УДК 343.85:343.57
Антон Захарович КИЛИН,
заместитель начальника Управления ФСКН России по Красноярскому краю (г. Красноярск)
тк>@дпк. к^поуа^к. ги
Ирина Владимировна ПИЛИПЕЦ,
главный специалист-эксперт отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по Красноярскому краю (г. Красноярск)
р^@дпк. к^поуа^к. ги
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
И ПУТЯХ ИХ РЕШЕНИЯ
ON SOME PROBLEMS OF ORGANIZING PREVENTIVE WORK IN THE SPHERE OF ILLICIT DRUG TRAFFICKING AMONG JUVENILES IN THE KRASNOYARSK TERRITORY AND WAYS OF THESE PROBLEMS'
SOLUTION
В статье на основе анализа ряда проблем в профилактической работе с несовершеннолетними, не позволяющих существенно повысить эффективность антинаркотической деятельности в подростково-молодежной среде, сформулированы рекомендации по снижению уровня наркотизации и наркопреступности несовершеннолетних.
The recommendations on reducing the level of juveniles' narcotization and drug-related crime are formulated in the article on the basis of analysis of a number of preventive work issues which don't make it possible to increase significantly the efficiency of anti-drug activity in teenagers' and young peoples' environment.
Ключевые слова: наркопреступность, наркозаболеваемость, несовершеннолетние, молодежь, предупредительная работа, профилактические меры, статистические показатели, антинаркотическая деятельность.
Keywords: drug-related crime, drug-related morbidity, juveniles, youth, preventive work, preventive measures, statistic indicators, anti-drug activity.
Статьей 23.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 435-Ф3 [2] в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [1]
внесено существенное дополнение, касающееся возложения на органы наркоконтроля задач по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (в пределах их компетенции).
По нашему мнению, комплексный подход в решении этих задач, как на территории Красноярского края, так и в других субъектах Российской Федерации, должен базироваться на криминологическом системном подходе, охватывающем изучение состояния, динамики, тенденций преступности несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе во взаимосвязи с наркотизацией подросткового населения, анализ причин и условий, ее порождающих, выработку и реализацию необходимых мер, направленных на снижение данного вида противоправной деятельности.
Мы полагаем, что поверхностный, недостаточно глубокий анализ наркопреступности и наркозаболеваемости несовершеннолетних на территории Красноярского края не позволяет своевременно оценить масштабы распространенности, вскрыть конкретные причины и условия, их порождающие, выработать адекватные первоочередные, среднесрочные меры и мероприятия на более отдаленный период по снижению уровня правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков и наркотизации подростков.
Проведенный (с учетом реализации возложенных на подразделения наркоконтроля дополнительных задач) анализ складывающейся предупредительной практики в Красноярском крае за последние два года показал, что, несмотря на реализацию силами субъектов профилактики с 2010 г. мероприятий, предусмотренных Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [4], обстановка в сфере наркопреступности и наркомании несовершеннолетних не только не улучшилась, но и по некоторым направлениям (в первую очередь из-за распространенности на наркорынке синтетических наркотиков) значительно осложнилась.
Всего за 2014 г. в Красноярском крае к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков привлечены 137 несовершеннолетних (+13%), 240 учащихся и
студентов (+22%). При этом удельный вес преступности несовершеннолетних (4,5%) на первый взгляд особой озабоченности не вызывает. Вместе с тем показатель наркопреступности лиц молодежного возраста (18-29 лет) за 2014 г. составил уже 55,6% (1684 человека), что, по нашему мнению, свидетельствует о латентности значительной части подростковой наркопреступности.
Это частично подтверждается статистическими данными краевого министерства здравоохранения, согласно которым на январь 2015 г. на наркологическом учете состояли 444 (2013 г. - 336) несовершеннолетних. При этом в 2014 г. добровольно обратились за медицинской помощью по поводу острого токсикологического отравления (в основном новыми видами синтетических наркотиков, их аналогов) 341 подросток, 161 несовершеннолетний госпитализирован. Только в четвертом квартале 2014 г. в Красноярске с острыми отравлениями наркотическими веществами госпитализированы 45 несовершеннолетних, из них 7 человек в возрасте до 14 лет, 38 - 15-18 лет, с преобладанием среди них учащихся техникумов, колледжей, профессиональных училищ и несколько меньшей долей воспитанников детских домов, интернатов, обучающихся в гимназиях, общеобразовательных школах.
Только в ходе межведомственной оперативно-профилактической операции "Дети России" в период с августа по сентябрь 2014 г. в медучреждения края были доставлены 4 малолетних ребенка в возрасте от 7 месяцев до 9 лет, получивших наркоотравления по неосторожности (при нахождении наркотических средств в доступных местах, оставленных наркопотребляющими близкими родственниками по месту жительства).
Анализ складывающейся практики показывает, что, несмотря на то что при госпитализации несовершеннолетних с наркоотравлениями в их действиях, а также в действиях их родителей могут усматриваться признаки составов административных правонарушений либо преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в силу
пробелов в законодательстве, в частности в сфере здравоохранения, по большинству таких случаев информация для проверки в правоохранительные органы, в первую очередь в органы внутренних дел, не направляется.
На проблемные моменты и неадекватность принимаемых мер масштабам распространения наркопреступности и наркомании среди детей и подростков обратила внимание и Генеральная прокуратура Российской Федерации письмом в адрес Правительства Российской Федерации в декабре 2014 г. [6]
Проведенное Управлением ФСКН России по Красноярскому краю криминологическое исследование показало, что в организации профилактической работы существуют и иные вопросы, связанные с предупреждением наркопреступности несовершеннолетних, не позволяющие существенно повысить эффективность антинаркотической деятельности в подростково-молодежной среде.
Остановимся на наиболее существенных, по нашему мнению, причинах и условиях, негативно влияющих на организацию и результативность предупреждения преступности несовершеннолетних в крае.
На неснижающийся уровень наркомании, незаконного оборота наркотических средств среди несовершеннолетних в Красноярском крае продолжают оказывать влияние ряд субъективных и объективных факторов, в том числе существующие проблемы организационно-управленческого, уголовно-правового, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, информационно-аналитического характера, недостатки в кадровой политике, межведомственная разрозненность. Так, из-за несовершенного в крае ведомственного медицинского учета острых отравлений от употребления наркотических и психотропных веществ, в том числе их новых видов, сложно оценивать масштабы подростковой наркомании и наркопреступности (в условиях быстро меняющегося наркорынка и синтетических психоактивных веществ), что, в свою очередь, не позволяет своевременно принять упреждающие предупредительно-профилактические меры.
Только начиная с 2014 г. - после обострения ситуации с наркоотравлениями -впервые удалось силами министерства здравоохранения края обеспечить ежеквартальный мониторинг острых отравлений населения, в том числе несовершеннолетних, психоактивными веществами наркотического воздействия. При этом установлено, что только за прошедший год по краю была оказана наркологическая помощь 502 несовершеннолетним, доставленным в медучреждение с острым токсикологическим отравлением наркотическими веществами. Вместе с тем продолжают иметь место недостатки по городским, районным наркологическим учетам количества острых наркоотравлений.
При этом, на что уже указывалось, руководители органов здравоохранения, руководствуясь соблюдением врачебной тайны, информацию в установленном порядке в правоохранительные органы из медицинских учреждений о наркоотравлениях несовершеннолетних, как правило, не отправляют, что не дает возможности в соответствии с законом провести проверку на предмет наличия (отсутствия) признаков административных правонарушений либо преступлений, в том числе предусмотренных ст. 228, 150, 230 УК РФ.
На наш взгляд, при отсутствии разработанной системы краевого комплексного статистического наблюдения за распространенностью наркомании и разрозненности учетов по правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков среди детей и подростков на системной основе не исследуются в полном объеме количественные показатели административных правонарушений данного вида, а также материалов об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности.
Мы полагаем, что отсутствие выверенных статистических показателей, отражающих в полном объеме тенденции и динамику наркозаболеваемости и наркопреступности среди несовершеннолетних, безусловно, также негативно отражается на
адекватности принимаемых организационных и практических предупредительных мер. При этом, по нашему мнению, действующий статистический возрастной показатель лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, - 18-29 лет не позволяет более предметно отслеживать динамику наркопреступной деятельности в среднем юношеском возрасте (18-22 лет), в частности по не учащейся, не работающей либо работающей молодежи.
Как правило, не проводятся глубокие исследования и в местах лишения свободы на основе анкетных опросов среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности в возрасте 18-29 лет, в части, касающейся начала возрастного периода и участия в потреблениях, незаконном обороте наркотиков.
Анализ складывающейся судебной практики также показал, что в силу ряда объективных и субъективных причин крайне мало проводится проверок в ходе предварительного расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в отношении несовершеннолетних на причастность их взрослого окружения к совершению преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений), ст. 230 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов).
К примеру, всего по ст. 150, 230 УК РФ за прошедший год в Красноярском крае были возбуждены и расследованы 47 дел (для сравнения: за этот же период по ст. 134 УК РФ были возбуждены 99 уголовных дел, то есть в два раза больше). При этом в ряде случаев в работе следственных подразделений следственного комитета России при наступательности по возбуждению и расследованию уголовных дел по ст. 1 34 УК РФ наблюдаются факты затягивания в принятии уголовно-процессуальных решений по выявленным фактам незаконного оборота наркотических средств с участием подростков. Кроме того, при возбуждении данной категории уголовных дел не в полном объеме обеспе-
чивается выяснение конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, внесение качественных представлений об их устранении. Не в полном объеме используется перечень организаций, учреждений, в адрес которых необходимо направлять представления (образовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения здравоохранения и т.д.).
Изучение организации оперативно-розыскной деятельности показало, что оперативные подразделения наркоконтроля и органов внутренних дел не всегда отдают приоритет своевременному получению и глубокой всесторонней проверке оперативно-розыскной информации о фактах противоправной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков несовершеннолетних, а также о вовлечении их в такую деятельность.
К числу основных причин и условий, негативно влияющих на предупредительную работу среди несовершеннолетних, на наш взгляд, необходимо отнести отставание современной подзаконной нормативно-правовой антинаркотической базы, принимаемой в обеспечение реализации на практике принимаемых федеральных и региональных законов. К примеру, несмотря на введение в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" главы VI. 1. "Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании" и конкретно ст. 53.4. "Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" [3], вступившей в силу в январе 2014 г., подзаконный акт в виде приказа Министерства образования и науки Российской Федерации по его реализации, касающийся порядка проведения социально-психологического тестирования учащихся и студентов [7], введен в действие только в августе, то есть почти спустя год, а приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, регла-
ментирующий порядок проведения профилактических медицинских "антинаркотических" осмотров в образовательных учреждениях, [8] - только в январе 2015 г. Анализ складывающейся практики показывает, что реализация этих приказов идет медленно. Аналогично с отставанием реализуется Закон Красноярского края "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае" [5], во исполнение ст. 9 которого порядок участия органов исполнительной власти края в системе профилактики этих социально-негативных явлений утвержден постановлением Правительства Красноярского края только в феврале 2015 г. [9]
Мы полагаем, что на результативность предупредительной работы (что подтверждается практикой) отрицательно влияет сокращение численности сотрудников органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, а также подразделений службы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики территориальных органов наркоконтроля, обеспечивающих организацию профилактической работы среди несовершеннолетних (в части касающейся), а также координацию социальной реабилитации наркобольных подросткового возраста. В частности, за последние 5 лет в подразделениях ОВД количество сотрудников, отвечающих за организацию работы по линии профилактической работы среди несовершеннолетних, сократилось до 25%, по линии подразделений наркоконтроля - до 15%.
Анализ показал, что к другим существенным недостаткам, отрицательно влияющим на реализацию полномочий в сфере предупредительной работы среди несовершеннолетних со стороны подразделений наркоконтроля, можно отнести:
- отсутствие полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по применению ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ к несовершеннолетним при совершении ими соответствующих административных правонарушений;
- недостатки в работе органов опеки и попечительства по исполнению федераль-
ного, регионального законодательства при нахождении несовершеннолетних (малолетних) в опасных и неблагополучных условиях проживания, в том числе совместно с наркозависимыми родителями, другими близкими родственниками;
- неотработанный механизм координации взаимодействия и наступательности в работе при проведении значимых оперативно-профилактических акций и операций "За здоровье и безопасность наших детей", "Молодежь выбирает Жизнь", "Призывник", "Сообщи, где торгуют смертью", "Дети России" и др. В частности, при проведении впервые в 2014 г. совместно с органами внутренних дел, органами здравоохранения оперативно-профилактической операции "Дети России", направленной на выявление, пресечение, раскрытие и профилактику правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков среди несовершеннолетних, фактически из-за нормативной непроработки на федеральном, региональном уровне не были задействованы силы и средства подразделений Следственного комитета Российской Федерации, центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, не учтены оптимальные сроки продолжительности операции (10 дней);
- низкая инициативность учебных заведений (как юридических лиц) по разработке и реализации ежегодных антинаркотических планов с учетом складывающейся в учебном заведении наркоситуации (на основании проведенных тестирований, фактов совершения учащимися, студентами наркоправонарушений);
- недостаточное ориентирование органов внутренних дел, подразделений краевого министерства здравоохранения, министерства социальной политики на решение первоочередных задач по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних наркозависимых в организациях всех форм собственности. В частности, в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Главного управления МВД России по Красноярскому краю на-
полняемость подростков, совершивших правонарушение в сфере незаконного оборота наркотиков, незначительная. В отделении медицинской реабилитации Красноярского краевого наркологического диспансера №1, действующем с 2013 г., отдельных изолированных от взрослых мест для медицинской реабилитации несовершеннолетних пока не предусмотрено.
Повышению уровня предупредительной работы по линии наркопреступности несовершеннолетних и снижению уровня наркотизации среди подростков и лиц молодежного возраста, по нашему мнению, могли бы способствовать следующие организационно-практические меры:
- разработка и межведомственное использование в практической деятельности новых форм федерального, регионального, статистического наблюдения о количестве отравлений несовершеннолетних наркотическими, психотропными веществами, о количестве несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотических средств, а также изобличенных в совершении наркопреступлений, но не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности (проходящих по отказным материалам, прекращенным уголовным делам);
- выделение при судебно-статистичес-ком наблюдении возрастной группы от 18 до 22 лет в отдельную группу лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;
- внесение изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" в части, касающейся обязанности учреждений здравоохранения информировать органы внутренних дел и территориальные органы ФСКН России о доставлении пациентов, особенно несовершеннолетних, с острыми отравлениями наркотическими средствами, новыми потенциально опасными психоактивными веществами;
- обеспечение совершенствования региональной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков несо-
вершеннолетними, организации оказания им надлежащей наркологической медицинской помощи и медико-социальной реабилитации с выделением отдельных боксов, койко-мест в учреждениях всех форм собственности, с увеличением подростковых наркологических кабинетов и подростковых врачей-психиатров, наркологов;
- возложение на образовательные организации обязанности разработки и реализации антинаркотических ежегодных планов;
- надлежащая организация на системной основе исполнения принятых нормативно-правовых актов по социально-психологическому, медицинскому тестированию лиц обучающихся в общеобразовательных организациях, с рассмотрением возможности тестирования обучающихся с согласия родителей (без согласия подростков);
- организация в первоочередном порядке волонтерского антинаркотического движения в профильных средних специальных, высших учебных заведениях, выпускники которых в последующем будут соприкасаться с антинаркотической деятельностью, в том числе в области правоприменительной (юридической) практики, педагогической деятельности, охраны здоровья, социальной защиты с координацией этой работы через министерство образования и науки Красноярского края, директоров средних специальных учебных заведений, ректоров высших учебных заведений;
- повышение уровня взаимодействия межвузовской антинаркотической комиссии, созданной при Совете ректоров вузов г. Красноярска, с министерством образования и науки Красноярского края;
- наделение в законодательном порядке комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правом рассмотрения материалов по ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ в части, касающейся обязанности несовершеннолетних пройти курс профилактических мероприятий, диагностики, медицинского лечения, реабилитации и рессоциали-зации;
- включение на правах соисполнителей межведомственной оперативно-профилактической операции "Дети России" с дополнительным проведением акции "Сообщи, где торгуют смертью" органов образования, социальной защиты, следственных подразделений, подведомственных Следственному комитету России, увеличение срока операции с 10 до 20 дней с организацией адресной проверки мест проживания подучетных подростков, сверок с учетом медицинских учреждений по фактам острых отравлений, проведением рейдовых мероприятий по общежитиям, в том числе в средних специальных учебных заведениях;
- обеспечение надлежащего взаимообмена информацией субъектов антинаркотической профилактической работы [1 0] о выявленных наркоправонарушениях, со-
вершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, своевременной постановки указанных лиц на профилактический учет с организацией соответствующей предупредительно-профилактической работы.
В заключение мы полагаем необходимым подчеркнуть, что только наступательные упреждающие комплексные меры, в том числе активное межведомственное использование сил и средств по линии предупреждения наркоправонарушений, профилактики наркомании среди несовершеннолетних, позволит снизить спрос на наркотики, в первую очередь новые виды подконтрольных, неподконтрольных психоактивных веществ, среди подростков и молодежи Красноярского края.
Библиографический список
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС КонсультантПлюс.
2. О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 28 февраля 2013 г. № 435-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ : Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ // СПС Консультант-Плюс.
4. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 // СПС КонсультантПлюс.
5.О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае : Закон Красноярского края от 19 декабря 2013 г. № 5-1988 // СПС КонсультантПлюс.
6. О состоянии законности в сфере профилактики наркомании несовершеннолетних : письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации в адрес Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1-ГП-123-2014. - URL: http://monrk.ru/images/ Obrazovanie/DopObr/Prof_Nark/NPA/Pismo_GP_211110.pdf
7.Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования : приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 // СПС КонсультантПлюс.
8. О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ : приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н // СПС КонсультантПлюс.
9. Об утверждении Порядка участия органов исполнительной власти края, краевых государственных учреждений в системе профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании : постановление Правительства Красноярского края от 12 февраля 2015 г. № 44-П // СПС КонсультантПлюс.
10. Система межведомственного взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности Красноярского края : учебное пособие / С.В. Гапонов [и др.]. - Красноярск : УФСКН России по Красноярскому краю, 2012.