УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.542 15-425
Т.Н. Камилова
проблемы социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в современной россии
Рассматривается эволюция научных взглядов на трактовку понятий «безнадзорность», «беспризорность», «дети улицы», «уличная молодежь», «группы риска. Раскрывается сущностное содержание теорий классиков социологии Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мер-тона, М. Вебера, являющихся методологической основой изучения проблем дезадаптации. Процесс социализации безнадзорных подростков протекает в условиях деформации основных институтов социализации, а именно семьи и школы, что оборачивается искажением нравственного сознания, представлений о добре и зле, ограничением круга потребностей, примитивизацией интересов. Для безнадзорных и беспризорных подростков характерны низкая степень социальной нормативности, игнорирование действующих норм; это подтверждает тезис: девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат доминирующей культуре.
Ключевые слова:
адаптация, дезадаптация, депривация, аномия, бродяжничество, безнадзорность, беспризорность, группы риска, девиантность, социально неблагополучные семьи, «уличные дети».
Российское общество, столкнувшись с кризисными социально-экономическими процессами, вынуждено принимать меры по регулированию их последствий. Это обусловливает интерес социологической науки к рассмотрению проблем социальной адаптации молодого поколения, от уровня социализации и образованности которого зависят перспективы развития страны.
Социально-экономические процессы особенно негативно отразились на положении детей: изменение общественного устройства разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, становления новой образовательной системы осуществляется достаточно медленно и противоречиво. Эти процессы привели к тому, что 7 из 26 млн детей в настоящее время находятся в зоне социального риска, 160 тысяч несовершеннолетних, уже переступивших черту закона, пребывают в колониях, число безнадзорных и беспризорных детей намного выше и достигает от 1 до 2,5 млн человек [6, с. 182-184]. Разброс показателей свидетельствует, что нет даже приблизительной ясности в оценке масштаба столь тревожного социального явления, что само по себе не может не вызывать озабоченность и тревогу [16, с. 158]. Нарастающий процесс вовлечения подростков в криминальные виды бизнеса в сочетании со снижением активности противодействующих мер требует 2 поиска и разработки адекватных мероприя-^ тий по решению проблем безнадзорности и ¿с беспризорности.
2 Истоки большинства концепций дез-^ адаптации связаны с социологическими
исследованиями, направленными на поиск их причин в социальных структурах и культурных факторах. Традиционно дезадаптацию объясняли нарушениями процесса социальной адаптации и связывали с неадекватностью поведения по отношению к требованиям действующей нормативной системы. Поскольку социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми, социальная дезадаптация может иметь различные проявления и формы (социальная незрелость, агрессивные девиации, социальная пассивность, сопротивление педагогическим воздействиям и прочее) и порождаться разными причинами (педагогические просчеты родителей, педагогов, дефекты психического или социального развития, особенности характера и темперамента, другие личностные характеристики), тормозящими социальную адаптацию.
Маргинализация детей и подростков действительно идет удручающими темпами: в возрасте до 14 лет заболеваемость сифилисом и другими инфекциями, передающимися половым путем, значительно выше, чем у взрослого населения. Количество алкоголиков до 14 лет, состоящих на учете, выросло с 2000 г. в 1,6 раза. Россия сейчас переживает «самую масштабную эпидемию в Европе». По курению среди подростков Россия на четвертом месте в мире: в 15 лет курят 30% мальчиков и 17% девочек; по числу подростковых самоубийств - на первом месте в Европе [18].
В силу разных причин подростки уходят из дома, бродяжничают, ночуют на вокзалах и в подвалах, занимаются попрошайничеством, воровством, наркоманией и проституцией. Безнадзорные приобретают негативный опыт жизни, у них создается ложное ощущение самостоятельности и независимости от взрослых [1, с. 93-99]. В школах недостаточно внимания уделяется досугу детей и внешкольной работе с ними; актовые и спортивные залы находятся в неудовлетворительном состоянии. Систему образования, по мнению А.А. Козлова, следует подстроить под данное требование исходя из особенностей обучаемых, что будет способствовать повышению уровня образованности современного общества и вместе с тем созданию условий для решения проблем безнадзорных и беспризорных детей [14, с. 8-9].
В анализ рассматриваемых понятий также следует включить определение «дети улицы», которое имеет следующие смысловые аналоги: «уличный ребенок (подросток)», «уличная молодежь». По определению, закрепленному в Конституции европейской сети по работе с уличными детьми (ENSCW), «уличные дети» - это дети, подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительную часть времени проводят на улице, «живут» на улице, и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние. Под социальной депривацией понимают «лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни, осознание или ощущение личностью разрыва между ее ожиданиями и действительностью, отсутствие материальных благ сверх первой необходимости» [5, с. 54].
Масштабы этих социально опасных феноменов определяют актуальность и значимость проблем социальной адаптации безнадзорных и беспризорных детей для современного российского общества. Процессы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей на протяжении долгих лет были предметом научных изысканий отечественных и зарубежных исследователей. Их разработка берет начало в теориях М. Вебера [7], Э. Гидден-са [10], Э. Дюркгейма [12]. Историческому исследованию социальных проблем, связанных с безнадзорностью и беспризорностью детей и подростков, посвящены работы С.В. Бахрушина [2, с. 37-41], М.Ф. Гейслера [8, с. 8], М.Н. Гернета [9, с. 68], С.К. Гогеля [11, с. 20-24] и других. Вопросами изучения социальной аномии, социального неравенства и девиантного пове-
дения, исследованием проблемы детской безнадзорности и беспризорности занимаются такие представители социологии, как С.А. Беличева [3, с. 224], Е.Б. Бреева [4, с. 3-5], А.А. Козлов [14, с. 8-9], в трудах которых приводятся данные о социальных характеристиках, параметрах жизни беспризорных и безнадзорных, исследуются причины и масштабы данного явления.
Традиционно дезадаптацию объясняли нарушениями процесса социальной адаптации и связывали с неадекватностью поведения по отношению к требованиям действующей нормативной системы. Поскольку социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми, социальная дезадаптация может иметь различные проявления и формы (социальная незрелость, агрессивные девиации, социальная пассивность, сопротивление педагогическим воздействиям и прочее) и порождаться разными причинами (педагогические просчеты родителей, педагогов, дефекты психического или социального развития, особенности характера и темперамента, другие личностные характеристики), тормозящими социальную адаптацию. Сущностное содержание теорий классиков социологии Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, М. Вебера является методологической основой изучения проблем дезадаптации. Данные теории представляют фундаментальную основу для исследования проблем безнадзорности и беспризорности. Теория Дюркгейма, как и теории других видных социологов, подтверждается социальными реалиями, свидетельствующими о связи масштабов безнадзорности и беспризорности с социальной дезорганизацией.
Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и оно, являясь субъектом социализации, стремится сформировать человека «по своему образцу. Основная мысль Дюркгейма может быть сведена к положению, согласно которому социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения [13, с. 86].
Теория Дюркгейма подтверждается социальными реалиями, свидетельствующими о связи масштабов безнадзорности и беспризорности с социальными потрясениями. Нестабильность социально-экономической обстановки, негативно влияя на уровень жизни части населения, приводит к распространению жестокого обращения с детьми в семье. Исследование, проведен-
3 ю О
ное автором статьи среди безнадзорных детей (Мурманск, 2012-2013 гг.), показало, что одной из основных причин появления безнадзорных подростков является наличие в семье постороннего человека (человека, не связанного с подростком кровными узами). Так, по результатам исследования, количество уходов из семей, где присутствует отчим, гораздо выше, чем в полных «родных» семьях. В полных «родных» семьях часто совершают побеги только 6,2% детей, в то время как в полных «неродных» семьях, где присутствует отчим, - 22,6% детей. Еще одна значимая причина ухода (совершения побега) из дома - наличие у родителей вредных привычек в виде алкоголизма и наркомании. Наличие вредных привычек у своих родителей отметили 72,4% подростков, которые часто уходят из дома (более 2 раз), и 53,8% подростков, которые периодически уходят из дома (1-2 раза). Постоянные либо периодические уходы детей из дома с целью избегания конфликтов с пьяными родителями в дальнейшем могут перерасти в беспризорность - крайнюю форму детского неблагополучия.
В современных условиях трансформации социальных ценностей семья является основным социальным институтом, который функционально влияет на эффективность процесса социализации подростков. Формирование нормативных образцов поведения играет ведущую роль в становлении личности, выступая в качестве исходной социокультурной среды жизнедеятельности детей и подростков. О семейном неблагополучии в семьях с безнадзорными детьми можно судить и по тому факту, что всего около трети подростков (31,4%) желают видеть свою будущую семью, похожей на настоящую, тогда как «не хотят, чтобы будущая семья была похожа на настоящую» около половины подростков (45,2%).
Сегодня, как никогда ранее, настораживает тот факт, что значительная доля молодых респондентов считает допустимым при определенных обстоятельствах применять незаконные способы «зарабатывания» денег: более половины подростков (59,9%) считают, что законы не должны неукоснительно соблюдаться. Современное состояние сферы досуга подростков показывает, что на первое место выходит бессодержательный досуг, который в основном посвящен прогулкам на улице с друзьями (56,9%), где, как правило, подростки приобретают вредные привычки. Более половины подростков курят (56,9%) и употребляют спиртные напитки (55,1%),
а распространение вредных привычек среди сверстников, которые являются окружением подростка, имеет следующий вид: 82,3% подростков курят и 63,7% - употребляют спиртные напитки. Распространение вредных привычек в виде алкоголизма и наркомании в семье является «примером» для подростков. Так, 70% подростков, часто употребляющих спиртные напитки, указали на наличие вредных привычек у своих родителей.
Несвоевременное принятие заинтересованными органами и учреждениями своевременных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними разного рода антиобщественных действий, привело к тому, что по итогам работы за 2012 г. число преступлений, совершенных несовершеннолетними, выросло на 6%. Негативная тенденция роста подростковой преступности на территории Мурманской области сохраняется [17].
По мнению респондентов (интервью с экспертами г. Мурманска, 2012 г.), важными направлениями преодоления указанных негативных тенденций могут стать: занятость трудом родителей и детей (постоянная оплачиваемая работа родителей, обязательное трудоустройство несовершеннолетних 15-18 лет); расширение сети центров помощи семье и детям; совместные мероприятия с родителями; совершенствование воспитательной работы в школе; организация сети досуговых учреждений; повышение доходов семьи; уменьшение употребления алкоголя в семье; принудительное лечение родителей от алкоголизма и наркомании; комплексная работа психолога с семьями, в которых дети находятся без контроля со стороны родителей. Обосновано, что социальная адаптация безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних детей на всех этапах развития российского государства была недостаточно эффективной, что подтверждается как увеличением числа безнадзорных и беспризорных, так и ростом преступности среди несовершеннолетних детей.
В процессе исследования выявлена недостаточная эффективность современной системы органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, которая обусловлена отсутствием надежной системы межведомственного взаимодействия, отсутствием единой государственной программы и единоначалия в этом вопросе. Данные тенденции свидетельствуют о снижении эффективности межведомствен-
ного взаимодеиствия в решении задач по профилактике правонарушении несовершеннолетних как между отдельными субъектами системы профилактики Мурманской области, так и между органами и учреждениями системы профилактики некоторых муниципальных образований.
Проведенное исследование позволяет определить основные задачи по повышению эффективности социальной адаптации безнадзорных и беспризорных детей и подростков:
- организация межведомственной интеграции и дифференциация деятельности специальных и специализированных учреждений, осуществляющих функции социально-правовой охраны, защиты и реабилитации детей и семей группы риска;
- создание и развитие оптимальной инфраструктуры сети специализированных учреждений разного типа, а также учреждений, занимающихся организацией досуга, трудоустройства, профессиональной подготовкой социально дезадаптированных детей и подростков;
- создание информационно-аналитической базы, характеризующей состояние детско-подростковых девиаций и ресурсного обеспечения профилактической работы;
- обеспечение гласности, открытости информации, привлечение к этой работе общественных организаций.
В сложившихся обстоятельствах представляется очевидным, что решение проблемы нужно искать в двух ракурсах: профилактике потенциальной дезадаптации и социально-психологической реабилитации и реадаптации детей и подростков, утративших навыки и установки социально нормативного поведения.
Профилактика девиаций составляет ту важнейшую часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин и условий конкретных девиаций. Чем успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию дезадаптированных детей и подростков, предупреждение перехода отклоняющегося (девиантного) поведения в преступное (делинквентное).
Решение проблем профилактики дезадаптации среди несовершеннолетних носит комплексный характер и предусматривает осуществление разнообразных методов, направленных на эффективное использование имеющихся организационных, материальных и финансовых ресурсов. Для предотвращения отклоня-
ющегося поведения детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. Начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.
Преобразования, происходящие в общественной жизни, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения. Важный вектор развития России - формирование гражданского общества. Условием функционирования гражданского общества является наличие людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя единых целей, интересов, ценностей, а также готовых подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. Вырастить активного субъекта гражданского общества легче с возраста, когда формируется личность, поэтому воспитание гражданственности нужно начинать с молодого поколения, которому предстоит жить в государстве, формировать его политику и жизнедеятельность.
Если ребенок растет в семье, которая перестала относиться к детям как к ценности, то в такой семье подрастающее существо не может приобрести социальную активность и инициативу, у него культивируется чувство социального отчуждения и заброшенности, сосредоточенность на своих личных проблемах и игнорирование общественных интересов. Не лучше обстоит дело и с теми детьми, которые попадают в учреждения государственной поддержки детства, где ребенок приобретает синдром «выученной беспомощности», привыкает требовать и получать от общества, ничего не отдавая взамен. Многие выпускники детских домов, имея желание создать семью и завести детей, демонстрируют свою несостоятельность в деле создания семьи и воспитания детей и являются социально погибшими: лишены родительских прав, продали квартиру, бомжуют, спились, находятся в местах лишения свободы. Отсутствие опыта жизни в нормальной семье или негативный предыдущий опыт такой жизни, а также отсутствие возможности приобретения положительного опыта семейной жизни, воспитания детей во время проживания в детском доме приводит к неумению, незнанию и страху перед создани-
3 ю О
ем семьи и воспитанием детей. Это диктует необходимость проведения продуманной семейной политики с учетом национальных традиций семейного образа жизни.
Несмотря на принимаемые меры по активизации государственной политики в области профилактики указанных выше опасных социальных явлений, преодолеть тенденцию их нарастания пока не удается. Поэтому в настоящее время существует необходимость исследования результативности используемых технологий социальной адаптации безнадзорных и беспризорных детей, создание новых теоретических разработок в этой области, анализа деятельности учреждений, осуществляющих социальную поддержку несовершеннолетних.
Э. Фромм, веривший в приоритетность человеческого разума, доброй воли и здравомыслия, утверждал, что лишь установка на плодотворность может превратить «разумный шанс», каким бы малым он ни был, в «реальную возможность» [19, с. 536]. Чтобы общество могло стать здоровым, надо воспитать достойного человека с высокими моральными устоями. Для этого необходимо обеспечить тесное взаимодействие институтов образования и семьи, других сфер общественной жизнедеятельности в
решении проблем социальной адаптации безнадзорных и беспризорных детей и подростков.
Сегодня является общепризнанным представление о том, что в выполнении основных родственных функций взрослым членам семьи нужна помощь экспертов. Важнейшая функция социальных работников и социальных педагогов, психологов, социальных консультантов - помочь родителям проанализировать и понять сущность противоречий, которые осложняют внутрисемейные отношения, обучить их технологиям и методикам разрешения существующих проблем. Для стабилизации и снижения уровня безнадзорности, беспризорности, преступности и правонарушений среди несовершеннолетних необходима последовательная реализация комплекса мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, укреплению института семьи, обеспечению полноценного досуга и занятости несовершеннолетних. Создание благоприятных условий для развития детей, формирование у них профессиональных навыков, способности к труду с целью самообеспечения в будущей жизни должны быть основными направлениями профилактической работы, проводимой государством и обществом.
Список литературы:
[1] Абатурова Л.Г. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Современные технологии - железнодорожный транспорт и промышленность : сб. науч. тр. / Под ред. Ю.А. Давыдова. Т. 4. - Хабаровск, 2003. - С. 93-99.
[2] Бахрушин С.В. Малолетние нищие в Москве: Исторический очерк. - М: Гор. тип., 1913. - 51 с.
[3] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993. - 224 с.
[4] Бреева Е.Б. Нужны ли эти дети российскому обществу? // Власть. - 2002, № 7. - С. 3-5.
[5] Васильева В.Н. Социальный портрет семейного неблагополучия // Проблемы российского общества: прошлое и современность. - Мурманск, 2008. - C. 3-9.
[6] Всероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России» // Вопросы психологии. - 2011, № 1. - С. 182-184.
[7] Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре // М., 1991. - 536 с.
[8] Гейслер М.Ф. С.-Петербургский Ольгинский детский приют трудолюбия: Церковь, жилые дома, приютские здания, службы, детали зданий, ограды и заборы. - СПб., 1901. - 8 с.
[9] Гернет М.Н. Социально-правовая охрана детства за границей и в России // Киноиздательство «Право и жизнь». - М., 1924. - 68 с.
[10] Гидденс Э. Современный урбанизм // Социология. - М., 1999. - 532 с.
[11] Гогель С.К. Министерство общественного призрения // Призрение и благотворительность. - 1917, № 6/7. - С. 20-24.
[12] Дюркгейм Э. Самоубийство: социол. этюд. - СПб., 1998. - 496 с.
[13] Дюркгейм Э. Норма и патология // Рубеж: альманах социальных исследований. - 1992, № 2. - С. 86.
[14] Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России: социологический очерк. - СПб., 1999. -С. 8-9.
[15] Москва : предупреждение и профилактика детской безнадзорности // Правительство - город -люди. - 2010, № 9. - С. 158.
[16] Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2001. - 199 с.
[17] Протокол заседания комис. по делам несовершеннолет. и защите их прав при правительстве Мурм. обл. от 28 марта 2013 № 1. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://safety.gov-murman.ru/opencms/ export/sites/safety/komiss/under18/docs/1prot28032013.pdf
[18] Сигида А. Россия теряет своих детей .- Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.utro.ru/articles/ 2012/02/14/1028597.shtml
[19] Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм. - Москва: АСТ: АСТМОСКВА: Хранитель, 2006. - 539 с.