Научная статья на тему 'Профилактическая антинаркотическая деятельность негосударственных организаций'

Профилактическая антинаркотическая деятельность негосударственных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1193
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / БЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОНД / NARCOTISM / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / PREVENTIVE MEASURES / DEVIATING BEHAVIOR / PREVENTIVE PROGRAMS / PUBLIC ORGANIZATIONS / NON-STATE ORGANIZATIONS / FUND

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Некипелова Любовь Александровна

Профилактика детской безнадзорности, наркомании и алкоголизации является центральным звеном в системе социально-профилактических мер. В статье рассмотрен анализ деятельности негосударственных организаций, работающих в этой сфере с химически зависимыми, созависимыми, родственниками и категориями «группы риска». Приведены особенности работы негосударственных организаций по профилактической деятельности в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Кострома, и раскрыты основные методы и принципы работы по межведомственному взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Некипелова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive anti-narcotic activity of the non-state organizations

Prevention of children's neglect, drug addiction and alcoholization is the central link in system of social and preventive measures. Analysis of activity of the non-state organizations working in this sphere with chemically dependent, co-dependent, relatives and categories of «group of risk» is considered in the article. Features of work of the non-state organizations on preventive activity are given in such cities as Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg, Kostroma, and are opened the main methods and principles of work on interdepartmental interaction.

Текст научной работы на тему «Профилактическая антинаркотическая деятельность негосударственных организаций»

ния подготовки с учетом выделенных оснований дифференциации; индивидуализация, предусматривающая частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания подготовки родителей.

Благодаря дифференцированной подготовке родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья они овладевают навыками совместной образовательной деятельности с ребенком дома, адекватного контроля собственных действий и действий ребенка, происходит активизация механизма рефлексии у родителей, укрепляются коммуникативные компетенции, включающие умения с достаточной полнотой и точ-

ностью выражать свои мысли, планировать образовательную деятельность с ребенком, оценивать результаты совместных действий.

Библиографический список

1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / под. ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. -408 с.

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

УДК 329.7; 316.423

Некипелова Любовь Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Nikitina_l_a@mail.ru

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Профилактика детской безнадзорности, наркомании и алкоголизации является центральным звеном в системе социально-профилактических мер. В статье рассмотрен анализ деятельности негосударственных организаций, работающих в этой сфере с химически зависимыми, созависимыми, родственниками и категориями «группы риска». Приведены особенности работы негосударственных организаций по профилактической деятельности в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Кострома, и раскрыты основные методы и принципы работы по межведомственному взаимодействию.

Ключевые слова: наркомания, психоактивные вещества, профилактика, девиантное поведение, профилактические программы, общественные организации, негосударственные организации, фонд.

Взаимодействие образовательных, специализированных учреждений и негосударственных организаций в социальной профилактике детской безнадзорности опирается на ряд методологических оснований.

Образовательные, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находятся в ведении государственных структур, которые составляют лишь первую часть (первый сектор) социума России.

Вторую часть (второй сектор) социума составляют структуры большого, среднего и малого бизнеса. Это основные финансовые потоки, которых так не хватает государству для полного решения задач профилактики детской безнадзорности.

Третью часть (третий сектор) социума представляют общественные объединения и организованные сообщества граждан, которые принято называть негосударственными организациями. Не входя в государственные структуры, эти объединения характеризуются высоким уровнем общественной инициативы [6, с. 4].

Общественное объединение создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Объединение всех выше перечисленных трех секторов социума на принципах социального партнерства и согласование между ними приоритетов и ценностей позволят сформировать единую социальную политику России, которая будет отражать главные цели государства и общества в сфере социального развития.

Согласование усилий представителей негосударственных организаций и государственных учреждений позволяет усовершенствовать работу по социальной защите несовершеннолетних. Структуры, предназначенные для эффективной координации этой деятельности, не сложились. Ведомственные разногласия и различия в нормативно-правовой базе также не способствуют объединению усилий, а межведомственные комиссии, создаваемые для решения возникающих проблем, как правило, неэффективны. Межведомственная раздробленность, несогласованность и конкуренция являются факторами, серьезно препятствующими профилактике детской безнадзорности. Решить многие из этих проблем можно с помощью общественных объединений и организованных сообществ, которым в целом чужды ведомственные интересы [6, с. 7-8].

В сфере профилактики детской наркомании, алкоголизма, безнадзорности сотрудничество с негосударственными организациями осуществляется по следующим направлениям:

- профилактика употребления наркотиков и алкоголя; помощь в избавлении от вредных привычек, в том числе индивидуальная работа с детьми; проведение массовых акций для молодежи; создание молодежных и подростковых телефонов доверия по вопросам наркомании и алкоголизма; организация консультаций и тренингов;

- приобщение несовершеннолетних группы риска к общественно полезному труду;

- профессиональная ориентация несовершеннолетних группы риска;

- организация развивающего досуга несовершеннолетних группы риска и включение их в орбиту деятельности НГО;

- организация летних каникул [6, с. 9-11].

Профилактика детской безнадзорности, наркомании и алкоголизации - центральное звено в системе социально-профилактических мер. Анализ деятельности общественных объединений, работающих в этой сфере, показал, что их усилия в первую очередь сосредоточены на устранении причин и условий, способствующих безнадзорности, предупреждению семейного неблагополучия. Без своевременного выявления детей, проживающих в семьях, где родители склонны к девиантному поведению или совершивших антиобщественные поступки, невозможно эффективно построить деятельность по профилактике детской безнадзорности и беспризорности, наркомании и алкоголизации.

В практике некоторых общественных объединений целенаправленная работа с семьей является одним из приоритетных направлений. Так, например, в Санкт-Петербурге общественный благотворительный фонд «Родительский мост» (Санкт-Петербург) успешно реализует проект «Профилактика социальной безнадзорности», одна из задач которого раннее выявление кризисной ситуации в семьях для предотвращения их разрушения и последующей беспризорности детей [6, с. 15-24]. Российский благотворительный фонд «Нет - алкоголизму и наркомании» более шести лет изучает проблему детской беспризорности. Было установлено, что в 93% случаев ее причина - это алкоголизм и наркомания в семьях [10, с. 27].

Прием наркотических, психотропных средств и алкогольных напитков - один из первых шагов на пути детей к беспризорности и утрате прежних социальных связей. Ниже представлены общественные организации, которые осуществляют профилактическую работу с категорией группы риска и химически зависимыми:

- Общероссийская общественная организация «Российская Наркологическая Лига» (ООО РНЛ). Цель: формирование общегражданского фронта противодействия алкоголизации и наркотизации населения, снижение спроса на психоактивные вещества во взаимодействии с государственными органами власти и неправительственными организациями [5].

- Фонд «Нет - наркомании и алкоголизму», организовавший анонимные группы самопомощи на основе внедрения программы мирового сообщества анонимных алкоголиков (АА). Фонд НАН разрабатывает социальные технологии, направленные на профилактику алкоголизма и наркомании, на помощь людям, уже имеющим химическую зависимость; создает комплексные программы помощи детям в кризисных ситуациях; пропагандирует принципы здорового образа жизни и т.п. [10; 11].

- Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (МАБНН). Основные направления деятельности: профилактика наркомании; создание сети центров реабилитации и консультативных пунктов, а также учреждений, оказывающих психологическую, медицинскую, правовую и организационную помощь наркоманам в их лечении и социальной реабилитации; международное сотрудничество в борьбе с наркоманией и наркобизнесом [3].

- Ведущая организация Европы, выступающая за Европу без наркотиков, - Международная некоммерческая организация Европейские города против наркотиков (ECAD). Города ЕСАВ выступают с инициативами и проводят различные анти-наркотические мероприятия в поддержку конвенций ООН [3].

- Общество Анонимных Наркоманов - международное общественное сообщество выздоравливающих зависимых. Программа выздоровления «Анонимных Наркоманов» - последовательность личных поступков, известная как «12 шагов». «Шаги» включают признание имеющейся проблемы, обращение за помощью, правдивую самооценку, доверительный рассказ о себе, возмещение причиненного окружающим ущерба и помощь желающим выздороветь наркоманам [3; 1].

Рассмотрим многолетний опыт роботы в сфере борьбы и профилактики наркомании г. Екатеринбурга фонда «Город без наркотиков». Сначала Фонд занимался агитацией населения, направленной на здоровый образ жизни, выпуском листовок о вреде наркотиков, проведением спортивных соревнований, поддержкой детских спортивных клубов и т.п. Затем работа Фонда была построена на Макаренковской педагогической методике - создание коммуны [12].

Общественный Фонд «Страна без наркотиков», г. Екатеринбург. Цель фонда - спроецировать на всю Россию опыт Фонда «Город без наркотиков». Задачи проекта сбор информации о фактах наркоторговли, наркокоррупции и о наркоситуации в целом во всех регионах России; проверка, анализ и обобщение [14].

Значительную работу по оказанию помощи нар-козависимым несовершеннолетним ведут НГО Санкт-Петербурга. Ими созданы группы взаимопомощи «Анонимные наркоманы», в том числе «Аль-

тернатива», «Вертикаль» и «Перекресток». Благотворительный фонд «Возвращение» осуществляет консультационную, амбулаторную и реабилитационную помощь, организует трудотерапию в православных монастырях. Реабилитационный центр «Новая жизнь» предоставляет консультационные и реабилитационные услуги. Благотворительная организация «Реабилитация наркозависи-мых женщин» («Реонар») занимается наркологической и психотерапевтической помощью (по желанию - анонимно) женщинам.

Активно действуют общественные организации, помогающие родственникам и друзьям наркозави-симых:

- Региональная благотворительная общественная организация «АЗАРИЯ» - Матери против наркотиков (объединение матерей, дети которых по тем или иным причинам стали употреблять наркотики). Цели организации: развивать помощь родителям и родственникам больных в изменении семейной ситуации; развивать помощь непосредственно самим наркозависимым в поиске путей и возможностей для лечения и реабилитации; развивать взаимодействие родительских организаций в регионе, стране, с НГО зарубежных стран с целью обмена опытом.

Специалисты организации рассматривают понятие «наркомания», как семейное заболевание, болезненное психологическое состояние таких родителей называется «созависимостью». Здесь родители, получают необходимую информацию о методах лечения, о лечебных учреждениях и реабилитационных центрах для зависимых и о том, как жить в семье с химически зависимым, как мотивировать его на выздоровление. Организуются групповые консультации, лекции, тренинги. Направления работы: «телефон доверия», «первичный прием», «постоянно действующий семинар», родительские группы, групповые тренинги, Индивидуальные занятия с консультантом, консультации специалистов разного профиля, занятия групп нарко-зависимых по «12-шаговой» программе [8].

- группы НАР-АНОН - это группы для членов семей и близких наркозависимых, работающие по Программе «12 шагов» [4].

- фонд «Спасение», где оказывают содействие в определении несовершеннолетних, употребляющих наркотики, на лечение и организуют различные профилактические и реадаптационные акции [13].

- Группа CoDa (Анонимные Созависимые) «Освобождение» - это сообщество мужчин и женщин, чья общая задача состоит в том, чтобы строить здоровые взаимоотношения. Группа опирается на 12 Шагов и 12 Традиций для обретения знаний и мудрости [2].

Процесс социально-профилактической работы НГО с семьями и несовершеннолетними группы

риска охватывает все основные виды, формы и методы оказания социальных услуг:

- социально-экономических: материальная и иная помощь малообеспеченным семьям группы риска, в том числе продукта ми питания, оплатой лечения, поиском работы для родителей (благотворительная организация «Социальный центр», Москва); сбор одежды, книг, игрушек детям, проживающим в малообеспеченных семьях группы риска (Ивановское областное отделение христианской ассоциации молодежи и семьи «ИМКА - Иваново»);

- медико-социальных: медико-социальное консультирование по телефону (ассоциация «Поддержка материнства», Москва); консультации наркологов при алкогольной и наркотической зависимости;

- психосоциальных: консультативная помощь (центр социально-психологической помощи «Наш мир», Москва; психолого-медико-социальный центр «Взаимодействие», Москва); диагностика социальной дезадаптации, беседы психологов, психологические тренинги, психосоциальная коррекция, составление индивидуальных реабилитационных программ (центр психолого-социальной работы консорциума «Социальное здоровье России», Москва); психотерапевтическая работа по налаживанию отношений между семьей, школой и проблемным ребенком;

- социально-педагогических: организация развивающего досуга, кружковая и клубная работа, проведение коллективных творческих дел, турпоходов, летних лагерей (центр социально-психологической помощи «Наш мир», Москва);

- социально-правовых: помощь адвоката (благотворительная общественная организация «Аза-рия», Санкт-Петербург) [6, с. 15-24].

Рассмотрим реализацию программы первичной профилактики ВРО РБФ «НАН» в городе Владимире и Владимирской области. Программы фонда основаны на современных научных концепциях: позитивной профилактики (формирования жизненных навыков), Миннесотской модели вторичной профилактики, программы превентивного образования, а также практических материалов по профилактике РБФ «НАН» и НИИ наркологии.

В основе программ фонда лежит комплексный, системный подход к профилактике. Владимирского регионального отделения «НАН» направлены на работу не с последствиями, а с причинами зависимого поведения, охватывают профилактику всех видов химической зависимости, являются позитивными в своей основе, и строятся на основе био-психо-социо-духовной модели профилактической работы, включая в себя образовательно-воспитательный, социальный, медицинский компоненты.

В области первичной профилактики действуют программы: «Лесенка», «Радуга», «Антиникотин», «Ровесники», «Идущие вместе», «Лучшая школа, свободная от ПАВ», «ДОМ в котором живёт счас-

тье». Профилактическая деятельность направлена на всё население, основная цель - внедрение приоритета здорового образа жизни [6, с. 24].

В городе Костроме действует Костромская Городская Общественная Организация «Совет Матерей». За время своего существования КГОО «Совет Матерей» осуществила несколько успешных социально значимых проектов, направленных на помощь в социальной адаптации химически зависимых и лиц освободившихся из мест лишения свободы.

Цели общественной организации «Совет матерей»:

- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшению морально-психологического состояния граждан, в том числе в местах принудительного содержания;

- содействие объединению усилий по координации деятельности государственных органов и общественных объединений, граждан в борьбе против незаконного оборота наркотиков, алкоголя и наркобизнеса;

- разработка и осуществление проектов и программ, направленных на сокращение спроса на наркотические средства, алкоголь и психотропные вещества;

- освоение разнообразного международного опыта реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом и наркозависимостью.

Принципы: самоуправление, добровольность, равенство членов, гласность, законность, демократия. (Из устава Костромской городской общественной организации «Совет матерей»).

Таким образом, общественная организация объединяет вокруг себя заинтересованных в решении этой проблемы, прежде всего родителей химически зависимых и оказание им специализированной помощи в различных направлениях: социальном, правовом, социально-реабилитационном.

В 2003 году общественная организация «Совет матерей» совместно с английской общественной организацией «Диск» которая работает с наркоманами, был разработан проект. Одной из ведущих целей этого проекта являлось продвижение модели партнерства и взаимодействия различных ведомств. В рамках реализации этого проекта был создан социально-адаптационный центр «Дар». Использование индивидуального подхода позволяло разрабатывать персональные адаптационные планы совместно с клиентом, учитывая его желание и потребности, что позволяет людям, у которых имеются проблемы с общением, с трудоустройством, избытком неструктурированного «свободного времени» достичь стадии стойкой ремиссии. Большое внимание специалисты центра уделяют работе с созависимыми - семьями, друзьями и близкими людей, у которых проблемы с наркотиками.

За время работы удалось создать местную модель взаимодействия сети неправительственных организаций с государственным сектором. Отлажены пути взаимодействия с УФСКН, УФСИНом, УВД, УИНом, Центрами Временного Содержания, колониями Костромской области, областной и городской администрациями, а также школами и образовательными учреждениями среднего, специального и высшего образования. Налажены деловые контакты с общественными организациями других регионов, сотрудничество по обмену опытом с международными общественными организациями Великобритании и Германии [9, с. 39-43].

Таким образом, мы выделили значимость задачи максимального вовлечения НГО в сферу профилактики, обеспечения тесного сотрудничества этого базисного института гражданского общества с органами социальной защиты населения и специализированными социальными службами социальной помощи семье и детям. В ходе осуществления профилактики наркомании и наркопреступности необходимо координировать действия отдельных субъектов в единую систему профилактики, где деятельность каждого субъекта является взаимосвязанным элементом, наделенным своим местом и ролью. Данный подход в организации межведомственного взаимодействия предполагает единую организационную структуру, последовательно реализующую идею структурно-функционального баланса.

Библиографический список

1. Анонимные наркоманы. - Режим доступа: http:/ /www.na-sibiri.ru/information-for-professional.html

2. Группа CoDa (Анонимные Созависимые) «Освобождение». - Режим доступа: http:// ansozavisim.narod.ru/index.html.

3. Международные общественные движения по борьбе с наркотиками. Справка. - Режим доступа: http:/ /ria. ru/beznarko_people/20110627/393815479. html

4. Нар-Анон. «Семья+», г. Томск. - Режим доступа: http://semja-plus.ucoz.ru

5. Общероссийская общественная организация «Российская Наркологическая Лига» (ООО РНЛ). -Режим доступа: http://r-n-l.ru.

6. Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с не государственными организациями по профилактике детской безнадзорности: Методические рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 96 с.

7. Панов A.M. Деятельность общественных объединений по оказанию социальных услуг // Социальное обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - С. 61-63.

8. Региональная благотворительная общественная организация «АЗАРИЯ» - Матери против наркотиков. - Режим доступа: http://www.azaria.rusorg.ru/

9. Роль общественных организаций в решении проблемы наркомании: Материалы международной практической конференции. - Кострома: «Авантитул», 2005. - 64 с.

10. Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт / сост. М.А. Слободская. - М.: Институт проблем гражданского общества, 1998. - Вып. 1.

11. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (РБФ НАН). - Режим доступа: http:IIwww.nan.ru

12. Фонд «Город без наркотиков». - Режим доступа: http:IIstopcadr.net

13. Фонд «Спасение». - Режим доступа: http:// spasenie74.ru/mission/.

14. Фонд «Страна без наркотиков». - Режим доступа: http:IIwww.fondsbn.ru

УДК 376

Лавская Наталья Сергеевна

кандидат педагогических наук Московский педагогический государственный университет

kafppmospi@mail. ш

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

В статье представлена специфика деятельности педагога-дефектолога, определены особенности социальной компетентности педагога-дефектолога с учетом специфики его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социальная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педа-гога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированное™ у дефектолога социальной компетентности.

Педагог-дефектолог, наряду с непосредственно педагогической деятельности призван реализовывать следующие функции:

1. Диагностические (умения видеть разнообразные нарушения психического и физического здоровья ребенка; адекватно подбирать и использовать психодиагностические методики; проводить диагностику уровня психического развития ребенка; умения, исходя из полученных результатов составлять педагогическое заключение и разрабатывать маршрут коррекционно-педагогической работы; умения выбирать и использовать эффективные коррекционно-развивающие технологии).

2. Прогностические (умения наблюдать за психическим развитием ребенка, навыки прогнозирования психического развития ребенка; способности предвидеть разнообразные затруднения в процессе учебно-воспитательной, образовательной и коррекционной работы с различными детьми; способности прогнозировать результаты учебной и коррекционной деятельности с ребенком с нарушениями развития).

3. Дидактические функции (умения осуществлять пропедевтику, планировать учебный процесс, использовать современные технологии обучения и коррекционные технологии, с учетом психофизических особенностей каждого конкретного ребенка; умения осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к ребенку с нарушениями развития).

4. Трансформационные функции (умения педа-гога-дефектолога преобразовывать все компоненты учебно-воспитательного процесса исходя из принципа коррекционной направленности; выявление несоответствий и осуществление необходимой трансформации, адаптации учебного, речевого, дидактического и методического материала, методов и приемов, организационных форм работы, условий обучения и воспитания).

5. Воспитательные функции (умения диагностировать особенности социального функционирования ребенка с нарушением развития, способности ставить и решать воспитательные задачи; владение методами социализации ребенка с нарушением развития).

6. Организационные функции (умения рационально выстраивать учебно-воспитательный про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.