СИРОТСТВО В российской федерации И В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ:
ФАКТОРЫ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
Сиротство, социальное сиротство, родительское попечение, факторы сиротства, динамика и
структура социального сиротства.
Статистика показывает, что Россия вышла на первое место по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения. В понятийном аппарате проблемы сиротства сложилось несколько определений: «сирота», «социальный сирота», «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Сходство этих понятий заключается в том, что все они характеризуют статус ребенка, оставшегося без кровной семьи и родительской заботы, отличие касается причин, по которым это произошло. Следует различать сиротство, характеризующее образ жизни детей вследствие смерти их биологических родителей, и социальное сиротство, обусловленное устранением родителей от обязанностей по отношению к своим детям. Отсюда следует и разграничение понятий: «ребенок-сирота» - лицо в возрасте до 18 лет, у которого умерли оба или единственный родитель; и «социальный сирота» -ребенок до 18 лет, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. Термин «ребенок, оставшийся без попечения родителей» относится к широкому классу детей, оставшихся без заботы со стороны единственного или обоих родителей в связи с их лишением (ограничением) родительских прав; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); их нахождением в лечебных учреждениях; содержанием под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; отбыванием наказания в виде лишения свободы; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из медицинских и воспитательных учреждений и др. В зависимости от причин, по которым дети лишаются родительской заботы, выделяются основные категории детей-сирот: отказные дети; подкидыши; отобранные (изъятые) дети; подопечные (несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, переданные под опеку или попечительство). Описанные понятия закрепляют за ребенком статус сироты или социального сироты, они могут применяться к детям, чье сиротство официально установлено. Однако социальное сиротство существует и в скрытой (латентной) форме в виде беспризорности или безнадзорности, что имеет место при самоустранении родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей. Другими словами, скрытое (латентное) сиротство - это фактическое отсутствие родительской заботы при сохранении формальных связей ребенка с родителями. Основанием, позволяющим рассматривать безнадзорность детей и подростков как скрытую форму социального сиротства, являются недостаточность родительского внимания, заботы, надзора и контроля за поведением и жизнью детей, отсутствие внутренней связи между родителями и детьми (отсутствие теплых родственных отношений, заботы и пр.) при формальном сохранении связи внешней (совместном проживании). Беспризорность можно рассматривать как производную от безнадзорности в ее крайнем проявлении, но, в отличие от безнадзорности, она связана с разрывом семейных связей и отчуждением ребенка от семьи. В состоянии латентного сиротства находится еще одна категория детей, формально имеющих семью, но фактически проживающих на улице. Средой обитания таких детей и подростков, называемых «детьми улицы», является внеинституциональная сфера социума, на которую не распространяются общепринятые нормы и ценности [Селиванова, 2005, с. 12].
Социальный и психолого-педагогический аспекты проблемы сиротства кроются в социальной дезадаптации значительного числа выпускников интернатных учреждений, проявляющейся в уклонении от учебы и работы, ранней алкоголизации и наркотизации и т. д. Безнадзорные дети ведут кочевой образ жизни, не имеют постоянного места жительства, не занимаются социально одобряемой деятельностью, соответствующей их возрасту. Значительная часть беспризорников находятся в криминальном окружении, занимаются противоправными действиями.
В общей структуре сиротства в РФ социальное сиротство имеет больший удельный вес
- 70-80 %. В Красноярском крае этот показатель достигает почти 90 % от общей численности детей, лишенных семьи; примерно 10 % составляют дети умерших родителей.
Целью данного исследования является выявление факторов, структуры и динамики социального сиротства в Красноярском крае и определение ключевых психолого-педагоги-ческих задач, обеспечивающих успешную социализацию детей, растущих вне семьи.
Факторы социального сиротства. Корни социального сиротства кроются в кризисных явлениях современной семьи, обусловленных рядом социально-экономических и нравственных процессов, происходящих в обществе. Кратко рассмотрим основные факторы изменения социального института семьи в РФ и в Красноярском крае, детерминирующие социальное сиротство. Условно их можно разделить на три группы.
К первой группе можно отнести факторы, связанные с кризисом современной семьи, -рост числа разводов и количества неполных семей, изменение традиционной структуры семьи, снижение ценностного отношения к семье и брачным отношениям, изменение репродуктивного поведения несовершеннолетних и молодежи и др. В подтверждение приведем некоторые статистические данные: в РФ из четырех заключенных браков три распадается [Реан и др., 2002, с. 34]. в Красноярском крае разводом заканчивается каждый второй брак; в России вне зарегистрированного брака рождается каждый четвертый ребенок (примерно 300 тыс. детей), в Красноярском крае 38,8 тыс. семей из одиноких матерей, в которых воспитывается свыше 50 тыс. детей (каждый десятый ребенок) [Семья, дети..., 2007, с. 49].
Вторая группа факторов социального сиротства связана с ненадлежащим выполнением семейных функций вследствие снижения материального благосостояния огромного числа семей с детьми; алкоголизацией, наркотизацией и криминализацией родителей; прямым уклонением родителей от выполнения родительского долга вследствие асоциального образа их жизни; увеличением числа родителей, лишаемых родительских прав, и др. Согласно данным исследований ИСЭПН РАМ, половину населения России можно отнести к категории малоимущих граждан [Шипицына, 2003, с. 24], в Красноярском крае, по оперативным данным Министерства социальной защиты населения, в 2008 г. 66,7 % семей с детьми получали различные виды материальной помощи от государства. Безусловно, было бы опрометчивым рассматривать недостаточную материальную обеспеченность семей как прямой источник социального сиротства, однако исследования показывают, что в таких семьях хуже, чем в обеспеченных, удовлетворяются базовые потребности детей в приобретении предметов домашнего обихода, жилье, лечении и пище, чаще не осуществляется должный надзор за их обучением и времяпровождением и др. Основным «поставщиком» социальных сирот являются дисфункциональные семьи, или семьи с нарушенным функционированием в сфере воспитания и социализации детей, к числу которых относятся семьи с родителями-алкоголиками, родителями, ведущими асоциальный образ жизни, судимыми и т.д. Крайнюю степень безответственности проявляют родители, бросившие своих детей на произвол судьбы. По оперативным данным Министерства социальной защиты, в Красноярском крае свыше пятисот детей покинуты родителями, находящимися в розыске (408 чел.). В 2008 г. число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составило 224 393 ребенка, что почти на треть больше по сравнению с предыдущим (в 2007 г. их было 172254). Из них 38 % детей в возрасте до 7 лет (86 219 чел.), 50,5 % в возрасте от 7 до 16 лет (113 305 чел.), 11,5 % (25 840 чел.) в возрасте от 8 до 16 лет. В Красноярском крае
почти пять тысяч семей, условия жизнедеятельности которых представляют угрозу для воспитывающихся в них детей (свыше восьми тысяч детей и подростков Красноярского края находятся в социально опасном положении).
На рис. приведены структурированные данные о причинах постановки на учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в 2008 г. Однако полноту данных о количестве безнадзорных, бродяжничающих, употребляющих алкоголь и наркотики, а также совершивших административно и уголовно наказуемые правонарушения можно подвергнуть сомнению, так как они отражают лишь число выявленных и поставленных на учет. Настоящие масштабы социально опасного положения детей и подростков можно установить с учетом их латентного состояния, примерно соотносящегося с официально регистрируемым как 10:1.
1200
1019
1000 ------------1 I
Рис. Данные о несовершеннолетних жителях Красноярского края, находящихся в социально опасном положении (СОП), поставленных на учет в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2008 г.
По вертикали количество несовершеннолетних (чел.); по горизонтали: 1 - беспризорные; 2 - безнадзорные; 3 - бродяжничающие; 4 - употребляющие наркотические средства; 5 - употребляющие алкоголь; 6 - совершившие административно наказуемые правонарушения; 7 - совершившие административно наказуемые правонарушения до достижения возраста административ0ой ответственности; 8 - совершившие общественно опасное деяние; 9 - осужденные условно.
Третья группа факторов социального сиротства связана с ухудшением психологического здоровья семьи, включающего: психическое здоровье ее членов, сходство семейных ценностей, фукционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность поведения, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях и др. Ухудшение психического здоровья населения России можно считать установленным фактом. А.А. Реан приводит ошеломляющие цифры эпидемиологических исследований, проведенных в последние годы НЦПЗ РАМН, он говорит, что примерно у 1/3 населения России (52,5 млн. человек) имеются психические расстройства различной степени - от самых тяжелых до минимально выраженных. Среди них 8,7 млн. чел. имеют тяжелые психические расстройства, но не наблюдаются в психиатрических учреждениях; около 30 млн. чел. - лица с психическими расстройствами с меньшей тяжестью, в связи с чем они не обращаются в психиатрические учреждения; порядка 10 млн. чел. - лица с посттравматичес-ким стрессовым расстройством [Реан, 2002, с. 36]. О психологическом неблагополучии семей Красноярского края свидетельствуют высокие показатели тревожности населения. Данные проведенного социологического опроса 1028 жителей городов и поселков края показали, что ощущение опасности для себя и своей семьи не испытывает только каждый
четвертый житель (24,9 %). При этом 17,4 % респондентов полагают, что существует реальная опасность, а, по мнению 23,7 %, ощущается неопределенная опасность [Отчет по результатам., 2007, с. 22].
Таким образом, социальное сиротство можно рассматривать как результат совокупного действия патогенных факторов различного характера, связанных в первую очередь с неудовлетворительным функционированием института семьи. Однако феномены сиротства и социального сиротства имеют и процессуальные характеристики, обусловленные тем, что лишение ребенка родительской заботы происходит как последовательность разворачивающихся во времени определенных стадий или этапов. Такой подход позволяет рассматривать явление социального сиротства не только как результат стечения неблагоприятных обстоятельств социальной ситуации развития ребенка, но и как жизненный процесс во всей полноте присущих ему характеристик и особенностей. Исследование социального сиротства как процесса позволяет выделить пять таких стадий:
- ситуация до «осиротения». Качество жизни ребенка в этот период имеет широкий «разброс» индивидуальных характеристик - от полного благополучия в семье любящих родителей до длительного пребывания в ситуации домашних скандалов, пьяных драк, физического, психического или сексуального семейного насилия либо безнадзорности или беспризорности. Отметим, что данный период может и вообще отсутствовать в случаях отказа матери от ребенка в роддоме или тайном «подбрасывании» новорожденного. В России «отказными» ежегодно становятся около 1 % новорожденных, что составляет 12 % от общего числа сирот [Шипицына, 2003, с. 7];
- этап лишения родительской заботы - период жизни ребенка, обусловленный смертью родителей либо лишением их родительских прав, заключением в следственный изолятор или лишением свободы по решению суда; а также безвестным отсутствием (родители, находящиеся в розыске). В Красноярском крае в 2006 г. 3 877, а в 2007 г. уже 4045 родителей не выполняли свои родительские обязанности [Семья, дети., 2007, с. 89]. Число ежегодно выявляемых детей-сирот в Красноярском крае продолжает расти. Так, если в 1995 г. было выявлено 1694 ребенка, то к 2005 г. их втрое больше - 4439 чел.;
- процесс усыновления или передачи ребенка на попечение (государства или родственников, а также иных лиц). В Красноярском крае большая часть осиротевших детей передается на попечение родственников или усыновляется (около 70 %), примерно треть детей передается в детские дома и другие учреждения интернатного типа. За последние 6 лет более чем вдвое выросло и число детей, находящихся под опекой - от 5 215 чел. в 1990 г. до 11 643 в 2006 г. Однако растет и число воспитанников детских домов. Так, если в 1990 г. в детских домах, детских домах-школах, школах-интернатах для детей-сирот, школах-интернатах общего типа и для детей с отклонениями в развитии находилось 13 870 чел., то в 2006 г. их численность увеличилась более чем на 1000 чел. и составила 14 997 чел. Анализ показывает устойчивую положительную динамику опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей в последние годы (свыше 3 тыс. детей воспитываются в семьях родственников, близких знакомых и посторонних людей, принявших на себя заботу о них на безвозмездных условиях). Однако наблюдается общая тенденция к снижению усыновления (удочерения) детей-сирот как российскими, так и зарубежными гражданами [Семья, дети., 2007, с. 90];
- этап жизни ребенка в статусе «сироты». Осиротевший ребенок либо усыновляется, либо передается на воспитание в семью или в интернатное учреждение. В первом случае он уже не считается сиротой, так как приобретает такие же права, как и биологические дети. Педагогических и психологических исследований, посвященных изучению проблем воспитания и социализации детей в приемных семьях, немного, нет и достоверных научных данных о результатах воспитания. Известно лишь, что часть усыновленных детей возвращается в интернатные учреждения (это явление получило название «возвратного» или повторного сиротства), иногда называются цифры от 50-70 %, достоверность которых ни подтвердить,
ни опровергнуть невозможно ввиду отсутствия точных данных. Во втором случае ребенок не усыновляется, а воспитывается в замещающей семье (опекуном при этом является детский дом). Социальные и психолого-педагогические аспекты этой формы устройства ребенка изучены недостаточно и в настоящее время все больше привлекают внимание исследователей. В третьем случае ребенок до совершеннолетия живет в интернатном учреждении, где заботу о его обеспечении и образовании полностью берет на себя государство (институциональное воспитание). Последняя форма устройства, пожалуй, изучена в наибольшей степени и продолжает изучаться современными исследователями;
- постинтернатный период жизни выпускника детского дома. Это период жизни ребенка после выпуска из детского дома или интерната (как правило, после окончания 9 класса) и поступление в учебное заведение начального или среднего образования. В отдельных немногочисленных случаях ребенок живет в детском доме до окончания 11 классов и поступает в вуз. По окончании ребенком-сиротой воспитательного учреждения для него предусмотрена система социальных пособий и льгот для продолжения обучения, дальнейшего бытового и трудового устройства. К сожалению, научных лонгитюдных исследований постинтернат-ного периода жизни выпускников детских домов, да и вообще детей-сирот, после их совершеннолетия крайне мало. Широкую известность получила часто цитируемая в работах о проблемах социального сиротства статистика (при этом называются различные ее источники), о том, что из 15 000 воспитанников, ежегодно выпускаемых из отечественных сиротских учреждений, в течение первого года в свободной жизни 1500 кончают жизнь самоубийством, 3 тысячи становятся бродягами, 5 тысяч попадают на скамью подсудимых [Реков-ская, 1998, с. 87-95].
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
— сиротство в РФ и в Красноярском крае обусловлено сложной совокупностью факторов, имеющих социальную и психолого-педагогическую природу и связанных с кризисом института семьи, ее дисфункциональностью, психологическим здоровьем. Наибольший «вклад» в рост сиротства осуществляется факторами, связанными с неудовлетворительным функционированием огромного количества семей - алкоголизацией, криминализацией, уклонением от выполнения родительских обязанностей и т. д.;
— сиротство существует в явной и скрытой формах с тенденцией роста латентной формы в виде безнадзорности и беспризорности;
— процессуальные характеристики социального сиротства образованы пятью его этапами: ситуацией до «осиротения», периодом лишения родительской заботы, этапами передачи на попечение и жизни в статусе сироты, постинтернатным периодом жизни. В педагогическом аспекте наименее изученными можно считать воспитание детей в приемных семьях (особенно усыновленных и удочеренных детей) и социализацию сирот после выпуска из интернатного учреждения;
— основной задачей является интеграция внимания усилий общества, социальных наук и системы образования в снижении факторов социального сиротства, развитии института приемной семьи, повышении качества образования в учреждениях интернатного типа.
Библиографический список
1. Отчет по результатам социологического исследования «Соблюдение прав детей в семье». Красноярск, 2007.
2. Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России: аналитический доклад / под ред. А.А. Реан. М., 2002.
3. Рековская И.Ф. Положение детей в Российской Федерации и социальные проблемы сиротства // Социальные и гуманитарные науки. 1998. № 2. С. 87-95. (Социология).
4. Селиванова О.А. Психолого-педагогическая реадаптация безнадзорных подростков в условиях открытого социума: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2005.
5. Семья, дети и демографическая ситуация в Красноярском крае: сб. аналитических материалов к заседанию Совета. Красноярск: Платина, 2007.
6. Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. СПб.: Речь, 2003.