Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2008. № 2 (4)
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© Т. О. Закомолдина
Закомолдина Тамара Олеговна
кандидат
социологических наук
доцент кафедры социального управления
филиал ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Тольятти
Статья посвящена проблеме социального сиротства в современной России. На основе официальных статистических ланных и социологических исслелова-ний анализируются причины и условия роста социального сиротства и пути преололения ланной социальной проблемы. Анализируются также такие смежные социальные проблемы, как летская безналзорность и беспризорность, наркомания и преступность несовершеннолетних.
Ключевые слова: социальное управление, социальная зашита, социальное сиротство, дети-сироты, дети без попечения родителей, безнадзорность, беспризорность, преступность несовершеннолетних.
За последние сто лет Россия на современном этапе переживает третью волну сиротства (первая была связана с гражданской войной и Октябрьской революцией, вторая — с Великой Отечественной войной). При этом если в 1945 году в России было около 678 тыс. детей-сирот, то сегодня их численность в два раза превышает количество воспитанников детских домов в период разрухи после гражданской и Отечественной войн. Если в первой половине XX века в России основную массу составляли круглые сироты, то в начале XXI века 80-90% — это сироты «социальные». Ежегодно численность детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает примерно на 100 тыс.
Изменились и качественные характеристики феномена социального сиротства. Истинной его причиной становится критичес-
кое положение семьи. За период реформ, проводимых в стране, возросло число семей, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание. По данным специалистов, в настоящее время в зоне социального неблагополучия находится 50% жителей России. Причем, если 20% — это люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, 7% — просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, то 10% — это социальное дно (андекласс) — люди, отвергнутые обществом и вычеркнутые из жизни [1].
Известны целые социальные группы, которые являются источниками повышенного риска — это инженерно-технические работники, учителя, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, одинокие матери, многодетные семьи. За 5 лет социальная несостоятельность этих людей «дала» стране миллион бомжей.
Устарело само понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Это связано с тем, что возникает «скрытое» социальное сиротство, обусловленное фактическим невыполнением родителями своих обязанностей и оставлением ребенком семьи, в результате чего он остается без присмотра взрослых и предоставлен сам себе, то есть становится безнадзорным.
Безнадзорность (включая и понятие беспризорности) — это социальный феномен, основной характеристикой которого является отсутствие у ребенка семьи или государственного попечения, надзора и контроля, обеспечивающих наличие реальных возможностей для его нормального физического, интеллектуального, духовно-нравственного воспитания [2].
Одна из основных причин безнадзорности — это жестокое обращение с детьми — следствие серьезного семейного неблагополучия. Различают 4 формы жестокого обращения:
а) физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, телесных повреждений (травм), которые могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Сюда также относятся тяжелые телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка;
б) сексуальные насилия или развращения — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознающего или не осознающего в силу нефункциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;
в) психологическое насилие (эмоциональное) — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: унижение достоинства ребенка, открытое, демонстративное его неприятие и неприязнь, оскорбление, угроза в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, и т. д.;
г) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию [3].
Жестокое обращение провоцирует ребенка на уход из семьи. Официальная статистика не в состоянии отразить истинный масштаб этого процесса. Жестокость по отношению к детям, проявляемая не только родителями, но и учителями общеобразовательных школ, воспитателями детских домов и школ-интернатов, приобретает все более распространенный и тяжелый характер и является одной из причин безнадзорности.
Так, в 2006 году 50 тыс. детей ушли из семьи, 20 тыс. — из детских домов и интернатов. Органами милиции принимались меры по розыску 2324 тыс. без вести пропавших несовершеннолетних. В приемники-распределители было доставлено 58 тыс. детей, из них — 10 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 33 тыс. — ушедших из семьи, 5,8 тыс. — самовольно покинувших детские дома и школы-интернаты, 653 ребенка ушли из специализированных учебно-воспитательных учреждений. Специализированные учреждения для несовершеннолетних всех типов приняли в 2006 году более 100 тыс. детей [4]. За год регистрируется около 6000 обращений в органы опеки по поводу защиты прав детей в семьях.
Федеральные данные о детях, убегающих из дома и живущих на улицах, имеют самый приблизительный характер. По самым скромным подсчетам, беспризорников насчитывается в настоящее время около 4 млн. [5] В каждом крупном городе обитают от 20 до 45 тыс. беспризорных детей, а в Москве, по некоторым данным, — около 60 тыс. [6]
Ослабление контроля и влияния школы тоже является одним из факторов распространения безнадзорности. Тысячи детей школьного возраста не посещают школу. Специалисты считают, что 3-4 месяца в беспризорном режиме составляют порог десоциализации подростков. Чем больше срок беспризорничества, тем такие дети опаснее: у них нет ни профессии, ни образования, ни психологического ресурса, чтобы подняться. Самый распространенный путь — это участие в криминальных группировках. По данным криминологов, через эту «школу» прошли до 60% безнадзорных подростков, а практически 100% детей, совершивших преступления, были и остаются членами неформальных и полукриминальных сообществ. Есть данные, что в больших городах нет ни одного ребенка, особенно в маргинальных «спальных» районах, который бы автоматически не попадал в группировку. Причем в 25% случаев это происходило по достижении ребенком 7-8 лет.
Практически не снижается уровень преступности среди детей. По мнению специалистов, в настоящее время несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально-поражцнных категорий населения России. Преступность несовершеннолетних в последнее десятилетие росла в 67 раз быстрее, чем изменялось число представителей данной возрастной группы от общего числа населения страны. Согласно данным официальной статистики, в последние годы в России имеет место рост числа несовер-
шеннолетних, совершавших преступления, а также увеличение их доли среди всех выявленных преступников.
Так, например, в 2004 г. несовершеннолетними или при их соучастии было совершено 208313 преступлений, в 2006 г. — 185379. Специалисты отмечают рост профессионализации детской преступности, возрастающую техническую оснащенность детских банд, их вооруженность. Хотя и имеются данные, что число несовершеннолетних, не имеющих родителей, совершивших правонарушения, снизилось с 31,3 тыс. в 2000 году до 29,1 тыс. в 2006 году [7]. Вместе с тем, сами цифры огромны.
Продолжается рост количества детей, употребляющих токсические и наркотические вещества (в 2006 году по сравнению с 2000 годом на 76% больше). На профилактическом учете (эпизодическое употребление) состоит 7141 ребенок, что больше на 30% по сравнению с 2005 г. В 2006 году за медицинской помощью вследствие отравления алкоголем, токсинами и ядами обратилось 2478 детей. В 20% случаев прием яда был совершен сознательно и зарегистрирован как суицидальная попытка.
Не снижается уровень наркомании среди детей. Несмотря на некоторое снижение числа детей, помещаемых в центры временной изоляции (в 2005 г. — 30017, в 2006 г. — 24441), эти цифры не могут не тревожить.
Еще одной особенностью проявления социального сиротства является состояние психического и физического здоровья детей — социальных сирот. Изначально, до поступления в социальные учреждения, потенциал здоровья ребцнка во многом определяется уровнем здоровья его родителей. Чаще всего родители отказных детей ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, имеют социально значимые заболевания (в том числе венерические, туберкулез, ВИЧ) и нередко заражают ими детей.
Значительно влияние ряда факторов на качество здоровья будущих сирот уже при рождении. Зачастую рождение ребенка у родителей, которых впоследствии лишили родительских прав, не планировалось или было нежелательно, и это отрицательно влияет на внутриутробное развитие. Низкий уровень жизни нередко безработных супругов обусловливает не только негативный эмоционально-психологический фон в период вынашивания ребенка, но и неадекватное потребностям беременных питание будущих матерей. Если от ребенка отказывается «брошенная» женщина, перенесшая стресс во время беременности, это также неблагоприятно отражается на его психическом и физическом здоровье. Среди основных причин, влияющих на внутриутробное развитие, специалисты называют: отсутствие социальной поддержки, многодетность, отсутствие медицинского наблюдения во время беременности. До 35% отказных детей рождаются недоношенными [8].
Дети, оторванные от матери в возрасте до 2-3 лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации. Ранняя психическая депривация сказывается и на общем соматическом здоровье ребенка [9].
Все это обусловливает низкий уровень потенциала здоровья детей-сирот. Поступающие в дома ребенка дети в большинстве своем уже имеют многочисленные расстройства физического и психического здоровья, что обусловлено негативной наследственностью.
На сегодняшний день среди детей, воспитывающихся в домах ребенка, 81% отстает в психическом развитии, у 57% отмечается отставание в физическом развитии [10]. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к 3-5 группам здоровья (наиболее низким). Помимо последствий органического поражения мозга, у 30% отмечается хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, энурезы и т. д. [11] «Дети улицы», попадающие в социозащитные учреждения, ослаблены, нередко страдают туберкулезом, педикулезом, и этим спектр их болезней не исчерпывается.
Среди детей-сирот значительна доля детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Исследования, проводимые Центром обучения и исследования благосостояния по организации реабилитационной работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, показывают, что длительное содержание детей в интернатных учреждениях задерживает их общее интеллектуальное развитие, а не только физическое и психическое.
Таким образом, особенностями проявления социального сиротства в современной России являются:
1. Увеличение доли «социальных» сирот — детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Возникновение феномена «скрытого» сиротства, когда дети остаются фактически безнадзорными.
3. Рост численности безнадзорных детей (включая беспризорных), покинувших семьи и учреждения для сирот.
4. Пополнение за счет безнадзорных детей рядов криминальных группировок, повышение уровня детской преступности.
5. Рост детского алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Население страны по итогам переписи 2002 года составило 145,2 млн.
человека, что на 1,8 млн. человек превысило текущую оценку численности населения. Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.
По сравнению с переписью населения 1989 года численность населения уменьшилась на 1,8 млн. человек, в том числе в городских поселениях на 1,6 млн. человек, в сельской местности — на 0,5 млн. человек.
Численность женщин на 10 млн. превысила численность мужчин (77,6 млн. женщин против 67,6 млн. мужчин). Преобладающая численность женщин над численностью мужчин отмечается, начиная с 33-летнего возраста.
Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн. человек (или 61%), моложе трудоспособного возраста, т. е. дети — 26,3 млн. человек или 18%, старше трудоспособного возраста — 29,8 млн. человек или 21%.
Как и для большинства европейских стран, для России характерно старение населения. По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года и составил 37,7 лет: мужчин — 35,2 лет, женщин — 40 лет [12].
Коэффициент рождаемости в настоящее время снизился с 9,6 до 9,4. Почти каждый пятый младенец рождается матерью, не достигшей возраста 20 лет, 3,3 тыс. женщин родили в возрасте 15 лет и моложе, 14,5 тыс. — в возрасте 16 лет, 39,1 тыс. — в возрасте 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составил 4% в общем числе родившихся.
Сокращается число многодетных семей, их удельный вес сократился с 9,9% до 9,4%, в большинстве этих семей трое детей, в сельской местности многодетные семьи распространены больше (18%), чем в городах (6%) [13].
Семья является основным институтом развития ребенка, его социализации и испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в обществе. С одной стороны нагрузка и ответственность родителей в воспитании детей возросли. Значительная часть семей отказывается от услуг детских дошкольных и внешкольных учреждений, полностью возлагая на себя задачи по уходу за детьми и их воспитанию. За родителями и детьми остается выбор мировоззрения и поиск профессиональных ориентиров в новом информационном поле. Основные проблемы, которые тревожат российскую семью — это неуверенность в будущем — 26%, безысходность и отсутствие перспектив — 25%, усталость и переутомление — 16%, семейные конфликты — 15%. Такая ситуация отрицательно влияет на взаимоотношения в семье и выполнение родительской роли. Один из факторов, снижающих воспитательные возможности семей, особенно неполных семей, — сверхзанятость родителей: в 30% семей с детьми один или оба родителя вынуждены подрабатывать [14].
В 2006 году в России выявлено и учтено 127,1 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что лишь на 1 тыс. меньше, чем в 2005 году, из них порядка 13 тыс. детей в 2006 году остались социально не устроенными.
Наличие выявленных, но не устроенных детей объясняется необходимостью определенного временного интервала на их устройство, в то время как данные статистики собираются на определенный момент времени.
Этот контингент состоит из детей, которые не изъяты из семьи после лишения родительских прав, находятся в приютах, медицинских учреждениях, учреждениях Министерства внутренних дел, дальнейшее устройство которых находится в стадии решения.
Анализ научных исследований, статистических и социологических данных свидетельствует о том, что существует достаточно большое количество причин, приводящих к появлению обездоленных детей. Социальное сиротство в России на сегодняшний день сформировалось как проблема, над которой необходимо работать как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Полагаем, что проблема социального сиротства в России должна разрешаться поэтапно, с привлечением различных служб и ведомств, в том числе путем реализации законодательных инициатив.
На современном этапе данное направление социальной политики характеризуется процессами децентрализации управления социальной сферой, делегированием полномочий региональным и муниципальным органам управления.
Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года призваны обеспечить мобилизацию финансовых, материальных и других ресурсов для решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, создание им благоприятных условий для развития не только в домах ребенка, но и в семье.
ПРИМЕЧАНИЯ
I. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. Вып. 1. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми и модель образовательного учреждения нового типа для детей, нуждающихся в государственной защите : сб. материалов. М. : Квадратум, 2000. С. 7.
2 Рыбинский, Е. М. Социальные реальности детства в современном российском обществе : дис. ... докт. соц. наук. М. : НИИ детства РДФ, 1998. С. 40.
31 Гайдаренко Н. В. Психологические последствия жестокого обращения с детьми / Н. В. Гайдаренко, Н. Д. Ярославская // Актуальные проблемы современного детства : сб. науч. тр. / под ред. Е М. Рыбинского М. : НИИ детства РДФ, 1993. Вып. 2.
4. Новая модель организации работы местного самоуправления. С. 7.
5. Там же. С. 8.
6. Рыиоинский, Е. М. Указ. раб. С. 41.
7. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ». 2006 г. М., 2006. С. 58.
8. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы) : учеб.-метод пособие. М., 1994. С. 85—87, 100—122.
9. Брутман, В. И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему // Социальная работа. 1998. ц 2/5. С. 36—41.
10. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ». 2005 год. М., 2005. С. 42.
II. Концепция предупреждения социального сиротства и развитие образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. : ИСПиП, 2005. С. 8—9.
12. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. М. : Госкомстат России, 2003.
13. Гусарова, Г. Н. О положении детей в РФ. М., 2002. С. 13.
14. Голоз, С. И. Стабильность семьи. М., 2001. С. 17.