Научная статья на тему 'ПРОВЕРКА ВУЗА - ПЕРЕСМОТР ПОДХОДА ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРОВЕРКА ВУЗА - ПЕРЕСМОТР ПОДХОДА ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ / ПРОВЕРКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / QUALITY OF EDUCATION / CONTROL / VERIFICATION / PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION / QUALIFICATION REQUIREMENTS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимонин Дмитрий Викторович, Попова Юлия Николаевна

Статья посвящена рассмотрению новых подходов к вопросу повышения качества подготовки высококвалифицированных военных кадров, обоснована необходимость пересмотра подходов к проверке деятельности военных образовательных организаций. В качестве одного из подходов, направленного на повышение качества подготовки военных кадров и соответствия современным требованиям конкурентоспособности, предложено прохождение военными образовательными организациями процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимонин Дмитрий Викторович, Попова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY REVIEW - REVIEW OF THE APPROACH WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF MILITARY PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

The article is devoted to the consideration of new approaches to improving the quality of training of highly qualified military personnel, the need to review the approaches to checking the activities of military educational organizations is justified. As one of the approaches aimed at improving the quality of military personnel training and meeting modern competitive requirements, it is proposed that military educational organizations pass the procedure of professional and public accreditation of educational programs.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕРКА ВУЗА - ПЕРЕСМОТР ПОДХОДА ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Д.В. ЗИМОНИН, Ю.Н. ПОПОВА

D.V. ZIMONIN, Yu.N. POPOVA

ПРОВЕРКА ВУЗА - ПЕРЕСМОТР ПОДХОДА

UNIVERSITY REVIEW - REVIEW OF THE APPROACH

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF MILITARY PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

Сведения об авторах: Зимонин Дмитрий Викторович - заместитель начальника кафедры ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное ^ орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменное училище

имени генерала армии С.М. Штеменко» Министерства обороны Российской Федерации, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Краснодар. Е-mail: dzimonin@yandex. ru);

Попова Юлия Николаевна - профессор 12 кафедры ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменное училище имени генерала армии С.М. Штеменко» Министерства обороны Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент (г. Краснодар. E-mail: birj@bk. ru).

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению новых подходов к вопросу повышения качества подготовки высококвалифицированных военных кадров, обоснована необходимость пересмотра подходов к проверке деятельности военных образовательных организаций. В качестве одного из подходов, направленного на повышение качества подготовки военных кадров и соответствия современным требованиям конкурентоспособности, предложено прохождение военными образовательными организациями процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Ключевые слова: качество образования, контроль, проверка, профессионально-общественная аккредитация, квалификационные требования, профессиональная подготовка.

Information about the authors: Dmitry Zimonin - Deputy Head of the Department of the Federal State Government Military Educational Establishment education «Krasnodar Higher Military awarded by the Order of Zhukova and by the Order of October Revolution and the Red Banner School named after the general of the Army S.M. Shtemenko» of the Department of Defense of the Russian Federation, colonel, Ph. D., associate professor (Krasnodar. E-mail: dzimonin@yandex. ru);

Julia Popova - Professor of the 12th Department of the Krasnodar Higher Orders of Zhukovo and the October Revolution Red Banner Military School named after Army General S. M. Shtemenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Krasnodar. E-mail: birj@bk. ru).

Summary. The article is devoted to the consideration of new approaches to improving the quality of training of highly qualified military personnel, the need to review the approaches to checking the activities of military educational organizations is justified. As one of the approaches aimed at improving the quality of military personnel training and meeting modern competitive requirements, it is proposed that military educational organizations pass the procedure of professional and public accreditation of educational programs.

Keywords: quality of education, control, verification, professional and public accreditation, qualification requirements, professional training.

(ГЩр 1 штаг

Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономическое развитие Российской Федерации способствуют эффективной защите национальных интересов.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одними из национальных интересов на долгосрочную перспективу являются: укрепление обороны страны; сохранение и развитие культуры, совершенствование информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, повышение качества подготовки кадров и военного образования и др.

Социально-экономическая обстановка в стране, динамизм внутри- и внешнеполитической ситуации приводят к расширению круга задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, требуют от офицерского корпуса высокого профессионализма и способности квалифицированно решать сложные служебно-боевые задачи. Отсюда следует, что стратегической целью обеспечения национальной безопасности в области образования является повышение качества профессионального и высшего образования.

Система военного образования является важнейшим элементом военной организации государства, находится в едином образовательном пространстве Российской Фе-

дерации и развивается на основе государственной политики в сфере обороны и образования. Совершенствование системы военного образования должно быть направлено на повышение уровня профессиональной и военно-профессиональной подготовки военных кадров в соответствии с потребностями войск и сил флота.

Качество - емкая сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Совокупностью организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством, является система менеджмента качества, которая является частью системы управления образовательными организациями. Система менеджмента качества предназначена для постоянного мониторинга и улучшения деятельности образовательной организации.

Федеральный закон Российской Федерации 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах

которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

ГОСТ Р ИСО 9000-2005 определяет качество, как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

В общем понимании система менеджмента качества приводится в движение требованиями потребителя организации, т.е. требованиями органа военного управления, в интересах которого осуществляется подготовка военных кадров (далее - заказчик). Потребителям (заказчику) необходима продукция (услуга), характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Потребности и ожидания потребителей (заказчика) постоянно изменяются, из-за чего организации (военные образовательные организации) испытывают давление, создаваемое конкурентной средой и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию (офицеров-выпускников) и свои процессы.

Система менеджмента качества образовательной организации, в т.ч. военной образовательной организации, как один из инструментов управления, дает уверенность командованию военной образовательной организации и заказчикам в том, что образовательная организация способна готовить квалифицированные военные кадры (поставлять продукцию), полностью соответствующие требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы).

Контроль качества образования осуществляется посредством мониторинга результатов реализации образовательных программ, внутренней и внешней экспертизы качества образовательной деятельности, разработки мероприятий

(планов, дорожных карт) по совершенствованию и стратегии развития образовательных программ.

В настоящее время на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения образовательными организациями этих требований, направлена государственная регламентация образовательной деятельности.

Министерство обороны Российской Федерации в отношении подчиненных образовательных организаций осуществляет ведомственный контроль деятельности. Ведомственный контроль деятельности военных образовательных организаций включает проведение комплексных (инспекторских и контрольных) проверок, контрольных проверок по отдельным вопросам и т.д.

Проверки военных образовательных организаций являются формами, включающими комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке состояния и оценке результатов деятельности, а также разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности ее де-

ятельности. Причем контроль качества образования в ходе подобных проверок сводится к написанию летучек, ответов на тесты. И это в лучшем случае.

Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по основным образовательным программам определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой военная образовательная организация принимает участие на добровольной основе. Данное положение закреплено и в федеральных государственных

Рис. 1

образовательных стандартах нового поколения, поколения 3++.

На сегодня внешняя оценка качества образовательной деятельности военной образовательной организации по основным образовательным программам осуществляется в рамках процедуры государственной аккредитации с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по основным образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральный закон Российской Федерации 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет работодателям, их объединениям проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых образовательной организацией.

С целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших основные профессиональные образовательные программы и (или) дополнительные профессиональные программы в конкретной военной образовательной организации, отвечающие квалификационным требованиям к военно-профессиональной под-

Рис. 2

готовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, требованиям к специалистам соответствующего профиля, предлагается пересмотреть подходы к проведению проверок военных образовательных организаций и заменить большую их часть процедурой профессионально-общественной аккредитации.

Профессионально-общественная аккредитация должна проводиться на основании аккредитацион-ной экспертизы, представляющей оценку содержания и качества военно-профессиональной (специальной) подготовки выпускников заявленных образовательных программ на соответствие квалификационным требованиям.

Аккредитационная экспертиза должна проводиться в соответствии с порядком (порядками) проведения профессионально-общественной аккредитации, установленным(и) федеральным государственным органом, осуществляющим подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства.

Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации должны учитывать:

• соответствие сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения образовательной программы (выраженных в форме военно-профессиональных компетенций) квалификационным требованиям;

• соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур

запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения);

• соответствие кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество военно-профессиональной подготовки выпускников, содержанию военно-профессиональной деятельности и военно-профессиональным задачам, к которым готовится выпускник;

• подтвержденное участие органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка военных кадров:

- в проектировании образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы;

- в организации проектной работы обучающихся;

- в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения;

- в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.

Рассмотренные выше критерии устанавливают обязательный минимум требований к оценке образовательных программ. Критерии могут расширяться, уточняться за счет показателей, позволяющих проводить объективную и достоверную оценку качества образовательных программ, заявленных для проведения про-

фессионально-общественной аккредитации.

На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ могут формироваться рейтинги аккредитованных образовательных программ.

Сведения об имеющейся у военной образовательной организации профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Современный военный специалист должен обладать прочными фундаментальными знаниями и уверенными практическими навыками по эксплуатации поступающих на места вооружения и военной техники, грамотно руководить воинскими подразделениями и при решении боевых и учебно-боевых задач. Предлагаемый подход позволит повысить интенсивность и качество обучения, обеспечит режим подготовки слушателей и курсантов, максимально приближенный к условиям прохождения военной службы в войсках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акентьев, С.П. Важная часть образовательного процесса // Вестник военного образования, 2019. № 4 (19). С. 11-14.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- М.: Изд-во стандартов, 2005. 26 с.

3. Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (утв. Национальным советом 03.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.