Научная статья на тему 'Формирование личности студента в процессе изучения дисциплин ‎ ‎специализации автотранспортного профиля ‎'

Формирование личности студента в процессе изучения дисциплин ‎ ‎специализации автотранспортного профиля ‎ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ / ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / STUDENT / PERSONALITY DEVELOPMENT / MOTIVATION / GOAL / NATURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Владимир Сергеевич, Лукин Александр Павлович

Рассмотрен процесс формирования личности студента на этапе овладения профессиональной деятельностью при изучении специальных дисциплин с учётом факторов, определяющих становление личности профессионала на основе единства профессионального и личностного развития. Обозначены специфические характеристики учебно-профессиональной деятельности студента старших курсов, когда студент, включенный в учебно-профессиональную деятельность, сам является предметом изменений. Выделены два типа мотивации, характеризуемые учебно-профессиональной деятельностью: мотив достижения и познавательный мотив. Установлено, что в обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации. Рассмотрены принципы формирования личности компетентного специалиста как специалиста особого класса, способного достигать высочайшего мастерства в результате реализации своего природного потенциала, благодаря гармонизации индивидуальных психофизиологических врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми профессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков Владимир Сергеевич, Лукин Александр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the person of students in the study of discipline specialisation profile road ‎transport ‎

Some aspects of the formation of the individual student in the study of their special subjects, taking into account factors that affect the formation of the personality of a professional on the basis of professional and personal development. Marked specific characteristics of educational and professional work of students of older years, when the student is included in the training and professional activities, he is subject to change. Two types of motivation are allocated, characterized by educational and professional activities: achievements motive and cognitive motive. It was found that the learning achievement motivation is subject to cognitive and professional motivation. The principles of formation of the person competent specialist as a special class of specialist able to reach the highest skill as a result of its natural potential, thanks to the harmonization of individual psychophysiological inherent capabilities with the requirements of the profession.

Текст научной работы на тему «Формирование личности студента в процессе изучения дисциплин ‎ ‎специализации автотранспортного профиля ‎»

2016, том 18 [5]

—-ЕЧс^З-—

УДК 378.147.88

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРОФИЛЯ

В. С. Волков, А.П. Лукин

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г. Ф. Морозова» Воронеж, Россия, 394087

Аннотация. Рассмотрен процесс формирования личности студента на этапе овладения профессиональной деятельностью при изучении специальных дисциплин с учётом факторов, определяющих становление личности профессионала на основе единства профессионального и личностного развития. Обозначены специфические характеристики учебно-профессиональной деятельности студента старших курсов, когда студент, включенный в учебно-профессиональную деятельность, сам является предметом изменений. Выделены два типа мотивации, характеризуемые учебно-профессиональной деятельностью: мотив достижения и познавательный мотив. Установлено, что в обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации. Рассмотрены принципы формирования личности компетентного специалиста как специалиста особого класса, способного достигать высочайшего мастерства в результате реализации своего природного потенциала, благодаря гармонизации индивидуальных психофизиологических врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми профессией.

Ключевые слова: студент, формирование личности, мотивация, достижение цели, природный потенциал.

Достигнутый уровень качества высшего специального образования недостаточно полно учитывает связь процесса профессиональной подготовки студента с формированием его личности как будущего руководителя производственного подразделения или лидера команды в достижении какой-либо целеустремлённой деятельности. Богатство внутреннего мира человека во многом определяет

вид и сущность его профессиональной деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную его часть. С точки зрения деятельностного подхода развитие личности студента происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для него как будущего руководителя. Становление профессионала возможно лишь в результате

—--—

~ 46 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

единства профессионального и личностного развития [1]. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что специальное образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длится до тех пор, пока эта деятельность продолжается. Следовательно, основополагающим положением деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а в процессе развития личности существенная роль принадлежит понятиям самоактуализации и саморазвития.

Одним из источников профессионального развития является внешняя среда — например, в условиях обучения вполне естественно, что преподносимые ведущими преподавателями знания, предлагаемые ими задания по выполнению лабораторных, практических и самостоятельных работ, влияют на профессиональное становление обучаемого. При этом в сложившихся современных условиях приходится учитывать тот факт, что никакие усилия ведущих преподавателей не приведут к профессиональному росту студента, если он не желает осваивать содержание учебных дисциплин своей специальности и не прилагает самостоятельных усилий, то есть не активен, формально является субъектом учебной деятельности, объектом чьих-то воздействий [2].

В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но психические свойства и высшие психические функции. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, происходит выработка собственной мировоззренческой позиции, устанавливаются взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. По мере изучения специальных дисциплин происходит изменение восприятия окру-

жающей действительности с выработкой взгляда на оценку перспектив своего трудоустройства и ожидаемого положения в обществе.

Своеобразие студенческого возраста позволяет рассматривать данный период жизни как максимально благоприятный для обучения и профессиональной подготовки. В ходе обучения будущий специалист получает необходимые знания, отрабатывает умения, навыки, развивает и конкретизирует представления о выбранной им профессии, формирует ценностно-смысловую сферу и профессиональную составляющую собственной «Я-кон-цепции». При этом собственно учебная деятельность, в которую активно включен студент, подчиняется более отдаленным целям профессиональной деятельности. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что позволит осуществить жизненную реализацию. Поэтому, обращаясь к студенческому возрасту, мы говорим не только об учебной, но и профессиональной деятельности [3]. Учебно-профессиональная деятельность обладает рядом особенностей, которые, с одной стороны, объединяют ее с собственно учебной деятельностью, поскольку по-прежнему ведущей целью остается приобретение знаний, умений и навыков, а с другой стороны, подчеркивают её своеобразие как самостоятельного вида деятельности.

Можно обозначить ряд характеристик учебно-профессиональной деятельности.

1. Студент, включенный в учебно-профессиональную деятельность, сам является предметом изменений его профессионально-личностного состояния.

2. Основной характеристикой учебной деятельности рассматриваются собственные изменения студента, их самооценка и саморефлексия.

—--—

~ 47 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

3. Учебно-профессиональная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.

4. Учебно-профессиональную деятельность характеризуют преимущественно два типа мотивации: мотив достижения и познавательный мотив. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

5. Усвоенные в процессе обучения знания, отработанные при прохождении учебной и производственной практики умения и навыки выступают в качестве средства профессиональной деятельности, а не в качестве предмета учебной деятельности.

6. Учебно-профессиональная деятельность ориентирована на приобретение способов формирования профессиональной компетентности.

7. Стиль учебно-профессиональной деятельности в высшем профессиональном образовательном учреждении характеризуется совершенно новым способом организации учебного процесса, направленном на профессиональное и личностное развитие студентов.

Профессиональное и личностное в деятельности технического специалиста проявляется в отработке практических навыков, где будущему специалисту необходимо готовиться выполнять роль оператора сложной человеко-машинной системы и, одновременно быть участником, а в некоторых случаях и руководителем производственного процесса [4]. В частности, непременным атрибутом в подготовке специалиста автотранспортного профиля является его способность выполнять роль человека, принимающего управленческое решение и нести за это ответственность. Например, диспетчер маршрута городского пассажирского транспорта должен быть в состоянии готовности принятия решения в ответ на изменение внешней обстановки: возникновение затора, коррекция транспортного ресурса и так далее. При этом наблюдается

некоторая корреляция между уровнем сложности решаемой задачи и мотивацией к её решению. Здесь студенческий коллектив разделяется на две группы. К первой группе следует отнести студентов с возрастанием мотивации при повышении уровня сложности задачи. Для них характерно возникновение многовариантности многоподходности к решению задачи. Студент получает удовлетворение только тогда, когда поставленная задача оказывается полностью решённой. Студенты из другой группы после неудачных попыток решения задачи теряют интерес к самостоятельной деятельности и переводят мотивацию к нахождению исполнителя, способного решить поставленную задачу, переходя на роль малокомпетентного заказчика. В задачу руководителя практики в данном случае входит принятие мер по перенастройке мотивации студентов с недостаточной компетентностью в группу активно работающих, что в современных условиях представляет собой определённые сложности.

Личностные качества при этом составляют важный фундамент профессиональной успешности специалиста и его профессиональное становление невозможно рассматривать в отрыве от личностного развития [5]. Профессиональное развитие рассматривается не только как процесс приобретения новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа проблемных или конфликтных ситуаций, в которых они оказываются востребованными, но и развитие умений применять эти положения на практике, оперативно принимать необходимые управленческие решения, направленные на достижение требуемого результата. Довольно часто студенту в период производственной практики приходится вырабатывать навыки принятия решений не столько направленные на результат, сколько на коррекцию хода выполнения составных

—--—

~ 48 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

элементов управляемого процесса для достижения успешности ожидаемого результата. При этом особую ценность выработки таких навыков приобретает не столько чисто управленческого периода действий, сколько взаимодействие с подчинёнными и вышестоящими участниками процесса обучения [2].

Известно [5], что этапу профессионального становления специалиста предшествуют следующие четыре этапа: формирование намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация и обретение профессиональной значимости. Каждый из этих этапов имеет определенное значение в развитии личности. Особенно следует отметить важность второго этапа. Профессиональное обучение определяется тем, что этот этап является ведущим в формировании основ профессионализма. В процессе профессионального обучения формула «человек—профессия» начинает опосредоваться его участием в специально организуемой деятельности, с достаточно высокой степенью приближающейся к реальному профессиональному труду. Участие в этой деятельности с одной стороны, способствует развитию адекватных представлений о профессии, с другой стороны формированию психологической структуры, обеспечивающей эффективность профессиональной деятельности. Содержание этапа профессионального обучения составляют:

♦ понимание целей, задач профессиональной деятельности;

♦ принятие данных целей, задач профессиональной деятельности;

♦ соотнесение личной системы мотивов и установок с целями и задачами профессиональной деятельности;

♦ использование уже сформированных знаний, навыков и умений в периоды учебных практик;

♦ выработка собственных приемов по получению необходимых профессиональных знаний, умений и навыков в периоды производственных практик;

♦ формирование и закрепление индивидуально-своеобразной системы внутренних и внешних средств профессиональной деятельности;

♦ выстраивание и планирование профессиональной карьеры;

♦ формирование настроя на работу в команде при использовании сформированных личностных ориентиров;

♦ формирование отношения к профессиональной культуре, ценностным ориента-циям, определяемым профессией.

Итогом профессионального обучения является адекватное отношение человека к профессии, то есть сформированные механизмы профессиональной саморегуляции и психологической готовности к работе. Компетентный специалист должен проявлять способность к достижению профессионального мастерства в результате реализации природного потенциала на основе гармонизации индивидуальных психофизиологических врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми профессией. Компетентный специалист максимально использует свои личные качества, содействующие успеху в работе, и локализует те, которые успеху противодействуют. В процессе подготовки такого специалиста важно постоянное самоизучение, саморегуляция — поиск себя, своего индивидуального стиля, поиск своего оптимального почерка в работе.

Чем выше уровень компетентности работников любого звена, тем они в большей мере индивидуально своеобразны и неповторимы. Тем выше уровень задач, которые они решают в своей практической деятельности. Смещение

—--—

~ 49 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—--—

акцентов в подготовке будущего компетентного специалиста на самоактуализацию повышает эффективность учебной деятельности. Стремление к самоактуализации формирует высокие познавательные потребности. В настоящее время у студентов слабы притязания на успешность самореализации, личностное саморазвитие. Задача образовательного учреждения — создать условия для самоактуализации будущих специалистов, к числу которых относятся: творческая личность преподавателя, организация лич-ностно ориентированного профессионального обучения, реализация сотрудничества учебного процесса и производственной сферы, организация деятельностного подхода в обучении. В этой связи возрастает роль включения в учебный процесс, в качестве преподавателей специальных дисциплин, кадровых сотрудников организаций работодателей, обладающих достаточно высоким уровнем компетенции [6]. Такое решение позволяет повысить интерес студентов к своей будущей деятельности и активировать их познавательные потребности на базе самоактуализации и мотивации к личностному саморазвитию.

Формирование личности студента на старших курсах бакалавриата создаёт предпосылки для выбора вариантов его дальнейшей деятельности и путей приобретения дополнительных компетенций. На завершающем этапе обучения студент оценивает свои возможности саморазвития, которые могут позволить ему самореализоваться в производственной исполнительской или управленческой деятельности, либо принять решение о целесообразности повышения своей компетенции. Отбор претендентов в магистратуру

целесообразно проводить на базе учёта не только приобретённых за период обучения в бакалавриате компетентностных навыков, но и показателей личностного саморазвития с учётом мотивации к новому виду деятельности. Такое решение позволит минимизировать возможные ошибки в выборе вариантов перспективных направлений творческой деятельности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков В. С. Некоторые вопросы подготовки водительских кадров // Актуальные вопросы подготовки специалистов по направлению «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» в условиях рыночной экономики: сборник научных статей / под ред. А Н. Новикова. Орел, 2006. С. 86—91.

2. Волков В.С., Улитко Е.И., Улитко Ю.И. Управление работой автотранспортного предприятия как социально-экономической системой // Перспективные технологии, транспортные средства и оборудование при производстве, эксплуатации, сервисе и ремонте: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4; Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО «ВГЛТА». Воронеж, 2009. С. 209—212.

3. Колесин И. Д. Принципы моделирования социальной самоорганизации. Учебное пособие. СПб.: Лань, 2013.

4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. М.: Академия, 2008.

5. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М.: Академия, 2008.

6. Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. М.: Академия, 2012.

—--—

~ 50 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

—---

FORMATION OF THE PERSON OF STUDENTS IN THE STUDY OF DISCIPLINE SPECIALISATION PROFILE ROAD TRANSPORT

V.S. Volkov, A.P. Lukin

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education "Voronezh State University of Forestry and Technologies" Voronezh, Russia, 394087

Annotation. Some aspects of the formation of the individual student in the study of their special subjects, taking into account factors that affect the formation of the personality of a professional on the basis of professional and personal development. Marked specific characteristics of educational and professional work of students of older years, when the student is included in the training and professional activities, he is subject to change. Two types of motivation are allocated, characterized by educational and professional activities: achievements motive and cognitive motive. It was found that the learning achievement motivation is subject to cognitive and professional motivation. The principles of formation of the person competent specialist as a special class of specialist able to reach the highest skill as a result of its natural potential, thanks to the harmonization of individual psychophysiological inherent capabilities with the requirements of the profession.

Key words: student, personality development, motivation, goal, natural potential.

REFERENCES

1. Volkov V.S. Some issues of training of driving personnel. Topical issues of training specialists in the direction of "Operation of land transport and transport equipment" in a market economy: collection of scientific articles. Ed. A.N. Novikova. Orel, 2006. P. 86—91.

2. Volkov V.S., Ulitko E.I., Ulitko Ju.I. Operation control of motor transport enterprise as a socioeconomic system. Advanced technologies, vehicles and equipment in the production, operation, service and repair: Interuniversity collection of scientific

papers. Vyp. 4. Fed. agentstvo po obrazovaniju, GOU VPO "VGLTA". Voronezh, 2009. P. 209—212.

3. Kolesin I.D. Principles of modeling of social self-organization. St.Petersburg, Izdatelstvo "Lan", 2013.

4. Nikitina N.N., Kislinskaja N.V. Introduction to the teaching activity: Theory and Practice. Moscow, Izdatelskiy tsentr "Akademia", 2008.

5. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Didactics of the higher school. Moscow, Izdatelskiy tsentr "Aka-demia", 2008.

6. Jugova E.A., Turova T.F. Age physiology and psychophysiology. Moscow, Izdatelskiy tsentr "Akademia", 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.