Примечания
1 См.: Голованова В. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
2 См.: МудрикА. В. Социальная педагогика. М., 2002.
3 См.: АрламовА. А. Образование как ценность и ценности образования // Философия - образование - общество : тр. науч. семинара : в 2 т. М., 2005. Т. 2. С. 90-97.
4 См.: БаймашеваА. А. Социально уязвимые категории семей с детьми // Власть. 2009. № 2. С. 90-94.
5 См.: Порфирьев Б. Н. Риск и безопасность: определение понятий // Риск в социальном пространстве / под ред. А. В. Мозговой. М., 2001.
6 См.: АлешинковМ. С. Комплексные угрозы российскому обществу XXI века: онтологические и методологические основы прогнозирования. Ростов н/Д, 2004.
7 См.: Порфирьев Б. Н. Указ. соч.
8 См.: Якимова Е. Ф. Йоффе Х. Феномен риска: от восприятия - к социальному представлению. URL: www: Foxit Reader 2.3 - [14921548. pdf] (дата обращения: 23.03.2011).
9 Шабров П. Н. Социально-педагогические риски как характерная черта современной российской школы // Вестник Курского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2009. № 4. С. 407-412.
10 См.: Абрамова И. Г. Теория педагогического риска. СПб., 1996.
11 См.: Порфирьев Б. Н. Указ. соч.
12 Цит. по: Тарасова Н. И., Курочкина А. Ю., Мозговая А. А. Рисковая коммуникация в современном обществе // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2007. № 2. С. 48-51.
13 См.: Мудрик А. В. Указ. соч.
14 См.: Баймашева А. А. Указ. соч. С. 90-94.
15 См.: Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. 2007. № 1. С. 3-14.
16 См.: ЗагладинаХ. Т. Информатизация общества и подросток // Воспитание школьников. 2010. № 6. С. 28-31.
17 См.: Шабров П. Н. Указ. соч. С. 407-412.
УДК 37.013.42
Л. Л. ВАСИЛЬЕВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: lap2004@yandex.ru
Социально-педагогические риски: безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних
В настоящее время в России образовались условия для роста безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Данные явления становятся значительными социально-педагогическими рисками не только для социализации конкретного человека, но и для развития всего общества, необходимо обращение к сущности и причинам возникновения данной проблемы.
Ключевые слова: безнадзорность, беспризорность, сиротство, социальное сиротство, попечение, социализация, социально-педагогические риски.
L. L. VASILYEVA
Social-Pedagogical Risks: Neglect and Abandonment Minors
Currently in Russia formed the conditions for the growth of neglect and abandonment of children and adolescents. These phenomena become significant social-pedagogical risks not only to socialize a specific person, but for the development of society. Must appeal to the nature and causes of the problem.
Key words: neglect, homelessness, orphanage, social orphanhood, care, socialization, social-pedagogical risks.
Безнадзорность и беспризорность детей и подростков являются серьезными социально-педагогическими рисками, которые актуализируются в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями в России. Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости обусловили появление групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации к новым социаль-
но-экономическим условиям, что зачастую приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности, социальному сиротству и беспризорности.
В современном российском обществе появилась масштабная категория детей, которые пребывают в статусе «ничьих». Они живут с родителями, но связи их с семьей
© Васильева Л. Л., 2011
атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабилитации таких детей, поэтому нередко они переходят в ряды беспризорных.
В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегают 20 тыс. детей, а из дома
- около 50 тыс., примерно 10 % из них погибают. Ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе от 20 до 45 тыс. беспризорных детей и подростков. По разным источникам, число беспризорных детей в России составляет около двух миллионов1.
Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана в том числе и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок». Считаем необходимым разделить эти разные, хотя и связанные между собой явления - детской безнадзорности и беспризорности. Словарь русского языка С. И. Ожегова трактует эти понятия так: «безнадзорный» - лишенный надзора; «беспризорный» - 1) лишенный присмотра, 2) бездомный, живущий на улице2. При такой трактовке первое значение второго термина фактически является синонимом значения первого термина. Педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность как «социальное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних»; как видим, четкого разграничения понятий нет3.
В более поздних изданиях, например в Российской педагогической энциклопедии, разграничиваются рассматриваемые понятия: безнадзорность - «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих», а беспризорность
- «отсутствие у детей и подростков семейного или государственного обеспечения, педа-
гогического надзора и нормальных условий жизни»4. При этом подчеркивается, что беспризорность является крайним проявлением безнадзорности.
Базовым законом в области интересующей нас проблемы является Закон РФ, принятый в июне 1999 г., «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нем отмечается: «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц», а «беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания». В. В. Терехина, начальник отдела социальной профилактики безнадзорности детей Минтруда России, комментируя постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности», также говорит о необходимости разведения этих двух понятий: «Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически отсутствует, по сути, они предоставлены сами себе. Беспризорность - это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи»5.
Для более четкого представления о детской безнадзорности следует определить понятие «надзор» за ребенком. Если под детской безнадзорностью понимать только отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, то упускается очень важный момент - отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Это очень важно, потому что постоянный контроль за ребенком практически невозможен, да и не нужен, другое дело, когда подросток, оказываясь без родительского надзора, соотносит свои действия и поступки с тем, как к ним отнесутся его родители (попечители, воспитатели). При отсутствии эмоциональной связи поколений, взаимоуважения и любви ребенок, освобождаясь от контроля взрослых, чувствует себя свободным и, как он считает,
волен делать что хочет, не оглядываясь на то, как к этому отнесутся родители.
Таким образом, состояние безнадзорности, помимо перечисленных в вышеприведенных определениях признаков, характеризуется также отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими. Здесь важно подчеркнуть социально-педагогическую составляющую явления безнадзорности, так как именно социальная педагогика дает обоснование его сущности, определяет признаки, основываясь на четком понимании того, что называется «надзор за несовершеннолетними». Надзор не должен сводиться к контролю за поведением ребенка, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ним. Отсутствие такого надзора приводит ребенка в ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами. Такое положение ребенка, усугубляясь, приводит его к крайне запущенной стадии, находящейся на грани необратимости, - беспризорности. Беспризорность определяет своеобразный социальный статус несовершеннолетнего, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения обстоятельств. Из сказанного следует, что между безнадзорностью и беспризорностью существует тесная связь, поскольку явление безнадзорности служит начальной стадией для беспризорности.
Итак, безнадзорные дети - это те, которые проживают в семье, но должный контроль за их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, близких родственников или лиц, их заменяющих, не осуществляется. Ребенок при этом формально находится на родительском попечении, сохраняет эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, но большую часть времени предоставлен сам себе. Беспризорные дети - это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие их, или дети, родители которых лишены родительских прав, а также не состоящие на попечении в тех или иных учреждениях. Безнадзорность и беспризорность детей и подростков - социально-педагогические риски, игнорировать которые опасно для общества в целом. Ведь такие дети и подростки имеют целый ряд проблем в развитии, которые можно сгруппировать в три блока.
1. Проблемы в личностном развитии характеризуются тем, что беспризорные и безнадзорные дети не испытывают беспокойства по поводу агрессивности или жестокого поведения, оправдывают жестокость и сами ее проявляют. Они не испытывают чувства вины, нарушая правила и законы, считая, что это норма (ездить без билета в общественном транспорте, воровать на рынке, отнимать вещи, т. е. проявляя девиантное поведение в разнообразных его формах), не умеют контролировать себя, не соблюдают ограничений. Дети, не имеющие должного надзора, демонстрируют недостаток предвидения, не могут объяснить, что последует за их действами, как отреагируют другие, какие последствия это будет иметь для них. Они с трудом сосредоточиваются на каком-то деле; получают удовольствие от хорошо выполненных заданий, только если их похвалят. Дети и подростки имеют неадекватную самооценку (заниженную или завышенную), характеризуются бедностью эмоционального опыта.
2. Проблемы в социальном развитии выражаются в недоверии другим людям и сверстникам, поэтому безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние стремятся все время быть начеку, быть бдительными. В эмоциональном плане они требуют любви, но при этом не допускают глубоких отношений, не раскрываются перед другими, а часто вообще выказывают враждебность. Иногда такие дети проявляют необоснованную социальную зрелость, делятся своим опытом и много рассказывают о том, что они делали в прошлом. Очень опасно то, что у них не сформирована ведущая деятельность (малыши не умеют играть, младшие школьники - учиться, а подростки - общаться).
3. Проблемы в познавательном развитии проявляются в трудностях с использование-млогического мышления, замедленном темпе развития. Подростки испытывают трудности в планировании будущего, овладении многими понятиями, обобщениями, в развитии речи. У безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних серьезные проблемы с личностным и социальным развитием, они характеризуются низким уровнем социальной компетентности по многим вопросам.
Названные проблемы в развитии приводят к разнообразным негативным последствиям. Беспризорные дети и подростки бродяжничают, занимаются мелким
воровством, попрошайничеством, проституцией, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, совершают противоправные действия. Многие становятся объектом насилия и торговли, вовлекаются в наркотический кругооборот, становясь нередко жертвами губительного зелья. Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее количество несовершеннолетних.
Вызывает явление детской безнадзорности целый ряд социальных причин: бедность, рост преступности, нерегулируемая миграция, наркомания и др. Дети и подростки, оказавшиеся вне школы и не нашедшие себе постоянной работы, становятся «детьми улицы». В работе над проблемой детской безнадзорности выделяют две группы причин этого явления: семейные и индивидуальные6. К первым относятся дисфункциональность семей, различные искажения семейного воспитания, жестокость, а также алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность родных, психопатические черты у родителей с аффективной возбудимостью и их незрелость и изолированность, неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы.
Основной причиной безнадзорности является ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми. Это приводит к потере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, что подумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке. Такое положение вещей дает подростку чувство «свободы», к которой, как правило, стремится каждый, но проблема здесь заключается в том, что безнадзорные дети понимают эту свободу как безнаказанность, а не как ответственность за свои действия. Большинство подростков, характеризующихся длительным периодом безнадзорности, считают именно такую «свободу» главной ценностью для себя.
Исследователи выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Социально-экономические - факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей (экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными
катаклизмами), спровоцированные современной социальной и политической ситуацией в нашей стране, которая характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами во многих семьях, спадом производства и ухудшениям качества питания.
Социально-психологические - факторы, связанные с кризисом семьи, увеличением числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращениям с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со стороны взрослых; факторы, связанные со стрессовыми ситуациями, в которых оказался ребенок: отсутствие в семьях заботы, психическая депривация, физическое и сексуальное насилие, плохие отношения с родителями и учителями. Эти причины часто выступают как следствие социально-экономических.
Психологические причины безнадзорности связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты асоциального поведения; некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением, среди подрастающего поколения такие дети составляют 5 %. В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности и беспризорности связаны между собой и дополняют друг друга.
Другими дестабилизирующими факторами становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность школы становится дополнительным фактором риска. Не имея формального права отчислить несовершеннолетнего, школа часто не готова оказывать им реальную социально-педагогическую помощь. Зачастую в общеобразовательном учреждении отсутствует должность социального педагога, который призван и готов поддержать ребенка. Таким образом, школа также может выступать институтом, способствующим росту безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться.
Фактором риска является семья, образ жизни родителей и родственников. Необходимость поиска дополнительного заработка сократила возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность попадания детей в асоциальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью. По данным Государственной думы, 18 из 37 млн детей в настоящее время находятся в зоне социального риска. 160 тыс. несовершеннолетних, уже совершивших правонарушения, пребывают в колониях. Сотрудники МВД считают подростков наиболее криминально активной частью населения. По данным исследования, проведенного Международным детским фондом ЮНИСЕФ, каждое пятое преступление в России совершаются подростком; 85 % преступных группировок и банд включают в себя детей.
Беспризорность несовершеннолетних зависит не только от влияния факторов внешней социальной среды, но и от индивидуальных особенностей личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные жизненные неустройства. Таким образом, факторы риска формирования безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних разнообразны и часто оказывают свое влияние комплексно.
Исследователи среди бродяжничающих, беспризорных подростков в зависимости от срока их пребывания в уличной среде выделяют три уровня. К первому относят подростков, которые пробыли на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью; пытаются зарабатывать на жизнь - попрошайничают, собирают бутылки, иногда приворовывают у пьяниц.
Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца, иногда и до года. Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилиям уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр их асоциального поведения значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня, попрошайничеству они предпочитают воровство.
К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Они уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально-реабилитационные учреждения. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к росту.
Таким образом, можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблемы детской безнадзорности и беспризорности для нашего общества. Против ребенка действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка выталкивают на улицу дисфункциональные семьи, численность которых заметно возрастает. Фактически беспризорные дети и подростки утратили связи с семьей, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, проявляют формы девиантного и аддиктивного поведения. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации. Эти тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Примечания
1 См.: Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних / под ред. Ф. А. Мустаевой. М., 2003.
2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. 17-е изд. М., 1985. С. 43.
3 Педагогический словарь : в 2 т. / под ред. И. А. Сластова. М., 1960. Т. 1. С. 34.
4 Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / под ред. В. А. Иванова. М., 1993. Т. 1. С. 156.
5 Терехина В. В. Безнадзорным детям особое внимание // Социальное обеспечение. 2002. № 5. С. 19.
6 См.: Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. 2001. № 5. С. 4.