УДК 37.061; 001.891.55
Е. Н. Подшивалова
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ» И «ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ»
Представлен опыт деятельности инновационной площадки ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов» по реализации проекта «Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации». Охарактеризована инновационная деятельность, построенная на внедрении в организацию воспитательного процесса методик профессора С. Г. Молчанова с целью определения дельты прироста позитивной социализованности обучающихся.
The experience of the activities of the innovation platform GBPOU «Per-vomajskij College building materials industry» by the project «Conditions of formation of positive social competencies among students of professional educational institution». Characterized innovation built on the implementation of the organization of educational process techniques Professor S. G. Molchanov to determine the delta positive growth sotsializovannosti students.
Ключевые слова: общие компетенции, социализация, социа-лизованность, социально-личностные качества, позитивные социальные качества, методика.
Keywords: general competence, socialization, sotsializovannost, social and personal qualities, positive social skills, technique.
В настоящее время результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие обучающихся в образовательном процессе.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО-3) основывается на компетентностном подходе, и представленные в нем общие (общекультурные) и профессиональные компетенции рассматриваются как результат освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Анализ научных исследований по проблеме компетентностного подхода позволяет определить понимание компетенции как «знание в действии» [1].
Учитывая актуальность проблем не только профессионального образования, но и социализации, определенный интерес для нас представляет и проблема формирования общих компетенций, которые С. Г. Молчанов предпочитает называть «социальными» [2], поскольку термина «общие» в педагогике не существует.
Тем не менее общие компетенции (ОК) авторы ФГОС СПО-3 определяют как совокупность социально-личностных качеств обучающегося или уже выпускника, обеспечивающих осуществление социально-профессиональной деятельности на определенном квалификационными требованиями, разрядами и прочим уровне.
Но оценивается ли сегодня сформированность социально-личностных качеств? Если - да, то каким образом? При помощи какого инструментария?
С. Г. Молчанов пишет по этому поводу: «В системе... образования создаются два продукта: 1) образованность и 2) социализо-ванность...
Образованность измеряется «стандартизированным наблюдением» [3] «за освоенностью содержания образования.» [4]. Например, экзамены, зачеты, контрольные работы и т. п.
«А социализованность?.. Почему результат обучения измеряется, а результат воспитания - нет?
"Учебные достижения". - да! А "внеучебные достижения". - нет. Таким образом, ФЗ "Об образовании." (статья 97-я) не исполняется. Возникает вопрос: не хотим исполнять (?) или не знаем, как?» [5].
А «вывод прост и понятен каждому: коли не измеряем, то и не управляем...» [6].
Итак, воспитательная, или внеаудиторная1, работа в образовательном учреждении СПО традиционно организуется по следующим направлениям:
1 Мы все более склоняемся к точке зрения проф. С. Г. Молчанова, который утверждает, что процесс социализации идет независимо от нашей воли и сознания, а вот воспитание и является способом вмешательства в этот процесс. И это вмешательство, это воздействие должно быть позитивным. Таким образом, воспитание - это специально организованный процесс воздействия на сознание, чувства, волю и поведение человека. Социализация же процесс, не зависящий от воли и сознания педагога (взрослого), освоения социальных
- нравственное воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- учебно-исследовательская деятельность;
- формирование здоровьесберегающего пространства;
- профилактика асоциальных явлений;
- профориентационная работа;
- профессиональное воспитание.
Но не по одному из этих направлений не ведется мониторинг сформированности социально-личностных качеств обучающихся. Между тем в статье 97 ФЗ «Об образовании. » [7] говорится о мониторинге, как «стандартизированном наблюдении» за состоянием образовательных объектов, включая «учебные и внеучебные достижения обучающихся» [8], которые предлагается оценивать по следующим основаниям, не имеющим, по существу, отношения к качеству образованности и социализованности обучающихся и выпускников, например:
- по удельному весу численности (?) студентов очной формы обучения, получающих стипендии, в общей численности студентов очной формы обучения;
- уровню безработицы (?) выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в течение трех лет, предшествовавших отчетному периоду;
- удельному весу численности (?) выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (подчеркнуто нами. - Е. П.) [9].
Но сегодня важно знать и учитывать не только вышеназванные показатели, при всей их несомненной важности. Важно также знать и оценивать, насколько выражены такие качества у молодежи, как ответственность, духовность, гражданственность. Именно об этих качествах говорил в Послании Законодательному собранию Президент В. В. Путин в 2012 г. Эти же качества работника важны и для работодателя. Поэтому выпускник образовательной
компетенций, накопленных человечеством. Воспитание же предполагает организацию освоения только позитивных социальных компетенций.
организации профессионального образования должен обладать кроме профессиональной теоретической и практической подготовленности ещё и коммуникативными, и социальными компетенциями (качествами), в частности вышеназванными.
Известно, что развитие человека идет по двум основным направлениям: биологическому и социальному.
В процессе развития человек совершает те или иные действия и поступки, которые могут быть и негативными, и позитивными, но все равно человек движется вперед, по преимуществу, к позитивному. Такова природа человека.
Преподаватель (педагог) в процессах обучения и воспитания оказывает воздействие на обучающегося, результатом которого может быть как изменение человека в лучшую сторону, но может случиться так, что и в худшую.
Заметим, что слово «воспитание» в русском языке означает вос-хождение, воз-растание. Само значение приставки «вос-(воз-)» в русском языке - вперед и вверх .
Заметим также, что в ФЗ «Об образовании...» термин «образование» определен как «воспитание и обучение» [10], причем «воспитание» стоит на первом месте (табл. 1). Но стоит ли оно на первом месте в реальности?
На I курсе по учебному плану программы подготовки специалистов среднего звена на обучение отводится 1404 часа. На проведение классных часов (табл. 1), т. е. воспитание, - всего 39 часов (классный час, как известно, проводится один раз в неделю). Примерно такое же соотношение объемов времени можно фиксировать и в школе, откуда черпается наш контингент. Таким образом, очевидно, что процесс образования контролируется и управляется в большей степени, чем процесс социализации, если рассматривать обучение и воспитание как целенаправленное вмешательство (табл. 1).
И вот преподаватели, в первую очередь, конечно же, классные руководители, за это время, т. е. в течение 39 часов, должны «наполнить» (табл. 1) обучающегося (воспитанника) таким образом, чтобы в его развитии было больше положительных изменений, чтобы происходил прирост позитивных социальных компетенций (качеств).
Из лекций профессора Молчанова С. Г. в 2014-2015 гг. в Челябинском институте развития профессионального образования.
Но чтобы убедиться, что этот прирост имеет место, необходим соответствующий инструментарий. За ним мы обратились к профессору С. Г. Молчанову.
Его две методики проведения социализационных занятий (1. «Отбор содержания социализации». 2. «Оценивание социализован-ности») мы начали использовать с 2014 г. Первая позволяет обучающимся и (или) педагогу произвести отбор наиболее востребованных в этой конкретной группе качеств (компетенций), а вторая - произвести измерение (оценивание) их выраженности у каждого обучающегося и зафиксировать дельту прироста его позитивной социализованности (табл. 1).
Каким образом? Рассмотрим более подробно, как происходит оценивание результатов в процессах обучения и воспитания.
В процессе обучения оцениванию подлежат «учебные ДОСтижения» [11], то есть образовательные компетенции (табл. 1). И преподаватель дисциплин профессионального цикла, формируя комплект контрольно-оценочных средств (КОС) по дисциплине, указывает показатели каждой образовательной компетенции (зафиксированной в содержании образования по дисциплине), относительно которых будет производиться оценивание результатов освоения знаний, умений и навыков или образовательных (общих) компетенций (приложение I)3 [12]. Таким образом, для оценивания образованности педагог располагает КОСами в виде экзаменационных вопросов, тестов, заданий, контрольных работ и т. п. (табл. 1).
А как производить оценивание «внеучебных достижений» [13], то есть социальных компетенций? Как можно определить (оценить, измерить), например, насколько обучающийся «умеет нести ответственность (подчеркнуто нами. - Е. П.) за собственные решения и поступки?» (приложение I; ОК-3). И если педагог (оценивающий) не оснащен соответствующим стандартным инструментом, то оценка может быть только субъективной. При этом ФЗ «Об образовании. » предписывает проводить «мониторинг», как «стандартизированное наблюдение» [14]. Таким образом, педагог должен располагать стандартным оценочным инструментарием4. Но его нет.
3
Для удобства читателя мы все четыре приложения разместили в конце текста.
4 Профессор С. Г. Молчанов предлагает называть его квантитативно-квалитативным инструментарием.
Поэтому мы обратились к методикам С. Г. Молчанова. В частности, мы провели компаративный анализ содержания «общих компетенций» из ФГОС СПО-3 с содержанием перечня позитивных социальных компетенций из методики С. Г. Молчанова [15], который мы представили в приложении III.
Данные анализа, как оказалось, можно представить в виде таблицы (приложение II; табл. 2. «Сравнение текстов ФГОС с компетенциями, названными в методике С. Г. Молчанова»). И этот анализ показывает, что методику можно применять для оценивания и выраженности, и динамики «общих компетенций», таких, например, как «ответственность» (приложение I; ОК-3). Если дважды (в начале и в конце изучения дисциплины/курса) провести социали-зационные занятия по методике «Оценивание социализованности» [16], то можно зафиксировать дельту прироста позитивной социа-лизованности (табл. 1). В этом случае оценка будет уже если и не объективной, то объективизированной5.
Почему?
Потому что субъектом оценивания выступает уже не педагог (хотя его субъективная оценка может быть учтена среди прочих), а обучающиеся (табл. 1). И если оценивающих более 5, а обучающихся, привлеченных к оцениванию, как правило, около 25, то оценка становится достоверной (табл. 1).
Мы говорим об этом уверенно, так как данную методику, предложенную профессором С. Г. Молчановым, мы применяем уже с 2014 г. в Первомайском техникуме (пос. Первомайка Челябинской области) и можем поделиться положительным опытом.
Достоинством этой методики также является и то, что она обеспечивает реализацию принципа гендерности, поскольку если речь идет о глобальных социальных ролях, то позитивная «социа-лизованность мужчины (юноши, мальчика) - это готовность к отцовству, а социализованность женщины (девушки, девочки) - готовность к материнству» [17].
5 Профессор С. Г. Молчанов утверждает, что объективных оценок и быть-то не может, поскольку субъект может оценить только субъективно.
Таблица 1
Форма занятия Способ работы Результат Субъект оценивания
Учебное Варианты: 1) «учебные достижения»; Педагог
занятие К н е 2) освоенность а) знаний, умений и навыков; б) содержания образования; в) образовательных компетенций;
ч у ю О г) образовательная компетентность
Образова- Образованность
тельное
занятие
Классный Варианты: 1) «внеучебные достижения»; Педагог
час е к к а т и п с о 2) воспитанность; 3) освоенность а) знаний, умений и навыков; б) содержания социализации; в) социальных компетенций; г) социальная компетентность
Социали- т Социализованность Обучающиеся
зационное
занятие
В рамках методики «Отбор содержания социализации» сами обучающиеся выступают в роли экспертов (табл. 1).
А теперь вернемся к традиционному планированию воспитательной работы. Опишем знакомую всем классным руководителям ситуацию. В начале года классный руководитель спрашивает у обучающихся, какие они хотели бы провести мероприятия в новом учебном году. Хорошо, если ребята активны. Но большинство из них молчит, проявляя полное безразличие к происходящему. Из предложенных вариантов классный руководитель составляет план воспитательной работы, включая также общие для всех групп внеаудиторные мероприятия. Таким образом, план воспитательной работы представляет собой перечень мероприятий, которые нужно провести. Но почему именно эти? И на какие качества они окажут формирующее воздействие? И как измерить их эффективность? Эти вопросы остаются без ответа. И план воспитательной работы превращается в календарь мероприятий. А педагогов и проверяющих интересует их количество и количество участников. Но количество и качество - разные феномены. И сегодня мы хотим управлять не количеством, а качеством образования, образовательной системы, образованности, наконец, обучающихся.
Инновационность методики ОСС состоит в том, что субъектом планирования содержания социализации и оценивания социа-лизованности (табл. 1) является уже не только педагог, но и обучающиеся (воспитанники).
Методика позволяет начать работу куратора (классного руководителя) принципиально по-новому: не с вопроса «Какие мероприятия ...?», с вопроса «Какие качества вы хотели бы обрести (освоить) в этом году?». Конечно, педагог может использовать и варианты вопроса: например, «Какие качества вы цените в вашем сверстнике, в вашей сверстнице?» и др. (табл. 1).
Важно здесь то, что мы спрашиваем у обучающихся о том, «ЧТО?» они хотели бы в себе сформировать (табл. 1). Какие качества (социальные компетенции)?
Каждый обучающийся выберет из предложенного перечня (приложение III) какие-то субъективно важные качества. для него в других людях, юношах и девушках, его окружающих здесь и сейчас, в этой конкретной группе.
После обработки ответов куратор будет знать ответ на вопрос ЧТО? Что формировать (табл. 1), что воспитывать? Какие качества? Какие социальные компетенции? [18]
С. Г. Молчанов утверждает, что, прежде чем создавать план мероприятий (а это ответ на вопрос «КАК?»), нужно ответить на вопрос «ЧТО?».
Что воспитывать, что формировать? [19]
А традиция сложилась так, что мы допускали эту методологическую ошибку, которая, быть может, и вызвала нынешние проблемы с «дефицитом духовных скреп» (В. В. Путин, 2012) в нашем российском обществе.
Но вернемся к нашим практикам. Первые шаги по использованию новой методики «Отбор содержания социализации» заключались в следующем.
Все классные руководители предложили студентам ознакомиться с матрицей основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности (приложение III). Таблицы с перечнем качеств были размещены в учебных кабинетах, в фойе техникума для того, чтобы привлечь к ним внимание студентов и инициировать обсуждение их смыслов.
Через некоторое время мы провели в группах классные часы (социализационные занятия), на которых предложили студентам
выбрать 10 качеств для девушек и 10 качеств для юношей в соответствии с инструкцией (приложение IV). Полученные результаты классные руководители обработали, результаты занесли в электронную базу в программе Microsoft Office Excel. Данные результаты позволили каждому классному руководители установить количество выборов, «полученных» каждой компетенцией. Компетенции, «получившие» наибольшее количество выборов, фиксировались в сводный перечень, содержащий не более 10 слов. Этот перечень дает классному руководителю, педагогу-психологу, заместителю директора по воспитательной работе и родителям представление о том, на какие социальные компетенции ориентирована именно эта группа студентов. В качестве примера приведем перечень компетенций, избранных обучающимися в 2015 г. (табл. 2).
Качества, которые хотели бы видеть в своих сверстницах
Качества Выбор
1 Верность 47
2 Женственность 44
3 Мягкость 37
4 Доверчивость 27
5 Нежность 34
6 Теплота 29
7 Забота о людях 21
8 Любовь к детям 21
9 Доброта 16
10 Жизнерадостность 15
Таблица 2
Качества, которые хотели бы видеть _в сверстниках_
Качества Выбор
1 Вера в себя 47
2 Сила 42
3 Мужественность 35
4 Активность 26
5 Доброта 18
6 Ум 17
7 Чувство юмора 16
8 Честность 15
9 Сильная лич-
ность 14
10 Серьезность 9
Интересно заметить, что методика позволяет получить экспертную оценку перечней качеств из различных позиций (табл. 3):
1) девушки отбирают качества для девушек (д/д: первый столбец);
2) девушки отбирают качества юношей (д/ю; второй столбец); юноши отбирают качества юношей (ю/ю; третий столбец) и т. д. Классные руководители проделали эту работу в 2016 г. (табл. 3).
Таблица 3
Качества, которые хотели бы видеть в сверстницах (д/д) Качества, которые хотели бы видеть в своих сверстниках (д/ю) Качества, которые хотели бы видеть
в своих сверстниках (ю/ю)
Верность Мужественность Вера в себя
Мягкость Ответственность Мужественность
Умение уступить Чувство юмора Честность
Умение понимать других Доброта Сила
Любовь к детям Ум Ум
Доброта Широта взглядов Независимость
Искренность Наличие собственной позиции Серьёзность
Надежность Независимость Чувство юмора
Ум Сильная личность Амбициозность
Женственность Культурность Умение полагаться на свои силы
Использование методики «Оценивание социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО)» возможно только после проведения методики «Отбора содержания социализации (ОСС-ВПО)» [20]. Эта методика позволяет оценить выраженность именно тех качеств (социальных компетенций), которые выбрали сами студенты. В этом проявляется независимость экспертной оценки обучающихся от мнения (экспертной оценки) взрослых.
В экспертный лист помещаются наборы социальных компетенций, полученных в результате синтеза данных по первой методике, а также список студентов группы.
Такой экспертный лист позволяет оценить:
- степень выраженности каждой компетенции в отдельности;
- степень выраженности всех компетенций у каждого студента группы и т. д.
Методика предполагает, что каждый студент (юноша или девушка) выступит как в роли эксперта, так и в роли оцениваемого.
Важно, что это будет оценка не со стороны классного руководителя, а со стороны самих членов группы, именно в конкретной группе, именно «здесь и сейчас» [21].
Данную методику С. Г. Молчанов рекомендует проводить в форме (табл. 1) социализационного занятия (классного часа). Классный руководитель проводит инструкцию по заполнению экс-
пертных листов, предлагая обучающимся проставить балльную оценку от 1 до 10 в строках напротив каждого качества и в столбцах напротив каждого имени.
Пример заполненного экспертного листа показан на рисунке (рис. 1а и 1б).
а)
б)
Рис. 1. Заполненный по методике ОС-ЮД-ВПО [22] экспертный лист:
а) в группе, где обучаются юноши и девушки;
б) в группе, где обучаются только юноши
Такой опрос может проводиться систематически, например, один раз в семестр или по окончании учебного года. Сравнение числовых значений последовательно проведенных опросов послужит для фиксации динамики изменений выраженности компетенций, которая будет выражаться в виде дельты увеличения/уменьшения выраженности каждой компетенции. Это и будет мониторинг сформированности общих компетенций, как «стандартизированное наблюдение» за состоянием образовательного объекта «внеучеб-ные достижения обучающихся» [23].
Затем классный руководитель проводит анализ уже обработанных экспертных листов. И уже сам процесс этой обработки даёт классному руководителю, педагогу-психологу, другому специалисту информацию для размышления.
Приведем в качестве примера экспертный лист, заполненный девушкой (рис. 2), которая обучается в нашем техникуме на I курсе. Вот так она оценила выраженность качеств у своих сокурсниц и сокурсников (рис. 2).
№ п/п Им« (.'гудат Ки'+ВСПМ личности Я < 1 < < 1 ? с. а 2 8 В £ 1 1 Я Е- 1 з * ц X 7 и] 1 а 2 3 5 < г 1 < а I ш £ | Ё Ч 1 < | к 5
1 Верность ]
2 Мягкость
з Умение уступить
4 Учение понимал. ДРУГИХ
5 Любовь к делы í
6 Доброта ^
7 Искренность 1
» Ншкиояъ I 1
9 Ум ) \ / 1
10 Женственность 1 4 ( 1 4
№ п/п Ими сгулснтй качсалм личности 1 1 ш I 3 а 4 ■■Л 1 1 К И ¡4 1 £ £ ш 1 ащ 5 а и | С 1
1 МуЖССТКПтКГГЬ \ * | { f
Огиегствешшь 7 (
3 Ччветда юмора 1 i { —
4 Доброта \ \ ^
5 Ум 1
6 Широт ви ляло в
1 |0Л11ЧИС собственной попиши 1 4 1 1 /
{СШМСЙМОСТЬ 1
9 Сильная личность 4 | 4
10 К)ЛЬТ>рНОСТЬ ( 1 1 f
Рис. 2. Пример заполненного экспертного листа
Как видно (рис. 2) из заполненного экспертного листа, всех сокурсников и сокурсниц она оценила очень низко. Но именно этой девушке все члены группы проставили низкие значения выраженности всех десяти качеств, и рейтинг в группе у нее самый низкий. Это ли не повод для работы с девушкой индивидуально и классному руководителю, и психологу, и родителям самой девушки также (табл. 4, столбец 7).
Таблица 4
Сводная таблица
столбец 7) выраженности качеств (девушки)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Белкина А. Еремеева А. Ершова М. Жансултанова К. Кондакова Т. Лахтина Е. Паршукова Е. Сазыкина В. Суркова А. Терехова П. Хафизова М. Черноморова А. Штрифаненко К.
Верность 6,6 6,3 8,1 5,3 4,5 8,5 5,1 8,4 6,5 6,9 7,7 7,5 6,0
Мягкость 7,4 6,2 8,5 5,2 4,2 7,5 3,2 7,3 6,3 7,8 7,4 6,9 5,7
Умение уступить 6,9 5,7 8,3 5,0 4,1 7,1 3,9 7,1 5,7 7,8 7,3 7,3 4,7
Умение понимать других 7,6 6,3 8,8 4,2 4,5 7,5 3,1 7,2 6,5 7,4 6,8 7,2 5,8
Любовь к детям 8,7 7,5 8,6 7,2 6,5 8,9 3,1 8,6 7,9 8,1 8,9 8,8 7,1
Доброта 8,7 7,5 9,0 7,5 5,4 8,6 3,2 8,1 7,6 7,8 8,3 8,3 6,4
Искренность 7,3 5,9 8,5 6,3 5,2 8,5 3,6 6,5 6,9 7,5 8,0 7,6 6,4
Надежность 7,8 5,7 8,7 3,7 5,1 8,3 2,3 7,5 5,6 6,8 7,5 6,8 4,9
Ум 7,7 5,2 8,2 2,1 5,6 8,1 2,7 5,6 4,0 4,1 9,1 5,3 3,7
Женственность 9,3 6,7 9,5 4,5 4,0 9,4 4,5 8,7 7,1 7,4 8,3 7,9 7,6
Всего: 78,1 63,0 86,4 50,9 48,9 82,3 34,6 75,1 64,2 71,6 79,2 73,6 58,4
Среднее значение 7,8 6,3 8,6 5,1 4,9 8,2 3,5 7,5 6,4 7,2 7,9 7,4 5,8
Среднее значение по группе 6,7
Рейтинг 4 9 1 11 12 2 13 5 8 7 3 6 10
Из сводной таблицы видно, что при среднем значении выраженности социальных компетенций по группе 6,7 (табл. 4; вторая строка снизу) у девушки степень выраженности выбранных группой качеств составляет всего 3,5 (столбец 7; третья строка снизу), а максимальная выраженность - 8,6 (столбец 3; третья строка снизу).
Педагогические коллективы техникума и его филиалов освоили первую методику («Методика отбора содержания социализации»), в настоящее время завершается обработка результатов по второй методике («Методика оценивания социализованности юношей и (или) девушек»).
Но уже сейчас ясно, что в следующем учебном году необходимо внести корректировки:
- в план воспитательной работы в группах, по техникуму в целом;
- в индивидуальную работу с каждым студентом;
- в индивидуальную работу с родителями, членами семьи (при необходимости).
Для классных руководителей запланированы новые семинары-практикумы, консалтинг-методические занятия.
Работы предстоит много. Но уже сегодня большинство преподавателей техникума уверены, что данные методики позволяют провести анализ и оценивание воспитательной работы на всех уровнях управления: персональном, групповом, административном, а также организовать социализацию и воспитание, исходя из потребностей студентов и их родителей, т. е. выполнить социальный заказ.
Приложение I
Таблица 1
Паспорт общих компетенций обучающихся (ФГОС СПО-3)
Целевая на-прав лен-ность
Общие компетенции
Показатели
е и к с е ч н
е р
м
о
и
о
рк и
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
- понимание ценностных смыслов общечеловеческой культуры;
- осознание своей роли и умение ориентироваться в окружающем пространстве, выбирать ценностно-смысловые ориентиры для поступков и решений;
- опыт освоения общественных явлений и традиций в жизни человека;
- этническая идентификация; умение адаптироваться в поликультурном обществе
е
3
н т с о н ч и
4
-
о н
Л
ч
а
и ц
о
С
и
и ц
н
е
т
е
п
м
о
к
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в т. ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)_
- умение нести ответственность за собственные решения и поступки;
- инициативность и мобильность;
- социальное взаимодействие;
- политическая и гражданская активность, выполнение гражданского долга
е и к с е ч и т с о
=
Г
и
и ц
=
е
т
е
п
м
о
к
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности_
- владение навыками организация продуктивной учебно-познавательной деятельности;
- умение аналитически мыслить;
- готовность и способность к самообразованию;
- функциональная грамотность
-
а к и
ни
Ч
е т е п м о к е
3 =
^ и
ри
=
н
о
к -
о
= =
о
и ц
а
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- осознание своего места в инфосреде;
- владение современными информационными технологиями;
- владение навыками делового общения, устной и письменной речи, навыками работы с документами;
- умение презентовать себя и свой коллектив, продуктивно взаимодействовать в команде
-
=
е
т
е
п
м
о
к
е
3 и
о
4 у
р
т -
о
=
л
ч
а
=
о и с с е
о р
П
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
- знание экономико-правовых основ и умение ориентироваться в социально-экономической ситуации, на рынке труда;
- владение этикой граждан-ско-трудовых взаимоотношений, умение нести профессиональную индивидуальную и коллективную ответственность;
- профессиональное самоопределение;
- готовность к реализации трудовых прав и обязанностей
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- освоение способов физического, духовного, интеллектуального и профессионального саморазвития, личной рефлексии;
- планирование и организация своей деятельности, самоопределение, непрерывное самообразование, повышение квалификации;
- развитие личностных качеств;
- включенность в общественную работу_
Приложение II
Таблица 2
Сравнение текстов ФГОС с компетенциями, названными в методике С. Г. Молчанова
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (по С. Г. МОЛЧАНОВУ)
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Аналитичность, вера в себя, культурность, толерантность, дух соревнования
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Аналитичность, ответственность, грамотность, активность, готовность к действию, умение полагаться на свои силы
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Быстрота в принятии решения, ответственность, вера в себя, развитая интуиция, наличие собственной позиции
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Готовность к самообразованию, трудолюбие, работоспособность
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Владение ИКТ, широта взглядов
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Терпимость, культурность, пунктуальность, общительность
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Ответственность, способность вести за собой, уверенность в себе
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Пассионарность, инициативность, пунктуальность, убежденность
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Готовность к действию, уверенность в себе
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Гражданственность, атле-тичность, агрессивность (конструктивная)
Приложение III Перечень основных (положительных) гендерных (мужских и женских) и универсальных качеств_
Качества
Женские Универсальные Мужские
1 (21) 2 (66) 3 (19)
Верность Активность Основатель- Агрессивность
Доверчивость Беззаботность ность (конструктив.)
Женственность Беспечность Ответствен- Амбициозность
Жизнерадостность Бодрость ность Аналитичность
Забота о людях Быстрота в Открытость Атлетичность
Застенчивость принятии ре- ума Вера в себя
Инфантильность шений Пассионар- Дух соревнования
Любовь к детям Великодушие ность Индивидуализм
Мягкость Восприимчи- Привлека- Мужественность
Нежность вость тельность Наличие собствен-
Нелюбовь к брани (ру- Вспыльчивость Прямота ной позиции
гательствам) Высокая мораль Пунктуаль- Напористость
Очаровательность Готовность к ность Независимость
Обаяние действию Работоспо- Сила
Привязанность Гуманность собность Сильная личность
Сострадание Гражданствен- Развитая ин- Склонность вести
Способность утешать ность туиция за собой
Теплота Демократич- Развитое во- Склонность к до-
Тихий голос ность ображение минированию
Умение понимать дру- Дисциплиниро- Романтич- Склонность к рис-
гих ванность ность ку
Умение сочувствовать Доброта Светскость Способность к ли-
Умение уступить Духовность Серьезность дерству
Живость Скромность Способность за-
Задумчивость Тактичность щищать свои
Зрелость Терпеливость взгляды
Импульсив- Терпимость Умение полагаться
ность (толерант- на свои силы
Искренность ность)
Искушенность Трудолюбие
Консерватив- Убежден-
ность ность
Культурность Уважитель-
Модность ность
Надежность Уверенность
Напряженность в себе
Необычность Ум
Неторопли- Умеренность
вость Упорство
Общительность Честность
Оживленность Чистоплот-
Оптимизм ность
Опытность Чувство
юмора
Шутливость
Широта
взглядов
Экстрава-
гантность
Энергичность
Яркость
Приложение IV Форма экспертных листов с инструкциями
_для отбора содержания социализации_
Инструкция № 1
Уважаемые ребята!
Вам предстоит выступить в качестве экспертов.
Внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И назовите (отберите) только 10 из них, которые, как вам (как экспертам) кажется, вы хотели бы видеть в своих сверстниках._
Расположите эти 10 качеств в столбик на первом листе. При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные во 2-м и 3-м столбцах, поскольку вы (как эксперты) должны отобрать только те качества, которые вы хотели бы видеть в сверстнике.
№ п/п Качества сверстников (юношей) вашей группы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Инструкция № 2 Уважаемые ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И отберите только 10 из них, которые, как вам кажется (как экспертам), вы хотели бы видеть в своей сверстнице. Расположите эти 10 качеств в столбик на втором листе. При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные в 1-м и 2-м столбцах, поскольку отобрать вы должны только качества, которые вы хотели бы видеть в сверстнице.
№ п/п Качества сверстниц (девушек) вашей группы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Примечания
1. Куракова Г. В. Теоретический анализ дефиниции «общие компетенции учащихся». URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2010.html, свободный
2. Молчанов С. Г. Новая «воспитательная компонента» в дошкольной образовательной организации // Челябинский гуманитарий. 2014. № 4(29). С. 38-43; Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособие для кураторов академических групп вузов. Челябинск : Энциклопедия, 2013. 64 с.
3. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Экс-мо, 2013. С. 168.
4. Молчанов С. Г. Поступок и действие: внеучебные и учебные достижения в образовании // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. материалов XIV междунар. науч.-практ. конф. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. С. 302.
5. Там же. С. 303.
6. Там же.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
10. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». С. 4.
11. Там же. С. 168.
12. Куракова Г. В. Указ. соч.
13. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». С. 168.
14. Там же.
15. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования.
16. Там же.
17. Молчанов С. Г. Новая «Воспитательная компонента» в дошкольной образовательной организации. С. 39.
18. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования.
19. Там же.
20. Там же.
21. Там же.
22. Там же.
23. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». С. 168.