Научная статья на тему 'К определению понятия «Социально-профессиональное становление студентов»'

К определению понятия «Социально-профессиональное становление студентов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIALIZATION / SOCIAL AND PROFESSIONAL SOCIALIZATION / LABOR ACTIVITY / INDIVIDUAL AND PROFESSIONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирзянова Розалия Маликовна

Статья посвящена проблеме определения понятия социально-профессионального становления студентов, в которой оно рассматривается как многокомпонентное явление. Автор представляет социально-профессиональное становление с позиций социализации личности, а поскольку профессиональная деятельность играет важную роль в жизни каждого человека, то данному компоненту уделяется особое внимание на этапе обучения и пролонгированного самообразования в процессе реализации трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the definition of “social and professional formation of students” term

The article deals with the definition of social and professional development of students, in which it is studied as a multi-component phenomenon. The author presents social and professional development from the point of individual socialization; due to the important role that the professional activity plays in the life of the person the special attention is given to this component at the stage of training and prolonged self-education in the course of labor activity.

Текст научной работы на тему «К определению понятия «Социально-профессиональное становление студентов»»

УДК 37:370.1+370.12:378.180.6

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ

«СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ»

Р.М. Шакирзянова

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения понятия социально-профессионального становления студентов, в которой оно рассматривается как многокомпонентное явление. Автор представляет социально -профессиональное становление с позиций социализации личности, а поскольку профессиональная деятельность играет важную роль в жизни каждого человека, то данному компоненту уделяется особое внимание на этапе обучения и пролонгированного самообразования в процессе реализации трудовой деятельности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социализация, социально-профессиональная, трудовая социализация, личные и профессиональные качества обучающихся.

TO THE DEFINITION OF

“SOCIAL AND PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS” TERM

R. Shakirzyanova

Abstract. The article deals with the definition of social and professional development of students, in which it is studied as a multi-component phenomenon. The author presents social and professional development from the point of individual socialization; due to the important role that the professional activity plays in the life of the person the special attention is given to this component at the stage of training and prolonged self-education in the course of labor activity.

Keywords: professional self-determination, socialization, social and professional socialization, labor activity, individual and professional characteristics of students.

В настоящее время общество предъявляет новые требования к личности «профессионала». С изменением самой сферы труда, меняются и критерии измерения уровня профессионализма современного работника. Профессиональное самоопределение личности происходит на этапах допрофессиональной (профориентационной работы) и во время получения высшего, среднего, начального профессионального образования.

Актуальность данного направления педагогической науки определяется наличием у молодежи потребностей поиска самоопределения как витального, так и трудового. Таким образом, мы можем констатировать построение у молодых поколений жизненной и жизненнопрофессиональной траектории развития и становления, отражаемые в цепочке:

образование-самообразование - воспитание -самовоспитание — познание-самопознание — и, наконец, самореализация личности.

Современные подходы к организации

воспитательной и образовательной

деятельности вуза, направленной на

профессиональное самоопределение учащихся, в полной мере отражено в Государственных образовательных стандартах высшего образования поколения 3+, соответствующим образом разработанных в учебных планах, программах для всех специальностей, а также находит непосредственное отражение в

системе социально-воспитательной работы вуза [8].

Возрастные особенности студенческой молодежи позволяют считать данную возрастную группу наиболее восприимчивой для совершенствования внутреннего потенциала индивида. При этом процесс обучения в вузе позволяет оказывать немаловажное условие для развития личности и укрепления его психики, поскольку именно этот временной промежуток становления личности при соответствующих

организационных условиях позволяет влиять не только на умственное, но и на психическое развитие молодого человека [1, c. 22].

Фундаментальные знания приобретаются в процессе глубокой и систематизированной научно-практической совместной

деятельности педагогического состава и непосредственно обучаемых. Соответственно, процесс передачи приобретения знаний и должен происходить таким способом, чтобы не просто повысить знания, умения и развить определенные навыки, но и в максимальной степени развить творческую составляющую деятельности профессионала, кроме этого, подготовить учащихся к внутренней потребности, к постоянному

самосовершенствованию, что в дальнейшем позволит выпускникам самоопределиться и самореализоваться. На основании

вышеизложенного мы приходим к

1

заключению, что модернизация современного образования, позволяет изменить учебновоспитательный процесс в сторону усиления социально-профессионального развития

индивида только на основе понимания педагогами основ психической и познавательной деятельности учащегося поскольку требуется системный подход к изучению поведенческих и социально культурных детерминант, влияющих на процесс становления личности. Данная деятельность должна строиться также с учетом необходимости его мотивированного вовлечения в современную систему непрерывного образования и

совершенствования в течение всей жизни. В данном контексте следует обратить особое внимание на необходимость комплексного

изучения индивидуальных способностей и особенностей обучаемых [3, с. 41].

В целом классическая психологическая градация возрастов студенчества стала рассматриваться как отдельная возрастная и социально-психологическая категория (при исследованиях психофизиологических

параметров взрослых людей) с 1960-х годов, а сам термин был введен представителями ленинградской психологической школы, которой на тот период руководил Б.Г. Ананьев. Студенчество (18 - 25 лет)

представляет собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и рассматривается как пограничное состояние «поздняя юность -ранняя взрослость» [5, с. 13]. В современной психолого-педагогической науке отсутствует общепринятое понимание феномена

«профессиональной направленности

личности». Под данным термином мы понимаем совокупность мотивов,

сформированность системы, владение профессионально и культурно-значимым когнитивным рядом, а также набором (или стремлением его развить) определенных физических качеств, значимых для конкретной профессии.

Если мы говорим о совокупности мотивов и установок как о мотивации, то значимым становится рассмотрение принятой в психологической науке их классификации. Как известно, в теории общей психологии подразделяют виды мотивации и деятельности по различным показателям. Эти показатели разработаны разными учеными. Так, например, А.Н. Леонтьев дифференцирует мотивы по характеру участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы). Б.Ф. Ломов подразделяет на

временные характеристики - протяженности: далекая - короткая мотивация. П.М. Якобсон опирается на понятие социальной значимости: социальные - узколичные и т.д.

Не менее важным является обращение к такому понятию, как интеллектуально-эмоционально-волевая сфера личности, при определении доминирующей мотивации. Соответственно, мы можем говорить о высших духовных потребностях человека, которые могут рассматриваться с позиций нравственного (морального), интеллектуальнопознавательного и эстетического планов. Как утверждает в своем исследовании П.М. Якобсон, их соотнесение с духовными запросами и потребностями индивида отражается на чувствах, интересах и привычках [2,с. 34].

Социализация - важный, двусторонне значимый процесс как для всего общества в целом, так и для отдельно взятой личности, который, в свою очередь, является существенным показателем и критерием одновременного усвоения поведенческих норм, ценностных представлений, культурных доминант.

Успешная социализация во всех плоскостях (по вертикали - связь между поколениями и по горизонтали - связь в пределах одного поколения) является не только гарантом сохранения общества, но и успешного его функционирования. Выступая гарантом самовозобновляемости общества, успешная социализация позволяет

нивелировать разногласия различного уровня, предотвращая конфликты в обеих упомянутых ранее плоскостях. Недопонимание поколений может привести к разладу социальной жизни и крушению его целостности и культуры [7, с. 34].

При построении модели социальнопрофессионального становления студента вуза необходимым условием становится

определение ценностных ориентиров

конкретного общества и преобладающего типа социальных отношений, поскольку они также найдут отражение в профессиональной сфере функционирования общества. Отведение значимого места при формировании личности такими качествами, как самостоятельность, стремление к самообразованию и самовоспитанию, самопознание,

самореализации в жизни и будущей профессии. Следовательно, свобода выбора строится в рамках принятых норм, правил и, естественно, законодательной базы общества и, как социально-профессиональное

2

становление студента, предполагает связку -ответственность — свобода.

Сущность понятия профессиональной социализации многогранна: с одной стороны, профессиональная социализация - это неотъемлемая часть процесса становления личности, которая заключается в профессиональном приобщении, с другой стороны, это процесс профессионального становления, который является результатом удачного профессионального обучения и успешного действия непосредственно на рабочем месте человека (за счет личных профессионально-значимых качеств,

способностей и т.д.) [4, с. 1545]. Социальнопрофессиональное становление студента - это процесс либо спонтанный, либо организованный. А поскольку

профессиональная социализация имеет непосредственное отношение к трудовой деятельности, то она не будет полноценной без специально организованных действий, то есть кроме знаний и эмоционально-оценочного компонентов, рассмотренных ранее для данного процесса, также значим и деятельностный компонент. Таким образом, обеспечение эффективности подготовки выпускников вузов должно основываться на взаимосвязи общественно- и

профессионально-ориентированной, трудовой социализации (социализация на рабочем месте), духовно-профессиональной готовности с педагогически организованным трудом [9, с. 19].

Профессионально-ориентированная трудовая социализация - это не просто профессиональная подготовка человека, основанная на формировании и развитии профессиональных качеств, это процесс усвоения норм поведения сотрудников данной отрасли и приверженность им (например, медицинская этика) естественно, что эти нормы не идут вразрез с нормами социального поведения, но они дополняют

узконаправленное развитие человека, что в дальнейшем позволит ему легче находить общий язык с коллегами. Привитие навыков и умений в профессиональной сфере и постепенное обретение личностью соответствующих качеств является

неотъемлемым компонентом

профессионально-ориентированной, трудовой социализации. Трудовое воспитание при этом неразрывно связано с профессиональным самоопределением и означает наличие потребности трудиться на всем жизненном пути. Трудовая социализация подразумевает

два различных по времени этапа: профессионально-ориентированную социализацию в процессе получения образования (ведущими выступают принцип нормативно-мотивационной адаптации и принцип активности), профессиональное становление в процессе осуществления трудовой деятельности (ведущим выступает принцип профессиональной имитации). В совокупности эти два периода позволяют охарактеризовать процесс профессиональноориентированной трудовой социализации как непрерывный процесс. От эффективности, результативности первого этапа зависит успешность второго, а также его последующая значимость как для индивида, так и непосредственно для общества [13, с. 200].

При рассмотрении третьего компонента социально-профессиональной социализации -духовно-профессиональной готовности

личности, то при организации процесса важно опираться на принцип интериоризации принятых норм и ценностей социальнопрофессиональной среды, когда

осуществляется принятие внутренним «Я» элементов внешней среды [12, с. 249].

Профессионально-ориентированная деятельность направлена на то, чтобы углубить и расширить деловое общение, способствует привыканию в трудовом обществе, профессиональному осмыслению, приобретение социально-профессиональной установки собственного «Я» как формирование своей принадлежности к социальному обществу. В профессиональнотрудовом осмыслении своей социальной принадлежности социализацию можно разделить на первичную и вторичную ступени. Профориентация в школьный период, процесс очного и заочного обучения в колледжах и вузах, а также дополнительное и дистанционное обучение — это первичная ступень. К вторичной можно отнести получение второго или дополнительного образования на научно-практических конференциях, семинарах или при самостоятельном повышении квалификации [6, с. 72].

Таким образом, в ходе социально — профессионального становления студентов формируется не только личностные, но и профессиональные качества обучающихся. Однако, для успешной реализации данного процесса важно не просто повышать у студентов уровень общего интеллектуального развития, внимания, памяти, обучать их алгоритму осуществления анализа, образу

3

мыслей, важно развивать устойчивую мотивацию не просто к учебной деятельности, но к профессиональному и личностному росту и самосовершенствованию на протяжении всей жизни, а также развивать духовно -профессиональную готовность к данному процессу [10, с. 168].

Поскольку, как было определено ранее, в качестве студенчества мы рассматриваем возрастную группу (18 - 25 лет), то при организации процесса социально-

профессионального становления важно учитывать константы, от которых зависит протекание психических процессов: тип

нервной деятельности, темперамент, характер, способности; социальную среду, в которую

вовлечены студенты, те качества, которые сформировались у студента благодаря принадлежности к определенной социальной группе, национальные и, соответственно, культурные особенности (опуская вопрос гендерности) [11, с. 327].

Формирование социально-

профессионального становления студентов основано на воспитании отношения к выбранной профессии, которая становится ценностью, находя свое место в общей иерархии. Данная ценность формируется на основе развития мотивации и развития духовности, нравственности, развития когнитивных и эмпатических способностей.

Литература:

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2003. - № 3. - С. 23-24.

2. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского психо лого-педагогического Университета, 2006. - С. 144.

3. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. -2002. - № 3. - С. 40-48.

4. Дульмухаметова Г.Ф. Использование педагогами информационных методов обучения в условиях реализации образовательного процесса // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практической конференции. -2015. - № 1. - С. 1540-1547.

5. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991. - 48 с.

6. Любимова Г.Ю. От первокурсника до

выпускника: проблемы профессионального и

личностного самоопределения студентов // Вестник МГУ. - 2000. - № 1. - С. 70-75.

7. Морозова И.В. Самореализуется ли личность сегодня? // Прикладная психология. - М., 2000. - № 2. - С. 30-38.

8. Об утверждении типового положения об

образовательном учреждении высшего

профессионального образования РФ:

Постановление Правительства РФ № 264 от 05.04.2001 г. // СПС КонсультантПлюс. - М., 2011.

9. Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание как средство развития навыков межкультурной коммуникации в условиях глобализации: зарубежный опыт // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-8. - С. 18-20.

10. Фахрутдинова А.В. Формирование активной гражданской позиции студента в условиях единого образовательного пространства: зарубежный опыт // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 163-169.

11. Фахрутдинова А.В. Субъектная регуляция как механизм информационной безопасности личности // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - № 3. - С. 327-330.

12. Фахрутдинова А.В. Реформирование профессионального образования в Европе как условие повышения его конкурентоспособности // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2012. - Т. 210. - С. 247-251.

13. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Академия, 2005. - 405 с.

Сведения об авторе:

Шакирзянова Розалия Маликовна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Казанская ГАВМ», e-mail: [email protected]

Data about the author:

R. Shakirzyanova (Kazan, Russia), senior lecturer at the Department of Foreign Languages, Kazan State Academy of Veterinary Medicine, e-mail: [email protected]

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.