Научная статья на тему 'ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МЕТОДИКИ РАБОТЫ ВОЕННО-НАУЧНЫХ СЕКЦИЙ КАФЕДР ПО ФОРМИРОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МЕТОДИКИ РАБОТЫ ВОЕННО-НАУЧНЫХ СЕКЦИЙ КАФЕДР ПО ФОРМИРОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КУРСАНТОВ / НАВЫКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилин Дмитрий Вадимович, Кулюпин Евгений Николаевич, Пашура Григорий Петрович

В статье рассматриваются вопросы организации научно- исследовательской деятельности, реализуемые в рамках военно-научных секций на кафедрах училища. Уделено внимание организации работы обучаемых над выпускной квалификационной работой по курсам обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилин Дмитрий Вадимович, Кулюпин Евгений Николаевич, Пашура Григорий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE OF THE GRADUATE QUALIFICATION WORK METHODS OF WORK OF MILITARY-SCIENTIFIC SECTIONS OF DEPARTMENTS ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG CADETS

The article deals with the organization of research activities carried out within the framework of military scientific sections at the departments of the school. The main attention is paid to the organization of the trainees' work on the final qualification work on the training courses.

Текст научной работы на тему «ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МЕТОДИКИ РАБОТЫ ВОЕННО-НАУЧНЫХ СЕКЦИЙ КАФЕДР ПО ФОРМИРОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Д.В. ДАНИЛИН, Е.Н. КУЛЮПИН, Г.П. ПАШУРА

D.V. DANILIN, E.N. KULYUPIN, G.P. PAHURA

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

PERFORMANCE OF THE GRADUATE QUALIFICATION WORK

МЕТОДИКИ РАБОТЫ ВОЕННО-НАУЧНЫХ СЕКЦИЙ КАФЕДР ПО ФОРМИРОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ METHODS OF WORK OF MILITARY-SCIENTIFIC SECTIONS OF DEPARTMENTS ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG CADETS

Сведения об авторах: Данилин Дмитрий Вадимович - доцент 32 кафедры технической защиты информации ФГКВОУ высшего образования «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённое училище имени генерала армии С.М. Штеменко» МО РФ, полковник запаса, кандидат технических наук, доцент (г. Краснодар. E-mail: danildv@rambler, ru);

Кулюпин Евгений Николаевич - старший преподаватель 32 кафедры технической защиты информации ФГКВОУ высшего образования «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённое училище имени генерала армии С.М. Штеменко» МО РФ, подполковник, кандидат технических наук (г. Краснодар. E-mail: e.kulyupin@ mail. ru);

Пашура Григорий Петрович - преподаватель 32 кафедры технической защиты информации ФГКВОУ высшего образования «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённое училище имени генерала армии С.М. Штеменко» МО РФ, майор (г. Краснодар. E-mail: Grif-81@mail. ru).

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации научно-исследовательской деятельности, реализуемые в рамках военно-научных секций на кафедрах училища. Уделено внимание организации работы обучаемых над выпускной квалификационной работой по курсам обучения.

Ключевые слова: военно-научное общество курсантов, навыки научно-исследовательской деятельности.

Information about the authors: Dmitry Danilin - Associate Professor of the 32nd Department of Technical Information Protection of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Krasnodar Higher Military Orders of Zhukov and the October Revolution of the Red Banner School named after Army General S. M. Shtemenko» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Colonel of the Reserve, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Krasnodar. E-mail: danildv@rambler, ru);

Evgeny Kulyupin - Senior lecturer of the 32nd Department of Technical Information Protection of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Krasnodar Higher Military Orders of Zhukov and the October Revolution of the Red Banner School named after Army General S.M. Shtemenko» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences (Krasnodar. E-mail: e.kulyupin@mail. ru);

Grigory Pashyra - Teacher of the 32nd Department of Technical Information Protection of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Krasnodar Higher Military Orders of Zhukov and the October Revolution of the Red Banner School named after Army General S.M. Shtemenko» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Major (Krasnodar. E-mail: Grif-81@mail. ru).

У

Summary. The article deals with the organization of research activities carried out within the framework of military scientific sections at the departments of the school. The main attention is paid to the organization of the trainees' work on the final qualification work on the training courses.

Keywords: military scientific society of cadets, skills of research activity.

Отгремели залпы праздничных салютов. Прошёл очередной выпуск офицеров в военных училищах. Этому знаменательному событию предшествовала усердная работа выпускников по сдаче междисциплинарного экзамена и защите выпускной квалификационной работы (ВКР).

Дипломная работа (ВКР) представляет собой теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности. При защите ВКР обучаемый должен доказать государственной аттестационной комиссии, насколько хорошо у него сформированы навыки научно-исследовательской деятельности.

Согласно требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

• способностью осуществлять поиск, изучение, обобщение и систематизацию научно-технической информации, нормативных и методических материалов в сфере профессиональной деятельности, в том числе на иностранном языке;

• способностью разрабатывать научно-техническую документацию, готовить научно-технические отчёты, обзоры, публикации по результатам выполненных работ.

Для формирования этих компетенций необходимо активное участие курсантов в научной работе как на учебных занятиях, так и в часы самостоятельной работы. С этой целью в училище на факультетах созданы военно-научные общества, а на кафедрах военно-научные секции.

Положение о работе военно-научного общества определяет

основные задачи деятельности, к которым относятся:

• расширение кругозора и эрудиции, совершенствование полученных при обучении знаний;

• развитие творческого мышления и самостоятельности;

• обучение методам и способам решения научно-технических задач;

• привитие навыков работы в научных коллективах;

• организация рационализаторской, изобретательской работы в интересах дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы, образовательного процесса;

• обучение порядку и правилам проведения патентного поиска и лицензирования;

• приобретение курсантами навыков публичных выступлений по результатам научных исследований и письменного оформления отчётных материалов, подготовки рефератов, докладов и сообщений, самостоятельной работы с научной литературой.

Курсанты принимают активное участие в научно-исследовательской работе, в том числе в выполнении научно-исследовательских работ (НИР) по плану научной работы Вооружённых Сил Российской Федерации, 8 Управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, а также по плану научной работы училища.

В Краснодарском высшем военном училище ежегодно в ноябре-месяце проводится конференция военно-научного общества, где обязательно представляется возможность выступить с реферативными докладами курсантам 1 курса. Наиболее интересные доклады обсуждаются на ВНО факультетов, и обучающиеся приглашаются на выпускающие кафедры для собеседования. Курсантам младших

курсов показываются широкий круг вопросов для научной работы, их важность и необходимость решения, ожидаемые результаты и перспективы их использования для дипломного проектирования.

Первокурсники активно привлекаются к выполнению конструкторских и исследовательских работ совместно со старшекурсниками, уже имеющими опыт научной работы. Такая форма обеспечивает преемственность в научных исследованиях и конструкторских разработках и позволяет завершать весьма трудоёмкие работы. Работая в таких группах, обучающиеся приобщаются к эксперименту, приобретают навыки практической работы с инструментом и приборами. Общаясь в процессе работы с более опытными товарищами, они расширяют свой кругозор, углубляют знания. Обучающиеся младших курсов принимают участие в поиске литературы, выполнении расчётов, проведении экспериментов и обработке результатов. При таком взаимодействии обучающиеся младших курсов получают ясное представление о характере и содержании будущих дипломных работ, расширяют кругозор, накапливают опыт самостоятельной работы с литературой. Объединение для совместной научной работы обучающихся младших и старших курсов даёт большую пользу и старшекурсникам - они развивают научно-методические навыки, поскольку выступают в роли руководителей работы.

При проведении занятий по таким дисциплинам, как физика, электротехника, высшая математика, в ходе семинаров обсуждаются вопросы проведения патентного поиска по направлениям исследо-

ваний, проводимым на кафедре. В ходе заседания секций ВНО проводится разбор технических решений, принятых авторами для решения научных проблем. Таким образом в ходе научных исследований курсанты уже в конце первого курса способны самостоятельно сформулировать основные положения своей выпускной квалификационной работы.

На втором курсе обучаемые совместно с педагогическим коллективом кафедры осуществляют разработку научных направлений, перспективных для дипломного проектирования. Для организации успешного проведения научных исследований возникает задача поиска научно-технической информации. Она позволяет прогнозировать развитие науки, уменьшает дублирование работ. Недооценка роли научно-технической информации снижает качество выполнения научно-исследовательских работ. В процессе исследования используются различные виды источников информации (книги, статьи, отчёты по НИР, диссертации, доклады на конференциях, семинарах). Объём научной информации непрерывно растёт, поэтому применяемые в электронной библиотеке училища информационно-поисковые системы на базе ПЭВМ позволяют осуществлять автоматизацию поиска

Проведение экспериментов в учебной лаборатории кафедры технической защиты информации

информации, составления тематических библиографических указателей, группировки информации по определённым признакам и т.д.

В 5 и 6 семестрах обучаемые должны перейти к постановке задачи исследования. При этом учитываются особенности условий, цели и характер задачи исследования. Задача упрощается, выбираются критерии оптимальности решения. Рассматриваются сначала пути теоретического решения задачи, затем - экспериментально. При необходимости используется ПЭВМ, эффективны также консультации со специалистами в данной области.

Участие в Дне инноваций

В ходе теоретических исследований определяется влияние сделанных упрощений на точность решения. На основе полученных данных уточняются принятые допущения, и корректируется описание задачи. Полученные результаты решения обрабатываются, анализируются, формулируются выводы и предложения, оценивается необходимость патентования и лицензирования полученных экспериментальных результатов исследований.

При такой организации работы курсантов в ВНО в 7 семестре обучаемые осуществляют уточнение темы НИР, закрепление научного руководителя, планирование научного исследования (подбор литературы, формулирование проблемы исследования и её структуры, установление актуальности темы и формулировка гипотезы, организация и проведение патентного поиска, подготовка материала к публикации статей по теме исследования, в 8 семестре - организация и проведение научного исследования, публикация статей по теме научного исследования, работа по составлению и оформлению рационализаторского предложения, работа над материалами заявки на изобретение (полезную модель, программный продукт), формирование отчёта по теоретическим исследованиям по

теме выпускной квалификационной работы. Необходимо отметить, что на данном этапе исследования к старшекурсникам подключаются в качестве помощников курсанты младших курсов. Полученные в рамках исследований результаты докладываются на различных конференциях и выставках, в частности:

• Международной конференции по информационной безопасности KubanCFC;

• Тематической выставке «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации»;

• Конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации по разделу «Защита информации»;

• Московском международном салоне изобретений и инноваций «Архимед»;

• Всероссийской межведомственной научно-технической конференции «Информационная безопасность - актуальная проблема современности»;

• Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ»;

• Всероссийском открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные

программы в области информационной безопасности;

• Всероссийском молодёжном конкурсе проектов «Управление информационной безопасностью в современном обществе»;

• Международном конкурсе военно-научных работ слушателей и курсантов военных образовательных организаций высшего образования министерств обороны государств - участников СНГ.

Стабильно высоких результатов ежегодно добиваются курсанты училища в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные курсантами и слушателями вузов Министерства обороны Российской Федерации.

В конце 4 курса обучения проводится практика, на которой обучаемые могут уже получить практическое подтверждение гипотез, выдвинутых в своём исследовании.

В 9 семестре курсанты осуществляют проведение экспериментального научного исследования по теме ВКР, оформление заявки на изобретение (полезную модель, программный продукт), выполнение курсовых работ (проектов) по отдельным дисциплинам.

Процесс прохождения преддипломной практики на 5 курсе позволяет курсантам, активно участвовавшим в научно-исследовательской деятельности, уже до-

ложить практические результаты своей ВКР в войсках и получить акты внедрения.

Слаженная работа преподавательского, инженерно-технического состава кафедр училища с курсантами в рамках ВНО позволила улучшить результативность научно-исследовательской деятельности. По итогам работы государственной аттестационной комиссии (ГАК) в 2021 году курсантами, обучавшимися по специальностям высшего профессионального образования, выполнявшими выпускные квалификационные работы на кафедре технической защиты информации, получены только отличные и хорошие оценки.

Разработанная в ходе дипломного проектирования установка для демонстрации акустического канала утечки информации

ЛИТЕРАТУРА

1. Доктрина развития российской науки, введённая Указом Президента РФ 1996 года № 884 (с изменениями от 2003 года № 866, 2004 года № 1114). - М.: Кремль, 1996.

2. Приказ МО РФ 2014 года № 670 «О мерах реализации положения статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"» - М.: МО РФ, 2014.

3. Полковников. А.В., Лыма-рев В. Н. Роль проектной компетенции в формировании инженерной культуры курсантов военных вузов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования». - Челябинск, 2015. 258 с

4. Малий, В. И. Научно-исследовательская деятельность в военном вузе / В. И. Малий.- Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). - Краснодар: Новация, 2019. С. 54-68. URL: https://moluch. ru/conf/ped/ archive/330/15064.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.