Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Вадим Александрович, Темирканов Руслан Геннадьевич

Формирование и развитие пилотных проектов открытых платформ Цифрового правительства необходимо начинать с муниципалитетов, которые нуждаются в модификации своей деятельности и не имеют масштабного охвата в области предоставления государственных и муниципальных услуг. В данном контексте в краткосрочной перспективе возникает возможность изучить и выявить основные аспекты эффективности и результативности реализации концепции открытых платформ Цифрового правительства посредством индикаторов, сформулированных в стратегии цифровой трансформации. В статье предложен механизм формирования территориальной цифровой платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INFORMATION ENVIRONMENT IN THE STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

The formation and development of pilot projects of open Digital government platforms should begin with municipalities that need to modify their activities and do not have a large-scale coverage in the provision of state and municipal services. In this context, in the short term, there is an opportunity to study and identify the main aspects of the effectiveness and efficiency of the implementation of the concept of open platforms of Digital government, through the indicators formulated in the digital transformation strategy. The article proposes a mechanism for the formation of a territorial digital platform.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ»

УДК 338.2:004.9

Романов В.А.1 Темирканов Р.Г.2

формирование информационной среды в государственном и муниципальном управлении

Аннотация. Формирование и развитие пилотных проектов открытых платформ Цифрового правительства необходимо начинать с муниципалитетов, которые нуждаются в модификации своей деятельности и не имеют масштабного охвата в области предоставления государственных и муниципальных услуг. В данном контексте в краткосрочной перспективе возникает возможность изучить и выявить основные аспекты эффективности и результативности реализации концепции открытых платформ Цифрового правительства посредством индикаторов, сформулированных в стратегии цифровой трансформации. В статье предложен механизм формирования территориальной цифровой платформы.

Ключевые слова: государственный сектор, цифровое правительство, электронное правительство, цифровая трансформация, цифровая платформа, управление.

Romanov V Temirkanov R.

FORMATION OF THE INFORMATION ENVIRONMENT IN THE STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

Abstract. The formation and development of pilot projects of open Digital government platforms should begin with municipalities that need to modify their activities and do not have a large-scale coverage in the provision of state and municipal services. In this context, in the short term, there is an opportunity to study and identify the main aspects of the effectiveness and efficiency of the implementation of the concept of open platforms of Digital government, through the indicators formulated in the digital transformation strategy. The article proposes a mechanism for the formation of a territorial digital platform.

Keywords: public sector, digital government, e-government, digital transformation, digital platform, management.

В эпоху цифровой трансформации проис- ного управления на основе информационных ходит формирование новой информационной технологий. В связи с этим происходит фор-эры, которая в свою очередь изменила модели мирование новой эпохи цифровых преобразо-функционирования сфер жизнедеятельнос- ваний, которая концептуально меняет вектор ти. В связи с этим возникает понятие «элек- развития не только федеральных органов го-тронное управление», заложенное в основу сударственной власти, а также органов мест-концепции Электронного правительства, так ного самоуправления.

называемой информационной среды для осу- Цифровое правительство опирается на ществления государственного и муниципаль- цифровую экосистему, состоящую из прави-

1 Романов Вадим Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: rv-ilc@mail.ru

Vadim Romanov, PhD of Economic, associate Professor of the Department of state, municipal administration and law, North Caucasus Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: rv-ilc@mail.ru

2 Темирканов Руслан Геннадьевич, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: ruslan.t.kbr007@gmail.com

Ruslan Temirkanov, Graduate Student, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: ruslan.t.kbr007@gmail.com

тельственных субъектов, неправительственных организаций, предприятий, общественных объединений и частных лиц, которые поддерживают производство и доступ к данным, услугам и контенту посредством взаимодействия с правительственными структурами (например, общую платформу открытых государственных и муниципальных данных для соединения нескольких государственных органов и ведомств местного самоуправления).

Как следствие, рассматривая данную тенденцию в параллели с современными тенденциями глобального развития, необходимо отметить, что разработка и реализация концепции Цифрового правительства ставится в «повестку дня» стратегических документов большинства стран. В данном контексте для координации процесса цифровой трансформации правительств в странах образуется и назначается ответственный орган, контролирующий осуществление интеграции. Так, согласно Глобальному обзору по цифровому правительству Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР), проведенному в 2019 году, 30 стран возложили роль руководящих и координирующих стратегий цифрового правительства на центральном и / или федеральном уровнях на один или несколько органов. В 44% этих стран офис / подразделение, отвечающее за стратегии по циф-ровизации, находится в центре правительства. Еще в 33% за это отвечает координирующее министерство, а за оставшиеся 23% отвечает отраслевое министерство. Руководство этими органами / подразделениями отводится назначенному должностному лицу - главному менеджеру по информатизации (СЮ).

Учитывая сложность и деструктивный характер цифровизации и реорганизации деятельности правительств, для достижения поставленных целей государственные и муниципальные структуры, координирующие процесс трансформации, должны быть способны осуществить межведовственную интеграцию в цифровое пространство.

Становится целесообразным распространять платформенное мышление или платформенный подход в сферу государственного и муниципального управления для достижения

эффективности и результативности в ключевых сферах жизнедеятельности страны, как на федеральном уровне, так и на региональном.

Успех бизнес-модели платформы можно объяснить рядом характеристик, определяемых экономической природой:

1. целью любой цифровой платформы является обеспечение взаимодействия между пользователями различных типов.

2. компания предлагает платформу, которая не продается на рынке. Он создает открытую инфраструктуру для участников рынка с четко определенными правилами.

3. у каждого есть широкие возможности.

4. уровень качества и эффективности взаимодействия с использованием сервисных платформ значительно выше, а для пользователей платформа взаимодействия значительно ниже, чем при использовании формы взаимодействия. Современные платформы постоянно используют большие объемы данных о поведении участников.

Эти ключевые особенности цифровых платформ сыграли важную роль в поощрении пользователей Интернета отказаться от своего желания владеть собственностью в пользу совместного использования ресурсов. Цифровые платформы для аренды недвижимости, транспорта и других вещей и объектов сделали обмен ресурсами глобальной тенденцией.

Очевидно, что в результате возникли проблемы с распространением цифровых платформ в коммерческих секторах. Использование государственных цифровых сервисов и повышение экономической эффективности их создания оправдано.

В паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрено 16 заданий (результатов) для создания цифровых платформ, в частности платформы цифрового электронного правительства, платформы цифрового профиля, платформы идентификации, платформы для выполнения государственных задач функции и так далее.

Кроме того, федеральный бюджет на 2019 год уже предусматривал создание десятка цифровых платформ, в том числе таких как:

- цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации - 1 583 963,3 руб.;

- цифровая платформа для поддержки производственно-сбытовой деятельности малого и среднего бизнеса - 1 238 000,0 руб.

Проблемы, препятствующие цифровой трансформации государственных органов, а также порочная система инициирования и реализации ИТ-проектов изначально ставят государственные цифровые платформы в неконкурентоспособное положение, повышая риски коррупции и неэффективности.

Чтобы развенчать этот миф, целесообразно обратиться к опыту, накопленному при цифровой трансформации отдельных сфер бизнеса, например, в банковском секторе.

Цифровая трансформация не требовала переподготовки всех сотрудников организации, как ее специалистов. На большинство рядовых сотрудников не распространяются особые требования, выходящие за рамки уверенного пользователя программно-аппаратных комплексов, оснащенных их рабочими местами.

Например, численность работников Центрального Банка РФ к началу 2000 года составила более 88 тысяч человек, в 2017 году - 55,6 тысячи человек.

К концу 2019 года планируется сократить численность сотрудников Банка России почти в 2 раза с начала XXI века, что в первую очередь связано с активным внедрением цифровых технологий. Важно, что количество разработчиков программного обеспечения в Банке

России достигает тысяч человек. Конечно, в банковском секторе значительная доля программных продуктов создается самостоятельно (собственными силами), что не требуется государственным структурам.

В то же время, анализируя уроки цифрови-зации банковского сектора, необходимо принять принципиальное решение о выборе направления (пути) цифровой трансформации государственного аппарата и о требованиях к кадрам органов власти.

Выбор вектора цифровизации, на наш взгляд, во многом обусловлен рядом обстоятельств, которые сегодня не могут быть преодолены одновременно.

Обособленная деятельность органов местного самоуправления подтвердила свою целесообразность и эффективность новой формы государственной власти, особенно в период перехода к рыночным условиям хозяйствования. Многообразие взаимоотношений между людьми, проявляющиеся, в том числе, и в процессе местного самоуправления, приводит к изменению соотношения общественных и частных интересов хозяйствования [1].

В связи с этим необходимо трансформировать деятельность органов местного самоуправления, создавая территориальные платформы цифрового правительства, которые основываются на сеточной архитектуре приложений и сервисов (Рисунок 1).

портал для граждан

общедоступный идентификатор и ( ) аутентификация

предоставления государственных

предоставление государственных и муниципальных услуг

общедоступные программные интерфейс

(АИ) интерфейс передачи

^^^^^ сообщений (МР1)

Г

государственные и муниципальные данные и

коллаборация

и партнеров

партнерский паблше,

Информационные системы

открытые государственные

планирование ресурсов (ЕЯР)

система С ) управления взаимодействием

(СЕМ)

программном интерфейсе

соглашение об обмене государственными и муниципальными

цифровая площадка для подготовки/переподготовки кадров

система идентификации и управления доступом (ГАМ)

Рисунок 2 — Модель открытой территориальной платформы цифрового правительства муниципального образования

Данная модель представляет собой взаимосвязанный комплекс систем, которые поддерживают цифровое взаимодействие государства с гражданами и соответствующими экосистемами. Платформа обеспечивает эффективность и последовательность в работе государства. Это способствует инновациям и прогрессу субъекта, а также создает механизм для более эффективной интеграции новых технологий с государственными и муниципальными операциями [2].

Внедрение территориальной платформы цифрового правительства предусматривает достижение трех целей:

1. Предоставить гражданам доступ к высококачественной государственной и муниципальной информации и услугам в любом месте, в любое время и на любом устройстве.

2. Обеспечить государственным и муниципальным органам возможность приобретать и управлять устройствами, приложениями и данными интеллектуальными, безопасными и доступными способами.

3. Раскрыть возможности данных, чтобы стимулировать инновации и улучшить качество предоставления государственных и муниципальных услуг для населения.

Экосистема территориальной платформы состоит из четырех основных блоков, которые в свою очередь включают в себя составные элементы. Рассмотрим каждый из этих блоков.

1. Государственные и муниципальные данные и аналитика. Чтобы заложить основу для эффективного и доступного блока открытых данных Администрация должна будет работать совместно с федеральными органами государственной власти по разработке и публикации политики открытых данных и контента на общедоступных программных интерфейсах (API).

Органы местного самоуправления должны способствовать более эффективному принятию решений в том, как лучше тратить ресурсы на цифровые услуги и управлять своими данными. Должны будут устанавливать конкретные измеримые цели для предоставления более качественных услуг с меньшими затратами (например, путем консолидации

доменов) и устанавливать общие стандарты для управления жизненным циклом контента, принятия сторонних онлайн-инструментов, доставки мобильных приложений и обмена ими (например, инфраструктура и цифровая информация).

2. Предоставление государственных и муниципальных услуг. Цифровые услуги включают в себя доставку цифровой информации и транзакционных услуг (например, онлайн-форм, приложений для получения пособий, представления временных карт) на различных платформах, устройствах и механизмах доставки (например, веб-сайты, мобильные приложения и социальные сети). Независимо от формы, которую они принимают, эти цифровые услуги должны быть спроектированы и предоставлены в первую очередь с обслуживанием клиентов и отражать технологии, используемые современными клиентами [3].

Использование современных инструментов и технологий, таких как портал для граждан и мобильные приложения, общедоступные идентификатор и аутентификация, имеет решающее значение для того, чтобы правительство могло адаптироваться к постоянно меняющемуся цифровому ландшафту и предоставлять услуги в любое время и в любом месте. В данном контексте необходимо проводить аналитику предоставления государственных и муниципальных услуг, чтобы постоянно следить за тенденциями для обновления дизайна и механизмов предоставления обновленного контента. Для улучшения предоставления цифровых услуг и гражданского опыта формируется интегрированная обратная связь, которая позволяет установить новое значение по умолчанию для совершенствования разработки и предоставления цифровых государственных и муниципальных услуг.

Это позволяет гражданам и гражданским и муниципальным служащим безопасно получать доступ к высококачественной цифровой информации, данным и услугам «в любом месте, в любое время и на любом устройстве». Внедрение цифровых механизмов позволяет надежно проектировать системы для обеспечения совместимости и открытости. Кроме того, предоставляя машиночитаемые

соединения с правительственными данными и услугами, правительственные учреждения, предприятия и независимые новаторы могут напрямую получать доступ к строительным блокам правительства, рекомбинируя их для создания новых услуг или соединяя их с существующими услугами для оптимизации операций.

3. Коллаборация. Переход к культуре общей платформы предполагает взаимодействие между всеми участниками инновационного и информационного полей Администрации. В первую очередь необходимо найти общие решения для модификации существующей инфраструктуры при разработке новых проектов, а не закупать новую инфраструктуру и системы для каждого нового проекта. Также необходимо сформировать принципы управления областями обслуживания как внутри, так и между структурными подразделениями вместо того, чтобы создавать несколько веб-сайтов на одну и ту же тему. Чтобы стимулировать разработку и внедрение инноваций в субъекте, необходимо создать партнерский паблик, основанный на программном интерфейсе, который будет включать представителей местного самоуправления и обеспечить центральную поддержку для внедрения новых технологий, развития более качественных цифровых услуг и управления данными на уровне местного самоуправления [4].

4. Информационные системы в режиме реального времени дают возможность не только оказывать более оперативные услуги, но и предоставляют правительству более широкие

аналитические возможности в отношении транзакций. Они имеют основополагающее значение для решения проблемы с управлением ресурсами (ERP), систем управления взаимодействием (CRM), систем идентификации и управления доступом (IAM).

Переход на открытую территориальную платформу Цифрового правительства способствует построению деятельности Администрации муниципального района по принципу формирования информационного поля многоканальной коллаборации между федеральными органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами и представителями бизнес среды.

Таким образом, основной тенденцией развития государственных и муниципальных органов в эпоху цифровой трансформации является переход от Электронного правительства к Цифровому правительству. В данном контексте возникает необходимость разработать и внедрить механизмы, способствующие формированию открытой платформы Цифрового правительства Администрации муниципального района, основанной на государственных и муниципальных данных. Ориентированное на гражданина правительство означает, что органы государственного и муниципального управления должны реагировать на потребности граждан и обеспечивать доступность информации для выполнения ключевых задач. Для этого необходимо придерживаться высокого стандарта оперативного предоставления данных, информативного контента, простых транзакций и беспрепятственного взаимодействия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мотаева А.Б., Чибисова Е.Ю. Информационно-коммуникативные технологии в государственном управлении / А.Б. Мотаева, Е.Ю. Чибисова // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2017. - № 1. - С. 70-77.

2. Рудакова Е.Н., Сафронова А.А., Дианова В.Ю. и др. Возможности современного государственного и муниципального управления: теория и практика: Монография. - Москва, 2018.

3. Малышев Е.А., Микрюкова М.Ю., Романов В.А., Хубулова В.В. Цифровые технологии в контексте управления производственной инфраструктурой предприятия // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2019. - Т. 25. - № 5. - С. 114-122.

4. Романов В.А., Хубулова В.В. Индустрия Финтех: основные технологии и направления развития финансовой цифровизации // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Экономика. - 2020. - Т. 28. - № 4. - С. 700-712.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.