Научная статья на тему 'О доступности специализированной помощи несовершеннолетним наркопотребителям в государственных учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания на территории Красноярского края'

О доступности специализированной помощи несовершеннолетним наркопотребителям в государственных учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания на территории Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-DRUG POLICY / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ НАРКОПОТРЕБИТЕЛИ / UNDER AGE DRUG USERS / ДОСТУПНАЯ ПОМОЩЬ / AVAILABLE CARE / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / MEDICAL AND SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS / EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Килин Антон Захарович, Скуднова Ирина Вадимовна

В статье рассматриваются результаты проведенного анализа доступности медицинской, психолого-педагогической и социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним наркопотребителям в системе государственных учреждений Красноярского края. Определены законодательные основы и проблемные вопросы оказания специализированной помощи несовершеннолетним. Сформулированы некоторые рекомендации по повышению доступности специализированной помощи несовершеннолетним наркопотребителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Килин Антон Захарович, Скуднова Ирина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON AVAILABILITY OF SPECIALIZED MEDICAL CARE FOR UNDER AGE DRUG TAKERS IN STATE EDUCATIONAL, SOCIAL SERVICE AND MEDICAL INSTITUTIONS OF KRASNOYARSK REGION

The article deals with results of analysis for availability of medical, psycho-pedagogical and socially-rehabilitating aid for under age drug users in state institutions of Krasnoyarsk region. The authors define legislative grounds and problems of providing specialized medical care. Recommendations for improvement of the availability of specialized medical care among under age drug users are given.

Текст научной работы на тему «О доступности специализированной помощи несовершеннолетним наркопотребителям в государственных учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания на территории Красноярского края»

УДК 343.9

Антон Захарович КИЛИН,

заместитель начальника Управления ФСКН России по Красноярскому краю (г. Красноярск)

тк>@дпк. к^поуа^к. ги

Ирина Вадимовна СКУДНОВА,

главный специалист-эксперт отдела

межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по Красноярскому краю (г. Красноярск)

siv@gnk. krasnoyarsk. ги

о доступности специализированной помощи несовершеннолетним наркопотребителям в государственных учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания на территории

красноярского края

on availability of specialized medical care for under age drug takers in state educational, social service and medical institutions of krasnoyarsk region

В статье рассматриваются результаты проведенного анализа доступности медицинской, психолого-педагогической и социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним наркопотребителям в системе государственных учреждений Красноярского края. Определены законодательные основы и проблемные вопросы оказания специализированной помощи несовершеннолетним. Сформулированы некоторые рекомендации по повышению доступности специализированной помощи несовершеннолетним наркопотребителям.

The article deals with results of analysis for availability of medical, psycho-pedagogical and socially-rehabilitating aid for under age drug users in state institutions of Krasnoyarsk region. The authors define legislative grounds and problems of providing specialized medical care. Recommendations for improvement of the availability of specialized medical care among under age drug users are given.

Ключевые слова: антинаркотическая политика, несовершеннолетние наркопотребители, доступная помощь, учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания.

Keywords: anti-drug policy, under age drug users, available care, educational, medical and social service institutions.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Указом Президента РФ от 10 июля 2014 г. № 507, с учетом Соглашения об основных направлениях взаимо-

действия с министерством здравоохранения Красноярского края от 4 марта 2015 г. Управлением ФСКН России по Красноярскому краю (далее - Управление) в первом квартале 2015 г. проведена работа по сбору, обобщению и анализу информации по доступности специализированной помо-

щи несовершеннолетним наркопотребителям в государственных учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты, расположенных на территории края.

Основанием для проведения анализа послужили существующие проблемы, связанные с организацией своевременной помощи несовершеннолетним, склонным к вовлечению в наркотизацию, а также несовершеннолетним, относящимся к категории наркозависимых. Данные проблемы приобретают особую актуальность в условиях роста наркопреступности и наркозаболеваемости среди подростков и учащейся молодежи.

Согласно данным правоохранительных органов, к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в 2014 г. по краю привлечены 3026 человек, из них 137 подростков до 18 лет и более полутора тысяч (1684) молодых людей в возрасте 18-29 лет, в том числе 240 учащихся и студентов (на 30% больше, чем в 2013 г.). Такой резкий скачок наркопреступности между соседними возрастными группами говорит о том, что значительная доля подростковой преступности имеет признаки латентности.

Высокий уровень наркодавления на регион неизбежно отражается на наркозаболеваемости. В 2014 г. наркологической службой края зарегистрированы 444 несовершеннолетних наркопотребителя (2013 г. -336), из них 63 человека - с диагнозом "наркомания" (2013 г. - 28); 255 несовершеннолетних наркопотребителей были выявлены впервые (2013 г. - 195). При этом краевой статистикой учитываются только те, кто добровольно обратился за медицинской помощью в государственные учреждения здравоохранения.

В прошедшем году в крае зарегистрированы более 340 выездов бригад скорой медицинской помощи на случаи острого отравления несовершеннолетних наркотическими средствами и их аналогами, в том числе новыми видами психоактивных веществ. Краевым бюро судебно-медицинской экспертизы зарегистрирована смерть 1

несовершеннолетнего от отравления наркотиками. За 1 квартал 2015 г. в Красноярскую межрайонную клиническую больницу скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича были госпитализированы 13 человек в возрасте до 18 лет включительно (из них 7 - малолетние до 14 лет).

При исследовании организации специализированной помощи несовершеннолетним потребителям наркотических средств и психотропных веществ Управление опиралось на требования действующей нормативно-правовой базы в актуальном направлении профилактической, медико-реабилитационной работы.

В частности, анализ проводился с опорой на отдельные положения Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента от 9 июня 2010 г. № 690, согласно которой государственная система мер по сокращению спроса на наркотики включает в себя: а) государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков (в том числе развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, прямое и опосредованное воздействие на лиц из групп риска немедицинского потребления наркотиков через раскрытие ресурсов личности и помощь в самореализации);

б) наркологическую медицинскую помощь;

в) медико-социальную реабилитацию больных наркоманией.

При исследовании учитывались требования Федерального закона от 7 июня 2013 г. №120-ФЗ, согласно которым в случае выявления незаконного потребления несовершеннолетним наркотических средств и психотропных веществ он должен быть направлен в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь, для принятия в отношении него мер медицинской профилактики.

Наряду с этим принималось во внимание, что согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ обучающимся, испытывающим трудности в осво-

ении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшим или свидетелем преступления, гарантируется оказание помощи в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

Кроме того, при исследовании Управление руководствовалось рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07), в которых предлагается расширить содержание деятельности центров, увеличить охват различных категорий детей, включая детей-сирот, детей из опекунских семей и детей, склонных к поведенческим рискам (в том числе к общественно опасному поведению, к которому, без сомнения, относится употребление наркотиков).

Безусловно, в исследовательской работе по вопросам совершенствования доступности специализированной помощи несовершеннолетним наркопотребителям учитывались ключевые положения Закона Красноярского края от 19 декабря 2013 г. № 5-1988 "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае", которым, в частности, предусмотрено, что для решения задач вторичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании (т.е. профилактики развития заболевания у лиц, потребляющих психоактивные вещества, через оказание своевременной квалифицированной наркологической, психологической, педагогической

и социальной помощи) образовательные и иные организации вправе вести индивидуально-профилактическую работу и оказывать иную адресную помощь лицам, допускающим немедицинское потребление психоактивных веществ с вредными последствиями.

В частности, учитывалось и то, что в соответствии со ст. 9 вышеуказанного краевого закона постановлением Правительства Красноярского края от 12 февраля 2015 г. № 44-п утвержден Порядок участия органов исполнительной власти края, краевых государственных учреждений в системе профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании (включая учреждения здравоохранения, образования и науки, спорта, культуры, социальной политики, молодежной политики, агентство труда и занятости, агентство печати и массовых коммуникаций).

При проведении исследования с опорой на нормативно-правовую, научно-методическую базу, а также на обобщенный эмпирический материал принято во внимание (с дополнительным подтверждением и развитием отдельных положений), что несовершеннолетних, нуждающихся в специализированной помощи в связи с употреблением наркотических средств, можно условно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся несовершеннолетние с признаками наркологического заболевания. Данная целевая группа нуждается в мотивации к лечению и реабилитации, амбулаторной и стационарной медицинской помощи (коррекция вегетосома-тических, неврологических и психических расстройств), психологическом сопровождении, социальной реабилитации.

Ко второй группе относятся несовершеннолетние, эпизодически употребляющие психоактивные вещества, но пока не обнаруживающие признаки заболевания (алкоголизма, токсикомании, наркомании). Работа с данной группой предполагает как медицинские, так и немедицинские меры: психодиагностику, выявление причин употребления, выявление и коррекцию вегето-соматических, неврологических и психи-

ческих расстройств, индивидуальную и групповую психологическую помощь, социальную помощь, организация занятости и досуга.

К третьей (самой многочисленной) группе относятся несовершеннолетние, не имеющие опыта употребления психоактивных веществ, но находящиеся в группе риска вовлечения в наркотизацию. Это значит, что в их жизни реализован один или сразу несколько факторов риска:

- биологические факторы риска (генетическая предрасположенность к развитию зависимого поведения, осложнённая беременность и трудные роды у матери, черепно-мозговые травмы у ребенка с потерей сознания и пр.);

- наличие в ближайшем окружении лиц, систематически употребляющих психоактивные вещества;

- дефицит личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию;

- трудные жизненные обстоятельства, неблагоприятные семейные и социальные условия.

Работа с данной группой риска должна включать преимущественно меры немедицинского характера: раннее выявление факторов риска наркотизации, выявление личностных дефицитов, коррекционно-раз-вивающие и компенсирующие занятия, организация занятости, дополнительные образовательные программы.

К отдельной группе лиц, нуждающихся в помощи, нужно отнести родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Целенаправленная и комплексная работа с этой группой населения способствует снижению факторов риска наркотизации ребенка, профилактике рецидива болезни, если она уже сформировалась, а также профилактике правонарушений и преступлений, связанных с немедицинским потреблением и распространением наркотических средств и психотропных веществ.

Для анализа доступности в крае специализированной помощи несовершеннолетним в государственных учреждениях здравоохранения, образования, социальной

защиты Управлением в трех краевых министерствах (здравоохранения, образования и науки, социальной политики) были запрошены сведения об учреждениях, которые осуществляют лечение, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних наркопотребителей, оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим риск вовлечения в наркотизацию, а также несовершеннолетним наркопотребителям.

Наряду с этим сотрудниками отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления была разработана анкета с вопросами, касающимися доступности оказания разных видов помощи несовершеннолетним на территориях края, в том числе:

1) специализированной медицинской помощи по профилю "наркология" в амбулаторных и стационарных условиях;

2) медико-социальной реабилитации в амбулаторных и стационарных условиях;

3) социальной реабилитации несовершеннолетних, прошедших медицинскую реабилитацию;

4) психолого-педагогической помощи несовершеннолетним группы риска и несовершеннолетним наркопотребителям (психодиагностика, консультирование, коррек-ционно-развивающие и компенсирующие занятия);

5) консультативной и психологической помощи семьям несовершеннолетних по вопросам профилактики формирования заболевания и предупреждения рецидива, если зависимость уже сформировалась.

В I квартале 2015 г. анкеты были направлены непосредственно главам администраций городов Красноярска, Дивногор-ска, Большемуртинского, Емельяновского, Сухобузимского районов, Таймырского, Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов, а также в межрайонные отделы Управления ФСКН России по Красноярскому краю для получения сведений о доступности специализированной помощи несовершеннолетним потребителям наркотиков в государственных учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания.

В результате анализа ответов краевых министерств здравоохранения, образования и науки, социальной политики, а также анкет, присланных из 52 территорий края, выявлено следующее.

Только на 10 территориях края развернуты подростковые наркологические кабинеты, в которых врачами психиатрами-наркологами оказывается специализированная наркологическая помощь несовершеннолетним в амбулаторных условиях. Всего в крае работают 13 таких кабинетов на базе следующих медицинских организаций:

- КГБУЗ "Красноярский краевой наркологический диспансер №1": в Красноярске - 4 кабинета, в филиале в г. Ачинске - 1 кабинет;

- КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5": в г. Норильске - 1 кабинет;

- КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1": по 1 кабинету в филиалах в г.г. Канск, Лесоси-бирск, Минусинск;

- Мотыгинская ЦРБ - 1 кабинет;

- Назаровская ЦРБ - 1 кабинет;

- Дивногорская ЦГБ - 1 кабинет;

- Таймырская ЦРБ - 1 кабинет.

В остальных территориях края для оказания помощи несовершеннолетним используются ставки врачей психиатров и врачей психиатров-наркологов в кадровом потенциале районных больниц. Надбавки врачам за работу с несовершеннолетними наркопотребителями сокращены или не предусмотрены. В Большемуртинском и Дзержинском районах врача нарколога нет.

Согласно Порядку оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. №929н, кабинет врача психиатра-нарколога медицинской организации предназначен для оказания консультативной, диагностической, лечебной помощи по профилю "наркология", проведения мероприятий по медико-социальной реабилитации в амбулаторных условиях. Как мы видим, возможности для оказания такой помощи на территориях края на сегодняшний день ограничены.

При невозможности оказания помощи в амбулаторных условиях и при наличии медицинских показаний пациент направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях по профилям "наркология" и "психиатрия". По информации министерства здравоохранения Красноярского края, такая специализированная наркологическая помощь с круглосуточным пребыванием оказывается несовершеннолетним только в 6 территориях края: в КГБУЗ "Красноярский краевой наркологический диспансер №1" (г. Красноярск, г. Ачинск), КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1" (г.г. Красноярск, Канск, Минусинск, Лесосибирск), КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер №5" (г. Норильск).

Таким образом, в подавляющем большинстве территорий края остается актуальным вопрос лечения и медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, гарантированных ст. 54 Федерального закона №3-Ф3 от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Что касается организации социальной реабилитации, то, по данным министерства социальной политики Красноярского края, в системе социального обслуживания населения края существуют только 3 учреждения, имеющих в своей структуре службу по сопровождению и реадаптации несовершеннолетних, зависимых от наркотических средств, - это центры социальной помощи семье и детям в г. г. Ачинске, Канске и Зеленогорске.

В эти центры принимаются несовершеннолетние наркопотребители, прошедшие лечение и медико-социальную реабилитацию в организациях здравоохранения, не имеющие признаков обострения психического заболевания, не находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Центрами предлагаются следующие виды помощи: временное проживание в учреждении, восстановление и развитие функциональных способностей в

быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных социальных связей, социально-психолого-педагогическая реабилитация, содействие в трудоустройстве, социальная интеграция, реабилитационные мероприятия с родителями несовершеннолетних.

С оказанием психолого-педагогической помощи несовершеннолетним группы риска вовлечения в наркотизацию, а также несовершеннолетним наркопотребителям ситуация складывается следующим образом.

По информации министерства образования и науки Красноярского края, только 57,9% образовательных организаций (школы, учреждения профобразования) укомплектованы психологами, которые в рамках своей компетенции оказывают психолого-педагогическую помощь обучающимся и их родителям.

В краевой системе образования нет специализированных центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами.

При этом на территории Красноярского края функционируют 19 учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (так называемые центры психолого-медико-социального сопровождения, центры диагностики и консультирования): 9 в Красноярске, по 2 в г. Ачинске и г. Канске, по 1 в пос. Балахта, пос. Емельяново, г. Минусинске, с. Идринском, пос. Курагино, г. Лесосибирске.

Согласно законодательству психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) и включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Проведенное Управлением анкетирование показало, что центры психолого-медико-социального сопровождения краевой системы образования ни в одной территории края не были названы в числе источников консультативной и психологической помощи несовершеннолетним наркопотребителям и их родителям.

Наряду с этим о востребованности специализированной помощи несовершеннолетним говорит, в частности, такой факт: еженедельно в негосударственные реабилитационные центры обращаются в среднем родители трех несовершеннолетних наркопотребителей с просьбой оказать им помощь (со слов руководителей РЦ "Енисей", "Лабиринт", "Ковчег", "Твой выбор").

23 апреля 2015 г. с 14.00 до 16.00 Управлением в присутствии сотрудников отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики и общественных помощников были организованы телефонные звонки в 14 из 70 государственных организаций, оказывающих медицинскую, социальную и психолого-педагогическую помощь в Красноярском крае, адреса и телефоны которых в 2014 году были предоставлены краевыми министерствами здравоохранения, социальной политики, образования и науки для опубликования на сайте Управления в рубрике "Наркомания: адреса помощи". Цель телефонного опроса - проверить готовность этих организаций к работе с обращениями родителей несовершеннолетних потребителей наркотиков.

Общественный помощник звонил в организацию, представлялся родителем подростка 14-15 лет, говорил о своих подозрениях по поводу употребления ребенком курительной смеси, описывал неадекватное поведение ребенка, просил оказать помощь. Содержание ответов фиксировалось в акте.

По 8 телефонам ответили специалисты, некомпетентные для консультирования по заданному вопросу, по ряду звонков вопросы многократно переадресовывались, 4 телефона на вызовы не ответили, только по 2 телефонам звонящий сразу получил консультацию по алгоритму оказания помощи несовершеннолетнему.

Таким образом, ситуация с доступностью специализированной помощи несовершеннолетним и их родителям выглядит следующим образом.

В подавляющем большинстве территорий предлагается только амбулаторная наркологическая помощь на базе районных больниц. 1 /6 часть территорий края оснащена специализированными подростковыми наркологическими кабинетами.

Только в 3 территориях края есть центры социальной помощи семье и детям, имеющие в своей структуре службу по сопровождению и реадаптации несовершеннолетних, зависимых от наркотических средств, прошедших лечение и медико-социальную реабилитацию в организациях здравоохранения.

При этом в Красноярском крае остается острым вопрос организации психолого-педагогической помощи несовершеннолетним наркопотребителям и несовершеннолетним группы риска вовлечения в наркотизацию.

В числе проблем, с которыми сталкиваются территории края в связи с оказанием специализированной (наркологической, психолого-педагогической, социальной) помощи несовершеннолетним наркопотребителям, в ходе анкетирования были названы следующие.

1. Отсутствие детского психиатра-нарколога, детского психотерапевта, медицинского психолога, специалиста по вопросам реабилитации, специалиста для оказания психолого-педагогической помощи наркопотребителям.

2. Отсутствие специализированных учреждений со стационарными отделениями для лечения, психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних.

3. Наркологические отделения для взрослых не принимают пациентов до 18 лет.

4. Медико-социальная реабилитация наркопотребителей не заложена в штатном расписании районных больниц.

5. У комплексных центров социального обслуживания населения отсутствует такое направление деятельности как специализированная (психологическая, социальная) помощь несовершеннолетним наркопотребителям.

6. Отсутствие разработанных положений и регламентов, программ для работы с зависимыми несовершеннолетними и со-зависимыми членами семьи несовершеннолетнего.

7. Несогласованность действий специалистов одной территории, отвечающих за работу с несовершеннолетними, незнание того, какие учреждения есть в территории и какую помощь они оказывают, какими профилактическими и реабилитационными ресурсами обладают.

8. Отсутствие взаимодействия между органами здравоохранения и образования по выявлению среди учащихся лиц, употребляющих или склонных к употреблению наркотических веществ (образовательные организации не спешат сообщать о лицах группы риска).

9. Родители боятся постановки на учет и не обращаются в государственные учреждения, пытаясь самостоятельно решать проблемы детей путем анонимного обращения к специалистам частных структур.

10. После прохождения курса лечения или профилактического наблюдения пациенты продолжают оставаться в прежней среде и окружении (высока вероятность рецидива наркозаболевания).

С учетом изложенного представляется целесообразным:

1) организовать разработку и внедрение алгоритма выявления и медицинского, психолого-педагогического и социального сопровождения ("карты сопровождения случая") несовершеннолетних группы риска вовлечения в наркотизацию и несовершеннолетних наркопотребителей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) обеспечить регулярное информирование населения муниципальных образований о государственных организациях, оказывающих адресную наркологическую, психологическую и социальную помощь несовершеннолетним и их родителям;

3) на базе каждого из краевых министерств (здравоохранения, образования и науки, социальной политики) создать методическую группу из 3 специалистов с целью

оперативного и планового консультирования по вопросам организации работы с детьми, склонными к поведенческим рискам, включая разные формы аддикции (консультирование очно и с использованием сети Интернет и видеосвязи, проведение обучающих циклов для специалистов организаций, работающих с несовершеннолетними, разработка методических рекомендаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.