Научная статья на тему 'Профессионально-трудовая социализация личности при подготовке специалистов'

Профессионально-трудовая социализация личности при подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красноперова А. Г.

В нашей статье мы рассматриваем формирование и развитие профессиональнотрудовой социализации, направленное на достижение высокой культуры профессиональных, трудовых и социальных действий обучаемых в непрерывном образовательном процессе комплекса «лицей колледж вуз», а также возможности адекватного развития соответствующих качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-трудовая социализация личности при подготовке специалистов»

“Культурная жизнь Юга России ” 26 —

А. Г. КРАСНОПЕРОВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

В нашей статье мы рассматриваем формирование и развитие профессионально-трудовой социализации, направленное на достижение высокой культуры профессиональных, трудовых и социальных действий обучаемых в непрерывном образовательном процессе комплекса «лицей - колледж - вуз», а также возможности адекватного развития соответствующих качеств личности.

Отрицательные явления, имеющие место в обществе, с одной стороны, и научно-технический прогресс - с другой, затрудняют профессиональное развитие молодого поколения, вступающего в жизнь, что проявляется в низком уровне культуры труда и общения. До настоящего времени педагогическая наука не раскрыла (а методисты еще не разработали) способы преодоления этого недостатка. Мы предприняли попытку разрешить возникшую проблему путем создания адекватных условий в образовательном комплексе «лицей - колледж - вуз».

Ситуация процесса профессионально-трудовой социализации личности состоит из блоков готовности к социализационным действиям обучаемого, наставника (педагога) и соответствующих средств. Готовность обучаемого складывается из уровня производства отрасли, социализованности самого учащегося, а также формирующегося на их основе мотива и выдвигаемой цели. Готовность наставника заключается в его педагогической образованности, информированности о состоянии учащихся и разработке им программы образовательных действий. Для выполнения образовательной деятельности отбираются средства, обеспечивающие адекватные когнитивные действия, возбуждение необходимых эмоций, проявление ценностных отношений и осуществление профессиональных коммуникаций.

Для активизации деятельности учащихся мы применили адаптивное управление, требующее от каждого субъекта самоуправления и отправления рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит осознание собственных действий и позиций других участников педагогического процесса.

В условиях реализации адаптивного управления не существует и не может существовать универсальной технологии. Взаимодействие педагога и обучаемого всегда ситуативное, зависит от индивидуальности, культурного и социального опыта всех субъектов образовательной взаимодеятельности. Для этого требуется использовать технологии высокого уровня.

При построении своей дидактической системы преподаватель выбирает образовательную технологию, выделяет одну из основных ее характеристик и сосредоточивает внимание на ее обеспечении и практической реализации. Критерием выбора технологии являются, прежде всего, возможности целостного развития природных задатков обучаемого, которые предоставляет данная методика. Кроме

того, учитываются такие требования, как демократизация стиля управления и самоуправления; развитие культуры труда; психологическая поддержка личной инициативы; обеспечение творческого диалога; предоставление обучаемым возможностей для принятия самостоятельных решений; обеспечение открытости личности преподавателя, установки на сотрудничество с ним; проявления рефлексии с построением управляющей пирамиды.

При адаптивном управлении развиваются способности личности к самосовершенствованию. Учащиеся лицея и колледжа проходят оптимальную профессиональную адаптацию, развивающую их творческие профессиональные и организаторские способности.

В результате проведенного педагогического эксперимента у учащихся 1-3-го курсов колледжа широко развились такие профессиональные способности, как коммуникабельность, наблюдательность, теоретическое мышление, его интегративность, воля к победе, мобильность, предпринимательская целеустремленность, что создает предпосылки целостности образовательного процесса. После заключительного этапа эксперимента мы определили (-критерий рассматривавшихся способностей и получили следующие результаты: коммуникативные способности +5,34, наблюдательность +3,69, теоретическое, интегративное мышление +1,6, воля к победе +8,85, мобильность +5,5, предпринимательская целеустремленность +1,31.

Профессиональная социализация в культурной образовательной среде, кроме рассмотренных функций, выполняет важную стратегическую задачу - закладывает основы дальнейшей профессиональной социализации человека в процессе осуществления трудовых функций с проявлением высокой культуры труда.

Осознанному профессиональному самоопределению, выбору, посильному и перспективному в аспекте трудоустройства и карьеры, содействует введенная в Краснодарском кооперативном институте ступенчатая система подготовки специалистов средней и высшей квалификации и использование контрактной системы определения выпускников на работу.

Выделены уровни развития профессионального самосознания студентов, которые определяются следующими принципами:

1) каждый учебный предмет выступает обособленно, но без нарушения целостности образовательного процесса;

2) студенты устанавливают первичные причинно-следственные логические связи между предметами, которые отражают не содержание профессиональной деятельности, а, скорее, свидетельствуют о том, что студент начинает понимать многообразие (множественность) научных подходов к явлениям окружающей жизни и профессиональной культуры;

3) в сознании студента происходит возврат от расчленения мира на ряд самостоятельных познаваемых направлений к объективному единству (к целостности предмета). У студентов возникает понимание того, что выделение научных дисциплин носит относительный характер;

4) в сознании студентов расширяются связи изучаемых предметов с будущей профессиональной деятельностью через изучение разнообразных производственных ситуаций. На базе изучения отдельных дисциплин осуществляется выделение наиболее общих функций предметов, которые в значительной степени связаны со структурой будущей профессиональной деятельности. Усваиваются межпредметные связи, складывается представление о структуре и содержании профессиональной деятельности, о необходимом уровне культуры труда;

5) происходит осознание связей между содержанием учебного процесса и профессиональной деятельностью в их структурном динамическом контексте.

Структура системы создания ситуации про-фессионально-трудовой социализации в образовательном комплексе «лицей - колледж - вуз» состоит из взаимосвязанных блоков:

- анализ базы принятых учащихся образовательного комплекса;

- методическая подготовка образовательного комплекса к профессионально-трудовой социализации обучаемых с учетом культуры труда;

- образовательно-материальное обеспечение профессионально-трудовой социализации личности и культуру труда;

- использование текущих значимых явлений (культурно-образовательных мероприятий, олимпиад, конференций, практической деятельности СНО, круглых столов, диспутов, деловых игр и т. д.).

Создавая ситуацию процесса профессиональнотрудовой социализации, мы готовим обучаемых к действиям в постоянно меняющемся текущем состоянии производства отрасли и социума с учетом потребности в социализованности профессионала и текущего состояния личности, необходимости ее культурного развития. В образовательном взаимодействии воздействия наставника (преподавателя) наводят обучаемого на его действия, обеспечивающие появление необходимых социализационных качеств. Эти воздействия выступают в виде заданий, советов, рекомендаций, выдвижения проблем, вопросов, сообщения узловых ситуаций и могут занимать отдельные занятия, но, как правило, они не выступают изолированными самостоятельными блоками, а встраиваются в общую структуру позна-

вательной и другой образовательной деятельности. Принимая указания преподавателя, обучаемый выступает объектом действий педагога, которые побуждают учащегося к проявлению поисковой активности. Далее на основе этих указаний он продумывает и выполняет свои действия, выступая при этом в роли субъекта действий по формированию или развитию своих профессионально-трудовых социализационных способностей, обеспечивающих проявление высокой культуры труда.

В объектно-субъектную деятельность обучаемого включаются действия по осмыслению изменений взаимосвязей социума и производственных явлений в процессе деятельности участников производства, проявляющих высокую культуру труда. Обнаружение и осмысление этих изменений и формирование на их основе профессиональных умений, культурно-нравственных отношений, ценностных ориентаций и представляет собой основную сущность профессионально-трудовой социализации учащихся.

Для формирования компонентов профессио-нально-трудовой социализованности обучаемых педагог постоянно делает целевые включения в содержание изучаемого материала и способы выполнения действий как в процессе обучения, так и во внеучебной деятельности. Кроме того, создаются разнообразные кружки, творческие группы, которые устанавливают связи с производственными объектами, разрабатывают экспонаты и другие материалы, представляемые на выставки и конкурсы профессионального творчества. Обучаемые, особенно слушатели курсов повышения квалификации, вовлекаются в научную работу, выполняемую преподавателями. Студенты охотно принимают предложения по организации пробного изготовления предметов их будущего профессионального труда. Например, кулинары проводят смотры и конкурсы изготовленных ими тортов и других блюд. Таким образом, формируются условия, интерес и дополнительная мотивация к профессио-нально-трудовой социализации личности в непрерывном образовании при содействии развитию социальной и культурной компетентности личности, ее профессионально-трудовому самоопределению в социуме, формированию качеств человека-граж-данина, конкурентоспособного и культурного профессионала. Профессионально-трудовая социализация личности преломляется через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы в последующей культурно-трудовой деятельности. Она принимает их селективно и соразмеряется с ними. Она воспитывает личность, закаляет ее волю в культурно-трудовой деятельности.

Организованное в нашем образовательном комплексе непрерывное профессиональное образование, центрируясь на обучающемся, его личности, становится антропоцентрическим по цели, содержанию и формам организации. В нем реализуется непрерывная профессионально-трудо-вая социализация в процессе подготовки и повышения квалификации специалистов на высоком уровне проявления культуры трудовых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.