УДК 355.07(470.344)«1918/2018» ББК Ц423 (2Рос.Чув.)6
О.В. АНДРЕЕВ
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1918-2018 ГОДАХ НА ПРИМЕРЕ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: местные органы военного управления, военный комиссариат, военно-мобилизационные мероприятия, учётно-призывная работа, призывник, военнообязанный, обороноспособность, Вооружённые Силы, Чувашская Республика.
По истории войн и регулярной армии на общероссийском и региональном уровнях создано большое количество монографий и сборников научных статей. На этом фоне остаётся малоизученной тема создания и развития местных органов военного управления, в современном наименовании - военных комиссариатов, прошедших трудный, но славный вековой путь. Военные комиссариаты, обеспечивая учёт военнообязанных и материально-технических ресурсов, их мобилизацию в военное время на нужды армии, призыв граждан на военную службу и переподготовку военнослужащих запаса, на протяжении всей своей истории играли исключительно важную роль в достижении побед в войнах, в которых участвовали Вооружённые Силы Советского государства и Российской Федерации. В статье предприняты усилия по устранению своеобразного «белого пятна» в научном изучении конкретного направления военной истории: на примере военных комиссариатов Чувашской Республики анализируется процесс формирования и развития местных органов военного управления Советского государства и Российской Федерации в 1918-2018 гг. В статье история создания и деятельности военных комиссариатов республики непосредственно увязывается с преобразованиями системы органов военного управления России и административно-территориальными реформами в Чувашии. Автором на основе значительного фактического материала научно обосновывается вывод о весомом вкладе военных комиссариатов Чувашии в укрепление Красной Армии в предвоенный период, достижение Победы в Великой Отечественной войне, обеспечение обороноспособности страны в послевоенные десятилетия и настоящее время.
Безопасность и суверенитет государства и общества требуют поддержания Вооружённых Сил в состоянии постоянной высокой боевой готовности. Соответственно, требования обороноспособности и военная доктрина предусматривают комплекс мероприятий, в организации и проведении которых важнейшую роль играют центральные и местные органы военного управления.
Задача обеспечения необходимого уровня мобилизационных возможностей государства на случай военной угрозы ещё в период военных реформ 1860-х - 1870-х гг. возродила к жизни органы местного военного управления -по воинской повинности присутствия [4]. Но полноценные местные органы военного управления, соответствовавшие требованиям времени, - военные комиссариаты, возникли только в 1918 г. в Советском государстве, что непосредственно было связано с продолжавшейся Первой мировой и начавшейся гражданской войнами, военной интервенцией. Именно с 1918 г. начала выстраиваться стройная система органов военного управления государства, ведущих и в настоящее время воинский учёт населения, материально-технических резервов для привлечения их в военное время на нужды Вооружённых Сил, а также для призыва граждан на военную службу и переподготовки военнослужащих запаса. Во всех субъектах Российской Федерации эффективно функционируют и осуществляют руководство городскими и районными военкоматами современные республиканские, краевые, областные военные комиссариаты, создан-
ные ещё в Советском государстве в 1918 г. Количественные изменения органов местного военного управления напрямую связаны с состоянием международной и военно-политической, социально-экономической обстановки, административно-территориальными преобразованиями в стране и регионах.
Территория Чувашии, находившаяся в составе Казанской губернии, в 1864-1917 гг. входила в Казанский военный округ, но после его расформирования декретом СНК РСФСР от 30 марта 1918 г., согласно декрету № 491 «Об учреждении военных округов» от 4 мая 1918 г., была включена в новообразованный Приволжский военный округ (военно-окружное управление -г. Самара). К тому времени в конце 1917 - начале 1918 гг. за достаточно короткий срок на всей территории Советской России были упразднены старые местные органы военного управления: губернские и уездные по воинской повинности присутствия, военно-окружные советы военных округов, управления местных бригад. Вместо них были созданы губернские, уездные и волостные военные комиссариаты [6], предшественниками которых были военные отделы при исполкомах Советов.
История военных комиссариатов Чувашии берет своё начало с приказов Народного Комиссара РСФСР по военным делам от 22.04.1918 г. и военного комиссара Казанской губернии от 18.05.1918 г. На основании этих приказов на территории Чувашии были образованы три уездных военных комиссариата с подчинением их комиссару по военным делам Казанской губернии:
1. Чебоксарский уездный комиссариат с подчиненными ему 16 волостными военкоматами (уездный военный комиссар - С.А. Осанов, военный комиссар - Я.П. Соснин; основание: постановление исполкома Чебоксарского Совета рабочих и крестьянских депутатов от 14.06.1918 г.).
2. Цивильский уездный военный комиссариат с подчиненными ему 17 волостными военкоматами (уездный военный комиссар - А. Смирнов (июнь-сентябрь 1918 г.), военный комиссар - В. Тихомиров, основание: постановление исполкома Цивильского Совета крестьянских депутатов от 1.06.1918 г.; уездный военный комиссар с сентября 1918 г. - Яковлев, основание: приказ по Цивильскому УВК № 81 от 03.09.1918 г.).
3. Ядринский уездный военный комиссариат с подчиненными ему 16 волостными военкоматами (уездный военный комиссар - Бечин; военный комиссар - З. Алексеев; основание - постановление исполкома Ядринского Совета крестьянских депутатов от 01.06.1918 г.).
Уездным военным комиссариатам приходилось начинать свою деятельность в очень сложных условиях: в конце мая 1918 г. и в Поволжье пришла гражданская война. Первоначально призыв в Красную Армию осуществлялся по приказу Реввоенсовета Восточного фронта путём общей мобилизации, соответственно, крайне неудовлетворительно. Но после создания в конце мая 1918 г. чрезвычайных органов с самыми широкими полномочиями - так называемых «чрезвычайно-революционных штабов» (военно-революционных советов или комитетов, состоявших из военкома уезда, его заместителя и нескольких членов исполкома) - мобилизация граждан призывных возрастов в ряды Красной Армии постепенно нормализовалась. В чувашских уездах Казанской губернии, в отличие от соседних - Алатырского, Буинского, Курмыш-ского и других уездов Симбирской губернии - мобилизация не срывалась и не сопровождалась столкновениями.
С образованием в июне 1920 г. Чувашской автономной области 13 сентября 1920 г. был организован Военный комиссариат ЧАО. 28 сентября 1920 г.
приказом по Приволжскому военному округу (образован 4 мая 1918 г.) военным комиссаром Чувашского областного военного комиссариата был назначен И.Е. Ефимов, которого в 1925-1926 гг. сменил В. Д. Данилов. В составе военного комиссариата в 1920 г. всего насчитывалось 93 сотрудника (штатных за счет сметы революционного военного Совета - 59, по ставкам профессионального союза - 34), но в связи с тяжёлым финансовым положением в стране их количество уменьшилось (1924 г. - 29) . В состав Чувашского областного военного комиссариата в первые годы его деятельности входили: Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уездные военкоматы.
С 30 апреля 1925 г. начало действовать Управление территориального округа ЧАО. Вскоре, в связи с преобразованием Чувашской автономной области в Чувашскую АССР, 29 июня 1925 г. было создано Территориальное управление Чувашской АССР (начальник с 1926 г. - В. Д. Тимофеев). В свою очередь, с включением Чувашской АССР в состав Нижегородского края, Территориальное управление Чувашской АССР было расформировано и вместо него 1 ноября 1929 г. был образован военный комиссариат Чувашской АССР с подчинением его Нижегородскому территориальному управлению Московского военного округа. Военный комиссариат республики в 1929-1941 гг. возглавляли В.Д. Тимофеев, интендант 2-го ранга Т.П. Хрисанфов, капитан А.Г. Илакин, майор А.В. Геркин.
В соответствии с приказами Народного комиссара Обороны № 104-38 г., по Московскому военному округу № 0107-38 г. и военного комиссара ЧАССР № 78 от 26.08.1938 г. в сентябре-ноябре 1938 г. на территории Чувашской АССР были созданы райвоенкоматы по числу районов республики. Всего наряду с Чебоксарским горвоенкоматом было создано ещё 25 райвоенкоматов: Алатырский, Аликовский, Больше-Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Ишлейский, Канашский, Козловский, Красно-Четайский, Кувакинский, Мари-инско-Посадский, Порецкий, Тархановский, Татар-Касинский, Траковский, Ур-марский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Шихазанский, Шихирда-новский, Шумерлинский, Ядринский, Яльчикский, Янтиковский.
В 1939-1940 гг., с завершением административно-территориального переустройства Чувашской АССР, были созданы новые и переименованы прежние районы, что непосредственно сказалось на составе и деятельности военкоматов. Так, в январе 1939 г. были образованы три новых района: Калининский, Октябрьский, Советский, в которых в январе 1939 г. были сформированы райвоенкоматы; в июне 1940 г. Траковский район переименован в Красноармейский, а его центр с. Передние Траки - в с. Красноармейское. В связи с этим Траковский райвоенкомат в августе 1940 г. переименован в Красноармейский райвоенкомат.
Важную функцию выполнял политический секретариат военкомата Чувашской АССР, который в сентябре 1939 г. был переименован в политический отдел военкомата Чувашской АССР.
Военкоматы испытывали определённые трудности не только в квалифицированных кадрах, но и в материально-техническом обеспечении. Так, из-за нехватки бумаги, особенно в начале войны, для ведения служебной документации (справки, предписания) до появления в 1944 г. формализованных официальных бланков в военкоматах иногда приходилось писать и на использованных листах, на обратной стороне тетрадей [1. С. 19].
С принятием в сентябре 1939 г. закона «О всеобщей воинской обязанности» во всех местных органах военного управления развернулась комплексная рабо-
та, которая включала в себя не только переучет военнообязанных, их бронирование на предприятиях, организациях и учреждениях, проведение призывов в армию и на флот, но и содействие медицинскому обслуживанию молодых призывников и ликвидации их неграмотности, учёт транспортных средств и т.д.
Много работы военкоматами было проделано в предвоенные месяцы. В результате частичного призыва в Красную Армию, произведённого с 25 марта по 5 апреля 1941 г. почти по всем военным округам (призвано 394 тыс. человек), и призыва с 15 мая 1941 г. приписного состава запаса, к 22 июня 1941 г. было призвано 805 264 человека, что составляло 24% от контингента призываемого по мобилизации. В результате численность личного состава Красной Армии вновь превысила 5 млн человек. Соответствующую работу проделали и военные комиссариаты Чувашии, произведя призыв молодежи 1922 года рождения, большинство из которых начали военную службу на территориях Львовской и Ново-Вопынской областей. Военные округа получили хорошо обученных военному делу и дисциплинированных призывников, подготовленных в том числе и военкоматами Чувашской АССР.
Следует отметить, что большинство военнообязанных накануне войны имели мобилизационные предписания и были приписаны к воинским частям и учреждениям РККА и Военно-Морского Флота, военкоматам, местным пунктам и штабам противовоздушной обороны, частям и органам НКВД и милиции. Последний призыв мирных лет (1922 г.р.) завершился 11 июня 1941 г.
Великая Отечественная война стала суровым испытанием для военного комиссариата Чувашской АССР, временем напряжённой работы и проверки на профессионализм его коллектива, что он с честью выдержал. Одним из примеров оперативности может служить такой факт: райвоенкоматы, получив телеграммы о мобилизации после 18 часов 22 июня 1941 г., начали оповещение лиц, подлежавших мобилизации, а к полудню 23 июня они эту работу завершили [3. С. 13].
С началом войны по всей стране прошли митинги населения при непосредственном участии военкоматов. Например, аналогичное мероприятие прошло в с. Аликово 25 июня 1941 г., на котором перед собравшимися выступил райвоенком старший политрук Г.С. Ярков. Проявлением эффективной мобилизационной и действенной военно-патриотической работы военных комиссариатов, высокой сознательности и гражданственности стала активная подача мужчинами и женщинами заявлений с просьбой направить добровольцами на фронт: только в первый месяц войны в райгорвоенкоматы Чувашии поступило 2536 заявлений, в том числе от женщин - 374 [5. С. 13].
Выполнение важнейшей задачи - комплектование команд и отправка их в войска - производилась с соблюдением всех мер секретности. С получением указаний военного комиссара республики в виде зашифрованных телеграмм, в которых населенные пункты для убытия, номера ВУС, а также воинские части засекречивались цифрами, районные военкоматы немедленно приступали к комплектованию и отправке команд в войска [1. С. 19].
Война наложила свой отпечаток на способы мобилизации и отправки военнообязанных. На них предварительно оформлялись документы: предписание, в котором указывались пункт назначения (воинская часть и командир), маршрут и способы прибытия; письменное сообщение в воинскую часть об убытии команды; обеспеченность продовольствием и деньгами; акт о проведённой санобработке направляемой команды с описанием состояния здоровья.
Например, мобилизованные военнообязанные Аликовского района должны были прибыть в райвоенкомат и, получив соответствующие документы, убыть на лошадях до станции Вурнары, а оттуда - до станции Канаш в распоряжение Канашского райвоенкомата и в последующем - в распоряжение начальника Канашского пересыльного пункта. Отдельные команды направлялись, минуя пересыльный пункт, прямо в воинские части и учреждения.
Райвоенкоматы проводили плановую политико-воспитательную работу с призывниками, подлежавшими отправке на фронт. Например, занятия, беседы и лекции с ними включали темы: международное положение, обстановка на фронте; героизм на войне и в тылу; устав внутренней службы; разъяснение требований советских Законов к изменникам Родины, ознакомление с Указом Президиума Верховного Совета СССР об ответственности за самовольные отлучки; о предстоящем призыве (порядок явки на призывной пункт); сбор металлолома (каждым военнообязанный обязан был сдать не менее 10 кг). Такие мероприятия проводились по кустовым группам руководителями советских и партийных органов и работниками военкоматов, что позволяло осуществлять комплекс важных военно-экономических и политических мероприятий, программу перестройки народного хозяйства на военный лад, укреплять политико-моральное состояние населения.
На всех этапах военно-мобилизационной работы военным комиссаром республики осуществлялся жёсткий и эффективный контроль за подбором военнообязанных в команды для гвардейских частей; комплектованием команд перворазрядников и кандидатов в мастера, а также имевших отличные навыки хождения на лыжах; отправкой по мобилизации граждан венгерской, румынской, итальянской, латышской, эстонской и финской национальностей; подбором и направлением призывников в военные училища; формированием кавалерийских полков; организацией проведения оборонительных и инженерных сооружений на территории республики. Особой задачей также стала борьба с дезертирами и уклонистами от призыва на военную службу. В результате мероприятий по выполнению январского 1942 г. приказа НКО № 064 «О наведении строгого порядка в учете» в Чувашии только за период с 1 января по 1 апреля 1942 г. был выявлен 691 нарушитель правил учета военнообязанных, 200 уклонявшихся от призыва, и задержано 323 дезертира [3. С. 35].
В годы войны в структуре, составе и деятельности военного комиссариата Чувашии произошли значительные изменения, в том числе и в штатном расписании. Так, согласно распоряжению штаба МВО № 14236 от 29.07.1942 г. с 12 августа 1942 г. военкомат ЧАССР и райгорвоенкоматы были переведены на новые штатные расписания. Соответственно, численность личного состава военного комиссариата ЧАССР составила: командно-начальствующий состав - 16 человек, младший начальствующий и рядовой состав - 12 человек, вольнонаемный состав - 8 человек. Позднее, в декабре 1942 г. в штат военкомата Чувашской АССР введен отдел инспектирования военной подготовки учащихся в составе: начальник отдела - 1, старший инструктор - 1, инструктор - 6, инструктор-врач - 1. Численность командно-начальствующего состава достигла 26 человек. Затем, во исполнение приказа ВК № 06 от 15 февраля 1943 г. численность командно-начальствующего состава военкомата ЧАССР была доведена до 29 человек. В годы Великой Отечественной войны военным комиссариатом Чувашской АССР руководили майор А.В. Геркин, полковник А.А. Алексеев, полковник А.П. Поляков, подполковник В.В. Силаков.
На заключительном этапе Великой Отечественной войны, в январе 1944 г., военкомат Чувашской АССР был переподчинен штабу Приволжского военного округа. В том же году на территории Чувашской АССР были образованы Моргаушский и Чурачикский районы. В связи с этим был сформирован Мор-гаушский райвоенкомат, а Чурачикский район был передан на обслуживание Цивильскому райвоенкомату. Вскоре сам Цивильский райвоенкомат был переименован в Цивильский объединенный военный комиссариат. Таким образом, согласно директиве ПриВО № орг-1/13181 и приказу ВК № 014 от 5 июня 1944 г., с июня 1944 г. в подчинении военного комиссариата ЧАССР находилось 30 районных и городских военкоматов. С расформированием Чебоксарского райвоенкомата Чебоксарский район был передан на обслуживание Чебоксарскому горвоенкомату, который, в свою очередь, был переименован в Чебоксарский объединенный городской военный комиссариат. В результате, с января 1945 г. военному комиссариату ЧАССР подчинялось 29 райгор-военкоматов. Согласно директиве ПриВО № орг-1/1-16656 от 29 октября 1944 г., начиная с 1 января 1945 г. численность служащих военного комиссариата республики составила 23 человека, т.е., по сравнению с февралём 1943 г. сократилась на 6 человек. И таким небольшим составом была проделана громадная работа по содействию Победе в войне.
Военные комиссариаты в годы войны обеспечивали проведение войсковой мобилизации, пополнение личным составом действующей армии и запасных частей, комплектование военных училищ и учебных центров, организацию оборонно-массовой и военно-патриотической работы среди призывников и допризывной молодежи, подготовку ее к военной службе, осуществляли контроль за организацией учета и бронирования военнообязанных на предприятиях и в учреждениях, учитывали людские и народнохозяйственные ресурсы, пригодные для нужд армии. Особенно значимой была работа местных военных комиссариатов по мобилизации людских и транспортных средств из народного хозяйства республики на нужды фронта. Так, в 1941-1945 гг. в ряды Красной Армии с территории Чувашии было призвано 208 229 человек (из них погибло - 120 727, пропало без вести - 47 006, умерло от ран - 9106); отправлено на нужды фронта 252 автомобиля, 7230 лошадей, 4202 повозки, 2200 саней) [5. С. 18].
Расширение перечня ответственных задач военкоматов напрямую было связано с обстановкой на фронте. Так, согласно приказу ГКО СССР от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» в составе Народного комиссариата Обороны было создано Главное управление всеобщего военного обучения (ГУВВО). Соответственно, при республиканских, краевых и областных военкоматах были созданы отделы всевобуча, а при городских и районных военкоматах сформированы группы из 2-3 инструкторов. Таким образом, военкоматы совместно с ОСОАВИАХИМом и возрождённым Всевобучем обеспечивали решение задач по непрерывной подготовке резервов для Вооружённых Сил Советского Союза. Из них особое значение придавалось обязательной военной подготовке мужчин от 16 до 50 лет без отрыва от работы по 110-часовой программе. В этом направлении и в Чувашской АССР совместными усилиями партийно-государственных, военных, комсомольских органов и ОСОАВИАХИМа была проделана большая работа. Так, только осенью 1941 г., в период ожесточённых боёв под Москвой, организовано 163 комсомольско-молодежные команды истребителей танков по 12 человек в каждой, в которых к январю 1942 г. прошли полный курс обучения 1135
и продолжили учебу еще 1293 человека. Всего на этих курсах было обучено 2428 призывников, многие из которых затем добровольцами ушли на фронт. Также к сентябрю 1942 г., во время боёв на подступах, а затем и в самом Сталинграде, всего было подготовлено 8340 бойцов по основным военным специальностям (7400 стрелков, 271 телефонист, 96 телеграфисток-морзисток). В течение 1941-1942 гг. при непосредственном участии военкоматов через учреждения Всевобуча и ОСОАВИАХИМа было подготовлено более 75,5 тыс. бойцов, в том числе 13 658 снайперов, минометчиков, пулеметчиков, бронебойщиков и истребителей танков. Всего за 1942-1943 гг. было обучено 11,5 тыс. телефонисток, радисток и других специалистов связи. Кроме того, по линии ОСОАВИАХИМа было подготовлено 5996 инструкторов ПВХО и 586 стрелков-женщин [4. С. 39]. Подавляющую часть подготовленных бойцов представляла молодёжь - поколение Победителей в Великой Отечественной войне [2].
В целом, за годы Великой Отечественной войны через Всевобуч прошли примерно 9 млн 800 тыс. граждан СССР. С окончанием войны и решением всех поставленных задач в 1946 г. ГУВВО было расформировано, а в 19471948 гг. - отделы всевобуча в военных округах и при военкоматах.
Ответственными участками работы военных комиссариатов были также пенсионное обеспечение семей военнослужащих и выплата денег по денежным аттестатам, оказание им материальной и другой помощи, трудоустройство инвалидов войны, помощь им в получении жилья, рассмотрение и разрешение жалоб, заявлений военнообязанных, военнослужащих, призывников, инвалидов войны, членов семей военнослужащих и воинов, погибших на фронте, и другие важные виды деятельности. Нелегким бременем легли на плечи работников райвоенкомата «похоронки». Извещения о погибших, пропавших без вести, умерших в госпиталях военнослужащих вручались членам их семей только офицерами военкоматов. Проводилась большая работа по назначению пенсий, оказанию помощи семьям погибших и пропавших без вести. И эта работа делалась с высоким чувством ответственности за судьбу каждого погибшего, за судьбу его членов семьи. «Похоронки» или известия о пропавших без вести переживались как личное горе.
Несмотря на тяжелейшие условия войны, острую нехватку кадров, мобилизационных ресурсов, большие людские потери на фронте, военный комиссариат достойно выполнил стоявшие перед ним военно-мобилизационные задачи:
1. Обеспечил бесперебойное и своевременное пополнение действующей армии людскими и транспортными ресурсами. Об оперативности и слаженности в деятельности военных комиссариатов республики свидетельствует исторический факт: уже в течение июня 1941 г. в Канаше сформировано, обмундировано и отправлено на Западный фронт 4 маршевых батальона [5. С. 13]. Несмотря на то, что к концу года в республике ресурсы военнообязанных, годных для укомплектования боевых частей, были почти исчерпаны, военный комиссариат в течение 1941-1942 гг. обеспечил формирование на территории Чувашской АССР 139-й, 140-й, 141-й, 324-й стрелковых дивизий (в основном из местных мобилизационных ресурсов), 126-го минометного полка, 8-го запасного телеграфного полка связи (преимущественно из представительниц женского пола), 4 гужетранспортных батальона. С началом создания в конце 1941 г. в тыловых районах страны литовских, латвийских, эстонских, польских и чехословацких воинских частей военкоматы активно решали задачи по выявлению, учету, проверке и призыву годных для службы из числа граждан этих нацио-
нальностей, эвакуированных в Чувашию из западных областей и прибалтийских республик.
2. Организовывал обеспечение из местных ресурсов объединений, соединений и воинских частей, временно дислоцированных на территории Чувашской АССР (основными из которых были: 26-я резервная армия, 3-я, 4-я и 5-я авиационные школы, курсы политсостава запаса). Кроме того, в октябре-ноябре 1941 г., когда из западных районов экстренно эвакуировались большими колоннами остатки ресурсов военнообязанных запаса, военные комиссариаты снабжали всем необходимым личный состав колонн, направлявшихся в Казань через территорию Чувашской АССР, а также размещали на жительство предусмотренных для эвакуации в Чувашию. О трудностях и масштабах работы, проделанной военными комиссариатами совместно с Совнаркомом и бюро ВКП(б) Чувашии, свидетельствует тот факт, что к концу 1941 г. на территории республики было сосредоточено до 150 отдельных войсковых частей, соединений, школ, складов и разных учреждений [5. С. 14].
3. Военный комиссариат Чувашской АССР также проводил призыв и отправку граждан для исполнения трудовой повинности на военно-промышленных предприятиях страны, в частности, на заводы городов: Ижевск, Златоуст, Горький и на шахты Кузбасса.
4. В условиях обострения в октябре 1941 г. обстановки под Москвой организовывал строительство двух полевых оборонительных рубежей, проходивших по территории Чувашской АССР: первый - по Суре на территории Ядринского, Красно-Четайского, Шумерлинского, Порецкого, Алатырского и Кувакинского районов; второй - по территории Мариинско-Посадского, Октябрьского, Урмарского и Янтиковского районов. С завершением строительных работ в соответствии с директивой штаба МВО от 25 февраля 1942 г. № 58119 военкомат республики, при содействии местных советских органов, обеспечивал поддержание рубежей обороны в полной боевой готовности вплоть до конца 1943 г.
5. Обеспечивал также проход эвакуированного населения, их расквартирование, размещение, трудоустройство семей военнослужащих, решение материально-бытовых вопросов, выдачу безвозвратных пособий, пособий по аттестатам. Много усилий было приложено для помощи эвакуированным из приграничных районов сотен семей офицеров, прибывших практически без имущества и средств к существованию. Для оказания им финансовой помощи во всех райвоенкоматах была введена штатная должность бухгалтера.
6. Назначал и контролировал пенсионное обеспечение инвалидам войны, семьям погибших, организовывал подготовку материалов по зачислению на государственное обеспечение семей призванных на военную службу по мобилизации сержантов и солдат запаса.
7. Контролировал выполнение государственного заказа по заготовке сельхозпродуктов, сушке сухарей, фруктов и овощей для нужд армии.
8. Организовывал и проводил всеобщее военное обучение по специальной 110-часовой программе с гражданами и обязательной военной подготовке в средних школах и техникумах [7].
Деятельность военкоматов была многогранной, успевали сделать многое, в том числе и ведение при райвоенкоматах подсобных хозяйств, где выращивали различные сельскохозяйственные культуры.
Заслуги военных комиссаров Чувашской АССР высоко оценены командованием и правительством. Так, среди награжденных были: военный комис-
сар Чувашской АССР полковник А.А. Алексеев - орденом Красной Звезды, военком Ядринского района майор Дворников и военком Яльчикского района майор Вахрамеев - орденами «Знак Почёта».
Ушли на фронт и геройски погибли офицеры военкоматов республики Андреев, Анисимов, Киселев, Кондратьев, Кротов, Рыжов, Яндараев, Ярунин.
Послевоенный период характеризуется определёнными изменениями в системе военного управления. Так, в соответствии с приказом Народного комиссара обороны СССР от 9 июля 1945 г. вновь был образован Казанский военный округ с управлением в Казани. В состав округа вошли территории Кировской области, Татарской, Удмуртской, Марийской, а также и Чувашской АССР. Однако приказом от 4 февраля 1946 г. военный округ был переформирован в Казанский территориальный округ в составе Приволжского военного округа. Вскоре, в мае 1946 г., территориальный округ был упразднён, а военный комиссариат ЧАССР включён в состав Приволжского военного округа.
С завершением Великой Отечественной войны военкоматы и оборонно-массовые организации приступили к решению новых задач. Так, согласно закону «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии», принятому Х11 сессией Верховного Совета СССР 23 июня 1945 г., они обеспечивали осуществление масштабной, но без ущерба для боеготовности войск, демобилизации из рядов Вооружённых Сил СССР военнослужащих 33 призывных возрастов в шесть очередей (в начале - военнослужащие 13 старших возрастов).
Начало мирной жизни обусловило перевод военного комиссариата республики, районных и городских военкоматов на новые штатные расписания. Так, на основании директивы ПриВО от 16 июля 1947 г. численность офицеров военного комиссариата ЧАССР составила 27 человек, рабочих и служащих - 19 (всего - 46 человек). Во исполнение директивы по Горьковскому военному округу от 22 июля 1950 г. в штат военкомата Чувашской АССР вошла часть по учету офицеров, старшин и матросов запаса в количестве 1 человек с должностью начальника части. В 1956 г. в соответствии с директивой ПриВО от 27 сентября 1956 г. военкомат Чувашской АССР перешел на новое штатное расписание, и в результате количество офицеров составило 21 человек, рабочих и служащих - 21 человек (всего - 42 человека вместо 46 в 1947 г.). В 1956 г. по директиве ПриВО от 27 октября из штата военкомата Чувашской АССР исключена должность начальника секретной части, а шестая и секретная части объединены в одно шифровально-секретное отделение.
После Великой Отечественной войны военкоматы также проводили работу по выявлению лиц, находившихся в плену, учету и розыску военнослужащих, погибших, пропавших без вести, увековечению памяти героев войны, материальному обеспечению семей погибших и пропавших без вести военнослужащих и назначению им пенсий.
В конце 1940-х - начале 1950-х гг. военный комиссариат ЧАССР дважды подвергся переподчинению: в июле 1949 г. - штабу Горьковского военного округа второго формирования (1-е формирование: 1945-1946 гг., 2-е формирование: 1949-1953 гг.) и в мае 1953 г. в связи с его расформированием - штабу Приволжского военного округа (Приказ ПриВО от 8 мая 1953 г.). В целом к 1 января 1970 г. после реорганизации ряда районных военкоматов на территории республики действовали: Военный комиссариат Чувашской АССР и 23 районных и городских военкоматов.
Улучшилась и материально-техническая база военкомата республики: в течение 1971-1972 гг. осуществлено строительство нового корпуса и 30 мая 1972 г. в торжественной обстановке состоялся переезд в новое здание по адресу: Чебоксары, Коммунальный переулок, дом 8, корпус 1.
Важными направлениями деятельности военных комиссариатов республики со второй половины 1960-х гг. стали организация и проведение мероприятий патриотического движения учащейся молодёжи - военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». В финалах всесоюзной игры «Зарница» (Псков, Брест и др.) участвовали и учащиеся средних школ г. Цивильск, которые неоднократно становились победителями республиканских соревнований.
Значительно улучшились и показатели деятельности военкомата ЧАССР, за что он неоднократно был поощрён командованием. Так, 12-24 ноября 1972 г. военный комиссариат республики был проверен Главной инспекцией Министерства обороны СССР на предмет подготовки молодежи к военной службе и призыва на действительную военную службу. По результатам проверки приказом МО СССР от 19 января 1973 г. военкомат Чувашской АССР и Чебоксарский горвоенкомат были отмечены как одни из лучших среди военкоматов ПриВО. Также военный комиссариат Чувашской АССР неоднократно награждался грамотами Военного Совета Приволжского военного округа: в 1973, 1974 гг. - за третье место в соревновании между областными и республиканскими военными комиссариатами по подготовке молодежи к военной службе и проведению призыва 1973-1974 гг.; в 1976, 1977, 1978 гг. -за второе место, а 15 марта 1985 г. приказом командования ПриВО - грамотой Верховного Совета и переходящим призом ПриВО за второе место. В 1984 г. по итогам соцсоревнования между республиканскими и областными военными комиссариатами по служебной деятельности Военным Советом ПриВО военкомату Чувашской АССР было присуждено 1-е место в округе, 2-е место в РСФСР и 3-е место в Министерстве обороны СССР, а в 1985 г. вручён переходящий приз МО СССР, в 1986 г. - 2-е место в ПриВО (приказ МО СССР от 9 мая 1986 г.).
Многие уроженцы и призванные военными комиссариатами Чувашской Республики в ряды Вооружённых Сил Советского Союза, а после его распада - Российской Федерации, были участниками локальных военных конфликтов второй половины XX - начала ХХ1 вв. Так, только через войну в Афганистане прошло свыше 6 тыс. представителей Чувашии. Многие из них за проявленные отвагу и мужество были награждены боевыми орденами и медалями СССР и Российской Федерации: Не всем из них суждено было вернуться живыми домой. Общие потери выходцев из Чувашии с 1946 г. по 2015 г. составили более 600 военнослужащих.
Перемены в жизни государства, начавшиеся во второй половине 1980-х гг., отразились и на системе органов военного управления: в 1989 г. Краснознамённый Приволжский военный округ был преобразован в Краснознамённый Приволжско-Уральский военный округ (ПурВО). В 1992 г. он, как и до этого, стал Краснознамённым Приволжским военным округом. Однако в 2001 г. военный округ вторично был объединён с Краснознамённым Уральским военным округом в Краснознамённый Приволжско-Уральский военный округ. Наконец, указом Президента РФ № 1144 от 20 сентября 2010 г., установившим новое военно-административное деление России, Приволжско-Уральский военный округ был упразднён и на его основе был создан Центральный воен-
ный округ. В настоящее время военный комиссариат Чувашской Республики осуществляет свою деятельность в составе нового территориального военно-административного объединения.
Изменения, произошедшие накануне и после распада СССР, сказались и на военном комиссариате Чувашии. С переименованием в 1990 г. Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику изменились также название военного комиссариата и его подчиненность. Преобразование 13 декабря 1992 г. Чувашской Советской Социалистической Республики в Чувашскую Республику положило начало формированию современных структуры, кадрового состава и направлений деятельности военных комиссариатов Чувашской Республики. В соответствии с директивой по ВС РФ от 14 января 1993 г. изменилась и штатно-должностная категория военного комиссара Чувашской Республики с полковника на генерал-майора, но согласно Директиве штаба ПурВО от 31 июля 2006 г. была переведена обратно с генерал-майора на полковника.
8 апреля 2018 г. исполнилось 100 лет военным комиссариатам России. За вековой период деятельности количество руководителей военного комиссариата Чувашской Республики составило 20 человек. Из них:
- в должности Чувашского областного военного комиссара - двое: И.Е. Ефимов (1920-1925 гг.), В.Д. Данилов (1925-1926 гг.);
- в должности начальника Территориального управления Чувашской АССР - В. Д. Тимофеев (1926-1931 гг.);
- в должности военного комиссара ЧАССР - 14: Т.П. Хрисанфов (19311937 гг.), А.Г. Илакин (1937-1939 гг.), А.В. Геркин (1939-1942 гг.), А.А. Алексеев (1942-1943 гг.), А.П. Поляков (1943-1944 гг.), В.В. Силаков (19441945 гг.), И.В. Рязанов (1945-1953 гг.), П.А. Носков (1953-1955 гг.), И.З. Комар (1955-1962 гг.), И.С. Роскидной (1962-1976 гг.), Е.П. Мельников (19761983 гг.), Л.А. Кублицкий (1983-1987 гг.), В.И. Николайченков (1987-1989 гг.), И.Н. Танцюра(1989-1990 гг.);
- в должности военного комиссара Чувашской Республики - 3: полковник Г.Л. Соколов (1991-2001 гг.), генерал-майор Л.Б. Кухарчук (2001-2006 гг.), полковник А.А. Мокрушин (Приказ МО РФ № 189 от 03.03.2007 г.).
Современная структура и состав военного комиссариата Чувашской Республики с учётом многообразия форм жизнедеятельности, военно-экономического состояния, административно-территориального устройства республики выглядят следующим образом:
- Военный комиссар Чувашской Республики (полковник А.А. Мокрушин); заместитель военного комиссара Чувашской Республики (А.В. Исаев); помощник военного комиссара по работе с ветеранами (А.П. Осипов); два помощника военного комиссара (по военно-патриотической работе: В.Г. Мареев и В.А. Илюткин);
- отдел подготовки и призыва на военную службу с подотделами: военно-врачебная комиссия, вещевое и продовольственное отделение; отделения: организации и проведения призыва, подготовки граждан к военной службе; учета граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- отдел планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов с подотделами: отделение общего и мобилизационного планирования; отделение предназначения, подготовки, аттестования и учета офицеров запаса; отделение предназначения, подготовки и учета солдат,
сержантов и прапорщиков запаса, отделения предназначения и учета техники; а также отделения: по работе с гражданами, оперативно-плановое, строевое, финансово-экономическое, административно-хозяйственное, связи и автоматизированных систем управления;
- отдел социального обеспечения.
Цель деятельности военных комиссариатов Чувашской Республики неизменна - всемерное содействие укреплению обороноспособности Отечества и формированию патриотического сознания граждан. В соответствии с поставленной целью они решают комплекс задач, проводя мероприятия, связанные с военно-мобилизационной и учетно-призывной работой: организовывают, ведут учёт военнообязанных и транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам России; разрабатывают планы мобилизации людских и транспортных ресурсов; обучают граждан основам военных знаний; участвуют в работе по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества; организовывают вручение государственных наград Российской Федерации; извещают членов семей лиц, погибших (умерших) при прохождении военной службы (военных сборов); ведут работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
Подготовка граждан (молодёжи) к военной службе, организация и проведение призыва на военную службу - одна из основных задач военных комиссариатов. Военкоматы Чувашии в 2017 г. норму призыва граждан выполнили на все 100%. Так, из 114 тыс. человек, призванных в армию от Центрального военного округа, 2665 - призваны с территории Чувашии (в том числе с высшим образованием - 577, что составило 21,7%). Заняв по итогам конкурса по проведению призыва граждан на военную службу 3-е место среди военкоматов второго разряда Центрального военного округа, военные комиссариаты Чувашской Республики к 100-летию военкоматов России подошли с высокими достижениями в работе.
Литература
1. Военному комиссариату Аликовского района Чувашской Республики 65 лет/ сост. Казаков В.И., Ананьев А.А. Чебоксары, 2003. 49 с.
2. Ермолаев Д.Е. Молодежь Чувашии на фронтах Великой Отечественной войны (19411945 гг.): поколение победителей: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2003. 23 с.
3. Кухарчук А.Б. Военные комиссариаты Чувашии в годы Великой Отечественной войны // Всемирно-историческое значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Чебоксары: Цивильский ИД, 2005. С. 33-39.
4. Макаревич О.Л. Создание и развитие отечественных мобилизационных органов // Военно-исторический журнал. 2016. № 5. С. 18-23.
5. Мокрушин А.А. Военные комиссариаты Чувашской Республики в годы войны // Вклад трудящихся Чувашии в Победу в Великой Отечественной войне: материалы науч.-практ. конф. Чебоксары: [Б.и.], 2010. С. 13-19.
6. Об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам: декрет Совета Народных Комиссаров от 8 апр. 1918 г. // Декреты Советской власти: в 15 т. М.: Госполитиздат, 1959. Т. 2. С. 63-70.
7. Соколова В.И. К вопросу о начальном всеобщем обучении граждан ЧАССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Чувашского университета. 2006. № 1. С. 68-82.
АНДРЕЕВ ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
O. ANDREEV
FORMATION AND DEVELOPMENT PROCESS OF LOCAL MILITARY AUTHORITIES OF THE SOVIET STATE AND THE RUSSIAN FEDERATION IN 1918-2018 ILLUSTRATED BY THE EXAMPLE OF MILITARY REGISTRATION AND ENLISTMENT OFFICES OF THE CHUVASH REPUBLIC
Key words: local military authorities, military registration and enlistment office, military mobilization measures, registration and draft work, draftee, draft-age person, defensive capacity, Armed Forces, the Chuvash Republic.
A large number of monographs and collections of scientific articles were created basing on the history of wars and the regular army at the national and regional levels. Against this background, creation and development of local military authorities, currently they are called military registration and enlistment offices, which passed a difficult but glorious centuries-old way, remains poorly understood. Military registration and enlistment offices, providing registering of persons liable for military service and material and technical resources, their mobilization in time of war for the army demands, mobilization of citizens for military service and retraining of reservists throughout their history played a crucial role in achieving victories in wars, where the Armed Forces of the Soviet state and the Russian Federation participated. The author has made efforts in eliminating a kind of "a blind spot" in the scientific study of a specific military history area: formation and development process of local military authorities of the Soviet State and the Russian Federation in 1918-2018 is illustrated by the example of military registration and enlistment offices of the Chuvash republic. In the article the history of creating republic military commissariats and their functioning is directly linked with transformations in the Russian system of military authorities and administrative-territorial reforms in the Chuvash Republic. The author, based on considerable factual material, scientifically justifies the conclusion on significant contribution of the Chuvash military authorities in strengthening the Red Army in the prewar period, in achieving the Victory in the Great Patriotic war, ensuring national defensive potential in the postwar decades and in present time.
References
1. Voennomu komissariatu Alikovskogo raiona Chuvashskoi Respubliki 65 let [The military commissariat of the Alikovsky district of the Chuvash Republic is 65 years old]. Cheboksary, 2003, 49 p.
2. Ermolaev D.E. Molodezh' Chuvashii na frontakh Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945 gg.): pokolenie pobeditelei: avtoreferat diss. ... kand. ist. nauk [Young people of Chuvashia on fronts of Great Patriotic war (1941-1945): generation of winners. Abstract of PhD thesis]. Cheboksary, 2003, 23 p.
3. Kuharchuk A.B. Voennye komissariaty Chuvashii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Military commissariats of Chuvashiya in the years of Great Patriotic war]. Vsemirno-istoricheskoe znachenie Pobedy sovetskogo naroda v Velikoi Otechestvennoi voine (1941-1945 gg.) [World-historic value Victories soviet people in Great Patriotic war (1941-1945)]. Cheboksary, Tsivilsk Publishing House, 2005, pp. 33-39.
4. Makarevich O.L. Sozdanie i razvitie otechestvennykh mobilizatsionnykh organov [Creation and development of mobilization bodies]. Voenno-istoricheskii zhurnal [Military-historical Journal], 2016, no. 5, pp. 18-23.
5. Mokrushin A.A. Voennye komissariaty Chuvashskoi Respubliki v gody voiny [Military comissariats of Chuvash Republic in the years of war]. In: Vklad trudyashchkihsya Chuvashii v Pobedu v Velikoi Otechestvennoi voine: Materialy nauch.-prakt. konf. [Proc. of Sci. Conf. «The contribution of workers of the Chuvash Republic in the Great Patriotic war»]. Cheboksary, 2010, pp. 13-19.
6. Ob uchrezhdenii volostnykh, uezdnykh, gubernskikh i okruzhnykh komissariatov po voennym delam: dekret Soveta Narodnykh Komissarov ot 8 apr. 1918 g. [About establishment military: decree of Advice of Folk Commissars from April 8, 1918]. Dekrety Sovetskoi vlasti: v 15 t. [Decrees of Soviet power. 15 vols.]. Moscow, Politizdat Publ., 1959, vol. 2, pp. 63-70.
7. Sokolova V.I. K voprosu o nachal'nom vseobshchem voennom obuchenii grazhdan CHASSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [On the question about the elementary universal military training of citizens CHASSR during the Great Patriotic war]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2006, no. 1, pp. 68-82.
ANDREEV OLEG - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Russian History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
Формат цитирования: Андреев О. В. Процесс формирования и развития местных органов военного управления Советского государства и Российской Федерации в 1918-2018 годах на примере военных комиссариатов Чувашской Республики // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 2. - С. 12-24.