Научная статья на тему 'Анализ проблем безнадзорных и беспризорных детей (на примере ГУСО «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»)'

Анализ проблем безнадзорных и беспризорных детей (на примере ГУСО «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних») Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2626
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / FAMILY TROUBLE / SOCIALIZATION / DEVIANT BEHAVIOR / LIFESTYLE / SOCIAL INSTITUTIONS / REHABILITATION / LOW INCOME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дэбэева Туяна Базаржаповна

В данной статье исследуются проблемы безнадзорных и беспризорных детей. На основе проведенного социологического исследования проводится анализ причин и условий поступления безнадзорных и беспризорных детей в государственное учреждение социального обслуживания «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Безнадзорность и беспризорность детей является одной из актуальных проблем современного российского общества. Меры, принимаемые государством, являются недостаточными для разрешения данной проблемы, поскольку полученные данные свидетельствуют о деформации института семьи, ее неблагополучии источника формирования и пополнения слоя безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Исследование показало, что наиболее важным моментом в предупреждении безнадзорности в подростковой среде является организация конкретных профилактических мероприятий для предотвращения данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of neglected and homeless children was investigated in the article. Based on the case study we analyzed the causes and conditions of neglected and homeless children receipt in the public institution of social service "Republican social rehabilitation center for minors". Neglect and abandonment of children is one of the urgent problems of modern Russian society. The measures taken by the State are insufficient to resolve this problem. The obtained data indicated the deformation of family institution, its troubles; as a result of it such families became a source of formation and replenishment of neglected and homeless children and adolescents stratum. The study showed that the most important point in prophylaxis of homelessness among adolescents was organization of specific preventive measures.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем безнадзорных и беспризорных детей (на примере ГУСО «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»)»

УДК 316.624: 316.364.32(571.54)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗНАДЗОРНЫХ И БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ

(НА ПРИМЕРЕ ГУСО «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»)

© Дэбэева Туяна Базаржаповна

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальные технологии» ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: [email protected]

В данной статье исследуются проблемы безнадзорных и беспризорных детей. На основе проведенного социологического исследования проводится анализ причин и условий поступления безнадзорных и беспризорных детей в государственное учреждение социального обслуживания «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Безнадзорность и беспризорность детей является одной из актуальных проблем современного российского общества. Меры, принимаемые государством, являются недостаточными для разрешения данной проблемы, поскольку полученные данные свидетельствуют о деформации института семьи, ее неблагополучии - источника формирования и пополнения слоя безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Исследование показало, что наиболее важным моментом в предупреждении безнадзорности в подростковой среде является организация конкретных профилактических мероприятий для предотвращения данного явления.

Ключевые слова: неблагополучие семьи, социализация, девиантное поведение, образ жизни, социальное учреждение, реабилитация, малообеспеченность.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF HOMELESS AND STREET CHILDREN

(ON THE EXAMPLE OF «REPUBLICAN SOCIAL AND REHABILITATION CENTER FOR MINORS»)

Tuyana B. Debeeva

PhD, A/Professor, East Siberian State University of Technology and Management 40 V, Klyuchevskaya Str., Ulan-Ude 670013, Russia

The problem of neglected and homeless children was investigated in the article. Based on the case study we analyzed the causes and conditions of neglected and homeless children receipt in the public institution of social service "Republican social rehabilitation center for minors". Neglect and abandonment of children is one of the urgent problems of modern Russian society. The measures taken by the State are insufficient to resolve this problem. The obtained data indicated the deformation of family institution, its troubles; as a result of it such families became a source of formation and replenishment of neglected and homeless children and adolescents stratum. The study showed that the most important point in prophylaxis of homelessness among adolescents was organization of specific preventive measures.

Keywords: family trouble, socialization, deviant behavior, lifestyle, social institutions, rehabilitation, low income.

Безнадзорность и беспризорность детей и подростков — одна самых тревожных проблем современного российского общества. Несмотря на принимаемые правительством РФ в последние годы меры, наблюдается рост безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних. В настоящее время не существует надежных данных о количестве беспризорных детей в России. По разным источникам беспризорных детей насчитывается от 2-2,5 (госданные) до 3-4 млн (по оценкам Совета Федерации, Прокуратуры РФ и независимых экспертов). Даже если взять минимальное количество беспризорных, оно окажется приближено к показателям послевоенного Советского Союза: в 1945 г. было 678 тью. детей-сирот [5, 30]. В разных регионах применяются на практике различные методы подсчета беспризорных детей. В Улан-Удэ считают лишь тех детей, которые попали в отделение полиции.

С целью выяснения основных причин и особенностей развития детской безнадзорности и беспризорности было проведено социологическое исследование в государственном учреждении социального обслуживания «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее ГУСО «РСРЦН»), что включало анкетирование воспитанников. Использовался метод

серийной (гнездовой) выборки. В процессе исследования была выдвинута гипотеза, что главной причиной поступления безнадзорных и беспризорных детей и подростков в ГУСО «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» является неблагополучие семей, что выражается в оставлении детей без попечения, жестокое обращение по отношению к детям, аморальный образ жизни родителей, малообеспеченность и др., в связи с этим у детей и подростков нарушается процесс социализации, они недостаточно развиты, им присущи психологические проблемы, педагогическая запущенность, а также формируются отрицательные формы девиантного поведения.

Результаты проведенного исследования показали, что основными причинами поступления несовершеннолетних в социально-реабилитационный центр послужили алкоголизм матери (26 %), отсутствие жилья (19 %), болезнь матери, оставление ребенка матерью в социально опасном положении (8 %), побеги из дома несовершеннолетнего (4 %). Полученные данные свидетельствуют о деформации семьи, ее неблагополучия - источника формирования и пополнения слоя безнадзорных, впоследствии беспризорных детей и подростков.

Несовершеннолетние доставляются в Центр по акту оперативного дежурного отдела внутренних дел, по направлению органов социальной защиты населения, органов здравоохранения, образования, органов опеки и попечительства, по личному обращению несовершеннолетнего, по заявлению родителей или законных представителей.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

-76%

:.1б%:

4%_4%,

□ п. Гусиное Озеро Селенгинского района

□ п. Наушки Кяхтинского

района

□ г. Кяхта

□ г. Улан-Удэ

Рис. 1. Место жительства до поступления в ГУСО «РСРЦН»

Из рисунка 1 видно, что большая часть воспитанников центра — это жители города, так как данная социальная проблема свойственна именно городам. Очевидно, что в сельской местности люди менее разобщены и принимают большее участие в судьбе детей.

В современных условиях институт семьи является базисным институтом социализации, в котором закладываются основы мировоззрения подростков. Воспитываясь в семье, дети получают свой первый социальный опыт, овладевают элементарными знаниями и моделями поведения, нормативными и ценностными представлениями. Через призму семьи преломляются общественные нормы, ценности, она может усиливать, ослаблять либо нейтрализовать их влияние. Именно в семье закладывается фундамент для дальнейшего развития и становления личности. Успешная социализация ребенка в обществе зависит от состояния семьи и ее экономических, социальных и психологических факторов.

Обработка собранной эмпирической информации показала, что одной из основных причин, толкающих подростков на беспризорность является неполный состав семьи либо жизнь с родственниками. Также в основном это большие многодетные семьи, в состав которых входит пять и более человек (69 %), четыре и три (12 %).

Процесс социализации протекает успешнее в наиболее благоприятных социально-экономических, бытовых, психологических условиях, которые характеризуют семью как среду становления личности. Материальное состояние семей воспитанников центра характеризуется наличием своего жилья: свою квартиру и свой частный дом имеют 38 %.

Материальное положение своей семьи респонденты оценили как среднее — 69 %, выше среднего — 15 %, ниже среднего и низкое — 18 %. В основном семьи живут на заработную плату (84 %), пенсию бабушки/дедушки (38 %), пенсию по потере кормильца (38 %), пособие (19 %). Тратятся деньги в семье и хватает их только на еду и одежду — 62 %, хватает практически на все — 30 %, не хватает даже на еду — 4 %.

По результатам проведенного нами исследования можно судить о неблагополучии в семьях с безнадзорными детьми, поскольку на вопрос: «Где сейчас находятся твои родители?» были получены следующие данные — мама лишена родительских прав (27 %), ограничена в родительских правах (27 %), отец — умер (50 %) и дети не знают, где он (26 %). Все это в очередной раз доказывает, что родители не выполняют свои родительские обязанности, не желают заниматься воспитанием и материальным обеспечением своих детей.

По результатам различных исследований можно установить прямую зависимость образа жизни детей от образа жизни их родителей, поскольку на ранних этапах социализации дети «впитывают» в себя поведение родителей. Если семья придерживается антиобщественных и девиантных норм поведения и ведет аморальный образ жизни, то такое же поведение перенимает и ребенок.

Согласно результатам социологического исследования среди детей и подростков выяснилось, что их родители страдают алкоголизмом, причем женский алкоголизм доминирует — 76 %, мужской

— 70 %. Наркоманией страдают женщины — 12 %, мужчины — 16 %. Таким семьям присущи частые ссоры, дебоши, неадекватное, агрессивное поведение.

В последние годы широко распространен фактор насилия. Оно может принимать как психическую, так и физическую форму. Проведенное исследование среди воспитанников центра указывает на тот факт, что в отношении детей практиковалось насилие. Ссоры возникали между родителями и детьми, на это указали 16 %, оскорбления в свой адрес — 38 % детей, применение физической силы

— 26 %, родители выгоняли из дома — 16 % детей. Насилие в семье является одной из причин ухода ребенка из дома.

Образовательное учреждение также является одним из основных социальных институтов, оказывающим социализирующее влияние на становление личности подростка. Образовательные институты имеют огромный воспитательный потенциал и являются одним из важнейших факторов социализации и профилактики безнадзорности несовершеннолетних [4].

Результативность обучения детей в школе определяется не только уровнем и качеством педагогических методик, но и условиями, в которых протекает образовательный процесс, а также экономическим статусом, уровнем образования и культурным уровнем семьи. Необходимо отметить, что согласно результатам социологического исследования уровень образования у родителей воспитанников центра достаточно высокий (рис. 2).

□ Высшее

□ Незаконченное высшее

□ Средне-специальное

□ Среднее

□ Не знаю

Рис. 2. Уровень образования родителей воспитанников центра

Невнимание со стороны родителей в отношении воспитания детей может привести к тому, что дети могут пополнить ряды безнадзорных. Педагогическая запущенность детей ведет к тому, что не раскрываются и не развиваются положительные качества ребенка. Основная часть подростков, утратив семейные связи, замыкаются в себе, начинают пропускать занятия, плохо усваивают учебный материал.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Мать (мачеха)

Отец (отчим)

Основная масса подростков учится на «3» и «4» (66 %), оставались на второй год — 46 %, нравится учиться — 84 %, посещают каждый день занятия — 100 %.

Среди основных причин безнадзорности является влияние социального окружения, в котором социализируется ребенок. Родители безнадзорных детей обычно плохо контактируют со своими детьми и недостаточно хорошо понимают их внутренний мир, уделяют им недостаточно времени и внимания, не понимают их поведение, фактически не знают их друзей и то, как они организуют свой досуг. Подростки стараются убежать от всех семейных проблем, непонимания и пытаются найти друзей с похожей судьбой.

Одной из крайних форм проявления безнадзорности является уход из дома либо центра. Для выявления частоты уходов из дома респондентам был задан вопрос: «Случалось ли, что Вы самовольно покидали РСРЦН?», на который 30 % ответили положительно; «Вам когда-нибудь хотелось уйти из дома?» ответили положительно 38 %, и на вопрос «Случалось ли, что Вы уходили, убегали из дома?» ответили положительно 26 % респондентов.

Причины побега разные, в основном: хотелось погулять, насилие со стороны матерей, отцов, отчимов, опекунов, приемных родителей. Временной интервал длительности побега заключается от 1 дня до 2 недель. В большинстве случаев «беглецы» находились у родственников, у друзей, подружек.

Детям из неблагополучных семей не обеспечивают надлежащего физического, интеллектуального и эмоционального развития. Такие дети, как правило, отстают в учебе. Проявляется повышенная напряженность со стороны одноклассников и учителей, что делает их более ранимыми. Свое ущемленное «Я» они компенсируют через агрессию и конфликты со сверстниками и учителями [3].

К основным моментам отрицательного девиантного поведения респонденты относят причинение физического вреда — 34 %, толкнуть/ударить кого либо — 20 %, оскорбление, ругань матом —

23 %, демонстративно отказываться от общения, грубить кому-либо — 12 %.

Оказавшись в трудной жизненной ситуации, подростки ищут товарищей с подобными проблемами, основное занятие которых бесцельное времяпровождение на улице, где они приобретают вредные привычки в виде токсикомании (8 %), употребления спиртных напитков (20 %), наркотиков (4 %), курения табачных изделий (35 %), азартных игр (50 %) и др.

Склонность к асоциальному поведению наблюдается в отношении респондентов к соблюдению законов. Так, из ответов видно, что не все готовы неукоснительно соблюдать законы, 23 % — можно нарушать по необходимости, можно нарушать для достижения благих целей (4 %). На вопрос «Приходилось ли Вам брать чужое без разрешения?» 42 % респондентов ответили положительно, что свидетельствует о противоправных действиях.

Необходимо принимать конкретные меры по профилактике девиантного поведения, поскольку в будущем эти дети могут реализовать себя в более тяжких противоправных действиях и попасть в места лишения свободы. К тому же ситуация среди опрашиваемых воспитанников центра характеризуется следующим образом: имели приводы в милицию — 38 %, основная часть была задержана за нарушение комендантского часа — 30 %, побег из дома — 13 %, побег из центра, драка, угон, употребление спиртных напитков, сидел в подъезде, прогуливал уроки, как свидетель, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения - 10%.

На сегодняшний день сфера организации досуга занимает одно из основных мест в жизнедеятельности подростков. Согласно полученным эмпирическим данным на первое место выходит бесцельная организация досуга, которая в основном посвящена прогулкам на улице с друзьями — 88 %.

Несмотря на некоторые негативные моменты в поведении воспитанников ГУСО «РСРЦН», основная масса детей и подростков довольна своей жизнью в настоящее время (74 %), оптимистично смотрит в будущее, хочет в дальнейшем создать собственную семьи и профессионально реализоваться.

В проведенном исследовании многие респонденты указали на желание поменять свою жизнь в лучшую сторону - около 83 %, а 12 % респондентов затруднились дать ответ. Большинство опрашиваемых хотят в будущем получить высшее образование (65 %) и средне-специальное (19 %).

Большинство беспризорных детей и подростков хотят иметь в будущем свою семью. Ответы респондентов на вопрос: «Собираетесь ли Вы в будущем жениться (выйти замуж)?» распределились следующим образом: 57 % — планируют создать свою семью, 19 % - не желают вступать в брак,

24 % — не знают. Большинство воспитанников центра планируют создать собственные семьи. Респонденты настроены на рождение собственных детей, причем многие желают иметь 3 и более (38 %).

В результате исследования многие воспитанники центра настроены на трудовую деятельность

— 92 % хотели в будущем иметь постоянную работу, 8 % не думали об этом.

При ответе на вопрос о будущей профессии основная часть безнадзорных и беспризорных детей и подростков остановилась на профессиях, требующих мужественности, ответственности, решительности: полицейский (26 %), военный (23 %), адвокат (15 %), пожарный (15 %), врач (7 %), бизнесмен (4 %) и др., но есть и те, кто желает работать в сфере услуг: продавец (19 %), водитель (15 %), повар (11 %), массажист, парикмахер (4 %) и др.

В числе основных причин роста детской безнадзорности и беспризорности можно выделить низкий материальный уровень семей и морально-психологический климат семьи. Нестабильность социально-политической и социально-экономической ситуации в российском обществе в последние десятилетия создает почву для резкого увеличения отклоняющегося поведения среди детей и подростков, что способствует возникновению многих проблем в этой среде.

В целом результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что выявленные социальные характеристики безнадзорных и беспризорных детей и подростков позволили доказать гипотезу, о том, что среди основных факторов, ставших причиной распространения безнадзорности и беспризорности среди воспитанников ГУСО «РСРЦН», являются семейное неблагополучие и отрицательное воздействие со стороны окружающих подростка сверстников. Также автором было доказано, что безнадзорность — негативное социальное явление, которое влечет за собой приобщение подростка к пагубным привычкам, таким как курение, употребление алкогольных напитков, наркомания, азартные игры. Необходимо отметить, что прослеживается связь между частотой проявления вербальной и невербальной агрессии и времени, которое ребенок проводит на улице.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что наиболее важным моментом в предупреждении безнадзорности в подростковой среде является организация конкретных профилактических мероприятий по предотвращению данного явления. Это прежде всего работа с семьями группы риска, неблагополучными семьями, семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также непосредственная работа с несовершеннолетними: организация досуга, ознакомление с правилами ЗОЖ, с физической культурой, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, помощь в обучении, профориентации и др. Все это представляется допустимым при активной совместной деятельности государственных и общественных структур на фоне совершенствования системы правовых и организационных мер по предупреждению безнадзорности и беспризорности.

Литература

1. Беспризорные дети [Электронный ресурс]. — URL: http://www.smolcity.ru/user/blog.php?BLOG=rebenok &POST_ID=670 (дата обращения: 15.01.2015).

2. Бреева Е. Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. — М., 2004.

3. Дулинова Л. Т., Маршак А. Л., Холостова Е. И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления.

— М.: Изд-во МГСУ, 2000. — 151 с.

4. Гоголева А. В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. — М., 2004. —

463 с.

5. Жиляева С. К. К вопросу о состоянии беспризорности несовершеннолетних в современной России // История государства и права. — 2012. — № 5.

References

1. Besprizornye deti [Street children]. Available at: http://www.smolcity.ru/user/blog. php?BLOG=rebenok &POST_ID=670 (accessed January 15, 2015).

2. Breeva E. B. Dezadaptatsiya detei i natsional'naya bezopasnost' Rossii [Maladjustment of children and national security of Russia]. Moscow, 2004.

3. Dulinova L. T., Marshak A. L., Kholostova E. I. Detskaya beznadzornost': sostoyanie i puti preodoleniya [Child neglect: state and ways of overcoming]. Moscow, 2000. 151 p.

4. Gogoleva A. V. Besprizornost'. Sotsial'no-psikhologicheskie i pedagogicheskie aspekty [Homelessness. Socio-psychological and pedagogical aspects]. Moscow, 2004. 463 p.

5. Zhilyaeva S. K. K voprosu o sostoyanii besprizornosti nesovershennoletnikh v sovremennoi Rossii [To the problem of juvenile delinquency state in modern Russia]. Istoriya gosudarstva i prava — History of State and Law. 2012. No. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.