Научная статья на тему 'Методы анализа и оценки систем публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города'

Методы анализа и оценки систем публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ГОРОД / МЕТОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PUBLIC ADMINISTRATION / SOCIO-ECONOMIC PROCESSES / CITY / METHOD / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С.

Предмет. Проблема исследований специфики социально-экономических процессов в рамках публичного управления на уровне города заключается в установлении степени эффективности и результативности функционирования органов городской администрации по удовлетворению потребностей местного населения. В данной статье авторы рассматривают важнейшие способы анализа и оценки, которые могут применяться при изучении взаимодействия органов местного самоуправления города с представителями общественности по совместному решению важнейших вопросов местного значения, связанных с муниципальными социально-экономическими процессами. Цели. Комплексная характеристика возможных методов осуществления анализа и оценки особенностей публичного управления в городе в соответствии с происходящими социально-экономическими процессами. Разработка предложений по усовершенствованию методологии анализа и оценки различных характеристик системы публичного управления в городе. Методология. В процессе исследования методов анализа и оценки системы публичного управления социально-экономическими процессами города был использован системный подход при характеристике взаимосвязанной совокупности методов анализа и оценки. Результаты. С учетом действующего законодательства и применяемой научной методологии определены разновидности аналитического исследования и специфика оценки эффективности сотрудничества администрации города и местного сообщества в системе социально-экономических процессов. Результаты анализа и оценки систем публичного управления могут быть основой для последующего выполнения функций управления в деятельности городской администрации и ее воздействия на протекающие социально-экономические процессы. Выводы. Методы анализа и оценки позволяют получать необходимую информацию о различных аспектах функционирования местной администрации города при ее взаимодействии с общественностью. Публичное управление в городе имеет своей важнейшей целью обеспечение создания качественных общественных благ, способных на высоком уровне удовлетворять потребности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods for analyzing and evaluating systems for public administration of socio-economic processes at the municipal level

Importance The article reviews crucial methods for analysis and evaluation that can be used to examine the interaction of local authorities and grassroots representatives concerning the most critical issues of municipal socio-economic processes at the local level. Objectives The research provides a comprehensive insight into possible methods to analyze and evaluate specifics of public administration in the city in line with ongoing socio-economic processes. We also suggest how the methodology should be improved to analyze and evaluate various aspects of the public administration system in the city. Methods We used the systems approach to describe the mutual relation of all analysis and evaluation methods. Results Considering the effective laws and the applicable scientific methodology, we determined types of analytical researches and specifics of evaluating the efficiency of the collaboration of the city administration and the local community as part of socio-economic processes. Conclusions and Relevance Analysis and evaluation methods reveal various aspects of the way the city administration operates when it deals with the public. In cities public administration pursues creating appropriate social benefits that would satisfy public needs at the highest possible level. The results can become the framework for further performance of the city administration functions and its influence on ongoing socio-economic processes.

Текст научной работы на тему «Методы анализа и оценки систем публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города»

ISSN 2311-875X (Online) Устойчивое развитие экономики

ISSN 2073-2872 (Print)

МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СИСТЕМ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ НА УРОВНЕ ГОРОДА*

Яков Яковлевич КАЙЛЬа,% Роман Михайлович ЛАМЗИНЬ, Вероника Сергеевна ЕПИНИНАС

а доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Российская Федерация kailjakow@mail.ru

ь старший преподаватель кафедры управления персоналом,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Российская Федерация rom.lamzin@yandex.ru

с кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация V. epinina@rambler.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 08.07.2016 Принята в доработанном виде 15.08.2016

Одобрена 20.09.2016

УДК 338.24:338.24 JEL: С83, Р25

Ключевые слова: публичное управление, социально-экономические процессы, город, метод, эффективность

Аннотация

Предмет. Проблема исследований специфики социально-экономических процессов в рамках публичного управления на уровне города заключается в установлении степени эффективности и результативности функционирования органов городской администрации по удовлетворению потребностей местного населения. В данной статье авторы рассматривают важнейшие способы анализа и оценки, которые могут применяться при изучении взаимодействия органов местного самоуправления города с представителями общественности по совместному решению важнейших вопросов местного значения, связанных с муниципальными социально-экономическими процессами.

Цели. Комплексная характеристика возможных методов осуществления анализа и оценки особенностей публичного управления в городе в соответствии с происходящими социально-экономическими процессами. Разработка предложений по усовершенствованию методологии анализа и оценки различных характеристик системы публичного управления в городе. Методология. В процессе исследования методов анализа и оценки системы публичного управления социально-экономическими процессами города был использован системный подход при характеристике взаимосвязанной совокупности методов анализа и оценки. Результаты. С учетом действующего законодательства и применяемой научной методологии определены разновидности аналитического исследования и специфика оценки эффективности сотрудничества администрации города и местного сообщества в системе социально-экономических процессов. Результаты анализа и оценки систем публичного управления могут быть основой для последующего выполнения функций управления в деятельности городской администрации и ее воздействия на протекающие социально-экономические процессы.

Выводы. Методы анализа и оценки позволяют получать необходимую информацию о различных аспектах функционирования местной администрации города при ее взаимодействии с общественностью. Публичное управление в городе имеет своей важнейшей целью обеспечение создания качественных общественных благ, способных на высоком уровне удовлетворять потребности населения.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Анализ представляет собой метод исследования социально-экономических процессов в рамках публичного управления городом путем рассмотрения составных частей и элементов системы административно-общественного партнерства по решению проблем экономического значения. В рамках экономических исследований указанный метод применяется для установления сущности, закономерностей, тенденций дальнейшего изменения ситуации в общественно-экономических отношениях. Данный случай

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 16-12-34014.

применения этого метода касается изучения таких процессов на уровне отдельного города как муниципального образования.

Город, являясь консолидированной социально-экономической системой, состоит из множества взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов1. Следует сказать о неравномерном развитии отдельных элементов данной системы, что обусловлено

1 Летягина Е.Н., Гуселева Т.Н. Управление развитием

городских округов и муниципальных районов // Города и местные сообщества. 2015. № 1. С. 194-199.

неоднородностью (различной природой) элементов и межэлементных связей, противоречивостью их влияния на поведение системы [1]. Это проявляется в разном уровне эффективности функционирования различных городских структур управления и деятельности представителей местной общественности. Такая эффективность может проявляться в осуществлении рационального выбора процессов формирования и использования организационно-управленческих, технологических, технических и экологических решений [2] по различным направлениям местного самоуправления, что

позволяет минимизировать ущерб в происходящих

" 2 хозяйственных отношениях .

Сущность публичного управления в городском муниципалитете основана на следующих основных принципах:

1) функционирование местной администрации при ее взаимодействии с общественностью в соответствии с законодательством;

2) осуществление местного управления в режиме сотрудничества с представителями местного населения;

3) эффективное решение социально-экономических проблем городского сообщества, что проявляется в минимально возможных экономико-производственных затратах при максимально возможном полученном конечном результате в совместной деятельности городской администрации и общественности;

4) участие в поддержании стабильности региональной и федеральной экономической системы на основе обеспечения продуктивного функционирования муниципальной экономики.

Одним из важнейших объектов воздействия городского публичного управления являются социально-экономические отношения местного населения. Данные отношения представляют собой совокупность процессов, направленных на создание социально востребованных благ путем использования местных экономических ресурсов и муниципальной собственности. Указанные блага воплощаются в различных товарах и оказании публичных услуг со стороны местной

2 Сасина Т.Н. Методология разработки и внедрения информационных систем управления социально-экономическими процессами и систем информационной безопасности // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. № 8. С. 144-145.

администрации, муниципальных предприятий и организаций. Примером таких услуг является создание условий для предоставления общедоступного и бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования3. Такое управление также включает в себя мероприятия по мониторингу социально-экономической ситуации в городе, разработке социальной политики, планированию, реализации планов и оценке их выполнения, а также изменение жизнедеятельности личности или общности на территории соответствующего города [3].

Выделяются два подхода к постановке задач социально-экономического развития города [4]. Первый подход проявляется в системе тактического управления при устранении текущих проблем. Второй подход связан с реализацией стратегии регулирования социально-экономических процессов. Критериями оценки степени эффективности городского публичного управления выступают:

• создание условий для устойчивого экономического роста на основе имеющихся возможностей при определенной поддержке со стороны администрации соответствующего региона;

• формирование оптимальных условий для ведения бизнеса с участием местной администрации в развитии свободных конкурентных рынков;

• уровень развития потенциала городского администрирования;

• повышение эффективности управления муниципальной собственностью и муниципальными закупками;

• повышение эффективности государственных инвестиций [5].

Деятельность муниципальных предприятий должна быть рентабельна в современных условиях конкуренции на рынке [6]. Во многом оцениваемая эффективность и результативность зависит от создания инновационной инфраструктуры в сфере городского хозяйства [7]. Успешное проведение инноваций возможно при реализации совместных

3 Смирнова А.А. Проблемы муниципального управления

образованием на примере управления образованием администрации городского округа Спасск-Дальний, г. Спасск-Дальний // Инновационная наука. 2016. № 2-5. С. 180-182.

трудовых отношений между различными структурами местной администрации4. В данном случае может происходить создание инфраструктурно обустроенных территорий с высоким уровнем предпринимательской активности [8]. При успешном развитии указанной активности проявляется один из важнейших показателей результативности функционирования городской администрации, что заключается в привлечении частных инвестиций в пользу развития социально-экономической системы [9].

Результаты использования метода анализа могут быть основой для последующего выполнения функций управления в деятельности городской администрации и ее воздействия на протекающие социально-экономические процессы. В частности, экономический анализ имеет своей целью обосновать с научной точки зрения принятые управленческие решения и реализуемые практические действия в области муниципальных хозяйственных отношений с поиском и отбором наиболее оптимальных вариантов устранения выявленных проблем в общественной жизни и регулировании экономических процессов.

В процессе анализа публичного управления социально-экономическими процессами города осуществляется исследование отдельных частей с выявлением их преимуществ и недостатков, которые, соответственно, могут быть связаны с получением экономической прибыли или необоснованных расходов при партнерстве городской администрации и представителей муниципальной общественности. Одной из специфических разновидностей выступает экономико-математический анализ, который может быть направлен на структурное рассмотрение следующих видов объектов в экономической основе городского администрирования:

1) материальных средств и имущества, составляющих структуру муниципальной собственности;

2) информационных ресурсов и технологий сбора и обработки различных сведений в целях эффективной разработки муниципальных управленческих решений, для всестороннего рассмотрения существующих проблем в городской экономике, а также достижения делового партнерства местной администрации и представителей общественных ассоциаций;

4 Гринюк А.И. Взаимозависимость между современными культурными трансформациями и экономическими процессами // Экономика и управление: проблемы и решения. 2014. № 4. С. 146-149.

3) социально-экономической ситуации - системы внешних по отношению к публично-управленческому партнерству официальных местных органов власти в городе условий, побуждающих и опосредствующих экономическую деятельность в городском муниципалитете;

4) управленческого решения социально-экономического характера - специального рассмотрения наиболее оптимального варианта устранения экономической проблемы, касающейся интересов городского населения.

Возможными результатами применения метода анализа выступают:

— определение строения и вероятных закономерностей функционирования экономической системы в городе с возможностью предотвращения дальнейших проблем;

— исследование специфики сложившейся ситуации в системе производства и потребления городского социума [10];

— установление максимально широкого спектра возможных альтернативных решений социально-экономических задач;

— определение траектории процесса публичного управления города в дальнейшем.

С помощью методов оценки выявляются характеристики в социально-экономической системе с соизмерением эффективности различных элементов в указанной системе, что, в частности, происходит в городском публичном управлении5.

Необходимо отдельно отметить формализованные (математические) методы экономического анализа, которые определяются строгими аналитическими зависимостями. Данные методы, в свою очередь, тесно связаны с рядом других методов, такими как:

• классические методы экономического анализа -балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, арифметических разниц, выявление изолированного влияния факторов, дифференциальный, интегральный и

5 Коломыц О.Н., Шарова М.А. Роль прогнозирования в эффективном управлении процессами социально-экономического развития территории // Научный журнал «Апробация». 2014. № 8. С. 36-40.

логарифмический) и прогнозирования на основе пропорциональных зависимостей. Задачей прогнозирования является построение групповых и обобщенных показателей конкурентоспособности и качества осуществляемой производственной деятельности на предстоящий временной период [11];

• традиционные методы экономической статистики - метод средних величин, метод группировок, индексный метод;

• математико-статистические методы изучения связей - корреляционный, регрессионный, дисперсионный методы, методы кластерного анализа;

• методы финансовых вычислений - методы начисления процентных ставок, операции наращения и дисконтирования;

• методы теории принятия решений - метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности.

Экономический анализ может заключаться в сравнении нескольких показателей функционирования городской администрации, а также сопоставлении фактических результатов деятельности муниципальных городских структур с запланированными показателями. Возможно применение группировки и классификации явлений и процессов, что позволяет установить общие признаки между ними. В зависимости от цели анализа применяются следующие виды группировки:

— типологические группировки - установление и анализ групп муниципальных предприятий и организаций по направлениям деятельности, общественных групп, способных взаимодействовать с местной администрацией и пр.;

— структурные группировки - изучение внутреннего строения показателей и соотношения в нем отдельных элементов (например, изучение состава муниципальных служащих по своим полномочиям и пр.);

— аналитические группировки - определение присутствия и специфики взаимосвязи между изучаемыми показателями.

Анализ социально-экономических процессов, происходящих в городском муниципалитете, нередко по своей форме выступает анализом показателей, каждый из которых представляет

собой характеристику экономической активности городского социума. Достаточно часто может проявляться комплексность анализа, что требует использования в исследовании целых систем общественно-экономических показателей. Каждая из таких систем - это совокупность взаимосвязанных величин, отображающих состояние и развитие субъекта или явления.

В данном случае проявляется системный подход в аналитическом рассмотрении качественных показателей. Этот подход должен соответствовать следующим требованиям: востребованная широта охвата показателями специфики изучаемой системы; устойчивая взаимосвязь выявленных показателей; выявление логического следования одних показателей из других. Помимо этого, системы показателей должны соответствовать ряду принципов: четкость и взаимообусловленность различных показателей; сочетание абсолютных и относительных показателей, отражающих экстенсивные и интенсивные факторы развития системы; адекватность отображения показателей.

Эвристические методы в рассмотрении качественных характеристик применяются в рамках прогнозирования вероятного состояния структуры публичного управления в условиях частичной или полной неопределенности. Важнейшим источником получения необходимых сведений выступает опора на организационно-экономический опыт и практические навыки специалистов по вопросам развития городской социально-экономической системы. Примером является метод экспертных оценок, который состоит в организованном сборе обоснованных точек зрения и предложений специалистов по исследуемой проблеме. Так же обрабатываются ответы по заданным специалистам вопросам.

Основными разновидностями метода экспертных оценок являются:

1) метод «мозговой атаки» - выявление идей по стоящим проблемам происходит в творческом споре и личном контакте экспертов;

2) метод «мозгового штурма» - предложение идей осуществляется одной группой экспертов при последующем анализе данных идей в обсуждении другой группой;

3) синектический метод - использование при анализе качественных показателей социально-экономических процессов аналогий из других областей знаний;

4) метод Дельфи - осуществление анонимного опроса специалистов по заранее подготовленным вопросам с последующей статистической обработкой полученных сведений; после обобщения результатов запрашивается повторное мнение опрошенных экспертов по спорным вопросам.

Так, в работе, посвященной изучению ключевых факторов эффективности городской политики в области НИОКР, Р. Музил и Я. Эдер на примере кластеров Вены показали важность применения экспертных методов при городском планировании [12]. Они дополнили количественный анализ местоположения НИОКР-подразделений в пределах города качественным методом -экспертными интервью, чтобы исследовать причины наблюдаемой концентрации данных подразделений и оценить значимость пространственной близости в качестве предварительного условия для местного сотрудничества в области исследовательской практики в выявленных кластерах. Результаты 14 экспертных интервью (в период с декабря 2014 г. по январь 2015 г.) руководителей исследовательских подразделений позволили им определить причинно-следственную связь и прийти к выводу, что если при разработке городской стратегии в области развития НИОКР конкретные потребности соответствующих акторов (субъектов НИОКР-деятельности) не принимаются во внимание, то такая политика определения местоположения кластеров имеет мало шансов на успех.

Приемы экономического анализа условно делятся две основные группы.

1. Традиционные методы - способы, использующие абсолютные, относительные и средние величины с применением сравнения и группировки.

2. Экономико-математические методы - приемы, которые должны соответствовать специфике системного подхода к изучению экономики городского муниципалитета с учетом множества взаимосвязей между различными сторонами происходящих социально-экономических процессов. При использовании данных методов осуществляется разработка комплекса экономико-математических моделей, позволяющих выявлять качественные характеристики экономических процессов. С этим связано интенсивное применение современных информационных технологий для эффективной обработки и передачи экономической информации.

Научно обоснованная классификация

экономических явлений с их последующим объединением в определенные группы и подгруппы возможна на основе выявления устойчивых общих признаков с учетом причин их возникновения. Таким образом, используя возможности экономического анализа, устанавливается взаимозависимость между различными компонентами социально-экономических процессов в городе. Путем обнаружения общих условий формирования и протекания отдельных процессов можно построить целостную картину экономической ситуации на уровне существования городского социума [13].

Применение индексного метода опирается на установление и рассмотрение относительных показателей в целях выявления различных соотношений уровня данного явления к его уровню в прошедший период времени к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы. Необходимый индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой величины с базисной.

Метод цепных подстановок может быть реализован в случае исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Данная цепная подстановка применима в отношении определения показателей функционирования городской экономической системы или муниципальных предприятий. Следует выделить функциональный характер зависимости (прямой или обратной) между изучаемыми явлениями.

Математико-статистические методы изучения связей между элементами социально-экономических процессов выступают в определенной степени дополнением и углублением детерминированного анализа. В рамках данного анализа происходит построение стохастических моделей, которые востребованы для более полного рассмотрения ситуации в следующих случаях:

• осуществляется оценка характера влияния факторов, на основе которых нельзя построить жестко детерминированную модель изучаемого объекта;

• рассматриваются и сравниваются факторы, которые невозможно включить в единую детерминированную модель;

• выделяется и оценивается специфика влияния разнонаправленных факторов, которые не могут

быть выражены одним определенным показателем.

В связи с этим следует отметить исследование М. Ходоуси, А. Али Шейха, Б. Сайдиани, посвященное использованию методов многомерного статистического анализа (метода ^-средних, метода нечеткой кластеризации, метода анализа независимых компонент) для выявления и определения приоритетности потребностей граждан (проанализировано 137 баз данных), а также их удовлетворения политикой муниципалитета [14]. Ученые отмечают, что из-за нехватки ресурсов городские власти должны выявлять мнение граждан относительно существующих на территории их проживания проблем и определять приоритетность данных проблем для решения оптимальным образом. В связи с этим подчеркивается важность активного взаимодействия органов публичной власти с гражданами для процесса принятия эффективных решений на уровне города. В результате сопоставления и анализа преимуществ и недостатков каждого из трех методов М. Ходоуси и его коллеги приходят к выводу, что в данном конкретном случае метод ^-средних является наилучшим методом многомерного статистического анализа (прост в реализации и имеет большую степень соответствия), а первостепенное значение для граждан анализируемого города имеет качество асфальтовых дорог, вывоза мусора и развития парков, поэтому муниципалитет должен обратить на эти области приоритетное внимание.

Для применения математико-статистических методов требуется наличие ряда предпосылок. При изучении крупной совокупности объектов необходимо рассмотреть данную совокупность с учетом максимально возможного числа факторов для получения наиболее полной картины качественных характеристик.

Существуют значительные трудности применения стохастических моделей при анализе специфики публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города. Это обусловлено проблемами получения необходимой совокупности информационных данных об объекте по причине стремительных изменений в указанных процессах. Также существуют сложности в использовании метода моделирования в экономических исследованиях, что особенно проявляется в построении факторных моделей муниципальной экономической системы. Целью моделирования

24 №р://йп-^й.г

является поиск и конструирование такой модели, при которой смоделированные условия должны в определенной степени соотноситься с поставленными требованиями в эффективности публичного управления в городе [15]. Тем не менее стохастическое моделирование может быть использовано при выполнении двух условий:

1)присутствия момента случайности в проводимых наблюдениях за изменением социально-экономического объекта при определенной качественной однородности ее признаков;

2) использования специального математического инструментария, с помощью которого можно определить динамику дальнейших изменений в городских социально-экономических отношениях6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указанное стохастическое моделирование способно приносить востребованный научный результат при решении следующих задач:

— установления самого факта наличия или отсутствия взаимосвязи между изучаемыми предметами или явлениями;

— определения возможного возникновения тех или иных новых значений в соответствии с заданными значениями факторных признаков;

— выявления причинных связей между изучаемыми показателями с измерением степени их взаимной обусловленности.

Для анализа и оценки систем публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города рационально применение сценарного метода, основанного на разработке сценариев, охватывающих все возможные варианты внешних условий, которые могут возникнуть. В данном контексте интересно исследование, проведенное учеными Швейцарского федерального технологического института в целях определения динамики городской трансформации (на примере пригородной агломерации, расположенной недалеко от Цюриха) посредством совместного анализа деятелями науки и практиками сценариев городского развития [16]. Результаты исследования показали, что при помощи функционального использования сценарного метода обеспечивается интеграция теоретических и практических знаний

6 Райзберг Б.А., Буряк В.Ю. Методологические подходы к оценке эффективности управления государственной собственностью // Управление собственностью. 2003. № 3. С. 55-61.

для выявления возможных моделей развития городов, что особенно актуально для создания более эффективных стратегий и позволяет справиться с реляционной сложностью пространственно-ориентированных систем в городском планировании. В целом применение сценарного метода повышает способность к предвидению, развивает гибкость и адаптивность систем публичного управления социально-экономическими процессами к переменам, поэтому его необходимо использовать в качестве инструмента для непосредственной поддержки принятия стратегически важных решений на уровне города.

Для повышения уровня эффективности анализа публичного управления социально-экономическими процессами в рамках отдельного города необходимо использовать максимально полную совокупность исходных сведений об объекте такого изучения. В то же время эти данные не должны быть избыточными и отвлекать внимание при их рассмотрении от наиболее важных фактов [13].

В особую группу методов структуризации среди качественных подходов в рассмотрении публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города следует выделить метод «дерева целей». Сущность данного метода обусловлена повышенной сложностью принятия оптимальных решений в регулировании производственными процессами, что также связано с оказанием публичных услуг в деятельности местной администрации города. Исследуемый объект представляется в виде иерархической структуры, называемой «деревом». Данная структура формируется посредством выделения в общей цели изучения ряда подцелей, которые, в свою очередь, подразделяются на более детальные составляющие элементы, обозначаемые в качестве подцелей нижележащих уровней. При этом выявляются проблемы их существования и выполняемые функции в общей структуре.

Применение названного метода направлено на получение полной и устойчивой структуры целей, проблем и направлений, характерных для исследуемой системы. Следует подчеркнуть, что такой сложной системой и выступает совокупность социально-экономических процессов, регулируемых посредством публичного управления.

Методы «портфельного анализа» дают возможность логически структурировать наглядное отображение изучаемой проблемы. Это

дополняется упрощенной формой представления полученных результатов при использовании качественных критериев. В рамках данного анализа происходит построение двумерных матриц, по одной оси которых фиксируются значения внутренних факторов (в частности, осуществляется оценка конкурентоспособности муниципальных предприятий города на рынке). По другой оси оцениваются внешние факторы с установлением дальнейших перспектив развития рынка, на котором предлагаются произведенные муниципальными организациями товары и услуги. Указанные матрицы сравниваются друг с другом по ряду критериев в свете различных экономических показателей реализации произведенных товаров с оценкой конкурентной позиции. В определенных случаях, когда необходимо создать общую картину муниципальных социально-экономических процессов на территории города, может происходить оценка комфортности проживания населения с помощью метода картографирования с выявлением комфортных, умеренно комфортных и дискомфортных территорий [17].

Методы STEP- и SWOT-анализа можно сопоставить в два этапа при применении методики системного анализа.

1. Формирование структуры целей и функций путем выделения общественно-муниципальных, технологических и экономических элементов (STEP-анализ). В данном случае осуществляется определение факторов внешней социально-экономической среды на экономику и управление города. Эти факторы условно делятся на четыре разновидности:

• социальные (5" - social) - изменения уровня жизни населения, специфика отношения к существующему регулированию муниципальной экономики, особенности общественных интересов;

• технические (T - technological) - изменения в материально-техническом обеспечении социально-экономических процессов и направления модернизации производства товаров и публичных услуг;

• экономические (E - economic) - динамика экономических показателей городского муниципалитета;

• политические (P - political) - особенности в стратегическом управлении муниципальной хозяйственной системой, важнейшие

направления в сотрудничестве местной администрации и общественности.

2. Оценка составляющих частей построенной структуры с выявлением преимуществ и недостатков (SWOT-анализ). SWOT - это аналитическое исследование, ориентированное на выявление внутренних положительных (strengts -силы) сторон и различных недостатков (weaknesses - слабости) в муниципальных социально-экономических процессах, и выявление внешних благоприятных (opportunities -благоприятные возможности) и негативных threats - угрозы) условий. Этот анализ предполагает установление преимуществ и недостатков в функционировании публичного управления городом по решению вопросов местного значения с последующим выделением способствующих развитию факторов со стороны внешней экономической среды региона и государства, а также определением тех или иных препятствий со стороны данной внешней среды. Далее выявляются качественные аспекты взаимосвязей между внутренними и внешними условиями.

Применение метода «дерева целей» может быть эффективным в следующих случаях.

1. Анализ системного перечня функций социально-экономической системы по достижению поставленной цели в удовлетворении потребностей местного населения.

2. Регулирование процессов распределения экономических ресурсов в системе взаимодействия городской администрации и представителей общественности. Могут разрабатываться методики стимулирования и мотивации кадрового состава органов местного самоуправления в целях повышения уровня качества оказываемых публичных услуг на территории городского муниципалитета.

3. Определение специфики городской социально-экономической структуры.

4. Переход в исследовании от качественного описания публичного управления города к количественному определению его характеристик.

При применении метода «дерева целей» должны соблюдаться следующие требования:

— изучаемые цели всех уровней необходимо формулировать в качестве определенных

событий в партнерских отношениях местной администрации и населения;

— установленные цели должны быть измеряемы, что обусловлено обеспечением каждой цели.

Должно быть полностью раскрыто содержание цели с установлением степени ее достижения:

— анализ ключевой цели должен учитывать специфику влияния региональной социально-экономической системы на процессы городского публичного управления;

— определение взаимосвязей между целями разных уровней.

Выбор той или иной разновидности оценки указанных направлений воздействия городских органов публичной власти на социально-экономические процессы зависит от целей управления, интересов организации или заинтересованной группы лиц и социально-политических условий. В результате применения метода «дерева целей» происходит отображение качественных особенностей присутствующих целевых нормативов и механизмов развития производственно-потребительских взаимодействий в структуре городской экономической системы.

По результатам проведенного анализа проводится оценка полученного результата, отражающего процесс текущего функционирования органов городской администрации, взаимодействующих с представителями местного населения. Критериями указанной оценки могут быть следующие условия:

— уровень полученной экономической прибыли в результате партнерства по совместному производству социально востребованных благ муниципальных органов управления и предприятий с представителями частного предпринимательства;

— характер соответствия оказываемых публичных услуг запросам местного населения;

— степень реализации муниципальных программ по развитию различных сфер жизни городского социума;

— уровень потребления экономических благ местного происхождения и производства;

— степень участия городской производственной системы в региональной экономической структуре.

По результатам проведенного исследования методов анализа и оценки публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города можно выделить ряд предложений по развитию системы использования указанных методов изучения.

1. Необходимо комплексное применение различных методов анализа в целях установления совокупности особенностей в развитии городского публичного управления.

2. Исходя из специфики социально-экономических процессов востребовано установление характера взаимосвязи между происходящими изменениями в экономических процессах городского муниципалитета и динамикой социальной ситуации.

3. В процессе оценки муниципальных социально-экономических процессов следует учитывать специфику изменений в функционировании двух важнейших элементов публичного управления -деятельность городской администрации и степень активности общественных организаций и представителей местного населения - с анализом специфики партнерских взаимосвязей между ними.

4. Оценка публичного управления на уровне города в большинстве случаев является анализом ситуации на муниципальном уровне, что тесно связано с учетом специфики социально-экономических отношений в регионе, в состав которого входит данный городской муниципалитет, а также ситуации в экономике и обществе на федеральном уровне.

Список литературы

1. Щепина И.Н., Солосина М.И. Влияние эффекта асинхронности на развитие городских поселений Воронежской области: стратегическое управление, выгоды и риски // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. 2014. № 4. С. 150-155.

2. Бредихин В.В. Управление организационно-экономической надежностью развития городской территории // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3-2. С. 76-81.

3. Юдашкина В.В. Анализ социальной активности молодежного сообщества Тюмени // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19. С. 103-107.

4. Володин Г.В. Управление развитием городского хозяйства в период структурных преобразований в экономике // Вестник московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. Экономика и управление. Электронный журнал. 2015. № 4. С. 12-15. URL: http://muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2015_4_012-015.pdf.

5. Бобылёва А.З. К разработке концепции перехода государственных организаций на «управление по результатам» // Государственное управление. Электронный журнал. 2006. № 9. C. 1-7. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2006/vipusk_9._dekabr_2006_g./bobyleva.pdf.

6. Целютина Т.В., Куликова О.В. Функциональное представительство консалтинговых услуг в современной практике управления социально-экономическими процессами // Фундаментальные исследования. 2015. № 7. С. 645-649.

7. Потапова А.К., Агафонова М.С. Управление инновациями в городском хозяйстве // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-2. С. 114-115.

8. Тлехугова И.Х. Социально-экономические основы позиционирования Северного Кавказа в современных модернизационных процессах // Известия Горского государственного аграрного университета. 2014. Т. 51-3. С. 279-286.

9. Учинина Т.В., Кваша Ю.В. Управление и прогнозирование развития малоэтажной жилой застройки на городской и пригородной территории // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал. 2014. № 3. С. 1-8. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13770.

10. Губанов Д.А., Коргин Н.А., Новиков Д.А., Райков А.Н. Сетевая экспертиза. М.: Эгвес, 2011. 168 с.

11. Эльдарханов Э.Х. Интегративное управление городским общественным транспортом // TERRA ECONOMICUS. 2012. Т. 10. № 3-2. С. 66-69.

12. Musil R., Eder J. Towards a location sensitive R&D policy. Local buzz, spatial concentration and specialisation as a challenge for urban planning - Empirical findings from the life sciences and ICT clusters in Vienna // Cities. 2016. Vol. 59. P. 20-29. doi: 10.1016/j.cities.2016.05.023

13. Неделько С.И., Осташков А.В. и др. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации. М.: Эксклибрис Прес^ 2008. 321 с.

14. Ghodousi M., Alesheikh A., Saeidian B. Analyzing public participant data to evaluate citizen satisfaction and to prioritize their needs via K-means, FCM and ICA // Cities. 2016. Vol. 55. P. 70-81. doi: 10.1016/j.cities.2016.03.015

15. Мартышенко В.А. Моделирование как инструмент для анализа и управления экономическими процессами // Современная научная мысль. 2014. № 2. С. 130-142.

16. Wirth T., Hayek U., Kunze A. et al. Identifying urban transformation dynamics: Functional use of scenario techniques to integrate knowledge from science and practice // Technological Forecasting and Social Change. 2014. Vol. 89. P. 115-130. doi: 10.1016/j.techfore.2013.08.030

17. Штепа Е.А. Информационная система в управлении развитием городских территорий // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6. С. 134-137.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Sustainable Development of Economy

METHODS FOR ANALYZING AND EVALUATING SYSTEMS FOR PUBLIC ADMINISTRATION OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES AT THE MUNICIPAL LEVEL

Yakov Ya. KAIL'a% Roman M. LAMZINb, Veronika S. EPI^I^

a Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation kailjakow@mail.ru

b Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation rom.lamzin@yandex.ru

c Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation v. epinina@rambler.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 8 July 2016 Received in revised form 15 August 2016 Accepted 20 September 2016

JEL classification: C83, P25

Keywords: public administration, socio-economic processes, city, method, effectiveness

Abstract

Importance The article reviews crucial methods for analysis and evaluation that can be used to examine the interaction of local authorities and grassroots representatives concerning the most critical issues of municipal socio-economic processes at the local level.

Objectives The research provides a comprehensive insight into possible methods to analyze and evaluate specifics of public administration in the city in line with ongoing socio-economic processes. We also suggest how the methodology should be improved to analyze and evaluate various aspects of the public administration system in the city.

Methods We used the systems approach to describe the mutual relation of all analysis and evaluation methods.

Results Considering the effective laws and the applicable scientific methodology, we determined types of analytical researches and specifics of evaluating the efficiency of the collaboration of the city administration and the local community as part of socio-economic processes. Conclusions and Relevance Analysis and evaluation methods reveal various aspects of the way the city administration operates when it deals with the public. In cities public administration pursues creating appropriate social benefits that would satisfy public needs at the highest possible level. The results can become the framework for further performance of the city administration functions and its influence on ongoing socio-economic processes.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 16-12-34014. References

1. Shchepina I.N., Solosina M.I. [The effect of asynchrony on the development of urban localities in the Voronezh oblast: strategic management, benefits and risks]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekonomika i upravlenie = Proceedings of Voronezh State University. Series Economics and Management, 2014, no. 4, pp. 150-155. (In Russ.)

2. Bredikhin V.V. [Managing organizational and economic reliability of the urban area development].

Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of the South-West State University, 2012, no. 3-2, pp. 76-81. (In Russ.)

3. Yudashkina V.V. [Analyzing social activities of the young community in Tyumen]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2015, no. 19, pp. 103-107. (In Russ.)

4. Volodin G.V. [Managing the development of municipal economy during the structural change in the economy]. VestnikMoskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Ser. Ekonomika i upravlenie, 2015, no. 4, pp. 12-15. (In Russ.) Available at: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2015_4_012-015.pdf.

5. Bobyleva A.Z. [Designing the concept for public organizations to shift to management by objectives]. Gosudarstvennoe upravlenie, 2006, no. 9, pp. 1-7. (In Russ.) Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2006/vipusk_9._dekabr_2006_g./bobyleva.pdf.

6. Tselyutina T.V., Kulikova O.V. [Functional representation of consulting services in contemporary practices of socio-economic processes management]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 7, pp. 645-649. (In Russ.)

7. Potapova A.K., Agafonova M.S. [Innovation management in the municipal economy]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii = Modern High Technologies, 2014, no. 7-2, pp. 114-115. (In Russ.)

8. Tlekhugova I.Kh. [The socio-economic basis for positioning the North Caucasus in contemporary modernization processes]. Izvestiya Gorskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Proceedings of Gorsky State Agrarian University, 2014, vol. 51-3, pp. 279-286. (In Russ.)

9. Uchinina T.V., Kvasha Yu.V. [Managing and forecasting the development of low-rise residential construction in urban and suburban areas]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 3, pp. 1-8. (In Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13770.

10. Gubanov D.A., Korgin N.A., Novikov D.A., Raikov A.N. Setevaya ekspertiza [Network expertise]. Moscow, Egves Publ., 2011, 166 p.

11. El'darkhanov E.Kh. [Integrative management of public transport in the city]. TERRA ECONOMICUS, 2012, vol. 10, no. 3-2, pp. 66-69. (In Russ.)

12. Musil R., Eder J. Towards a Location Sensitive R&D Policy. Local Buzz, Spatial Concentration and Specialisation as a Challenge for Urban Planning - Empirical Findings from the Life Sciences and ICT Clusters in Vienna. Cities, 2016, vol. 59, pp. 20-29. doi: 10.1016/j.cities.2016.05.023

13. Nedel'ko S.I., Ostashkov A.V. et al. Monitoring gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug v regione kak strategicheskii instrument povysheniya kachestva regional'nogo upravleniya: opyt, problemy, rekomendatsii: kollektivnaya monografiya [Monitoring of public and municipal services in the region as a strategic tool to improve the quality of regional management: experience, issues, recommendations: a collective monograph]. Moscow, Ekslibris Press Publ., 2008, 321 p.

14. Ghodousi M., Alesheikh A., Saeidian B. Analyzing Public Participant Data to Evaluate Citizen Satisfaction and to Prioritize Their Needs via K-means, FCM and ICA. Cities, 2016, vol. 55, pp. 70-81. doi: 10.1016/j.cities.2016.03.015

15. Martyshenko V.A. [Modeling as a tool to analyze and manage economic processes]. Sovremennaya nauchnaya mysl' = Modern Scientific Thought, 2014, no. 2, pp. 130-142. (In Russ.)

16. Wirth T., Hayek U., Kunze A. et al. Identifying Urban Transformation Dynamics: Functional Use of Scenario Techniques to Integrate Knowledge from Science and Practice. Technological Forecasting and Social Change, 2014, vol. 89, pp. 115-130. doi: 10.1016/j.techfore.2013.08.030

17. Shtepa E.A. [The information system in managing the development of urban areas]. Vestnik IrGTU = Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2014, no. 6, pp. 134-137. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.