Научная статья на тему 'Цифровые технологии и модернизация государственного управления'

Цифровые технологии и модернизация государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Устойчивое развитие / электронное правительство / цифровые технологии / индекс развития электронного управления / модернизация государственного управления / государственная политика / цифровое гражданство / Sustainable development / e-government / digital technologies / e-government development index / modernization of public administration / public policy / digital citizenship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лина Владиславовна Ватлина

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением роли информационных и цифровых технологий в сфере государственного управления, которые приводят к ощутимым трансформациям и оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг. Цель статьи заключается в том, чтобы подчеркнуть роль оцифровки в процессе государственного управления как генерирующего элемента общественной ценности. Сама концепция электронного правительства заключается в способности модернизировать государственную и муниципальную администрацию для предоставления квалифицированных государственных услуг гражданам и бизнес-среде интегрированным, прозрачным и безопасным образом. В ходе исследования были проанализированы статистические данные за несколько лет по Индексу развития электронного управления (EDGI) и подчеркнуто положение России, которое ниже среднего показателя по Европейскому союзу, следовательно, есть необходимость ускорения процесса оцифровки для более быстрого и устойчивого развития. Мы также выделили стратегические направления развития правительства, которые в нашей стране отражены в следующем: предоставление улучшенных государственных услуг за счет использования электронного правительства, содействие внедрению услуг электронного правительства, оптимизация использования ИКТ в государственных операциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лина Владиславовна Ватлина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AND PUBLIC ADMINISTRATION MODERNIZATION

The article examines issues related to the impact of information and digital technologies in the field of public administration, which lead to tangible transformations and optimization of the provision of state and municipal services. The main purpose of the article is to highlight the role of digitization in the process of public administration as a generating element of social value. The very concept of e-government is the ability to modernize state and municipal administration to provide qualified public services to citizens and the business environment in an integrated, transparent and secure manner. In the course of our research, we analyzed statistical data for several years on the Electronic Governance Development Index (EDGI) and highlighted the position of Russia, which is below the average for the European Union, and, therefore, needs to accelerate the digitization process for faster and more sustainable development. We also highlighted the strategic directions of government development, which in our country are reflected in the following: providing improved public services using e-government, promoting the introduction of e-government services, optimizing the use of ICT in government operations.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии и модернизация государственного управления»

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением роли информационных и цифровых технологий в сфере государственного управления, которые приводят к ощутимым трансформациям и оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг. Цель статьи заключается в том, чтобы подчеркнуть роль оцифровки в процессе государственного управления как генерирующего элемента общественной ценности. Сама концепция электронного правительства заключается в способности модернизировать государственную и муниципальную администрацию для предоставления квалифицированных государственных услуг гражданам и бизнес-среде интегрированным, прозрачным и безопасным образом. В ходе исследования были проанализированы статистические данные за несколько лет по Индексу развития электронного управления (EDGI) и подчеркнуто положение России, которое ниже среднего показателя по Европейскому союзу, следовательно, есть необходимость ускорения процесса оцифровки для более быстрого и устойчивого развития. Мы также выделили стратегические направления развития правительства, которые в нашей стране отражены в следующем: предоставление улучшенных государственных услуг за счет использования электронного правительства, содействие внедрению услуг электронного правительства, оптимизация использования ИКТ в государственных операциях.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, электронное правительство, цифровые технологии, индекс развития электронного управления, модернизация государственного управления, государственная политика, цифровое гражданство.

Vatlina L.V.

DIGITAL TECHNOLOGIES AND PUBLIC ADMINISTRATION MODERNIZATION

Abstract. The article examines issues related to the impact of information and digital technologies in the field of public administration, which lead to tangible transformations and optimization of the provision of state and municipal services. The main purpose of the article is to highlight the role of digitization in the process ofpublic administration as a generating element of social value. The very concept of e-government is the ability to modernize state and municipal administration to provide qualified public services to citizens and the business environment in an integrated, transparent and secure manner. In the course of our research, we analyzed statistical data for several years on the Electronic Governance Development Index (EDGI) and highlighted the position of Russia, which is below the average for the European Union, and, therefore, needs to accelerate the digitization process for faster and more sustainable development. We also highlighted the strategic directions of government development, which in our country are reflected in the following: providing improved public services using e-government, promoting the introduction of e-government services, optimizing the use of ICT in government operations.

Keywords. Sustainable development, e-government, digital technologies, e-government development index, modernization of public administration, public policy, digital citizenship.

ГРНТИ 06.39.02 © Ватлина Л.В., 2020

Лина Владиславовна Ватлина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Сибирского университета потребительской кооперации (г. Новосибирск).

Контактные данные для связи с автором: 630087, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 26 (Russia, Novosibirsk, Karl Marx av., 26). Тел.: +7 913 483-42-68. Е-mail: vatlina01@mail.ru. Статья поступила в редакцию 18.09.2020.

Введение

Чтобы достигнуть целей в области устойчивого развития на период до 2030 года и реализовать имеющийся потенциал страны, необходимо квалифицированно подходить к вопросу использования и применения цифровых технологий во всех сферах социально-экономической жизни нашего общества. Сегодня наступает переломный момент, идет цифровая революция, начинает затрагивать не только применение и использование цифровых технологий в экономической сфере, но и социальную жизнь общества в целом [13]. В условиях развития ИИ (искусственного интеллекта) мы становимся свидетелями одновременного развития и использования больших данных, блокчейна, робототехники и других пограничных и быстро развивающихся технологий [9].

Цифровые технологии стремительно совершенствуются, взаимодействуя и усиливая друг друга, проникая во все сферы нашей жизни, начиная от предоставления различного рода услуг, банковской системы, отраслей промышленности, сельского хозяйства и энергоснабжения и заканчивая образованием, здравоохранением, национальной безопасностью и социальным обеспечением. В частности, это касается развития системы электронного правительства, которая вносит значительные и устойчивые изменения в то, как люди живут и взаимодействуют не только друг с другом, но и с государственными службами.

В данной статье мы постараемся рассмотреть ключевые положительные и негативные общемировые тенденции применения цифровых технологий в развитии и модернизации электронного государственного управления, приведем конкретные примеры, раскрывающие, насколько использование цифровых технологий содержит в себе большой потенциал для страны в целом, какие содержит в себе сопутствующие объективные риски, связанные с национальной безопасностью. Также существуют некоторые сложности при получении необходимых государственных услуг людьми, проживающими и работающими в отдаленных регионах, в частности там, где есть сложности в получении доступа к сети Интернет, не только в нашей стране, но и многих других странах. На эту проблему также следует обратить внимание.

Используя цифровые технологии, надлежит учитывать сопутствующие совершенно новые риски, так как без необходимого контроля над цифровыми технологиями применение ИИ может нанести непоправимый ущерб как отдельным гражданам, так и всему обществу в целом. И эти проблемы необходимо учитывать при переходе к электронному управлению с помощью цифровых технологий. Поэтому важно со всей ответственностью подходить к вопросу кибербезопасности, особенно в сфере государственной политики, научной этики, обработки и анализа данных, обучать и готовить квалифицированный персонал, чтобы улучшить институциональные возможности страны в использовании электронного правительства и цифровых услуг. В большинстве развитых стран переход к государственному администрированию с применением «цифровых треков» продвигается медленнее, нежели это ожидалось в самом начале этого процесса. Но цифровая модернизация системы государственного управления на сегодняшний день является особенно актуальной темой исследования многих ученых [7].

Цель статьи - выявить прерогативы цифровой модернизации системы государственного управления на основе оценки развития цифрового правительства и выявления основных препятствий этих процессов.

Формирование устойчивого электронного правительства

Судя по имеющимся оценкам, Россия находится не на высоком уровне по развитию цифрового правительства, несмотря на то, что государственные органы уделяют особое внимание автоматизации в предоставлении услуг. В последние годы видимые результаты преобразования государственных услуг в электронный формат по-прежнему удовлетворительны. В статье рассматриваются основные барьеры и прерогативы цифровой модернизации общества и систем администрирования. Автор делает вывод, что активная цифровая модернизация системы государственного управления предполагает расширение анализа и оценки выполнения правительством программ и проектов, включающих аудит эффективности и оперативности их реализации.

Кибербезопасность - ключевой фактор на пути формирования устойчивого электронного правительства. С самого начала, еще на этапе проектирования, необходимо принимать стратегические меры по обеспечению безопасности, с тем, чтобы нейтрализовать потенциальные риски [8]. Глобальное сообщество все в большей степени рассматривает информационно-коммуникационные техноло-

гии (ИКТ) как основное средство для социально-экономического развития, но предупреждает, что злоупотребление этими технологиями поднимает вопросы государственной безопасности, защиты отдельных лиц и предприятий в связи с бурным развитием глобальной связи.

Так, например, кибератака WannaCry (вирус-вымогатель) в мае 2017 года вызвала серьезные сбои в критически важных информационных инфраструктурах компаний и больниц в более чем 150 странах, что послужило толчком к более активному глобальному сотрудничеству [2]. По результатам опубликованных исследований компании Kryptos Logic, разрабатывающей решения для обеспечения кибербезопасности, Россия вошла в тройку стран (после Китая и США) с наибольшим количеством хакерских атак с использованием вируса-вымогателя. Выводы Kryptos Logic основаны на числе запросов к аварийному домену (kill switch), который предотвращает заражение. В период с 12 по 26 мая 2017 года эксперты зафиксировали порядка 14-16 млн запросов.

Тогдашний глава Минсвязи России выходом из сложившейся ситуации видит применение и использование только российского программного обеспечения, так как вирус Wanna находил слабые места в зарубежном программном обеспечении (ПО). «Вирус не поражал отечественное ПО, вирус поражал зарубежное, которое мы массово используем. Более того, у нас есть НТ П и при необходимых усилиях мы способны создать весь стек технологий, позволяющих чувствовать себя уверенно», - заявил по этому поводу министр.

Как мы видим, существенным препятствием на пути к формированию устойчивого электронного правительства является обеспечение экономической безопасности, а также ликвидация цифровой неграмотности (e-illiteracy). Существует потребность также в конфиденциальности, которую можно обеспечить только путем принятия необходимых мер в области кибербезопасности, а именно:

(1) принятием необходимых законодательных мер на разных уровнях в отношении ИКТ;

(2) интеграцией соответствующих технических возможностей для выявления и своевременного реагирования на кибератаки; (3) установлением необходимых схем сертификации для программных приложений и систем.

Для обеспечения необходимых условий внедрения ИКТ и создания безопасного электронного правительства необходимо сотрудничество поставщиков, промышленных предприятий и производителей между собой, чтобы с самого начала обеспечить безопасность устройств, а пользователям - гарантировать безопасность обновления и возможность внесения изменений в конфигурацию.

Глобальные тенденции в области развития электронного правительства.

Большинство экспертов согласно с тем, что развертывание электронного правительства в целях поддержки надлежащего управления имеет важнейшее значение для создания эффективных, подотчетных и инклюзивных институтов на всех уровнях страны. Многие страны уже добились значительного прогресса в адаптации ИКТ там, где это возможно. Развитие электронного правительства на городском и муниципальном уровне является для многих стран приоритетным, поскольку имеет более прямое взаимодействие с жителями и непосредственно оказывает прямое влияние на повседневную жизнь людей.

Согласно исследованию, проведенному ООН, по Индексу развития электронного правительства (EGDI) в 193 странах мира в 2020 году Россия оказалась на 36 месте, тогда как в 2018 году страна была на 33 месте с индексом 0,9167. На самом высоком месте в рейтинге расположились такие страны, как Дания, Республика Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Сингапур, Исландия, Норвегия и Япония [11]. Значение индекса этих стран колеблется в диапазоне от 0,8989 до 0,9758 (см. рис.).

Рассмотрение и анализ результатов исследования ООН за 2020 г. дает нам понять, что EGDI - это нормализованный относительный индекс, а небольшие различия в его значениях между странами не обязательно означают, что страна с более низким показателем EGDI показала худшие результаты, а более высокое значение EGDI не означает лучшую работу (производительность) правительства. По нашему мнению, каждая страна должна самостоятельно определять допустимый уровень и масштаб своих целей цифрового правительства на основе конкретных национальных задач в контексте устойчивого развития, потенциала, стратегии и национальных программ, а не на произвольном стремлении в будущем занять лидирующие позиции в рейтинге. EGDI, по нашему мнению, это лишь один из инструментов тестирования в процессе развития электронного правительства.

В то же время, полученные данные свидетельствуют о том, что все страны-лидеры в рейтинге продемонстрировали стабильность и прогресс в своих стратегических областях цифровой политики, а также в координации и реализации своих цифровых публичных сервисов. В этих странах общеправительственный подход получил прочную институциональную основу и сопровождается государственной политикой на основе предоставления услуг различных центральных и местных государственных учреждений и агентств, объединенных в национальный портал электронного правительства.

1

0,95

Рис. Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства в 2020 г. [11]

Правительства этих стран создали межведомственное взаимодействие для своих граждан, обеспечив тем самым «единое окно» через специализированные электронные порталы, ориентированные на граждан (с упором на электронное участие, открытое правительство и государственные закупки). Например, единый рынок контактов, где люди и компании могут получать доступ к информации, собирать данные, запрашивать документы, участвовать в транзакционных услугах, выполнять юридические обязательства и принимать участие в голосовании с помощью сети Интернет и цифровых технологий. Кроме того, у пользователей есть возможность настройки собственного интегрированного электронного портфеля услуг на основе своих индивидуальных предпочтений.

Таким образом, процесс оцифровки государственного управления является частью государственной стратегии, направленной на улучшение доступа к товарам и услугам по всей стране как для граждан, так и для бизнеса, с использованием потенциала ИКТ-технологий для продвижения инноваций, формирования потенциала устойчивости, экономического роста и прогресса. Открытая модель электронного правительства предоставляет пути и возможности решения многих проблем для организаций своих граждан, способствовать прозрачному взаимодействию между ведомствами и администрациями регионов.

Эффективное и новаторское государственное управление должно обеспечивать гражданам быстрые и качественные услуги. Это означает пересмотр и переопределение процедур и услуг в цифровой перспективе, предоставление другим администрациям, и, насколько это возможно, гражданскому обществу свободного доступа к данным и услугам. Использование электронных подписей, выпуск документов и информации в цифровом виде или электронное выставление счетов (как в государственном, так и в частном секторе) больше не являются новшеством. В настоящее время граждане многих стран могут активно участвовать в жизни общества с помощью онлайн-инструментов, и это представляет собой, по сути, цифровую трансформацию гражданства. Цифровое гражданство

Цифровое гражданство - набор прав и обязанностей, связанных с цифровой сферой, оно направлено на упрощение отношений между гражданами, бизнесом и государственным управлением с помощью цифровых технологий, обеспечивая права граждан и предприятий на доступ ко всем интересующим их данным, документам и услугам в цифровом режиме, чтобы гарантировать упрощение доступа к услугам [1].

Цифровое гражданство включает следующие элементы:

• цифровой доступ: в первую очередь для цифрового гражданства необходим свободный доступ к технологиям;

• цифровые права и обязанности: с одной стороны, есть права, связанные с конфиденциальностью, обработкой данных и свободой выражения мнений, с другой стороны, есть обязанности и ответственность, которые включают надлежащее использование технологии в соответствии с законодательством;

• цифровые навыки: технологии постоянно развиваются, и рынок труда все больше требует инновационных цифровых навыков;

• цифровая коммуникация: благодаря новым технологиям у каждого есть возможность общаться и сотрудничать с кем угодно, в любом месте и в любое время;

• цифровая коммерция: сейчас цифровой рынок, то есть онлайн-покупки, становятся все более распространенными, поэтому необходимо установить правила для защиты цифровых потребителей;

• цифровое здоровье и благополучие: новые технологии могут принести пользу также в секторе здравоохранения (например, электронная карта пациента или выдача электронных рецептов). Таким образом, для достижения цифрового гражданства необходимо цифровое управление. Он-

лайн-сервисы призваны сокращать время, проводимое в офисах государственной администрации, и, учитывая значительную экономию времени, люди начинают более охотно пользоваться цифровыми услугами, а это онлайн-здравоохранение, онлайн-образование, различные цифровые платформы и т.д. Цифровая трансформация государственного управления может обеспечить заметную экономию ресурсов, в частности - государственных расходов. От этой экономии выиграет не только правительство, но и граждане.

Взаимосвязь между устойчивостью и цифровым государственным управлением

В 2050 году около 2/3 населения будет проживать в городских районах, поэтому необходимо будет гарантировать интегрированные услуги связи, интеллектуальные инфраструктуры и снижение воздействия на окружающую среду в этих районах. «Процессы инноваций и цифровизации системы страны и местных сообществ будут затрагивать технологические, экономические, социальные, этические, управленческие и логические аспекты сотрудничества» (ПЛ8Л, 2018, с. 8). Например, городская инфраструктура должна иметь эффективную транспортную систему, гарантировать всеобщий доступ к надежной и недорогой электросети, обеспечить безопасную воду и канализацию, устойчивое управление системой сбора и переработки отходов, предлагать быстрое, широкополосное и недорогое подключение для поддержки предприятий и предоставления государственных услуг и др.

Все эти цели могут быть достигнуты легче благодаря новым технологиям и цифровизации государственного управления. Но для этого, в первую очередь, необходимо поставить граждан с их потребностями и повседневными трудностями в центр стратегий государственного управления. Это означает преобразование всех услуг для граждан в цифровой формат с упором на облегчение доступа и использования, на инклюзивность и полезность цифровых услуг для улучшения качества жизни граждан. Заключение

«Мир в 2050 году» (1^12050) - это глобальная исследовательская инициатива в поддержку успешного и правильного выполнения «Повестки дня ООН на период до 2030 года», инициированная Международным институтом прикладного системного анализа (ПЛ8Л) и другими партнерами. Этот документ направлен на разработку научно обоснованных трансформационных и справедливых путей для устойчивого развития, а также на предоставление необходимой информации и рекомендаций политическим лидерам каждой страны. Устойчивые цели затрагивают различные социальные, экономические и экологические области. В центре внимания этих целей находится «цифровая революция». Она стала движущей силой социальных преобразований. Цифровая трансформация радикально изменит все измерения общества и мировой экономики и, как следствие, само толкование парадигмы устойчивости. Цифровизация - это не только инструмент для решения проблем устойчивого развития, но, прежде всего, двигатель этих изменений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Innovation and digitalization of public administration. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.jo-education.eu/innovation-and-digitalization-of-public-administration (дата обращения 13.09.2020).

2. WannaCry (вирус-вымогатель). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 16.09.2020).

3. Боркова Е.А., Борискина Е.В., Глазкова А.О. Уровень цифровизации экономики стран Европейского Союза и Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 3. С. 709-720.

4. Боркова Е.А., Осипова К.А., Светловидова Е.В., Фролова Е.В. Цифровизация экономики на примере банковской системы // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 6. С. 1153-1162.

5. Ватлина Л.В. Системы взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями в системе управления социально-экономическими процессами региона // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 4. С. 541-550.

6. Ватлина Л. В. Специфика взаимодействия органов публичной власти с образовательными организациями // Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 76-79.

7. Плотников В.А. Перспективы трансформации социально-экономической системы под воздействием цифровизации // Современное состояние экономических систем: экономика и управление. Сборник научных трудов II Международной научной конференции. Тверь, 2020. С. 6-11.

8. Плотников В.А., Серегин С.С. Управление рыночными рисками деятельности предприятий на основе использования методов нечеткой логики // Экономика и управление. 2011. № 3 (65). С. 79-82.

9. Погосян А.Э., Кормилицын К.О., Боркова Е.А. Формирование привлекательности рабочих мест в условиях цифровой экономики // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 7. С. 1311-1324.

10. Применение электронного правительства для формирования устойчивого и гибкого общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/UN%20E-Government%20Survey%202018%20Russian.pdf (дата обращения 16.09.2020).

11. Рейтинг стран мира по Индексу развития электронного правительства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index (дата обращения 18.09.2020).

12. Селищева Т.А., Ануфриева Д.В. Цифровые инновационные технологии как фактор развития в условиях гиперконкуренции // Евразийский процесс и цифровая трансформация хозяйственных систем. Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской конференции профессорско-преподавательского состава факультета экономики и финансов СПбГЭУ. СПб., 2019. С. 141-145.

13. Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Платформенный капитализм как источник формирования сверхприбыли цифровыми рантье // Вестник МГИМО Университета. 2018. № 4 (61). С. 107-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.