Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ватлина Лина Владиславовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с трансформацией системы муниципального управления с возможностью внедрения цифровых инструментов, призванных решить многие вопросы, связанные с мониторингом и контролем муниципального учета и обмена данными со смежными органами. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает в период до 2024 года комплекс системных мер, направленных на ускорение цифровой трансформации муниципалитетов по ключевым направлениям, в том числе в сфере предоставления муниципальных услуг, развития информационной инфраструктуры в муниципальных учреждениях, внедрения цифровых платформ инвентаризации, учета и контроля энергоресурсов и имущественных комплексов муниципалитетов. В предстоящие годы государственный сектор должен претерпеть радикальные изменения, чтобы справиться с демографическими и финансовыми проблемами. Использование технологий, создание инновационного потенциала и цифровизация в рамках проектов цифровой трансформации - ключевые факторы, позволяющие добиться успеха при переходе к устойчивому развитию. Государственный сектор имеет глубокие культурные и исторические корни, в нем сложнее всего изменить культуру, что затрудняет успешное осуществление проектов цифровой трансформации. В статье представлены главные проблемы, затрудняющие успешный переход к цифровой трансформации публичного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL INSTRUMENTS IN THE MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT SYSTEM

The article discusses issues related to the transformation of management of the municipal management system with the possibility of introducing digital tools designed to solve many issues related to monitoring and control of municipal accounting and data exchange with related bodies The national program "Digital Economy of the Russian Federation" provides for a set of systemic measures until 2024 aimed at accelerating the digital transformation of municipalities in key areas, including in the provision of municipal services, the development of information infrastructure in municipal institutions, the introduction of digital platforms for inventory, accounting and control of energy resources and property complexes of municipalities. In the coming years, the public sector must undergo radical changes to cope with demographic and financial challenges. Leveraging technology, building innovation potential, and digitalization in digital transformation projects are key factors in making the transition to sustainable development successful. The public sector has deep cultural and historical roots, it is the most difficult to change culture, which makes it difficult to successfully implement digital transformation projects. This article will present three main problems that hinder a successful transition to the digital transformation of public administration.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Ватлина Л.В.

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с трансформацией системы муниципального управления с возможностью внедрения цифровых инструментов, призванных решить многие вопросы, связанные с мониторингом и контролем муниципального учета и обмена данными со смежными органами. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает в период до 2024 года комплекс системных мер, направленных на ускорение цифровой трансформации муниципалитетов по ключевым направлениям, в том числе в сфере предоставления муниципальных услуг, развития информационной инфраструктуры в муниципальных учреждениях, внедрения цифровых платформ инвентаризации, учета и контроля энергоресурсов и имущественных комплексов муниципалитетов. В предстоящие годы государственный сектор должен претерпеть радикальные изменения, чтобы справиться с демографическими и финансовыми проблемами. Использование технологий, создание инновационного потенциала и цифровизация в рамках проектов цифровой трансформации - ключевые факторы, позволяющие добиться успеха при переходе к устойчивому развитию. Государственный сектор имеет глубокие культурные и исторические корни, в нем сложнее всего изменить культуру, что затрудняет успешное осуществление проектов цифровой трансформации. В статье представлены главные проблемы, затрудняющие успешный переход к цифровой трансформации публичного управления.

Ключевые слова. Цифровая трансформация, цифровые инструменты, муниципальное управление, государственный сектор, публичное управление.

Vatlina L.V.

DIGITAL INSTRUMENTS IN THE MUNICIPAL SELF-GOVERNMENT SYSTEM

Abstract. The article discusses issues related to the transformation of management of the municipal management system with the possibility of introducing digital tools designed to solve many issues related to monitoring and control of municipal accounting and data exchange with related bodies The national program "Digital Economy of the Russian Federation " provides for a set of systemic measures until 2024 aimed at accelerating the digital transformation of municipalities in key areas, including in the provision of municipal services, the development of information infrastructure in municipal institutions, the introduction of digital platforms for inventory, accounting and control of energy resources and property complexes of municipalities. In the coming years, the public sector must undergo radical changes to cope with demographic and financial challenges. Leveraging technology, building innovation potential, and digitalization in digital transformation projects are key factors in making the transition to sustainable development successful. The public sector has deep cultural and historical roots, it is the most difficult to change culture, which makes it difficult to successfully implement digital transformation projects. This article will present three main problems that hinder a successful transition to the digital transformation of public administration.

Keywords. Digital transformation, digital tools, municipal government, public sector, public administration.

ГРНТИ 82.13.37 © Ватлина Л.В., 2020

Лина Владиславовна Ватлина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск). Контактные данные для связи с автором: 630087, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 26 (Russia, Novosibirsk, Karl Marx av., 26). Тел.: +7 913 483-42-68. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 06.07.2021.

Введение

Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ. В частности, в статье 12 Основного закона указано что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое не входят в систему органов государственной власти и действует в пределах своих полномочий самостоятельно [1]. Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ, в которой прописано, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Поправками в Конституцию, поддержанными гражданами РФ в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, органы местного самоуправления «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Материалы и методы

Основополагающими элементами местного самоуправления (МСУ) являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах [1]. Цифровой муниципалитет

Одним из важных трендов развития системы публичного управления в целом и МСУ - в частности - является их всемерная информатизация (в последние годы - цифровизация) [2, 3]. Использование современных информационно-коммуникационных (цифровых) технологий позволяет кардинально улучшить процессы местного самоуправления. Оно распространяется на различные функции, реализуемые МСУ.

Так, одной из наиболее важных и актуальных задач органов местного самоуправления является обеспечение полноты и корректности налогообложения объектов недвижимости. Для повышения эффективности налогообложения Росреестр и ФНС России предоставляют муниципалитетам доступ к информации из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и программы «Анализ имущественных налогов муниципального образования» (АИН МО) [4]. Однако этой информации недостаточно, поскольку многие земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные на территории муниципального образования, не включаются в состав налогооблагаемой базы по следующим причинам:

• объект не поставлен на кадастровый учет;

• не зарегистрировано право собственности на недвижимость;

• в ЕГРН отсутствует полная информация об объекте;

• в ЕГРН содержится полная информация об объекте, однако в ФНС сведений о нем нет.

В этих условиях органам МСУ необходимо наладить работу по выявлению объектов недвижимости, которые не облагаются налогом, и организовать проведение процедур по привлечению этих объектов к налогообложению, включая:

• принуждение владельцев недвижимости к постановке объектов на кадастровый учет;

• принуждение владельцев недвижимости к оформлению права собственности;

• добавление в ЕГРН недостающих сведений об объектах недвижимости;

• добавление в базу данных ФНС сведений из ЕГРН об объектах недвижимости, которые не вошли в налогооблагаемую базу.

Для решения этих проблем органу МСУ необходима собственная информационная система, обеспечивающая тотальный учет сведений об объектах недвижимости, их анализ с возможностью сопоставления данных различных источников и контроль работ по привлечению к налогообложению. Переход на цифровое решения снял бы многие проблемы и привел бы к автоматизации муниципального учета и обмена данными с системами Росреестра и ФНС, а также позволил организовать ведение электронного архива муниципальных документов и осуществление интеграции с геоинформационными системами (ГИС). В частности, может обеспечиться:

• формирование запросов и получение сведений из ЕГРН для выявления объектов недвижимости, права на которые не оформлены;

• формирование перечня «проблемных» объектов с указанием признака причины, по которой этот объект не облагается налогом, и процедуры привлечения к налогообложению как последовательности формализованных этапов работ;

• формирование уведомлений фактическим владельцам о необходимости постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, оформления права собственности, о нецелевом использовании земельного участка, несоответствии границ фактического землепользования зарегистрированным границам участка;

• обмен данными с ЕГРН и базой ФНС в процессе постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и оформления прав собственности;

• мониторинг процессов привлечения объектов к налогообложению для выявления отклонений от регламента исполнения работ и контроля динамики привлечения к налогообложению;

• анализ эффективности выполненных мероприятий по привлечению объектов недвижимости к налогообложению.

В целом проблема заключается в отсутствии методического и информационного обеспечения, единства нормативно закрепленных целей, задач и мероприятий по их достижению, а также системности в реализации программ цифровой трансформации муниципалитетов, недостаточность финансирования муниципальных программ цифровой трансформации, недостаток квалифицированных кадров [5]. В настоящее время делаются значительные шаги в этом направлении, такие как запуск проектов «Умный город», «Безопасный город» и др., это - по существу - единая платформа обратной связи, созданная по поручению Президента РФ, которая должна обеспечить единый стандарт подачи обращений граждан в том числе в муниципальные органы власти и иные организации, осуществляющие публично значимые функции. Развиваются решения, представленные отечественными 1Т-компаниями.

Ключевым в данном вопросе является включение приоритетных направлений по цифровизации органов местного управления в проект «Основ государственной политики РФ в области развития местного самоуправления до 2030 года», который в настоящее время разрабатывается Правительством РФ. Это позволит с помощью цифровых инструментов в первую очередь предоставить гражданам равные права на предоставление доступа к социально-значимым услугам. Для этого важно, чтобы законодательное регулирование шло по пути снятия барьеров в применении цифровых инструментов местного самоуправления, стимулировало бы к их использованию, но предоставляло муниципалитетам право самостоятельно определяться с конкретным набором таких инструментов. Низкий уровень цифровых компетенций

Вторая важнейшая предпосылка цифровой трансформации местного самоуправления - отсутствие квалицированных кадров. Цифровая трансформация органов муниципалитетов - актуальная проблема, решение которой требует не только наличия таких профессионалов, но и их привлечения, а самое главное - удержания в государственном секторе. Пандемия СОУГО-19 как нельзя лучше показала, насколько многие сектора экономики не способны приспособиться к происходящим изменениям; и муниципальный сектор оказался не на высоте. Местные органы власти не в состоянии (и многие регионы это наглядно показали) менять свои модели обслуживания так же быстро, как частный сектор, граждане по-прежнему ожидают, что публичное управление будет адаптироваться под новые условия и расширять спектр своих услуг и улучшать свои компетенции. Для муниципальных администраций это означает, что настало время принять цифровую трансформацию и внедрять цифровые технологии [6].

Низкий' уровень цифровых компетенций муниципальных служащих является одним из факторов, сдерживающих развитие цифровой' экономики в России. Государству необходимы специалисты принципиально нового качества, которых сейчас объективно недостаточно. Во всех сферах социально-экономического развития интенсивность информационных процессов высока и стабильно увеличивается; сфера применения информационных и коммуникационных технологий расширяется. Они становятся основополагающим фактором трансформации и оптимизации управленческой деятельности на всех ее уровнях. Цифровая неграмотность

Цифровые компетенции и мобильные цифровые технологии позиционируются как наиболее значимый фактор цифровой социальной интеграции и реализации формирования у граждан цифровой грамотности в современном обществе знаний. Граждане из малообеспеченных и сельских районов, как правило, имеют меньший доступ к цифровым технологиям, что приводит в целом к цифровой неграмотности и отсутствию навыков использования цифровых технологий в области ИКТ. Несмотря на значительные преимущества ИКТ при использовании услуг государственного сектора, граждане по-прежнему сталкиваются с проблемами при использовании услуг электронного правительства, что показывает отрицательную корреляцию между использованием цифровых технологий и социальной изоляцией [7, 8].

Одним из ключевых факторов успеха программ электронного правительства является развитие у граждан навыков использования ИКТ. Государственные инвестиции в вышеупомянутые услуги станут рентабельными, когда граждане будут участвовать в таких программах. Государственные и муниципальные услуги должны быть доступны каждому гражданину, поэтому программы обучения электронному правительству в области ИКТ имеют важное значение для развития навыков в области ИКТ с использованием более обширных методик цифрового обучения. Термин «обучение» можно сформулировать как плановую и систематическую работу по развитию или изменению навыков посредством обучения [9].

Существует явный пробел в навыках ИКТ в поведении граждан при использовании услуг электронного правительства. Цифровой разрыв в отдаленных или сельских районах страны обусловливает неравенство в отношении низкой грамотности в области ИКТ, плохого физического доступа к технологиям и недостаточной осведомленности. Следовательно, эти проблемы влияют на спрос на услуги электронного правительства. Международный опыт показывает, что в развивающихся странах мобильные устройства демонстрируют важные возможности, с помощью которого можно эффективно доставлять контент. Низкая стоимость установления и поддержания отношений с гражданами с помощью мобильных технологий привела к появлению множества инновационных идей [10], которые можно использовать в программах обучения электронному правительству в области ИКТ и в России.

Целевая аудитория программ профессионального обучения в области ИКТ во многих странах -это граждане, проживающие в отдаленных районах, которые часто изолированы от внешнего мира, которые не пользуются услугами электронного правительства. Государства многих стран стремятся преодолеть проблемы, мешающие гражданам пользоваться услугами электронного правительства. Эта ситуация подчеркивает важность понимания вклада обучающих программ электронного правительства и важность включения цифровых технологий в услуги электронного правительства [11]. Таким образом вышеупомянутые проблемы создают препятствия на пути расширения и модернизации ИКТ в национальной экономике, поэтому следует сосредоточить внимание на их первоочередном решении. Заключение

Сегмент населения в обществе, который нуждается в услугах электронного правительства, не всегда может ими воспользоваться из-за названных барьеров. Использование мобильных технологий в системах электронного правительства играет важную роль в закреплении стратегий электронного участия для повышения социальной устойчивости страны. Различные исследования показали, что услугами электронного правительства в основном пользуются молодые, высокообразованные граждане с высоким уровнем дохода. Но открытое правительство - это один из инструментов, используемых в концепции открытого общества, основной целью которого является предоставление гражданам доступа к государственным и муниципальным услугам, деятельности и судебным разбирательствам [12].

Искусственный интеллект (ИИ) также обладает огромным потенциалом для развития умных обществ. Он может обеспечить инновационные достижения в таких областях, как здравоохранение, сельское хозяйство, образование и транспорт. ИИ в услугах электронного правительства может улучшить способность правительства делать данные более доступными и помочь гражданам более разумно ориентироваться в государственных и муниципальных услугах [13]. Структуры больших данных используются при формировании услуг электронного правительства в контексте цифровых государственных услуг и формализации политики. Одним из продуктивных преимуществ больших данных является то, что они могут помочь понять настроение общества и улучшить прогнозирование, при будущем планировании.

Во многих исследованиях также обсуждаются вопросы, связанные с характеристиками «умных городов». В концепции умного города различные электронные данные, собранные через Интернет вещей (IoT), используются для преобразования информации, которая в дальнейшем используется для эффективного использования ресурсов правительством, что находит отражение в предложении различных подходов к управлению городами на базе ИКТ, в рамках концепции устойчивого развития. Концепция умного управления фокусируется на изучении феномена умного сотрудничества, где ИКТ работает как катализатор между государственными учреждениями и гражданами для развития современного информационного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Органы местного самоуправления: основные полномочия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/49133 (дата обращения 03.07.2021).

2. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: монография. В 2 томах. Том 2 / Айрапетова А.Г., Тарасевич Л.С., Максимцев И. А. и др. СПб.: Астерион, 2007. 424 с.

3. Институциональная трансформация социально-экономических систем в условиях цифровизации: состояние, тренды, проблемы и перспективы: монография / Вертакова Ю.В., Андросова И.В., Акулова Ю.А. и др. Курск, 2020. 294 с.

4. ПАРУС - Цифровой муниципалитет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://parus.com/upload/iblock/ 43f/TSifrovoy-munitsipalitet.pdf (дата обращения 01.07.2021).

5. И. Рукавишникова провела «круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://council.gov.ru/events/news/ 125947 (дата обращения 21.06.2021).

6. Боркова Е.А., Осипова К.А., Светловидова Е.В., Фролова Е.В. Цифровизация экономики на примере банковской системы // Креативная экономика. 2019. Том 13. № 6. С. 1153-1162.

7. Ватлина Л. В. Системы взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями в системе управления социально-экономическими процессами региона // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 4. С. 541-550.

8. Ватлина Л. В. Специфика взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями // Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 76-79.

9. Плотников В.А. Перспективы трансформации социально-экономической системы под воздействием цифровизации // Современное состояние экономических систем: экономика и управление. Сборник научных трудов II Международной научной конференции. Тверь, 2020. С. 6-11.

10. Maredia M.K., Reyes B., Ba M.N., Dabire C.L., Pittendrigh B., Bello-Bravo J. Can mobile phone-based animated videos induce learning and technology adoption among low-literate farmers? A field experiment in Burkina Faso // Information Technology for Development. 2018. № 24 (3). Р. 429-460.

11. The digital transformation of cities: 10 steps to a smart city. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dwih-saopaulo.org/en/topics/sustainable-urban-development/the-digital-transformation-of-cities-10-steps-to-a-smart-city (дата обращения 05.07.2021).

12. Погосян А.Э., Кормилицын К.О., Боркова Е.А. Формирование привлекательности рабочих мест в условиях цифровой экономики// Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 7. С. 1311-1324.

13. Применение электронного правительства для формирования устойчивого и гибкого общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/UN%20E-Govern-ment%20Survey%202018%20Russian.pdf (дата обращения 16.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.