Научная статья на тему 'Методика проведения социализационных занятий'

Методика проведения социализационных занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / ПОЗИТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / МЕТОДИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подшивалова Елена Николаевна

В статье представлена практика внедрения в воспитательный процесс методик «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» с целью определения дельты прироста позитивной социализованности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of socialized lessons concerning

The article presents the practice of introducing in educational process methods of socialized lessons. Innovative activity is based on Professor S. Molchanov’s methods implementation to educational process and aimed at determination of students’ positive socialization growth rate.

Текст научной работы на тему «Методика проведения социализационных занятий»

МЕТОДИКА

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Методика проведения

социализационных занятий

Сегодня результатом образования должно стать не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие студентов в процессе обучения. Поэтому перед педагогами стоит важная задача оценки сформированности социально-личностных качеств обучающихся.

ПОДШИВАЛОВА, Елена Николаевна

заместитель директора по учебно-методической работе Первомайского техникума промышленности строительных материалов,

п. Первомайский(Челябинская область)

Аннотация

В статье представлена практика внедрения в воспитательный процесс методик «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» с целью определения дельты прироста позитивной социализованности студентов

Ключевые слова:

общие компетенции, социализация, социализо-ванность, позитивные социальные качества, методика, инновационная деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО основывается на компетентностном подходе и представленные в нем общие (общекультурные) и профессиональные компетенции рассматриваются как результат освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Анализ научной литературы, посвященной проблеме компетентностного подхода, позволяет определить понимание компетенции как «знание в действии» [2].

Общие компетенции (ОК) — это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Оценивается ли сегодня сформированность социально-личностных качеств? И если да, то каким образом?

Внеаудиторная работа в образовательном учреждении СПО традиционно организуется по следующим направлениям:

- нравственное воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- учебно-исследовательская деятельность;

- формирование здоровьесберегающего пространства;

- профилактика асоциальных явлений;

- профориентационная работа;

- профессиональное воспитание.

Но ни по одному из этих направлений не ведется мониторинг сформированности социально-личностных качеств студентов. Между тем сегодня важно знать, насколько выражены у молодежи такие качества, как ответственность, духовность, гражданственность.

Задачи в рамках проекта

Первомайский техникум промышленности строительных материалов является инновационной площадкой для реализации проекта «Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональной образовательной организации». В 2014/2015 учебном году в техникуме началось внедрение инструментального обеспечения социализации. Первые результаты показали, что такие качества, как ответственность, гражданственность, духовность не входят в число десяти приоритетных качеств, выбранных студентами. Это означает, что педагоги долж-

ны обратить серьезное внимание на формирование адекватных представлений об этих гражданских компетенциях.

Сегодня педагоги нуждаются в инструментарии для оценивания социализованности студентов: без измерения и анализа этого образовательного объекта они действуют вслепую, то есть не имеют необходимой и достаточной информации для принятия организационно-педагогических, управленческих решений.

Инновационная деятельность педагогического коллектива техникума в рамках реализации проекта позволит:

- создать новую «воспитательную компоненту», обеспечивающую системность в организации социализации на основе инструментального обеспечения воспитания;

- апробировать и внедрить технологию «Духовные скрепы» (методики: «Отбор содержания социализации», «Оценивание социализованно-сти», «Формирование позитивных социальных компетенций»).

Результатом инновационной деятельности должно стать создание педагогических условий для эффективного формирования позитивных социальных компетенций у будущих специалистов.

Перед коллективом техникума стоят задачи:

- разработать модель системы формирования позитивных социальных компетенций у студентов;

- выявить комплекс педагогических условий для эффективного функционирования и развития данной модели, обеспечивающей подготовку конкурентоспособных специалистов;

- на основе методик С. Г. Молчанова разработать дидактико-методическое обеспечение для процесса отбора содержания социализации и уровня социализованности обучающихся техникума, определения дельты позитивной социа-лизованности обучающихся;

- в ходе инновационной работы проверить эффективность разработанной модели.

Определение дельты прироста

Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» позволяет определить дельту прироста позитивной соци-ализованности обучающихся. Каким образом?

Преподаватель профессионального цикла, формируя комплект контрольно-оценочных

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

МЕТОДИКА

средств по дисциплине, указывает оценки результата освоенных умений, усвоенных знаний, сформированности общих компетенций. Но как можно определить, например, насколько студент «умеет нести ответственность за собственные решения и поступки»? Оценка будет субъективной. Но если применить методику в начале и в конце изучения дисциплины/ курса, то можно выявить дельту прироста позитивной социализованности, и тогда оценка будет объективной.

Используя методику, важно учитывать принцип гендерности, поскольку социализо-ванность мужчины (юноши, мальчика) — это готовность к отцовству, а социализованность женщины (девушки, девочки) — готовность к материнству [3].

Студенты в роли экспертов

В рамках методики «Отбор содержания социализации» (ОСС) сами обучающиеся выступают в роли экспертов.

В начале учебного года классный руководитель опрашивает студентов, какие мероприятия они хотели бы провести в новом учебном году. Из предложенных вариантов классный руководитель составляет план воспитательной работы, включающий также общие для всех групп внеклассные мероприятия.

Инновационность методики ОСС состоит в том, что она позволяет куратору (классному руководителю) начать работу в каждом новом учебном году с вопросов:

«Какие качества вы, студенты, хотели бы обрести (освоить)?»; «Какие качества вы цените в вашем сверстнике, в вашей сверстнице?».

После обработки ответов куратор будет знать ответ на вопрос что? Что формировать, что воспитывать? Какие качества? Какие социальные компетенции? [4]

Первые шаги по использованию методики ОСС в техникуме заключались в следующем.

Студентам было предложено ознакомиться с матрицей основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности. Таблицы с перечнем качеств были размещены в учебных кабинетах и фойе техникума.

Через некоторое время были проведены классные часы, на которых студентам было предложено выбрать из 106 качеств, указанных в матрице, только те 10, которые они, как эксперты, хотели бы видеть в своих сверстниках (сверстницах).

Полученные ответы были обработаны и занесены в электронную базу. Данные результаты позволили каждому классному руководителю установить количество выборов по каждой компетенции. Компетенции, получившие наибольшее количество выборов, были сведены в перечень, содержащий не более 10 слов. Этот перечень дает классному руководителю, педагогу-психологу, заместителю директора по воспитательной работе и родителям представление о том, на какие социальные компетенции ориентирована именно эта группа студентов.

Использование методики «Оценивание социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО)» возможно только после проведения методики «Отбора содержания социализации (ОСС-ВПО)». Данная методика позволяет оценить выраженность именно тех качеств (социальных компетенций), которые выбрали сами студенты. В этом проявляется независимость оценки студентов от мнения взрослых.

В экспертный лист помещаются наборы социальных компетенций, полученных в результате синтеза данных по первой методике, а также список студентов группы. Экспертный лист позволяет оценить:

- степень выраженности каждой компетенции в отдельности;

- степень выраженности всех компетенций у каждого студента группы.

Предполагается, что каждый студент выступит как в роли эксперта, так и в роли оцениваемого. Важно, что это будет оценка не со стороны классного руководителя, а со стороны самих ребят, именно в конкретной группе, именно «здесь и сейчас» [4].

Данную методику С. Г. Молчанов рекомендует применять при проведении социализационного занятия (классного часа). Классный руководитель проводит инструктаж по заполнению экспертных листов: проставить балльную оценку от 1 до 10 в строках напротив каждого качества и в столбцах напротив каждого имени.

Такой опрос может проводиться систематически, например, один раз в семестр или по окончании учебного года. Сравнение числовых значений последовательно проведенных опросов служит для фиксации динамики изменений выраженности компетенций и фиксации дельты увеличения/ уменьшения выраженности каждой компетенции. Это и будет мониторинг сформированности общих компетенций.

В заключение можно делать вывод, что данные методики позволяют провести анализ и оценивание воспитательной работы на всех уровнях управления: персональном, групповом, административном, а также организовать эту деятельность исходя из потребностей студентов и их родителей, то есть выполнить социальный заказ.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

2. Куракова Г. В. Теоретический анализ дефиниции «общие компетенции учащихся» [Электронный ресурс] // URL: http://www.fan-nauka.narod. ru/2010.html.

3. Молчанов С. Г. Новая «Воспитательная компонента» в дошкольной образовательной организации // Челябинский гуманитарий. — 2014. — № 4 (29).

4. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социа-лизованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования: Пособие для кураторов академических групп вузов. — Челябинск: Энциклопедия, 2013. — 64 с.

Педагоги нуждаются в инструментарии для оценивания социализован-ности студентов: без измерения и анализа этого образовательного объекта они не имеют информации для принятия организационно-педагогических и управленческих решений

Ответственность, гражданственность, духовность не входят в число десяти приоритетных качеств, отмеченных студентами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.