Научная статья на тему 'Профилактика правонарушений и обеспечение безопасности (в государственном Совете РФ)'

Профилактика правонарушений и обеспечение безопасности (в государственном Совете РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1665
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

29 июня в Ростове-на-Дону прошло заседание Государственного совета РФ «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности». Открывая заседание Государственного совета РФ, Президент России В.В.Путин особо подчеркнул, что предстоит рассмотреть сложный вопрос, находящийся на стыке многих социальных проблем как выработать подходы к созданию эффективной государственной системы профилактики правонарушений. По сути, речь идет о том, как устранить сами причины, ведущие к криминализации общества. И зарубежный, и наш собственный опыт показывают, что именно на этапе профилактики можно эффективно противодействовать практически всем видам преступлений и, что особенно важно, оградить от втягивания в криминальное «болото» молодежь и людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Два года назад на заседании Государственного совета в Казани было принято решение о формировании единой системы профилактики правонарушений. Такая система должна объединить усилия органов власти, бизнеса, структур гражданского общества в достижении общей цели развертывании широкой превентивной борьбы с преступностью. Соответствующие шаги на федеральном уровне предпринимаются, есть свой позитивный опыт и у регионов. И надо сказать, что наметились первые положительные сдвиги. Так, за шесть месяцев текущего года почти на 4,5% снизилась уличная преступность. Сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. Между тем криминогенная обстановка в стране продолжает оставаться сложной. По-прежнему высок уровень организованной и рецидивной преступности. Практически каждое третье бытовое преступление совершается под воздействием алкоголя. Велико число правонарушений, совершаемых подростками. Структуры, отвечающие за профилактику преступлений, продолжают действовать разрозненно, что снижает эффективность предпринимаемых мер. Разработанные правовая и научная база не во всем отвечают современным требованиям. Остро не хватает подготовленных кадров: психологов, врачей, специалистов, работающих с трудными подростками. Очевидно, что от фрагментарных шагов в сфере профилактики правонарушений надо переходить к более наступательной и четко выверенной стратегии…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика правонарушений и обеспечение безопасности (в государственном Совете РФ)»

УГРОЗЫИ БЕЗОПАСНОСТЬ

9 (18) - 2007

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

29 июня в Ростове-на-Дону прошло заседание Государственного совета РФ «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности». Предлагаем вашему вниманию отчет об этом заседании.

Открывая заседание Государственного совета РФ, Президент России В. В. Путин особо подчеркнул, что предстоит рассмотреть сложный вопрос, находящийся на стыке многих социальных проблем, — как выработать подходы к созданию эффективной государственной системы профилактики правонарушений. По сути, речь идет о том, как устранить сами причины, ведущие к криминализации общества.

И зарубежный, и наш собственный опыт показывают, что именно на этапе профилактики можно эффективно противодействовать практически всем видам преступлений и, что особенно важно, оградить от втягивания в криминальное «болото» молодежь и людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Два года назад на заседании Государственного совета в Казани было принято решение о формировании единой системы профилактики правонарушений. Такая система должна объединить усилия органов власти, бизнеса, структур гражданского общества в достижении общей цели — развертывании широкой превентивной борьбы с преступностью. Соответствующие шаги на федеральном уровне предпринимаются, есть свой позитивный опыт и у регионов. И надо сказать, что наметились первые положительные сдвиги. Так, за шесть месяцев текущего года почти на 4,5 % снизилась уличная преступность. Сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений.

Между тем криминогенная обстановка в стране продолжает оставаться сложной. По-прежнему высок уровень организованной и рецидивной преступности. Практически каждое третье бытовое преступление совершается под воздействием алкоголя. Велико число правонарушений, совершаемых подростками.

Структуры, отвечающие за профилактику преступлений, продолжают действовать разрозненно, что снижает эффективность предпринимаемых мер. Разработанные правовая и научная база не во всем отвечают современным требованиям. Остро не хватает подготовленных кадров: психологов, врачей, специалистов, работающих с трудными подростками. Очевидно, что от фрагментарных шагов в сфере профилактики правонарушений надо переходить к более наступательной и четко выверенной стратегии. И в этой связи нужно обратить внимание на ряд принципиальных моментов.

Первое. Необходимо продолжить укрепление правовой базы в этой сфере. На законодательном уровне должна быть четко определена компетенция и ответственность каждой структуры, входящей в единую систему профилактики. Это позволит повысить общую координацию работы, сконцентрировать усилия государства и общественных организаций на действительно значимых направлениях.

Второе. Необходимо поднять на высокий уровень профилактическую работу среди молодежи. Уже начала действовать Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007—2010 гг. с финансовым обеспечением почти в два миллиарда рублей. В стадии разработки госпрограмма по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Целенаправленная работа ведется созданной в 2006 г. Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также по линии соответствующих министерств и ведомств.

Однако надо признать, что кардинально снизить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, пока не удается. Между тем, по свидетельству экспертов, именно неблагополучное положение в молодежной среде определяет негативную динамику развития криминальной ситуации в целом по стране на предстоящие 5—10 лет.

Вывод очевиден: необходимо значительно повысить качество и содержание профилактической и воспитательной работы, в том числе в школах, вузах, спортивных обществах.

Важность обсуждаемой проблемы характеризуется самим уровнем обсуждения — именно в таком

составе, именно на Госсовете. Жесткий заслон должен быть поставлен на пути проникновения в молодежную среду ксенофобии, экстремистских настроений, правового нигилизма, криминальной субкультуры. И здесь велика ответственность средств массовой информации, особенно ориентированных на молодежную среду.

Также необходима гибкая, по-современному построенная пропаганда здорового образа жизни, борьба с распространением алкоголя и наркотиков, соответствующая система социальной и медицинской помощи.

В целом профилактическая работа не должна быть формальной. Ее надо настраивать с самого «низа»: с улицы, с района, с муниципалитета. Настраивать адресно, ориентируясь на конкретных людей, на конкретного человека.

Разумеется, легче всего вывесить яркий, но не очень трогающий плакат или запустить антиалкогольный ролик, поставить галочку о проведенном мероприятии, хотя и это тоже полезно. Это лучше, чем совсем ничего не делать. Однако будем откровенны, отдача от такой профилактики будет практически нулевая либо очень незначительная.

Следует подчеркнуть: все предлагаемые меры должны быть комплексными, последовательными и результативными в конечном итоге и, конечно же, прочно увязаны с господдержкой семьи и взаимодействия в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В этой работе важны не только новые методики. Здесь особенно востребованы профессионально подготовленные, глубоко порядочные, ответственные люди, способные помочь подросткам найти свое место в жизни.

Третье — это социальная адаптация людей, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и рода занятий. Речь идет о содействии в решении их жилищных проблем, оказании медицинской и правовой помощи. Это вечная проблема: из года в год еще с советских времен мы говорим об этом, но нельзя сказать, что мы здесь достигли больших успехов. Какая-то сложилась в этом отношении нездоровая традиция, ее нужно менять.

Особое значение имеет трудоустройство тех, кто вернулся из мест лишения свободы. Как наиболее оптимально подойти к этой непростой проблеме, показывает положительный опыт некоторых регионов страны. Так, в Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской областях приняты решения о выделении для таких людей трех процентов рабочих мест в организациях с

численностью персонала свыше 30 человек. Эти организации пользуются соответствующей поддержкой региональных властей. И это правильно. Подобная система действует и здесь, в Ростовской области. И очевидно, что такая практика должна получить более широкое распространение.

Четвертое. Нужно активнее привлекать к охране правопорядка граждан и общественные организации. Не подлежит сомнению — чем больше людей будут включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой. Следует подчеркнуть: этот вопрос должен быть детально продуман. И местным законодателям нужно более четко определять статус общественных организаций, помогающих вести борьбу с противоправными деяниями, а для привлечения добровольцев — находить новые стимулы.

Актуальный вопрос — это укрепление материальной базы милиции и общественной безопасности, в первую очередь первичного, участкового звена. Именно здесь ежегодно рассматривается до 80 % всех обращений граждан. Ведется значительная и, что особенно важно, адресная профилактическая работа.

Нужно сделать все возможное для обеспечения участковых инспекторов транспортом, современной техникой и средствами связи, в целом укреплять престиж этой службы. Говоря о проблеме в целом, надо позаботиться и о более широком применении в охране правопорядка технических средств, современных управленческих комплексов. Один из таких комплексов — «Безопасный город» — был представлен в Ростове. Интересный опыт, хороший, и не такой уж дорогостоящий. Современный уровень, эффективная обратная связь со всем городом — хорошая система. И люди хорошие там работают — молодые, грамотные.

В целом же опыт показывает, что даже самые простые технические системы видеонаблюдения, экстренной связи с милицией, мониторинг общественных зданий, мест пребывания граждан, школьных дворов позволяет повысить уровень контроля за ситуацией в общественных местах.

Важно не упускать из поля зрения и работу с кадрами. Люди, которые работают с гражданами, сотрудники милиции должны быть, конечно, предельно внимательными. Нужно работать и с ними. Если провести анализ того, что делается на местах, нареканий граждан будет еще очень много.

Губернатор Ростовской области В. Ф. Чуб начал выступление с выражения благодарности Прези-

- 25

денту России В. В. Путину за принятое решение о проведении заседания Госсовета в Ростове-на-Дону. Каждое мероприятие, проводимое с его участием на донской земле, становится знаковым событием для ее жителей.

Заседание Госсовета было тщательно подготовлено, члены рабочей группы приняли активное участие в подготовке материалов и выработке рекомендаций по обсуждаемому вопросу.

Анализ криминальной обстановки в России за последнее пятилетие показывает: общее число зарегистрированных преступлений увеличилось на 52 %. В целом по стране уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения поднялся до 2,7 тыс. преступлений, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 223 пункта. Для примера: в Германии таких преступлений 7600, в Республике Беларусь — 1900, в Республике Украина — 890.

Две трети зарегистрированных преступлений связаны с посягательством на собственность. В прошлом году их зафиксировано почти два с половиной миллиона. В целом по стране на 3,7 % возросло количество грабежей, на четверть — хищений, совершенных путем мошенничества.

В прошлом году зарегистрировано более 212 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, три четверти из них — тяжкие. Из незаконного оборота изъято более 100 т наркотических средств.

Значительное влияние на состояние преступности оказывают факторы, связанные с социально-экономическим и нравственным состоянием общества. Преступная среда в значительной степени пополняется лицами, не имеющими постоянного дохода. Из общего числа совершивших преступления таких около 60 %.

Важным направлением работы по предупреждению преступлений является совершенствование административной практики. Если в 2003 г. с момента вступления в силу Кодекса об административных правонарушениях таких нарушений было выявлено 58 млн случаев, то в прошлом году на 19 % больше.

Основу системы профилактики преступности составляют меры по объединению усилий государственной власти, правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, терроризмом, экстремизмом и иными противоправными явлениями.

Формирование государственной системы профилактики правонарушений ведется по ряду направлений, к которым необходимо вернуться.

26 -

Первое — издание федеральных законов по реализации профилактических функций государства; второе — это совершенствование регионального законодательства в этой сфере; третье — разработка и реализация федеральных и региональных программ на эту тему и четвертое — это поиск и применение оптимальных форм, привлечение всех государственных и общественных институтов, религиозных конфессий, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ обеспечение общественной безопасности и охрана правопорядка — предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это должно предполагать наличие у каждой стороны соответствующих реальных механизмов реализации своей части полномочий. На практике же сложилось положение, при котором участие регионов в реализации этих, повторю, совместных полномочий ограничивается лишь правом финансирования милиции общественной безопасности из своих бюджетов да рекомендациями в решениях координационных совещаний при отсутствии нормативных документов об обязательном исполнении этих рекомендаций. Необходимо это положение привести в соответствие с Конституцией РФ.

Одним из серьезных факторов, влияющих на ухудшение криминогенной обстановки в стране, является высокий уровень алкоголизма населения. Каждое третье бытовое преступление совершается в состоянии опьянения. При этом доля нелегальной алкогольной продукции в стране составляет порядка 30 %. Эксперты считают, что реальное душевое потребление алкоголя в России составляет около 15 л. Для примера: Франция — 10,8 л, Испания — 10,1 л, Украина — 9,8 л. Для россиян все еще типична низкая питейная культура. Соблюдение многочисленных традиций и обычаев превращает распитие алкоголя в непременные атрибуты жизни. По официальным данным, в России в конце XX века 60 % самоубийств и 80 % убийств совершалось в состоянии алкогольного опьянения.

В расчете на 100 тыс. населения алкоголизмом больны 1600 человек. Для примера, сахарным диабетом — 1700, то есть уровень алкоголизма сопоставим с заболеваемостью сахарным диабетом. А если учесть, что, по мнению отечественных экспертов, учитывается только каждый десятый случай алкоголизма, то практически у нас в стране 17 тыс. больных алкоголизмом на 100 тыс. человек, то есть каждый шестой человек из сотни тысяч подвержен этой болезни. Эта цифра вполне сопоставима с самыми распространенными в России и мире сер-

дечно-сосудистыми заболеваниями — таких 19 тыс. заболевших на 100 тыс. жителей, при этом средства, выделяемые бюджетами всех уровней на лечение больных, выглядят следующим образом: курс лечения от алкоголизма стоит порядка 6 тыс. руб., сахарного диабета — 16, сердечно-сосудистых — 25. Получается, что мы не только мало финансируем эту проблему, мы ее и почему-то еще стыдливо замалчиваем.

Поэтому в целях снижения уровня алкоголизма и предупреждения преступлений, совершенных на почве пьянства, рабочая группа рекомендует разработать научно обоснованную концепцию государственной антиалкогольной политики в России. Она должна предусматривать широкий комплекс научно обоснованных мер с корректировкой последствий в случае их неэффективности. Нужна планомерная работа, а не голое администрирование. Нужно создание соответствующей среды и лечение, а не просто запрет.

Кроме того, целесообразно создать специальный научно-методический центр мониторинга проблемы алкоголизма в стране и научно-исследовательские учреждения по проблемам его лечения. Как минимум, такое научно-исследовательское заведение должно быть в каждом округе, потому что по всей нашей большой России везде по-разному проявляется восприимчивость к болезни, — допустим, у северных народов, у южных народов. Большие надежды на изменение ситуации связываются с включением мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в состав национального проекта «Здоровье».

Для последовательного формирования государственной системы профилактики правонарушений важное значение имеют усилия всех субъектов РФ по разработке и принятию с последующей реализацией региональных комплексных программ. Успешное воплощение в жизнь этих программ возможно лишь при условии достаточного финансирования. Однако вопрос софинансирования региональных программ остается довольно сложным. Целевые финансовые поступления в отдельных субъектах РФ недостаточны, что не позволяет не только реализовать программы в целом, но даже частично профинансировать мероприятия, предусмотренные в рамках формирования многоуровневой системы профилактики.

Согласно имеющимся данным направление средств на профилактику правонарушений субъектами РФ на порядок выше, чем направление их федеральным центром. Очевидно, на федеральном уровне к этой проблеме должно быть большее

внимание, надо помочь тем, кто хочет, но не в состоянии финансировать эту проблему, потому что не хватает средств при исполнении других полномочий.

По информации МВД России, сегодня в регионах создается база для работы с несовершеннолетними. Открыто 178 тыс. спортивно-массовых и военно-патриотических учреждений, ежегодно около 8 млн детей посещают кружки, клубы, спортивные секции. В целях ранней профилактики активно формируется институт школьных инспекторов милиции. В этих образовательных учреждениях работают более 3 тыс. таких сотрудников, но это только малая толика того, что нам надо делать, мы только в начале этого пути.

Постепенно решается ключевая задача обеспечения антитеррористической безопасности дошкольных и общеобразовательных учреждений, взято под охрану оборудованной системой видеонаблюдения, кнопками экстренного вызова милиции и системами контроля доступа 63 % бюджетных учреждений. Все большее число субъектов РФ ставит перед собой задачу формирования систем профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации. В Ростовской области при этом опираются на исторический опыт. Дон всегда славился своими исконными традициями сильного местного самоуправления. Этому местному самоуправлению, если говорить о выборности атаманов на Дону, более 400 лет.

Казачество никогда не оставляло без внимания детей-сирот, детей, нуждающихся в хорошем наставлении и воспитании. И сегодня на территории области действует 141 казачье образовательное учреждение — это казачьи кадетские корпуса, казачьи профтехучилища, патриотические клубы, в которых проходят обучение 26 тыс. детей и подростков, из них более 10 % — это проблемные дети: дети-сироты и находящиеся под опекой, дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей. Здесь воспитывают гражданина России, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные казачьи традиции, помогают ему самоопределиться в жизни... Подсчитано, что содержание кадета в три раза дешевле, чем содержание подростка в спецшколе для правонарушителей.

С 1995 г. согласно национальному плану действий в интересах детей в регионе формируется система ювенальной юстиции. Сегодня область является базовой в развитии специализированного правосудия по делам несовершеннолетних. При обсуждении в Государственной Думе законопро-

- 27

екта о введении ювенальных судов за основу взята модель Ростовской области. Этот опыт отражен в постановлениях Верховного Суда и реализуется в программе ООН «Поддержка правосудия по делам несовершеннолетних».

Исключительно сложное сегодня положение ребенка, к сожалению, во многих семьях, в воспитательных учреждениях, да и в целом в обществе. Поэтому в целях защиты прав детей с учетом имеющегося опыта в некоторых наших регионах целесообразно создать в России институт уполномоченных по правам ребенка. Хотя такие уполномоченные существуют в качестве заместителей уполномоченных по правам человека, но больно уж сегодня детская проблема, особенно беспризорность и положение дел в семьях и в воспитательных учреждениях неблагополучны, и надо усилить защиту детей.

В стране в последние годы восстанавливается опыт добровольных общественных объединений правоохранительной направленности. Сегодня, по цифрам 2006 г., выявлено 462 тыс. административных нарушений. Практически во всех субъектах РФ приняты нормативно-правовые акты, определяющие статус общественных формирований правоохранительной направленности, а также вопросы участия граждан в охране общественного порядка. В Ростовской области это муниципальные казачьи дружины. Очевидно, это начало возрождения полезной работы по профилактике и борьбе с правонарушениями в регионах.

В целях профилактики правонарушений в общественных местах в ряде субъектов РФ внедрены современные технические комплексы управления нарядами милиции, задействованные в системе единой дислокации. К их числу относится аппаратно-программный комплекс безопасности, созданный на базе УВД Перми. Его использование имеет положительный эффект. В прошлом году там не было роста преступности в общественных местах, появилась устойчивая тенденция к снижению уличной преступности. В Сургуте действует подобная система, включающая в себя электронную карту города, на которой выведены маршруты патрульно-постовых нарядов, наружных служб и участковых. В Омске маршрутные такси и автобусы оснащены тревожной сигнализацией с выводом на пульт вневедомственной охраны, что позволяет пресечь преступные посягательства в отношении водителей и пассажиров. Это новая ступень в работе милиции общественной безопасности.

Заметным событием общероссийского масштаба стало введение с декабря 2005 г. в эксплуатацию

28 -

специализированной межведомственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации». Эта система имеет профилактическую направленность и быстро заняла одно из ведущих мест в рейтинге правоохранительных и интернет-ресурсов. Ее цель — предотвращение преступлений в сфере налогового законодательства, мошенничества, контрабанды, краж, а также розыск пропавших детей и преступников.

Важнейшим звеном успешного формирования государственной системы профилактики является укрепление службы участковых уполномоченных. Специалисты рабочей группы отмечают, что целесообразно обратить внимание на опыт предупреждений правонарушений в ГУВД Белгородской области. Метод административного участка, применяемый в регионе, позволяет значительно снизить количество совершаемых преступлений и повысить безопасность проживающих граждан, ведь участковые уполномоченные работают практически в шаговой доступности от места проживания граждан и способны оперативно решать вопросы правопорядка на участке.

Вопрос профилактики правонарушений необходимо учитывать и на уровне подготовки молодежи в средних технических и высших учебных заведениях. Именно правовая неподготовленность выпускников порой служит дальнейшей причиной как правонарушений с их стороны, так и неумения противостоять им. Если говорить о системе «Безопасный город», то надо отметить, что это не в Ростовской области сами придумали, она обобщает накопленный положительный опыт, состоит из элементов подобных систем, действующих в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Казани. Отличительная система, что здесь и ФСБ, и ГУВД, и УВД на транспорте, и МЧС, и Северо-Кавказский округ внутренних войск могут работать все сообща и оперативно решать эти вопросы. Думаю, что это новый шаг, но не надо жалеть деньги на эти системы. Добавочные траты на милицию общественной безопасности отзовутся хорошими результатами буквально в ближайшем будущем.

Профилактика правонарушений — это разносторонняя и многоплановая работа. Здесь важны многие направления, которые еще нуждаются в исследованиях: развитие спорта и открытие спор-тсооружений, восстановление объектов культуры, особенно на селе, и организация досуга людей в них, переоснащение ПТУ и профессиональное обучение молодежи, вопросы экологии и охраны окружающей среды, борьба с правонарушениями в сфере экономики. Пережив системный кризис

1990-х годов, Россия вступила в XXI век, обретая прежнюю уверенность, возвращая утраченные позиции великой мировой державы. Настало время сверить государственные механизмы с этими новыми реалиями.

Из философского определения безопасность — это есть не что иное, как форма саморегулирования государственной системы, которая позволяет ей сохранить свое качество. Или, выражаясь словами выдающегося русского философа Николая Бердяева, государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей превратиться в ад.

В своем выступлении министр внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиев сделал акцент на том, что профилактика правонарушений всегда занимала центральное место в деятельности правоохранительных органов нашей страны. И здесь важно подчеркнуть, что к концу 1980-х гг. прошлого века отечественная система профилактики, по общепризнанным оценкам, являлась одним из наиболее эффективных направлений в полицейской практике.

Раньше действующее уголовное судопроизводство в приоритетном порядке было нацелено на решение главной задачи — сохранение человека для общества. Однако позднее из-за прекращения функционирования комплексной системы профилактики деятельность правоохранительных органов была сосредоточена лишь на последствиях совершенных преступлений. И в результате были утрачены как рычаги влияния на причины преступности, так и системное устранение условий правонарушений и индивидуальное профилактическое воздействие на лиц, склонных к антисоциальному поведению.

Именно об этом шла речь в ноябре 2006 г. на Всероссийском совещании правоохранительных органов в Москве, где были поставлены задачи по консолидации усилий государства, общества, бизнеса и граждан в профилактике преступности. Однако сегодня надо признать, что все мы находимся только в начале этого сложного, но очень важного для нас пути. Нам вместе предстоит решать острейшие вопросы борьбы с алкоголизацией и наркотизацией населения, и особенно ее молодежной части, дефицита рабочих мест для выпускников детских домов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, бродяжничества, отсутствия достаточного количества учреждений социальной защиты и, безусловно, низкой правовой культуры наших граждан.

Истинное положение дел охарактеризовать могут сегодня следующие данные, показывающие

масштабы антисоциальной базы преступности. Потребление алкоголя в России на душу населения в два раза превышает сегодня предельный уровень, признанный Всемирной организацией здравоохранения критически опасным для здоровья нации. Число больных алкоголизмом составляет несколько миллионов человек. За последние 30 лет доля женского алкоголизма возросла вдвое, а возраст приобщения подростков к употреблению спиртного снизился с 16 до 14 лет. При этом нужно отметить, что ежегодно от алкогольного отравления умирают до 40 тыс. человек и каждое пятое преступление совершается на почве пьянства.

Эта же проблема и причина легла в основу социального сиротства. Ежегодно более 600 тыс. детей остаются в неполной семье. 60 тыс. уходят из дома и бродяжничают. 9 из 10 детдомовцев помещаются в детские дома при живых родителях. Ставя заслон на пути детского неблагополучия, милиция сегодня профилактирует почти 360 тыс. подростков-правонарушителей.

Прямое влияние на преступность оказывает и число наркозависимых лиц. Помимо того, что от наркомании ежегодно умирают около 70 тыс. молодых людей, эта проблема становится причиной и сотен тысяч имущественных и насильственных преступлений. Так, за прошедшие десять лет количество расследований, связанных именно с этим составом преступления, увеличилось почти в 15 раз. Безусловно, здесь нужно сказать о том, что за этот период сделаны определенные шаги в борьбе с незаконным оборотом и распространением наркотических средств, и тем не менее иммунитет общества к наркотикам пока остается низким.

Представляется, что снижение именно потребительского спроса на наркотики — это главная задача, решение которой может сегодня действительно спасти наше общество от наркотической деградации. И при этом всегда нужно помнить, что главная мишень наркодельцов — это наши дети, а значит, здоровье и потенциал нации. Поэтому борьба с наркоэкспансией — задача одинаково приоритетная для всех органов государства и структур гражданского общества, где наряду с участковым уполномоченным и инспектором по делам несовершеннолетних есть место специалистам-наркологам, терапевтам, социальным работникам. И именно в консолидации здоровых сил нашего общества для профилактики наркомании лежит залог успеха в этом направлении.

Не снимая ответственности с МВД России, нужно заявить о необходимости нового государственного подхода власти, законодательства, бизнеса и гражданского общества к искоренению

- 29

причин и условий преступного поведения наших граждан. В 1990-е гг. прошлого века в общество хлынул поток информации, восхваляющей культ алкоголя, курения, духовную распущенность, потребительство и власть денег, которые были восприняты молодежью как жизненные идеалы. И только сегодня в обществе, государстве пришло понимание необходимости объединения на основе общих идей, единой морали, новой молодежной политики, концепция которой была недавно утверждена Правительством РФ.

МВД России за последние десять лет удалось переломить ситуацию и достигнуть сокращения уличной преступности. Однако надо признать, что без реального участия местных органов власти удержать эту динамику будет сложно. Министерство настойчиво работает над внедрением технического контроля за правопорядком в общественных местах. Это и видеонаблюдение, экстренная связь «гражданин—милиция», тревожные кнопки, вертолетное патрулирование при массовых мероприятиях и другие технические решения. Однако надо признать, что лишь 10 % территорий отреагировали на обращение МВД по внедрению такой техники.

Очень важным вопросом для нашего общества остается рецидивная преступность. Почти треть преступлений совершается ранее судимыми, на учете органов внутренних дел их свыше 600 тыс., однако усилия милиции малоэффективны без решения многих социально-бытовых проблем после освобождения именно этих людей. Неустроенность и заболевания, отсутствие профессии, жилья и средств к существованию являются сегодня основными причинами повторных преступлений после освобождения. В прошлом году рабочие места получили 195 тыс. условно осужденных и 138 тыс. освободившихся из мест лишения свободы. Это менее одной трети от общего числа нуждающихся сегодня в стране. И поэтому, безусловно, нужны региональные законы о квотировании рабочих мест.

Из заключения часто выходят люди, получающие вместо исправления уголовную квалификацию. Основная же часть осужденных в местах лишения свободы еще не занята трудовой деятельностью и не получает то профессиональное образование, которое необходимо для возвращения к нормальной жизни. И здесь уместно, чтобы местные органы власти и бизнес-сообщество обеспечивали бы трудовую занятость заключенных, чтобы было налажено производство и профтехобразование. Так с улиц могут уйти те люди, которые сегодня нарушают уголовное законодательство.

Осуществляя мероприятия по профилактике

30 -

пьянства, наркомании, рецидива, детской безнадзорности, мы не только предупреждаем сегодня правонарушения со стороны граждан группы риска, но и решаем проблему повышения здоровья нации, обеспечиваем участие в трудовой деятельности, улучшаем демографическую ситуацию, а главное, отстаиваем и останавливаем преступление задолго до его самого совершения.

Можно отметить, что проблема профилактики правонарушений уже решается властью совместно с органами внутренних дел, а не как ранее — милицией в одиночку. Организационное наполнение этой деятельности на местах составляет 1700 должностей заместителей глав администраций по организации профилактики правонарушений. От муниципальных поселений до областных городов создано более 3 тыс. межведомственных структур по организации профилактической работы. В 2006 г. из региональных источников на эти программы профилактики было выделено около 6 млрд руб., на 2007 г. запланировано 10 млрд руб.

Результаты профилактической деятельности показывают, что вложенные в нее финансовые средства окупаются сегодня тысячами спасенных человеческих жизней, укреплением безопасности и правопорядка, и удешевлением правоохранительных затрат.

Формирование полноценной системы профилактики еще далеко до ее совершенствования, однако у МВД России уже есть основания говорить о ее влиянии на правопорядок. Так, впервые за последние десятилетия в этом году удалось добиться сокращения общего количества преступлений и, что важно, тяжких составов, в том числе убийств на 17,8 %, разбоев на 18,6 % и грабежей на 14,8 %. Улучшение обстановки достигается прежде всего в субъектах РФ, где нашли средства на профилактические программы, трудоустройство лиц групп риска, работают с молодежью, привлекли к защите правопорядка общественный актив. Так, Свердловская область, Красноярский край, Республика Татарстан находятся в числе лидеров не только по объему вложенных в профилактику средств, но и по числу различных мероприятий по предупреждению преступности. И, напротив, у территорий, где данному вопросу не уделялось внимания, конечные результаты весьма плачевные.

Надо отметить, что в 17 регионах средства на реализацию региональных программ вообще не выделялись. С другой стороны, степень освоения уже выделенных денежных средств оставляет, уважаемые коллеги, желать лучшего. К примеру, в Сибирском федеральном округе освоение состав-

ляет всего 48 %, по Приволжскому федеральному округу — около 40 %.

Конечно, для дотационных регионов крайне сложно выделить из бюджета какие-либо финансовые средства. Однако надо определиться, что решение прежде всего организационных вопросов сегодня не требует финансовых затрат. Так, не введены должности заместителей глав администраций по организации профилактики правонарушений и не сформированы профильные межведомственные комиссии в Башкортостане, Калмыкии, Удмуртии, Алтайском и Хабаровском краях, Брянской, Костромской, Кировской, Курганской и Мурманской областях.

Требует своего разрешения сегодня и проблема ресоциализации лиц. Нужно согласиться с выводами доклада Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина Президенту РФ, в котором отмечается, что службы социальной защиты России по-прежнему еще ориентированы на наступившие уже отрицательные последствия, такие как наркомания, безнадзорность, не уделяя при этом внимания всему комплексу причин и причинам их возникновения.

Всего на территории нашей страны действует около 3600 таких учреждений, которые покрывают потребность всего лишь на одну треть. Большое внимание этому уделяется в Свердловской области, где функционирует 190 учреждений социальной помощи, в Нижегородской, Московской, Воронежской, Тюменской, где более 150 учреждений данного типа. Резкий же контраст в Костромской области, Карачаево-Черкесии и Республике Тыва.

В целях разрешения этих проблем, усиления социального контроля за лицами, склонными к правонарушениям, МВД России работает над формированием профильного законодательства. Завершается подготовка законов об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, об основах участия населения в обеспечении правопорядка, об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Говоря об этом, нужно затронуть и другой вопрос. Сегодня в обществе существует настоятельная необходимость в законе о принудительном лечении алкоголизма и наркомании. Однако правозащитники обоснованно отстаивают позицию добровольности лечения. Но ежедневно сталкиваясь с сотнями абсолютно деградированных лиц, понимаешь — нельзя рассчитывать на добровольность. Полагаем, что решение по их принуждению должны принимать медицина и суд с контролем

гражданского общества. Безусловно, при разработке упомянутого законопроекта самым важным и сложным является обеспечение разумного баланса прав и свобод больных граждан, с одной стороны, и общественных интересов — с другой.

Затрагивая вопросы здравоохранения и потенциала нации, нужно остановиться на теме детского неблагополучия. Сегодня в деятельности МВД России этот вопрос занимает особое место, и вот почему: в стране растет число детей, отцы и матери которых лишены родительских прав. Если в 2000 г. таких было 60 тыс., то в 2006 г. их число составило уже 74 тыс. Не снижается количество неблагополучных семей, стоящих на учете в органах внутренних дел. Только в прошлом году на четверть возросло число преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Серьезные нарушения требований Федерального закона №120 о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляются органами прокуратуры в сфере образования.

В представлении Генеральной прокуратуры, внесенном в июне этого года в Правительство, отмечается, что органы образования очень часто не применяют мер к выявлению причин оставления школ детьми. Сегодня около полутора миллионов детей и подростков нигде не учатся и не работают, пополняя ряды малолетних преступников и беспризорных. В представлении указано, что в образовательных учреждениях Алтайского края, Брянской, Вологодской, Калужской, Тверской, Томской, Тульской областей в нарушение ст. 19 Закона «Об образовании» ученики, достигшие возраста 15 лет и не получившие основного общего образования, отчисляются из образовательного учреждения без согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. В этой связи МВД России активно формирует сегодня институт школьных инспекторов милиции. В образовательных учреждениях их число уже составляет 3,2 тыс. Однако еще во многих школах таких инспекторов не хватает. К сожалению, здесь надо отметить, запаздывают наши города-миллионники и мегаполисы, где не введено ни одной подобной должности, хотя именно здесь актуальность данной формы профилактики остается очень высокой.

Только начата работа еще в одной перспективной форме профилактики: это деятельность семейных инспекторов. Подобная специализация введена в Ставропольском крае и Сахалинской области. И здесь можно рассчитывать на существенные результаты в работе с неблагополучными семьями.

- 31

Ведущими криминологами страны предлагается в системе судов общей юрисдикции ввести ювенальную подростковую специализацию. В основу работы таких судов должно быть положено вынесение судебных решений с учетом особенностей подростка и его жизненной ситуации, ориентированных прежде всего на исправление и спасение. Апробация и практика уже есть в стране в таких городах, как Ростов-на-Дону, Белгород, Воронеж, Екатеринбург.

В последнее время много говорится о повышении социальной ответственности бизнеса. Можно обоснованно полагать, что бизнес способен помочь государству в реализации местных и корпоративных социальных программ активным участием в решении проблем детства и молодежи, а также в развитии спортивной индустрии и физкультурного движения. Ведь сегодня 60 % из общего числа лиц, совершивших преступление, это люди, не имевшие постоянного источника дохода. Для многих из них совершение преступлений стало единственным способом обеспечить свое существование. Затрагивая эти вопросы, хочу подчеркнуть, что нами совместно с Росспортом проводится большая работа по активизации спортивной и военно-патриотической работы в молодежной среде, ориентированию спортивных клубов, команд на шефство над школами, детскими домами и интернатами. Эти же усилия дали возможность увеличить число спортивных секций, кружков, клубов, военно-патриотических лагерей, и сегодня в них занимаются более 8 млн молодых наших граждан. А все университеты, академии, училища МВД России, а их 46, сегодня взяли шефство над детскими учреждениями. Если этому примеру последуют и другие органы государственной власти и общественные организации, будут спасены десятки тысяч отрешенных от общества детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МВД России также принимает участие и в профилактической деятельности, не только в том, что касается правонарушений, но и в сфере экономики. Здесь ощутимое предупредительное воздействие оказывают межведомственные комплексные профилактические мероприятия. Так, только в ходе одного из них по декриминализации топливно-энергетического комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе собираемость налогов возросла в два раза. Поступление налогов на добычу полезных ископаемых увеличилось в 1,8 раза. Планируются такие же аналогичные профилактические мероприятия провести и в других отраслях экономики. Заметно отмечено и повышение профилактической работы с созданием

32

Национального антитеррористического комитета по предупреждению террористических и экстремистских проявлений в стране.

Обсуждаемый вопрос по своему характеру лежит за пределами компетенции какого-либо одного органа государственной власти. Профилактика преступлений — это неотъемлемая часть социально-правовой политики нашего государства. Конечным продуктом невнимания общества к этой проблеме являются преступления и миллионы искалеченных судеб. Поэтому МВД России рассчитывает на самую активную поддержку и особый контроль со стороны глав регионов. Программы профилактики в субъектах РФ уже разработаны, но главной их составляющей должно быть прежде всего организационное и ресурсное обеспечение.

Губернатор Московской области Б. В. Громов начал свое выступление с исторического экскурса. Его дед в 1913 г. закончил юридический факультет Московского госуниверситета, располагавшегося в то время в здании на улице Моховой. Он был образованным человеком и свято верил в устои государственности, семьи, на чем воспитывал своих внуков, а они, естественно, передавали и передают своим детям, внукам, что пример старших — это лучшая профилактика всего на свете. Но так жизнь устроена, что времена меняются, и события 1990-х гг., их оценка и последствия привели к тому, что количество и степень общественной опасности правонарушений в нашей стране стали резко меняться в сторону увеличения. При всем при этом на протяжении многих десятилетий основной упор в борьбе с правонарушениями и их профилактике делался все-таки на работу правоохранительных структур. Надо сказать, что в последние годы есть изменения в лучшую сторону, хотя до сих пор акцент все-таки делается на основную роль правоохранительных органов в этом вопросе. Хотя менять концепцию профилактики правонарушений необходимо, тем более что предпосылки к этому есть. К тому же добавляются такие сложные современные проблемы, как социальное имущественное расслоение, миграционное давление на экономику и социум, криминализация некоторых видов бизнеса и т. д.

Что в этих условиях делается в Московской области? Жизненная практика подтверждает: когда человек имеет реальные возможности заниматься общественно полезным трудом, чувствует себя социально защищенным, способен удовлетворять свои потребности, у него, естественно, отпадают многие мотивы и причины совершения правонарушений. В связи с этим наряду с организаци-

онными и правовыми мерами государственной системы профилактики на одно из первых мест мы ставим все-таки улучшение уровня и условий жизни населения области. Тем более что показатели социально-экономического развития Московской области стабильны и быстро растут.

Важным направлением профилактики правонарушений является укрепление основ семьи, в том числе и через улучшение жилищных условий и социальную поддержку всех видов. Должен сказать, что в этом отношении, например, с 2000 г. у нас удвоен объем строительства жилья, а в прошлом году в области введено в строй более 6 млн кв. м. Понимая, что бытовая неустроенность и плохие условия проживания во многом становятся питательной почвой для правонарушений, уделяется особое внимание капитальному ремонту жилого фонда, переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Ведется большая работа по благоустройству городов и населенных пунктов. Учитывая, что большую нагрузку в борьбе с преступностью и правонарушениями несут органы охраны правопорядка, правительство области в рамках действующего законодательства проявляет постоянную заботу об их укреплении и улучшении материального положения сотрудников. В текущем году на правоохранительную деятельность из областного бюджета выделяется более 9 млрд руб. Принято решение о финансировании дополнительной численности сотрудников милиции общественной безопасности в количестве 3 тыс. человек. Почти 50 тыс. сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану правопорядка, получают прибавку к денежному содержанию.

Предусмотрена система областных программ, законодательных и подзаконных актов в сфере правопорядка, антитеррора, административной ответственности, торговли, игорного бизнеса. Важнейшим направлением профилактики правонарушений является наращивание и активное использование потенциала культуры и спорта, что дает возможность решать проблему свободного времени, снижать негативное влияние улицы, особенно на молодежь. С 2000 г., например, объем финансирования культуры вырос более чем в 11 раз. За последние годы построено и реконструировано более 130 крупных спортивных сооружений. Всего на эти цели нами было выделено за эти годы около 30 млрд руб.

Под особым контролем держится вопрос профилактики правонарушений среди молодежи. Здесь положительную роль играют подразделения по делам несовершеннолетних и принятые облас-

тные законы о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, об опеке и попечительстве и о патронате. Введено около 250 должностей школьных инспекторов милиции, за которыми закреплено 867 учебных заведений. Внедряется система работы кружков и спортивных секций на бюджетной основе. В 324 домах творчества занимаются около 300 тыс. школьников, то есть каждый второй. Активно ведется работа с родителями, прежде всего молодыми. Пятый год в городах и районах проводятся областные родительские собрания, посвященные семейному воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, формированию активной гражданской позиции и патриотизма.

Безусловно, по всем направлениям усиливается борьба с пьянством, алкоголизмом и наркоманией. Хотя лишение субъектов РФ возможности контроля за качеством и объемом реализуемой алкогольной продукции не способствует сохранению здоровья населения, снижает эффективность нашего противодействия ее незаконному обороту.

Принимаемые меры влияют на уровень преступности: стабильно снижается преступность среди подростков. По сравнению с 2002 г. количество несовершеннолетних участников преступлений в прошлом году сократилось в 1,7 раза. В текущем году число совершенных ими преступлений по отношению к соответствующему периоду прошлого года снизилось еще на 16,5 %.

Вместе с тем промежуточные итоги реализации государственной системы профилактики правонарушений убеждают в необходимости выработки дополнительных мер по ее совершенствованию. Необходимо поддержать представленные предложения рабочей группы по разработке законодательных актов. В рамках этой системы как один из шагов полагал бы целесообразным, например, создать на федеральном уровне и в субъектах РФ структуру, подобную той, что действует по борьбе с терроризмом, с соответствующими полномочиями.

Назрела необходимость передачи части полномочий по профилактике правонарушений на муниципальный уровень, нужно передать большую часть служб милиции общественной безопасности местному самоуправлению, что соответствует положениям Конституции РФ и 131-му федеральному закону.

Имеет смысл устранить дублирование ряда функций, размытых по нескольким федеральным структурам, особенно в сферах экономической, налоговой преступности, борьбы с наркотиками, детских правонарушений и так далее. Кстати, это могло бы стать новым вектором административной

33

реформы. Необходимо пересмотреть действующие положения о деятельности частных охранных структур, которые нередко связаны с криминалитетом и действуют подчас в его интересах, сократить численность их сотрудников.

Целесообразно пересмотреть ряд направлений молодежной политики, ликвидировать неоправданную либерализацию при квалификации разовых доз хранимых, потребляемых и реализуемых наркотиков. Разработать и реализовать в системе образования целевые обучающие программы, такие как «Мир без наркотиков», «Здоровый образ жизни» и др. Должно быть принято решение, предусматривающее применение мер принудительного лечения, сегодня об этом уже говорилось, к лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. Требуется также упорядочить производство спиртосодержащих жидкостей, особенно по товарам бытовой химии, которые являются основным источником массовых отравлений.

Наконец, на разных уровнях говорится о необходимости корректировки телевизионного вещания в сторону формирования позитивного отношения к роли государства, общества, семьи, адекватного восприятия происходящих процессов. К сожалению, объем негативного вещания, связанного с культом насилия, незаконного обогащения, праздного образа жизни, не снижается. В связи с этим необходимо принимать меры по резкому сокращению выхода на экраны подобной продукции, вред от которой на умы молодых людей просто огромный.

Губернатор Кемеровской области А. М. Тулеев в своем выступлении отметил, что за последние годы наша страна прошла очень серьезный путь — от глубочайшего кризиса до мощного прорыва во всех сферах жизни. Политическая, экономическая и социальная стабильность — самое громадное достижение нашего времени, потому что если есть стабильность в государстве, есть стабильность в регионе, в области, можно продуктивно работать, можно созидать, можно строить планы на будущее, есть инвестиции и деньги.

В свое время были пионерские и комсомольские организации. Именно в этих организациях молодые ребята учились жить в коллективе, учились жить в обществе и соотносить свое поведение с общепризнанными нормами. Что мы вынуждены были сделать взамен? Создали десять кадетских корпусов, создали гимназии, создали элитное училище, оторвали 16 тыс. детей от преступности — это семьи и погибших военнослужащих, и шахтеров, это дети из неблагополучных семей.

34 -

Впервые в стране с 2002 г. этот опыт оправдался, его можно внедрять. В школах, в общежитиях, в техникумах внедрили самых опытных сотрудников милиции. Причем каждому сотруднику, который работает в милиции с подростками, каждый месяц доплачивается по 2 тыс. руб. И сегодня практически 60 % школ с уполномоченными. В этих же школах поставили системы видеонаблюдения. За три года число преступлений в этих школах общеобразовательных, институтах, вузах сократилось на треть.

Безотлагательного решения требует ликвидация разрозненности наших действий. В принципе ни одно государство, кроме бывшего Советского Союза, не обладало мощной государственной линией на предупреждение, профилактику преступности. Утраченные позиции можно и нужно вернуть. Западные страны как работали? По принципу неотвратимости наказания. А вот чтобы уберечь человека, такая задача не ставилась.

По вопросу о принудительном лечении можно как раз использовать и зарубежный опыт. В Соединенных Штатах если алкоголик отказывается лечиться, то он лишается целого ряда социальных льгот. В Японии каждый уважающий себя предприниматель считает своим долгом ежедневно собирать своих работников в спортзале, всем вместе тренироваться, и первым показателем идет даже не экономика, не прибыль, а здоровье этого коллектива. В Германии социальные обязательства собственников, предпринимателей перед населением внесены в Конституцию страны, в Основной закон. И там он не просто работодатель, а еще и социально ответственное лицо, так же как и губернатор, — за спокойствие и профилактику правонарушений в том или другом регионе...

Президент Республики Дагестан М. Г. Алиев в своем выступлении проанализировал ход реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности. Законом утверждена программа профилактики правонарушений на 2007—2010 гг., на реализацию предусмотрены финансовые средства в сумме 65 млн руб., в том числе в текущем году 15 млн руб. Аналогичные программы приняты и на муниципальном уровне. Введены должности заместителей глав местных администраций по вопросам общественной безопасности. При Правительстве республики создана и функционирует республиканская межведомственная комиссия по профилактике правонарушений. Подобные комиссии работают в районах и городах. Приняты и законы «Об участии граждан в охране общественного порядка в Республике Дагестан», «О профилактике безна-

дзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Дагестан», «О молодежной политике в Республике Дагестан». Парламентом республики в первом чтении принята комплексная программа развития национальных отношений в республике на 2007—2010 гг. В республике функционируют уполномоченные по правам ребенка.

6 июня в Махачкале прошла всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики религиозно-политического экстремизма», в работе которой приняли участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Д. Н. Козак, все руководители федеральных правоохранительных органов, главы республик Южного федерального округа, а также ведущие ученые и специалисты в этой области. По итогам работы выработаны соответствующие рекомендации. Общий смысл этих рекомендаций сводится к тому, что необходимо от силовых методов борьбы с экстремизмом и терроризмом перейти к их профилактике, первоочередному решению имеющихся экономических и социальных проблем, идеологическому противодействию терроризму и экстремизму, улучшению информированности населения.

Такой курс работы органов государственной власти, муниципальных образований, правоохранительных органов и институтов гражданского общества позволил в 2006 г. на 60 % сократить количество преступлений террористической направленности в республике. Вместе с тем, сосредоточив значительные усилия на борьбе с экстремизмом и терроризмом, в республике ослаблена работа по другим направлениям борьбы с преступностью. Это подтверждает тенденция роста преступности за последние два года. Растет количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе фактов бандитизма, умышленных убийств, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, а также некоторых видов преступлений против личности. Высоким остается уровень подростковой преступности.

Несмотря на существенный рост количества выявленных преступлений экономической направленности, принимаемые меры не отвечают ни остроте проблемы, ни истинным масштабам распространения этой категории преступности. Правоохранительные органы не принимают действенных мер по устранению этих и других недостатков в работе. Нет четкого взаимодействия в их деятельности, временами они работают друг против друга, а не против преступников. В этой

кампании в определенной мере участвуют и суды. Мне представляется, что нельзя продолжать наблюдать федеральным органам за этим очевидным процессом.

Помимо роста рецидивной преступности и роста преступлений среди несовершеннолетних большую нашу тревогу вызывает рост в республике дорожно-транспортных происшествий. Одной из основных причин такого положения дел является плохое состояние автомобильных дорог, прежде всего дорог федерального значения, которые проходят по Дагестану и являются одними из самых высокоаварийных в Российской Федерации. Только на участке автомагистрали «Кавказ» в пределах границ республики протяженностью 279 км ежегодно погибают в автоавариях более 120 человек, более 300 человек получают ранения различной степени тяжести.

Министерством транспорта России в рамках федеральной целевой программы запланирована реконструкция федеральной дороги от города Махачкалы до государственной границы с Азербайджаном, начиная с 2010 г. Желательно начать реконструкцию этой дороги раньше, уже в будущем году, тем более с азербайджанской стороны — новая, современная реконструированная дорога доведена до российской границы. В срочной реконструкции дороги «Кавказ», соединяющей Россию с Закавказьем, заинтересованы и соседи: Ставрополь, Калмыкия и др. Кроме того, надо учесть приграничное положение республик и нахождение нескольких десятков погранзастав, подразделений Министерства обороны.

Губернатор Ульяновской области С. И. Морозов в своем выступлении остановился на проблеме роста подростковой и молодежной преступности как на одной из самых важных и самых болезненных. Действительно, в последние годы каждый десятый привлеченный к ответственности преступник в Ульяновской области — это несовершеннолетний. Каждый день в области происходят как минимум три преступления с участием подростков, из которых каждые два несовершеннолетних правонарушителя являются учащимися школ и других учебных заведений.

Центром внимания, главным объектом профилактики должны стать не столько несовершеннолетние правонарушители, сколько то подавляющее большинство подростков и молодежи, которое может ими стать. Поэтому, во-первых, необходимо очень быстро внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

- 35

несовершеннолетних», сделав особый акцент на раннюю профилактику правонарушений и обозначив в качестве объекта профилактики всех несовершеннолетних граждан, а не только тех, кто уже находится в социально опасном положении.

Во-вторых, нужно четко разграничить и детально прописать полномочия и ответственность федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления в отношении всей системы профилактики, внеся соответствующие изменения и дополнения в действующие федеральные законы. Кроме того, нельзя больше медлить с принятием федерального закона о привлечении населения к охране общественного порядка.

Для всех очевидно, что главная ответственность за воспитание детей лежит на семье. Забота о детях и их воспитании, формировании нравственных качеств, подготовка к общественно-полезной деятельности — это прямая обязанность родителей, которая в действующем законодательстве, к сожалению, отражена пока весьма слабо. Поэтому актуальным является недавнее обращение Общественного совета Министерства внутренних дел. И в связи с этим целесообразно изменить часть 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ, которая может быть сформулирована так: «Родители обязаны воспитывать своих детей, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом и психическом развитии своих детей, формировании в них высоких нравственных качеств, а также готовить их к общественно полезной деятельности».

Санкции за нарушение этих норм помимо лишения и ограничения родительских прав должны быть дополнены и уголовной ответственностью за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, которые привели к педагогической запущенности несовершеннолетнего и совершению им умышленного общественно опасного деяния. Такая норма должна быть особо сформулирована в части 2 статьи 156 Уголовного кодекса РФ. Необходимо принять федеральный закон о принудительном лечении от алкоголизма. Но, ужесточая ответственность родителей, нужно также коренным образом изменить и государственную семейную политику, которая призвана стать эффективным звеном ранней профилактики правонарушений. В рамках объявленного Года семьи можно было бы создать отдельное министерство по делам семьи, женщин и детей, которое стало бы координатором всей социальной работы, причем не только с семьями, но и в общеобразовательных учебных заведениях.

36

Действительно, отсутствие нормальных условий в семье во многом порождает беспризорность и безнадзорность, а существующая в настоящее время система государственных воспитательных детских домов малоэффективна. Поэтому в Ульяновской области стали применять новые подходы к реализации семейной и молодежной политики, направленной на всемерное поощрение прежде всего благополучных семей. Так, принят областной закон, по которому каждая семья, усыновляющая ребенка, получает единовременно по 100 тыс. руб. из областного бюджета. Весьма показательно, что если за весь прошлый год на этот довольно ответственный шаг решилось порядка 30 ульяновских семей, то столько же семей усыновили детей уже за первые пять месяцев этого года. Кроме того, проведение различных акций, в том числе и акции «Роди патриота в День России», дало возможность сформировать единый стандарт социальной поддержки беременных женщин во всех муниципальных образованиях.

Отдельный вопрос — забота о многодетных семьях. Принят областной закон о мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области. Формы поддержки разнообразны: от льгот на коммунальные услуги до выдачи денежных сертификатов на развитие сельских подворий. И также в этом году все министры регионального правительства взяли персональное шефство над многодетными семьями, оказывая им постоянную помощь, в том числе и по решению жилищных проблем.

Понятно, что разовой бюджетной поддержки явно недостаточно, чтобы действительно создать необходимые условия для поддержки семьи. Поэтому уже в текущем году правительство региона перешло к заключению соглашений с предприятиями и организациями региона, которые в добровольном порядке будут выплачивать своим работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, ежемесячно среднюю заработную плату, которую они получали.

Но, оказывая всемерную поддержку семье, не стоит забывать и о другом социальном институте — школе. Да, опыт введения школьных инспекторов милиции показал свою эффективность. Но вынужден констатировать, что сегодня воспитательная, профилактическая работа в школах далека от идеала, и учителя по большей части получают зарплату не за воспитание в детях важнейших нравственных качеств, а за обучение, за простую передачу знаний. А как писал русский философ Иван Ильин, «знание без соответствующего воспитания сердца и души

представляет одно из наиболее опасных социальных явлений, вредно и для здорового правосознания». Поэтому необходимо коренным образом изменить сами принципы работы школ.

Что предлагается сделать? Во-первых, возродить в масштабах страны полноценную систему дополнительного образования для детей и подростков. Необходимо полностью перестроить работу средних школ, они должны стать своеобразными социокультурными центрами, в которых дети находятся с утра до вечера и имеют возможность бесплатно находить применение своим талантам и способностям. Кстати, в Ульяновской области при поддержке Федерального агентства по образованию и бизнес-сообщества сейчас такой проект реализуется на базе одной из школ города Димитровграда. В самом Ульяновске с 1 сентября во всех школах введены дополнительные ставки спортивных инструкторов. Вне всякого сомнения, такой подход потребует значительных финансовых средств, а также изменений принципов работы и оплаты труда педагогов. Но это разовые вложения, последующий эффект от которых будет многократно превышать затраты.

Также важно изменить подходы к трудовому воспитанию учащихся, расширив его значение и приблизив уроки труда к жизни современного человека. Это очень востребовано сегодня. Необходимо и введение практики основ социального служения и сотрудничества учебного заведения с органами социальной защиты, оказание помощи учащимся по уходу за престарелыми и инвалидами. Крайне важно, чтобы правовое воспитание в школе состояло не только из правового обучения, но и из создания в школе правового пространства, которое могло бы с первых же классов давать учащимся опыт реального действия локальных норм права, опыт создания этих норм, опыт по исполнению и

применению этих норм, в том числе и через школьные центры разрешения конфликтной ситуации.

Необходимо проведение более эффективной информационной политики, всемерного усиления пропаганды законопослушности для граждан, формирование позитивного образа работников не только правоохранительных органов, но и других силовых структур. И это действительно очень востребовано.

Наконец, обсуждаемый вопрос затрагивает в том числе и уголовно-правовую политику государства. У нас есть Концепция национальной безопасности Российской Федерации, но, к сожалению, нет единой государственной концепции уголовно-правовой политики, а борьба с преступностью — это процесс, и обществу нужен конкретный результат и четко обозначенные цели. Необходимо разработать концепцию уголовно-правовой политики Российской Федерации, сформулировав в ней конкретные цели и задачи для органов власти всех уровней, ожидаемые конечные результаты.

Подводя итоги заседания Государственного совета, Президент РФ В. В. Путин подчеркнул, что рассматриваемая проблема, на первый взгляд, лежит в сфере уголовно-правовой политики. Но ход дискуссии показал, что эта проблема гораздо более широкая. Подготовлен перечень поручений, в котором будут учтены выступления, поступившие замечания и предложения. Но здесь есть и комплекс мер рекомендательного характера для Правительства РФ и для субъектов РФ, на которые последует соответствующая реакция на законодательном уровне. Нужна системная, постоянная работа и внимание руководителей регионов Российской Федерации, глав муниципальных образований к этим проблемам, к определению приоритетов. Забота о человеке — самое главное, чем мы должны заниматься в ежедневном режиме.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 621-91-90 е-таП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.