Научная статья на тему 'Система профессионального образования офицерских кадров ВМС США'

Система профессионального образования офицерских кадров ВМС США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ / ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США / PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM / COMMISSIONED OFFICERS / US NAVY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессарабов Александр Васильевич

Данная статья представляет собой анализ современного состояния системы профессиональной подготовки офицерских кадров для Военно-Морских Сил США, структуры и принципов обучения и воспитания в данной системе. В статье, на примере трехвидовой системы учебных заведений профессионального военно-морского образования, рассмотрены особенности отбора курсантов и условия их обучения, структура учебной программы и учебного плана по видам профессиональной подготовки, а так же особенности назначения выпускников на офицерские должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE US NAVY COMMISSIONED OFFICERS

Given clause represents the analysis of a modern condition of system of vocational training of the officer staff for the Navies (further Naval Forces) the USA, structures and principles of training and education of the given system. In this article, features of selection of cadets and conditions of their training, structure of the curriculum and the curriculum by types of vocational training, and also features of purpose of graduates on officer positions are considered on an example of three-specific system of educational institutions professional naval formation.

Текст научной работы на тему «Система профессионального образования офицерских кадров ВМС США»

Царенко Людмила Сергеевна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: pego_307@mail.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Tел.: +79282705649.

Учебный военный центр; отдел общевоенной и тактической подготовки; доцент. Tsarenko Liudmila Sergeevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: pego_307@mail.ru

44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +79282705649

Military Educational Center; Department Obschevoennoy and Tactical Training; Associate Professor.

УДК 355.2. 001

А.В. Бессарабов

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОФИЦЕРСКИХ

КАДРОВ ВМС США

Данная статья представляет собой анализ современного состояния системы профессиональной подготовки офицерских кадров для Военно-Морских Сил США, структуры и принципов обучения и воспитания в данной системе.

В статье, на примере трехвидовой системы учебных заведений профессионального военно-морского образования, рассмотрены особенности отбора курсантов и условия их обучения, структура учебной программы и учебного плана по видам профессиональной подготовки, а так же особенности назначения выпускников на офицерские должности.

Система профессиональной подготовки; Офицерские кадры; Военно-Морские Силы

США.

A.V. Bessarabov

THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE US NAVY COMMISSIONED OFFICERS

Given clause represents the analysis of a modern condition of system of vocational training of the officer staff for the Navies (further - Naval Forces) the USA, structures and principles of training and education of the given system. In this article, features of selection of cadets and conditions of their training, structure of the curriculum and the curriculum by types of vocational training, and also features of purpose of graduates on officer positions are considered on an example of three-specific system of educational institutions professional naval formation.

Professional education system; Commissioned officers; US Navy.

Комплектование Военно-Морских Сил (далее - ВМС) США офицерским составом для замещения первичных должностей осуществляется выпускниками сети образовательных учреждений трех видов:

♦ 20 % будущих офицеров ВМС получают образование в Военно-морском училище (г. Аннаполис);

♦ 40 % - на курсах вневойсковой подготовки при гражданских университетах и колледжах страны;

♦ 40 % - в кандидатских офицерских школах.

Проанализируем специфику и степень эффективности подготовки офицеров в каждом из видов данных учебных заведений.

Обучение курсантов в Военно-морском училище. В настоящее время прием на обучение юношей и девушек в Военно-морское училище осуществляется в возрасте 17-22 лет, не состоящих в браке, имеющих законченное 12-летнее среднее образование и начальную морскую подготовку в различных морских клубах, школах, союзах. Отбор кандидатов на обучение производится с особой тщательностью. Например, каждый поступающий в Военно-морское училище должен иметь рекомендацию, подписанную президентом, вице-президентом, членом конгресса, губернатором штата или другим ответственным должностным лицом, имеющим на это право.

Ежегодно из этого училища выпускается 1 000 офицеров, а набирается около 1 300-1 500 человек. Общая численность обучающихся в училище на всех курсах составляет около 4 500 человек. Срок обучения непосредственно в самом училище составляет четыре года. Цель обучения в училище - подготовка профессиональных офицеров ВМС и морской пехоты [1].

Поступив в училище, каждый курсант должен дать подписку о том, что окончит училище (если не будет исключен по инициативе командования), после окончания училища прослужит не менее пяти лет, после преждевременного ухода со службы обязуется служить офицером резерва ВМС в течение шести лет после окончания училища [2].

Учебная программа включает три основных курса:

♦ военных наук;

♦ гуманитарных и социально-экономических, естественных, инженернотехнических наук;

♦ по выбору курсантов для будущей специализации.

Структура учебного плана по видам подготовки выглядит следующим о б-разом:

♦ гуманитарные и социально-экономические науки - 25 % учебного времени;

♦ физическая, общевойсковая и строевая подготовка - 25 %;

♦ военные и специальные дисциплины - 20 %;

♦ технические дисциплины и естественные науки - 15 %;

♦ факультативы - 15 %.

Для военно-морского училища наиболее характерны качества его выпускников:

♦ высокие стандарты чести и воинское достоинство;

♦ высокое профессиональное мастерство;

♦ патриотический настрой, преданность флотским традициям.

Курсанты обучаются в группах от 8 до 27 человек. Академический час - 50 минут. В день шесть обязательных занятий. Самоподготовка с 19.45 до 22.30.

Преподаватели уделяют большое внимание каждому обучающемуся. Профессор, который читает лекции, проводит и лабораторные занятия. Такой подход к индивидуальной подготовке резко контрастирует с обучением в университетах США, где лекции читаются в больших потоках в несколько сот студентов, а лабораторные и другие практические занятия ведут аспиранты [2].

В общей сложности на профессиональную подготовку отводится около 2 000 часов. Курсант в конце первого года обучения сам выбирает траекторию образования. Выбор курсантами программы специализации осуществляется в конце первого года обучения, когда они окончательно определяются со сферой своей будущей служебной деятельности.

На втором курсе основное внимание уделяется изучению общенаучных и технических дисциплин. Этот курс служит основой для выбора курсантами будущих специальностей.

На третьем курсе также продолжается теоретическое обучение по применению в ВМС электроники во всех видах вооружения и военной техники, а также электротехнических дисциплин независимо от специальностей. Курсанты третьего курса поочередно назначаются на командные должности в подразделениях курсантов первого и второго курсов.

На четвертом, выпускном курсе проводится полугодовой морской поход, который в основном посвящен руководству личным составом корабельных подразделений и служб при выполнении кораблем задач в море. Обучение на этом курсе завершается по программе бакалавра по специальности. В итоге из четырех лет обучения курсантов один год полностью приходится на морские походы.

Для воспитания чести и достоинства будущих офицеров флота, в училище создана и эффективно функционирует целая система, включающая кодекс чести училища; совет попечителей (известные выпускники училища, а также гражданские лица); совет по вопросам чести и норм поведения; представительство курсантов в различных общественных структурах училища; штатная группа воспитателей военнослужащих (мужчин и женщин), прошедших на флоте большую службу на старшинских и сержантских должностях, зарекомендовавших себя своей исключительной честностью, патриотизмом и умением работать с молодежью. Последняя группа воспитателей является дополнением к штатным капелланам, консультативному центру, спонсорам, старшим по положению и т.д. Для пропаганды лучших традиций училища, его роли в ВМС США и в целом в стране поддерживаются тесные творческие связи со средствами массовой информации [1].

В училищный комплекс входят многочисленные здания для жилья курсантов, классных аудиторий, лабораторий, библиотеки, музея, офицерского клуба, семей профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала.

Аудитории и лаборатории училища имеют лучшее оборудование в сравнении с любым из гражданских колледжей и университетов страны.

По окончании училища выпускники в соответствии с избранными офицерскими профессиями и специальностями направляются в школы родов сил флота на срок от трех до пятнадцати месяцев для подготовки по конкретной первичной должности [2].

Обучение в университетах и колледжах на курсах вневойсковой подготовки. На эти курсы зачисляются в добровольном порядке студенты (юноши и девушки), имеющие американское гражданство, годные по состоянию здоровья и морально-политическим качествам для службы в ВМС. Обучение на курсах вневойсковой подготовки организовано на постоянной основе при 60 колледжах и университетах США. Обучение построено таким образом, что занятия на курсах вневойсковой подготовки проводятся по двум различным четырехгодичным программам. Одна из этих программ предназначена для подготовки кадровых офицеров, а другая - офицеров резерва. Лица, обучающиеся по программе "кадра", считаются курсантами, состоят на государственном обеспечении и получают ежемесячное денежное содержание. Они заключают контракт с министерством ВМС, по которому обязуются: до конца учебы не вступать в брак; полностью освоить программу обучения; в летнее время проходить практику на кораблях и в частях ВМС продолжительностью восемь недель и, если будет предложено, стать кадровыми офицерами флота или морской пехоты, и прослужить не менее четырех лет [3].

Лица, занимающиеся по программе "резерва" относятся к студентам. Они обязаны в течение четырех лет изучить программу и в процессе обучения в один из летних периодов пройти практику на кораблях или в частях ВМС. В соответствии с контрактом студенты этих курсов обеспечиваются формой одежды и бесплатными учебными пособиями, а на третьем и четвертом курсах получают денежное содержание. При призыве на военную действительную службу офицер обязан прослужить не менее трех лет.

Курсанты и студенты, завершившие четырехгодичное обучение получают академическую степень по образованию "бакалавр". Выпуск по обеим программам составляет 1 800 человек ежегодно. Как показывает опыт, около 1 000 выпускников становятся кадровыми офицерами и около 800 - офицерами резерва. Емкость колледжей и университетов при необходимости позволяет значительно увеличивать количество обучающихся курсантов и студентов для ВМС США.

Выпускники курсов вневойсковой подготовки перед назначением на должности, как и выпускники Военно-морского училища, обязаны пройти подготовку в школах родов сил флота в течение трех - пяти месяцев для освоения конкретных специальностей [3].

Обучение в кандидатских офицерских школах. В кандидатские офицерские школы зачисляются выпускники вузов, имеющие академическую степень бакалавра, а также рядовой и старшинский состав ВМС, прослуживший на флоте от четырех до шести лет и имеющий среднее образование.

Выпускники гражданских вузов, выразившие желание поступить в кандидатскую офицерскую школу, обязательно направляются на двухмесячные курсы начальной военной подготовки при школе. Обучение в школе рассчитано на четыре месяца и проводится по специально разработанным программам применительно к составу обучающихся и уровню их образования. Выпускники кандидатских офицерских школ проходят трех-пяти месячную специальную подготовку по профилю своей будущей офицерской профессии и специальности в школах родов сил, как и выпускники Военно -морского училища, колледжей и университетов, связавшие свою судьбу со службой в ВМС США. Выпускники кандидатских школ, получившие офицерские звания, обязаны по контракту служить в ВМС от четырех до шести лет.

Кроме того, офицерские кандидатские школы являются основным поставщиком офицерского состава ВС США в период мобилизационного развертывания и ведения боевых действий [4].

Таким образом, подготовка офицерских кадров ВМС США сложилась в высокоэффективный и самобытный образовательный комплекс. Высокий профессиональный уровень подготовки выпускников данной трехзвенной системы обеспечивается четкой организацией учебного процесса, профессиональным мастерством штатных (гражданских и военных) преподавателей, сбалансированностью учебных планов и программ, отличной учебно-материальной базой учебных заведений, высоким уровнем компьютеризации учебного процесса и созданием материальных и бытовых условий курсантам, преподавателям и обслуживающему персоналу.

Главным достоинством необходимо признать то, что описанная выше система подготовки кадров отвечает реальным потребностям боевой и мобилизационной готовности ВМС США и готовит офицерские кадры, которые отвечают самым современным требованиям теории и практики военно-морской науки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Интервью начальника Военно-морского училища Хилла В.Л. младшего // Proceedings.

- 2001. - № 2. - С. 14-19.

2. Потворов В.Л. Некоторые вопросы организации обучения в Военно-морском колледже США. Вып. 16. - СПб.: Военно-морская Академия, 1995. - 62 с.

3. Сборник статей. Система подготовки офицерских кадров ВМС США, Японии и Италии. Вып.1. - Л.: Военно-морская Академия, 1990. - С. 30-52.

4. Сутягин И.Н. Подготовка командиров подводных лодок ВМС США и Великобритании.

- М.: Институт США и Канады РАН, 1994. - С. 45-69.

Статью рекомендовали к опубликованию: д.в.н., профессор Н. Карпиленя, д.п.н. В. Шоган.

Бессарабов Александр Васильевич

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: bessarabov.av@mail.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский 44.

Тел.: +79034629679.

Учебный военный центр; отдел иностранных языков и психологической работы; преподаватель.

Bessarabov Alexandr Vasil’evich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: bessarabov.av@mail.ru.

44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +79034629679.

Military Educational Center; Department of Foreign Languages and Psychological Work; Teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.