Научная статья на тему 'О некоторых проблемах организации предупредительной работы в сфере незаконного оборота наркотических средств среди несовершеннолетних в Красноярском крае и путях их решения'

О некоторых проблемах организации предупредительной работы в сфере незаконного оборота наркотических средств среди несовершеннолетних в Красноярском крае и путях их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / НАРКОЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DRUG-RELATED CRIME / DRUG-RELATED MORBIDITY / JUVENILES / YOUTH / PREVENTIVE WORK / PREVENTIVE MEASURES / STATISTIC INDICATORS / ANTI-DRUG ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Килин Антон Захарович, Пилипец Ирина Владимировна

В статье на основе анализа ряда проблем в профилактической работе с несовершеннолетними, не позволяющих существенно повысить эффективность антинаркотической деятельности в подростково-молодежной среде, сформулированы рекомендации по снижению уровня наркотизации и наркопреступности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Килин Антон Захарович, Пилипец Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROBLEMS OF ORGANIZING PREVENTIVE WORK IN THE SPHERE OF ILLICIT DRUG TRAFFICKING AMONG JUVENILES IN THE KRASNOYARSK TERRITORY AND WAYS OF THESE PROBLEMS'' SOLUTION

The recommendations on reducing the level of juveniles' narcotization and drug-related crime are formulated in the article on the basis of analysis of a number of preventive work issues which don't make it possible to increase significantly the efficiency of anti-drug activity in teenagers' and young peoples' environment.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах организации предупредительной работы в сфере незаконного оборота наркотических средств среди несовершеннолетних в Красноярском крае и путях их решения»

УДК 343.85:343.57

Антон Захарович КИЛИН,

заместитель начальника Управления ФСКН России по Красноярскому краю (г. Красноярск)

тк>@дпк. к^поуа^к. ги

Ирина Владимировна ПИЛИПЕЦ,

главный специалист-эксперт отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по Красноярскому краю (г. Красноярск)

р^@дпк. к^поуа^к. ги

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

И ПУТЯХ ИХ РЕШЕНИЯ

ON SOME PROBLEMS OF ORGANIZING PREVENTIVE WORK IN THE SPHERE OF ILLICIT DRUG TRAFFICKING AMONG JUVENILES IN THE KRASNOYARSK TERRITORY AND WAYS OF THESE PROBLEMS'

SOLUTION

В статье на основе анализа ряда проблем в профилактической работе с несовершеннолетними, не позволяющих существенно повысить эффективность антинаркотической деятельности в подростково-молодежной среде, сформулированы рекомендации по снижению уровня наркотизации и наркопреступности несовершеннолетних.

The recommendations on reducing the level of juveniles' narcotization and drug-related crime are formulated in the article on the basis of analysis of a number of preventive work issues which don't make it possible to increase significantly the efficiency of anti-drug activity in teenagers' and young peoples' environment.

Ключевые слова: наркопреступность, наркозаболеваемость, несовершеннолетние, молодежь, предупредительная работа, профилактические меры, статистические показатели, антинаркотическая деятельность.

Keywords: drug-related crime, drug-related morbidity, juveniles, youth, preventive work, preventive measures, statistic indicators, anti-drug activity.

Статьей 23.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 435-Ф3 [2] в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [1]

внесено существенное дополнение, касающееся возложения на органы наркоконтроля задач по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (в пределах их компетенции).

По нашему мнению, комплексный подход в решении этих задач, как на территории Красноярского края, так и в других субъектах Российской Федерации, должен базироваться на криминологическом системном подходе, охватывающем изучение состояния, динамики, тенденций преступности несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе во взаимосвязи с наркотизацией подросткового населения, анализ причин и условий, ее порождающих, выработку и реализацию необходимых мер, направленных на снижение данного вида противоправной деятельности.

Мы полагаем, что поверхностный, недостаточно глубокий анализ наркопреступности и наркозаболеваемости несовершеннолетних на территории Красноярского края не позволяет своевременно оценить масштабы распространенности, вскрыть конкретные причины и условия, их порождающие, выработать адекватные первоочередные, среднесрочные меры и мероприятия на более отдаленный период по снижению уровня правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков и наркотизации подростков.

Проведенный (с учетом реализации возложенных на подразделения наркоконтроля дополнительных задач) анализ складывающейся предупредительной практики в Красноярском крае за последние два года показал, что, несмотря на реализацию силами субъектов профилактики с 2010 г. мероприятий, предусмотренных Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [4], обстановка в сфере наркопреступности и наркомании несовершеннолетних не только не улучшилась, но и по некоторым направлениям (в первую очередь из-за распространенности на наркорынке синтетических наркотиков) значительно осложнилась.

Всего за 2014 г. в Красноярском крае к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков привлечены 137 несовершеннолетних (+13%), 240 учащихся и

студентов (+22%). При этом удельный вес преступности несовершеннолетних (4,5%) на первый взгляд особой озабоченности не вызывает. Вместе с тем показатель наркопреступности лиц молодежного возраста (18-29 лет) за 2014 г. составил уже 55,6% (1684 человека), что, по нашему мнению, свидетельствует о латентности значительной части подростковой наркопреступности.

Это частично подтверждается статистическими данными краевого министерства здравоохранения, согласно которым на январь 2015 г. на наркологическом учете состояли 444 (2013 г. - 336) несовершеннолетних. При этом в 2014 г. добровольно обратились за медицинской помощью по поводу острого токсикологического отравления (в основном новыми видами синтетических наркотиков, их аналогов) 341 подросток, 161 несовершеннолетний госпитализирован. Только в четвертом квартале 2014 г. в Красноярске с острыми отравлениями наркотическими веществами госпитализированы 45 несовершеннолетних, из них 7 человек в возрасте до 14 лет, 38 - 15-18 лет, с преобладанием среди них учащихся техникумов, колледжей, профессиональных училищ и несколько меньшей долей воспитанников детских домов, интернатов, обучающихся в гимназиях, общеобразовательных школах.

Только в ходе межведомственной оперативно-профилактической операции "Дети России" в период с августа по сентябрь 2014 г. в медучреждения края были доставлены 4 малолетних ребенка в возрасте от 7 месяцев до 9 лет, получивших наркоотравления по неосторожности (при нахождении наркотических средств в доступных местах, оставленных наркопотребляющими близкими родственниками по месту жительства).

Анализ складывающейся практики показывает, что, несмотря на то что при госпитализации несовершеннолетних с наркоотравлениями в их действиях, а также в действиях их родителей могут усматриваться признаки составов административных правонарушений либо преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, в силу

пробелов в законодательстве, в частности в сфере здравоохранения, по большинству таких случаев информация для проверки в правоохранительные органы, в первую очередь в органы внутренних дел, не направляется.

На проблемные моменты и неадекватность принимаемых мер масштабам распространения наркопреступности и наркомании среди детей и подростков обратила внимание и Генеральная прокуратура Российской Федерации письмом в адрес Правительства Российской Федерации в декабре 2014 г. [6]

Проведенное Управлением ФСКН России по Красноярскому краю криминологическое исследование показало, что в организации профилактической работы существуют и иные вопросы, связанные с предупреждением наркопреступности несовершеннолетних, не позволяющие существенно повысить эффективность антинаркотической деятельности в подростково-молодежной среде.

Остановимся на наиболее существенных, по нашему мнению, причинах и условиях, негативно влияющих на организацию и результативность предупреждения преступности несовершеннолетних в крае.

На неснижающийся уровень наркомании, незаконного оборота наркотических средств среди несовершеннолетних в Красноярском крае продолжают оказывать влияние ряд субъективных и объективных факторов, в том числе существующие проблемы организационно-управленческого, уголовно-правового, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, информационно-аналитического характера, недостатки в кадровой политике, межведомственная разрозненность. Так, из-за несовершенного в крае ведомственного медицинского учета острых отравлений от употребления наркотических и психотропных веществ, в том числе их новых видов, сложно оценивать масштабы подростковой наркомании и наркопреступности (в условиях быстро меняющегося наркорынка и синтетических психоактивных веществ), что, в свою очередь, не позволяет своевременно принять упреждающие предупредительно-профилактические меры.

Только начиная с 2014 г. - после обострения ситуации с наркоотравлениями -впервые удалось силами министерства здравоохранения края обеспечить ежеквартальный мониторинг острых отравлений населения, в том числе несовершеннолетних, психоактивными веществами наркотического воздействия. При этом установлено, что только за прошедший год по краю была оказана наркологическая помощь 502 несовершеннолетним, доставленным в медучреждение с острым токсикологическим отравлением наркотическими веществами. Вместе с тем продолжают иметь место недостатки по городским, районным наркологическим учетам количества острых наркоотравлений.

При этом, на что уже указывалось, руководители органов здравоохранения, руководствуясь соблюдением врачебной тайны, информацию в установленном порядке в правоохранительные органы из медицинских учреждений о наркоотравлениях несовершеннолетних, как правило, не отправляют, что не дает возможности в соответствии с законом провести проверку на предмет наличия (отсутствия) признаков административных правонарушений либо преступлений, в том числе предусмотренных ст. 228, 150, 230 УК РФ.

На наш взгляд, при отсутствии разработанной системы краевого комплексного статистического наблюдения за распространенностью наркомании и разрозненности учетов по правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков среди детей и подростков на системной основе не исследуются в полном объеме количественные показатели административных правонарушений данного вида, а также материалов об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности.

Мы полагаем, что отсутствие выверенных статистических показателей, отражающих в полном объеме тенденции и динамику наркозаболеваемости и наркопреступности среди несовершеннолетних, безусловно, также негативно отражается на

адекватности принимаемых организационных и практических предупредительных мер. При этом, по нашему мнению, действующий статистический возрастной показатель лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, - 18-29 лет не позволяет более предметно отслеживать динамику наркопреступной деятельности в среднем юношеском возрасте (18-22 лет), в частности по не учащейся, не работающей либо работающей молодежи.

Как правило, не проводятся глубокие исследования и в местах лишения свободы на основе анкетных опросов среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности в возрасте 18-29 лет, в части, касающейся начала возрастного периода и участия в потреблениях, незаконном обороте наркотиков.

Анализ складывающейся судебной практики также показал, что в силу ряда объективных и субъективных причин крайне мало проводится проверок в ходе предварительного расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в отношении несовершеннолетних на причастность их взрослого окружения к совершению преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений), ст. 230 УК РФ (склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов).

К примеру, всего по ст. 150, 230 УК РФ за прошедший год в Красноярском крае были возбуждены и расследованы 47 дел (для сравнения: за этот же период по ст. 134 УК РФ были возбуждены 99 уголовных дел, то есть в два раза больше). При этом в ряде случаев в работе следственных подразделений следственного комитета России при наступательности по возбуждению и расследованию уголовных дел по ст. 1 34 УК РФ наблюдаются факты затягивания в принятии уголовно-процессуальных решений по выявленным фактам незаконного оборота наркотических средств с участием подростков. Кроме того, при возбуждении данной категории уголовных дел не в полном объеме обеспе-

чивается выяснение конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, внесение качественных представлений об их устранении. Не в полном объеме используется перечень организаций, учреждений, в адрес которых необходимо направлять представления (образовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения здравоохранения и т.д.).

Изучение организации оперативно-розыскной деятельности показало, что оперативные подразделения наркоконтроля и органов внутренних дел не всегда отдают приоритет своевременному получению и глубокой всесторонней проверке оперативно-розыскной информации о фактах противоправной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков несовершеннолетних, а также о вовлечении их в такую деятельность.

К числу основных причин и условий, негативно влияющих на предупредительную работу среди несовершеннолетних, на наш взгляд, необходимо отнести отставание современной подзаконной нормативно-правовой антинаркотической базы, принимаемой в обеспечение реализации на практике принимаемых федеральных и региональных законов. К примеру, несмотря на введение в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" главы VI. 1. "Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании" и конкретно ст. 53.4. "Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" [3], вступившей в силу в январе 2014 г., подзаконный акт в виде приказа Министерства образования и науки Российской Федерации по его реализации, касающийся порядка проведения социально-психологического тестирования учащихся и студентов [7], введен в действие только в августе, то есть почти спустя год, а приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, регла-

ментирующий порядок проведения профилактических медицинских "антинаркотических" осмотров в образовательных учреждениях, [8] - только в январе 2015 г. Анализ складывающейся практики показывает, что реализация этих приказов идет медленно. Аналогично с отставанием реализуется Закон Красноярского края "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае" [5], во исполнение ст. 9 которого порядок участия органов исполнительной власти края в системе профилактики этих социально-негативных явлений утвержден постановлением Правительства Красноярского края только в феврале 2015 г. [9]

Мы полагаем, что на результативность предупредительной работы (что подтверждается практикой) отрицательно влияет сокращение численности сотрудников органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, а также подразделений службы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики территориальных органов наркоконтроля, обеспечивающих организацию профилактической работы среди несовершеннолетних (в части касающейся), а также координацию социальной реабилитации наркобольных подросткового возраста. В частности, за последние 5 лет в подразделениях ОВД количество сотрудников, отвечающих за организацию работы по линии профилактической работы среди несовершеннолетних, сократилось до 25%, по линии подразделений наркоконтроля - до 15%.

Анализ показал, что к другим существенным недостаткам, отрицательно влияющим на реализацию полномочий в сфере предупредительной работы среди несовершеннолетних со стороны подразделений наркоконтроля, можно отнести:

- отсутствие полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по применению ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ к несовершеннолетним при совершении ими соответствующих административных правонарушений;

- недостатки в работе органов опеки и попечительства по исполнению федераль-

ного, регионального законодательства при нахождении несовершеннолетних (малолетних) в опасных и неблагополучных условиях проживания, в том числе совместно с наркозависимыми родителями, другими близкими родственниками;

- неотработанный механизм координации взаимодействия и наступательности в работе при проведении значимых оперативно-профилактических акций и операций "За здоровье и безопасность наших детей", "Молодежь выбирает Жизнь", "Призывник", "Сообщи, где торгуют смертью", "Дети России" и др. В частности, при проведении впервые в 2014 г. совместно с органами внутренних дел, органами здравоохранения оперативно-профилактической операции "Дети России", направленной на выявление, пресечение, раскрытие и профилактику правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков среди несовершеннолетних, фактически из-за нормативной непроработки на федеральном, региональном уровне не были задействованы силы и средства подразделений Следственного комитета Российской Федерации, центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, не учтены оптимальные сроки продолжительности операции (10 дней);

- низкая инициативность учебных заведений (как юридических лиц) по разработке и реализации ежегодных антинаркотических планов с учетом складывающейся в учебном заведении наркоситуации (на основании проведенных тестирований, фактов совершения учащимися, студентами наркоправонарушений);

- недостаточное ориентирование органов внутренних дел, подразделений краевого министерства здравоохранения, министерства социальной политики на решение первоочередных задач по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних наркозависимых в организациях всех форм собственности. В частности, в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Главного управления МВД России по Красноярскому краю на-

полняемость подростков, совершивших правонарушение в сфере незаконного оборота наркотиков, незначительная. В отделении медицинской реабилитации Красноярского краевого наркологического диспансера №1, действующем с 2013 г., отдельных изолированных от взрослых мест для медицинской реабилитации несовершеннолетних пока не предусмотрено.

Повышению уровня предупредительной работы по линии наркопреступности несовершеннолетних и снижению уровня наркотизации среди подростков и лиц молодежного возраста, по нашему мнению, могли бы способствовать следующие организационно-практические меры:

- разработка и межведомственное использование в практической деятельности новых форм федерального, регионального, статистического наблюдения о количестве отравлений несовершеннолетних наркотическими, психотропными веществами, о количестве несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотических средств, а также изобличенных в совершении наркопреступлений, но не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности (проходящих по отказным материалам, прекращенным уголовным делам);

- выделение при судебно-статистичес-ком наблюдении возрастной группы от 18 до 22 лет в отдельную группу лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;

- внесение изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" в части, касающейся обязанности учреждений здравоохранения информировать органы внутренних дел и территориальные органы ФСКН России о доставлении пациентов, особенно несовершеннолетних, с острыми отравлениями наркотическими средствами, новыми потенциально опасными психоактивными веществами;

- обеспечение совершенствования региональной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков несо-

вершеннолетними, организации оказания им надлежащей наркологической медицинской помощи и медико-социальной реабилитации с выделением отдельных боксов, койко-мест в учреждениях всех форм собственности, с увеличением подростковых наркологических кабинетов и подростковых врачей-психиатров, наркологов;

- возложение на образовательные организации обязанности разработки и реализации антинаркотических ежегодных планов;

- надлежащая организация на системной основе исполнения принятых нормативно-правовых актов по социально-психологическому, медицинскому тестированию лиц обучающихся в общеобразовательных организациях, с рассмотрением возможности тестирования обучающихся с согласия родителей (без согласия подростков);

- организация в первоочередном порядке волонтерского антинаркотического движения в профильных средних специальных, высших учебных заведениях, выпускники которых в последующем будут соприкасаться с антинаркотической деятельностью, в том числе в области правоприменительной (юридической) практики, педагогической деятельности, охраны здоровья, социальной защиты с координацией этой работы через министерство образования и науки Красноярского края, директоров средних специальных учебных заведений, ректоров высших учебных заведений;

- повышение уровня взаимодействия межвузовской антинаркотической комиссии, созданной при Совете ректоров вузов г. Красноярска, с министерством образования и науки Красноярского края;

- наделение в законодательном порядке комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правом рассмотрения материалов по ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ в части, касающейся обязанности несовершеннолетних пройти курс профилактических мероприятий, диагностики, медицинского лечения, реабилитации и рессоциали-зации;

- включение на правах соисполнителей межведомственной оперативно-профилактической операции "Дети России" с дополнительным проведением акции "Сообщи, где торгуют смертью" органов образования, социальной защиты, следственных подразделений, подведомственных Следственному комитету России, увеличение срока операции с 10 до 20 дней с организацией адресной проверки мест проживания подучетных подростков, сверок с учетом медицинских учреждений по фактам острых отравлений, проведением рейдовых мероприятий по общежитиям, в том числе в средних специальных учебных заведениях;

- обеспечение надлежащего взаимообмена информацией субъектов антинаркотической профилактической работы [1 0] о выявленных наркоправонарушениях, со-

вершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, своевременной постановки указанных лиц на профилактический учет с организацией соответствующей предупредительно-профилактической работы.

В заключение мы полагаем необходимым подчеркнуть, что только наступательные упреждающие комплексные меры, в том числе активное межведомственное использование сил и средств по линии предупреждения наркоправонарушений, профилактики наркомании среди несовершеннолетних, позволит снизить спрос на наркотики, в первую очередь новые виды подконтрольных, неподконтрольных психоактивных веществ, среди подростков и молодежи Красноярского края.

Библиографический список

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС КонсультантПлюс.

2. О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 28 февраля 2013 г. № 435-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ : Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ // СПС Консультант-Плюс.

4. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 // СПС КонсультантПлюс.

5.О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае : Закон Красноярского края от 19 декабря 2013 г. № 5-1988 // СПС КонсультантПлюс.

6. О состоянии законности в сфере профилактики наркомании несовершеннолетних : письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации в адрес Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1-ГП-123-2014. - URL: http://monrk.ru/images/ Obrazovanie/DopObr/Prof_Nark/NPA/Pismo_GP_211110.pdf

7.Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования : приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 // СПС КонсультантПлюс.

8. О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ : приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н // СПС КонсультантПлюс.

9. Об утверждении Порядка участия органов исполнительной власти края, краевых государственных учреждений в системе профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании : постановление Правительства Красноярского края от 12 февраля 2015 г. № 44-П // СПС КонсультантПлюс.

10. Система межведомственного взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности Красноярского края : учебное пособие / С.В. Гапонов [и др.]. - Красноярск : УФСКН России по Красноярскому краю, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.