2016, том 18 [8]
—--—
УДК 37.032
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА
Р.М. Шакирзянова, К.А. Сахибуллина, Н. Ф. Хасанова
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казань, Республика Татарстан
Аннотация. В статье речь идет о важности профессиональной культуры студента аграрного вуза, которая складывается из культуры речи, культуры поведения и общей культуры. Дается анализ комплексному подходу развития культуры личности. Раскрывается сущность значимости профессиональной культуры, условий ее формирования как важного фактора развития и становления качеств личности квалифицированного специалиста, где культура рассматривается не только, как сумма профессиональных знаний, умений и навыков, а также как часть общей духовной культуры.
Ключевые слова: профессиональная культура, культура речи, качества личности студента, специалист аграрного профиля.
В интенсивно меняющемся мире общественность требует от квалифицированного специалиста соответствовать выбранной профессии, и кроме того уметь принимать традиционные устои, правила и нормы поведения в рабочей среде.
Большая роль отводится умению владеть культурой профессионального общения, а также умению использовать профессионально-значимые качества на практике. Под общением в профессиональной сфере понимается коммуникативная взаимосвязь специалиста с коллегами и клиентами организаций в процессе рабочей деятельности. Чтобы профессиональная деятельность была успешной, квалифицированному специалисту необходима правильная, культурная речь, т. е. необходимо обладать лингвистическими и ком-
муникативными компетенциями в профессиональном общении. Это включает в себя: владение нормами литературного языка; речь должна быть выразительной и логичной; умение правильно и грамотно использовать профессиональную терминологию; умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника; умение прогнозировать развитие диалога; умение создавать и поддерживать благоприятную атмосферу общения; контролировать эмоции; умение направлять диалог в соответствии с целями трудовой деятельности [9].
Изложенное выше позволяет судить о значимости профессиональной культуры, условий ее формирования как важного фактора развития и становления качеств личности квалифицированного специалиста. Изучению
—--—
~ 31 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г.А. Балла, М.Г. Бойко, А.Г. Выдры, Н.И. Волошко, Е.А. Климова, А.В. Просфоры, В.В. Рыбалки и др. [4]. В процессе подготовки будущего специалиста основную значимость имеет формирование профессиональной культуры, которая представляет собой процесс преобразования общественно-профессиональных ценностей в индивидуальные. По мнению Н. В. Крыловой профессиональная культура — не просто умение определить и выбрать лучшую культурную норму, а скорее стремление использовать новые культурные образцы. На ее взгляд, профессиональная культура является состоянием самовосстановления собственной культуры и культурной идентичности в образовании, которая подвергается постоянным изменениям [2]. Таким образом, основа профессиональной деятельности и отношение к выбранной профессии зависит от внутренней культуры личности выпускника, который также должен иметь твердую гражданскую позицию [8]. Сущность профессионализма квалифицированного специалиста обосновывается следующими подходами: личностный (основывается на определении профессионально важных качеств специалиста как субъекта труда), деятельност-ный (базируется на выявлении закономерностей профессионального роста через изучение результативности его деятельности), целостный (основан на взаимосвязанном изучении личностного и профессионального роста) [3].
Изучение как специальных, так и социально-гуманитарных дисциплин способствует формированию профессиональной культуры, результатом которого становится целостная подготовка всесторонне развитого специалиста. По мнению В. А. Семиченко, значение процесса формирования профессиональной культуры состоит в том, чтобы помочь будущему специалисту осознать сущность вы-
бранной профессии, ее требования к исполнителю, цели, содержание и функции выбранной профессии, возможные индивидуальные стратегии выполнения обязанностей, специфику профессионального мастерства и пути овладения ею, приемы творческой адаптации к содержанию и структуре профессиональной деятельности [7]. Теория и практика, как концепция знаний, умений и навыков представляется основой профессиональной культуры, которая определяет степень индивидуальных качеств будущего специалиста. Согласно определению, которое предоставляет культурологический словарь, профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной деятельности, зависит от социально-экономического состояния общества и добросовестности в овладении определенными знаниями, навыками конкретной профессии и их практическом использовании. По мнению А. И. Капской, профессиональная культура, кроме необходимых знаний, умений и навыков включает в себя определенные личностные качества, нормы отношения к различным составляющим профессиональной деятельности [4]. Обобщая результаты исследований профессионально важных качеств человека А. Санникова выделяет те качества, которые, по мнению ученой, имеют универсальный характер: ответственность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, склонность к риску и т.д. [6].
Специалисту аграрного профиля нужно уметь управлять в повседневной деятельности сложными динамическими системами: производственными объектами, технологическими процессами, коллективами работников и т.д. Для него характерны свойства следующих профессиональных групп: человек — техника, человек — природа, человек — знаковая система, человек — человек [5]. В решении проблем в профессиональной деятельности специалисту аграрного профиля помогают современные инновационные методы: создание нового в земледелии, увеличе-
~ 32 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Шакирзянова Р.М., Сахибуллина КА., Хасанова Н.Ф. Формирование профессиональной культуры студента...
-----
ние высокопродуктивного поголовья сельскохозяйственных животных, формирование комплексной системы механизации и автоматизации сельхозмашин, организация разумной системы оплаты труда и др. В процессе проектирования происходит отбор научно-аргументированных управленческих решений по созданию и развитию объектов.
Управленческое решение представляет собой результат творческого анализа проблемной ситуации, способы, методы и средства ее разрешения. В настоящее время применяются математические модели при решении максимального или минимального значения целевой функции [1]. Поэтому в ГОС ВО специальностей аграрных вузов большое значение уделяется овладению будущими специалистами методов математического моделирования социально-экономических и производственно-технологических процессов. Новизна профессионального образования, развиваемая В. А. Сластениным, обращает внимание педагогов на высокую ценность, уникальность творческой личности специалиста, как самоорганизующегося субъекта, способного к преобразующей инновационно-интеллектуальной деятельности в процессе профессионального становления [5].
Немаловажное значение в сельскохозяйственных вузах придается оптимизации модели профессиональной деятельности и модели личности специалиста. Модель специалиста рассматривается как эталон сформиро-ванности личностных и профессиональных качеств выпускника. Поэтому как в содержании обучения, так и в реальном учебном процессе должно отражаться моделирование профессиональной деятельности, благодаря этому обучающиеся получают правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности. Все это позволяет максимально в процессе обучения овладеть профессиональными качествами, чтобы безболезненно перейти после окончания вуза к реальному осуществлению своих профессиональных функций.
Для совершенствования как личностных, так и профессиональных качеств будущего специалиста необходимо оптимальное содержание и структурирование профессионально значимого материала, развивающие задачи, направленных на формирование профессиональной компетентности, разработка креативных проектов; оптимальные формы обучения (лекция; лабораторно-практическое занятие; деловая игры; самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа; научно-исследовательская работа студента; курсовое и дипломное проектирование); а также применение стимулирующих и мотивирующих методов обучения; оптимальные ресурсы (учебники; учебные пособия; сборники задач, заданий; справочники; методические указания; научная литература; педагогические программные средства; компьютеры) [2].
Обобщая вышеизложенное можно сказать, что профессиональную культуру будущего специалиста необходимо рассматривать не только как сумму профессиональных знаний, умений и навыков, а также как часть общей духовной культуры, которая проявляется в профессиональной компетентности, готовности к анализу и оценке профессионально-этических проблем, принятии самостоятельных решений, коммуникативного мастерства, сознательной готовности к самообразованию, саморазвитию, постоянному профессиональному совершенствованию [5].
Одним словом, имидж специалиста предполагает наличие общей культуры, без которой вряд ли будет культура профессиональная. В свою очередь, общая культура невозможна без речевой культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дульмухаметова Г.Ф. Использование педагогами информационных методов обучения в условиях реализации образовательного процесса // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических коферен-ций. 2015. № 1. С. 1540—1547.
~ 33 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
2. Дульмухаметова Г.Ф., Шакирзянова Р.М. Профессиональная социализация студентов на занятиях по иностранному языку в вузе // Научное обозрение. Гуманитарные науки. 2016. № 5. С. 20—23.
3. Крылова Н.В. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
4. Куницкая Ю.И. Философско-теоретиче-ское основание изучения педагогического профессионализма // Педагогика. 2004. № 6. С. 21—25.
5. Музалёв А. А. Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1040—1045.
6. Погонышева Д. А. Оптимизированное моделирование профессиональной подготовки студентов аграрного вуза: автореф. дис. ... док. пед. наук. М., 2010.
7. Санникова О.П. Эмоциональность в структуре личности. Одеса — Хорс, 1995.
8. Семиченко В.А. Пути повышения изучения психологии. К.: Магистр^, 1997.
9. Фахрутдинова А. В., Выборнова Л. А. Роль традиции в духовно-нравственном становлении гражданина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1(2). С. 29—31.
10. Фахрутдинова А.В., Маршева Т.В. Современные подходы к пониманию коммуникативных стратегий // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 6—2. С. 185—188.
FORMATION OF STUDENT'S PROFESSIONAL
CULTURE IN THE CONDITIONS
OF AGRARIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
R.M. Shakirzyanova, K.A. Sakhibullina, N.F. Khasanova
Kazan Federal University Kazan, Republic of Tatarstan
Annotation. This article is about importance of student's professional culture of agrarian higher education institution, which consists of speech culture, cultural behavior and general culture. The analysis is given to an integrated approach of cultural development of personality. The essence of professional culture is opened, conditions of its formation as an important factor of development and formation of qualities of a qualified specialist, where the culture is considered not only as the sum of professional knowledge, skills but also as a part of general spiritual culture.
Key words: professional culture, standard of speech, qualities of the student's identity, agricultural expert.
REFERENCES
1. Dul'muhametova G.F. Ispol'zovanie pedago-gami informacionnyh metodov obuchenija v uslovijah realizacii obrazovatel'nogo processa. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauch-no-prakticheskih koferencij, 2015, no. 1, pp. 1540— 1547.
2. Dul'muhametova G.F., Shakirzyanova R.M. Professional'naja socializacija studentov na zanjatijah po inostrannomu jazyku v vuze Nauchnoe obozrenie. Gumanitarnye nauki, 2016, no. 5, pp. 20—23.
3. Krylova N.V. Culturology of education. Moscow, Narodnoe obrazovanie, 2000. (in Russian).
4. Kunickaja Ju.I. Filosofsko-teoreticheskoe os-novanie izuchenija pedagogicheskogo professionaliz-ma. Pedagogika, 2004, no. 6, pp. 21—25.
5. Muzaljov A.A. Professional'naja kul'tura i ee rol' v formirovanii professional'nyh kachestv speciali-sta v uslovijah professional'no-tehnicheskoj shkoly. Molodoj uchenyj, 2014, no. 4, pp. 1040—1045.
6. Pogonysheva D.A. Optimizirovannoe mode-lirovanie professional'noj podgotovki studentov agrar-nogo vuza: avtoref. dis. dok. ped. nauk. Moscow, 2010.
~ 34 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Шакирзянова Р.М., Сахибуллина КА., Хасанова Н.Ф. Формирование профессиональной культуры студента...
-----
7. Sannikova O.P. Jemocional'nost' v strukture lichnosti. Odesa, Hors, 1995.
8. Semichenko V.A. Puti povyshenija izuche-nija psihologii. K.: Magistr- S, 1997.
9. Fahrutdinova A.V., Vybornova L.A. Rol' tra-dicii v duhovno-nravstvennom stanovlenii grazhda-
nina. Obrazovatel'naja sreda segodnja: strategii razvitija, 2015, no. 1(2), pp. 29—31.
10. Fahrutdinova A.V., Marsheva T.V. Sovre-mennye podhody k ponimaniju kommunikativnyh strategij. Novaja nauka: Teoreticheskij i praktiche-skij vzgljad, 2015, no. 6-2, pp. 185—188.