УДК 371.126:371.035
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Т.В. Маршева, С.М. Переточкина, Р.М. Шакирзянова
Аннотация. В данной работе рассматриваются некоторые вопросы подготовки педагогов к реализации воспитания, в целом и гражданского, в частности. При этом проблема профессиональной социализации понимается как освоение присущих педагогу социальных и личностных гражданских смыслов и ценностей. Организация передачи учебного материала и освоение будущими педагогами теории или методов расскрываются в виде четырехступенчатой структуры.
Ключевые слова: воспитание, гражданская позиция, подготовка педагогов, профессиональное образование, профессиональная социализация, учитель.
PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF A TEACHER
AND ECUCATION FOR CITIZENSHIP
T. Marsheva, S. Peretochkina, R. Shakirzyanova
Abstract. The article examines some of the issues of teaching staff training for the implementation of education in general and of civil one in particular. In this case, the problem of professional socialization is understood as the development of social and personal civil significanceand valuesappropriate for teachers. Organization of educational process and the development of the theory or methods by future teachers is considered as a four-stage structure.
Keywords: education, citizenship, training of teaching staff, professional education, professional socialization, teacher.
В условиях нарастающего расслоения, современное общество, к сожалению, еще не в состоянии обеспечить всем людям одинаковую возможность на благосостояние и развитие. Экономическое неравенство, в полной мере, отражается на формировании отношения человека к окружающему миру. Как один из технологических компонентов реализации процесса воспитания мы рассматриваем необходимость нейтрализации отрицательного воздействия экономических и социальных условий жизни. Воспитание должно определить совокупность мер, направленных на обеспечение человека необходимыми условиями развития личности.
Подготовка педагогов к реализации воспитания является важным аспектом профессионального образования, поскольку зона профессиональной компетенции при
выполнении воспитательной функции близка к работе психолога, однако имеет свою специфику. Часто в условиях общественной и культурной неоднородности учащихся в задачи педагога входит формирование гражданских, демократических ценностей у учащегося, норм демократического общения и поведения, жизненного смысла, что иногда идет в разрез с установками, принятыми в семье ребенка, поэтому ведущим компонентом подготовки педагога является профессиональная социализация, т.е. освоение присущих ему социальных и личностных гражданских смыслов и ценностей. Поскольку гражданское воспитание
реализуется в рамках большого числа предметов, педагогический процесс с учетом дидактической направленности должен реализовываться при определенных условиях:
- способствовать формированию демократического взгляда на систему социальных ролей будущих педагогов;
- обеспечивать открытость, за счет которой идет преодоление стереотипов, и формируется готовность к передаче демократической приверженности;
- обеспечение демократической, толерантной институциональной среды учебного заведения, механизмов внутреннего регулирования учебного процесса, организации досуга учащихся, демократического, толерантного коммуникационного поля [3].
Так, содержание подготовки будущих организаторов воспитательного процесса, направленного на формирование активной гражданской позиции учащихся, состоит из гносеологического, процессуального, научно исследовательского блоков.
Гносеологический - подразумевает систему предметных, предметно-ориентированных и отдельно гражданских знаний, использование которых позволяет организовывать процесс обучения и воспитания, направленный на воспитание члена демократического общества, он основан на междисциплинарном подходе к получению знаний и подразумевает набор фундаментальных дисциплин гуманитарной направленности, способствующих развитию
личности, демократической и гуманистической приверженности самого педагога.
Особое значение приобретают социально-гуманитарные предметы, поскольку в основе гражданского воспитания лежат его гуманизация и гуманитаризация. На методологическом уровне в основе гуманитаризации образования лежит укрепление связи образования с философскими основами, знание которых приводит к пониманию важности и правильности демократического уклада общественной жизни.
Процессуальный блок подготовки специалистов строится при учете требований и достижений научно-технического прогресса, способствующего постоянному развитию форм и методов гражданского воспитании. Он отражает новые требования, предъявляемые к организации учебно-воспитательного процесса в условиях технологизации общества и ускорения темпов его развития и новых требований к жизни государства, локального сообщества и отдельно взятого человека.
Социально обусловленная интенсификация процесса требует освоения интенсивных форм воспитания взамен уходящим экстенсивным. Введение интерактивной подготовки, основанной на взаимодействии школы, вуза, сообщества, политических организаций, центров разработки программ определяет современную специфику педагогического образования [4;5].
Применительно к педагогической подготовке педагогов и специалистов в области гражданского воспитания особое значение придается повышению методического уровня преподавания, когда наиболее оптимальное использование средств, форм и методов обучения достигается при личностно -ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса и понимании мультиролевого функционала педагога при их применении [2].
В ряде зарубежных стран применяется четырехступенчатая организации передачи учебного материала и принятия педагогами теории или методов предложенных профессором: 1 этап - введение, представленное в виде преподнесения профессором учебного материала; затем предлагается 2 этап «принятия и персонализации», подразумевающий обсуждение, принятие решения; 3 этап «аналитической корректировки»,
предполагающий совместный анализ и дополнение; 4 этап - заключение, часто предполагающее программу дальнейшего развертывания ситуации, чтобы обучаемые педагоги могли определить или продолжить самостоятельно дальнейшее развитие
полученных идей, знаний и навыков. При этом порядок блоков может варьироваться при использовании демонстративного блока, который может выступать как 2-й или 3-й этап; при этом характер демонстрационного материала определяет его место в процессе передачи знания [1].
Научно-исследовательский блок связан с организацией поискового характера обучения в вузах и необходимостью постоянного научного роста студента. В него входят: подготовка проектов, курсовых работ или написания эссе как конечного результата прохождения курса для получения оценки, тем не менее важно отметить необходимость открытия в университетах не просто научно образовательных, но и научно-адаптационных центров разработки программ воспитания, что связано с высокой необходимостью осуществления вузами фондрайзинговой деятельности. Поэтому привлечение студентов к процессу непосредственно научного конструирования совместно с педагогами обретает особую значимость.
Современная ситуация такова, что гражданское воспитание подразумевает не только программную реализацию, но и является динамически развивающейся индустрией во всем мире с огромным количеством постоянно совершенствующихся теоретических наработок и обновляемых программ.
За рубежом система непрерывного образования позволяет совершенствовать профессиональные навыки педагога наравне с программами обучения в течение всей жизни; дает возможность изменения профессии в зависимости от требований личности в соответствии с ее социальным, экономическим статусом или политическими взглядами. Подготовка или переподготовка педагога, осуществляющего гражданское воспитание, рассматривается не просто как прохождение базового курса с незначительной дополнительной подготовкой впоследствии, а как непрерывный процесс обучения и совершенствования, контроль за которым возложен непосредственно на учебное заведение, в котором будет работать специалист
[5].
Идея непрерывного профессионального совершенствования — это теория постоянного взаимопроникновения теории и практики, имплементированной в программу учебного заведения. В результате чего наука не воспринимается как теоретический конгломерат философских психологических, политических, социологических и других идей,
предполагающий разработку теории, которую впоследствии было возможно и предлагалось претворить в жизнь [9].
Новые технологии, формы и методы, благодаря непрерывному образованию, находят практическое применение сразу после апробации эффективности и жизнеспособности, получая, в свою очередь, дальнейшее совершенствование, развитие и новое поле для распространения и внедрения в условиях организации большого количества мероприятий по передаче опыта.
Идея непрерывного образования способствует развитию профессиональной компетенции и формированию
профессиональных установок человека и реализуется за счет магистерских программ, непродолжительных программ и курсов, специально организованных симпозиумов, конференций, летних лагерей, за счет функционирования центров и методических объединений при университетах, отделах образования, центрах разработки программ по гражданскому воспитанию.
Можно выделить ведущие тенденции, присущие изменению в кадровой подготовке специалистов по гражданскому воспитанию.
Таким образом, критериями высокой профессиональной социализации педагога по реализации гражданского воспитания должны стать: концептуальный - понимание теоретических основ профессии: наличие набора знаний, понимание и знание идей гражданского воспитания, принципов, задач;
инструментальный - владение базовыми профессиональными навыками и
инструментарием: возможность правильного планирования и разработки механизмов передачи знаний и развития у учеников гражданских навыков с последующим формированием у них активной гражданской позиции; интегративный - способность сочетать теорию и имплементировать ее в практику учебно-воспитательного процесса учебного заведения; контекстуальный - средово-опосредованное поведение педагога и подбор механизмов развития активной гражданской позиции у учащихся в зависимости от культурных, экономических, социальных особенностей окружения; адаптивный -готовность к изменениям алгоритма действий и приспособления программы (дополнение, корректировка) в зависимости от педагогической необходимости; продуктивный - готовность к саморазвитию и профессиональному совершенствованию [2;6].
В обязанности педагога входит не только задача привлечь учащихся и включить их в определенную деятельность. Надо так организовывать эту деятельность, чтобы она стимулировала демократические и толерантные формы общения. Условия этого продуктивного общения - свобода выбора, организация форм взаимодействия учеников, которые
способствуют развитию их самооценки и правильности в действиях. Демократический климат не только общения на уровне педагог - обучаемый, но и на общеинституциональном - важный и самый трудный для реализации компонент гражданского воспитания. Он требует от педагогов и других специалистов, работающих с воспитанниками, компетентности, преданности демократическим идеям и цели - формированию активной гражданской позиции, увлеченности, взаимоподдержки и профессионализма [3].
Именно в этом плане вновь возрастает роль не только подготовки и переподготовки учителей, занимающихся гражданским воспитанием, но и роль взаимоотношений всего педагогического коллектива и представителей различных организаций, участвующих в создании социально - институциональной модели формирования активной гражданской позиции. В современной педагогике англосаксонских стран демократические отношения в коллективе рассматриваются как один из важнейших признаков его сплоченности и воспитательной эффективности, высокого уровня его развития как инструмента воспитания [6;7].
В зарубежной педагогике есть немало примеров формирования ученических демократических сообществ, перед которыми стоит задача формирования активной гражданской позиции каждого отдельно взятого члена, подразумевающая уважение и принятие точки зрения, формирование чувства собственного достоинства, утверждение чувства справедливости [8;9;10].
Такому развитию способствует
предоставление свободы и самостоятельности в организации своей жизни. Педагог должен понимать, что школа - это среда, где деятельность организовывается или
направляется при условии контроля и помощи со стороны каждого отдельно взятого педагога и педагогического коллектива в целом. При этом баланс непосредственно педагогического воздействия определяется за счет готовности педагога к осуществлению его деятельности. С одной стороны, он не может выходить за рамки помощи, чтобы авторитетом и внушением не
подавить самодеятельности, с другой, он должен контролировать процесс формирования активной гражданской позиции, предотвращая или, наоборот, моделируя таким образом критические ситуации, которые необходимо будет корректировать впоследствии для формирования собственного жизненного опыта учащихся.
Таким образом, подготовка педагогов к реализации гражданского воспитания реализуется как часть вузовской подготовки и как специализированная педагогическая подготовка (переподготовка). Организация учебно-воспитательного процесса в вузе строится на следующих принципах: единства образовательной, научной и практической деятельности студентов, общественно-демократической и коммунитарной
направленности образовательного процесса, практико-ориентированной итоговой аттестации, институционально-демократической инклюзивности студентов, поисково-аналитической организации учебного процесса. Организационные условия: формирование демократического мышления и понимания социальных отношений в условиях демократии у
будущих педагогов; обеспечение открытости; обеспечение демократической и толерантной институциональной среды учебного заведения, механизмов внутреннего регулирования учебного процесса, организации досуга учащихся, демократической, толерантной коммуникации. При этом компетентность учителя подразумевает наличие у педагога активной гражданской позиции, которая оценивается по наличию когнитивного компонента (знание и понимание поля деятельности), ценностного компонента (приверженность демократическим ценностям) и технологического (профессиональное
мастерство) [4]. Мы считаем, что в процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому принадлежит. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия, со знанием ответственности по отношению к будущему формирующейся личности. Эту задачу может решать эрудированный и квалифицированный педагог.
Литература:
1. Соколов Е. Иллюзии и реалии западных школ / Е. Соколов // Директор школы. - 1996. - № 4. -С. 73-76.
2. Фахрутдинова А.В. Современное понимание гражданского воспитания учащихся: содержательный аспект / А.В. Фахрутдинова // Известия Уральского Федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2015. - № 3(141). - С. 170-175.
3. Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах на рубеже ХХ -XXI веков: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Фахрутдинова Анастасия Викторовна // Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. - Казань. - 2012. - 42 с.
4. Фахрутдинова А.В. Проблема стандартизации и дифференциации гражданского воспитания в англосаксонских странах на рубеже ХХ - XXI веков [Электронный ресурс] / А.В. Фахрутдинова // Современные проблемы науки и образования. - 2012.- № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5340
5. Фахрутдинова А.В. Генезис гражданского воспитания в США, Великобритании, Канаде и Австралии / А.В. Фахрутдинова // Сибирский учитель. - 2011. - № 6(79). - С. 27-33.
6. Щепкина Н.К., Андрейченко А.О. Изучение структурных и содержательных особенностей социальной креативности студента / Н.К. Щепкина, А.О. Андрейченко // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 72. - С. 69-73.
7. Щепкина Н.К. Содержание и процессуальные аспекты преподавания дисциплины «Пеницитарная педагогика и психология» / Н.К. Щепкина // Образовательная среда вуза, ресурсы, технологии. - Амурский государственный университет. - Благовещенск. - 2015. - С. 69-72.
8. Davies J. Diversity and Teacher Education: Research into Training Provision in England: End of Project Report, 2006. - Режим доступа: http://www.multiverse.ac.uk/attachments/80812ad2-6f70-4470-b632-f65c10a70b3b.doc
9. Kolesnikova J., Kamasheva A., Fakhrutdinova A. Higher Education Demands Of The Labor MarketProcedia - Social and Behavioral Sciences Vol. 191. - 2015. - P. 1183 - 1186.
10. Qualifying to teach: professional standards for Qualified Teacher Status and requirements for initial teacher training/ Department for Education and Skills and Teacher Training Agency. - London: DfES/ TTA, 2003. -20 p.
Казанский педагогический журнал, №2, том 2, 2016 Сведения об авторах:
Маршева Татьяна Владимировна (г. Казань, Россия), старший преподаватель, Казанский федеральный университет.
Переточкина Светлана Михайловна (г. Казань, Россия), старший преподаватель, Казанский федеральный университет.
Шакирзянова Розалия Маликовна (г. Казань, Россия), старший преподаватель, Казанский федеральный университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
T. Marsheva (Kazan, Russia), senior lecturer, Kazan Federal University.
S. Peretochkina (Kazan, Russia), senior lecturer, Kazan Federal University.
R. Shakirzyanova (Kazan, Russia), senior lecturer, Kazan Federal University, e-mail: rozalj [email protected]