НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Система ценностных ориентаций и направленность личности
Потапова И.И.
В статье рассмотрена система формирования ценностных ориентаций обучающихся в профессиональном колледже, которые задают общую направленность интересам и устремлениям личности; определяют иерархию индивидуальных предпочтений, целевую и мотивационную программы, уровень притязаний и престижных предпочтений.
In article the system of formation of valuable orientations of students in professional college is considered. They set the general orientation to interests and aspirations of the person, define hierarchy of individual preferences, target and motivational programs, level of claims and prestigious preferences.
Ценностные ориентации - это, прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность или неготовность вести себя в соответствии с ними.
А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности». Система ценностных ориентаций образует направленность личности, регулирует деятельность.
По мнению В.А. Ядова, система ценностей позволяет прогнозировать общую направленность поведения. Вместе с тем степень совпадения ценностей и реального поведения может колебаться, то есть ценностные ориентации не всегда непосредственно управляют поведением и поступками.
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
Как отмечает Д.А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:
1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) - абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).
2. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь). Ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).
3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь). Ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).
4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа). Пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).
Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:
1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость). Ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).
2. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля), конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) -
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).
3. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля). Ценности принятия других(терпимость, чуткость, широта взглядов).
4. Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль). Ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).
Динамика ценностных ориентаций опосредуется тем, представителем какой социальной группы является конкретная личность [1]. Существуют социальные группы, которые в большей степени устойчивы по отношению к социально-экономическим изменениям, что выражается в сохранении ценностных приоритетов. И есть более динамичные социальные группы, которые в историческом времени быстрее изменяют свои ценностные ориентации. К таким группам относится молодежь, особенно получающая экономическое образование.
Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте в результате экономического образования в условиях среднего профессионального обучения не изучена, что и определило цель моего исследования.
Цель работы - выявление динамики ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте в условиях экономического образования.
Основная гипотеза - структура ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте изменяется под влиянием экономического образования в направлении усиления значимости социальных и волевых ценностей.
Предмет исследования - динамика в структуре ценностных ориентаций (ЦО) в юношеском возрасте.
Объект исследования - студенты 2 курса Московского технико-экономического колледжа на базе полного среднего образования. 60 человек. Экспериментальная группа - 30 человек, обучающиеся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Контрольная группа - 30 человек, обучающиеся по специальности «Экспертиза качества потребительских товаров».
Экспериментальная группа изучала следующие экономические предметы: экономическую теорию, экономику организации, теорию бухгалтерского учета и бухгалтерский учет в течение всего учебного года. В результате изучения данных предметов студенты получили профессиональную подготовку в сфере экономики как будущие специалисты - бухгалтера. В процессе обучения студенты изучили общие положения экономической теории, основные макро- и микроэкономические категории и показатели, научились ориентироваться в вопросах экономики в современных условиях, узнали порядок ценообразования и ценовую политику предприятий, основные средства предприятия и порядок их использования, научились оценивать финансовое состояние организаций, рассчитывать показатели бизнес-плана, изучили нормативно-правовую базу организации бухгалтерского учета и методы его ведения, первичную и сводную учетную документацию, источники формирования финансовых ресурсов, компьютерное обеспечение бухгалтерской деятельности, научились документально оформлять хозяйственные операции различного типа, проводить инвентаризацию, составлять бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность предприятия.
Контрольная группа не изучала экономические дисциплины, которые по учебному плану данной группы изучаются на следующем курсе.
При проведении исследования использовались следующие методики:
1. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича (адаптация выполнена А Гоштаутосом, А.А.Семеновым, В.А. Ядовым), основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
2. Для исследования ценностных ориен-таций применялась методика попарного сравнения одиннадцати ценностных ориентаций С.С. Бубновой.
3. Контент-анализ сочинений студентов.
4. Для определения уровня материального благосостояния - экспертные субъективные оценки преподавателей.
Эмпирические задачи работы:
- проверить экспериментальную и контрольную группы на эквивалентность;
- проанализировать динамику в структурах ЦО после обучения в экспериментальной и контрольной группах;
- проанализировать представления студентов об экономическом образовании.
Профессиональное образование. Столица | № 6 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Этапы исследования. На первом этапе был осуществлен выбор методик исследования ценностных ориентаций и проведено тестирование студентов по методикам С.С.Бубновой и М.Рокича.
Студенты экспериментальной группы написали сочинение на тему: «Для чего я изучаю экономические дисциплины», по результатам которых проведен контент- анализ.
На втором этапе было проведено повторное тестирование студентов по методикам С.С.Бубновой и М.Рокича.
Для проведения исследования использовался экспериментальный план с предварительным и итоговым тестирование и контрольной группой № 4 (по Д. Кэмпбеллу).
Экспериментальный план имеет следующий вид:
R O1 X O2
R 03 04
Применение этого плана дает возможность осуществить почти полный контроль над всеми конкурентными гипотезами, необходимость контроля при его использовании не эксплицируется.
1. Мы проводили тестирование испытуемых с использованием одного экспериментатора в один день и с разницей во времени один час.
2. Естественное развитие и эффект тестирования контролируются постольку, поскольку они одинаковым образом проявляются в экспериментальной и контрольной группах. Действие фактора естественного развития связано с проблемой отбора испытуемых: результаты могут оказаться действительными только для данного возраста. Мы проводили исследования и делаем выводы для студентов 16 - 18 лет.
3. В нашем случае созданы условия для контроля инструментальной погрешности, так как для [О] используются ответы испытуемых, полученные с помощью фиксированных методик.
Группы эквивалентны по следующим показателям:
1) По возрасту. В экспериментальной и в контрольной группе обучаются студенты в возрасте 16 -18 лет, что соответствует юношескому возрасту.
2) По уровню полученного образования. Все студенты групп, участвующие в исследовании имеют полное среднее образование.
3) По содержанию образовательного компонента. Учебные программы составлены таким образом, что дисциплины гуманитарного, общепрофессионального цикла представлены в обеих группах одинаково. Это основы философии, основы права, русский язык и культура речи, психология, математика, информатика, иностранный язык, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
4) Предварительное тестирование на выявление сходства ЦО. Динамика ЦО определялась прямым ранжированием с последующим выявлением сдвига с опорой на критерий знаков.
В результате проверки групп на эквивалентность между ними не выявлено значимых различий: по возрасту, полу, полученному до обучения в колледже образованию, содержанию образовательного компонента согласно учебных программ и ценностным ориентациям можно признать экспериментальную и контрольную группы эквивалентными.
В результате исследования было выявлено, что по некоторым ценностным ориентациям динамика в результате обучения отсутствует как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Это объясняется естественными причинами развития. К наиболее устойчивым среди ведущих ценностей относятся ценности отношений личности с самым ближайшим социальным окружением и прагматические ценности.
В результате исследования обнаружено, что ценностная ориентация на здоровье (1-е место) (как стандартная ценность, передающаяся из поколения в поколение), любовь (2-е место), наличие друзей (3-е место), общение (2-е место), материально обеспеченная жизнь (5-е место) и в экспериментальной, и в контрольной группе занимает ведущее место, которое не изменилось в результате обучения.
Следует отметить те ценностные приоритеты, которые оставались устойчивыми, несмотря на низкие ранги: приятное времяпрепровождение (10-е место), поиск и наслаждение прекрасным (11-е место), продуктивная жизнь (13-е место), творчество (17-е место), непримиримость к недостаткам (18е место).
Поэтому можно предположить, что, несмотря на сравнительно низкие ранги, перечисленные ЦО,
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
относящиеся к категории относительно стабильных, являются важнейшими и во многом инвариантными составляющими ценностного сознания социальной группы студентов в целом. Ценность творчество имеет самый низкий уровень, то есть не имеет никакой значимости и считается студентами неважной в их жизни. Отчасти такое положение дел можно объяснить возрастными изменениями, специальность бухгалтера и эксперта не предполагает творческого подхода к работе, язык цифр требует точности и определенности.
Общая динамика. Отсутствие частной динамики в группе терминальных ценностей закономерно. Жизненные цели не могут принципиально измениться за год. Следовательно, мы обращаем внимание на общую динамику, не связанную со спецификой образования.
В начале обучения семья имела высокую значимость для студентов, являлась неким эталоном, образцом поведения. Постепенно значение семьи снизилось, но осталось достаточно высоким. Это свидетельствует о том, что семья имеет значение для студентов, но приобретение опыта в других сферах, появившаяся самостоятельность, обогатили их опыт и показали важность других ценностей и сфер жизни. Возрастные особенности молодежи проявляются и в том, что для респондентов возрастает значимость личностных ценностей - получение удовольствия от жизни (развлечения), власть и личные достижения. Ранговая оценка рационализма, умения здраво, логично мыслить, принимать обдуманные решения для студентов возрастает. Наряду с повышением социального статуса снижается значимость интересной работы. Студенты поступают в колледж мотивированными на изучение данной специальности, но в процессе обучения значимость снижается. Такая динамика характерна для подросткового возраста (амбивалентна). В представлении студентов, начавших обучение, понятие интересная работа эквивалентно «легкая», «не сложная», «не требующая профессиональных знаний». Постепенно в процессе обучения отношение к этому понятию меняется, и в этой связи снижается ранг данной ЦО.
Кроме общей динамики, мы наблюдаем парциальную динамику в контрольной и экспериментальной группах. В данном случае экономическое образование тормозит естественное развитие. Инструментальные ценности (в отличие от терминальных) могут изменяться за достаточно короткий срок, так как способы достижения цели могут быть различными. Само образование предоставляет более широкий спектр понимания инструментов или способов достижения ценностей-целей.
Динамика данных ЦО детерминирована экономическим образованием, поскольку студенты расширили представление о способах достижения жизненных целей.
У студентов экспериментальной группы ЦО познание, оставаясь в числе отвергаемых ценностей, осталось на прежнем уровне. Экономическое образование удерживает его как цель. По-видимому, студенты контрольной группы считают, что ими получено довольно много знаний.
Значение образованности для студентов экспериментальной группы незначительно снизилось, а контрольной - вышло на первое место, возможно, это связано с получением профессионального образования. Следовательно, для студентов-экономистов образование не служит инструментом достижения главных жизненных целей.
Значимость красоты природы и искусства, помощи и милосердия для студентов экспериментальной группы повысилась, а контрольной - осталась на прежнем уровне. Естественное развитие не оказывает влияния в отношении эстетических ценностей, студенты ориентированы на профессиональную подготовку. В результате анализа внеклассной работы, проводимой с обеими группами кураторами, мы пришли к выводу, что динамика связана с различиями, выявленными в системе воспитания. Куратор экспериментальной группы регулярно посещает со студентами театры, выставки, музей, активно участвует во внеурочной жизни колледжа. Это влияние побочного фактора развития, как устойчивой ситуации.
Анализ данных свидетельствует, что различия между ценностными ориентациями студентов контрольной и экспериментальной групп прослеживаются по категориям нравственных и эстетических качеств личности. Для студентов экспериментальной группы значимость их возросла, что соответствует общей динамике ЦО студентов. В контрольной группе структура этих ценностей не изменилась.
Мы предполагаем, что это свидетельствует о том, что экономическое образование позволяет студентам определиться с главным в своей жизни (терминальными ценностями) и подобрать инструменты для их реализации. По волевым ЦО: самоконтроль, ответственность, эффективность в
Профессиональное образование. Столица | № 6 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
делах социально-экономическим ценностям: высокие запросы, социальная активность, счастье других выявлен рост их значимости в экспериментальной группе. В контрольной группе эти ценности остаются без изменений.
Задача контент-аналитического исследования: выявить ЦО студентов в процессе изучения экономических дисциплин.
Выборка. Сочинения группы студентов, изучающих экономические дисциплины.
Единицы контекста - каждое сочинение.
Частота упоминаний категорий и подкатегорий в единицах контекста фиксируется и подсчитывается как терминологическая.
Объем упоминаний категорий и подкатегорий подсчитывается в количестве предложений.
В ходе контент-анализа было проанализировано 30 сочинений студентов экспериментальной группы (общим объемом 4738 слов, 433 предложения).
Качественные единицы контент-анализа (категории обозначены буквами, подкатегории -цифрами).
А - профессиональное становление - успех; высокая квалификация; конкурентоспособность; престижная работа; карьерный рост.
Б - материальное благосостояние - высокая зарплата; богатство.
В - социальная значимость - основа существования общества; жизнь подчиняется законам экономики; современный инструмент государственного управления; помощь стране.
Г - самореализации - полезно знать; реализовать себя в жизни; получить высшее образование; получить глубокие и обширные знания.
Д - познавательные потребности - интересно; необходимо; нравится; увлекательно.
Е - семейное благополучие - содержать семью; создать условия для себя и своей семьи.
Все результаты, полученные в ходе исследования, являются, естественно отражением частных тенденций Московского технико-экономического колледжа и не могут быть перенесены на всю категорию студентов, но нам кажется, что мы обнаружили некоторые общие закономерности динамики ЦО современного студента. Проанализировав результаты исследования, можно предложить следующие выводы.
1. В результате проверки групп на эквивалентность между ними не выявлено значимых различий.
По возрасту, полу, полученному до обучения в колледже образованию, содержанию
образовательного компонента и ЦО можно признать экспериментальную и контрольную группы эквивалентными.
2. Ценностные ориентации групп испытуемых в целом находятся в пределах возрастной нормы, то есть для возрастного этапа (16 - 18 лет),актуальны задачи поиска партнера, устройства личной жизни, получение образования, построение примерного плана собственного жизненного пути и профессиональной деятельности, самоутверждение.
3. Динамика ценностных приоритетов студентов в условиях экономической стабильности в обществе не зависит от образования и характеризуется переходом от направленности на деловую активность и семейные ценности к направленности на самоутверждение, прагматизм (типичной для данной возрастной и социальной группы).
4. Анализ данных свидетельствует, что различия между ценностными ориентациями студентов контрольной и экспериментальной групп прослеживаются по категориям нравственных и эстетических качеств личности.
По волевым и социально-экономическим ценностям выявлен рост их значимости в экспериментальной группе. В контрольной группе эти ценности остаются без изменений.
5. В экспериментальной группе состоялся переход от направленности на самореализацию к направленности на деловую и экономическую активность; наблюдается смещение акцентов в ЦО от этических и альтруистических к прагматическим.
6. В будущей профессии студентов-экономистов привлекает профессиональное становление, принесение пользы другим людям, социальная востребованность, а также соответствие своим интересам и увлечениям.
Библиографический список:
1. Дашкова Л.Г. Развитие ценностных ориентаций личности // Профессиональное образование.
Профессиональное образование. Столица | № 6 2010 5
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Столица. 2010. № 1. С. 33-34.
2. Н.Н. Травкина Творение и жизнетворчество как процесс развития профессиональных компетенций и социализации личности молодого специалиста // Научные исследования в образовании. 2010. № 2. С. 55-58.
Ключевые слова: ценностные ориентации, направленность личности.
Keywords: valuable orientations, an orientation of the person.