К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Каракулина С.Е. *
Problems of struggle against juvenile offence have always been vexed and urgent. It is due to high level of teenagers' criminality mainly. The juvenile offence is the basis for other criminality. Apparently, that it is clear that crime control and crime reduction whole are connected with solution of a problem of struggle against juvenile offence. The reasons and conditions of child homelessness and juvenile offence lay basically in sphere offormation and life activity of the teenager (in family, at school, at work).
На сегодняшний день вопросы профилактики противоправного поведения актуальны как никогда. «Один из центральных, ключевых вопросов — профилактика правонарушений», — заявил президент РФ Д. Медведев, выступая 6 февраля 2009 г. на коллегии МВД РФ. Говоря о вопросах профилактики, президент поставил задачу повысить степень профилактики правонарушений в стране, в том числе среди несовершеннолетних1. Проблемы молодежи и ее нравственные ориентиры — являются главными вопросами. Неслучайно 2009 г. объявлен в России Годом Молодежи2.
Никого уже не нужно убеждать в необходимости восстановления государственной системы профилактики правонарушений, утраченной лет 20 назад. При этом, необходимо отметить, что профилактика не имеет ничего общего с либеральным отношением к тем, кто нарушает законы. В отношении этих лиц, как говорил известный юрист И.И. Карпец, необходимо использовать весь комплекс мер воздействия, всю силу закона3. Наука и практика показала, что необходимо бороться именно с причинами противоправного поведения, с его предпосылками. На это указывал В.В. Путин 29 июня 2007 г. при подведении итогов заседания Государственного совета РФ. В частности он заявил, что нужна системная работа всех уровней власти по внесению некоторых изменений в действующее законодательство и указал, что «профилактика пьянства, наркомании, работа с молодежью — это именно то, чем мы должны заниматься каждый день и заниматься серьезно»4.
Говоря о необходимости профилактических мер, особое внимание следует уделять детям и подросткам. Ведь дети явля-
ются высшей ценностью каждого общества, но именно они в силу восприимчивости психики наиболее подвержены негативному влиянию. Безусловно, решение этой задачи силами только правоохранительных органов невозможно, требуется участие общества в целом. Обращает на себя внимание, что в последние несколько лет вопрос развития системы профилактики находится в центре внимания Правительства страны и МВД России. Так, выступая 29 июня 2007 г. на заседании Государственного совета РФ глава МВД РФ отметил, что в России пока еще не создана полноценная система профилактики преступлений, однако, работа, проводимая в этом направлении, уже дала свои результаты. Он сообщил, что в 2007 г., впервые за 10 лет, в России удалось снизить общее количество преступлений5.
Вопросы профилактики правонарушений МВД рассматриваются как комплекс взаимоувязанных мероприятий. Воздействовать на сознание несовершеннолетних, на социальные процессы и явления, порождающие противоправное поведение подростков необходимо на основе системного подхода. Только единая система профилактики может объединить усилия органов власти, бизнеса, различных общественных структур. На законодательном уровне должна быть определена компетенция и ответственность каждой структуры, входящей в систему профилактики. Это позволит сконцентрировать усилия государства и общественных организаций на наиболее значимых направлениях. Сегодня важно вести работу над проектами нормативных правовых актов по отдельным линиям профилактики: предупреждение алкоголизма, профилактика беспризорности, контроль за оп-
Соискатель АЭБ МВД России.
N
OI
О) О О CJ
О
о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
N
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
ределенными категориями лиц, относящихся к «группам риска», и т.п.
На предупреждение преступлений в России ежегодно тратятся миллиарды рублей. Однако порой из-за бессистемности, ведомственной разобщенности, ослабления социальных институтов, работающих с семьями и детьми, эти деньги расходуются не всегда эффективно и не дают ожидаемого результата. Поэтому важен комплексный подход в решении данной задачи. В условиях глобализации и информатизации жизни общества необходимо вести борьбу с правонарушениями на научной, плановой основе, что, прежде всего, относится к планированию профилактики преступности. В борьбе с преступными проявлениями привлекаются, как правило, несколько ведомств, поэтому требуется большая координация и целенаправленное планирование6. Затрагивая данную тему на заседании коллегии МВД России Президент РФ Д. Медведев подчеркнул, что «координация этой работы возложена именно на МВД»7.
Во многих регионах страны уже находят практическое применение различные программы, направленные на профилактику противоправного поведения несовершеннолетних. По статистике ежегодно к уголовной ответственности привлекается огромное число несовершеннолетних. Так, по итогам 2008 г. выявлено 107 тыс. подростков, совершивших преступления, из них 66 тыс. составили школьники и студенты учебных заведений, т.е. 60 % от общего числа, совершивших преступления. Для сравнения в 2005 г. к уголовной ответственности привлечено почти 80 тыс. школьников и учащихся других учебных заведений. Наметившаяся положительная тенденция связана с реализацией в регионах целого ряда профилактических программ. МВД России инициировало введение в учебных заведениях школьных инспекторов милиции. Такие должности введены в 77 субъектах Российской Федерации8. Школьные инспектора положительно проявили себя в лек-ционно-правовой работе, работе с трудными подростками, школьного насилия, в предупреждении краж и драк среди учащихся 9.
Кроме того, школьные инспектора, работая во взаимодействии с учителями школ, выявляют на ранних этапах подростков «выпавших» из учебного процесса. По сведениям статистики, от общего количества несовершеннолетних, совер-
шивших преступления в 2008 г., 1/3 (свыше 30 %), нигде не учились и не работали. В тех регионах, где ведется раннее выявление указанной категории детей, наблюдается значительное снижение как подростковой преступности, так и преступности в целом. Многие подростки, потеряв должный контакт с учителями и родителями, замыкаются в себе, начинают пропускать занятия, вовлекаются в совершение правонарушений и преступлений, а зачастую пополняют и без того многочисленные ряды беспризорных детей.
Выступая 6 февраля 2009 г. на коллегии МВД России Президент страны сообщил, что по оценкам МВД России, в настоящее время 760 тыс. детей в России живут в социально-опасных условиях, в 2008 г. свыше 120 тыс. детей пострадали от преступных деяний. «Очевидно, что надо принимать дополнительные меры, которые обеспечат защиту и безопасность детей и подростков, в том числе законодательного характера», — заявил Д. Медведев10. Профилактика беспризорности должна быть сегодня одной из главных составляющих общей профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. По данным Общественной палаты, из 28 млн детей, проживающих в России, более 700 тыс. — беспризорные, около 2 млн — неграмотные, более 6 млн несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях 11.
Наличие свободного времени, когда несовершеннолетний не знает, чем себя занять, чаще всего оборачивается тем, что это время проводится в бесцельных шатаниях по улицам и поиском развлечений и приключений, которые зачастую заканчиваются употреблением спиртного, драками, правонарушениями и преступлениями. Скука в качестве мотива, подтолкнувшего несовершеннолетнего к совершению противоправных действий, занимает первой место среди прочих мотивов12. Все чаще несовершеннолетние, не имеющие определенных занятий в свободное время, становятся объектом пристального внимания различных преступных элементов, наркодельцов, экстремистских и фашистских организаций, представителей религиозных сект. Около 8 тысяч граждан из года в год привлекаются к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных деяний13. По итогам 2008 г. привлечено к ответственности 7,2 тыс. лиц данной категории.
Это еще один вопрос профилактики, требующий решительных действий.
В этой связи сегодня назрела необходимость создания банка данных о детях, не посещающих или систематически пропускающих занятия в школах, а также о фактах нарушения жилищных, трудовых и иных прав, свобод и законных интересов детей и подростков. Важно создавать условия для обеспечения занятости подростков путем организации молодежной биржи труда, трудоустройства школьников во внешкольный период, что особенно актуально на фоне экономического кризиса в стране.
О необходимости расширения положительного опыта, ввода должностей школьных инспекторов милиции в средних специальных и высших учебных заведениях указал на пресс-конференции в феврале 2009 г. первый заместитель министра МВД России М. Суходольский. Он отметил, что «должностные лица образовательных учреждений дистанцировались от воспитательной работы с учащимися. Административные ресурсы вузов в полной мере не используются, а отсутствие контроля рано или поздно порождает вседозволенность» 14.
Условия в семье и школе юристы и социологи считают главными факторами, обусловливающими девиантное поведение несовершеннолетних, способствующие росту количества правонарушений и преступлений ими совершаемых15. Вместе с тем сегодня необходимо повышать уровень правосознания в обществе, развивать правовую культуру и начинать нужно именно со школьной скамьи, т.к. здесь закладываются основные стандарты поведения. Неслучайно, Президентом страны подписан Указ «О проведении в РФ Года учителя». Годом учителя в стране станет 2010 г. Данное мероприятие будет проводиться в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей и повышения социального престижа профессии учителя16. Как известно, уровень образования и культуры граждан оказывает влияние на их правосознание. Низкая культура и безграмотность человека, особенно несовершеннолетнего, лишают его возможности реализовать свои потенциальные способности, ведут к обесцениванию жизни в его собственных глазах. Подросток начинает искать другие пути самореализации и в результате нередко приходит к употреблению спиртных напитков, наркотических средств17. Одним из направлений деятельности
школьных инспекторов милиции совместно с педагогами как раз и является пропаганда законопослушного поведения.
Выступая на расширенном заседании Коллегии МВД России 6 февраля 2009 г. министр внутренних дел РФ Р. Нургалиев сообщил, что в пяти субъектах — Ставропольском крае, Кемеровской, Мурманской, Ростовской и Сахалинской областях проходит апробацию новый институт — семейный инспектор. Их деятельность ориентирована на работу непосредственно с неблагополучными семьями и направлена на профилактику домашнего насилия, семейного пьянства18. Насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвертой семье, примерно две трети умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью обусловлены семейными мотивами19. Этой проблеме был посвящен «Круглый стол» на тему: «Год семьи в России. Нет семейному насилию. Нет насилию над детьми», прошедший 20 февраля 2008 г. в здании МВД России по инициативе правозащитного движения «Сопротивление», в работе которого приняли участие представители правозащитных организаций.
Так, лидер общественной организации «Комитет за гражданские права» Андрей Бабушкин предложил обобщать судебную практику по рассмотрению дел о насилии в сфере семейно-бытовых отношений, т.к. «суды ошибочно квалифицируют дела по статье 117 (Истязание) по статье 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), что неизбежно приводит к переквалификации дела в уголовное дело частного обвинения и направления к мировому судье, назначению преступнику более легкого наказания, ни в коей мере не соответствующего тяжести реально совершенного проступка».
Борис Альтшулер, председатель Правления Общественной организации «Право ребенка», предложил создать сеть специализированных учреждений, которые будет заниматься семьей в каждом регионе. В рамках «Круглого стола» отмечалось, что для неблагополучных семей характерны совращения детей, сексуальные домогательства, жестокое обращение с женщинами, детьми, стариками. В семье совершается 30—40 % всех тяжких насильственных преступлений. При этом 90 % всех жертв тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье, — это женщины, инвалиды и дети, т.е. те, кто не способен защитить себя вследствие
N
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
N
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
зависимого положения в семье. Именно эта категория составляет 1/3 (примерно 38 %) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений20. Неслучайно, говоря о проблемах подрастающего поколения, президент страны Д. Медведев 16 марта 2009 г. в интервью программе «Время», предложил ужесточить наказание за преступления против детей21.
Насилие в семье подрывает не только основы жизнедеятельности самой семьи, но и разрушает фундамент безопасности общества. Крайне редко жертвам бытовых скандалов оказывается юридическая и материальная помощь. В стране отсутствуют учреждения, где бы могла временно находиться женщина с детьми до улаживания семейных отношений. Представляется актуальным создание научно-методической базы для специалистов, призванных осуществлять эту работу.
Следует отметить, что школьные и семейные инспекторы, входят в структуру милиции общественной безопасности, финансируются за счет региональных и местных бюджетов. Для того чтобы эти институты появились в том или ином субъекте, сегодня важно не только изучение опыта указанных регионов, но и взаимодействие органов внутренних дел с региональными и местными властями. «Работа по профилактике правонарушений, которую уже ведут сотрудники правоохранительных органов, позволила снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, за 2008 г. на 16,5 % — до 116 тыс случаев, — сообщил первый замминистра внутренних дел РФ М. Сухо-дольский РИА Новости22.
Примечателен опыт Красноярского края, где создана обширная сеть объединений правоохранительной направленности. В крае организованы и успешно работают с 1998 г. отряды содействия милиции. Работу отрядов организуют сотрудники ПДН, в них принимаются старшеклассники, студенты вузов, учащиеся колледжей, а также подростки, направляемые городским центром занятости. На базе ряда учебных учреждений созданы молодежные дружины, которые во взаимодействии с милицией участвуют в мероприятиях по охране общественного порядка. На базе педагогического института создана «Школа милиции», слушатели которой проходят специальную подготовку для ведения работы в учебных учреждениях. К проведениям занятий привле-
каются и сотрудники ПДН. Главный проект краевого агентства сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи — «Губернский строй-отряд». Приоритет во время трудоустройства отдается детям их многодетных, неблагополучных семей, состоящих на учете в ОВД23. В качестве позитивного момента можно также отметить инициативу МВД России о возрождении института «сыновей полка», т.е. создании в воинских частях 85 воспитательных отрядов, в которые планируется принимать подростков 14—16 лет. Ребят, ставших воспитанниками воинских частей МВД России, планируется обучать музыкальной специальности и воинской дисциплине, обеспечить всеми видами вещевого и продуктового довольствия24.
Известно, что дети и подростки наиболее подвержены негативному воздействию. В качестве одной из мер профилактически в ряде регионов — Москве, Краснодарском крае, Белгородской, Владимирской областях и других — были приняты соответствующие нормативные акты, ограничивающие пребывание детей до 16 лет в ночное время на улицах, что позволило в целом оказать позитивное влияние на изменение в структуре и динамике подростковой преступности, а также обеспечить соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Следует отметить, что в Краснодарском крае, в реализации профилактических мероприятий активно участвуют региональные и муниципальные органы власти, СМИ, представители общественности. В ряде районов края созданы мобильные группы, в состав которых вошли представители администраций, комиссий по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Подростки, находящиеся в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых, доставляются в образованные при администрациях городских, сельских и поселковых образований штабы, куда и вызывают их родителей. При повторном доставлении в отношении допустивших попустительство родителей составляется протокол об административном правонарушении по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»25.
Только в течение первой недели действия закона в этом регионе было выявлено 7,5 тысячи несовершеннолетних, находившихся на улице в ночное время без сопровождения законных представителей. К административной ответственности были привлечены 1,2 тысячи подростков и 683 родителя, на 33,3 % (с 63 до 42) сократилось число преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних.
Положительный опыт поддержан на президентском уровне. 16 декабря 2008 г. Президентом Российской Федерации внесен на рассмотрение в Государственную думу законопроект, наделяющий органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать меры по ограничению нахождения малолетних в общественных местах без сопровождения родителей либо лиц, их заменяющих 26.
Однако говорить о каком-то коренном переломе ситуации еще рано. Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется более одного миллиона несовершеннолетних. Сегодня для многих очевидно, что немалое влияние на поведение молодежи оказывают участившиеся факты демонстрации и пропаганды с экранов телевизоров жестокости, насилия, асоциального поведения, откровенной пошлости и порнографии, разжигающих низменные инстинкты. Как известно, СМИ играют огромную роль в обмене информацией, в передаче знаний и опыта подрастающему поколению, привития ему тех или иных нравственных и моральных норм. Отсутствие информационной концепции ведет к бессистемному подбору материалов и программ. Проанализировав программы основных каналов телевидения можно заметить, что еженедельно зрителям представлено достаточно большое количество фильмов на криминальную тематику. Так, в период с 16 по 22 марта 2009 г. зрители могли посмотреть 11 фильмов производства США и 16 отечественных криминальных сериалов. Почти на всех каналах «прокручивают» американские боевики, в которых показываются беспощадные убийства, побои и истязания жертв. Так, в указанный период, к просмотру представлено 25 триллеров США. Кроме того, зрители могли посмотреть 13 фильмов ужасов США, 6 отечественных и 8 драм США, 3 эротических фильма США. Из приведенных данных следует вывод о масштабах негативного влияния на зрителя напрашивается сам собой.
В то же время фильмов для детей предусмотрено к показу явно недостаточно. Так, в указанный период, к просмотру представлено 2 сказки и 1 сериал для подростков27. Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии общественного контроля за содержанием программ. К сожалению, СМИ при планировании передач исходят из ряда распространенных заблуждений 28: о низменной природе человека; о нейтралитете СМИ (те частные лица и организации, которые платят деньги СМИ, оказывают влияние на содержание публикаций в печатных СМИ и передач в эфирных СМИ), о плюрализме СМИ (говоря о выборе, нужно обязательно упомянуть о разнообразии точек зрения, взглядов, вкусов, выбор не может быть без разнообразия, а псевдодемократическая направленность СМИ не позволяет говорить об их плюрализме).
Необходимо отметить огромное значение электронных средств связи, сети Интернет. Многие подростки с головой уходят в Интернет, который заменяет им другие развлечения. Однако облегченный доступ к получению практически любой информации по различным вопросам таит в себе и немалую опасность. В сети множество сайтов, пропагандирующих экстремизм и насилие, порнографию, т.е. направленных на криминализацию и развращение молодежи.
Из сказанного следует что, назрела необходимость решения вопроса об общественном контроле за содержанием программ, об установлении ответственности за пропаганду терроризма и экстремизма, асоциального поведения, распространение порнографии в СМИ и в сети Интернет.
Экстремизму может быть противопоставлено развитие позитивных молодежных движений, патриотическое воспитание молодежи. Важным является решение проблемы максимальной активизации спортивной и военно-патриотической работы с молодежью, ориентация спортивных клубов и команд на шефство над школами, детскими домами и интернатами.
Как уже отмечалось ранее, предупреждение алкоголизма является одной из наиболее важных составляющих профилактики преступлений и правонарушений. Бытовое пьянство буквально захлестнуло нашу страну. Этой проблеме было посвящено интервью наместника Сретенского мужского монастыря Т. Шевку-нова, которое он дал 14 марта 2009 г. программе «Вести». В частности он сказал, что надо сделать все, чтобы дать людям
N
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
N
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
объективную информацию о том, что происходит в стране. Сегодня алкогольный бизнес направлен на молодежь. Нигде в мире нет такого преступно-либерального отношения к данной проблеме29. За последние пять лет количество бытовых преступлений, совершенных лицами в нетрезвом состоянии, увеличилось на треть 31. По статистике, почти каждый шестой взрослый и каждый десятый несовершеннолетний, совершивший преступление в 2008 г. находился в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголизация населения стала национальной проблемой, которая оказывает существенное влияние на состояние преступности. Свыше 10 тысяч несовершеннолетних совершили преступления в 2008 г. под воздействием спиртного.
Кризисный характер алкогольной ситуации в РФ проявляется, прежде всего, в высоких темпах прироста потребления алкоголя. Витрины магазинов, улицы, экраны телевизоров пестрят заманивающей рекламой алкогольной продукции. Магазины встречают посетителей витринами с десятками сортов водки, вина, других спиртных напитков. По мнению экспертов реальное душевое потребление алкоголя в России составляет около 14—15 литров 31. Глава МВД РФ, выступая на заседании Государственного совета РФ отметил, что «потребление алкоголя в России на душу населения в 2 раза превышает предельный уровень, признанный ВОЗ критически опасным для здоровья нации», число больных алкоголизмом составляет несколько миллионов человек. Возросла доля женского алкоголизма вдвое — с 8 до 15%, а возраст приобщения подростков к употреблению спиртного снизился с 16 до 14 лет. Ежегодно в стране от алкогольного опьянения умирает до 40 тыс человек32. В погоне за прибылью, продавцы продают спиртные напитки детям 13—14 лет, не задумываясь о последствиях. Поэтому сегодня назрела необходимость ужесточения наказания за продажу спиртных напитков несовершеннолетним, вплоть до уголовной.
Как уже отмечалось, большинство семейных трагедий, имеют место в семьях дебоширов на почве пьянства. Граждан, которые злоупотребляют алкоголем, нужно лечить, в том числе и в принудительном порядке. Надо признать, что медицинские меры являются одной из наиболее эффективных мер профилактики алкоголизма. Отсутствие принудительных форм лечения от алкоголизма, которые в прошлом позволяли своевременно изоли-
ровать лиц, страдающих этим пороком, от общества, создает трудности по своевременному предотвращению и пресечению проявлений пьянства и преступлений на этой почве. В то же время количество медицинских вытрезвителей сокращается, т.к. затраты на их содержание во много раз превышают средства, получаемые за вытрезвление. Так, в 1992 г. их было 1 055, в 2008 г. — 554. Вытрезвители финансируются из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В стране давно возникла необходимость воссоздания системы принудительного лечения от алкоголизма, а также системы законодательных мер, которые позволят использовать доходы, получаемые от продажи спиртных напитков, направить на реабилитацию и лечение от алкоголизма.
Говоря о системе профилактики стоит отметить особую роль в ней первичного участкового звена (участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних). Именно здесь ежегодно рассматривается основное количество всех обращений граждан, ведется значительная, адресная профилактическая работа. Так, только в 2006 г. участковыми было раскрыто более четверти от всех преступлений, рассмотрено около 2,2 млн заявлений и обращений граждан33. Сегодня укрепление престижа участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних, укрепление материальной базы милиции в целом и милиции общественной безопасности, в первую очередь, как первичного участкового звена — один из актуальных вопросов, решение которого несомненно даст положительный результат.
Еще десятилетие назад многие аналитики отмечали, что российское общество утрачивает систему контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие, как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение, а на смену им, кроме «института улицы и подворотни», ничего не приходит 34. Сегодня уже можно с уверенность говорить о том, что в стране проводится целенаправленная профилактическая работа, которая дала уже положительный результат. Для достижения положительного результата в профилактической работе важно скоординировать действия всех субъектов профилактики, накапливать и распространять положительный опыт повсеместно.
Литература и примечания
1. По материалам расширенного заседания Коллегии МВД России 6 февраля 2009 г. [Электронный ресурс]: http: //vz.ru/news.
2. // Коммерсант. 2009.11 марта.
3. Карпец И.И. Соотношение криминологии, уголовного и исправительно-трудового права // Сов. гос-во и право. 1981. № 4. С. 75.
4. По материалам выездного заседания Государственного совета РФ 29.06.2007 г. в Ростове-на-Дону [Электронный ресурс]: http://www top.rbc.ru//politics/29.06.2007.
5. Там же.
6. Концептуальные основы развития государственной системы социальной профилактики правонарушений и предупреждения преступлений / под. ред. А.Ф. Майдыкова, В.Д. Малклава, Д.К. Нечевина. М.1998.; Гриб В.Г., Ларичев В.Д., Федоров А.И. Организованная преступность — различные подходы к ее пониманию // Государство и право. 2000. № 1. С. 48—53.; Демидов В.Н. Социально-правовые исследования современных проблем преступности (региональная научно-практическая конференция Казанского юридического института МВД России) //Государство и право. 2000. № 8. С. 108—109.; Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Норма., 2001. С.12.
7. По материалам расширенного заседания Коллегии МВД России 6 февраля 2009 г. Указ ранее.
8. Из доклада министра внутренних дел РФ Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России 6 февраля 2009 г.
9. Чекалин А. Государственная система предупреждения правонарушений в Российской федерации // Профессионал. 2006. № 6 (74). С. 2.
10. По материалам расширенного заседания Коллегии МВД России 6 февраля 2009 г. Указ ранее.
11. // Аргументы и факты. 2009. № 11. 11—17 марта.
12. Позднякова М.Е. Социологический анализ наркомании. М., 1995. С. 20.
13. Прудкиков Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. М., 2004. С.89.
14. По сообщению «Интерфакс» [Электронный ресурс]: http //www.interfax.rul.
15. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методические и прикладные проблемы). Волгоград. 1998. С. 34.
16. Официальный сайт главы государства [Электронный ресурс]: www.newsnn.ru.
17. Позднякова М.Е. Указ ранее. С. 20.
18. Из доклада Министра внутренних дел РФ Р.Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России 6 февраля 2009 г.
19. //Щит и Меч. № 10 (1170).
20. По материалам Интернет-партала правозащитного движения «Сопротивление» [Электронный ресурс]: http://www.soprotivienie.org. и
21. Информационная программа 1 канала ТВ «Время». 16.03.2009.
22. [Электронный ресурс]: http://www.gzt.ru.educations/2009/02/12.
23. Жданов М. Профилактика правонарушений подростков в Красноярском крае. Популярно-правовой § альманах МВД России «Профессионал» № 6 (74). 2006. с. 46. О
24. 4 марта 2009 г. в МВД появятся сыновья полка [Электронный ресурс]: www.metronews.ru. ^
25. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М. 2008. С. 61.
26. Из доклада министра внутренних дел РФ Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД Рос сии 6 февраля 2009 г.
27. Антенна - телесемь. 15-22.03.2009. с.40-79. g
28. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / пер. с англ. М.: Мысль, 1980. С. 25-40. OL
29. Интервью Т. Шевкунова. Вести. РТР. 14.03.2009. ц
30.// Щит и Меч. № 10 (1170). О)
31. Там же. 2
32. По материалам выездного заседания Государственного совета РФ 29.06.2007 г. в Ростове-на-Дону. Указ ранее.
33. По материалам рабочего совещания оргкомитета Министерства по информационной политике в сфере профилактики правонарушений по итогам 2006 г. [Электронный ресурс]: http://www/ow mix.ru. ""
34. Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. № 15. С.3. й
Ф
vo
>5
О *
О ф
У S 2
0
1
о *
0
S S
2
ф d
л *
<
*
S
1
н
о ф
со