ния подготовки с учетом выделенных оснований дифференциации; индивидуализация, предусматривающая частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания подготовки родителей.
Благодаря дифференцированной подготовке родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья они овладевают навыками совместной образовательной деятельности с ребенком дома, адекватного контроля собственных действий и действий ребенка, происходит активизация механизма рефлексии у родителей, укрепляются коммуникативные компетенции, включающие умения с достаточной полнотой и точ-
ностью выражать свои мысли, планировать образовательную деятельность с ребенком, оценивать результаты совместных действий.
Библиографический список
1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / под. ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. -408 с.
2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
УДК 329.7; 316.423
Некипелова Любовь Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Профилактика детской безнадзорности, наркомании и алкоголизации является центральным звеном в системе социально-профилактических мер. В статье рассмотрен анализ деятельности негосударственных организаций, работающих в этой сфере с химически зависимыми, созависимыми, родственниками и категориями «группы риска». Приведены особенности работы негосударственных организаций по профилактической деятельности в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Кострома, и раскрыты основные методы и принципы работы по межведомственному взаимодействию.
Ключевые слова: наркомания, психоактивные вещества, профилактика, девиантное поведение, профилактические программы, общественные организации, негосударственные организации, фонд.
Взаимодействие образовательных, специализированных учреждений и негосударственных организаций в социальной профилактике детской безнадзорности опирается на ряд методологических оснований.
Образовательные, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находятся в ведении государственных структур, которые составляют лишь первую часть (первый сектор) социума России.
Вторую часть (второй сектор) социума составляют структуры большого, среднего и малого бизнеса. Это основные финансовые потоки, которых так не хватает государству для полного решения задач профилактики детской безнадзорности.
Третью часть (третий сектор) социума представляют общественные объединения и организованные сообщества граждан, которые принято называть негосударственными организациями. Не входя в государственные структуры, эти объединения характеризуются высоким уровнем общественной инициативы [6, с. 4].
Общественное объединение создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
Объединение всех выше перечисленных трех секторов социума на принципах социального партнерства и согласование между ними приоритетов и ценностей позволят сформировать единую социальную политику России, которая будет отражать главные цели государства и общества в сфере социального развития.
Согласование усилий представителей негосударственных организаций и государственных учреждений позволяет усовершенствовать работу по социальной защите несовершеннолетних. Структуры, предназначенные для эффективной координации этой деятельности, не сложились. Ведомственные разногласия и различия в нормативно-правовой базе также не способствуют объединению усилий, а межведомственные комиссии, создаваемые для решения возникающих проблем, как правило, неэффективны. Межведомственная раздробленность, несогласованность и конкуренция являются факторами, серьезно препятствующими профилактике детской безнадзорности. Решить многие из этих проблем можно с помощью общественных объединений и организованных сообществ, которым в целом чужды ведомственные интересы [6, с. 7-8].
В сфере профилактики детской наркомании, алкоголизма, безнадзорности сотрудничество с негосударственными организациями осуществляется по следующим направлениям:
- профилактика употребления наркотиков и алкоголя; помощь в избавлении от вредных привычек, в том числе индивидуальная работа с детьми; проведение массовых акций для молодежи; создание молодежных и подростковых телефонов доверия по вопросам наркомании и алкоголизма; организация консультаций и тренингов;
- приобщение несовершеннолетних группы риска к общественно полезному труду;
- профессиональная ориентация несовершеннолетних группы риска;
- организация развивающего досуга несовершеннолетних группы риска и включение их в орбиту деятельности НГО;
- организация летних каникул [6, с. 9-11].
Профилактика детской безнадзорности, наркомании и алкоголизации - центральное звено в системе социально-профилактических мер. Анализ деятельности общественных объединений, работающих в этой сфере, показал, что их усилия в первую очередь сосредоточены на устранении причин и условий, способствующих безнадзорности, предупреждению семейного неблагополучия. Без своевременного выявления детей, проживающих в семьях, где родители склонны к девиантному поведению или совершивших антиобщественные поступки, невозможно эффективно построить деятельность по профилактике детской безнадзорности и беспризорности, наркомании и алкоголизации.
В практике некоторых общественных объединений целенаправленная работа с семьей является одним из приоритетных направлений. Так, например, в Санкт-Петербурге общественный благотворительный фонд «Родительский мост» (Санкт-Петербург) успешно реализует проект «Профилактика социальной безнадзорности», одна из задач которого раннее выявление кризисной ситуации в семьях для предотвращения их разрушения и последующей беспризорности детей [6, с. 15-24]. Российский благотворительный фонд «Нет - алкоголизму и наркомании» более шести лет изучает проблему детской беспризорности. Было установлено, что в 93% случаев ее причина - это алкоголизм и наркомания в семьях [10, с. 27].
Прием наркотических, психотропных средств и алкогольных напитков - один из первых шагов на пути детей к беспризорности и утрате прежних социальных связей. Ниже представлены общественные организации, которые осуществляют профилактическую работу с категорией группы риска и химически зависимыми:
- Общероссийская общественная организация «Российская Наркологическая Лига» (ООО РНЛ). Цель: формирование общегражданского фронта противодействия алкоголизации и наркотизации населения, снижение спроса на психоактивные вещества во взаимодействии с государственными органами власти и неправительственными организациями [5].
- Фонд «Нет - наркомании и алкоголизму», организовавший анонимные группы самопомощи на основе внедрения программы мирового сообщества анонимных алкоголиков (АА). Фонд НАН разрабатывает социальные технологии, направленные на профилактику алкоголизма и наркомании, на помощь людям, уже имеющим химическую зависимость; создает комплексные программы помощи детям в кризисных ситуациях; пропагандирует принципы здорового образа жизни и т.п. [10; 11].
- Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (МАБНН). Основные направления деятельности: профилактика наркомании; создание сети центров реабилитации и консультативных пунктов, а также учреждений, оказывающих психологическую, медицинскую, правовую и организационную помощь наркоманам в их лечении и социальной реабилитации; международное сотрудничество в борьбе с наркоманией и наркобизнесом [3].
- Ведущая организация Европы, выступающая за Европу без наркотиков, - Международная некоммерческая организация Европейские города против наркотиков (ECAD). Города ЕСАВ выступают с инициативами и проводят различные анти-наркотические мероприятия в поддержку конвенций ООН [3].
- Общество Анонимных Наркоманов - международное общественное сообщество выздоравливающих зависимых. Программа выздоровления «Анонимных Наркоманов» - последовательность личных поступков, известная как «12 шагов». «Шаги» включают признание имеющейся проблемы, обращение за помощью, правдивую самооценку, доверительный рассказ о себе, возмещение причиненного окружающим ущерба и помощь желающим выздороветь наркоманам [3; 1].
Рассмотрим многолетний опыт роботы в сфере борьбы и профилактики наркомании г. Екатеринбурга фонда «Город без наркотиков». Сначала Фонд занимался агитацией населения, направленной на здоровый образ жизни, выпуском листовок о вреде наркотиков, проведением спортивных соревнований, поддержкой детских спортивных клубов и т.п. Затем работа Фонда была построена на Макаренковской педагогической методике - создание коммуны [12].
Общественный Фонд «Страна без наркотиков», г. Екатеринбург. Цель фонда - спроецировать на всю Россию опыт Фонда «Город без наркотиков». Задачи проекта сбор информации о фактах наркоторговли, наркокоррупции и о наркоситуации в целом во всех регионах России; проверка, анализ и обобщение [14].
Значительную работу по оказанию помощи нар-козависимым несовершеннолетним ведут НГО Санкт-Петербурга. Ими созданы группы взаимопомощи «Анонимные наркоманы», в том числе «Аль-
тернатива», «Вертикаль» и «Перекресток». Благотворительный фонд «Возвращение» осуществляет консультационную, амбулаторную и реабилитационную помощь, организует трудотерапию в православных монастырях. Реабилитационный центр «Новая жизнь» предоставляет консультационные и реабилитационные услуги. Благотворительная организация «Реабилитация наркозависи-мых женщин» («Реонар») занимается наркологической и психотерапевтической помощью (по желанию - анонимно) женщинам.
Активно действуют общественные организации, помогающие родственникам и друзьям наркозави-симых:
- Региональная благотворительная общественная организация «АЗАРИЯ» - Матери против наркотиков (объединение матерей, дети которых по тем или иным причинам стали употреблять наркотики). Цели организации: развивать помощь родителям и родственникам больных в изменении семейной ситуации; развивать помощь непосредственно самим наркозависимым в поиске путей и возможностей для лечения и реабилитации; развивать взаимодействие родительских организаций в регионе, стране, с НГО зарубежных стран с целью обмена опытом.
Специалисты организации рассматривают понятие «наркомания», как семейное заболевание, болезненное психологическое состояние таких родителей называется «созависимостью». Здесь родители, получают необходимую информацию о методах лечения, о лечебных учреждениях и реабилитационных центрах для зависимых и о том, как жить в семье с химически зависимым, как мотивировать его на выздоровление. Организуются групповые консультации, лекции, тренинги. Направления работы: «телефон доверия», «первичный прием», «постоянно действующий семинар», родительские группы, групповые тренинги, Индивидуальные занятия с консультантом, консультации специалистов разного профиля, занятия групп нарко-зависимых по «12-шаговой» программе [8].
- группы НАР-АНОН - это группы для членов семей и близких наркозависимых, работающие по Программе «12 шагов» [4].
- фонд «Спасение», где оказывают содействие в определении несовершеннолетних, употребляющих наркотики, на лечение и организуют различные профилактические и реадаптационные акции [13].
- Группа CoDa (Анонимные Созависимые) «Освобождение» - это сообщество мужчин и женщин, чья общая задача состоит в том, чтобы строить здоровые взаимоотношения. Группа опирается на 12 Шагов и 12 Традиций для обретения знаний и мудрости [2].
Процесс социально-профилактической работы НГО с семьями и несовершеннолетними группы
риска охватывает все основные виды, формы и методы оказания социальных услуг:
- социально-экономических: материальная и иная помощь малообеспеченным семьям группы риска, в том числе продукта ми питания, оплатой лечения, поиском работы для родителей (благотворительная организация «Социальный центр», Москва); сбор одежды, книг, игрушек детям, проживающим в малообеспеченных семьях группы риска (Ивановское областное отделение христианской ассоциации молодежи и семьи «ИМКА - Иваново»);
- медико-социальных: медико-социальное консультирование по телефону (ассоциация «Поддержка материнства», Москва); консультации наркологов при алкогольной и наркотической зависимости;
- психосоциальных: консультативная помощь (центр социально-психологической помощи «Наш мир», Москва; психолого-медико-социальный центр «Взаимодействие», Москва); диагностика социальной дезадаптации, беседы психологов, психологические тренинги, психосоциальная коррекция, составление индивидуальных реабилитационных программ (центр психолого-социальной работы консорциума «Социальное здоровье России», Москва); психотерапевтическая работа по налаживанию отношений между семьей, школой и проблемным ребенком;
- социально-педагогических: организация развивающего досуга, кружковая и клубная работа, проведение коллективных творческих дел, турпоходов, летних лагерей (центр социально-психологической помощи «Наш мир», Москва);
- социально-правовых: помощь адвоката (благотворительная общественная организация «Аза-рия», Санкт-Петербург) [6, с. 15-24].
Рассмотрим реализацию программы первичной профилактики ВРО РБФ «НАН» в городе Владимире и Владимирской области. Программы фонда основаны на современных научных концепциях: позитивной профилактики (формирования жизненных навыков), Миннесотской модели вторичной профилактики, программы превентивного образования, а также практических материалов по профилактике РБФ «НАН» и НИИ наркологии.
В основе программ фонда лежит комплексный, системный подход к профилактике. Владимирского регионального отделения «НАН» направлены на работу не с последствиями, а с причинами зависимого поведения, охватывают профилактику всех видов химической зависимости, являются позитивными в своей основе, и строятся на основе био-психо-социо-духовной модели профилактической работы, включая в себя образовательно-воспитательный, социальный, медицинский компоненты.
В области первичной профилактики действуют программы: «Лесенка», «Радуга», «Антиникотин», «Ровесники», «Идущие вместе», «Лучшая школа, свободная от ПАВ», «ДОМ в котором живёт счас-
тье». Профилактическая деятельность направлена на всё население, основная цель - внедрение приоритета здорового образа жизни [6, с. 24].
В городе Костроме действует Костромская Городская Общественная Организация «Совет Матерей». За время своего существования КГОО «Совет Матерей» осуществила несколько успешных социально значимых проектов, направленных на помощь в социальной адаптации химически зависимых и лиц освободившихся из мест лишения свободы.
Цели общественной организации «Совет матерей»:
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшению морально-психологического состояния граждан, в том числе в местах принудительного содержания;
- содействие объединению усилий по координации деятельности государственных органов и общественных объединений, граждан в борьбе против незаконного оборота наркотиков, алкоголя и наркобизнеса;
- разработка и осуществление проектов и программ, направленных на сокращение спроса на наркотические средства, алкоголь и психотропные вещества;
- освоение разнообразного международного опыта реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом и наркозависимостью.
Принципы: самоуправление, добровольность, равенство членов, гласность, законность, демократия. (Из устава Костромской городской общественной организации «Совет матерей»).
Таким образом, общественная организация объединяет вокруг себя заинтересованных в решении этой проблемы, прежде всего родителей химически зависимых и оказание им специализированной помощи в различных направлениях: социальном, правовом, социально-реабилитационном.
В 2003 году общественная организация «Совет матерей» совместно с английской общественной организацией «Диск» которая работает с наркоманами, был разработан проект. Одной из ведущих целей этого проекта являлось продвижение модели партнерства и взаимодействия различных ведомств. В рамках реализации этого проекта был создан социально-адаптационный центр «Дар». Использование индивидуального подхода позволяло разрабатывать персональные адаптационные планы совместно с клиентом, учитывая его желание и потребности, что позволяет людям, у которых имеются проблемы с общением, с трудоустройством, избытком неструктурированного «свободного времени» достичь стадии стойкой ремиссии. Большое внимание специалисты центра уделяют работе с созависимыми - семьями, друзьями и близкими людей, у которых проблемы с наркотиками.
За время работы удалось создать местную модель взаимодействия сети неправительственных организаций с государственным сектором. Отлажены пути взаимодействия с УФСКН, УФСИНом, УВД, УИНом, Центрами Временного Содержания, колониями Костромской области, областной и городской администрациями, а также школами и образовательными учреждениями среднего, специального и высшего образования. Налажены деловые контакты с общественными организациями других регионов, сотрудничество по обмену опытом с международными общественными организациями Великобритании и Германии [9, с. 39-43].
Таким образом, мы выделили значимость задачи максимального вовлечения НГО в сферу профилактики, обеспечения тесного сотрудничества этого базисного института гражданского общества с органами социальной защиты населения и специализированными социальными службами социальной помощи семье и детям. В ходе осуществления профилактики наркомании и наркопреступности необходимо координировать действия отдельных субъектов в единую систему профилактики, где деятельность каждого субъекта является взаимосвязанным элементом, наделенным своим местом и ролью. Данный подход в организации межведомственного взаимодействия предполагает единую организационную структуру, последовательно реализующую идею структурно-функционального баланса.
Библиографический список
1. Анонимные наркоманы. - Режим доступа: http:/ /www.na-sibiri.ru/information-for-professional.html
2. Группа CoDa (Анонимные Созависимые) «Освобождение». - Режим доступа: http:// ansozavisim.narod.ru/index.html.
3. Международные общественные движения по борьбе с наркотиками. Справка. - Режим доступа: http:/ /ria. ru/beznarko_people/20110627/393815479. html
4. Нар-Анон. «Семья+», г. Томск. - Режим доступа: http://semja-plus.ucoz.ru
5. Общероссийская общественная организация «Российская Наркологическая Лига» (ООО РНЛ). -Режим доступа: http://r-n-l.ru.
6. Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с не государственными организациями по профилактике детской безнадзорности: Методические рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 96 с.
7. Панов A.M. Деятельность общественных объединений по оказанию социальных услуг // Социальное обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - С. 61-63.
8. Региональная благотворительная общественная организация «АЗАРИЯ» - Матери против наркотиков. - Режим доступа: http://www.azaria.rusorg.ru/
9. Роль общественных организаций в решении проблемы наркомании: Материалы международной практической конференции. - Кострома: «Авантитул», 2005. - 64 с.
10. Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт / сост. М.А. Слободская. - М.: Институт проблем гражданского общества, 1998. - Вып. 1.
11. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (РБФ НАН). - Режим доступа: http:IIwww.nan.ru
12. Фонд «Город без наркотиков». - Режим доступа: http:IIstopcadr.net
13. Фонд «Спасение». - Режим доступа: http:// spasenie74.ru/mission/.
14. Фонд «Страна без наркотиков». - Режим доступа: http:IIwww.fondsbn.ru
УДК 376
Лавская Наталья Сергеевна
кандидат педагогических наук Московский педагогический государственный университет
kafppmospi@mail. ш
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА
В статье представлена специфика деятельности педагога-дефектолога, определены особенности социальной компетентности педагога-дефектолога с учетом специфики его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: социальная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность педа-гога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированное™ у дефектолога социальной компетентности.
Педагог-дефектолог, наряду с непосредственно педагогической деятельности призван реализовывать следующие функции:
1. Диагностические (умения видеть разнообразные нарушения психического и физического здоровья ребенка; адекватно подбирать и использовать психодиагностические методики; проводить диагностику уровня психического развития ребенка; умения, исходя из полученных результатов составлять педагогическое заключение и разрабатывать маршрут коррекционно-педагогической работы; умения выбирать и использовать эффективные коррекционно-развивающие технологии).
2. Прогностические (умения наблюдать за психическим развитием ребенка, навыки прогнозирования психического развития ребенка; способности предвидеть разнообразные затруднения в процессе учебно-воспитательной, образовательной и коррекционной работы с различными детьми; способности прогнозировать результаты учебной и коррекционной деятельности с ребенком с нарушениями развития).
3. Дидактические функции (умения осуществлять пропедевтику, планировать учебный процесс, использовать современные технологии обучения и коррекционные технологии, с учетом психофизических особенностей каждого конкретного ребенка; умения осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к ребенку с нарушениями развития).
4. Трансформационные функции (умения педа-гога-дефектолога преобразовывать все компоненты учебно-воспитательного процесса исходя из принципа коррекционной направленности; выявление несоответствий и осуществление необходимой трансформации, адаптации учебного, речевого, дидактического и методического материала, методов и приемов, организационных форм работы, условий обучения и воспитания).
5. Воспитательные функции (умения диагностировать особенности социального функционирования ребенка с нарушением развития, способности ставить и решать воспитательные задачи; владение методами социализации ребенка с нарушением развития).
6. Организационные функции (умения рационально выстраивать учебно-воспитательный про-