Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ КОНТЕНТА О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ'

СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ КОНТЕНТА О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ КОНТЕНТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Митрофанов Михаил Валерьевич, Корякин Денис Дмитриевич

В статье рассматриваются подходы к проведению военно-профессиональной ориентации гражданской молодежи с учетом изменившейся модели потребления мультимедийного контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Митрофанов Михаил Валерьевич, Корякин Денис Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT DELIVERY NETWORK ON SOME ASPECTS OF MILITARY PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE CONDITIONS OF THE MODERN INFORMATION PARADIGM

The article discusses approaches to the military professional orientation of civilian youth, taking into the changed model of consumption of multimedia content.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ КОНТЕНТА О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ»

М.В. МИТРОФАНОВ, Д.Д. КОРЯКИН

M.V. MITROFANOV, D.D. KORYAKIN

СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ КОНТЕНТА

CONTENT DELIVERY NETWORK

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ

ON SOME ASPECTS OF MILITARY PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE CONDITIONS OF THE MODERN INFORMATION PARADIGM

Сведения об авторах: Митрофанов Михаил Валерьевич - начальник 32 кафедры ФГКВОУ «Военная орденов Жукова и Ленина Краснознамённая академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» МО РФ, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Корякин Денис Дмитриевич - помощник начальника учебно-методического отдела ФГКВОУ «Военная орденов Жукова и Ленина Краснознамённая академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» МО РФ, капитан (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проведению военно-профессиональной ориентации гражданской молодёжи с учётом изменившейся модели потребления мультимедийного контента.

Ключевые слова: военно-политические органы, учебная работа, воспитательная работа, системы доставки контента.

Information about the authors: Mikhail Mitrofanov - Head of the 32nd Department of the Federal State Educational Institution «Military Orders of Zhukov and Lenin Red Banner Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Colonel, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg);

Denis Koryakin - Assistant to the head of the educational and methodological Department of the Federal State Educational Institution «Military Orders of Zhukov and Lenin Red Banner Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Captain (St. Petersburg).

Summary. The article discusses approaches to the military professional orientation of civilian youth, taking into the changed model of consumption of multimedia content.

Keywords: military-political bodies, academic work, educational work, content delivery network.

Современные тендеции развития гражданского общества, формирования и реализации базовых потребностей гражданской молодёжи, построения объектно-ценностной модели сознания характеризуются повышенной волатильностью спроса на услуги высшего образования.

Спрос на высшее образование подвержен влиянию определён-

ных факторов, таких, как: уровень рождаемости,государственная политика в области образования, глобальные изменения на рынке труда и т.д.

С началом активной фазы наборной кампании традиционно проводятся мероприятия по анализу совокупности различных факторов с целью спрогнозировать

ожидаемое количество абитуриентов, провести коррекцию способов и методов проведения агитационных мероприятий и, следовательно, повысить качество и эффективность комплектования первого курса.

В последнее время наблюдается влияние новых факторов: неравномерный выход демографического спада 90-х годов, снижение

Рис. 1. Количественные характеристики уникальных просмотров и комментариев официального Youtube-канала «Минобороны России»

мобильности населения на фоне новой коронавирусной инфекции, повышение популярности дистанционных и неклассических способов получения знаний.

Так, отложенные последствия значительного спада рождаемости, связанного с экономическим кризисом конца 90-х годов, привели, по данным Росстата, к снижению количества потенциальных абитуриентов в возрасте от 17 до 22 лет, что усиливает конкуренцию между вузами и заставляет последние проводить более агрессивную рекламную политику с целью продвижения своих образовательных услуг.

Особенностью высших военных образовательных организаций являются дополнительные специфические требования, предъявляемые к абитуриентам. Необходимость иметь отличное состояние здоровья, развитые физические навыки, в связи со спецификой выполнения задач по предназначению, снижает потенциальный круг будущих офицеров и, кроме того, усложняет сам процесс поступления за счёт проведения дополнительных мероприятий. Снижение же входного порога единого государственного экзамена может привести к долгосрочным негативным последствиям, связанным с неизбежным снижением качества приёма, и потенциально низким профессиональным качествам выпускников, что может негативно и неприемлемо сказаться на обороноспособности страны.

Возникает задача анализа поведения целевой аудитории и её реакции на новые направления деятельности, корректировки тактики и стратегии продвижения и работы над имиджем Вооружённых Сил Российской Федерации, выявление интересов абитуриентов и проак-тивное ведение наборной кампании в соответствии с ними.

В свете складывающейся ситуации особое значение приобретает военно-профессиональная ориентация, служащая целям популяризации и создания положительного

образа военной службы в целом, а также военного образования, в частности. Как отмечают авторы в статье «К вопросу о формировании гражданской потребности у обучающихся военно-учебных заведений», профинформация является неотъемлемой частью профориен-тационной работы и служит целям ознакомления с условиями и содержанием профессионального труда, а также с потребностью в специалистах определённого уровня.

При этом следует учитывать изменяющиеся тенденции в способах потребления мультимедийного контента потенциальными абитуриентами в возрасте 17-22 лет. Доля просмотра телевизионных программ указанной возрастной категорией весьма невелика. Происходит снижение уровня потребления печатной продукции. Военные комиссариаты, на которые возложена функция по информированию и распространению рекламных материалов, не являются точками притяжения молодёжи (часто посещаемыми местами). Происходит разрыв между привычным уровнем предоставления услуг и качества сервиса, оказываемым коммерческими и государственными струк-

турами, и фактическим имиджем военных комиссариатов, которые являются «входной точкой» в Вооружённые Силы Российской Федерации. Данная проблема получила признание и решается на самом высоком уровне. Так, Министр обороны Российской Федерации генерал армии С. К. Шойгу в ходе посещения одного из военных комиссариатов города Москвы анонсировал развёртывание программы по цифровой трансформации военных комиссариатов, перевод их услуг и задач в плоскость оптимизации и использования цифровых технологий, общего повышения инклюзивности, что положительно скажется на выполнении поставленных задач в мирное и военное время. Однако пока такой переход до сих пор не произошёл, дистрибуция информационных материалов классическими способами показывает существенное снижение эффективности и уменьшение конверсии.

Общий информационный фон в стране характеризуется низким охватом событий, формирующих представления о достижениях рядовых граждан, подвигах военнослужащих, труда на благо госу-

дарства. Имеющиеся новостные заметки и сообщения зачастую сопровождаются слабой аргументацией и недостаточным качеством проработки, что не удовлетворяет базовым принципам критического мышления и снижает уровень доверия у потребителя такого контента.

Перспективным видится переход на мобильные платформы и популярные системы доставки контента. Статистические данные демонстрируют устойчивый тренд на повышение общего времени взаимодействия с мобильными устройствами в течение дня (экранного времени). Наступила эпоха новых СМИ, когда популярные YouTube/ Те^гат-каналы, профили отечественных социальных медиа-площадок имеют многомиллионную аудиторию, а также высокий показатель просмотра отдельных постов.

Так, по данным агентства «Ме-диалогия» (разработчик автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа в режиме реального времени), наиболее популярные YouTube-каналы рус-скоязычкого сегмента сети Интернет имеют индекс влияния 995-843 пункта (по шкале в 1000 условных единиц), что конвертируется в ~ 25 миллионов уникальных подписчиков и ~ 9 миллиардов уникальных просмотров каждого из каналов (в среднем 10 миллионов просмотров одного ролика). Впечатляющие

значения, которые могут конкурировать с охватами федеральных СМИ, инфраструктура которых развивалась в течение длительного периода. По данным Mediascope эфир Прямой линии с Президентом Российской Федерации, который шёл по «Первому каналу», «России 1» и «России 24», посмотрели 6 млн 182 тыс. человек.

Следует также учитывать и экономические факторы. Так, капитальное переустройство военных комиссариатов, пример которых рассматривался выше, очевидно потребует куда больших денежных ассигнований, чем создание медиапредставительств на популярных площадках (что не отменяет необходимости параллельного развития данных направлений), даже с учётом перспективных затрат на создание контента, за счёт изначально цифрового характера деятельности.

Таким образом, периодическое размещение мотивирующего контента о высшей военной образовательной организации на этих платформах позволит постоянно удерживать фокус внимания потенциальных абитуриентов на преимуществах военного образования и военной службы.

Системный подход в информировании потенциальных абитуриентов должен строиться от общего к частному, так как при выборе вуза

конкуренция идёт не только между гражданскими и военными вузами, но и в области выбора военной специальности.

Существующий официальный YouTube-канал Министерства обороны Российской Федерации успешно решает задачи популяризации военной службы в целом через регулярное освещение основных достижений ВС РФ, боевой подготовки и учений войск. Показателем успешности является высокий уровень вовлечения реальных пользователей, индикатором которого служит число просмотров и количество оставленных комментариев. При этом не происходит утечки информации ограниченного доступа и нарушений информационной безопасности.

Представленный график демонстрирует уверенный рост охвата пользователей даже на коротком временном интервале.

Важно понимать, что весь создаваемый материал не является специально срежиссированным, а является «побочным продуктом» повседневной деятельности войск. Изготовление такого материала требует минимальных затрат, что положительно сказывается на PR Value или «цене публикации», как показателе, оценивающем затраты на выход материала.

В достижении поставленных целей также помогают как встроенные в социальные сети и системы доставки видеоконтента алгоритмы, так и контекстная и таргети-рованная реклама. Механизмы определения предпочтений пользователя систем доставки видеоконтента автоматически предлагают конечному пользователю соответствующий мультимедийный продукт, а персонифицированные рекламные кампании позволяют легко приводить на существующие площадки новых пользователей на основе анализа их сетевого поведения и поисковых запросов. Очевидно, что у юноши/молодого человека, интересующегося отечественной историей, увлекающегося система-

Рис. 2. Базовые потребности в информационном обеспечении деятельности военного вуза

ми вооружений и военной техникой, изучающего в сети причины, предпосылки и ход различных военных конфликтов, изначально присутствуют первичные качества, которые позволят подготовить из него офицера, верного своему Отечеству.

Создание YouTube/Telegram-ка-налов высших военных учебных заведений, а также соответствующих профилей на интенсивно развивающихся отечественных ресурсах повысит охват в области потенциальных абитуриентов, осветит вопросы частных преимуществ получения военного образования, держат будущего курсанта в «воронке внимания», перманентно положительно отвечая на следующие тезисы:

• будет ли абитуриент обладать актуальной и престижной профессией, будет ли спрос на него как на специалиста?

• на какую зарплату может рассчитывать будущий специалист?

• каково качество обучения и учебно-материальной базы?

• каким образом будут удовлетворяться основные социально-бытовые потребности?

• какая культурно-досуговая жизнь ждёт будущего курсанта?

Необходимо постоянно демонстрировать внутреннюю жизнь академии: правила и традиции, проектную работу, возможность знакомства с новыми, близкими по духу людьми, практику на современных образцах техники. Достичь требуемой частоты и качества демонстрации применением только классических способов военно-профессиональной ориентации, с учётом особенностей контингента поступающих, достаточно проблематично.

Причём трудно переоценить потенциальную роль сетевых площадок именно высших военных учебных заведений. Следуя упомянутой выше концепции «от общего к частному», для абитуриента необратимо наступает момент смещения фокуса интереса от обще-

го ознакомления с организацией Вооружённых Сил до поиска вариантов реализации потребностей в высшем образовании с учётом своих интересов. Многообразное множество военных специальностей, реализуемых высшими учебными заведениями Министерства обороны Российской Федерации, способно удовлетворить самый широкий круг способностей, навыков и интересов, но для этого будущему офицеру необходимо получить и получать необходимый набор информации для создания ментальной корреляции между своим видением будущего карьерного пути и возможностями военного вуза.

Очевидно, что изменение информационной реальности вокруг нас требует постоянного уточнения регламентов и инструкций, гарантирующих информационную безопасность войск и сил. Существующие «Методические рекомендации по организации информационной безопасности ВС РФ», «Инструкция о порядке подготовке в ВС РФ материалов к открытому опубликованию», «Регламент формирования, функционирования и наполнения контентом информационных ресурсов МО РФ» отвечают важным целям недопущения раскрытия критически важных сведений об обороноспособности страны потенциальному противнику. Опыт изучения бесконтрольных публикаций со стороны как личного состава, так и гражданского населения показывает, что раскрытие информации (даже если это неочевидно автору публикации) о перемещениях, количестве, составе войск (сил) может нанести непоправимый ущерб как на военных театрах, так и в политическом поле. Не последнюю роль в этом играет и умелая игра отдельных СМИ на обрывочных фактах вне контекста, использование их для искажения существующей картины и ведения информационной (гибридной) войны. Подразделения защиты государственной тайны и обеспечения безопасности

информации профессионально и неизменно качественно оставляют за завесой конфиденциальности те вопросы, раскрытие которых может существенно повредить воинским частям, отдельным отраслям науки и государству в целом.

Однако с учётом описанных выше процессов развития путей потребления информации логичным видится курс на достижение баланса и поиск решений, которые позволят соблюсти интересы разумной охраны критически важной информации и удовлетворения потребностей абитуриентов в получении информации о профессии и военной образовательной организации. Представляется возможным найти те темы, которые привлекут будущего офицера и будут относиться к общедоступной и известной информации. Использование механизмов подготовки экспертных заключений о возможности открытого опубликования позволит материалам проходить соответствующую экспертизу и легально попадать в информационное поле.

В целях безусловного выполнения плана набора высшего учебного заведения и повышения качества среднего абитуриента предлагается распространить положительный опыт ведения УоиТиЬе-канала Министерства обороны Российской Федерации и проработать механизмы и регламенты с учётом требований информационной безопасности, создания и ведения каналов доставки контента в основных социальных сетях и видеохостингах.

Учитывая законопроект, обязывающий органы власти создавать официальные страницы в соцсетях, внесённый в Госдуму РФ председателем Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александром Хинштейном вектор государственной политики недвусмысленно указывает направление развития. И кому, как ни Министерству обороны, находиться на передовых рубежах развития Отечества? "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.