УДК 378.16
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Алёхин Игорь Алексеевич,
д-р пед. наук, профессор, член-корреспондент РАО, зав. кафедрой педагогики, e-mail: [email protected], ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ,
Тренин Игорь Валерьевич,
канд. пед. наук, преподаватель, e-mail: [email protected], ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ
В работе рассматривается подход к совершенствованию образовательного процесса с задействованием информационных ресурсов и информационно-образовательной среды. В целях повышения эффективности обучения анализируются актуальные тенденции в военном образовании. Затрагиваются вопросы использования систем видео-конференц-связи в целях обучения и воспитания военнослужащих военных вузов. Рассматривается взаимообусловленное влияние обучения и воспитания на качественное формирование личности курсантов-выпускников. В статье авторы выделили последние тенденции и изменения, произошедшие в программах обучения, в которых есть возможность эффективно применять информационные ресурсы.
Ключевые слова: обучение, информационные ресурсы, дидактические ресурсы, система электронного обучения, электронное обучение, военный вуз, курсанты, интеграция ресурсов, современная обучающая среда, информационно-образовательная среда
DOI 10.21777/2500-2112-2018-1-7-10
Актуальность использования современных информационных ресурсов в воспитании и обучении военнослужащих, формировании у них высоких морально-боевых качеств обусловлена не только их высокой педагогической ценностью с точки зрения наличия воспитательного и образовательного потенциала [1], но и возможностью повысить роль наглядности для субъектов в воспитательных мероприятиях, изменять структуру коммуникативных процессов для обучающихся внутри подразделений. Одной из задач, требующих решения на основе информационных ресурсов, является развитие интеллектуальной самостоятельности и способности обучающихся отбирать информацию и знания, необходимые для решения будущих служебных проблем и достижения намечаемых целей. Актуальность исследования проблем создания, внедрения и использования информационных ресурсов в целях воспитания и обучения не вызывает сомнений. Так, в ноябре 2017 г. министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева на пресс-конференции «Российской газете» уделила этому вопросу важное значение. По её словам, к 2020 году в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» будут рассматриваться вопросы создания, применения и оценки качества онлайн-курсов, расширение возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства [4]. В связи с общностью и неразрывностью образования, вопросы О.Ю. Васильевой имеют значимость и для военных вузов.
В военных вузах регулярно проводятся учебно-методические сборы с представителями центральных органов военного управления, военно-учебных заведений и председателями государственных экзаменационных комиссий. Для их организации задействуются информационные ресурсы в виде видео-конференц-связи, позволяющей объединять сотни специалистов военного образования по всей России. Связь с сетью военно-учебных заведений осуществляется через абонентские пункты, которые разворачивают помимо самих военных вузов и в военных округах, на Северном флоте и в центральных органах военного управления.
Можно выделить последние тенденции и изменения, произошедшие в программах обучения, в которых есть возможность эффективно применять информационные ресурсы:
- в образовательном процессе нашли отражение самые современные достижения военной науки и техники, передовой опыт войск, полученный в ходе учений и тренировок, особенности боевого применения и обеспечения боевых действий при проведении специальных операций, в том числе в Сирийской Арабской Республике;
- изменился порядок организации войсковых стажировок и практики: они планируются во взаимосвязи с мероприятиями боевой подготовки войск; командно-штабные учения и военно-специальные игры для слушателей военных академий - с учётом направленности мероприятий оперативно-стратегической и оперативной подготовки войск;
- завершена корректировка имеющихся информационных ресурсов: разрабатываются новые электронные учебники и электронный контент учебно-методических материалов по каждой учебной дисциплине;
- продолжено внедрение в образовательный процесс практики дистанционных учебных занятий с использованием видео-конференц-связи как нового информационного ресурса.
Высокий конкурс при поступлении в военные вузы позволяет отбирать лучших, наиболее мотивированных молодых юношей и девушек с высокой общеобразовательной подготовкой. Возможность прохождения обучения с использованием современных информационных и образовательных ресурсов может служить для них дополнительным стимулом к поступлению именно в военный вуз. Поэтому следует более внимательно относиться к возможностям информационных ресурсов и представлять их потенциал для будущих абитуриентов на Днях открытых дверей военных вузов. Следует рассмотреть возможность выдачи временных ключей доступа в электронную библиотеку Министерства обороны Российской Федерации для будущих абитуриентов в целях демонстрации ее возможностей, а также для оказания помощи в подготовке к вступительным испытаниям.
Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников, их готовности к действиям по должностному предназначению возможна также на основе результатов их электронного портфолио, доступного через такой информационный ресурс как личный кабинет обучающегося в информационно-образовательной среде военного вуза. С её помощью можно получать дополнительные образовательные характеристики для объективной интегральной оценки системы подготовки кадров в конкретном военном вузе [6]. Информационные ресурсы дают возможность проверить уровень подготовки выпускников, обучавшихся по программам высшего образования - адъюнктуры, магистратуры и специалитета, а также по программам ординатуры и среднего профессионального образования [5].
В качестве эксперимента в нескольких училищах приступили к обучению по четырёхлетней программе подготовки, планируется «досрочный» выпуск курсантов из вузов Сухопутных войск и Воздушно-космических сил, которые обучались по специальным программам. Курсанты обучались в более интенсивном режиме, но с учётом охвата всей разработанной пятилетней программы. Интенсивность как напряжённость учебного процесса характеризуется мерой отдачи каждого используемого ресурса, в том числе и информационного [2, 3]. Следовательно, интеграция в образовательном процессе информационных и дидактических ресурсов необходима для более качественной подготовки военных специалистов. Не следует забывать и об оценке военно-профессиональных компетенций будущих офицеров видов и родов войск Вооружённых Сил Российской Федерации. Помочь в этом способны правильно выстроенные тесты и сформулированные должным образом контрольные вопросы на основе задействованных информационных ресурсов. В военном образовании последняя намеченная тенденция заключается в особом внимании к качеству теоретической и практической подготовки курсантов завершающего курса, знанию оперативно-тактических дисциплин, а также изучению опыта боевого применения войск и сил при выполнении задач за пределами Российской Федерации. Также уделяется большое внимание процессу формирования у выпускников умений в организации и проведении занятий по всем видам боевой подготовки с различными категориями военнослужащих. Последние требования руководства Минобороны России предписывают создание для каждого курсанта условий, позволяющих проверить его практические действия при проведении занятий по общевоенным дисциплинам, общевоинским уставам, огневой и строевой подготовке. Именно теоретический блок вышеназванных
дисциплин возможно и нужно максимально эффективно интегрировать в образовательном процессе через информационные ресурсы.
Вопросы тактики применения робототехнических комплексов военного назначения, которые включаются в тематику выпускных квалификационных работ курсантов, зачастую имеют унифицированный характер с некоторой специфичностью программы подготовки. Совместная межвузовская работа по их использованию может быть налажена с помощью общих информационных ресурсов на базе электронной библиотеки Минобороны России.
Лингвистическая подготовка слушателей и курсантов военных вузов реализуется в основном на базе Военного университета, Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища и Тихоокеанского высшего военно-морского училища. Целесообразно объединение информационно-образовательных сред вышеназванных вузов в целях совершенствования лингвистической подготовки [8].
Программы среднего профессионального образования, реализуемые в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова имеют свою отличительную специфику подготовки, поэтому информационные ресурсы других вузов Минобороны России необходимо адаптировать к данному виду деятельности. Но содержание программ подготовки с задействованными информационными ресурсами в любом случае должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускников.
Проанализировав литературные источники, авторы констатируют отсутствие исследований по вопросам воспитания с использованием потенциала информационно-образовательной среды в образовательном процессе. В научной литературе уделяется большое внимание таким военно-педагогическим категориям, как убеждение [7], являющееся базовым методом воспитания, но не затрагиваются вопросы влияния информационных ресурсов сети Интернет на мировоззрение курсантов военных вузов.
Таким образом, исходя из актуальных тенденций воспитания и обучения, переход от использования электронных учебников к информационно-образовательной среде является естественным процессом на следующем технологическом этапе в развитии образовательного процесса военных вузов. Другого технологического пути, по которому уже идут ведущие российские и зарубежные вузы на данный момент не существует.
Список литературы
1. Алехин И.А., Низиков М.А. Духовность и нравственность русского офицера: история и современность // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 4. - С. 16-24.
2. Деникин А.В., Сливин Т.С. Цивилизационно-культурные основания образования // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 2. - С. 7-10.
3. Тенитилов С.В., Малоземов А.В. Психолого-педагогическое содержание интенсивной подготовки военнослужащих // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 4. - С. 212-217.
4. Минобрнауки запустит единый портал онлайн-курсов [Электронный ресурс]: Рекомендации ЮНЕСКО // Сайт Педсовет - персональный помощник педагога. - Режим доступа: https://pedsovet. org/beta/article/ minobrnauki-zapustit-edmyj-portal-onlajn-kursov.
5. Тенитилов П.С. Развитие научных взглядов на роль принципа доступности в современном обучении // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 4. - С. 272-278.
6. Солодова Е.А., Фасоля А.А, Ефимов П.П. Об актуальности создания ситуационных центров управления качеством образования в военных вузах // Военная мысль. - 2015. - № 10. - С. 67-72.
7. Федак Е.И., Кармаев А.Ю. Теоретическое обоснование сущности военно-педагогической категории убеждение // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сборник научных трудов. - Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2017. - С. 250-254.
8. Флеров О.В. Лингвистическая подготовка как составляющая часть образовательного процесса современной высшей школы // Перспективы науки. - 2015. - № 1 (64). - С. 39-42.
TOPICAL TRENDS OF EDUCATION AND TUITION IN MILITARY UNIVERSITIES BASED ON
INFORMATION RESOURCES
Alechin I.A.,
PhD in Pedagogy, Professor, Member-correspondent of Russian Education Academy, e-mail: [email protected], Head of Pedagogy Department of The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation,
Trenin I.V.,
PhD in Pedagogy, e-mail: [email protected], Lecturer of Pedagogy Department of The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
The article considers improving educational process with the use of information resources and educational environment. For this purpose it analyzes current trends in military education. It touches upon using videoconferencing systems in military higher education institutions. The article considers the interdependent influence of education and tuition on forming cadets'personality. The authors identify the latest trends and changes in educational programs that give an opportunity to effectively use information resources.
Keywords: tuition, information resources, didactic resources, e-leaming system, e-leaming, military university, cadets, resource integration, present-day learning environment, info-educational environment