Научная статья на тему 'Об организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории Красноярского края в современных условиях'

Об организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории Красноярского края в современных условиях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / DRUG-RELATED CRIME / ПОКАЗАТЕЛИ НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ / INDICATORS OF POPULATION''S NARCOTISM / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-DRUG STRATEGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гапонов Сергей Викторович

В статье анализируется работа Управления ФСКН России по Красноярскому краю в сфере противодействия наркомании и наркопреступности на территории региона, показан опыт взаимодействия с различными субъектами антинаркотической профилактики, расположенными на территории Красноярского края, обозначены основные направления деятельности Управления по сдерживанию наркоугрозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гапонов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ORGANIZATION OF COMBATING ILLICIT DRUG TRAFFICKING IN KRASNOYARSK TERRITORY IN CURRENT CONDITIONS

The article analyzes the work of the Department of the Federal Drug Control Service of Russia in Krasnoyarsk Territory in the sphere of counteracting drug addiction and drug-related crime in Krasnoyarsk Territory; the experience of interaction with different subjects of drug prevention in Krasnoyarsk Territory is presented; the maim directions of the activity on drug threat control are emphasized.

Текст научной работы на тему «Об организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории Красноярского края в современных условиях»

IZ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 343 2/7:351.761

Сергей Викторович ГАПОНОВ,

начальник Управления ФСКН России по Красноярскому краю

info@gnk. krasnoyarsk. ш

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ABOUT THE ORGANIZATION OF COMBATING ILLICIT DRUG TRAFFICKING IN KRASNOYARSK TERRITORY IN CURRENT

CONDITIONS

В статье анализируется работа Управления ФСКН России по Красноярскому краю в сфере противодействия наркомании и наркопреступности на территории региона, показан опыт взаимодействия с различными субъектами антинаркотической профилактики, расположенными на территории Красноярского края, обозначены основные направления деятельности Управления по сдерживанию наркоугрозы.

The article analyzes the work of the Department of the Federal Drug Control Service of Russia in Krasnoyarsk Territory in the sphere of counteracting drug addiction and drug-related crime in Krasnoyarsk Territory; the experience of interaction with different subjects of drug prevention in Krasnoyarsk Territory is presented; the maim directions of the activity on drug threat control are emphasized.

Ключевые слова: наркопреступность, показатели наркотизации населения, антинаркотическая политика.

Keywords: drug-related crime, indicators of population's narcotism, anti-drug strategy.

На протяжении последних нескольких лет Управлением ФСКН России по Красноярскому краю (далее - Управление) во взаимодействии с другими силовыми структурами, органами исполнительной и законодательной власти края, общественностью реализован ряд организационных и практических мер, направленных на эффективную реализацию Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Особое внимание уделено кардинальному повышению уровня межведомственного взаимодействия по противодействию организованной преступности, перекрытию международного и межрегионального наркотрафика, особенно героина и синтетических наркотиков, подрыву экономической основы наркопреступности, усилению антинаркотической пропаганды, в первую очередь среди детей, подростков и молодежи, побуждению наркозависимых к прохождению лечения, реабилитации и ресоциали-зации. К этой работе привлечены самые широкие слои гражданского общества. Населению предоставлены инструменты для оперативного информирования органов наркоконтроля о незаконном обороте наркотиков, в том числе интернет-сайт, телефон доверия, электронные средства связи.

Благодаря неравнодушной позиции руководства Енисейского казачьего войска более 35 тысяч казаков задействованы в антинаркотических мероприятиях. В центре и на местах созданы казачьи отряды быстрого реагирования, активно содействующие проведению оперативно-розыскных и профилактических мероприятий. При Управлении ФСКН России по Красноярскому краю эффективно функционирует институт общественных помощников из числа наиболее социально активных граждан.

Для повышения уровня контроля над наркоситуацией на местах введено в практику проведение выездных заседаний антинаркотической комиссии края (АНК), а также ее зональных групп с участием руководителей АНК и руководства Управления.

Исходя из реально складывающейся оперативной обстановки, кардинально переработан "Единый оперативный замысел", разработан комплекс мер по нейтрализации, ликвидации деятельности конкретных наиболее опасных организованных преступных группп.

Под руководством заместителя прокурора Красноярского края по инициативе Управления создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа по противодействию организованной преступности, в задачи которой входят оценка и координация этой работы правоохранительных органов, решение вопросов проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, оценка доказательств по конкретным уголовным делам о групповых наркопреступлениях.

Исходя из необходимости организации противодействия распространению новых синтетических психоактивных веществ, совместно с прокуратурой и судом выработаны механизмы проведения комплексных экспертиз и исследований аналогов наркотических средств для их признания в качестве доказательств по уголовным делам и обеспечения неотвратимости привлечения виновных к уголовной ответственности.

На качественно новом уровне организовано взаимодействие с ГУ ФСИН России по Красноярскому краю. Из сотрудников центральных аппаратов управлений создана постоянно действующая рабочая группа, совещания которой проводятся не реже 2-х раз в месяц, решаются вопросы организации и проведения конкретных оперативно-розыскных и иных мероприятий.

В 2013 г. с целью оздоровления наркоситуации Управлением проведены 11 межведомственных оперативно-профилактических операций, выявлены более 6,2 тысяч наркопреступлений, что на 7% больше, чем в 2012 г., их удельный вес в структуре общеуголовной преступности несколько увеличился и составил 10,7% (2012 г. -10%). Из незаконного оборота изъято свыше 838 кг наркотиков (рост более чем на 4%), при этом если в 2012 г. это была в

основном марихуана, изготовленная из местного сырья, то в 2013 г. значительно выросла доля опиоидов и синтетических наркотиков: героина - почти в 1,5 раза (изъято 71,6 кг), маковой соломы - в 3 раза (изъято более 54 кг), синтетических наркотиков - в 4 раза (изъято более 116 кг). Расследованы почти 4 тысячи наркопреступлений (2012 г. - 4080), к уголовной ответственности привлечены около 3 тысяч наркопреступников (2012 г. - 3,5 тысяч).

Как и в предыдущие годы, особое внимание уделялось выявлению и доказыванию фактов легализации преступных доходов, полученных от наркоторговли, однако материалы только по 9 преступлениям направлены в суд (общей стоимостью около 5,3 млн. рублей). Полагаю, что действующее законодательство пока не позволяет в полной мере обеспечить изъятие у наркомафии ее преступных доходов. Сейчас для этого недостаточно и признательных показаний обвиняемого. Необходимо доказать, что находящиеся в распоряжении наркодельца денежные средства или имущество были получены в результате конкретных преступных сделок с наркотиками и в дальнейшем преступник осознанно совершал действия, направленные на их легализацию.

Ситуация в данном случае сложилась парадоксальная. Если законопослушные государственные служащие обязаны ежегодно предоставлять декларацию о доходах, подтверждать законность происхождения денежных средств и имущества, то подозреваемые и обвиняемые в сбыте наркотиков не обязаны доказывать источники происхождения своих доходов, даже если никогда не работали, занимались исключительно наркоторговлей (как это происходит с членами цыганских кланов). Считаю, что данное положение должно быть пересмотрено, лица, уличенные в наркобизнесе, должны подтверждать законность происхождения своих доходов (денег и собственности).

Активизирована работа межведомственной координационной рабочей группы, в которую входят руководители опера-

тивных подразделений Управления, ГУ МВД России по Красноярскому краю, ГУ ФСИН России по Красноярскому краю, УФСБ России по Красноярскому краю, Сибирского ЛУ МВД России на транспорте и Красноярской таможни - за 2013 г. проведены 6 заседаний, а также совместные оперативное совещание и заседание голлегий ГУ МВД России по Красноярскому краю и Управления. Группой рассматриваются организационно-тактические вопросы по комплексному использованию сил и средств взаимодействующих органов, совершенствованию системы обмена оперативной информацией, вырабатываются меры реагирования на изменения наркообстановки.

В феврале 2013 г. по поручению Президента России В.В.Путина в регионе осуществлялась широкомасштабная комплексная оперативно-профилактическая операция по денаркотизации Красноярского края с задействованием всех силовых структур и органов региональной и муниципальной власти. Были проведены проверки около трех тысяч мест проживания лиц, ранее судимых за незаконный оборот наркотиков, и наркозависимых, выявлены 535 наркопреступлений, в том числе связанных с притоносодержательством, изъято свыше 270 кг наркотиков, 45 единиц огнестрельного оружия, 438 боеприпасов. К уголовной ответственности привлечены 206 лиц. Выявлены 195 административных правонарушений. По итогам операции работа наших федеральных и региональных органов власти признана руководством ФСКН России наиболее эффективной среди других регионов, где проведены аналогичные операции (5 наиболее крупных регионов России).

В целом принятые организационные и практические меры способствовали улучшению наркообстановки в регионе. За 2013 г. количество лиц с наркологическими расстройствами, стоящих на учетах в наркодиспансерах края, уменьшилось на 7% (8806 человек), показатель общей заболеваемости составил 309,4 на 100 тысяч населения (2012 г. - 328,7). Впервые уро-

вень наркотизации в крае стал ниже среднероссийского.

В результате проведенного АНК мониторинга установлено, что наркоситуация в Красноярском крае улучшилась с "предкризисного" уровня в 2012 г. до "тяжелого" по итогам 2013 г. Вместе с тем это означает, что все еще имеет место исходящая от наркомании и наркопреступности серьезная угроза здоровью населения, экономике региона, правопорядку и безопасности.

По итогам 2013 г. нами проанализирована изменившаяся оперативная обстановка в сфере распространения синтетических наркотиков и их аналогов. Разработан комплекс дополнительных мер по ликвидации оптовых и розничных сетей их сбыта, в первую очередь в молодежной среде. Лавинообразное распространение "синтетики" в настоящее время является одним из самых опасных факторов, влияющих на обострение криминогенной наркообстановки в крае, да и в Российской Федерации.

Первостепенное внимание нами уделяется и практическому внедрению такого законодательного нововведения, как дополнительная мера административной ответственности для лиц, потребляющих наркотики, обязывающая их пройти курс профилактических процедур, лечение от наркомании, медико-социальную реабилитацию, ресоциализацию. Это требует выработки специального межведомственного правового механизма реализации Федерального закона №313-Ф3 [1], в том числе по адекватному реагированию на отказ или уклонение от лечения, с привлечением правонарушителей к максимальной административной ответственности через мировые, федеральные суды. Это очень важно. Сегодня в Красноярском крае ведется активная наступательная работа по выработке такого механизма.

Высокий уровень наркопреступности обусловлен и активным участием ранее судимых лиц в незаконном обороте наркотиков. Несмотря на то, что по итогам 2013 г. уровень рецидивной наркопреступности в крае сократился на 29% (а количество

самих наркопреступников - на 22%), он по-прежнему остается высоким и составляет 56% (в 2012 г. - 60%). Именно поэтому с 201 1 г. совместно с руководством ГУ ФСИН России по Красноярскому краю мы начали прорабатывать и принимать совместные решения, в частности, по взвешенному подходу к условно-досрочному освобождению, созданию Службы социального сопровождения лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, которая уже функционирует в г. Красноярске, развертыванию в двух колониях полномасштабной работы по лечению и медико-социальной реабилитации осужденных наркопотребителей.

Обеспечение в местах лишения свободы надлежащей психологической и наркологической помощи осужденным - с интенсивным использованием трудовой, духовной терапии, в частности в отдаленных, труднодоступных колониях, с исключением возможности условно-досрочного освобождения лиц, не вставших на путь исправления, как мы полагаем, будет способствовать дальнейшему снижению рецидива, что неоднократно отмечалось и руководством ГУ ФСИН России по Красноярскому краю.

На наш взгляд, крайне актуальным является создание целостной государственной системы медицинской и социальной реабилитации, ресоциализации ранее судимых, а также взвешенного подхода к избранию меры пресечения, установлению сроков наказания, условно-досрочному освобождению лиц, совершивших преступления в состоянии наркоопьянения и осужденных за незаконный оборот наркотиков. И здесь необходимо перейти от субъективистских оценок к четким критериям, позволяющим выяснить степень преодоления осужденным антисоциальных мотивов своего поведения, в том числе связанного с наркозависимостью.

Ярким примером проявлений антисоциальности и свидетельством сложности решения данных задач являются цыганские кланы, для которых наркоторговля стала своеобразным "семейным бизнесом" и единственным источником существования. За

2013 г. за сбыт наркотиков Управлением привлечены к уголовной ответственности 104 лица цыганской народности (из них 64 женщины), у которых изъято более 14 кг героина (в том числе 240 г героина - у 5 несовершеннолетних). 66 человек из привлеченных (или 63%), в том числе 41 женщина, ранее уже привлекались к уголовной ответственности.

Вызывает озабоченность и тот факт, что в прошедшем году отмечен рост подростковой, молодежной наркопреступности (с 71 в 2012 г. до 121 в 2013 г.). На четверть возросло число задержанных учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений края (196). Это результат как более целенаправленной работы правоохранительных органов, так и изменившейся и ставшей более активной позиции администраций учебных заведений, которые стали меньше "закрывать глаза" на случаи проявления интереса молодежи к новым видам синтетических наркотиков.

По каждому факту задержания несовершеннолетних за незаконный оборот наркотических средств, в том числе учащихся общеобразовательных школ, проф-лицеев, информируется министерство образования края, комиссии по делам несовершеннолетних, а также руководители муниципальных антинаркотических комиссий. Организуется заслушивание директоров образовательных организаций, где допущены факты потребления наркотических средств.

С целью усиления предупредительно-профилактических мер среди учащихся силами подразделений наркоконтроля, полиции, совместно с министерством образования и науки края в 2013 г. было увеличено количество и улучшено качество проводимых рейдовых оперативно-профилактических и разъяснительно-пропагандистских мероприятий в учреждениях профессионального образования, школах и вузах. Наряду с этим считаем необходимым краевым министерствам образования и науки, здравоохранения усилить работу по выполнению Федерального закона №120-ФЗ [2] в части, касающейся тестирования

учащихся, студентов на потребление наркотических средств с последующей выработкой комплекса антинаркотических мер в отношении тех учебных заведений, где установлена наиболее сложная криминогенная наркообстановка. При этом необходимо изменить подход к их проведению, перейдя от сплошного тестирования к адресному - по результатам проведенного анкетирования, психофизиологического исследования и других подготовительных мероприятий.

Повышению эффективности профилактических, лечебно-реабилитационных мер будет способствовать принятый Законодательным Собранием края в декабре прошлого года закон "О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании" [3]. Сейчас принципиально важно выработать эффективные механизмы его применения на практике.

Серьезную угрозу для безопасности края представляют не прекращающиеся попытки ввоза и сбыта крупных партий наркотиков членами этнических преступных групп. В ходе межведомственных операций за совершение наркопреступлений, в том числе связанных с контрабандой наркотиков, правоохранительными органами края в 2013 г. задержаны 39 иностранных граждан, у которых изъято более 17 кг героина (24% от всего изъятого в крае).

С целью снижения уровня наркоугрозы со стороны криминально активных иностранных граждан Управлением во взаимодействии с УФМС России по Красноярскому краю, ГУ ФСИН России по Красноярскому краю организована работа по обоснованному их выдворению с территории России. За 2013 г. депортированы за пределы России 18 иностранцев за нарушения антинаркотического законодательства; после отбытия наказания за совершение на территории края наркопреступлений депортированы 6 лиц, из них 3 гражданина Азербайджана и по одному - Грузии, Киргизии и Таджикистана. В 2012 г. депортированы 8 иностранцев за совершение наркоправонарушений и 7 - после отбытия наказания за наркопреступления.

В сфере борьбы с организованной преступностью удалось добиться определенных положительных результатов. За прошедший год сотрудниками Управления предварительным расследованием окончено одно уголовное дело по преступлениям, совершенным организованным преступным сообществом (как и в 2012 г.), 58 дел - по преступлениям, совершенным организованными преступными группами (в 2012 г. - 24, рост более, чем в 2 раза), и 147 дел - по преступлениям, совершенным группами лиц по предварительному сговору (в 2012 г. -146).

В настоящее время силами Управления расследуется преступная деятельность транснациональной организованной преступной группы, занимавшейся международными поставками "синтетики" из Китая и Республики Таиланд (возбуждены 42 уголовных дела в отношении 23 лиц, изъято более 40 кг наркотиков, выявлена легализация наркодоходов на сумму более 43 млн. рублей), а также организованного преступного сообщества, организованного воровским криминальным авторитетом Ста-сом Иланским.

Как уже было отмечено, наиболее опасной тенденцией изменения наркообстановки является быстрое насыщение наркорынка синтетическими наркотиками и их аналогами. В 2013 г. в 4 раза больше изъято синтетических психоактивных веществ и их аналогов (116,4 кг), при этом произведено 599 изъятий 15-ти новых видов синтетических психоактивных веществ и их аналогов, оборот которых законодательно не был запрещен. Тенденция к увеличению доли "синтетики" наметилась еще в 2012 г. Это связано с несколькими причинами: во-первых, с широкой пропагандой синтетических наркотиков в молодежной среде через Интернет, во-вторых, с формируемым ложным представлением их безвредности, а также безнаказанностью за распространение таких веществ; в-третьих, с возможностью организации их бесконтактного сбыта; в-четвертых, с массовым легаль-

ным производством синтетических наркотиков и их аналогов за рубежом, и в первую очередь в Китае.

С учетом крайней важности данной проблематики совместно с УФСБ России по краю и другими правоохранительными органами продолжается наращивание усилий по пресечению контрабандных каналов поставки синтетических наркотиков из стран Восточно-Азиатского региона, опийной и каннабисной группы - из Афганистана, особенно контейнерными, грузоба-гажными перевозками, почтовыми отправлениями, в том числе Северным морским путем, а также в период летней навигации по реке Енисей.

С учетом изменений наркообстановки крайне необходимо дооснащение эксперт-но-криминалистических подразделений Управления современными хромато-масс-спектрометрами. Хотелось бы, чтобы в 2014 г. специализированным оборудованием для определения наличия в биосредах человека новых синтетических психоактивных веществ были оснащены базовые подразделения и периферийные филиалы наркотического и психоневрологического диспансеров. Требуется также решение финансового вопроса для проведения на базе Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого фармакотокси-кологических исследований неподконтрольных психоактивных веществ с использованием лабораторных животных, с применением комплекса современных аналитических и нейрофармакологических методов.

В настоящее время, благодаря своевременному рассмотрению вопроса о складывающейся ситуации с лавинообразным ростом оборота новых синтетических психоактивных веществ в прокуратуре Красноярского края с участием представителей краевого суда и руководителей правоохранительных органов, удалось оперативно выработать коллегиальное решение о признании допустимыми, с точки зрения законодательства, комплексных химико-токсикологических заключений по принадлежности этих веществ к аналогам конкретных наркотических средств, что позволило воз-

буждать уголовные дела по фактам их оборота, расследовать их и направлять в суды.

За прошлый год правоохранительными органами пресечены 33 (+65%) факта контрабандного ввоза на территорию края наркотических средств и сильнодействующих веществ.

Негативное влияние на наркоситуацию в крае оказывают поставки наркотиков растительного происхождения (в основном гашиша) из Республики Тыва. В 2013 г. Управлением за перевозку и сбыт на территории края задержаны 35 представителей тувинской национальности, у которых изъято 24 кг гашиша (в 2012 г. - 41 тувинец). Об их неснижающейся активности свидетельствует и динамика объемов ввозимого гашиша. Так, если в 2010-2011 гг. при поставках из Тувы на территории края изъято 20,4 кг гашиша (или 34% от всех изъятий данного наркотика в крае), то в

2012 г. - 23,6 кг, или 42%, а по итогам

2013 г. - уже 24 кг гашиша, или 43,4%.

Сбытом тувинского гашиша также занимаются и лица азербайджанской национальности, имеющие как российское, так и иное гражданство. В крае ежегодно за незаконный оборот тувинского гашиша задерживаются по несколько представителей талышской народности, уроженцев Ленко-ранского района Республики Азербайджан.

Исходя из складывающейся оперативной обстановки, Управлением совместно с ГУ МВД России по Красноярскому краю, Сибирским ЛУ МВД России на транспорте выработаны дополнительные меры по усилению взаимодействия с правоохранительными органами Республики Тыва и Республики Хакасия по перекрытию оптовых каналов поставок наркотиков с южного направления автомобильным, железнодорожным транспортом.

Во взаимодействии с Управлением ФСБ России по Красноярскому краю, военной контрразведкой, полицией развернута целенаправленная работа по предотвращению проникновения наркопреступности на режимные и техногенно опасные производства, расположенные в закрытых

административно-территориальных образованиях края. В истекшем году по преступлениям, совершенным на территории ЗАТО, только сотрудниками Управления возбуждены 176 уголовных дел (на уровне 2012 г.), из незаконного оборота изъято 14,2 кг наркотиков, в том числе почти килограмм "синтетики" (в 2012 г. - 760 г).

В целях профилактики наркомании, проведения антинаркотической пропаганды при активном участии Управления была организована работа по развитию в крае волонтерского антинаркотического движения, созданию волонтерских объединений в образовательных учреждениях с рассмотрением организационных вопросов на заседаниях краевой и муниципальных антинаркотических комиссий, Общественного совета при Управлении.

В рамках предупреждения немедицинского потребления наркотиков Управлением с привлечением других субъектов профилактики проведены около 5 тысяч разноплановых антинаркотических мероприятий с охватом более 370 тысяч человек, 76% которых - подростки и молодежь. Организованы мероприятия в рамках реализации национальной программы "Неприкосновенный запас - дети Отчизны", профилактические акций "Призывник" и "Летний лагерь - территория здоровья", месячник, приуроченный к Международному дню борьбы с наркоманией.

Только в 2013 г. сотрудники Управления приняли активное участие в разработке и реализации 13 флагманских программ молодежной политики, направленных на вовлечение молодежи в позитивные формы деятельности, в том числе на популяризацию здорового образа жизни.

Это далеко не полный перечень того, что позволяет Красноярскому краю быть на острие противодействия наркоугрозе одним из первых в стране.

В целях сдерживания наркоагрессии в 2014 г. основные усилия Управления совместно с другими правоохранительными органами при поддержке местных органов власти планируется направить на подрыв инфраструктуры наркопреступности путем

пресечения деятельности наиболее опас- криминализации молодежной среды через

ных организованных наркогруппировок, системы комплексной профилактики и со-

активно участвующих в организации нар- циальной реабилитации, на активизацию

котрафиков и распространении наркоти- работы муниципальных антинаркотических

ческих средств, в том числе их новых ви- комиссий как базисного элемента обеспе-

дов, на реализацию комплекса мер по де- чения антинаркотической безопасности.

Библиографический список

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ : Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ.

3. О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае : Закон Красноярского края от 19.12.2013 № 5-1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.