Научная статья на тему 'Проблемы и пути развития подготовки офицерских кадров при гражданских вузах'

Проблемы и пути развития подготовки офицерских кадров при гражданских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ / EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA / СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF MILITARY EDUCATION / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / TRAINING MILITARY CENTER / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / MILITARY PREPARATION OF OFFICER SHOTS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / QUALIFICATION REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев И. А., Пасечников Ю. В., Новицкий С. В., Перчун А. А.

Рассматривается подготовка офицерских кадров в системе военного образования, как составляющей системы образования России. Раскрыты проблемы подготовки офицерских кадров в УВЦ при гражданских вузах и рассматриваются пути развития и совершенствования подготовки офицерских кадров. При реализации обозначенных мер будет обеспечено повышение качества организации деятельности учебных военных центров и в результате позволит максимально точно и качественно выполнить требования заказчика по подготовке кадровых офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцев И. А., Пасечников Ю. В., Новицкий С. В., Перчун А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути развития подготовки офицерских кадров при гражданских вузах»

УДК 355.23:378

И.А. Кудрявцев, I.A. Kudriavtsev Ю.В. Пасечников, Yu.V. Pasechnikov С.В. Новицкий, S.V. Novitskiy А.А. Перчун, A. A.Perchun

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT OF PREPARATION OF OFFICER SHOTS AT CIVIL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Рассматривается подготовка офицерских кадров в системе военного образования, как составляющей системы образования России. Раскрыты проблемы подготовки офицерских кадров в УВЦ при гражданских вузах и рассматриваются пути развития и совершенствования подготовки офицерских кадров. При реализации обозначенных мер будет обеспечено повышение качества организации деятельности учебных военных центров и в результате позволит максимально точно и качественно выполнить требования заказчика по подготовке кадровых офицеров.

Preparation of officer shots in system of military education, as making education system of Russia is considered. Problems of preparation of officer shots in UVTs are opened at civil higher education institutions and ways of development and improvement of preparation of officer shots are considered. At realization of the designated measures improvement of quality of the organization of activity of educational military of the centers will be provided and as a result will allow most precisely and to fulfill qualitatively requirements of the customer for training of regular officers.

Ключевые слова: система образования России; система военного образования; военная подготовка офицерских кадров; Учебный военный центр; Федеральный государственный образовательный стандарт; квалификационные требования

Keywords: education system of Russia; system of military education; military preparation of officer shots; Training military center; Federal state educational standard; qualification requirements

Первое десятилетие XXI века характеризуется кардинальным пересмотром образовательной политики в России, приведением ее к международным стандартам в образовании, поворотом к человеку, его интересам и запросам, не забывая при этом потребности общества и государства. Основные положения этой политики, цели, задачи и пути реформирования образования нашли отражение в нормативно-правовых документах: законах, программах, концепциях, государственных образовательных стандартах, указах, постановлениях и приказах органов государственной власти и управления. Одним из направлений реформирования системы образования является реформирование системы военного образования. Главная цель происходящих реформ заключается в том, чтобы одновременно с реформированием Вооруженных Сил России сформировать адекватную систему профессиональной подготовки офицерских кадров, отвечающую новой структуре и современным задачам войск, обеспечивающую радикальное повышение профессионализма офицеров Вооруженных Сил, способных компетентно выполнять служебно-боевые задачи.

Важную роль в данном процессе играют учебные военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях, как составляющая системы военного образования.

Одной из главных задач учебных военного центра является подготовка для Вооруженных Сил офицеров, способных эффективно исполнять должностные обязанности по основной или однопрофильной специальности. Формирование необходимых военно-профессиональных компетенций (знаний, навыков, умений) является ключевым звеном решения данной задачи и обеспечивается всем образовательным процессом на основе реализации ФГОС, КТ и основных образовательных программ (т.е. по образовательным программам высшего образования).

Но необходимо отметить, что подготовка офицерских кадров в учебных военных центрах при гражданских вузах осуществляется в процессе его обучения в высшем учебном заведении на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Напомним, что федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования - представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, к профессии, специальности, направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Каждый офицер в ходе своей службы выполняет основные виды деятельности: организационно-управленческая (боевая и повседневная), технико-эксплуатационная, обучающая, воспитательная и научно-исследовательская. Исходя из вышесказанного, возникает первая проблема в подготовке офицерских кадров при гражданских вузах: не согласованность требований предъявляемых к выпускнику - офицеру по видам деятельности определяемыми квалификационными требованиями по военно-учетной специальности и федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования [12, с. 79].

Исследование данной проблемы говорит о том, что насколько профессионально будет подготовлен офицер, полно и правильно сможет разрабатывать алгоритм действий, зависит и боевая готовность воинского формирования, а в целом и безопасность РФ. Но обучить специалиста выполнять в единстве все четыре вида деятельности в рамках учебного плана (т.к. общее учебное время предоставляет гражданская образовательная организация) - задача, очень сложная. Потому что, совместить проектно-конструкторскую деятельность (основная гражданская специальность) с эксплуатационной, боевой и управлением подразделениями в повседневной деятельности просто невозможно. Поэтому государственные образовательные стандарты должны быть жестко закреплены с квалификационными требованиями, т.е. специальность или направление подготовки по гражданской специальности должна соответствовать военно-учетной специальности. А это в свою очередь взаимосвязь учебных дисциплин по основной образовательной программе профессионального образования и дисциплин по военной подготовке.

Вторая проблема в организации подготовки офицерских кадров, это не согласованность требований предъявляемые к выпускнику - офицеру по выполнению управленческих функций определенных спецификой военной службы.

Так каждый офицер выполняет определенный перечень управленческих функции: специалист в определенной профессиональной области; воспитатель; преподаватель; социальный педагог; управленец; военный профессионал; обеспечение деятельности подразделения [13, с. 11].

Проведенный анализ подготовки офицеров показывает, что функциональное предназначение офицера гораздо шире, чем требования, которые определяются образовательными стандартами.

Иначе говоря, подготовка офицера должна быть значительно шире, чем предполагается по государственному образовательному стандарту. Ведь по выпуску из учебного заведения на любого офицера возлагается многоплановая ответственность, которая не ограничивается рамками полученной им специальности. В этом контексте на первый план выдвигается тесная взаимосвязь учебных дисциплин вуза с требованиями реальной практики. Попытки упростить эту ситуацию приводят к неполноценной подготовленности офицера.

Третья проблема в организации подготовки офицерских кадров, это организация кадрового обеспечения деятельности учебных военных центров. Анализ показывает, что основным противоречием в кадровой политике, является несоблюдение порядка подбора офицеров, для замещения должностей работников учебных военных центров. Одним из направлений решения данной проблемы, может стать практика организации для преподавателей учебного военного центра, не имеющих установленный 10 летний опыт военной службы по реализуемым направлениям военной подготовки, ежегодных войсковых стажировок в воинских частях постоянной боевой готовности в целях совершенствования уровня профессиональной подготовки по соответствующим направлениям подготовки. Указанные стажировки, следует организовывать на базе воинских частей. Кроме того, в связи с масштабным перевооружением Вооруженных Сил на новые образцы военной техники, такие стажировки целесообразно совмещать с переобучением офицеров войсковых частей в межвидовых учебных центрах и на полигонах Министерства обороны Российской Федерации.

Подводя итог можно отметить, что подготовка офицерских кадров является составляющей системы государственного образования и нацелена на военную подготовку гражданских лиц с целью формирования корпуса военных специалистов, способных в условиях мирного и военного времени, обеспечить безопасность Отчества. Следует отметить, что при реализации обозначенных мер будет обеспечено повышение качества организации деятельности учебных военных центров и в результате позволит максимально точно и качественно выполнить требования заказчика по подготовке кадровых офицеров.

Библиографический список

1. Пестов, В. А. Организационно-правовые основы военного образования : учеб. пособие / В. А. Пестов, В. Г. Пальмов. - М. : ВАРВСН им. Петра Великого, 2010. - 336 с.

2. Российская Федерация. Законы. Об обороне [Электронный ресурс] : федер. закон [ принят 31 мая 1996, № 61-ФЗ : ред. от 03.02.2014 : изм. от 04.06.2014]. - Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.

3. Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Электронный ресурс] : федер. закон [принят 28 марта 1998, № 53-ФЗ :ред. от 11.03.2010.]. - Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.

4. Правительство РФ. Постановления. О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года [Электронный ресурс] : постановление [принято 27 мая 2002, № 352 : ред. от 30.03.2010.] /.]. - Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.

5. Правительство РФ. Постановления. Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс] : постановление [ принято 6 марта 2008, № 152] . - Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.

6. Правительство РФ. Распоряжения. Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс] : распоряжение [принято 6 марта

2008, № 275-р ]. - Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.

7. Министерство обороны. Министерство образования и науки. Приказы. Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс] : приказ [принят 10 июля 2009, № 666/249]. - Доступ из справочно-правовой системы Консультант плюс.

8. Министерство обороны. Министерство образования и науки. Директивы. Об упорядочении работы по направлению офицеров Вооруженных сил РФ в организации, выполняющие задачи в интересах обороны страны и безопасности государства и в ФГОУ ВПО : директива [ принята 16 января

2009, № 173/2/6330] // Сборник действующих приказов и директив Министерства обороны.

9. Фильков, С. М. Система военной подготовки в гражданских ВУЗах: теория и практика функционирования и совершенствования / С. М. Фильков : монография. - М. : МГИМО. - 2009.

10. Аксенов, К. В. Понятие «военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание / К. В. Аксенов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4; Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 169-174.

11. Бахров, С. В. Военно-профессиональная подготовка офицерских кадров. Сущность тенденции / С. В. Бахров // Вестник Военно-морского института радиоэлектроники им. А. С. Попова. -2009. - С. 34-37.

12. Букреев, Ю. Д. О некоторых аспектах подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил России / Ю. Д. Букреев // Армия и общество. - 2008. - № 5. - С.78-80.

13. Зеленская, Н. В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров / Н. В. Зеленская // Проблемы экономики и качества образования в России : сб. статей IX Все-рос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2010. - С. 11 - 13.

14. Ипатов. О. Интеграция военного и гражданского образования — это наиболее перспективный путь подготовки кадровых офицеров / О. Ипатов // Военно-промышленный курьер. - 2009. -№ 41. - С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.