Л. А. Саенко, доктор социол. наук, профессор,
кафедра социальных технологий,
Северо-Кавказский федеральный университет,
Т. Г. Затеева, ст. преподаватель,
кафедра математики и информатики,
Ставропольский государственный
педагогический институт,
г. Ставрополь, Россия,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК БАЗОВЫЙ ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Авторы схематично представляют процесс профессиональной социализации, включая следующие компоненты: профессиональное образование, профессиональное взаимодействие, профессиональный опыт, профессиональное мастерство. Акцент сделан на компоненте «профессиональное образование» как основе будущей профессиональной деятельности. Профессиональное образование рассматривается как сложный, многоаспектный процесс, завершающий первичную профессиональную социализацию студентов в вузе. Авторы представляют развитие профессиональной социализации на трех уровнях: первый — личностный, второй — групповой, третий — институциональный. Обозначены основные составляющие каждого уровня. Выделены приоритетные направления развития и совершенствования профессионального образования, такие как рационализация структуры подготовки «человеческого капитала» в системе высшего и среднего профессионального образования, повышение качества образования, повышение инвестиционной привлекательности науки, укрепление связи производства и высших/средних учебных заведений, развитие системы социального партнерства работодателей и образовательных учреждений.
В статье обозначены условия, тормозящие процесс профессиональной социализации: слабая развитость инновационной системы и связи вузовской науки с профессиональной практикой. Авторы выделяют условия, способствующие успешной профессиональной социализации в вузе — это активная позиция студентов в обучении, готовность к профессиональной деятельности, квалифицированные педагогические кадры вуза, интеграция науки и практики, увеличение доли контролируемой самостоятельной работы в учебном процессе.
Ключевые слова: профессиональная социализация, профессиональное образование, уровни и компоненты профессиональной социализации, институты профессиональной социализации, профессиональные группы, профессиональная среда, студенты вуза, общественные институты, «человеческий капитал».
На современном этапе развития общества в условиях рыночной экономики проблемы профессиональной подготовки специалистов, профессионального становления личности приобретают особую актуальность в связи с тем, что возросли не только потребность в высокопрофессиональных специалистах, но и интерес к личности специалиста и его качественным характеристикам, влияющим на успешное включение в трудовые отношения и позитивную социальную мобильность. Впервые пробле-
ма профессиональной социализации была обозначена в конце XIX — начале XX веков. В дальнейшем была разработана теория профессиональной социализации (Т. Пар-сонс, П. Сорокин).
Весомый вклад в развитие теории профессиональной социализации внесли такие отечественные ученые, как С.Н. Иконников, А. В. Мудрик, Л.В. Мардахаев, М.Х. Титма, М.Р. Радовель, В.Ф. Сафин, Е.И. Головаха, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др. Авторы трактуют профессио-
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
нальную социализацию как неотъемлемую часть жизненного самоопределения.
Профессиональная социализация — это сложный, многоуровневый и многоструктурный процесс, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов, задейству-ющий различные механизмы социализации. В быстро меняющейся социально-экономической ситуации, когда потребности общества в высокопрофессиональных специалистах неуклонно растут, процесс профессиональной социализации нельзя считать конечным и сложно дать итоговую оценку уровню профессиональной социализации личности.
В настоящее время процесс профессиональной социализации представлен как по-липараметральное, социетальное явление, объединяющее в себе социальные действия и коммуникации, протекающие в профессиональной среде. Современная наука выделяет три уровня профессиональной социализации: первый — личностный, второй — групповой, третий — институциональный.
Личностный уровень предполагает накопление собственного опыта, формирование собственного профессионального ма-
стерства, предполагает «взросление» личности как профессионала.
Групповой уровень просматривается через профессиональную микросреду, в которую погружена личность, то есть тот профессиональный коллектив, с которым личность взаимодействует непосредственно.
Институциональный уровень обусловливает формирование профессиональных компетенций, профессиональной культуры и основ профессионального взаимодействия. Он предопределяет силу воздействия как на групповом, так и на личностном уровне.
Опираясь на базовые научные положения ученых — педагогов, социологов и собственный научный анализ, мы представляем процесс профессиональной социализации на институциональном уровне в виде поэтапно реализующихся, переходящих друг в друга микропроцессов, детерминантами которых являются институты социализации (рисунок).
Мы полагаем, что профессиональная среда представляет собой некую область, в которой большую часть профессиональной деятельности субъекта можно схема-
Схематичное изображение процессов профессиональной социализации на институциональном уровне
тично представить в виде пирамиды. Основание этой пирамиды — первичные знания о профессии, образующие определенную основу, от которой пирамида стремится вверх. Следователь- :
но, основание пирамиды — профессиональное образование, получаемое в образовательном учреждении. На этом уровне к процессу профессиональной социализации подключаются общественные институты, например:
— учреждения об- : разования, которые способствуют приобщению студентов к профессиональному сообществу, готовят компетентных специалистов, участников процесса социально-экономического преобразования государства;
— учреждения науки, способствующие формированию научно-исследовательских навыков, интеграции науки и профессионального интереса;
— государство, выступающее в качестве заказчика в подготовке молодых специалистов, социально мобильных, конкурентоспособных кадров.
«Стремление» пирамиды вверх показывает поэтапный переход от профессионального образования к профессиональному взаимодействию, профессиональному опыту, к профессиональному мастерству. В такой взаимозависимости наглядно видно: чем больше площадь основания пирамиды, тем более устойчивой конструкцией она будет являться.
Следовательно, чем прочнее получаемое профессиональное образование, тем эффективнее вся дальнейшая профессиональная деятельность и успешнее карьера специалиста. Профессиональное образование только тогда успешно выполняет свою функцию, когда сумма знаний, которую преподаватель передает студенту в процессе обучения, становится интеллектуальной культурой, миропониманием как обучающих, так и обучающихся1. Таким образом, образовательное учреждение берет на себя ответственность за подготовку профессионально компетентных молодых специалистов, за их успешную профессиональную
Профессиональное образование только тогда успешно выполняет
свою функцию, когда сумма знаний, которую преподаватель передает студенту в процессе обучения, становится интеллектуальной культурой, миропониманием как обучающих, так и обучающихся.
социализацию и готовность к профессиональной деятельности при таком сложном и очень важном социально значимом процессе.
Современному обществу нужны талантливые, профессионально активные люди, которые не только хорошо выполняют свою работу, но и вносят вклад в развитие государства и рост благосостояния. Обеспечить достижение заданной цели можно при эффективном процессе профессионального образования: организации, используемых формах, методах и т. п.
В настоящее время профессиональные знания являются основным фактором построения профессионально-трудовых отношений и развития производства. Слабая развитость инновационной системы является большой проблемой для образовательных учреждений, так как без интеграции образования, науки и производства невозможно подготовить всесторонне развитого, конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам современного общества. Связь вузовской науки и профессиональной практики слаба из-за недостаточно развитой системы социального партнерства работодателей и образовательных учреждений, инновационные образовательные программы и разработки внедряются с большим трудом, качество подготовки специалистов с появлением большого числа коммерческих вузов значительно снизилось. Поскольку развитие человеческого капитала напрямую зависит от развития экономики производства, промышленности — социально-экономическое развитие общества протекает медленно и неуверенно.
Понятие «человеческий капитал» предполагает рассмотрение данной социально-экономической категории через призму профессионального опыта, знаний, умений каждого субъекта профессиональной деятельности. Таким образом, человеческий капитал становится основным фактором социально-экономического развития и прогресса, так как аккумулирует в себе все те знания, умения и навыки, которые необходимы для
®
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
удовлетворения потребностей и самого человека и общества в целом. «Наличие качественной системы образования дает возможность населению не только воспроизводить, но и постоянно наращивать свой социокультурный капитал, что является важнейшим условием инновационного процесса»2.
На этапе профессионального образования следует обратить особое внимание на качество подготовки «человеческого капитала», которое определяется уровнем образовательного потенциала учреждений высшего и среднего профессионального образования. Потенциал учреждения профессионального образования определяется не только его материальной базой и технической оснащенностью, но и стратегическим планированием, инновационным мышлением руководителей и педагогов, способностью к социальному прогнозированию, высоким уровнем профессионального мастерства и духовного потенциала педагога. Роль педагогов в профессиональной социализации студентов значительна, так как прежде всего от них зависят степень комфортности для студентов среды обучения, уровень профессионализации.
Стремление некоторых высших и средних профессиональных учебных заведений представить у себя все возможные программы профессиональной подготовки, в ущерб своему основному профилю снижает эффективность как самого профессионального образования, так и дальнейшей про-
фессиональной социализации студентов. Так, достаточно распространенная практика подготовки специалистов по направлениям, не соответствующим профилю вуза, осложняется отсутствием базы, соответствующей этим направлениям, что препятствует успешному вхождению студентов в профессиональное сообщество. Кроме того, снижаются возможности вуза для инновационного развития по своему основному, профильному направлению.
Переориентировка нового стандарта профессионального образования на увеличение доли самостоятельной и практической работы студентов должна способствовать повышению уровня профессионального образования. Самостоятельная работа и практическая работа являются неотъемлемой частью учебно-познавательной деятельности и способствуют получению более прочных и глубоких знаний, формированию умений и навыков, соответствующих выбранной профессии, профессиональному становлению и развитию будущих специалистов.
В связи с изложенным выше нами обозначены приоритетные направления развития и совершенствования профессионального образования:
— рационализация структуры подготовки «человеческого капитала» в системе высшего и среднего профессионального образования;
— повышение качества образования (подготовка конкурентоспособных, профес-
сионально мобильных, профессионально зрелых молодых специалистов);
— повышение инвестиционной привлекательности науки;
— укрепление связи производства и высших/средних учебных заведений;
— развитие системы социального партнерства работодателей и образовательных учреждений.
Таким образом, профессиональное образование — это сложный, многоаспектный процесс, завершающий первичную профессиональную социализацию субъекта профессиональной деятельности и являющийся необходимым условием его профессионального развития и становления.
Возросшие требования общества к уровню подготовки молодого специалиста в вузе показывают, что профессиональное образование является главным детерминантом всего процесса профессиональной социализации/^
Литература
1. Цвык В.А Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2003. № 4-5. С. 258-269.
2. Арутюнов В., Стрекова Л., Цыганов С. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 29-39.
PROFESSIONAL EDUCATION AS A BASIC PROCESS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION
L. A. Saenko, Doctor of Sociology, Professor, the department of sociological technologies, North-Caucasus Federal University, T. G. Zateeva, senior lecturer, the department of mathematics and informatics, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia, [email protected], [email protected]
The authors present in schemes the process of professional socialization, including the next components: professional education, professional interactions, professional experience and professional mastery. The stress is made on the component «professional education» as a basis for future professional activity. Professional education is considered as a complicated, multi-aspect process, which finishes initial professional socialization of students in university. The authors present development of professional socialization at the three levels: the first — personal, the second — group, the third — institutional. The main constituents of each level are defined. This work also marks top-priority areas of development and improvement of professional education as: rationalization of training structure «human's capital» in the system of higher and secondary professional education, education's quality improvement, rise of science's investment attractiveness, strengthening of bounds between industry and higher/secondary educational institutions, development of social partnership system of employers and educational institutions.
The article marks out the conditions which slow down the process of professional socialization: poor development of innovative system and poor connection of university's science and professional practice. The author provide the conditions promoting successful professional socialization in university: active position of students in educational process, preparedness to professional activity, competent lecturers, integration of science and practice, enlargement of controlled solitary works in educational process.
Key words: professional socialization, professional education, levels and components of professional socialization, professional socialization institutions, professional groups, professional environment, university students, public institutions, «human capital».
References
1. Tsvyk V.A Professionalizatsiia kak sotsial'nyi protsess [Professionalism as a social process]. Vestnik RUDN — Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. The «Sociology» Series. 2003, no. 4-5, pp. 258—269.
2. Arutiunov V., Strekova L., Tsyganov S. Innovatsii i sistema korporativnogo obrazovaniia: vklad universiteta [Innovation and the system of corporate education: the contribution of the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Hidher education in Russia. 2005, no.1, pp. 29—39.