Научная статья на тему 'ПРЕСТИЖ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ БАРЬЕРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА'

ПРЕСТИЖ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ БАРЬЕРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕСТИЖ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ БАРЬЕРЫ / MILITARY EDUCATION / PRESTIGE OF MILITARY EDUCATION / RESEARCH BARRIERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Александр Михайлович, Масягутов Линар Олегович, Антонов Дмитрий Олегович

В данной статье обсуждается престиж военного образования, рассматриваются понятие научно-исследовательской деятельности, а также вопросы: как научно-исследовательская деятельность влияет на развитие офицера Вооруженных Сил Российской Федерации; какие научно-исследовательские барьеры встречаются у офицера-слушателя и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESTIGE OF MILITARY EDUCATION RESEARCH BARRIERS FOR MILITARY UNIVERSITY MASTER’S DEGREE STUDENTS

This article discusses the prestige of military education, examines the concept of research activities, as well as questions about how research activities affect the development of an officer of the Armed Forces of the Russian Federation; what research barriers are encountered in an officer-listener and how to overcome them.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТИЖ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ БАРЬЕРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА»

А.М. СОЛОВЬЕВ, Л.О. МАСЯГУТОВ, Д.О. АНТОНОВ

A.M. SOLOVIEV, L.O. MASYAGUTOV, D.O. ANTONOV

ПРЕСТИЖ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PRESTIGE OF MILITARY EDUCATION

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ БАРЬЕРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА RESEARCH BARRIERS FOR MILITARY UNIVERSITY MASTER'S DEGREE STUDENTS

Сведения об авторах: Соловьев Александр Михайлович - начальник 1 кафедры оперативного искусства (и общевоенных дисциплин) Краснодарского высшего военного орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённого училища имени генерала армии С.М. Штеменко, полковник, доктор военных наук, доцент (г. Краснодар);

Масягутов Линар Олегович - старший оператор научной роты Краснодарского высшего военного орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённого училища имени генерала армии С.М. Штеменко, рядовой (г. Краснодар);

Антонов Дмитрий Олегович - старший оператор научной роты Краснодарского высшего военного орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознамённого училища имени генерала армии С.М. Штеменко, рядовой (г. Краснодар).

Аннотация. В данной статье обсуждается престиж военного образования, рассматриваются понятие научно-исследовательской деятельности, а также вопросы: как научно-исследовательская деятельность влияет на развитие офицера Вооружённых Сил Российской Федерации; какие научно-исследовательские барьеры встречаются у офицера-слушателя и пути их преодоления.

Ключевые слова: военное образование, престиж военного образования, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательские барьеры.

Information about the authors: Alexander Solovyov - the chief of 1 department of campaign tactics (and general military disciplines) of KVVU named after general of the army S.M. Shtemenko, a colonel, a doctor of military sciences, an associate professor, a full member of Military Sciences Academy(Krasnodar. E-mail: sam.8634@gmail. com);

Linar Masyagutov - senior operator of the scientific company of the Krasnodar higher military order of Zhukov and the October Revolution of the red banner school named after General of the army S. M. Shtemenko, private (Krasnodar);

Dmitry Antonov - senior operator of the scientific company of the Krasnodar higher military order of Zhukov and the October Revolution of the red banner school named after General of the army S.M. Shtemenko, private (Krasnodar).

Summary. This article discusses the prestige of military education, examines the concept of research activities, as well as questions about how research activities affect the development of an officer of the Armed Forces of the Russian Federation; what research barriers are encountered in an officer-listener and how to overcome them.

tkM

Keywords: military education, prestige of military education, research barriers.

Актуальность темы заключается в том, что темпы научно-технического прогресса зависят, прежде всего, от масштабов и уровня развития научных исследований в стране. Велика роль научных исследований в интересах решения стратегических задач военной безопасности. Важным вопросом является подготовка высококвалифицированных офицерских кадров, способных заниматься научной деятельностью. Зачастую офицеры, прошедшие обучение по программе магистратуры, имеют слабую и недостаточную подготовку в вопросах науки, организации научно-исследовательской деятельности.

Для решения сложных ситуационных профессиональных задач с применением научных подходов необходимы подготовленные высококвалифицированные кадры, которые имеют навыки научно-исследовательской деятельности и могут планировать направления научной деятельности, самостоятельно и правильно формулировать и ставить задачи подчинённым НИО и вузам. Данный аспект определённо важен, так как роль научных исследований в укреплении обороноспособности нашей страны, безусловно, велика.

Задаваясь целью данной работы - повышение уровня научно-исследовательских навыков слушателей - необходимо решить следующие задачи:

• рассмотреть престижность военной службы;

• определить влияние научно-исследовательской деятельности на развитие офицера-слушателя;

• выявить комплекс научно-исследовательских барьеров;

• обозначить этапы преодоления научно-исследовательских барьеров.

Немаловажной задачей является привлечение в военные училища грамотных, целеустремлённых молодых людей, которые впоследствии и будут руководить ВС РФ. Соответственно ставится

вопрос о престиже военной службы. Очевидно, что процесс падения престижа военной службы в последнее время приостановлен. Возможно, в ближайшие годы быть кадровым военным вновь станет не только престижно, но и почётно. Подготовка офицерских кадров, являющихся основой военной организации любого уровня, ведётся в высших военно-учебных заведениях и имеет давние традиции, восходящие ещё к правлению Петра Первого. Трёхсотлетний опыт развития русской военной школы прошёл испытание временем и может считаться национальным достоянием. И в те далёкие времена, и сейчас военно-учебные заведения настойчиво держат курс на совершенствование качества, эффективности обучения слушателей, уделяя особое внимание усилению практической направленности обучения, повышению военно-профессиональной и научно-исследовательской подготовки слушателей.

Действительно, говоря о престиже военной службы, то он постепенно увеличивается. Судя по диаграмме на рис. 1, конкурс на место в военном ВУЗе постепенно растёт с каждым годом, что говорит о возможности отбора наиболее подготовленных и образованных молодых людей. Военная школа России с момента своего образования была предметом особой заботы

£ 5 зо « ■ 25 <ч с £ 20 § 15 н ь 1 ю 1 5

0

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

^^Юношн 1,5 3 7 6 4 3,5 9,2

11 ♦ Девушки 10 17,5 ЗО 20 14 16 27

Рис. 1. Наборы в военные вузы с 2013 по 2019 г.

и гордости государственной власти. История не раз доказывала, что военное образование позволяло офицерскому корпусу понимать основы деятельности органов государственной власти российского государства в области политики, экономики, дипломатии, национальных интересов других стран, их систем национальной безопасности и готовить обоснованные предложения на эффективное применение видов, родов войск Вооружённых Сил.

Престижное образование для слушателей магистратуры означает не только то, чему они учатся, но и каким образом они учатся. Усложнение всех аспектов профессиональной деятельности, острая необходимость в овладении большим объёмом разноплановых знаний, которые всегда ценились в военных специалистах, неразрывно связаны с наукой и научно-исследовательской деятельностью - важнейшими факторами национальной безопасности на современном этапе развития современного общества.

Первый опыт научно-исследовательской деятельности будущие офицеры получают при обучении в военных училищах, участвуя в военно-научных кружках курсантов. Но основной упор на получение навыков по научно-исследовательской деятельности офицеры должны получать при обучении в магистратуре.

Личностные

Профессиональные

Деятельностные

Рефлексивные

Рис. 2. Виды исследовательских барьеров слушателей

При подготовке по программам магистратуры важны следующие виды профессиональной деятельности, к которым должны быть подготовлены слушатели-выпускники:

• организационно-управленческая деятельность;

• проектная деятельность;

• научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность является сложным и многомерным процессом, в ходе реализации которого всесторонне развиваются все составляющие профессиональных компетенций и растёт уровень профессионализма слушателя.

Научно-исследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

• фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

• прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

• поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения и (или) на применение новых знаний и проводимые путём выполнения научно-исследовательских работ.

Занимаясь научно-исследовательской деятельностью во время обучения по программе магистратуры, слушатель сталкивается со всеми тремя видами научных исследований.

Особенность научно-исследовательской работы слушателей состоит в том, что главной её целью является не решение актуальных проблемных задач для получения новых научных результатов,

а приобщение слушателей к самостоятельной работе, привитие начальных навыков научного поиска, углубление знаний, развитие творческого подхода к рассматриваемым вопросам.

Научно-исследовательская работа слушателей проводится в следующих формах:

• участие в научно-исследовательских, экспериментальных работах и научно-технических разработках;

• выполнение заданий исследовательского характера в период практик;

• подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам военной науки и практики, выступление с ними на заседаниях военно-научных секций, научных семинарах и конференциях;

• участие в подготовке научных статей и других научных публикаций;

• участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработке и создании действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов;

• участие в конкурсах на лучшие научные работы и научно-технические разработки, а также в выставках.

Осуществляя научно-исследовательскую деятельность, слушатель занимает постепенно более высокий уровень субъектной позиции как профессионал. Это достигается за счёт того, что она составляет саму суть научной работы, возрастает степень самостоятельности слушателя и возникает возможность проявления надситуативной активности личности.

Актуальным вопросом остаётся слабая подготовка офицеров, поступающих в магистратуру, к научно-исследовательской деятельности. Необходимо учитывать, что многие офицеры,

поступающие в магистратуру, окончили военное училище достаточно давно. Задачи по обнаружению научных противоречий, формулировке проблемы, объекта и предмета исследования являются для слушателей магистратуры труднопреодолимыми.

Для многих слушателей магистратуры свойственны:

• слабое знание терминологии и методологии проведения научного исследования;

• недостаточное владение математическим аппаратом и способами интерпретации экспериментальных данных;

• превалирование репродуктивного уровня познавательно-исследовательской активности;

• не в полном объёме владение интеллектуальными и учебными умениями, приёмами самообразовательной деятельности и оценки её результативности;

• потеря мотивации к собственному самообразованию и само-

совершенствованию в связи с возникающими трудностями;

• неумение выбрать направление исследования, сформулировать его проблему, тему, гипотезу и цели, разработать методологический аппарат и сделать прогноз его дальнейшего развития;

• отсутствие техники ведения научных коммуникаций (полемики, дискуссии и спора), аргументирования и др.

На основе вышеописанных проблем в области научно-исследовательской деятельности можно сделать вывод о наличии у слушателей исследовательских барьеров. Исследовательский барьер можно определить как интеллектуальное затруднение или препятствие, которое возникает у магистрантов в образовательной деятельности при решении учебно-поисковых и научно-исследовательских задач и которое имеет личностно-профессиональный характер.

Практика показывает, что слушатели недостаточно подготовлены к самостоятельному преодолению исследовательских барьеров при обучении в магистратуре. Анализ работ и опыт работы позволили установить комплекс исследовательских барьеров магистров на основе учёта смысловой, когнитивной и процессуальных составляющих субъективных затруднений, выделить следующие четыре типа, перечисленные на рис. 2.

Личностные барьеры характеризуются недостаточным уровнем сформированности внутренней готовности слушателя заниматься научно-исследовательской деятельностью, личностных качеств и познавательных процессов, самооценки результатов научной работы, отсутствием постоянной мотивации к преодолению трудностей при выполнении научного исследования.

Профессиональные барьеры проявляются в недостаточном уров-

Готовность слушателя к преодолению исследовательских барьеров

Составляющие

Рис. 3. Структура и содержание готовности слушателя к преодолению исследовательских барьеров

Принципы подготовки слушателей

Единство осознания и

Профессиональная

Соответствие требованиям стагщартов и запросов общества

Профессио нальная ориентация

Рис. 4. Принципы подготовки слушателей к преодолению исследовательских барьеров

несформированности компетенций в области подготовки и проведения исследования, связанного с той или иной отраслью знания и сферой деятельности, в слабом знании профессиональной терминологии, неумении сформулировать методологический аппарат изыскания и др.

Деятельностные барьеры связаны с неумением разумно использовать различные источники информации, в том числе и средства информатизации, несформирован-ностью умений самоорганизации самообразовательной и научной деятельности, отсутствием навыков рационально распределять бюджет времени на выполнение научного исследования и корректировать его.

Рефлексивные барьеры обусловлены несформированностью адекватной самооценки своей научно-профессиональной подготовки, интерпретации результатов выполненного исследования и реализации их на практике.

Подготовка слушателей представляет собой многоаспектное междисциплинарное явление и включает в себя совокупность личностных качеств и профессиональных компетенций, обеспечивающих успешное проведение изысканий и выработку рекомендаций по применению на практике полученных данных. На каждом из названных выше этапов, с учётом влияния комплекса факторов (объективных и субъективных), решаются определённые задачи, направленные на формирование готовности магистрантов к преодолению исследовательских барьеров, структура и содержание которой включают следующие составляющие (см. рис. 3).

Подготовка слушателей к преодолению исследовательских барьеров осуществляется на основе учёта требований принципов, которые представлены на рис. 4.

Для оценки уровня готовности слушателя к преодолению исследовательских барьеров предлагаются следующие критерии:

• мотивационный;

• когнитивный;

• деятельностный;

• рефлексивный.

Они оцениваются высоким, средним и низким уровнями.

Прохождение вышеуказанных этапов обеспечивает формирование готовности слушателя к эффективному осуществлению научно-исследовательской деятельности.

Состояние науки и научных исследований в военной сфере имеет немало недостатков и требует совершенствования и доработок. Этим вызывается необходимость дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности слушателей магистратуры, анализировать и определять новые научно-исследовательские барьеры и проблемы, преодолевать их. В свою очередь это позволит по-настоящему качественно поднять военное образование на новый уровень, сделает его престижным и повысит профессиональную квалификацию офицера при обучении в магистратуре.

Офицер, занимаясь научно-исследовательской деятельностью, развивается как личность и самореализуется, повышает навыки самостоятельной работы и подачи материала. Сама подготовка офицера к научно-исследовательской деятельности представляет собой

сложный и трудоёмкий процесс, который подразумевает преодоление научно-исследовательских барьеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инкина, О. Н. Самообразовательная деятельность студентов вуза как условие повышения качества их подготовки: монография / О.Н. Инкина.- Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2006.- Би-блиогр.: с. 296-335. Текст: непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2009.

3. Сластенин, ВА. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под общей редакцией В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2013. 576 с. Текст: непосредственный.

4. Сыромятников, И.В. Профессиональная субъектность специалиста: сущность, структура и направления развития (статья) // Вестник Московского государственного областного ун-та. Серия «Психология и педагогика», 2006. № 2 (26).

5. Федеральный закон 1996 года № 127 (ред. от 2016 года) «О науке и государственной научно-технической политике».- М.: Консуль-тантПлюс, 2018.

6. Холина, Л.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебно-методический комплекс по специальности 031.300.00 «Социальная педагогика». - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007.

7. Царева, ИА. Развитие научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении / И. А. Царева, Н. А. Румянцева.-Текст: непосредственный // Современный взгляд на будущее науки, 2016. С. 180-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.