Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА'

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / «ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / “INFORMATION REVOLUTION” / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Вадим Александрович, Темирканов Руслан Геннадьевич

В статье рассмотрены теоретико-методологические основы формирования информационно-коммуникационного пространства в сфере государственного и муниципального управления. Как следствие, реализация концепции Электронного правительства в рамках глобального развития и результаты внедрения механизмов электронного управления в деятельность государственных и муниципальных органов. Также в рамках исследования были определены основные направления развития государственного и муниципального управления в эпоху цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION TECHNOLOGY ERA: TRANSFORMING THE PUBLIC SECTOR

The article deals with the theoretical and methodological foundations of the formation of information and communication space in the sphere of state and municipal management. As a result, the implementation of the concept of E-government in the framework of global development and the results of the introduction of e-government mechanisms in the activities of state and municipal bodies. In addition, the study identified the main directions of development of state and municipal management in the era of digital transformation.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА»

УДК 330.3

Романов В.А.1 Темирканов Р.Г.2

ИНФОРМАцИОННО-ТЕХНОлОГИЧЕСКАя ЭРА:

трансформация государственного сектора

Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы формирования информационно-коммуникационного пространства в сфере государственного и муниципального управления. Как следствие, реализация концепции Электронного правительства в рамках глобального развития и результаты внедрения механизмов электронного управления в деятельность государственных и муниципальных органов. Также в рамках исследования были определены основные направления развития государственного и муниципального управления в эпоху цифровой трансформации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, «информационная революция», государственное и муниципальное управление, электронное управление, электронное правительство.

Romanov V Temirkanov R.

THE INFORMATION TECHNOLOGY ERA: TRANSFORMING THE PUBLIC SECTOR

Abstract. The article deals with the theoretical and methodological foundations of the formation of information and communication space in the sphere of state and municipal management. As a result, the implementation of the concept of E-government in the framework of global development and the results of the introduction of e-government mechanisms in the activities of state and municipal bodies. In addition, the study identified the main directions of development of state and municipal management in the era of digital transformation.

Keywords: information and communication technologies, "information revolution", state and municipal management, e-government.

Современные рамки глобализации предполагают формирования нового формата диффузии и коллаборации информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), которые определяется как «цифровая революция». Данному процессу предшествовал процесс разработки и распространения информационных и ИКТ цепочек, определенный

в исторической ретроспективе глобального контекста как «информационная революция». Информационная революция - это период устойчивого распространения и повсеместного использования информационных и информационно-коммуникационных технологий.

В широком смысле «информационная революция» представляет собой технологическое

1 Романов Вадим Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: rv-ilc@mail.ru Vadim Romanov, PhD of Economic, associate Professor of the Department of state, municipal administration and law, North Caucasus Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: rv-ilc@mail.ru

2 Темирканов Руслан Геннадьевич, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, email: ruslan.t.kbr007@gmail.com

Ruslan Temirkanov, Graduate Student, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: ruslan. t.kbr007@gmail.com

достижение в области программного обеспечения, связи и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) посредствам которого произошло снижение затрат на обработку и передачу информации. Мир превращается в «глобальную платформу», в связи с тем, что доступ ИКТ становиться открытым и достигается ежесекундный контакт между людьми, а ключевыми характеристиками становятся взаимосвязанность и взаимозависимость всех элементов информационной системы.

В свою очередь информационно-коммуникативные технологии основываются на наборе средств и функций (созданных в сочетании с вычислительной техникой, Интернетом и гад-жетами), которые поддерживают социальные действия: электронное обучение, электронное здравоохранение, электронное правительство.1

Нельзя не отметить, что информационная революция способствовала развитию «информационного общества», что способствовало смещению вектора с традиционных факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности), а ИКТ и связь становятся более ценным экономическим ресурсом.

Таким образом, постоянный прогресс, расширение ИКТ, цифровизация в глобальном экономическом ландшафте предполагает смещении традиционных форм ведения экономических и социальных процессов в электронный цифровой формат. Как следствие, диффузия инновационных решений предполагало не только повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий, но и видоизменяла методы и механизмы, формирующие модель управления в различных отраслях. В соответствие с данными преобразованиями трансформируется понятие эффективного управления в электронное управление, которое определяет и оценивает воздействие технологий на отношения между гражданскими служащими и обществом в целом, а также экономических агентов. Главным приоритетом электронного управления является предоставление государственных услуг населению.

В современных условиях формирование цивилизованного рынка ИТ-услуг является приоритетным направлением развития России. Его развитие вызывает не только практический, но и теоретический интерес, когда особенно остро стоит вопрос не только обеспечения рынка ИТ-услуг необходимыми ресурсами, но и их эффективного использования. Цифровая экономика сопряжена со множеством проблем, касающихся качества, ценообразования, условий предоставления. Кроме того, прослеживается явная необходимость глубокого исследования причин подобного положения, а также определения роли инфраструктуры рынка в развитии экономики страны и функций этой инфраструктуры.2

Электронное управление определяется следующими целями:

- совершенствование процессов государственного управления: электронное администрирование;

- подключение граждан: электронные граждане и электронные услуги;

- налаживание взаимодействия с гражданским обществом и в его рамках: электронное общество.

Электронное управление состоит из трех компонентов:

1. электронное администрирование: совершенствование процессов управления;

2. граждане и электронные услуги: формирование электронной гражданской среды посредством подключений к сети;

3. электронное общество: налаживание взаимодействия с гражданским обществом и внутри него.

Электронное правительство в данном контексте имеет два взаимодополняющих аспекта:

- технологический сосредоточен на операциях и процессах правительства;

- политический сосредоточен на обеспечении демократических процессов, с привлечением граждан.

Таким образом, электронное правительство определяется как процесс реформирования ме-

1 Аронсон, Э., Праткани, Э.Р. - Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление // Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - С. 204.

2 Романов В.А. Формирование рынка ИТ-услуг в России//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет сервиса. Москва, 2007

тодов работы правительства, обмена информации, предоставления услуг через применение электронных и цифровых средств в деятельности. В свою очередь электронное управление — это применение электронных и цифровых средств в работе и деятельности государственных и муниципальных органов управления.

Организация Объединенных Наций (ООН) определяет электронное правительство как использование интернета для предоставления государственной информации и услуг гражданам. Таким образом, можно предположить, что электронное правительство возникает тогда, когда государственное учреждение начало внедрять в свою деятельность информационно-коммуникационные технологии для предоставления государственных и муниципальных услуг посредством электронных транзакций и информационных ресурсов. Применение ИКТ революционизировало государственную функцию предоставления услуг.

Необходимо отметить, что электронное правительство означает использование цифровых технологий в деятельности правительства с целью повышения эффективности, результативности и предоставления государственных услуг. Влияние электронного правительства расширяется за счет увеличения количества услуг в режиме онлайн, которое может быть достигнуто через Интернет, мобильные приложения и выделенный канал. Предполагается компьютеризация и автоматизация процедур и документооборота через электронные платформы или

инфраструктуру, которая позволит улучшить реализацию государственной политики.

В результате реализации концепции «Электронного правительства» возникло три вида коллаборации:

- Межведомственное взаимодействие (020) (правительство для правительства) предполагает взаимодействие между правительственными субъектами: национальный внутриведомственный уровни, а также между государственными и муниципальными органами власти.

- Взаимодействие государства и предпринимательской среды (02В) (государство для бизнеса), предполагает такие операции как: продажа и покупка товаров и услуг, предоставление услуг, ориентированных на бизнес.

- Правительство - граждане (02С) (правительство для потребителя) включает инициативы, направленные на содействие взаимодействию людей с правительством как потребителей государственных услуг и как граждан. Это включает взаимодействие, связанное с предоставлением государственных услуг, а также с участием в процессе консультаций и принятия решений.

Таким образом, можно определить, что данные коллаборации могут определить определенные преимущества для целевой аудитории, используя ИКТ в интеграции своей деятельности, удовлетворяя потребности правительства в информации для обслуживания граждан и предприятий (таблица 1).

Таблица 1 - Преимущества электронного правительства для целевой аудитории1

Целевая аудитория Приложения Преимущества

Граждане Информационные системы различных областей жизнедеятельности (здравоохранение, образование и т.д.) Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Снижение операционных издержек, повышение доверия граждан посредством доступности услуг.

Предпринимательская среда Информация и руководство; Лицензирование и регулирование; Налоговые операции Более быстрые взаимодействия, снижающие транзакционные издержки и нормативной нагрузки.

Поставщики Электронное снабжение Уменьшение барьеров для доступа к правительственному рынку, снижение операционных издержек.

Другие государственные учреждения Обмен информацией Автоматизация процессов передачи данных и бэк-офиса Повышение точности и эффективности, снижение операционных издержек, улучшение обмена информацией.

1 Составлено авторами по материалам исследования. 36

Информационно-коммуникационные технологии, на которых основывается электронное управление, а в последствии и электронное правительство, многообразны и имеют свойство постоянного видоизменения.

Таким образом, развитие информационно-коммуникационных технологий предопределило возникновение новой информационной эры, в глобальном контексте произошла «информационная революция», которая в свою очередь охватила и видоизменила модели функционирования концептуально важных сфер жизнедеятельности посредством создания и информационной среды. Как следствие, возникло понятие «электронное управление», заложенное в основу

концепции Электронного правительства, так называемой информационной среды для осуществления ключевых функций государственного и муниципального управления на основе инновационных технологий. Однако оценить результаты реализации данной концепции однозначно невозможно, так в основном информационно-коммуникационные технологии охватили только сферу предоставления государственных и муниципальных услуг. Как следствие, в виду постоянно меняющейся глобальной среды формируется новая эпоха цифровых преобразований, которая концептуально меняет вектор развития не только государственного и муниципального управления, но и весь отраслевой пласт.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Аронсон, Э., Праткани, Э. Р. - Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление // Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - С. 204.

2. Романов В.А. Формирование рынка ИТ-услуг в России //

3. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет сервиса. Москва, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.