2016, том 18 [12]
УДК 796.853.264
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
НА ЗАНЯТИЯХ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В СЕКЦИЯХ КАРАТЭ
Ю.Д. Овчинников, Н.Ю. Дзюба
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» Краснодар, Россия
Аннотация. В представленном научном исследовании поднимаются актуальные педагогические проблемы в связи с популяризацией такого вида спорта как каратэ. Многие дети не могут заниматься в секциях, так как существуют медицинские противопоказания, например нарушение функции зрения. Тренер должен иметь индивидуальную методику спортивной и физической подготовки детей с ослабленным здоровьем. В данной статье показываются педагогические аспекты занятием каратэ с учетом специфики заболевания конкретного ребенка.
Материалы и методы исследования. Проведены эксперименты с 7-летним мальчиком из станицы Динской Краснодарского края Кириллом Малых. Мальчик работает интуитивно на мышечной памяти, и в этом было его преимущество по сравнению с другими детьми в секции. Мальчик обладает хорошими физическими данными, при специальном подборе упражнений стал через 6 месяцев не только соревновательным, но и получил спортивные достижения.
Результаты. Прежде чем заниматься тем или иным видом спорта, родители обязаны проконсультироваться с лечащим врачом и поставить в известность тренера о противопоказаниях и запретах. В каждом конкретном случае тренер рассматривает ситуацию и подбирает индивидуальную методику тренировок в зависимости от состояния здоровья воспитанника.
Ключевые слова: каратэ, дети, спортивная борьба, медицинские противопоказания, здоровье, педагогические исследования.
Введение. Каратэ — боевое единоборство, поэтому ученики испытывают существенные физические нагрузки на организм и травмоопас-ность. Проведены научные исследования о влиянии занятий каратэ на организм детей (В.В. Ач-касов, 2008; М.Х. Хаупшев, З.Н. Кануков, 2010; В.Н. Корзаков, В.С. Быков, 2013; В.А. Евганов, К.В. Качин, О.А. Туманов, 2015; С.Ю. Глухов, Е.Т. Колунин, А.П. Комаров, Н.Я. Прокопьев, 2015) [2—5].
Каратэ травмоопасный вид единоборства, поэтому перед началом занятий рекомендуем посоветоваться с лечащим врачом и обязательно родители должны поставить в известность тренера о состоянии здоровья ребенка. Каратэ — это многофункциональный вид спорта, в том смысле что в нем есть разные направления, проводятся соревнования: чемпионаты и турниры по различным дисциплинам и правилам. В связи с этим в каратэ очень серьезно относятся к различным патологиям
~ 81 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12
---g»c«o»9--
и нарушениям здоровья (В.В. Ачкасов, 2008) [2]. Родителям и ребенку необходимо понимать, что если есть какие-либо проблемы со здоровьем, то это будет существенно сдерживать прогресс в освоении техник каратэ. Каждый занимающийся должен иметь медицинскую справку, в которой должно быть указано: «К ЗАНЯТИЯМ КАРАТЭ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ НЕТ». Такие справки выдаются специалистом в поликлинике.
С точки зрения врача, каратэ ничем не отличается от другого вида спортивной борьбы. Поэтому при оценке пригодности ребенка к тренировкам врач в первую очередь будет руководствоваться перечнем заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом (В.Н. Корзаков, 2013) [5]. Оценивается уровень физического развития ребенка, интенсивность тренировочного процесса (С.Ю. Глухов, Е.Т. Колунин, А.П. Комаров, Н.Я. Прокопьев, 2015) [3].
Все медицинские противопоказания к занятиям спортом подразделяются на группы. Данной проблемой глубоко занималась известный ученый Г.А. Макарова и опубликовала целый ряд научных работ [1; 6]. Проблема не потеряла своей актуальности в связи с бурным развитием такого направления как школьный спорт — организация спортивной деятельности для детей на базе школы. Данное направление включает в себя: секции и спортивные клубы, оборудованные специализированным спортивным инвентарем, с привлечением к работе профессиональных тренеров, грамотно организованной системой тренировок и спортивных соревнований. В дальнейшем данное направление будет развиваться и совершенствоваться, так как позволяет школе развивать спортивное направление как профильное, а родителям не заботиться каким видом внеурочной деятельности занять своего ребенка, чтобы социализировать его в обществе в раннем школьном возрасте и продолжить в подростковом периоде.
Окончательное решение о пригодности к занятиям каратэ может принять только квалифицированный медицинский работник и сам тренер. Существует проблема недообследованности детей, занимающихся различными видами единоборств.
Выявленные проблемы. Обычно специалисты не берут тренировать детей с заболеваниями и патологиями из-за того, что им нужны все здоровые дети, так как здоровые дети будут приносить медали и победы тренеру, а дети с заболеваниями и патологиями будут «балластом» и с ними тяжелее работать, нужны специальные методики. На сегодняшний день их очень мало и они являются авторскими.
Методы исследований: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, ситуационный анализ.
Материалы исследований. В Филиале КАРАТЭ-ДО ШОТОКАН КАЗЭ ХА Краснодарского края тренеры ищут подход к каждому ребёнку с разными заболеваниями, используя разные методики и комплексы физических упражнений для них.
Например, очень много детей с травмами и заболеваниями глаз. К этой группе относятся различные врожденные и приобретенные дефекты глаз, нарушающие функцию зрения. И почти все тренеры в игровых видах спорта и тренеры по борьбе, боксу и каратэ не берут таких детей, но всё зависит от педагогического подхода тренера (Ю.Д. Овчинников, А.С. Сиденко, 2016) [7].
В начале 2014 года в станице Динской Краснодарского края в секцию пришел мальчик 7 лет Малых Кирилл с нарушением функции зрения. Его нигде не брали в секцию каратэ и отказывались тренировать. Обговорив состояние здоровья мальчика с родителями и врачом, было принято решение, что он будет заниматься каратэ. Для него будут подобраны специальные упражнения и методики с учетом текущего состояния здоровья.
Так как в каратэ очень много различных видов стоек, передвижения, и ударов с блоками, тренер Владимир Владимирович Колбасин (фото 1 крайний справа) смог подобрать для него такие физические упражнения, удары и блоки, чтобы он был соревновательным и не испытывал затруднений в их выполнении. Как показало педагогическое наблюдение, уже через 6 месяцев спортсмен показывал хорошие результаты в различных типах движений (М.Х. Хаупшев, З.Н. Кануков, 2010) [10].
~ 82 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Этее 1999
Овчинников Ю.Д., Дзюба Н.Ю.
еЧвБЫ 2226-7417
Педагогические аспекты на занятиях детей с ослабленным здоровьем... ----■—
Фото 1. У Кирилла Малых из ст. Динской Краснодарского края желтый пояс и медаль
Проведение педагогического эксперимента: на спортивных летних сборах применялись методики тренировок в ночное и дневное время суток. Дети выполняли один и тот же комплекс упражнений ночью и днем. Была поставлена задача проследить эффективность тренировок в дневной и ночной период времени, подбора оптимальных физических нагрузок на организм и изучения функции мышечной памяти. Как показало исследование, не все дети могут работать интуитивно на мышечной памяти. Эффективность составила 60% от своей обычной рабочей формы из-за плохой видимости ударов ночью, но Кирилл Малых работал на 100%, так как он и днем и ночью работает интуитивно на мышечной памяти, и в этом было его преимущество по сравнению с другими детьми. Мышечная память основана на базе работы высшей нервной деятельности человека, направленной на запоминание последовательности импульсов из коры головного мозга на различные группы мышц и реакцию их действий (растяжение, сокращение). В результате создан-
ных двигательных навыков спортсмен способен выполнять заданную тренером двигательную задачу. И уже 9 августа 2015 года в Абхазии, г. Сухум, прошел Международный турнир «Кубок Ёшитаки Фунакоши» по всестилевому каратэ (версия 1К8/К1№Р/ШТ8КР^КР), в котором приняли участие более 350 участников, огромное количество команд из РФ, ближнего Зарубежья и т.д. В команду каратэ шотокан Казэ Ха Краснодарского края вошли 4 бойца, одним из них был Кирилл Малых. У Кирилла своя техника ведения боя, его поддерживают другие бойцы не только из России, но и Турции, Абхазии и других стран. Он на этих соревнованиях взял свою первую медаль.
Результаты. Проведенное научное исследование показало, что возможности мышечной памяти у детей 7—12 лет недостаточно изучены. При каких заболеваниях у детей им может помочь мышечная память? Данный эксперимент показал, что необходимо ее развивать в различных спортивных ситуациях.
~ 83 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016.
—-g»c«o»9-
e-ISSN 2226-7417 Vol. 18. No 12
Фото 3. Кирилл Малых на ночной тренировке (носит очки постоянно)
Выводы. У многих детей эйфорийное состояние победы не дает им оценить возможности собственного организма и двигательные возможности в частности. Родителям и учебным заведениям необходимо организовать правильно спортивную деятельность ребенка. По-прежнему остается проблемой занятие спортом и спортивной деятельностью детей с различными заболеваниями, например сахарным диабетом, так как у этой категории детей сохраненный интеллект, и они обучаются в общеобразовательных школах со здоровыми детьми (Ю.Д. Овчинников, Н.Ю. Дзюба, 2016) [8; 9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексанянц Г.Д., Макарова Г.А., Якобашвили В. А. Медицинские аспекты допуска детей к занятиям спортом (проблемы и решения) // Физкультура и спорт. 1999. № 1—2. С. 30—33.
2. Ачкасов В.В., Нарзулаев С.Б. Медико-биологический аспект влияния занятий каратэ-до на организм детей и подростков. Томск, 2008.
3. Глухов С.Ю., Колунин Е.Т., Комаров А.П., Прокопьев Н.Я. Динамика показателя уровня здоровья (адаптационного потенциала системы кровообращения) у мальчиков 8 лет г. Тюмени, занимающихся «Каратэ КИОКУШИНКАЙ // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 393—396.
4. Еганов В.А., Качин К.В., Туманов О.А. Изучение взаимосвязи показателей спортивной деятельности, занимающихся каратэ со спортивно-личностной тревожностью // Наука ЮУрГУ: Материалы 67-й научной конференции. 2015. С. 1456—1460.
5. Корзаков В.Н. Направленное воздействие на развитие мышечного корсета в процессе занятий каратэ кекусинкай у подростков 12—15 лет со сколиозом первой степени // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 9 (103). С. 75—79.
6. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. М.: Советский спорт, 2003. 587 а
7. Овчинников Ю.Д., Сиденко А.С. Педагогическая биомеханика глазами студента // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 47—52.
8. Овчинников Ю.Д., Дзюба Н.Ю. Биомеханика движения в упражнениях тренировочного процесса юных каратистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 2 (178). С. 133—138.
9. Овчинников Ю.Д., Дзюба Н.Ю. Педагогическая биомеханика в общеобразовательной школе. Секция каратэ // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 863—871.
10. Хаупшев М.Х., Кануков З.Н. Развитие двигательной координации при ритмо-темповой организации тренировки в каратэ // Теория и практика физической культуры. 2010. № 8. С. 73—75.
~ 84 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
Овчинников Ю.Д., Дзюба Н.Ю.
e-ISSN 2226-7417
Педагогические аспекты на занятиях детей с ослабленным здоровьем... ----—
PEDAGOGICAL ASPECTS
IN SECTIONS OF KARATE AMONG CHILDREN'S WITH POOR HEALTH
Yu.D. Ovchinnikov, N.Yu. Dzyuba
FGOUVPO "Kuban state University of physical culture, sport and tourism " Krasnodar, Russia
Annotation. Presents a scientific study raises important pedagogical problems in connection with the promotion of the sport such as karate. Many children are unable to do in sections, as there are medical contraindications, such as impaired vision. The coach must have an individual method of sports and physical training of children with impaired health. This article shows pedagogical aspects of a lesson karate given the specifics of the disease a particular child.
Materials and methods: experiments were carried out with 7 year old boy from the village Dinskoy Krasnodar region Cyril Small. The boy works intuitively by muscle memory, and this was to his advantage compared to the other kids in the section. The boy has a good physique, with a special selection of exercises began after 6 months not only competitive, but also received a sports achievements.
Results. Before engaging in, a particular sport, parents must consult their doctor and inform the coach about contraindications and prohibitions. In each case, the coach examines the situation and selects an individual method of training depending on the state of health of the pupil.
Key words: karate kids, wrestling, medical condition, health, and educational research
REFERENCES
1. Aleksanjanc G.D., Makarova G.A., JAkoba-shvili V.A. Medicinskie aspekty dopuska detej k zanjatijam sportom (problemy i reshenija). Fizkul'tura i sport, 1999, no. 1—2, pp. 30—33.
2. Achkasov V.V., Narzulaev S.B. Mediko-biologi-cheskij aspekt vlijanija zanjatij karatje-do na organizm detej i podrostkov. Tomsk, 2008.
3. Gluhov S.Ju., Kolunin E.T., Komarov A.P., Pro-kop'ev N.Ja. Dinamika pokazatelja urovnja zdorovja (adap-tacionnogo potenciala sistemy krovoobrashhenija) u mal'-chikov 8 let g.Tjumeni, zanimajushhihsja «Karatje KIOKUSHINKAJ. Molodoj uchenyj, 2015, no. 9 (89), pp. 393—396.
4. Eganov V.A., Kachin K.V., Tumanov O.A. Izu-chenie vzaimosvjazi pokazatelej sportivnoj dejatel'nosti, zanimajushhihsja karatje so sportivno-lichnostnoj tre-vozhnost'ju. Nauka JUUrGU Materialy 67-j nauchnoj konferencii. 2015. S. 1456—1460.
5. Korzakov V.N. Napravlennoe vozdejstvie na raz-vitie myshechnogo korseta v processe zanjatij karatje ke-
kusinkaj u podrostkov 12—15 let so skoliozom pervoj stepeni. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2013, no. 9 (103), pp. 75—79.
6. Makarova G.A. Sportivnaja medicina: uchebnik. Moscow, Sovetskij sport, 2003.
7. Ovchinnikov JU.D., Sidenko A.S. Pedagogiche-skaja biomehanika glazami studenta. Municipal'noe obra-zovanie: innovacii i jeksperiment, 2016, no. 4, pp. 47—52.
8. Ovchinnikov JU.D., Dzjuba N.JU. Biomehanika dvizhenija v uprazhnenijah trenirovochnogo processa junyh karatistov. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologija, 2016, no. 2 (178), pp. 133—138.
9. Ovchinnikov JU.D., Dzjuba N.JU. Pedagogiche-skaja biomehanika v obshheobrazovatel'noj shkole. Sekcija karatje. Molodoj uchenyj, 2016, no. 6, pp. 863—871.
10. Haupshev M.H., Kanukov Z.N. Razvitie dvigatel'-noj koordinacii pri ritmo-tempovoj organizacii trenirovki v karatje. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 2010, no. 8, pp. 73—75.