УДК 007
ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ
И ПРОБЛЕМЫ
Салабутин Антон Вадимович, магистрант, Научный руководитель: Процай Андрей Федорович,
кандидат экономических наук, доцент; Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация
Аннотация: В статье определены основные вопросы цифровизации муниципального управления в современных реалиях. Рассмотрены инструменты повышения эффективности взаимодействия населения с органами местной власти на примере функционирования отечественных порталов, которые позволяют оптимизировать предоставление муниципальных услуг населению и бизнесу. Указаны преимущества реализации инициативы по внедрению проекта «Бережливого умного города», направленного на повышение эффективности управленческих процессов муниципалитета на основе цифровых инструментов сбора и анализа данных. Освящены вопросы усовершенствования системы оказания государственных услуг с помощью использования автоматизированных сервисов и мультиканального взаимодействия с гражданами. Предложены рекомендации по устранению текущих проблем с целью повышения эффективности работ по цифровизации муниципального управления и активизации его участия в решении общенациональных задач.
Ключевые слова: цифровые технологии; муниципальное управление; местное самоуправление; муниципальное образование; государственное управление.
ISSUES OF DIGITALIZATION OF MUNICIPAL GOVERNMENT: TRENDS AND
PROBLEMS
Salabutin Anton Vadimovich, master's student, Scientific adviser: Protsay Andrey Fedorovich, Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor;
Institute of economics and management V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russia
Abstract: The article identifies the main issues of digitalization of municipal government in modern realities. Tools for increasing the efficiency of interaction between the population and local authorities are examined on the example of the functioning of domestic portals that can optimize the provision of municipal services to the population and business. They pointed out the benefits of implementing the Lean Smart City project, aimed at improving the efficiency of the municipal management processes based on digital data collection and analysis tools. The issues of improving the system of public services through the use of automated services and multi-channel interaction with citizens are highlighted. Recommendations on the elimination of current problems with the aim of increasing the efficiency of digitalization of municipal government and enhancing its participation in solving national problems are suggested.
Keywords: digital technologies; municipal government; local government; municipal formation;public administration.
Для цитирования: Салабутин, А. В. Вопросы цифровизации муниципального управления: тенденции и проблемы / А. В. Салабутин. - Текст : элекстронный // Наука без границ. - 2020. - № 5 (45). - С. 139-144. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/NQ-5-45-2020/5-45-2020/
For citation: Salabutin A.V. Issues of digitalization of municipal government: trends and problems // Scince without borders, 2020, no. 5 (45), pp. 139-144.
Достижение нового качества государственного и муниципального управления возможно в условиях изменения формы управленческой деятельности на основе цифрового представления информации, использования сквозных цифровых технологий и единых цифровых информационных платформ. Ввиду чего Правительством России разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая непосредственно направлена на повышение эффективности государственного и муниципального управления [1]. Это непосредственно связано с тем, что цифровая экономика предоставляет большие возможности для развития системы управления, оказания государственных услуг, создавая новые возможности для взаимодействия населения и хозяйствующих субъектов с государством в результате применения цифровых технологий.
Несмотря на тот факт, что местное самоуправление (МСУ) не входит в состав государственной власти, оно является фундаментом государства. Ввиду чего с целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, особую значимость приобретают вопросы цифровизации процессов муниципального управления. С одной стороны, это непосредственно связано с цифровой парадигмой развития как государства, так и общества в целом. С другой стороны, это связано с необходимостью участия муниципального управления в реализации национальных проектов (НП),
а именно с достижением целей НП, результаты которых, как подчеркнул Президент России Владимир Путин в своем предпоследнем послании Федеральному Собранию, должны быть видны в каждом субъекте и в каждом муниципалитете [2]. В связи с чем цель исследования заключается в анализе современных тенденций цифро-визации муниципального управления и рассмотрении существующих проблем, препятствующих внедрению и использованию цифровых технологий на местном уровне. В ходе работы использовались следующие методы научного исследования: анализ и синтез, анализ документов (нормативно-правовых актов), дедукция.
Деятельность органов местного самоуправления предполагает непосредственное и обязательное участие населения, исходя из своих интересов, в решении вопросов местного значения. Тогда как функционирование местных органов должно быть направлено на повышение эффективности взаимодействия с населением и ориентировано на определение социальных и экономических проблем населения, вовлечение их в МСУ и выработку способов решения существующих проблем. Именно такие возможности может предоставить цифровизация процессов муниципального управления [3, с. 80-83].
Наглядным примером повышения эффективности взаимодействия населения с органами местного самоуправления является портал «Добродел», позволяющий жителям Подмосковья
взаимодействовать с органами исполнительной власти и решать конкретные проблемы, вносить предложения без заполнения документов в бумажном виде. Организация функционирования системы портала «Добродел» сводится к тому, что зарегистрированные пользователи могут сообщить о проблемах бизнеса, выразить благодарность, внести предложение и другие возможности, в том числе с помощью мобильного приложения. Портал «Добродел» является аналогом портала «Наш Город», который функционирует в Москве, где жители города могут оставить обращение практически по всем волнующим их вопросам. В 2018 г. количество зарегистрированных пользователей портала «Добродел» составило свыше 800 тысяч, в 2019 г. - свыше 1,5 миллиона. Кроме того, количество новых пользователей, регистрирующихся еженедельно на портале «Добродел» в 2019 г., почти в три раза превышает показатели прошлого года, в то время как количество поступивших жалоб превысило отметку в 3,6 миллиона, решено более 1,2 миллиона проблем [4].
Также можно выделить функционирование единого портала обращений граждан в Санкт-Петербурге, который позволяет без ограничения направить обращения в любой орган исполнительной власти города по тематике согласно закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Информационный ресурс представляет собой электронную приемную исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, направить обращения в которую могут как зарегистрированные пользователи, так и пользователи без регистрации. Предполагается, что
новый информационный ресурс позволит значительно сократить сроки обработки обращений, полученных через портал за счет времени, необходимого на пересылку обращения и получения дополнительной информации [5]. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что рассмотренные порталы способствуют повышению качества предоставления муниципальных услуг и расширению форм взаимодействия граждан с органами власти.
Прежде чем осуществлять комплексный процесс внедрения цифровых технологий в муниципальное управление, необходимо научить муниципалитеты работать с данными и извлекать из них максимум пользы для повышения качества и уровня жизни горожан, а также подготовить муниципалитеты к работе с сервисом «Активный горожанин». Посему в целях создания благоприятных условий для внедрения комплекса технических решений, направленных на повышение качества управления городскими ресурсами, Росатом подписал с представителями 15 городских администраций соглашения по реализации проекта «Бережливого умного города». Технология «Бережливого умного города» направлена на повышение качества и эффективности управленческих процессов в городском хозяйстве вследствие минимизации ошибок и сокращения времени осуществления процессов, оптимального использования ресурсов и вовлечения жителей в решение вопросов, непосредственно связанных с жизнедеятельностью муниципалитета посредством применения цифровых инструментов сбора и анализа данных. Согласно оценкам администрации города Саратова, где
ранее был реализован проект, технология помогает сэкономить свыше 7 % городского бюджета в год. Это непосредственно связано с тем, что внедрение цифровых технологий в городское хозяйство позволяет провести в городе анализ эффективности текущих процессов и в последствии оптимизировать эти процессы, тем самым повысив производительность муниципального управления [6].
Безусловно, следует отметить, что в России особое внимание уделяется усовершенствованию системы оказания государственных услуг. Ввиду чего сформирована концепция «Сервисное государство 2.0» на 2018-2024 гг., главный принцип которой заключается в комплексном решении жизненных ситуаций населения - наиболее востребованных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются миллионы граждан, на базе автоматизированных сервисов. Гражданам предоставляется возможность получать государственные услуги в проактивном режиме с помощью мультиканального взаимодействия. Следовательно, сервисная парадигма способствует не только поддержке и развитию программного обеспечения, но и приводит к значительным изменениям цифровой архитектуры государства как на государственном, так и на муниципальном уровне. В будущем цифровые сервисы должны охватить 90 % «соприкосновений» граждан и бизнеса с государством [7].
Таким образом, переход на цифровое автоматизированное обеспечение управленческих процессов и различных их аспектов на уровне муниципального управления способствует предотвращению отстранения муниципальной власти от решения задач, направленных на повышение уровня
и качества жизни населения. На сегодняшний день достигнут значительный прогресс в трансформации муниципального управления в контексте цифровизации, к которому можно отнести внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления, осуществление межведомственного электронного взаимодействия, развитие ИТ-инфраструктуры, создание государственной инфраструктуры облачных вычислений, разработанный и представленный к пользованию комплекс открытых данных общественно значимой информации [8, с. 177-181].
Однако решения, инициируемые органами государственной власти в современных реалиях, в меньшей степени учитывают интересы и специфику функционирования органов местного самоуправления. Кроме того, более 90 % муниципалитетов России вынуждены работать в сфере цифровизации в условиях финансовой необеспеченности бюджета. Поскольку в условиях дефицита бюджета муниципалитеты не имеют достаточно средств и кадров, обладающих необходимым опытом и квалификацией, для решения вопросов, связанных с цифровизацией процессов их деятельности [9, с. 2-5]. Вдобавок стоит отметить, что в настоящее время российское законодательство в части регулирования цифровых технологий недостаточно развито, что определяет отсутствие ее целостного научного осмысления, несмотря на явное проявление в практической деятельности последних лет. Вместе с тем существует множество специфических проблем - начиная от неравномерности развития каналов широкополосной связи и заканчивая цифровой безграмотностью муниципальных
служащих. Подводя итог, можно сделать вывод, что указанные факты ставят под сомнение успех внедрения цифровых технологий в муниципальном управлении.
Обеспечить решение обозначенных проблем и переход на «цифру» муниципального управления возможно, в первую очередь, вследствие внесения необходимых изменений в ФЗ № 131 «О местном самоуправлении», а также определения и обозначения места муниципалитетов, их направления деятельности и зоны ответственности в государственных программах и проектах в контексте становления цифровой парадигмы. Наряду с чем необходимо решить вопросы межбюджетных на предмет финансирования мероприятий в интересах муниципалитетов для выполнения общенациональных задач. Также следует принять меры по обеспечению муниципалитетов компетентными кадрами и организовать методическую поддержку орга-
нов местного самоуправления в сфере цифровизации с целью повышения эффективности работ по цифровизации муниципального управления. В связи с чем необходимо выработать официально регламентированный механизм тесного взаимодействия федеральных и региональных органов власти с муниципалитетами.
Устранение обозначенных вышеизложенных проблем и реализация предложенных рекомендаций может существенно повысить эффективность работ по цифровизации муниципального управления и обеспечить реальное участие местного самоуправления в решении общенациональных задач. В таких реалиях цифровизация будет способствовать решению существующих социальных проблем, упрощая коммуникации между государством, бизнесом и населением, обеспечивая рост качества и скорости предоставляемых услуг, повышение их производительности и результативности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». - Текст : электронный // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : официальный сайт. - 2020. - URL: https://digital.gov.ru/ uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_ NcN2nOO.pdf (дата обращения: 17.05.2020).
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию». - Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543 (дата обращения: 17.05.2020).
3. Варвус, С. А. Возможности цифровой экономики в муниципальном управлении / С. А. Варвус. - Текст : непосредственный // Самоуправление. - 2019. - №3(16). -С. 80-83.
4. Добродел : [сайт]. - Московская область. - Обновляется в течение суток. - URL: https://dobrodel.mosreg.ru (дата обращения: 17.05.2020). - Текст : электронный.
5. Единый портал обращений граждан : [сайт]. - Московская область. - Обновляется в течение суток. - URL: https://letters.gov.spb.ru (дата обращения: 17.05.2020). - Текст : электронный.
6. Росатом : официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https:// www.rosatom.ru (дата обращения: 17.05.2020). - Текст : электронный.
7. Представлена концепция «Сервисного государства» версии 2.0 : [сайт]. - Москва. -
Обновляется в течение суток. - URL: https://digital.gov.ru/ru/events/38530 (дата обращения: 17.05.2020). - Текст : электронный.
8. Черкасова, М. А. Муниципальное управление в контексте цифровизации: концепция и опыт / М. А. Черкасова. - Текст : непосредственный // Муниципальная академия. - 2020. - №1. - С. 177-181.
9. Губов, А. Ю. Пути цифровой трансформации органов местного самоуправления / М. А. Губов. - Текст : непосредственный // Метод. - 2019. - №1. - С. 2-5.
REFERENCES
1. Natsional'naya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» [National Program «Digital Economy of the Russian Federation»]. Available at: https://digital. gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (accessed 17 May 2020).
2. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 20.02.2019 «Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu» [Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 02.20.2019 «Message from the President to the Federal Assembly»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543 (accessed 17 May 2020).
3. Varvus S. A. Vozmozhnosti tsifrovoy ekonomiki v munitsipal'nom upravlenii [The Opportunities of the Digital Economy in Municipal Management]. Self-management, 2019, pp. 80-83.
4. Dobrodel [Virtue]. Available at: https://dobrodel.mosreg.ru (accessed 17 May 2020).
5. Edinyy portal obrashcheniy grazhdan [Unified portal for citizens]. Available at: https:// letters.gov.spb.ru (accessed 17 May 2020).
6. Rosatom [Rosatom] [Unified portal for citizens]. Available at: https://www.rosatom.ru (accessed 17 May 2020).
7. Predstavlena kontseptsiya «Servisnogo gosudarstva» versii 2.0 [Introduced the concept of «Service State» version 2.0]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/events/38530 (accessed 17 May 2020).
8. Cherkasova M. A. Munitsipal'noe upravlenie v kontekste tsifrovizatsii: kontseptsiya i opyt [Municipal management in the context of digitalization: concept and experience]. Municipal Academy, 2020, pp. 177-181.
9. Gubov A. Yu. Puti tsifrovoy transformatsii organov mestnogo samoupravleniya [Ways of digital transformation of local governments]. Method, 2019, pp. 2-5.
Материал поступил в редакцию 17.05.2020
© Салабутин А.В., 2020