^ Цинченко Г. М.
§ Взаимодействие государства и институтов I гражданского общества в организации социально-
о профилактической работы с семьей
—
о
- Цинченко Галина Михайловна
ш Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) О Доцент кафедры социологии и социальной работы Кандидат социологических наук, доцент galina_ts55@mail .ш
РЕФЕРАТ
Статья посвящена теоретическим аспектам межведомственного и межсекторного взаимодействия в социально-профилактической работе с семьями в рамках единого социально-профилактического пространства на основе комплексного подхода. Такой подход, по мнению автора, позволит объединить материальные, кадровые ресурсы в решении актуальных проблем семейной политики: своевременного выявления семей социального риска, неблагополучных семей, проживающих на данной территории, оказании необходимой им помощи, выстроить единые подходы профилактической работы с семьями, создать единый банк данных о семьях. Профилактику семейного неблагополучия целесообразно разрабатывать как составную часть экономической и социальной региональной политики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
семья, социально-профилактическая работа, взаимодействие, семейное неблагополучие
Tsynchenko G. M.
cooperation of State аnd Institutes оf civic community in the Organization of Social-Preventive Work with the Family
Tsynchenko Galina Mikhailovna
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Associate Professor of the Chair of Sociology and Social Work
PhD in Sociology, Associate Professor
ABSTRACT
This approach, in the opinion of the author, will make it possible to combine material, cadre resources in the solution of the vital problems of the family policy: the timely development of the families of social risk, the unhappy families, which live in this territory, rendering to the necessary for them aid, to build the unified approaches of preventive work with the families, to create united data bank about the families. The preventive maintenance of family trouble it is expedient to develop as the component part of the economic and social regional policy.
KEYWORDS
family, social-preventive work, interaction, the family trouble
Социальное взаимодействие — одно из центральных понятий социологии, в основе которого лежит представление о том, что социальный субъект всегда находится в физическом или мысленном окружении других деятелей и ведет себя сообразно этой ситуации [8]. Субъектами социального взаимодействия могут быть акторы разного уровня — личности, малые группы, большие социальные общности. Количество видов социального взаимодействия достаточно большое на разных уровнях:
межличностное взаимодействие, взаимодействие личности и группы, межгрупповое з и т. д., при этом на каждом уровне взаимодействие будет иметь свою специфику. cl
Можно выделить три уровня социального взаимодействия: микроуровеь, мезо- § уровень, макроуровень. Микроуровень — это уровень межиндивидуального взаи- £ модействия, макроуровень — уровень взаимодействия социальных структур, ме- s зоуровень — уровень взаимодействия социальных групп. °
При анализе социального воздействия на микроуровне привлекают такие теории, о как бихевиоризм, теория обмена, символический интеракционизм, драматургиче- g ский подход и феноменология. Бихевиоризм — (от анг. behavior — поведение) ш «наука о поведении», направление в науках о человеке, считающее человеческое поведение полностью обусловленным воздействием внешней среды. С точки зрения бихевиоризма поведенческой реакции индивида определяется воздействием окружающей среды. Устойчивые модели поведения вырабатываются многократным положительным подкреплением образца, причем альтернативные образцы или не подкрепляются, либо подкрепляются негативно.
Если выделение микро- и макроуровня является традиционным, то четко выделить мезоуровень трудно. Мы под мезоуровнем социального взаимодействия будем понимать социальное взаимодействие внутри группы и взаимодействия, обусловленные групповой принадлежностью. Поэтому важными здесь будут понятия «первичные» и «вторичные группы».
Американский социолог Ч. Кули ввел понятие «группа первичная» еще в начале ХХ в. Первичные группы — реальные малые группы, в которых существует непосредственный психологический контакт, межличностные отношения между ее членами. Первичные группы, с точки зрения Ч. Кули, первичны в двух смыслах: 1) они дают индивиду самый ранний и самый полный опыт социального единства. Это группы, в которых происходит первичная социализация; 2) эти группы не меняются так быстро и кардинально, как макроструктуры. Кули считал, что первичные группы практически идентичны во все времена и во всех культурах. Хотя они зависят от свойств социальной структуры общества, но менее подвержены изменениям и имеют некоторые универсальные свойства: наличие родственников, дружественных или соседских связей. Первичные группы имеют фундаментальное значение, так как они являются мощными инструментами социального контроля, который хотя и неформальный, межличностный, гибкий, но от него невозможно уклониться. Именно в первичных группах формируется личность человека, но в крупных городах первичные группы распадаются, а их распад, с точки зрения Ч. Кули, означает распад социальных связей вообще, распад социальности [4]. Базовыми элементами общества Ч. Кули считал первичные и вторичные социальные группы, различение которых основано на их роли в социализирующем влиянии на человека. Первичные группы (семья, соседство, детские группы, местные общины и др.) характеризуются непосредственными и устойчивыми взаимоотношениями, личностными, неформальными связями, малым размером. Первичным группам и принадлежит главное место в социализации, в интериоризации наиболее устойчивых социальных норм и ценностей. Социализирующая роль малой группы предопределяет, таким образом, воспроизведение фундаментальных человеческих свойств в обществе в целом, а трансформация малых групп — видоизменение системы социальных отношений. Вторичные группы (вторичные общественные институты) образуют социальную структуру, в которой контакты людей носят нормализованный и обезличенный характер. Вторичная группа — это группа, объединяющая индивидов, участвующих в безличных отношениях, объединенных некой общей практической целью. Во вторичных группах превалирует инструментальный тип связей; индивиды рассматриваются как средства достижения цели, а не как самоцель взаимного общения. Такие группы включают в себя большее количество участников, чем первичные,
з более формализованы [9]. В современном обществе преобладают вторичные трупов пы. П. Штомка писал, что «интересным проявлением этой тенденции становится 0 формирование и быстрое широкое распространение групп, близких по своему ха-£ рактеру к первичным, хотя и не попавшим в вышеприведенный „каталог" Кули. ^ Таковы группы социализации, группы реабилитации, группы индивидуального тре-° нинга, группы развития воображения, группы формирования восприимчивости, о групповые предсупружеские консультации, группы коллективного психоанализа, g терапевтические группы и т. п., где люди встречаются только для того, чтобы ощу-ш тить близость, установить личные связи друг с другом, проявить откровенность, О открытость по отношению к другим, незаинтересованность, а следовательно, для получения того, чего так сильно им не хватает в их профессиональной, трудовой, а также официальной жизни. Проявлением данной тенденции можно считать также появление, особенно заметное в молодежной среде, многочисленных сект или квазирелигиозных групп, которые дают людям замену семейной или дружеской близости» [10], т. е. для получения того, чего современным людям так не хватает. Так, в городских условиях происходит сегментация человеческих отношений, в результате которого отсутствие поддержки в трудные периоды жизни, нехватка эмоциональных контактов приводят к возрастанию роли такой первичной группы, каковой является семья. Семья оказывается едва ли не единственной первичной группой, сохраняющейся в крупных городах. Однако сегодня семья претерпевает значительные трансформации. Социолог Льюис Вирт описывает последствия разрушения первичных связей в городе и проблемы, которые порождает этот процесс: «В число отличительных черт городского образа жизни социологи часто включают замену первичных контактов вторичными, ослабление родственных чувств, падение социальной значимости семьи, исчезновение соседства и подрыв традиционной основы социальной солидарности. Все эти явления подтверждаются объективными показателями. Город не благоприятствует традиционному типу семейной жизни, включающему воспитание детей и сохранение дома как места сосредоточения всех жизненно важных деятельностей. Перенос промышленной, образовательной или рекреационной деятельности в специализированные учреждения, находящиеся вне дома, лишил семью ее самых характерных исторических функций. В городах матери, как правило, устраиваются на работу... браки нередко откладываются, выше доля не связанных семейными узами людей» [1].
Мезоуровень чрезвычайно важен для социальной работы, потому что многие проблемы, которые можно предотвратить или преодолеть, являются не индивидуальными, а групповыми и могут быть решены только на уровне группы. Многие виды дезадаптации — результат неправильного взаимодействия с группой, которые могут быть компенсированы путем изменения взаимодействия с группой. На Западе одним из ведущих направлений социальной работы является работа с сообществами (community social work). Важнейшей группой общества является семья. В России накоплен большой опыт работы с семьей, но опыт работы с этническими или религиозными общинами используется редко. Сегодня семья как первичная группа является значимым объектом и субъектом социальной работы, так как даже решение индивидуальных проблем часто невозможно без участия семьи.
В то же время семья сама может провоцировать проблемы, в частности, неблагополучие ребенка. Так, пренебрежение к нуждам ребенка, недостаточное внимание к ребенку, насилие в отношении детей могут явиться причинами попадания ребенка в категорию детей, оставшихся без попечения родителей.
Макроуровень обычно определяется как уровень социальных структур. Т. Парсонс, основоположник функционального подхода к анализу общества, определял структуры как «аспект системы, обладающей устойчивостью» [7]. Теории, используемые на макроуровне, — функционализм и системный подход. Сущность подхода со-
стоит в выделении элементов социального взаимодействия и определения их з места и значения в системе. На макроуровне социальную работу с семьей и деть- ^ ми осуществляют различные ведомства, организации и учреждения, имеющие § непосредственное отношение к профилактике семейного неблагополучия, детской £ безнадзорности и беспризорности. ^
Работа строится на активном взаимодействии со всеми органами и учреждени- ° ями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних: о
• комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; ^
• подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; ш
• органами опеки и попечительства; органами управления образованием и образовательными учреждениями (школами, детскими садами и др.);
• органами здравоохранения и учреждениями здравоохранения; спортивными секциями, подростковыми клубами и др.;
• органами и учреждениями, функционирующими в общественном секторе, включающем различные общественные организации и объединения, оказывающие социальные услуги семьям и детям.
Взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав направлено на осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, взаимодействию при выявлении и устранению причин и условий, способствующих возникновению факторов семейного неблагополучия, безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; при применении мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случае и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Федерации.
Основные направления сотрудничества с органами опеки и попечительства связаны с жизнеустройством детей, оказавшихся в социально опасном положении. Семейное устройство ребенка требует эффективного взаимодействия специалистов разных ведомств с органами опеки и попечительства, создания новых схем распределения обязанностей между ними с тем, чтобы наиболее полно защитить права и законные интересы воспитанников.
В качестве основных направлений взаимодействия с органами опеки и попечительства назовем оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве детей в замещающие семьи; совместное оказание консультационной и методической помощи гражданам, желающим воспитывать в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей; совместное проведение медико-психологического и педагогического сопровождения замещающей семьи в период адаптации ребенка к новым условиям и патронажа в течение всего времени его пребывания в семье. В Санкт-Петербурге и других регионах такое сотрудничество показало высокую эффективность, особенно в связи с недостаточным количеством штатных специалистов отделов опеки и попечительства.
Основные аспекты взаимодействия с органами внутренних дел — это обмен информацией о семьях и детях групп криминального риска; разработка и реализация профилактических мероприятий по защите несовершеннолетних от противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, нравственное благополучие; выявление детей, уклоняющихся от учебы, бродяжничающих, занимающихся попрошайничеством, страдающих разного рода зависимостями; социальная и правовая зашита детей и подростков от преступных элементов и лиц, стремящихся вовлечь несовершеннолетних в антиобщественную деятельность; выявление семей, в которых родители или другие взрослые своим образом жизни оказывают на несовершеннолетних криминализирующее влияние, создают обстановку, несовместимую с нормальной жизнью детей: оставляют без попечения, пьянствуют, употребляют
з наркотики, занимаются проституцией, допускают жестокость и насилие по относи шению к детям, не обеспечивают им должного содержания и др. 0 Взаимодействие негосударственных организаций с органами здравоохранения £ должно быть направлено на выявление признаков раннего семейного неблагопо-^ лучия, установление контактов с детьми и родителями групп социального и меди° цинского риска. Это достигается путем организации совместных фронтальных и о индивидуальных обследований, при которых могут быть выявлены дети и подрост-д ки, употребляющие алкоголь, наркотические и токсические вещества, дети, склон-ш ные к аморальному поведению, девочки с ранними беременностями и подростки с заболеваниями, передающимися половым путем, ВИЧ-инфицированные и т. д.
Взаимодействие с образовательными учреждениями приобретает особое значение в связи с ростом показателей безнадзорности и правонарушений, отсевом учащихся школ и фактической утратой многими школами воспитательных функций. Учителя и специалисты негосударственных организаций и учреждений могут проводить совместные консилиумы. Консилиум распределяет функции между школой, социальными службами, негосударственными организациями и семьей по сопровождению каждого нуждающегося в помощи ребенка, планирует проведение профилактических мероприятий.
Социальные службы негосударственных организаций ориентированы на работу с биологической семьей ребенка, разрешение внутрисемейных конфликтов, оздоровление условий семейной жизни, создание для ребенка воспитывающей среды по месту жительства, с тем чтобы его помещение в приют или исправительно-вос-питательное учреждение рассматривалось как последняя и самая крайняя мера. Именно поэтому так важна организация межведомственного взаимодействия всех субъектов системы профилактики.
Таким образом, межведомственное взаимодействие позволит значительно быстрее и качественнее собирать информацию о неблагополучных семьях и детях, профессионально выявлять причины этого неблагополучия, вырабатывать стратегию и тактику по оказанию социальной профилактической помощи семьям и детям, проживающим на данной территории.
Решению задач, стоящих перед государственными учреждениями и организациями, способствуют хорошо налаженные контакты с благотворительными, общественными и религиозными организациями, способными постоянно или периодически оказывать материальную помощь, психологическую и духовную поддержку наиболее остро нуждающимся семьям и детям или устанавливать индивидуальное шефство над несовершеннолетними, проживающими в приютах и реабилитационных центрах.
В сфере профилактики семейного неблагополучия это сотрудничество с негосударственными организациями может осуществляться по различным направлениям.
Одно из них — выявление неблагополучных семей, в том числе находящихся на ранней стадии десоциализации. Негосударственные объединения располагают возможностями для оперативного получения достоверной и конкретной информации о таких семьях, что обусловлено близостью негосударственных организаций к населению, неформальным и доверительным характером отношений их представителей с людьми.
Совместная деятельность может осуществляться путем включения представителей специализированных отделений государственных учреждений и общественных объединений в состав различных комиссий; приглашения представителей негосударственных организаций к исследовательской работе, проводимой социальными службами, и заказа специалистам негосударственных организаций самостоятельных исследований причин семейного неблагополучия и социальной девиации несовершеннолетних. Результаты анализов, выводы и предложения могут быть переданы
негосударственным организациям и органам управления и службам социальной з защиты населения для организации дальнейшей профилактической социальной ^ работы. 0
Негосударственные организации имеют возможность реализовывать широкий £ спектр форм и методов социальной поддержки семей в рамках различных направ- ^ лений социальной работы и в соответствии с профилактическими программами, ° реализуемыми органами социальной защиты населения. о
Общественные организации могут быть привлечены к работе с неблагополучны- ^ ми семьями, нуждающимися в медико-социальной помощи. Они могут оказывать ш содействие в избавлении взрослых членов семьи от злоупотребления алкоголем О (организация посещения соответствующих тренингов, вовлечение в группы анонимных алкоголиков, убеждение в необходимости лечения от алкоголизма), помощи в прохождении курса оздоровления, приобретении лекарств, организации консультаций психотерапевта и др.
Важной задачей профилактической социальной работы следует считать участие общественных объединений в оказании социальной помощи семьям, после возвращения детей из государственных учреждений системы профилактики в родные семьи, в том числе проведение работы с родителями по оздоровлению семейной обстановки. Специалисты негосударственных организаций могут вести контроль психологического климата в семье, степени соблюдения родителями трезвого образа жизни.
Можно привлекать негосударственные организации, ориентированные на социальную работу с семьей, для решения комплекса задач реабилитационной работы. Среди них: поиск семей, желающих взять детей на воспитание, участие в тестировании потенциальных родителей, подготовка их к приему детей и т. д.
Общественные организации по месту жительства граждан располагают большими возможностями по диагностированию семей, а также по общественному воздействию на такие семьи, оказанию им разносторонней помощи в решении жизненных проблем.
Большой вклад в улучшение профилактической и реабилитационной деятельности социальных служб по работе с детьми из семей группы риска могут внести общественные организации ветеранов, офицеров и военнослужащих запаса, объединения, занимающиеся патриотическим воспитанием, которые имеют большой практический опыт. Лидеры и актив этих организаций имеют возможность проводить тематические встречи и беседы с детьми, организовывать патриотические и военно-шефскую работу, стать для трудных подростков старшими друзьями и наставниками.
Организации, занимающиеся пропагандой и формированием здорового образа жизни, физкультурно-спортивных и туристических общественных объединений могут способствовать приобщению детей из неблагополучных семей, детей с девиантным поведением к участию в спортивных соревнованиях, турпоходах, привлекать их в спортивные, туристические кружки и секции. Они могут вести работу по разъяснению губительного воздействия курения, алкоголя и других вредных привычек, необходимости соблюдать нормы гигиены, заботиться о своем здоровье.
Серьезную роль в профилактической работе с семьями могли бы выполнять общественные организации, работающие в сфере культуры и искусства, выявляя у детей из семей группы риска интерес к творческой деятельности, развивая их способности, приобщая к разумным формам проведения свободного времени, знакомя с лучшими, соответствующими возрастному восприятию образцами литературы, музыки, живописи и архитектуры, с памятниками истории, культуры и религии.
Большими материальными возможностями располагают общественные объединения промышленников и предпринимателей, негосударственные организации в сфере материального производства, экономики и финансов, банки и созданные
з ими благотворительные фонды. Их резервы как потенциальных спонсоров деятельности специализированных учреждений, реализации новых программ и проектов 0 по профилактике детской безнадзорности намного выше, чем реальный вклад в £ решение этой первостепенной общегосударственной проблемы. ^ Значимым в решении проблем профилактики семейного неблагополучия явля-° ется создание или включение уже существующих тех учреждений и организаций о социальной поддержки семей и детей, которые необходимы данной территории д для решения проблем социально-профилактической работы. Подобные обществен-ш ные учреждения и организации мы рассматриваем как важные субъекты семейной политики, необходимые звенья системы профилактики семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.
Приобщение негосударственных организаций социальной направленности к этой деятельности, поддержка негосударственных организаций, уже работающих в этой области, инициирование создания новых, способных объединить граждан, которые желают участвовать в такой работе, должны быть приоритетной задачей органов управления социальной защиты. Для этого нужно активизировать работу по следующим направлениям:
• регулярно организовывать встречи органов власти с лидерами негосударственных организаций и инициативными группами по созданию новых общественных объединений по профилактической работе с семьей и детьми;
• использовать средства массовой информации (специальных рубрик в газетах, теле- и радиопередачах) по освещению проблем семей с детьми;
• проводить работу с лидерами негосударственных организаций по организации совместной работы в области социальной профилактики в работе с семьями;
• вводить для негосударственных организаций, участвующих в профилактической работе с семьями, льготы на оплату аренды помещений, коммунальных услуг, налоговые льготы в части их уплаты в региональный и местные бюджеты [11]. Системность, а также правовая и финансовая сторона профилактической деятельности достигаются путем инициирования органами социальной защиты населения и другими заинтересованными структурами управления социальной сферой разработки и принятия на региональном и муниципальном уровнях нормативных правовых документов, регулирующих взаимодействие государственных, муниципальных органов власти и общественных объединений.
Высокие качественные показатели проводимой социально-профилактической работы могут быть обеспечены использованием научного подхода к планированию и организации профилактической деятельности; адекватностью и современностью имеющейся нормативно-правовой базы (в том числе на региональном уровне); профессионализмом специалистов и квалификацией представителей общественных организаций; достаточными материальной базой и финансовыми ресурсами и др.
Особое значение имеет взаимодействие государственных органов и учреждений с религиозными организациями. Все традиционные для России конфессии оказывают благоприятное влияние на духовно-нравственное воспитание населения, поддерживают институт семьи, пропагандируют ценности семейной жизни.
Важно отметить, что в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 предусмотрена государственная поддержка общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Реализация данного принципа требует целенаправленной системы мер по созданию
1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 сентября 1999 г. № 120-ФЗ (ред. 07 мая 2013 г. с изм., вступившим в силу с 08 мая 2013 г.).
реальных возможностей участия негосударственных организации в социально-профилактической работе.
Итак, организация социально-профилактической работы с семьей объединяет учреждения и организации, предоставляющие социальные услуги семьям и детям, в рамках единого социально-профилактического пространства на основе комплексного подхода, межведомственного и межсекторного взаимодействия. Такой подход к организации совместной работы позволит объединить материальные, кадровые ресурсы в решении актуальных проблем семейной политики: своевременного выявления семей социального риска, неблагополучных семей, проживающих на данной территории, оказании необходимой им помощи, выстроить единые подходы профилактической работы с семьями, создать единый банк данных о семьях. Комплексную социальную профилактику семейного неблагополучия целесообразно разрабатывать, учитывая все три уровня социального взаимодействия как составную часть экономической и социальной региональной политики. При таком подходе достигается согласованность взаимодействия различных ведомств и решение вопросов материального, кадрового и иного обеспечения предусмотренных мероприятий в социальной сфере. Социальная сфера — это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества, в которой обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека. Социальная сфера представляет собой сложное и системное образование, целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества. В данном качестве социальная сфера общества выступает объектом политико-управленческого воздействия со стороны социальных субъектов и институтов современной политики социального государства в России [5]. С системно-социологической точки зрения социальная сфера «включает в себя ансамбль специфических социальных связей и отношений, а также совокупность социальных институтов, элементов инфраструктуры, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность человека, его развитие» [6].
Формирование эффективной политики в отношении семьи требует многоаспектного анализа ситуации в семейно-брачной сфере с учетом появления новых тенденций и их последствий. Социологические исследования дают возможность утверждать, что происходит процесс размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи (см.: [2; 3]). Формирование эффективной помощи и политики в отношении семьи требует многоаспектного анализа ситуации в семейной сфере с учетом появления новых тенденций и их последствий. Добиться положительных изменений, снизить проявление негативных явлений в семейной сфере можно, воздействуя на нее опосредованно, через системы более высокого уровня. Укрепление важнейшей первичной группы, каковой является семья, должно стать основной целью взаимодействия государства и институтов гражданского общества в организации социально-профилактической работы с семьей.
о ©
о
ш
ш
О
Литература
1. ВиртЛ. Избранные работы по социологии: Сб. переводов / Пер. с англ. РАН ИНИОН. Центр соц. научно-информ. исслед-й. Отдел социологии и социальной психологии; В. Г. Николаев; Отв. ред. Л. В. Гирко. М.: ИНИОН, 2005. 244 с.
2. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. 325 с.
3. Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). М.: Эдиториал УРСС, 1998. 176 с.
4. Кули Ч. Первичные группы. Американская социологическая мысль. М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996. С. 328-333.
-а 5. Милецкий В. П., Казаринова Н. В. Системное содержание современной социальной по-| литики. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010. 120 с.
о 6. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. М.: Изд-во МГСУ, 2003. 2 7. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академич. проект, 2000. 880 с.
8. Седов Л. А. Взаимодействие социальное // Современная западная социология: Словарь. ^ М., 1990. С. 52.
со 9. Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник / Под общ. ред. о З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2011. С. 32.
^ 10. Штомка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С. В. Червоной. ш М.: Логос, 2005. 664 с.
° 11. Цинченко Г. М. Семья в социально-профилактической парадигме исследования. СПб.: СПбГУТД, 2010.
References
1. Wirth L. Chosen works on sociology: Collection of translations [Izbrannye raboty po sotsiologii: Sbornik perevodov] / Transl. from English V. G. Nikolaev; INION of Russian Academy of Sciences. Center of social scientific and information researches. Department of sociology and social psychology [RAN INION. Tsentr sotsial'nykh nauchno-informatsionnykh issledovanii. Otdel sotsiologii i sotsial'noi psikhologii]; Editionship L. V. Girko. M.: INION, 2005. 244 p.
2. Gurko T. A. Wedlock and parenthood in Russia [Brak i roditel'stvo v Rossii]. M.: Institute of the Sociology of the Russian Academy of Sciences [Institut Sotsiologii RAN], 2008. 325 p.
3. Zdravomyslova O. M., Arutyunyan M. Yu. Russian seed on the European background (on materials of the international sociological research) [Rossiiskaya semya na evropeiskom fone (po materialam mezhdunarodnogo sotsiologicheskogo issledovaniya)]. M.: Editorial URSS, 1998. 176 p.
4. Cooley Ch. Primary groups. American sociological thought [Pervichnye gruppy. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl']. M.: International University of business and management [Mezhdunar. un-t biznesa i upravleniya], 1996.
5. Miletskiy V. P., Kazarinov N. V. System content of modern social policy [Sistemnoe soderzhanie sovremennoi sotsial'noi politiki]. SPb.: Publishing house of Saint Petersburg Electrotechnical University "LETI" [Izd-vo SPbGETU «LETI»], 2010. 120 p.
6. Osadchaya G. I. Sociology of the social sphere [Sotsiologiya sotsial'noi sfery]. M.: Moscow State University of Civil Engineering publishing house [Izd-vo MGSU], 2003.
7. Parsons T. Structure of social action [O strukture sotsial'nogo deistviya]. M.: Academy Project [Akadem. proekt], 2000. 880 p.
8. Sedov L. A. Social interaction. Modern western sociology: Dictionary [Vzaimodeistvie sotsial'noe. Sovremennaya zapadnaya sotsiologiya: Slovar']. M., 1990.
9. Social interaction in system of social work: Тextbook [Sotsial'noe vzaimodeistvie v sisteme sotsial'noi raboty: Uchebnik] / Under the general editorship of Z. H. Saraliyeva. N. Novgorod: Publishing house of the Nizhny Novgorod University [Izd-vo Nizhegorodskogo universiteta], 2011.
10. Shtomka P. Sociology. Analysis of the modern society [Sotsiologiya. Analizsovremennogo ob-shchestva] / Transl. from Polish S. V. Chervona. M.: Logos, 2005. 664 p.
11 .Tsinchenko G. M. Family in a social and preventive paradigm of research [Sem'ya v sotsial'no-profilakticheskoi paradigme issledovaniya]. SPb.: SPSUTD. 2010.