Научная статья на тему 'Профессионально-трудовая социализация студентов в техническом колледже'

Профессионально-трудовая социализация студентов в техническом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИОННО ПОТРЕБНОСТНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ / PROFESSIONAL-LABOUR SOCIALIZATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION / SELF-MANAGEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING / INTERNALIZATION / MOTIVATIONAL-AND-DEMANDING CONDITIONS OF LABOUR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснопёрова Алла Георгиевна

Данная статья актуальна, так как определяет пути профессионально-трудовой социализации студентов. Эксперимент показал высокую эффективность применения социализационно ситуационного подхода в образовательном процессе при разработанном процессе профессионально трудовой социализации студентов. Результаты проведенного эксперимента позволяют заключить о целесообразности организации этого процесса при подготовке мобильных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ Professional-and-Labor Socialization in a Technical College

The article is topical, as it defines the ways of professional-labour socialization of students. Experiment has shown a high efficiency of application the socialization-andsituational approach in educational process during the developed process of students’ professional-labour socialization. The results of this experiment allow to make a conclusion about the expediency of this process organization while mobile specialists’ training.

Текст научной работы на тему «Профессионально-трудовая социализация студентов в техническом колледже»

УДК 377.031 ББК 74.00

Краснопёрова Алла Г еоргиевна

аспирант-соискатель советник Российской академии естествознания г. Краснодар Krasnoperova Alla Georgievna Post-graduate Councillor of the Russian Academy of Natural History

Krasnodar

Профессионально-трудовая социализация студентов в техническом колледже Students’ Professional-and-Labor Socialization in a Technical College

Данная статья актуальна, так как определяет пути профессиональнотрудовой социализации студентов. Эксперимент показал высокую эффективность применения социализационно - ситуационного подхода в образовательном процессе при разработанном процессе профессионально - трудовой социализации студентов. Результаты проведенного эксперимента позволяют заключить о целесообразности организации этого процесса при подготовке мобильных специалистов.

The article is topical, as it defines the ways of professional-labour socialization of students. Experiment has shown a high efficiency of application the socialization-and- situational approach in educational process during the developed process of students’ professional-labour socialization. The results of this experiment allow to make a conclusion about the expediency of this process organization while mobile specialists’ training.

Ключевые слова: профессионально-трудовая социализация, профессиональная адаптация, профессиональная самоактуализация, самоуправление профессиональным образованием, интериоризация, мотивационно - потребно-стные условия трудового воспитания.

Key words: professional-labour socialization, professional adaptation, professional self-actualization, self-management of professional training, internalization, motivational-and-demanding conditions of labour education.

Современные условия функционирования производства и социума в России приводят к необходимости адекватных изменений системы профессионального образования и в создании нового подхода в профессионально - трудовой социализации личности. Так, в профессионально - трудовой социализации используются частно - методологические подходы, а также такие подходы как системный, деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический , акмеологический, антропологический подходы, которые дают общую направленность решения педагогических проблем, что недостаточно для решения ча-

стных задач профессионально-трудовой социализации студентов. Для этого необходимо создание конкретного методологического подхода, выводящего на новый технологический уровень. На наш взгляд таким подходом может быть социализационно- ситуационный подход.

Проблема нашего исследования заключается в определении теоретических и содержательно-технологических оснований профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа.

Целью исследования является разработка и обоснование концептуальной модели профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа и доказательство ее эффективности.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

1. Определить сущность профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа.

2. Разработать совокупность теоретико-методологических и содержательно-методических положений, составляющих концептуальную основу профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа.

3. Теоретически обосновать и внедрить концептуальную модель профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа.

Методологической основой исследования выступили: идея об интеграционном единстве социального и индивидуального, духовного и физического в человеке (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, В. Франкл и др.); идея об экзистенциальной сущности человека (М.М. Бахтин, В.В. Розанов, Н.Ф. Федоров и др.); психологическая идея о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн); концепция гуманистической педагогики (О.С. Газман, С.В. Кульневич и др.); идея социализации личности и ее ведущей роли в своем развитии (И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гер-шунский, В.И. Журавлев, А.И. Кочетов, Ю.С. Тюнников).

В процессе профессионального образования при профессиональнотрудовой социализации личности наблюдаются такие проблемы, как интегративное соотношение мотивационного и интеллектуального планов профессио-

нально-учебной деятельности; учет возрастных и индивидуальных особенностей профессионально-трудовой социализации личности и развития профессионально-учебной деятельности [1,67].

Цель профессионального образования как педагогическая категория служит осознанию своего внутреннего (потребности, мотивы, вектор активности, интересы, профессиональные предпочтения, развитие профессионального самосознания) и внешнего (конкретная ситуация), субъективного и объективного в их взаимопроникновении.[2,173] Рассматривая управление конечными результатами работы образовательного учреждения, многие авторы отмечают, что одним из главных факторов, влияющих на качество конечных результатов, является качество формирования непрерывной системы образования и трудовой подготовки специалистов в новых рыночных условиях, т.е. проблема профессионально-трудовой социализации личности в течение всей ее жизни [3, 81]. В процессе проведения экспериментальной работы сложилось трехэтапное выполнение профориентационных действий: изучение психофизиологических особенностей студентов, развитие профессиональных интересов и наклонностей в конструктивно-творческой деятельности, формирование устойчивых интересов и склонностей. Осуществлялось взаимодействие педагогического коллектива, семьи и производственных предприятий отрасли. Была апробирована модель профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа, представленная на рис. 1.

Рис. 1.Структура модели профессионально-трудовой социализации контингента колледжа

Этапы формирования профессионально-трудовой социализации воздействуют на функциональную систему формирования компонента профессиональнотрудовой социализации, состоящую из готовности студента к действиям профессионально-трудовой социализации, готовности наставника к профессионально-трудовой социализации, средств формирования профессиональнотрудовой социализации: состоящих из содержания средств профессиональнотрудовой социализации, теоретических, эмоциональных, ценностных, коммуникативных средств и инструментария средств преобразования объекта профессионально-трудовой социализации. И все они определяют подготовленность

процесса профессионально-трудовой социализации студента.

65 Вестник ЧГПУ102012

Функциональная система формирования компонента профессионально -трудовой социализации влияет на обеспечение развития профессиональнотрудового социального качества: профессионально-трудовой социализирован-ности студента.

Концептуальная модель профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа включает в себя факторы происхождения профессионально-трудовой социализации, влияющих на этапы формирования профессионально-трудовой социализации, проходящие функциональную систему формирования компонентов профессионально-трудовой социализации студентов, обеспечивающие развитие профессионально-трудового социального качества студентов и влияющих на функциональную последовательность смены состояний профессионально-трудовой социализированности в образовательном процессе технического колледжа. Концептуальная модель представляет собой единство мониторингово, организационно-методического, информационнообразовательного, социально-педагогического и технологического компонентов, педагогические условия, аудивизуальные технологии профессиональнотрудовой социализации студентов технического колледжа, а также методику включения их в названный процесс, критерии и показатели.

В рамках общего эксперимента проводились по авторской программе в форме кружковой работы занятия по развитию профессионального самоопределения обучающихся. Развивались их лидерские и творческие способности. Проводились: мозговой штурм по темам «Профессиональное самоопределение и карьера», «Как преуспеть человеку на рынке в современных условиях?»; лич-ностно - ориентированные творческие дела «Кто лидер?», «Личность и риск на рынке», «Деловые переговоры на рынке», «Специалист и рынок».

В исследовании определялась самооценка реализации жизненных целей студентов по тесту Молочникова Н.Р. Интерпретация результатов самооценки студентов после проведенной работы проводилась отдельно по каждой из базовых жизненных сфер личности: работа, маркетинг; быт; физическое состояние; социальное состояние, человеческие отношения; душевная готовность, Вестник ЧГПУ102012 66

психологическое состояние; семейная жизнь; постановка личных конечных целей. Экспериментальная выборка составляла 253 человек, контрольная - 261. Результаты исследования показали, что в начале эксперимента мотивация студентов к выбору будущей профессии в основном сводилась к ее материальным стимулам и карьере, но в процессе обучения она изменилась в связи с созданием условий для социализационно - ситуационного подхода в образовании и профессионально-трудовой социализации студентов. Анализ данных показал, что студенты как контрольных, так и экспериментальных групп удовлетворены выбранной будущей профессией и считают, что будущая работа, знание иностранного языка (английского) поможет им в достижении жизненных целей.

Эффективность реализации представленной модели определяется возможностью профессионального развития будущих специалистов в образовательном пространстве колледжа, спроектированном на основе совокупности педагогических и лингвадидактических факторов, образующих технологический компонент механизма профессионально-трудовой социализации студентов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыто содержание понятия «профессионально-трудовая социализация студентов», заключающаяся в совокупности образовательных взаимодействий преподавателя и студента, направленных на создание определенных условий, способствующих профессиональной адаптации, самоактуализации, самореализации обучаемого;

- выявлена педагогическая сущность профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа, заключающаяся в формировании у них отношения к трудовым действиям в области своей будущей профессии и умения их выполнять;

- создана концептуальная модель профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа;

- разработан социализационно - ситуационный подход к профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа, заключающийся

в формировании у них профессиональных качеств и свойств, отношения к трудовым действиям в области своей будущей профессии и умения их выполнять;

- выявлены педагогические условия профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа: 1) профессионально-ориентационное взаимодействие участников образовательного процесса с информационной базой, характеризующей значимость своей профессии для общества, жизненный статус и обеспеченность ее представителей; 2) профессионально-трудовые включения студентов в теоретические задания и практические работы, в социа-лизованные задания в процессе производственной практики;3) образовательно -материальное обеспечение профессионально-трудовой социализации студентов, профессионально-трудовых сторон образовательных компонентов; 4) использование текущих значимых явлений;

- определены критерии и показатели профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа: социально-адаптивный критерий: 1) интериоризация культуры, 2) выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности, 3) профессиональная и трудовая адаптация в коллективах (общностях), 4) ориентация на условия профессионально-трудового и социального пространства, 5) овладение различными видами профессиональной деятельности; ценностно-смысловой критерий: 1) выбор и принятие ценностей и жизненных смыслов, 2) ответственное отношение к делу, 3) духовнонравственное развитие и творческое саморазвитие, 4) профессиональное самоопределение через рефлексию, 5) обращение профессиональных знаний в способности; познавательно-действенный критерий: 1) профессиональная компетентность, 2) профессионально-трудовое самоопределение, 3) деловая коммуникация, 4) трудовое самовоспитание, 5) управление своим профессиональным образованием.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1) получено новое научно-технологическое знание о профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа, 2) разработаны ее теоретикометодологические и содержательно-методические положения, отраженные в

концептуальной модели, 3)обоснована структура непрерывного процесса профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа, 4) обосновано существование образовательной функциональной системы профессионально-трудовой социализации студентов как механизма формирования профессиональных и социальных свойств и качеств личности, что может быть использовано для дальнейшего развития системы профессионального образования, 5) введено в научный оборот понятие «профессионально-трудовая социализация личности», 6) обоснованы условия подготовки технического колледжа к осуществлению непрерывной профессионально-трудовой социализации студента.

Практическая значимость исследования. Выполненное исследование помогает понять педагогическую сущность профессионально-трудовой социализации студентов и необходимость улучшения данного процесса в образовательном учреждении. Практическая значимость заключается в возможности внедрения концептуальной модели профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа в системы начального, среднего и высшего профессионального образования; в осознании сущности социализационно - ситуационного подхода в образовательном процессе[4,104] технического колледжа, в повторении действий субъектов образовательного процесса для улучшения профессионально-трудовой социализации студентов, как в отдельном среднем, так и в высшем учебном заведении; в использовании в практической деятельности учебных заведений отдельных результатов исследования.

Практическая значимость состоит в том, что в разработаны и использованы: 1) курсы и учебно-методические пособия для студентов 1 -4 курсов колледжа по профессиональному иностранному языку, подготовленных в рамках инновационного проекта «Лучший проект в отрасли» Российской Академии Естествознания в 2009-2011г.г.; 2) технологические рекомендации по работе со студентами 1 -4 курсов технического колледжа, использующих Интернет - ресурсы, при составлении презентаций на иностранном языке по профессиональной тематике.

В заключении подведены итоги проведенного исследования на уровне

обобщений и рекомендаций к их использованию, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейших путей исследования проблемы.

Библиографический список

1. Полонский, В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. - 144с.

2. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2005. - 432с.

3. Третьяков, П.И., Митин, С.Н., Бояренцева, Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Академия, 2003. - 368с.

4. Magazinnik,L.T. The optimization of study organizational forms and technologies as one of the methods of engineering education integration / European journal of natural history. - 2006,№ 2. - 156 p.

Bibliography

1. Magazinnik, L.T. The Optimization of Study Organizational Forms and Technologies As One of the Methods of Engineering Education Integration / European Journal of Natural History. - 2006. - № 2. - 156 p.

2. Polonsky, V.M. Estimation of Scientific Pedagogical Researches Quality. - M.: Pedagogika, 1987. - 144 p.

3. Rean, A.A., Bordovskaya, N.V., Rozum, S.I. Psychology and Pedagogics. -SPb.: Peter, 2005. - 432 p.

4. Tretiyakov, P.I., Mitin, S.N., Boyarentseva, N.N. Adaptive Management of Pedagogical Systems: Ed by P.I. Tretiyakov. - M.: Academy, 2003. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.