Научная статья на тему 'Социальное сиротство в современной России: состояние и детерминанты'

Социальное сиротство в современной России: состояние и детерминанты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5205
951
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / БРАК / СЕМЬЯ / ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / DEPRIVATION OF PARENTS'' RIGHTS / ORPHANHOOD / SOCIAL ORPHANHOOD / MARRIAGE / FAMILY / UPBRINGING / SOCIAL EXCLUSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Евгения Игоревна

В статье рассматривается социальное сиротство как феномен, при котором дети и подростки имеют родителей, которые по каким либо причинам не занимаются их воспитанием, не заботятся о них, не контролируют поступки своих детей. На сегодняшний день в качестве основных причин социального сиротства выделяют: кризис института семьи в современном обществе, нестабильные браки, разводы, лишение родительских прав, отказ от новорожденных, материальные проблемы в семьях. Увеличению социального сиротства способствуют: осложнение социально-экономической ситуации в стране, широкая распространенность наркомании и алкоголизма и других патологий развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Orphanhood in Today’s Russia: The Situation and Determinants

The article considers social orphanhood as a phenomenon where children and teenagers have parents who for some reasons are not engaged in their upbringing, do not take care of them and have no control over their children's actions. As of today, the main reasons for social orphanhood are the following: the crisis of the family in modern society, unstable marriages, divorces, deprivation of parents' rights, rejection of newly-born babies, financial problems in the family. Social orphanhood increases when the social-economic situation in the country gets more complicated, with drug addiction, alcoholism and other pathological conditions in society getting wide-spread.

Текст научной работы на тему «Социальное сиротство в современной России: состояние и детерминанты»

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ДЕТЕРМИНАНТЫ

Е.И. Кожевникова

Кафедра социологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается социальное сиротство как феноменом, при котором дети и подростки, имеют родителей, которые по каким либо причинам не занимаются их воспитанием, не заботятся о них, не контролируют поступки своих детей. На сегодняшний день в качестве основных причин социального сиротства выделяют: кризис института семьи в современном обществе, нестабильные браки, разводы, лишение родительских прав, отказ от новорожденных, материальные проблемы в семьях. Увеличению социального сиротства способствуют: осложнение социально-экономической ситуации в стране, широкая распространенность наркомании и алкоголизма и других патологий развития общества.

Ключевые слова: сиротство, социальное сиротство, брак, семья, лишение родительских прав, воспитание, социальная эксклюзия.

Социальное сиротство является одной из серьезнейших современных проблем общества и в наиболее общем виде определяется как явление, при котором дети и подростки являются сиротами, находясь на попечении государства, при живых родителях.

Социальное сиротство — это комплексная многоаспектная проблема, являющаяся объектом изучения различных областей научного знания. Объект исследования социального сиротства у ряда наук совпадает, различия прослеживаются в предмете изучения. Изучение данного феномена ведется в рамках социальной педагогики, психологии, социальной работы, юриспруденции, а также социологии.

Социальное сиротство является объектом исследования таких научных направлений, как психология, социальная педагогика, юриспруденция, социология, социальная работа.

Основная целевая аудитория, на которую направлена деятельность социальной работы, — это социально-исключенные, то есть те, кто подвергся «социальной эксклюзии». К данной категории относятся индивиды и группы, «исключаемые из общества по каким-либо параметрам» [9. С 52].

Истоки теории социальной эксклюзии или социального исключения уходят корнями в работы М. Вебера, К. Маркса. В современной социологии этими проблемами занимаются Э. Гидденс, П. Штомпка. Некоторое внимание социальной эксклюзии уделяли П. Абрахамсон, Дж. Дэвис, Р. Левитас, Р. Листер, Дж. Перси-Смит, С. Погам, а также Х. Сильвер. В работах этих исследователей обозначены важнейшие признаки социального исключения, а также его отличия от родственных понятий, таких как, бедность и депривация. Среди российских ученых проблемой социальной эксклюзии занимаются Ф. Бородкин, В. Шмидт, Е. Ярская-Смирнова, С. Ярошенко и другие.

Термин «социальная эксклюзия» был введен в 1974 г. французскими социологами для обозначения социально-незащищенных категорий населения, людей с умственно и физически ограниченными возможностями, также склонных к суициду людей, одиноких родителей, инвалидов, маргиналов и детей-сирот. В 80-е гг. этот термин начинает активно использоваться в работах психологов.

При изучении проблемы социального сиротства в психологии особое значение уделяется личности несовершеннолетнего, особенностям ее становления, последствиям пережитого им опыта и особенностям социальной среды, оказывающей воздействие на формирование личности. Особое внимание в социальной психологии уделяется изучению детей и подростков, переживших трудную жизненную ситуацию, акцентируя внимание на психических процессах, на специфическом нарушении психики. Перед психологами и социальными работниками, педагогами, работающими с социальными сиротами, встает задача оптимизировать социально-адаптационные процессы.

Психологи отмечают, что социальными сиротами являются дети и подростки, характеризующиеся сложными комплексными отклонениями, разными формами задержки психического развития, гиперактивностью, трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству и проявлению девиантного поведения.

В ситуации скрытого социального сиротства подростки характеризуются стремлением к избыточной компенсации недостающего родительского внимания. Следствием социального сиротства в психологии считается дезадаптация подростков, которая проявляется в том, что они перестают посещать учебные заведения, начинают общаться с асоциальными компаниями, проявляют различные формы девиантного поведения. Таким образом, в психологии и социальной психологии изучаются личностные особенности социальных сирот и те психические изменения, которые произошли в результате пережитого ребенком опыта.

Одной из смежных с психологией наук является социальная педагогика, в центре которой исследуется воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности. В социальной педагогике разрабатывается система мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Социальное сиротство в социальной педагогике изучается в контексте нахождения подростка в трудной жизненной ситуации и разработке различного рода мероприятий по воспитанию его личности с учетом тех причин, по которым он признан безнадзорным или беспризорным.

Основными направлениями социально-педагогической работы с социальными сиротами являются определение социокультурной ситуации конкретного ребенка, его социальных и личностных проблем. Также специалисты, работающие в сфере социальной педагогики, выявляют потребности несовершеннолетних, разрабатывают конкретные меры помощи им, помогают в разрешении конфликтных ситуаций в социальном окружении подростков. При работе социальными сиротами особая роль отводится профилактике правонарушений, девиантного поведения,

алкоголизма, наркомании, а также других негативных проявлений общества, с которыми может столкнуться несовершеннолетних, попавший в категорию социальных сирот.

Помимо таких областей, как психология, социальная педагогика, социальная работа, изучением социального сиротства также занимается и юриспруденция. В контексте правового знания проблема социального сиротства изучается в сопряжении с проблемой правонарушения несовершеннолетних.

С точки зрения юриспруденции социальное сиротство — это изменчивое социально-экономическое явление, которое возникает в результате отсутствия контроля и надзора за несовершеннолетними со стороны субъектов, наделенных соответствующими правами и обязанностями, и проявляющееся в различных социально опасных формах девиантного поведения. Также социальное сиротство в праве рассматривается как один из потенциальных факторов виктимного поведения несовершеннолетних, который при влиянии определенной социальной среды может быть реально действующим.

С точки зрения социологического анализа социального сиротства представляются важными причины и последствия социального сиротства, социальные детерминанты, определяющие развитие этого феномена, а также механизмы регулирования социального сиротства и последствий, к которым оно может привести.

В наиболее широком смысле социальное сиротство является явлением, характеризующимся устранением или неучастием большого круга лиц в выполнении ими родительских (попечительских, опекунских) обязанностей, в силу чего растет число детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также безвестно отсутствующими. Е.В. Бреева определяет социальное сиротство как «феномен, характеризующийся проживанием детей, имеющих родителей, в приютах, интернатах, детских домах» [3. С 45].

В Семейном кодексе Российской Федерации для определения социального сиротства используется понятие дети, оставшиеся без попечения взрослых родителей, дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных и иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения.

По мнению И.В. Кучера, в обществе начинает развиваться скрытое социальное сиротство. Оно распространяется в связи с упадком качества жизни семей, падением нравственных устоев семей [13]. Вследствие этого полностью меняется отношения к детям в семьях, вплоть до полного вытеснения их из родительского дома, что провоцирует последующий рост беспризорности.

Возвращаясь к вопросу об определении социального сиротства, важно различать две большие группы детей, которые попадают под данную дефиницию: к первой группе относят детей, проживающих в родной семье, но их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Во вторую группу входят дети,

проживающие вне родной семьи. Однако важно учесть тот факт, что феномен социального сиротства вряд ли распространяется на усыновленных детей или находящихся под опекой, в случае если опекун в полной мере выполняет свои обязанности по отношению к ребенку.

По мнению А.Р. Михеевой, в первую очередь, понятие «социальное сиротство» применяется к детям, оставшимся без попечения родителей, лишенных родительских прав, а также к детям, отобранных у родителей без лишения последних родительских прав.

Другими словами, этот феномен называется «сиротство при живых родителях». Также термин «социальное сиротство» достаточно часто встречается в педагогических учебно-методических материалах и относится к тем детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Это дети «группы риска», дети из проблемных семей, те, за кем не осуществляется забота и надзор в течение всего дня. Н.Н. Верцинская [4. С. 67] выделяет такую категорию социальных сирот, как дети «избыточно-комфортного типа» из материально обеспеченных, благополучных семей. Эти дети имеют семью, все аспекты для нормальной социализации, но при всем этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок, как правило, живет одним днем, без долгосрочной цели, перспектив, стремится к удовлетворению своих потребностей, легко попадает под чужое влияние, которое в большинстве случаев является отрицательным [8].

Большинство современных исследователей отмечают, что феномен социального сиротства включает в себя явления безнадзорности и беспризорности детей и подростков в обществе. Так, В.В. Чернявский отмечает, что такие понятия, как безнадзорность и беспризорность, являются синонимами социального сиротства.

«Безнадзорные дети проживают в своей семье, однако контроль над их поведением, обучением, воспитанием, развитием со стороны родителей не производится. К социальным сиротам можно отнести всех так называемых „проблемных", „трудных" детей, подростков „группы риска". Беспризорность является крайним проявлением безнадзорности. Беспризорные дети полностью прервали свои отношения с семьей, ушли из дома. Это дети, не имеющие определенного места жительства или места пребывания. Они проживают на улицах, вокзалах, зачастую могут быть вовлекаемы в различные виды криминальной деятельности» [13. С. 21].

Впервые определение понятия «беспризорность» приведено в Большой советской энциклопедии, изданной в 1930 г. Здесь «беспризорные — это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения, живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, — дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».

Термин «безнадзорность» появляется спустя несколько лет. Уже в 1935 г. это понятие впервые упоминается в официальных документах, но только в сочетании с категорией «беспризорность».

Э.Б. Мельникова считает, что в группу безнадзорных детей можно отнести и беспризорных. В таком случае можно обозначить группы безнадзорных. «К первой группе относятся дети и подростки, полностью лишенные родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты. К второй группе относятся дети и подростки, частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако эта группа детей не нуждается в оздоровлении условий жизни и воспитания. В третью группу попадают дети и подростки, не лишенные родительского попечения, но в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки и наличием видимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся в наблюдении за ними и педагогическом воздействии и помощи» [7. С 22].

Таким образом, социальное сиротство можно развести на два класса явлений. С одной стороны, социальными сиротами в современном обществе являются безнадзорные дети, с другой стороны, беспризорные — те, кто ранее был безнадзорными, но в связи с обстоятельствами покинул родительский дом и фактическим местом его проживания является улица.

Сиротство — явление не новое, оно берет свое начало с времен формирования семьи как социального института. Начиная с первых форм существования общества, заботу о сиротах осуществляли родные и близкие, кровные родственники. Государственное же регулирование сиротства начинается в России с времен царствования Ивана Грозного. В это время на Руси впервые появились сиротские дома, находившиеся в ведении «Патриаршего приказа».

Дальнейшее развитие политики «призрения» детей-сирот в Российском государстве, то есть государственного «присмотра» за ними, опеки таких детей, получила при правлении Петра I. Во время его царствования открытие приютов было поощряемо, в такие сиротские государственные дома принимали незаконнорожденных детей с соблюдением анонимности их происхождения. В июне 1718 г. Петр I издает приказ, согласно которому «малолетних ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Однако в связи с тем, что в XVIII в. богадельни и госпитали были переполнены, детей-сирот начинают отдавать на воспитание в семьи, а мальчиков от 10 лет — в матросы [2. С 116].

Дальнейшее развитие система государственного надзора за детьми-сиротами получила при правлении Екатерины II. Под ее патронажем существовали воспитательные дома, задачей которых было временно укрыть ребенка от беды, а затем отдать в благополучную семью. В XIX в. число детей-сирот в воспитательных домах значительно росло, а условия их содержания существенно ухудшались. При правлении Александра I, как отмечает В.В. Беляков, смертность детей в таких учреждениях доходила до 75% [2. С 97].

В России советского периода борьба с беспризорностью имела статус политической задачи. К 1917 г. на территории России располагалось 538 приютов, на воспитании которых были 29 650 детей. После событий октябрьской револю-

ции в 1917 г. заботу о детях, оставшихся без попечения взрослых, государство взяло полностью на себя.

Сегодняшние воспитанники интернатных учреждений для социальных сирот отличаются от своих «собратьев», поступавших в детские дома революционных или военных лет. Потеряв семью во время социально-экономических потрясений — революций, войн — большинство детей имели опыт нормальной семейной жизни в крестьянской, рабочей, ремесленной семье, где они усваивали семейные нормы, ценности, традиции, осваивали социальные роли, накапливали социальный и культурный потенциал.

В современном обществе существование социального сиротства детерминируется причинами, отличными от тех, которые имели место в советский период.

По данным исследования, проводившегося по вопросам безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на территории Краснодарского края, были выявлены следующие причины существования социального сиротства в современной России: 66% опрошенных считают причиной безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних алкоголизм в семье, 55% респондентов ответили, что социальное сиротство является следствием бегства из неблагополучных семей, 43% отметили, что физическое насилие в семье является причиной социальное сиротства, 39% опрошенных считают, что существование данного явления породило бедственное материальное положение. Только 14% считает причиной уходов детей из семьи «тягу к приключениям» и 6% — «наличие психических заболеваний у таких детей» [13. С. 23].

По мнению Т.А. Гурко, основными причинами социального сиротства являются лишение родительских прав и отказ от новорожденных [6. С. 13]. Поэтому в первую очередь при изучении причин социального сиротства в современном России нами было обращено внимание на состояние института семьи как одного из ключевых агентов социализации детей и подростков. Семья для подростка является тем институтом, в котором он может и должен обрести стабильность, защиту и воспитание. Кризис современной семьи негативно повлиял на общее состояние детства в стране, приведя к росту такого феномена, как социальное сиротство.

На сегодняшний день семья как социальный институт претерпевает существенные изменения. Индикаторами таких изменений являются разводы, внебрачные рождения детей, повторные браки. Также существенным фактором является занятость женщин вне семьи. В российском обществе она была и остается наиболее высокой в мире на протяжении уже более чем трех поколений. Социологами было выявлено множество последствий этого явления, но самым существенным является ломка в системе гендерных стереотипов, родительских ролей. Обращаясь к теории исторических типов моногамной семьи, мы можем выделить идеальные типы семейных отношений, отражающие доминирование одного из трех видов отношений: кровного родства — патриархальная семья — детоцентристская семья — супружеская семья [5. С. 160]. Современные семьи более всего можно отнести к супружескому типу, где взаимоотношения строятся по принципу «зависимость —

автономность». Следовательно, в такой семье детоцентристские ценности утрачивают свою силу.

Произошедший за последние десятилетия духовный, экономический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к тому, что произошло сильное увеличение семей, характеризующихся дезорганизацией, то есть в семье проявляется ее внутренняя нестабильность, ее разрушение под воздействием различных социальных факторов.

В современном обществе семья становится неспособной к выполнению приписанных ей функций, утрачивает роль в социализации ребенка. В связи с кризисными явлениями общества многие семьи оказались неустойчивыми, не смогли выработать способы адаптации к современной ситуации социума. Впоследствии снизился воспитательный потенциал семьи, произошли ухудшения в сфере внутреннего климата семьи, во многих семьях стали происходить процессы отчуждения родителей от собственных детей. Все это привело к упадку нравственности семьи, появлению детей-сирот при живых родителях и, как следствие, возникновению такого феномена, как социальное сиротство.

Другой причиной социального сиротства в современном обществе является увеличение масштабов незарегистрированных браков, подростковой рождаемости, а также бедности значительного числа семей, отсутствие эффективной социальной политики, широкое распространение алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

Резкое падение жизненного уровня обострило ситуацию отказа от ребенка в связи с недостатком средств для того, чтобы его прокормить.

По мнению В.В. Чернявского [13. С 25], причинами социального сиротства детей являются материальные проблемы в семьях, рост бедности, уменьшение внимания детям, которое связано с необходимостью родителей больше времени уделить трудовой деятельности, чтобы обеспечить достойную жизнь семье и детям, педагогическая неграмотность родителей, незнание или непонимание ими своих обязанностей по отношению к детям, «разрушение нравственных ценностей, и как следствие, воспитательного потенциала семей».

Также среди причин социального сиротства можно отметить такие как отсутствие одного из родителей, обычно отца, что может снижать уровень контроля над поведением и поступками ребенка.

Наблюдаемый в настоящий момент рост социального сиротства в России является одним из следствий «перестройки», разрушения советской системы воспитания и социальной защиты детства. Провоцирует и усугубляет рост этого явления широкая распространенность в стране алкоголизма и наркомании.

Далее стоит отметить достаточно парадоксальную демографическую ситуацию, сложившуюся в России. Во многих случаях рожают женщины, которые в отсутствие мужей часто не способны без помощи государства воспитать детей, и, наоборот, те, кто может их содержать и воспитать, не делают этого. В условиях кризиса брачных отношений положение первых часто является безвыходным, им не на кого опереться в своей материнской роли. Однако другую категорию женщин

составляют представительницы, занятые профессиональной карьерой, в числе потребностей и ценностей которых семья и материнство довольно часто занимают последнее место.

Таким образом, складывается ситуация, когда ребенок одинок при родителях, он попадает в категорию безнадзорных подростков. Он имеет родителей, но при их фактической загруженности не является для них объектом воспитания. И в таких случаях его воспитание происходит на улице.

Также экономическая и политическая сферы общества явили ряд причин, вызвавших появление и развитие феномена социального сиротства. Изменения в экономической сфере жизнедеятельности общества повлекли за собой ряд перемен — появились новые социальные группы и общественные отношения, появился значительный разрыв в обеспеченности разных слоев общества. Самыми уязвимыми группами стали дети и престарелые. В семьях, где доход ниже среднего уровня, дети порой не только лишены удовлетворительного питания, но и получают характеристику «лишних», становятся обузой для своих родителей.

В условиях экономической нестабильности проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, вызывает особую актуальность. Острота проблемы, с одной стороны, обусловлена ростом количества таких детей, а с другой, неэффективностью функционирования института социальной поддержки, который в современной России ориентирован в основном на учет только первичных потребностей детей-сирот.

Быстрое реформирование общества, произошедшее за последние десятилетия, обострение проблем занятости обусловили появление групп индивидов, которые по разным причинам испытывают трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям. Это довольно часто приводит к изменению отношений внутри семьи, а также отношения к ребенку, росту в ней насилия, расширению масштабов девиантного поведения и впоследствии социальному сиротству [3. С. 46].

Важно отметить, что на данный момент ситуация детской безнадзорности похожа на ситуацию, которая имела место в 1920-х гг. В те временами основная часть беспризорников являлись выходцами из неполных семей. Такие семьи, как правило, также испытывали большие трудности в период безработицы. По данным на 1924 г., 28% беспризорников воспитывались только матерью, 7% — только отцом [3. С. 48].

Так, Е.Г. Слуцкий выделяет три основные категории причин, сопутствующих появлению и развитию феномена социального сиротства: социально-экономические, социально-психологические, а также медико-психологические причины. К социально-экономическим причинам он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни людей. К данным ряду причин можно отнести безработицу, кризис, интенсивные миграционные процессы. Социально-психологические причины связаны с кризисом семьи, ухудшением климата в ней, увеличением числа разводов, потерей одного из родителей, с грубым отношением к детям в семье, физическими наказаниями. Медико-психологические причины указывают на увели-

чение числа детей, имеющих выраженные психофизические аномалии, черты асоциального поведения, наличие генетической предрасположенности [11. C. 117].

Масштабы социального сиротства в современном обществе увеличиваются. По данным официальной статистики в России, на данный момент насчитывается более 200 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это составляет 2,5% численности всего детского населения в возрасте от 0 до 17 лет, а в некоторых регионах этот показатель достигает 15—20%.

По данным Агентства социальной информации на 2005 г., в Великобритании этот показатель составляет 0,5%, в США — 0,6%, в Германии — 0,89%. Ежегодно более 130 тыс. детей лишаются родительского попечения, 70% из них уходят в семьи, 30% — в детские интернаты на полное государственное обеспечение. Также ежегодно выявляется свыше 100 тысяч социальных сирот. Продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей в раннем возрасте. Среди детей, ежегодно поступающих в дома ребенка, 3/4 составляют дети первого года жизни. В Российской Федерации 93% выявленных детей-сирот являются социальными сиротами, оставшиеся без попечения родителей по социальным причинам.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Астоянц М.С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии (Социокультурная интерпретация): Автореф. дисс. ... докт. социологич. наук. — Ростов-на-Дону, 2007.

[2] Беляков В.В. Сиротсткие учреждения в России. Исторический очерк. — М., 1993.

[3] Бреева Е.В. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. — 2004. — № 4. — С. 44—50.

[4] Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. — Минск, 1989.

[5] Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб., 1998.

[6] Гурко Т.А. Трансформация российской системы устройства детей, лишенных родительского попечения // Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко. — М., 2006. — С. 8—21.

[7] Мельникова Э.Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. — 1999. — № 2.

[8] Пузанова Ж.В. Измерение одиночества в эмпирическом социологическом исследовании // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. — 2009. — № 2. — С. 70—74.

[9] Рябова Е.Н., Кузьменко Т.В. Социальная работа с социально-исключенными группами населения. — Саранск, 2010.

[10] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (принят 8 декабря 1995 года) (ред. от 3 июня 2006 года).

[11] Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. — 1998. — № 3. — С. 117—121.

[12] Торлопов В.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 1998. — № 16. — С. 2—10.

[13] Чернявский В.В. Проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних (на примере Краснодарского края) // Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко. — М., 2006. — С. 21—29.

SOCIAL ORPHANHOOD IN TODAYS RUSSIA: THE SITUATION AND DETERMINANTS

E.I. Kozhevnikova

Sociology Chair Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article considers social orphanhood as a phenomenon where children and teenagers have parents who for some reasons are not engaged in their upbringing, do not take care of them and have no control over their children's actions. As of today, the main reasons for social orphanhood are the following: the crisis of the family in modern society, unstable marriages, divorces, deprivation of parents' rights, rejection of newly-born babies, financial problems in the family. Social orphanhood increases when the social-economic situation in the country gets more complicated, with drug addiction, alcoholism and other pathological conditions in society getting wide-spread.

Key words: orphanhood, social orphanhood, marriage, family, deprivation of parents' rights, upbringing, social exclusion.

REFERENCES

[1] Astojanc M.S. Social'noe sirotstvo: uslovija, mehanizmy i dinamika jekskljuzii (Sociokul'turnaja interpretacija): Avtoref. diss. ... dokt. sociologich. nauk. — Rostov-na-Donu, 2007.

[2] Beljakov V.V. Sirotstkie uchrezhdenija v Rossii. Istoricheskij ocherk. — M., 1993.

[3] Breeva E.V. Social'noe sirotstvo. Opyt sociologicheskogo obsledovanija // Sociologicheskie issledovanija. — 2004. — № 4. — S. 44—50.

[4] Vercinskaja N.N. Trudnyj rebenok. — Minsk, 1989.

[5] Golod S.I. Sem'ja i brak: istoriko-sociologicheskij analiz. — SPb., 1998.

[6] Gurko T.A. Transformacija rossijskoj sistemy ustrojstva detej, lishennyh roditel'skogo popecheni-ja // Aktual'nye problemy semej v Rossii / Pod red. T.A. Gurko. — M., 2006. — S. 8—21.

[7] Mel'nikova Je. B. Profilaktika beznadzornosti detej i podrostkov // Pravozashhitnik. — 1999. — № 2.

[8] Puzanova Zh. V. Izmerenie odinochestva v jempiricheskom sociologicheskom issledovanii // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologija. Jekonomika. Politika. — 2009. — № 2. — S. 70—74.

[9] Rjabova E.N., Kuz'menko T.V. Social'naja rabota s social'no-iskljuchennymi gruppami nase-lenija. — Saransk, 2010.

[10] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 1995 goda № 223-FZ (prinjat 8 dekabr-ja 1995 goda) (red. ot 3 ijunja 2006 goda).

[11] Sluckij E.G. Besprizornost' v Rossii: vnov' groznaja real'nost' // Sociologicheskie issledovanija. — 1998. — № 3. — S. 117—121.

[12] Torlopov V.A. Profilaktika beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Rossii: problemy i puti ih zakonodatel'nogo reshenija // Analiticheskij vestnik Soveta Federacii FS RF. — 1998. — № 16. — S. 2—10.

[13] Chernjavskij V. V. Problemy beznadzornosti i besprizornosti nesovershennoletnih (na primere Krasnodarskogo kraja) // Aktual'nye problemy semej v Rossii / Pod red. T.A. Gurko. — M., 2006. — S. 21—29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.