Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ РЕГИОНА'

СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЗНАНИЕВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ / PUBLIC INTERACTION / SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / DIGITALIZATION / KNOWLEDGE MODEL OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ватлина Лина Владиславовна

Исследование специфики протекающих социально-экономических процессов в рамках публичного управления на региональном уровне заключается в установлении степени эффективности и результативности функционирования органов городской администрации по удовлетворению потребностей местного населения, в данном случае - предоставления качественных образовательных услуг населению. В данной статье автор рассматривает различные способы взаимодействия, которые могут применяться при осуществлении партнерства государственных и муниципальных органов с образовательными организациями по совместному решению проблем обеспечения качественных образовательных услуг. Целью статьи является комплексная характеристика и выявление особенностей возможных методов публичного управления в соответствии с происходящими социально-экономическими процессами и разработка предложений по усовершенствованию системы публичного управления на региональном уровне. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы и приемы. С учетом действующего законодательства и применяемой научной методологии проведен мониторинг специфики публичного взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями в рамках управления социально-экономическими процессами региона. Результаты проведенного мониторинга систем публичного управления в системе образования могут быть использованы для последующего выполнения функций управления в деятельности региональной и городской администрации и ее воздействия на структуру предоставления образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMS OF INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES WITH EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES IN THE REGION

The study of the specifics of ongoing socio-economic processes in the framework of public administration at the regional level consists in determining the degree of efficiency and effectiveness of the functioning of city administration bodies to meet the needs of the local population and provide quality educational services. In this article, the author considers various ways of interaction that can be used when implementing partnership between state and municipal authorities with educational organizations to jointly solve problems of providing quality educational services. The purpose of the article is to provide a comprehensive description and identify the features of possible methods of public administration in the region in accordance with the ongoing socio-economic processes, and to develop proposals for improving the system of public administration at the regional level. The methodological basis of the research was made up of general scientific methods and techniques. Taking into account the current legislation and the applied scientific methodology, the specifics of public interaction between public authorities and educational organizations in the framework of managing socio-economic processes in the region were monitored. The results of the monitoring of public administration systems in the education system can be used for the subsequent performance of management functions in the activity of regional and city administration and its impact on the structure of educational services.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ РЕГИОНА»

Ватлина Л.В.1

1 Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск, Россия

Системы взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями в системе управления социально-экономическими процессами региона

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ватлина Л.В. Системы взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями в системе управления социально-экономическими процессами региона // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 4. — С. 541 -550. Сог 10.18334/се.14.4.100888

АННОТАЦИЯ:_

Исследование специфики протекающих социально-экономических процессов в рамках публичного управления на региональном уровне заключается в установлении степени эффективности и результативности функционирования органов городской администрации по удовлетворению потребностей местного населения, в данном случае — предоставления качественных образовательных услуг населению. В данной статье автор рассматривает различные способы взаимодействия, которые могут применяться при осуществлении партнерства государственных и муниципальных органов с образовательными организациями по совместному решению проблем обеспечения качественных образовательных услуг Целью статьи является комплексная характеристика и выявление особенностей возможных методов публичного управления в соответствии с происходящими социально-экономическими процессами и разработка предложений по усовершенствованию системы публичного управления на региональном уровне. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы и приемы. С учетом действующего законодательства и применяемой научной методологии проведен мониторинг специфики публичного взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями в рамках управления социально-экономическими процессами региона. Результаты проведенного мониторинга систем публичного управления в системе образования могут быть использованы для последующего выполнения функций управления в деятельности региональной и городской администрации и ее воздействия на структуру предоставления образовательных услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: публичное взаимодействие, система образовательных услуг, социально-экономическое развитие, цифровизация, знаниевая модель экономики

Ватлина Лина Владиславовна, доцент кафедры экономики, кандидат

ьЕ о с

>

та ш и

ОБ АВТОРЕ

экономических наук, доцент (galas@ngs.ru)

издательство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Vatlina L.V.1

1 Siberian University of Consumer Cooperation, Russia

Systems of interaction of public authorities with educational organizations in the management system of socio-economic processes in the region

CITE AS:_

Vatlina L.V. (2020) Sistemy vzaimodeystviya organov publichnoy vlasti s obrazovatelnymi organizatsiyami v sisteme upravleniya sotsialno-ekono-micheskimi protsessami regiona [Systems of interaction of public authorities with educational organizations in the management system of socio-economic processes in the region]. Kreativnaya ekonomika. 14. (4). — 541-550. doi: 10.18334/ce.14.4.100888

ABSTRACT:_

The study of the specifics of ongoing socio-economic processes in the framework of public administration at the regional level consists in determining the degree of efficiency and effectiveness of the functioning of city administration bodies to meet the needs of the local population and provide quality educational services. In this article, the author considers various ways of interaction that can be used when implementing partnership between state and municipal authorities with educational organizations to jointly solve problems of providing quality educational services. The purpose of the article is to provide a comprehensive description and identify the features of possible methods of public administration in the region in accordance with the ongoing socio-economic processes, and to develop proposals for improving the system of public administration at the regional level. The methodological basis of the research was made up of general scientific methods and techniques. Taking into account the current legislation and the applied scientific methodology, the specifics of public interaction between public authorities and educational organizations in the framework of managing socio-economic processes in the region were monitored. The results of the monitoring of public administration systems in the education system can be used for the subsequent performance of management functions in the activity of regional and city administration and its impact on the structure of educational services.

KEYWORDS: public interaction, system of educational services, socio-economic development, digitalization, knowledge model of the economy

JEL Classification: I23, I28, O33, D83

Received: 03.04.2020 / Published: 30.04.2020

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Vatlina L.V. (galas@ngs.ru)

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективное публичное управление, как на региональном уровне, так и на уровне города, имеет своей важнейшей целью предоставление качественных общественных благ, в данном случае — предоставление качественных образовательных услуг, способных на высоком уровне удовлетворять потребности населения, проживающего на данной территории.

Современные условия социально-экономического развития характеризуются стремительными технологическими изменениями, которые получили наименование «технологическая революция», в основе которой лежит переход к новому технологическому укладу. Как предполагают российские и зарубежные специалисты, в его основе будет лежать новая — информационная, знаниевая — модель экономики [3, с. 54] (Borkova, Glotova, Bulgakova, 2019). Это предъявляет повышенные требования к системам формирования, тиражирования и диффузии знаний, т.е. к системе образования. Следовательно, при переходе к цифровой экономике приоритетное значение приобретает не решение технических вопросов, но проблем, связанных с формированием системы обучения, передачи знаний, их накопления и продуктивного использования.

Регион РФ является консолидированной социально-экономической системой, состоящей из множества взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов, и одним из главных ее элементов является предоставление качественных образовательных услуг населению посредством применения возможностей цифровых технологий [1] (Miropolsky, Borkova, Vatlina, Kapelyuk, 2019).

Необходимость проведения специального анализа процесса предоставления образовательных услуг может возникнуть при следующих условиях сотрудничества государственных и муниципальных органов управления с образовательными организациями различных форм собственности (рис. 1):

С помощью взаимодействия государственных органов управления и образовательных организаций создается взаимосвязь научно-теоретического проектирования образовательных программ и последующей апробации этих программ при подготовке работников для организаций различных форм собственности. Усовершенствование российской системы образования может быть реализовано только путем совместных последовательных усилий представителей государственных и муниципальных структур управ-

<r>

fM CT> Ю

CT> CT>

1. Разработка и реализация государственной образовательной политики при условии ее полной реализации на уровне отдельных муниципалитетов, направленной на специфику развития рынка труда и тенденции в изменении российской производственной системы и системы оказания услуг

2. Сочетание средств государственно-частного партнерства при разработке специальных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации уже работающих граждан на базе цифровой платформы.

3. Обеспечение общественной доступности населению получения современного качественного образования с применением новых информационных технологий.

Рисунок 1. Условия сотрудничества государственных и муниципальных органов с образовательными организациями в процессе обеспечения образовательных услуг Источник: составлено автором.

ления, представителей бизнеса, государственных предприятий и сотрудников образовательных учреждений. Такое тесное взаимодействие является необходимым требованием при разработке и реализации специальных учебных курсов с возможным применением новых информационных технологий для формирования специальных экономических дисциплин с созданием для них рабочих программ деятельности преподавательского состава в системе образования.

Распространение цифровых технологий в становлении цифровой экономики — одно из приоритетных направлений для большинства развитых стран, оно диктует тренды и в образовании. Теперь больше всего в цене — умение постоянно развивать навыки, адаптированные под конкретные требования организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в данном регионе.

Кадровые агентства и представители бизнеса жалуются на то, что учебные программы не соответствуют новым реалиям и требованиям рынка. В мире, где экономика постоянно изменяется, нужны специалисты, которые умеют быстро обучаться новым бизнес-практикам и навыкам. Таким образом, важнейшим фактором сейчас является скорость роста новых образовательных возможностей (Д. Носова — руководитель практики «Финтех» O2 Consulting) [7].

ш

Безусловным на сегодняшний день трендом в образовании является его гибкость, что на практике означает постоянный мониторинг запросов новых экспертиз и незамедлительное подстраивание образовательных программ и преподавательских курсов. Образование иногда воспринимается как сфера, наиболее устойчивая к изменениям, в то время как она наиболее подвержена кризису и потере эффективности в ответ новым веяниям времени. Инновации в сфере образования могут помочь повысить его качество, а также обеспечить больше стабильности во время «бюджетного давления» и растущего спроса [3, с. 446] (Borkova, Glotova, Bulgakova, 2019).

Таким образом, можно констатировать, что эластичность системы образования — это залог устойчивого развития социально-экономических отношений в национальной экономике, и такая тенденция прослеживается на примере многих стран, где такой подход стратегически обеспечивается на уровне национальных и частных программ. По мнению многих экспертов, самыми ценными навыками является получение новых навыков, а самое главное, понимание того, что, возможно, придется много раз за свою жизнь сменить род своей деятельности, поэтому необходимо уметь адаптироваться под новые условия, которые нам диктует время. Необходимость получать только фундаментальные знания в настоящее время отходит на второстепенный план — все знания уже сейчас мгновенно доступны, а вот умение анализировать, систематизировать и визуализировать сложные процессы и связанные с этим профессии, скорее всего, будет актуально еще достаточно долго [7] (Генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко).

Таким образом, модель взаимодействия образовательной организации, (например, университета) с органами регионального государственного управления можно представить следующим образом (рис. 2).

Взаимодействие на каждом из этих уровней можно осуществить в любом регионе России и зафиксировать в перечне полномочий органов публичной власти, которым необходимо вступать во взаимодействие с образовательными учебными заведениями. На рисунке 3 представлено такое взаимодействие следующим образом:

Для обеспечения взаимодействия по данным направлениям деятельности органов публичной власти могут быть сформированы координационные и совещательные органы в сфере образования, что подкрепляется участием государственно-общественных органов управления в образовании. Образование больше не может оставаться в состоянии внутренней изоля-

<r>

ГМ CT> Ю

CT>

o>

1Л 1Л

Сетевой • уровень

Сеансовый уровень

Функционирование средств установления, поддержания и разъединения сетевых соединений между учреждением образования и органами исполнительной власти в субъекте РФ что происходит с помощью канатов электронной взаимосвязи

Обеспечение средств, необходимых для синхронизации диалога между образовательной организацией и органом публичного управления с установлением сеансового соединения и обменом данными, посредством цифровых технологий

Прикладной уровень

Непосредственное взаимодействие должностных лиц учебного заведения и органа регионального управления при проведении научных мероприятий при обсуждении выявленных проблем в образовании

Рисунок 2. Уровни модели взаимодействия образовательных организаций с органами публичной власти

Источник: составлено автором на основе [5, с. 86] (Кау1, 2017).

ции и самообеспеченности. Можно, например, создавать советы ректоров высших учебных заведений, а также организаций среднего профессионального образования.

Основная задача российской образовательной системы — обеспечить качественное образование, соответствующее будущим потребностям личности, общества и государства. Для этого требуется модернизация образования, а это, в свою очередь, требует изменений политики на национальном уровне. Это не должно и не может быть осуществлено локально в каждом учреждении. Интересы общества и государства не всегда совпадали с интересами самой системы образования, но образовательное сообщество и образовательные учреждения должны быть частью модернизации и развития обра-

Организация бесплатного предоставления учебников и учебных пособий, специальной литературы, а также услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Разработка и

утверждение

государственных (-•

программ региона в

сфере образования

Органы публичной власти субъекта

Развитие научного

потенциала для

" образовательных

организаций

Установление для педагогических работников образовательных организаций специальных: премий, грантов и денежных поощрений, стипендий за счет средств бюджета субъекта РФ

Е о с о

и

ш .>

та ш

Рисунок 3. Региональная модель взаимодействия органов публичной власти субъекта РФ с образовательными организациями

Источник: составлено автором на основе [6] (^у1, Lamzin, Epinina, 2019).

зования [8] (Chernenkova, Inozemtseva, 2018). Необходимо также разработать правовую базу, которая позволит регионам Российской Федерации, предприятиям и организациям оказывать финансовую поддержку университетам и студентам, учитывая при этом интересы доноров и государства, позволяя работодателям принимать участие в образовательном процессе университета, например, обеспечивая стажировкой студентов.

Заключение

Таким образом, развитие высшего профессионального образования в России происходит в условиях меняющегося рынка труда. Особенностью этих изменений является формирование рынка образовательных услуг под влиянием рынка труда. В свою очередь, рынок образовательных услуг оказывает влияние на рынок труда посредством развития малого и среднего бизнеса,

«л

поскольку специалисты с высшим образованием часто становятся лидерами таких организаций [9, c. 28] (Chicherin, 2019). Требования рабочей силы изменились в соответствии с требованиями рынка. Тем не менее инерция системы образования все еще не может адекватно соответствовать требованиям рынка труда. Нынешняя российская система профессионального образования имеет территориальные дисбалансы финансирования. В течение последних нескольких лет российское правительство предприняло ряд мер, которые в целом являются плодотворными, но тем не менее их необходимо повернуть в систему взаимодействия, чтобы иметь возможность предоставить большую помощь в сфере предоставления образовательных услуг. ■

ИСТОЧНИКИ:

1. Miropolskii D.I., Borkova E.A., Vatlina L.V., Kapelyuk Z.A. Structural effects of regional reproduction and supply chain strategy in Russia: impact on market and administrative coordination relationship // International Journal of Supply Chain Management. — 2019. — № 4. — p. 824—833.

2. Барсукова М.А., Боркова Е.А., Ватлина Л.В. Управление экономической устойчивостью в условиях инновационного развития // Известия СПбГЭУ. — 2019. — № 2. — c. 54—58.

3. Боркова Е.А., Глотова Ю.Д., Булгакова Д.С. Предпринимательство в России: тенденции, проблемы и перспективы развития // Финансовая экономика. — 2019. — № 5. — c. 445—449.

4. Добровольская Е.В., Ватлина Л.В. Качество коммуникативной компетенции при переходе на ФГОС 3++ // В сборнике: Новые технологии оценки качества образования Сборник материалов XV Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. Под общей редакцией Г.Н. Мотовой. 2019. С. 71—76.

5. Кайль Я.Я. Модели взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями // Грани познания. — 2017. — № 5. — c. 84—89.

6. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С. Современные практики и технологии взаимодействия бизнеса и власти в контексте GR-менеджмента. — Курск, 2019.

7. На пути к экономике знаний. Образование. // Коммерсантъ «Экономический Форум». Приложение №97 от 06.06.2019, стр. 45.

8. Черненкова Е.И., Иноземцева В.А. Роль опорного вуза в практиках общественного участия // Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — № 3. — c. 127—140.

9. Чичерин А.Е. Основные направления повышения эффективности государственного управления экономикой региона // Московский экономический журнал. — 2019. — № 9. — с. 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES:

Barsukova M.A., Borkova E.A., Vatlina L.V. (2019). Upravlenie ekonomicheskoy ustoychivostyu v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya [Management of economic stability in the conditions of innovative development]. Izvestiya SPbGEU. (2). 54-58. (in Russian).

Borkova E.A., Glotova Yu.D., Bulgakova D.S. (2019). Predprinimatelstvo v Rossii: tendentsii, problemy i perspektivy razvitiya [Entrepreneurship in russia: trends, challenges and development prospects]. Financial economics. (5). 445449. (in Russian).

Chernenkova E.I., Inozemtseva V.A. (2018). Rol opornogo vuza vpraktikakh obsh-chestvennogo uchastiya [Flagship university role in public participation practices]. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz. (3). 127-140. (in Russian).

Chicherin A.E. (2019). Osnovnye napravleniyapovysheniya effektivnostigosudarst-vennogo upravleniya ekonomikoy regiona [Basic trends of improving the efficiency of regional economy governance]. Moscow Economic Journal. (9). 28. (in Russian).

Kayl Ya.Ya. (2017). Modeli vzaimodeystviya organovpublichnoy vlasti s obrazo-vatelnymi organizatsiyami [Models of interaction of public authorities with educational institutions]. Granipoznaniya. (5). 84-89. (in Russian).

Kayl Ya.Ya., Lamzin R.M., Epinina V.S. (2019). Sovremennyepraktiki i tekhnologii vzaimodeystviya biznesa i vlasti v kontekste GR-menedzhmenta [Modern practices and technologies of interaction of business and government in the context of GR management] (in Russian).

Miropolskii D.I., Borkova E.A., Vatlina L.V., Kapelyuk Z.A. (2019). Structural effects of regional reproduction and supply chain strategy in Russia: impact on market and administrative coordination relationship International Journal of Supply Chain Management. (4). 824-833.

>4

E о с о

и

ш >

та ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.