Научная статья на тему 'Парадигма физической культуры: здоровье и образование'

Парадигма физической культуры: здоровье и образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
состояние здоровья / спортивная тренировка / физкультурное образование / state of health / sports training / sports education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В А. Колупаев, И Л. Колупаева, Е Л. Мицан

Представлено обоснование дальнейшего совершенствования медико-биологических аспек-тов системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Показано,что сохранение и укрепление здоровья спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой, непо-средственно зависит от профессиональной компетентности тренеров, педагогов и медицинского персо-нала, которая, в свою очередь, основывается на высоком уровне знаний закономерностей реакций орга-низма на воздействие условий и факторов внешней и внутренней среды в сочетании с практическиминавыками оперативной диагностики и регуляции физиологических состояний организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADIGM OF PHYSICAL CULTURE: HEALTH AND EDUCATION

It is presented for further improvement of medico-biological aspects of the system of professional training of specialists in physical culture and sports. It is determined that preservation and promotion of health of athletes and persons, who are going physical culture depends on professional competence of trainers, teachers and the medical personnel, which based on deep level of knowledge of regularities of reactions of an organism on influence of conditions and factors of the external and internal environment in combination with practical skills of expeditious diagnostics and regulation of physiological conditions of an organism.

Текст научной работы на тему «Парадигма физической культуры: здоровье и образование»



2015, том 17 [11]

ПАРАДИГМА ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ:

ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

В. А. Колу паев

Кафедры теории и методики лыжного спорта

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск, Россия

И.Л. Колупаева

Кафедра спортивной медицины и физической реабилитации

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»,

г. Челябинск, Россия

Е.Л. Мицан

Кафедра специального образования и медико-биологических дисциплин

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

Аннотация. Представлено обоснование дальнейшего совершенствования медико-биологических аспектов системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Показано, что сохранение и укрепление здоровья спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой, непосредственно зависит от профессиональной компетентности тренеров, педагогов и медицинского персонала, которая, в свою очередь, основывается на высоком уровне знаний закономерностей реакций организма на воздействие условий и факторов внешней и внутренней среды в сочетании с практическими навыками оперативной диагностики и регуляции физиологических состояний организма.

Ключевые слова: состояние здоровья, спортивная тренировка, физкультурное образование.

Сохранение здоровья в процессе образования и занятий спортом в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [1], п. 6 ст. 3; ч. 2 ст. 10; ч. 6 ст. 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» [2] и ч. 5 ст. 12; п. 13 ч. 1 ст. 14; ч. 1—2 ст. 18

Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [3] является непременным

условием организации педагогической, образовательной и физкультурно-спортивной деятельности. Несмотря на то, что эта задача согласно п. 3—7, 10, 13 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» относится к компетенции медицинского персонала, непосредственное ее осуществление в соответствии с ч. 2 ст. 30 настоящего Федерального закона [3] и п. 15 ч. 3 ст. 28; ч. 1—2, ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании

—--------------------------—

~ 7 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 11

—-------£4040^-----------

в РФ» [1], а также ч. 2 ст. 10; ч. 6 ст. 34.1 Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» [2] возложено на физкультурно-спортивные и образовательные организации. Выполнение этой задачи в части создания объективных условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся и спортсменов, зависит, прежде всего, от деятельности администрации этих организаций, а непосредственный эффект ее реализации зависит от медикобиологической компетентности и мотивации педагогов и тренеров.

Увеличение популярности занятий спортом, инициированное социальными институтами и общественными организациями, нормативно-правовыми актами и указами законодательной и исполнительной власти, обусловливает экстенсивное развитие физической культуры вследствие привлечения к регулярным занятиям спортом широких слоев населения, обладающих обыденным сознанием о данной области культуры. Последнее предполагает снижение среднего уровня знаний занимающихся о рациональной организации и методике спортивной подготовки, а также низкий уровень элементарных навыков самооценки и контроля состояния организма в процессе спортивной деятельности и предопределяет повышение роли тренера в обеспечении сохранения здоровья спортсменов.

Профессиональная деятельность тренера, связанная с достижением целей физического воспитания и проявлением двигательных способностей спортсменов, базируется на умелом применении педагогических приемов рационального использования биологических закономерностей развития человека в онтогенезе. В этом случае современный тренер, помимо адекватного представления о целях физического воспитания и широкого арсенала педагогических умений и навыков коррекции деятельности личности в процессе спортивной подготовки, должен профессионально использовать умения оперативной оценки ди-

намики состояния организма, его регуляторных, исполнительных и обеспечивающих подсистем на основе знания закономерностей функционирования механизмов поддержания гомеостаза [4] и основных стадий реакции организма на разнообразные раздражители малой, средней, большой и максимальной величины [5]. Поэтому, необходимость формирования у тренеров адекватного медико-биологического мировоззрения не вызывает сомнений.

Следует заметить, что в среде тренеров и спортсменов всегда были востребованы медико-биологические знания, хотя в практике их профессиональной деятельности принято считать, что значительную долю своих функций (составление индивидуальных планов, совершенствование технической и тактической подготовленности в выбранном виде спорта и др.) они способны «успешно» осуществлять на основе личного житейского опыта. Недостаточный уровень фундаментальных медико-биологических знаний, отсутствие соответствующих системных представлений о закономерностях реакций организма в ответ на воздействие условий внешней среды и о механизмах функционирования организма в процессе мышечной деятельности, а также игнорирование закономерностей развития организма в онтогенезе зачастую сопровождается серьезными нарушениями принципов спортивной тренировки и методики многолетней подготовки спортсменов. Последнее проявляется форсированием процесса достижения максимально возможных спортивных результатов в детском, подростковом и юношеском возрасте и приводит к целому ряду негативных последствий:

— нарушению сбалансированности метаболических процессов;

— неоправданно высокому напряжению механизмов неспецифической резистентности, нервной и нейрогуморальной регуляции функций опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и вегетативных систем;

—---------------------------—

~ 8 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

Колупаев В.А., Колупаева И.Л., Мицан Е.Л. Парадигма физической культуры: здоровье и образование

—-------------------------

— перенапряжению функций вегетативных систем и висцеральных органов;

— увеличению травм опорно-двигательного аппарата;

— угнетению процессов высшей нервной и психической деятельности с преждевременным угасанием мотивации достижения спортивных результатов и формированием негативного отношения к занятиям спортом.

Существующая система оплаты труда тренеров (с учетом уровня спортивных достижений занимающихся у него спортсменов и стремление к утверждению своего профессионального статуса) провоцирует отклонение их действий от строгого следования принципам спортивной подготовки в надежде в последующем скорректировать допущенные нарушения. Это обусловлено, в частности, недостаточно твердой системой представлений о последствиях нарушений медикобиологических закономерностей совершенствования двигательных способностей юных спортсменов. В этой связи проблема формирования у действующих тренеров в ходе повышения квалификации и у студентов, обуча-

ющихся по направлению физическая культура, твердых медико-биологических убеждений, адекватных современному уровню развития нормальной физиологии человека, несомненно, является своевременной и актуальной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в ред. от 13.07.2015 г. URL: www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г.

№ 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» в ред. от 03.11.2015 г. URL:

www. consultant. ru.

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015. URL: www.consultant.ru.

4. Нормальная физиология / под ред. К.В. Су-дакова. М.: МИА, 1999.

5. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону, 1990.

PARADIGM OF PHYSICAL CULTURE:

HEALTH AND EDUCATION

V.A. Kolupaev

Ural State University of Physical Culture,

Department of Theory and Methods of skiing Chelyabinsk, Russia

I.L. Kolupaeva

Ural State University of Physical Culture,

Department of Sports medicine and Physical rehabilitation Chelyabinsk, Russia

E.L. Mitsan

Magnitogorsk State Technical University of G.I. Nosov,

Department Vocational education and Medico-biological disciplines,

Magnitogorsk, Russia

Annotation. It is presented for further improvement of medico-biological aspects of the system of professional training of specialists in physical culture and sports. It is determined that preservation and promotion of health of athletes and persons, who are going physical culture depends on professional competence of trainers, teachers and the medical personnel, which based on deep level of knowledge of regularities of reactions of an organism

—-----------------------—

~ 9 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 11

—--------£4040^-------------

on influence of conditions and factors of the external and internal environment in combination with practical skills of expeditious diagnostics and regulation of physiological conditions of an organism.

Key words: state of health, sports training, sports education.

REFERENCES

1. The federal law of December 29, 2012 No. 273-FZ “About education in the Russian Federation” in an edition of 13.07.2015. Available at: www.consultant.ru.

2. The federal law of December 4, 2007 No. 329-FZ “About physical culture and sport in the Russian Federation” in an edition of 03.11.2015. Available at: www.consultant.ru

3. The federal law of November 21, 2011 No. 323-FZ “About bases of protection of public health in the Russian Federation” in an edition of 13.07.2015, with amendment of 30.09.2015. Available at: www.consultant.ru.

4. Normal physiology. Ed. K.V. Sudakov. Moscow, 1999. (In Russian).

5. Garkavi L.H., Kvakina E.B., Ukolova M.A. Adaptation reactions and resistance of an organism. Rostov-on-Don, 1990. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.