Научная статья на тему 'Дифференциация как условие подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья'

Дифференциация как условие подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / EDUCATION OF CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / DIFFERENTIATED PREPARING PARENTS OF CHILDREN WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яговкина Лариса Сергеевна

В статье рассматривается актуальная проблема дифференцированной подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яговкина Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiation as a condition of preparing parents for helping in education their physically retarded children

The article is about the actial problem of differentiated preparing parents for helping in education their physically retarded children.

Текст научной работы на тему «Дифференциация как условие подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 371: 37.0118.15

Яговкина Лариса Сергеевна

кандидат педагогических наук Институт развития образования и социальных технологий Курганской области

logi89@yandex.ru

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается актуальная проблема дифференцированной подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, дифференцированная подготовка, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

ати с ограниченными возможностями доровья особо нуждаются в родительской помощи и заботе в процессе своей ии. Поэтому в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья важно обеспечить комплексную помощь, привлекая к непосредственному участию в их образовании родителей и других членов семьи [2].

Условием подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья является дифференциация содержания подготовки родителей на основе выделенных оснований: вид и степень физического ограничения детей (слабовидение, слабослышание, нарушения опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания), форма получения образования (общее - интегрированное или в специальных классах, семейное, дистанционное), социальный статус родителей и психолого-педагогическая грамотность. Выделенные основания дифференциации позволяют раскрыть содержательную сторону подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети имеют разные нарушения в развитии, поэтому необходима реализация дифференцированного подхода в подготовке родителей к содействию образованию детей с разными ограничениями здоровья. Данный подход характеризуется дифференцированным ознакомлением родителей с теоретическими и практическими основами образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, формированием у них системы необходимых знаний, осознанием эффективности сотрудничества с педагогами в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья, формированием умений и опыта работы при образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье с учетом вида и степени физического ограничения детей (слабовидение, слабослышание, нарушения опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания), формы получения образования (общее - инклюзивное или в специальных классах, семейное, дистанционное), социального статуса родителей и психолого-педагогической грамотности.

Учет вида и степени физического ограничения необходим для определения содержания подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, для совместного составления с родителями индивидуальных программ их дифференцированной подготовки.

Форма получения образования ребенком также является основанием дифференциации содержания подготовки родителей к содействию образованию детей с ОВЗ. От формы получения образования зависит характер, интенсивность, глубина участия родителей в образовании детей. Для детей с ограниченными возможностями здоровья часто приемлемой формой экстерната является дистанционное обучение. В связи с этим в индивидуальные программы дифференцированной подготовки родителей вводится модуль овладения информационными технологиями.

Если ребенок обучается в общеобразовательной школе (инклюзивное образование), то в индивидуальные программы дифференцированной подготовки родителей вводится модуль педагогической, психологической и медицинской подготовки родителей (с учетом физического ограничения), а также социально-бытовой ориентировки и т.д. Родители имеют право присутствовать на всех уроках и на индивидуальных занятиях педагогов и специалистов; принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий.

Дифференцированная подготовка необходима для родителей, осуществляющих семейное образование детей, так как родители (лица, их заменяющие) совместно с образовательным учреждением несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ, прилагают все усилия к освоению детьми учебного материала. При данной форме обучения детей для родителей в программе дифференцированной подготовки вводится модуль ознакомления с ФГОС и методическими приемами обучения детей и т.д.

При составлении индивидуальных программ дифференцированной подготовки родителей учитываем социальный статус, который отражает особенности среды воспитания детей с ограниченными

© Яговкина Л.С., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

223

возможностями здоровья. Психолого-педагогичес-кая грамотность является основанием дифференциации содержания подготовки родителей. Для родителей слабослышащего ребенка с педагогическим неспециальным образованием следует сокращать подготовку по общепедагогическим вопросам. В то же время, должна быть усилена специальная подготовка включением в ее содержание знакомства с техническими средствами для детей с нарушением слуха, со специальными приемами и методами обучения и т.д.

Согласно имеющемуся уровню образования и психолого-педагогической грамотности, каждый родитель может рассчитывать на предоставление ему сбалансированной программы подготовки к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, составленной на основе общей программы и выбрать вид подготовки (дистанционная и др.). При необходимости, все пункты программы индивидуализируются.

Дифференцированная подготовка родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья может быть представлена:

1. Дифференцированным формированием системы знаний, необходимых для активного участия в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья в семье. В данную систему знаний необходимо включить следующие группы: методологические (общие принципы изучения педагогических явлений, закономерностей развития и социализации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья); теоретические (знания содержания всех компонентов деятельности по образованию детей с ограниченными возможностями здоровья); методические (проектирование и конструирование собственной педагогической деятельности); технологические (конкретные способы и приемы педагогического воздействия на ребенка, формы и методы взаимодействия с педагогами и специалистами).

2. Дифференцированным формированием педагогических умений, которые следует подразделить на три группы: диагностические, коррекционные, реабилитационные.

Дифференцированная подготовка включает следующие этапы: дифференцированно-когнитивный, дифференцированно-деятельностный, дифференцированно-результативный.

Дифференцированно-когнитивный этап способствует реализации дифференцированного подхода в подготовке родителей. На данном этапе в зависимости от вида и степени физического ограничения детей (слабовидение, слепота, слабослышание, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания), формы получения образования: общее (интегрированное, в специальных классах), специальное (коррекционное), семейное, экстернат (дистанционное), социального ста-

туса родителей, их уровня образования и психоло-го-педагогической грамотности на основе индивидуальных или групповых программ формируются знания о природе нарушений в развитии, о типах и особенностях проявления нарушений, знания об особенностях возрастного, психолого-педагогичес-кого и личностного развития детей с определенным нарушением, об особенностях образования и социализации детей с физическим ограничением. На данных этапах возможно использовать следующие формы работы с родителями: школа родителей, университет педагогических знаний, ролевые игры, дискуссии, диспуты; а также средства: информационно-коммуникационные технологии, аудиовизуальные средства обучения и др.

На дифференцированно-деятельностном этапе на основе индивидуальных и групповых программ происходит повышение уровня умений родителей в оказании содействия ребенку в зависимости от выделенной нами дифференциации. На данном этапе формируются умения в определении динамики развития; в развитии психических процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия, пространственной ориентации и др.) и речи; в формировании личности, межличностных и социальных отношений детей с определенным физическим ограничением. Наиболее эффективными на данных этапах являются методы социально-активного обучения (деловая игра, дискуссия, диспут, ролевая игра, проблемный семинар, мозговой штурм, метод игрового проектирования), когда родители в большей степени становятся субъектами учебной деятельности, вступают в диалог с педагогами, активно участвуют в образовательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания совместно с детьми [1].

Дифференцированно-результативный этап характеризуется наличием и распространением положительного опыта родителей в оказании помощи в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида и степени физического ограничения и особенностей семьи. Родители приобретают и распространяют свой успешный опыт формирования личности ребенка с определенным физическим ограничением, межличностных отношений и социализации. Результатом данного этапа является наличие положительного опыта в оказании помощи в образовании ребенка с физическим ограничением (нарушение опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания и др.).

Дифференциация содержания подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья должна основываться на таких принципах как: адаптивность, предполагающая зависимость содержания от уровней и особенностей развития детей и семей; вариативность, предусматривающая разнообразие содержа-

224

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ния подготовки с учетом выделенных оснований дифференциации; индивидуализация, предусматривающая частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания подготовки родителей.

Благодаря дифференцированной подготовке родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья они овладевают навыками совместной образовательной деятельности с ребенком дома, адекватного контроля собственных действий и действий ребенка, происходит активизация механизма рефлексии у родителей, укрепляются коммуникативные компетенции, включающие умения с достаточной полнотой и точ-

ностью выражать свои мысли, планировать образовательную деятельность с ребенком, оценивать результаты совместных действий.

Библиографический список

1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / под. ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. -408 с.

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

УДК 329.7; 316.423

Некипелова Любовь Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Nikitina_l_a@mail.ru

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Профилактика детской безнадзорности, наркомании и алкоголизации является центральным звеном в системе социально-профилактических мер. В статье рассмотрен анализ деятельности негосударственных организаций, работающих в этой сфере с химически зависимыми, созависимыми, родственниками и категориями «группы риска». Приведены особенности работы негосударственных организаций по профилактической деятельности в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Кострома, и раскрыты основные методы и принципы работы по межведомственному взаимодействию.

Ключевые слова: наркомания, психоактивные вещества, профилактика, девиантное поведение, профилактические программы, общественные организации, негосударственные организации, фонд.

Взаимодействие образовательных, специализированных учреждений и негосударственных организаций в социальной профилактике детской безнадзорности опирается на ряд методологических оснований.

Образовательные, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находятся в ведении государственных структур, которые составляют лишь первую часть (первый сектор) социума России.

Вторую часть (второй сектор) социума составляют структуры большого, среднего и малого бизнеса. Это основные финансовые потоки, которых так не хватает государству для полного решения задач профилактики детской безнадзорности.

Третью часть (третий сектор) социума представляют общественные объединения и организованные сообщества граждан, которые принято называть негосударственными организациями. Не входя в государственные структуры, эти объединения характеризуются высоким уровнем общественной инициативы [6, с. 4].

Общественное объединение создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Объединение всех выше перечисленных трех секторов социума на принципах социального партнерства и согласование между ними приоритетов и ценностей позволят сформировать единую социальную политику России, которая будет отражать главные цели государства и общества в сфере социального развития.

Согласование усилий представителей негосударственных организаций и государственных учреждений позволяет усовершенствовать работу по социальной защите несовершеннолетних. Структуры, предназначенные для эффективной координации этой деятельности, не сложились. Ведомственные разногласия и различия в нормативно-правовой базе также не способствуют объединению усилий, а межведомственные комиссии, создаваемые для решения возникающих проблем, как правило, неэффективны. Межведомственная раздробленность, несогласованность и конкуренция являются факторами, серьезно препятствующими профилактике детской безнадзорности. Решить многие из этих проблем можно с помощью общественных объединений и организованных сообществ, которым в целом чужды ведомственные интересы [6, с. 7-8].

В сфере профилактики детской наркомании, алкоголизма, безнадзорности сотрудничество с негосударственными организациями осуществляется по следующим направлениям:

© Некипелова Л.А., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.