских и поселковых округов. Общий объем средств на обеспечение деятельности комиссий в 2006 г. составил 6,5 млн руб. В 2006 г. в Белгородской области принят закон «Об ответственности родителей за воспитание детей». Подобного закона не существует пока ни в одном субъекте РФ. С 1 января 2006 г., согласно принятым поправкам к Социальному кодексу Белгородской области, каждый, кто усыновит ребенка, получает ежемесячное пособие в сумме 4000 руб. С 1 февраля 2006 г. в школах области начали работу 45 школьных инспекторов. Для помощи детям и подросткам в области созданы 12 социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних на 356 мест.

Большая работа ведется в летний период для организации отдыха и временного трудоустройства детей и подростков. В течение летнего оздоровительного сезона на территории области функционируют около 30 оздоровительных лагерей загородного типа, в которых отдыхают более 120 тыс. детей. Кроме того, в восьми районах области функционируют летние трудовые лагеря. 325 подростков из группы «социального риска» и необеспеченных, неблагополучных семей получают возможность познакомиться с военным делом и заработать более 1000 руб. в месяц.

На сегодняшний день бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Неблагополучная семья как при-

чина появления беспризорных детей особо выделяется большинством ученых и практиков, занимающихся данной проблемой. Наряду с экономически неблагополучными семьями (многодетными, неполными, семьями инвалидов, семьями безработных), выделяются семьи с асоциальным поведением родителей (алкоголизм, токсикомания, наркомания; насилие над детьми и другими членами семьи). Очень часто асоциальное поведение родителей проявляется на фоне экономического неблагополучия семьи. Также появлению беспризорных детей способствует факт развода родителей.

Следует отметить, что к причинам происхождения детской безнадзорности и беспризорности современные исследователи в области социологии и детской психологии относят на сегодняшний день не только экономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера [3]. Социально-экономические причины - это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. Социально-психологические причины связаны с кризисом семьи, увеличением числа разводов, с потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых. Медико-психологические причины взаимосвязаны с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения (наличие генетической предрасположенности).

Детская беспризорность и безнадзорность предопределяются в современной России такими факторами, как пьянство и алкоголизм, наркомания; распространение среди детей и взрослых психических заболеваний; экономические проблемы; безработица; бедность; повсеместное ослабление семейных устоев; утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей.

Следует отметить, что основные причины роста беспризорности и безнадзорности кроются в социально-политических преобразованиях, приведших к ломке общественной морали, обесцениванию института семьи на общегосударственном уровне. «Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности

является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности» [2].

Тем не менее за последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в решении проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: появление профилактической направленности в работе с неблагополучными семьями, активизация разработки специальных методов такой работы; совершенствование нормативно-правовой базы деятельности органов опеки и попечительства и социальной защиты населения по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Проанализировав состояние детской безнадзорности и беспризорности, можно сделать следующие выводы: данная проблема является актуальной как для РФ в целом, так и для каждого отдельно взятого региона; принимаемые государством меры по снижению ее остроты, принятие целевых федеральных программ хотя и привели к некоторым позитивным сдвигам в данном вопросе, но явно недостаточны, т.к. не повлекли существенных изменений, беспризорников меньше не стало; очевидно, что существует проблема социального сиротства; очевиден и тот факт, что именно семья со всем своим комплексом проблем является одним из главных источников появления социального сиротства в стране.

Для решения обозначенной проблемы целесообразно следующее: совершенствовать государственную политику в отношении семьи, координировать действия всех заинтересованных российских ведомств по борьбе с причинами детской беспризорности, привлекать к обсуждению проблемы гражданских активистов, общественные организации, деятелей культуры и религии,

разработать новый механизм ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (возможно введение уголовной ответственности в виде обязательных работ), улучшить систему досуга несовершеннолетних, увеличить количество оздоровительных учреждений для детей, организовать трудовые и военно-патриотические лагеря для неблагополучных подростков, развивать систему детских общественных организаций типа ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы), развивать сеть реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, апробировать новые формы работы в плане профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних, совершенствовать законодательную базу по данной проблеме во избежание отставания ее от реалий жизни.

Литература

1. Озеров, В.А. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России / В.А. Озеров // Аналит. вестн. Сер. 46, Основные проблемы социального развития России. 2002. № 20 (176). С. 17.

2. Климантова, Г.И. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации / Г.И. Климантова, Т.А. Федотов-ская // Аналит. вестн. Сер. 46, Основные проблемы социального развития России. 2002. № 20 (176). С. 23..

3. Слуцкий, Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность / Е.Г. Слуцкий // Социс. 1998. № 3. С. 117 - 119.

4. Монахов, Н.А. О социобиологических механизмах формирования антиобщественного поведения молодежи / Н.А. Монахов // Сов. государство и право. 1989. № 8. С. 73.

5. Ложкин, Д. Как бороться с безнадзорностью (по материалам семинара «Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законодательная база») / Д. Ложкин // Соц. обеспечение. 1999. № 12. С. 22.

6. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Практика социальных служб, учреждений, организаций: учеб. пособие / Д.В. Самыгин, И.А. Цатурова, В.А. Гуськов [и др.]; общ. ред. В.С. Кукушина. 3-е изд., перераб. и доп. М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2003. 336 с.

Н.А. ФАТЕЕВА (Екатеринбург)

АРТ-РЫНОК КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Рассматриваются особенности формирования механизмов арт-рынка в процессе специфического взаимодействия его субъектов. Процесс взаимодействия выявляется через такой социокультурный механизм, как «дар», а экономические механизмы — через «заказ» и акт купли-продажи.

Очевидно, что основой социальной жизни является социальное действие, которое в процессе своего осуществления инициирует связь, взаимодействие, направленные на реализацию жизненных целей и установок.

Социальное взаимодействие имеет свою специфику, зависящую от потребностей субъектов отношений. Так, в художественной сфере, субъектами которой являются художник-производитель и потребитель, возникают потребности как созидательного (творческое выражение), так и потребительского (художественное восприятие) характера. Их удовлетворение невозможно в результате однонаправленного, ориентированного на «другого» акта, действия. Оно зависит от процесса обмена, основанного на ответной реакции партнера. Взаимность социальной связи содержится в ее природе, т.к. предполагает обмен социальными действиями. Так, смысложизненная потребность в культовых произведениях инициировала их создание; затем произведения переходили к потребителю согласно принятым в обществе механизмам перемещения. Следовательно, связь есть взаимная зависимость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий. Поэтому в условиях существования предложения художественной продукции и спроса на нее закономерно возникновение специфических отношений между субъектами. Они явились основой для формирования особой системы отношений, получившей впоследствии название «художественный рынок», или «арт-рынок». Согласно институциональному подходу, арт-рынок содержит следующие структурные составляющие: производители художественных ценностей

© Фатеева Н.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.