Научная статья на тему 'НОРМАТИВЫ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ МЕТОДОЛОГИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДЪЮНКТАМИ И МАГИСТРАМИ'

НОРМАТИВЫ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ МЕТОДОЛОГИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДЪЮНКТАМИ И МАГИСТРАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДИССЕРТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарченко Роман Иванович, Алашеев Вадим Викторович, Халявка Мария Анатольевна

В данной статье рассматривается один из возможных подходов к повышению качества и результативности научно-квалификационных работ магистрантов и адъюнктов. Предлагается развивать систему обучения адъюнктов методологии выполнения и представления к защите диссертационного исследования путем введения соответствующей дисциплины в образовательные программы магистратуры и адъюнктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарченко Роман Иванович, Алашеев Вадим Викторович, Халявка Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NO ONE HAS CANCELED THE STANDARDS DISSERTATION RESEARCH METHODOLOGY ADJUNCTS AND MASTERS

This article discusses one of the possible approaches to improving the quality and effectiveness of scientific and qualification works of undergraduates and adjuncts. It is proposed to develop a system of teaching adjuncts of the methodology of implementation and presentation for the defense of dissertation research by introducing the appropriate discipline into the educational programs of magistracy and adjunct studies.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВЫ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ МЕТОДОЛОГИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДЪЮНКТАМИ И МАГИСТРАМИ»

Р.И.ЗАХАРЧЕНКО, В.В. АЛАШЕЕВ, М.А. ХАЛЯВКА

R.I. ZAKHARCHENKO, V.V. ALASHEEV, M.A. KHALYAVKA

НОРМАТИВЫ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ

NO ONE HAS CANCELED THE STANDARDS

МЕТОДОЛОГИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДЪЮНКТАМИ И МАГИСТРАМИ

DISSERTATION RESEARCH METHODOLOGY ADJUNCTS AND MASTERS

Сведения об авторах: Захарченко Роман Иванович - начальник 3 кафедры Краснодарского высшего военного орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённого училища имени генерала армии С.М. Штеменко МО РФ, полковник, кандидат технических наук (г. Краснодар. E-mail: romanzakharchenko@yandex. ru);

Алашеев Вадим Викторович - доцент 3 кафедры Краснодарского высшего военного орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённого училища имени генерала армии С.М. Штеменко МО РФ, кандидат технических наук, доцент (г. Краснодар. E-mail: alvdmv@mail. ru);

Халявка Мария Анатольевна - научный сотрудник научно-исследовательского центра Краснодарского высшего военного орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённого училища имени генерала армии С.М. Штеменко МО РФ (г. Краснодар. E-mail: mari. khalyavka@ mail. ru).

Аннотация. В данной статье рассматривается один из возможных подходов к повышению качества и результативности научно-квалификационных работ магистрантов и адъюнктов. Предлагается развивать систему обучения адъюнктов методологии выполнения и представления к защите диссертационного исследования путём введения соответствующей дисциплины в образовательные программы магистратуры и адъюнктуры.

Ключевые слова: методология диссертационного исследования, учебная дисциплина, образовательная программа, диссертация.

Information about the authors: Roman Zakharchenko - head of the 3rd

of the Department of the Federal State Government Military Educational Establishment education «Krasnodar Higher Military awarded by the Order of Zhukova and by the Order of October Revolution and the Red Banner School named after the general of the Army S. M. Shtemenko» of the Department of Defense of the Russian Federation, colonel, Candidate Engineering Sciences (Krasnodar. E-mail: romanzakharchenko@yandex. ru);

Vadim Alasheev - docent of the 3rd of the Department of the Federal State Government Military Educational Establishment education «Krasnodar Higher Military awarded by the Order of Zhukova and by the Order of October Revolution and the Red Banner School named after the general of the Army S. M. Shtemenko» of the Department of Defense of the Russian Federation, Candidate Engineering Sciences, Associate Professor (Krasnodar. E-mail: alvdmv@mail. ru);

Maria Khalyavka - researcher of the Research Center of the Federal State Government Military Educational Establishment education «Krasnodar Higher Military awarded by the Order of Zhukova and by the Order of October Revolution and the Red Banner School named after the general of the Army S. M. Shtemenko» of the Department of Defense of the Russian Federation (Krasnodar. E-mail: mari. khalyavka@mail. ru).

Summary. This article discusses one of the possible approaches to improving the quality and effectiveness of scientific and qualification works of undergraduates and adjuncts. It is proposed to develop a system of teaching adjuncts of the methodology of implementation and presentation for the defense of dissertation research by introducing the appropriate discipline into the educational programs of magistracy and adjunct studies.

Keywords: methodology of dissertation research, academic discipline, educational program, dissertation.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» подготовка кадров высшей квалификации рассматривается в качестве третьего уровня высшего образования. В связи с этим возникает задача насыщения образовательной программы адъюнктуры дисциплинами, способными изменить к лучшему качество выполнения научно-квалификационных работ адъюнктов.

В настоящее время в обзорах высшей аттестационной комиссии (ВАК) отмечается снижение качества диссертационных исследований. На рис. 1 схематично представлены причины данного факта.

Проблема повышения научного уровня диссертаций носит многоаспектный характер, но решения этой проблемы находятся большей частью в нормативном подходе. При этом существенного повышения методологического и научного уровня квалификационных работ не наблюдается.

Между тем направление, которое можно определить, как внутрисистемное, связанное с разработкой и преподаванием диссертантам и их научным руководителям специфических знаний о природе научного исследования, в особенности научного диссертационного исследования, остаётся в области стихийного развития. Несмотря на обилие «методических» произведений о том, «как писать диссертацию», они не носят общеметодологического характера, имеющего значение для всех отраслей науки, предусмотренных номенклатурой научных

специальностей. При этом кандидатский минимум по истории и философии науки в настоящей его версии не спасает адъюнкта от ошибок методического характера при работе над диссертацией. В большинстве случаев, сдав этот минимум, он по-прежнему не в состоянии правильно сформулировать объект и предмет своей работы, грамотно сделать научный вывод, изложить содержание нового научного знания, установленного в собственном исследовании. Поэтому необходимо развивать внутрисистемное направление повышения качества научно-квалификационных работ магистрантов и адъюнктов путём введения в их образовательные программы соответствующей учебной дисциплины, связанной

с основами методологии научной деятельности и практикой выполнения диссертантом его собственной научно-квалификационной работы. При этом важным моментом обеспечения преемственности в подготовке магистров и адъюнктов является соответствие критериев оценки академической и научной диссертаций. Поскольку в образовательных стандартах направлений магистратуры «требования к содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением», то в Положениях вузов о магистратуре и магистерских диссертациях было бы нелишним согласовать эти требования с принятыми для присуждения учёных степеней. На рис. 2 представлен процесс

Рис. 1. Схематичное представление причин снижения качества диссертационных исследований

решения проблемы, связанный с повышением научного уровня диссертаций посредством нововведений в образовательный процесс.

Термин «диссертационное исследование», естественно, встречается в работах многих авторов, излагающих свои подходы к методике подготовки диссертаций магистрантами, адъюнктами и докторантами, однако трактуется он далеко не идентично. Безусловно, диссертационное исследование близко научному исследованию и тесно с ним связано, но при этом дополнительно предполагает подготовку рукописного труда - диссертации - в качестве квалификационной и одновременно научной работы, которая защищается публично. Это главный признак диссертационного исследования как научной работы особого жанра. Но далеко не единственный. Диссертационное исследование должно удовлетворять требованиям Положения о порядке присуждения учёной степени. Они не только определяют порядок и процедуру представления диссертации в качестве научно-квалификационной работы, но и формулируют нормы собственно научного исследования. Выполняя квалификационную работу, магистрант впервые сталкивается с критериями научности, а также с такими понятиями, как «новизна научного исследования», «обоснованность», «значение результатов для теории и практики», которые являются базовыми характеристиками диссертации.

Важной чертой диссертационного исследования является опора на принятую сегодня систему отраслей науки - классификацию, сложившуюся в результате коллективного её формирования на протяжении всего периода существования в России института защит диссертаций. Коллективность создания делает её уникальной и не похожей на другие известные классификации, созданные за всю историю науки

отдельными личностями - учёными прошлого и настоящего.

Целая группа признаков диссертационного исследования характеризует его как новое научное знание в определённой отрасли науки.

Известно, что научные работы вне рамок диссертационного исследования могут иметь конечный отрицательный результат, между тем как представление отрицательного результата в качестве достижения диссертанта весьма проблематично.

Следующая характеристика -соответствие диссертации определённой структуре, при этом набор составляющих её компонентов слабо меняется от диссертации к диссертации. На данный факт в своих трудах обращает внимание М.А. Розов: «Посмотрите и сравните друг с другом рефераты кандидатских и докторских дис-

Рис. 2. Процесс решения проблемы повышения научного уровня диссертаций

сертаций. Они различны по содержанию, но написаны по одной и той же схеме. Можно предположить, что они следуют какой-то официальной инструкции, однако такой инструкции не существует». То есть философия науки не отрицает существования некой формальной структуры, цементирующей текст диссертации. По вопросу о морфологии диссертации укажем на работы А.П. Тунакова, С.Г. Селеткова.

Что касается самого текста диссертационной рукописи, то, на взгляд авторов статьи, кроме отмеченного внутрисистемного структурирования он предполагает увязку с ключевыми словами формулы специальности и областей исследования, выделенных в паспортах научных специальностей, что иногда диссертантами делается в ущерб качеству презентации результатов диссертации при её адаптации к выбранному для защиты диссертационному совету, имеющему свои традиции представления работы.

Ещё один признак из этой группы - полнота и системность изложения предмета диссертационного исследования. В этом основное преимущество диссертации перед любым другим научным произведением, в том числе и научной статьёй. Объём статьи не всегда позволяет детально выполнить анализ проблемной ситуации, раскрыть её причины, представить обширный фактический материал, дать всестороннее обоснование нового знания или инновационной разработки.

Диссертация нормативно не ограничивается в объёме. Подробнее с выявленной совокупностью особенностей диссертационного исследования можно ознакомиться в работах.

Основные дидактические единицы предлагаемой учебной дисциплины, формирующей у соискателей академической и учёной степени представление о диссертационном исследовании

Рис. 3. Дидактические единицы учебной дисциплины, формирующей у соискателей академической и учёной степени представление о диссертационном исследовании и его методологии

и его методологии, изображены на рис. 3.

К вышесказанному стоит добавить замечание о наблюдающихся изменениях в организации работы с диссертантами. С повышением возможностей информационных технологий и с развитием дистанционного обучения набирает силу новая тенденция научного руководства адъюнктами. Если традиционная система предполагает, что адъюнктом руководит один учёный, специалист по определённому научному направлению, то в новых условиях к консультированию диссертанта по отдельным аспектам диссертационной работы можно привлекать специалистов соответствующего профиля: математика, для консультаций по формализации положений, грамотного программиста, для консультаций по созданию современного программного продукта, учёного-методиста, для консультаций по методологии выполнения работы. При этом контакт соискателя и научного консультанта может осуществляться дистанционно.

По итогам представленных материалов статьи можно сделать вывод о том, что проблема повышения научного уровня диссертаций носит многоаспектный характер, но решения данной проблемы находятся, большей частью, в нормативном подходе и заключаются в:

• модернизации порядка присуждения учёных степеней;

• постоянной реорганизации системы диссертационных советов и аттестации их членов;

• совершенствовании процесса защиты и нормативном введении шаблонов подготовки некоторых документов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосичева, И. А. Реализация программ адъюнктуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Высшее об-

разование в России, 2013. № 8-9. С. 3-10. Текст: непосредственный.

2. Селетков, С. Г. Диссертация как феномен научного исследования // Вести ЛГУ им. А. С. Пушкина. Т. 2. Философия, 2013. № 1. С. 156-163. Текст: непосредственный.

3. Степин, В.С. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов. - М.: Контакт-Альфа, 1995. 384 с. Текст: непосредственный.

4. Тунаков, А. П. Как работать над диссертацией. - Казань: Отечество, 2005. 204 с. Текст: непосредственный.

5. Селетков, С. Г. Морфология диссертации // Вести ЛГУ им. А. С. Пушкина. Т. 2. Философия, 2012. № 2. С. 195-205. Текст: непосредственный.

6. Селетков, С. Г. Теоретические положения диссертационного исследования. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2011. 344 с. Текст: непосредственный.

7. Якимович, Б.А. Сетевое взаимодействие региональных вузов как программа их интегрированного развития // Ректор вуза, 2012. № 2. С. 16-21. Текст: непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.