Научная статья на тему 'Система подготовки школьников к поступлению в военно-профессиональные учебные заведения'

Система подготовки школьников к поступлению в военно-профессиональные учебные заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ / PRE-UNIVERSITY SCHOOL STUDENTS TRAINING / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / DIRECTIONS OF TRAINING / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / PROGRAM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречко Александр Александрович

Изложены результаты проведенного теоретико-эмпирического исследования, ориентированного на оптимизацию системы подготовки юношей к поступлению в военно-профессиональные учебные заведения. Представлены теоретико-методологические основания данного процесса. Охарактеризованы необходимые направления подготовки и реализующие их программы. Представлены содержание и результаты экспериментальной апробации разработанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SCHOOL STUDENTS TRAINING FOR ADMISSION TO MILITARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The paper discusses the results of the conducted theoretical empirical research focused on optimization of system of young men training for military professional educational institution admission. The theoretical methodological bases of this process are presented. The author describes the necessary directions of training and programs realizing them. The contents and results of experimental approbation of the developed system are provided.

Текст научной работы на тему «Система подготовки школьников к поступлению в военно-профессиональные учебные заведения»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 373.048.45:355.231.4 ББК 74.200.536 Г 81

А.А. Гречко

Заместитель начальника учебно-методического управления Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко; E-mail: [email protected]

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Изложены результаты проведенного теоретико-эмпирического исследования, ориентированного на оптимизацию системы подготовки юношей к поступлению в военно-профессиональные учебные заведения. Представлены теоретико-методологические основания данного процесса. Охарактеризованы необходимые направления подготовки и реализующие их программы. Представлены содержание и результаты экспериментальной апробации разработанной системы.

Ключевые слова: военно-профессиональное образование, довузовская подготовка школьников, направления подготовки, программа подготовки.

A.A. Grechko

Deputy Chief of Educational Methodical Department of the Krasnodar Higher Military Institute named after General S.M. Shtemenko; E-mail: snkhazova@ gmail.com

THE SYSTEM OF SCHOOL STUDENTS TRAINING FOR ADMISSION TO MILITARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract. The paper discusses the results of the conducted theoretical empirical research focused on optimization of system of young men training for military professional educational institution admission. The theoretical methodological bases of this process are presented. The author describes the necessary directions of training and programs realizing them. The contents and results of experimental approbation of the developed system are provided.

Keywords: military professional education, pre-university school students training, directions of training, program of training.

Социально-экономические процессы и тенденции мирового развития представляют собой комплекс факторов, определяющих основные

требования к деятельности во всех профессиональных областях, а следовательно, к личностным характеристикам любых специалистов и к

содержанию профессионального образования. Государство, как орган, призванный защищать интересы своих граждан, прогнозирует изменения этих требований и транслирует их в систему общего и профессионального образования через разрабатываемые доктрины, концепции, законы, образовательные программы. Система образования, в свою очередь, анализирует их, предпринимает адекватные меры по модернизации своей структуры, целеполагания, содержания, тех-нолого-методологического сопровождения и др.

События, происходящие в нашей стране в течение последних десятилетий, привели как к недоукомплектованности войск, так и к снижению уровня профессиональной подготовленности офицерского состава; нуждаются в совершенствовании морально-психологические и интеллектуальные качества военнослужащих. Российская армия сегодня все еще преодолевает последствия предыдущих десятилетий развала, характеризующегося длительным сокращением государственных ассигнований на ее содержание и отсутствием четких концепций развития; моральным и физическим устареванием техники и вооружения; снижением качества боевой подготовки военнослужащих, моральным разложением кадрового состава, «утечкой» профессиональных кадров. Идеологические, политические и экономические проблемы последних десятилетий обусловили изменение мотивации к военной службе; отсутствие патриотического воспитания и низкий уровень жизни большинства населения, а также резкая дифференциация общества по финансовому признаку породили явление, когда российский народ перестал ассоциировать себя с государством и, как следствие, в обществе выросло равнодушие к судьбам Родины и т.д. [1, 2, 3, и др.].

В настоящее время отмечается некоторый рост патриотических

настроений среди населения, однако это мало влияет на отношение молодежи к военной службе и профессии офицера, на мотивы выбора юношами военно-профессионального образования. Падение престижа профессии военнослужащего в глазах мужчин и снижение привлекательности военных в глазах женщин (на первых местах в рейтинге престижных профессий вот уже более 20 лет уверенно держатся юридические и экономические специальности) привели, как следствие, к падению престижа военного образования, катастрофическому снижению мотивации военной службы у юношей, непрекращающейся тенденции уклонения от службы в армии по призыву (несмотря на предпринятые государством стимулирующие меры) и т.д. Российская молодежь все еще в большинстве своем не владеет всей полнотой информации относительно профессии военного, особенностей и содержания военного образования, что свидетельствует о недостаточной, а то и полностью отсутствующей просветительской работе государства в этой области.

Для решения указанных проблем необходимо принимать комплекс мер общегосударственного масштаба, к которым следует отнести и реконструкцию системы военно-профессионального образования. Г.В. Кириленко справедливо заключает, что число и качество подготовки выпускников высших военно-учебных заведений может существенно возрасти благодаря совершенствованию современной системы государственного высшего военного образования [4].

Вопросам реформирования системы военного образования в пос лед-ние годы посвящается множество правительственных документов, а также работ российских и зарубежных военных психологов и педагогов [4, 5, 6, 7 и др.]. Однако одной из проблем военно-профессионального образования является низкий базовый уровень интеллектуальной,

морально-психологической и физической подготовленности курсантов, отсутствие у них установки на длительную военно-профессиональную деятельность. Это проявляется и в недостаточно глубоких и качественных общеобразовательных знаниях и умениях абитуриентов, и в затруднениях, которые испытывают курсанты при освоении военно-профессиональных образовательных программ, и в отсутствии у абитуриентов и курсантов осознанных социально-значимых мотивов выбора военной профессии.

Профессиональные образовательные программы высших военно-учебных заведений отличаются более высоким уровнем сложности и большей содержательной и структурной насыщенностью, нежели программы многих гражданских вузов. Помимо общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, они включают усиленную физическую, боевую и морально-психологическую подготовку, к освоению которых курсанты должны быть готовы уже при поступлении в Ввуз (Высшие военно-учебные заведения). Современные требования к уровню и объему содержания военного образования, к личностным качествам офицеров, их морально-психологической, боевой и физической подготовленности однозначно свидетельствуют о необходимости целенаправленной довузовской подготовки молодых людей к поступлению и учебе в военно-учебных заведениях, а по их окончании - к продолжению военной службы в качестве офицера. Данная подготовка должна быть направлена на формирование у молодых людей установки на военную службу, предусматривающую осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации, усиленную морально-психологическую подготовку (в том числе патриотическое воспитание), повышение базового уровня общеобразовательной подготовки,

а также дополнительную физическую подготовку.

Исследований, посвященных решению данной проблемы, сегодня явно недостаточно, а существовавшая в советский период практика начальной военной подготовки школьников разрушена. Это определило цель проведенного исследования: выявить совокупность теоретических положений, обосновать направления и содержание довузовской подготовки школьников к поступлению в высшие военно-учебные заведения в системе дополнительного образования и дальнейшей учёбе. Для достижения цели исследования были поставлены и решены задачи, в результате чего выявлена совокупность требований к личности современного офицера, включая его интеллектуальные, морально-психологические и физические качества; определены направления деятельности и необходимое содержание довузовской подготовки школьников к поступлению в высшие военно-учебные заведения и учёбе в них; выявлена совокупность образовательных принципов, форм и методов довузовской подготовки школьников к поступлению в высшие военно-учебные заведения; разработаны программы подготовки школьников к поступлению в высшие военно-учебные заведения.

Анализ результатов решения исследовательских задач позволяет констатировать следующее.

1. Государство, вооруженные сил РФ предъявляют к военно-профессиональному образованию следующие основные требования: прогностический характер обучения; соответствие учебных планов и программ квалификационным требованиям по конкретной военной специальности и требованиям к педагогической подготовке офицеров; освоение курсантами необходимого объема профессионально важных знаний, умений и навыков; рациональное сочетание обучения и самоподготовки в образовательном

процессе, интенсификация обучения, применение новых информационных технологий; применение исследовательских методов обучения; качественная морально-психологическая подготовка; усиленная физическая подготовка курсантов; собственно военная (боевая) подготовка и др. Исходя из этого, ведущим требованием к абитуриентам военных вузов выступает их готовность к освоению военно-профессиональных образовательных программ, базирующаяся на социально- и профессионально-значимой мотивации получения военного образования; сознательном выборе военной профессии, осведомленности о ее характере и особенностях; морально-нравственных качествах профессионального военного; необходимом уровне базовой общеобразовательной подготовки; достаточном уровне физической подготовки.

Формирование у юношей указанной готовности требует специальной организации учебно-воспитательного процесса. В системе дополнительного образования могут быть созданы оптимальные условия для качественной подготовки школьников к поступлению и учебе в Ввузах. Необходимость данного вида подготовки вызвана несоответствием уровня подготовленности выпускников школ требованиям к интеллектуальным, морально-психологическим и физическим качествам офицеров.

2. Процесс довузовской подготовки включает этап профессионального отбора (выявление и отсев школьников, непригодных к военно-профессиональной деятельности по состоянию здоровья), собственно образовательный процесс (формирование системы необходимых знаний, умений и навыков, развитие профессионально значимых качеств и способностей) и организационно-педагогическое содействие школьникам в поступлении в Ввузы (организация участия школьников в интеллектуальных состязаниях,

профессионально-ориентированных конкурсах и слетах, организационная помощь в период поступления в вузы). Образовательный процесс осуществляется по следующим направлениям: интеллектуальная, морально-психологическая и физическая подготовка.

3. Содержание интеллектуальной подготовки направлено на формирование системы глубоких знаний, умений и навыков по профильным дисциплинам (математике, истории), военной истории и традиций ВС РФ, а также на развитие интеллектуальных умений и навыков, творческого мышления. Морально-психологическая подготовка предполагает развитие военно-профессиональной направленности школьников, их военно-патриотическое воспитание, развитие профессионально значимых психических качеств и способностей. Решению задач интеллектуальной и морально-психологической подготовки в наибольшей степени способствуют методы программированного, проблемного и игрового обучения. Физическая подготовка должна обеспечивать повышение уровня общей физической подготовленности, укрепление здоровья, развитие профессионально значимых двигательных качеств и формирование соответствующих умений и навыков.

4. Эффективность довузовской подготовки школьников к поступлению в Ввузы и дальнейшей учёбе обеспечивается достаточным сроком профильного обучения (3 года); выбором учебных дисциплин (математика, физика, физическая культура, спецкурсы, классный час); структурированием учебного материала и выбором его содержания в соответствии с принципами кон-текстности, научности, последовательности изложения; внедрением в образовательный процесс средств, методов и форм обучения, характерных для практики Ввузов; опорой на индивидуально-дифференцированный подход при осуществлении

интеллектуальной, морально-психологической и физической подготовки школьников.

В соответствии с выделенными направлениями и принципами довузовской подготовки школьников к учебе в высших военно-учебных заведениях нами в рамках дополнительного образования были открыты военно-патриотические кружки в Краснодарском крае. Разработанные дополнительные образовательные программы предназначались для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы, предполагали трехлетний курс обучения.

Программы включали: спецкурсы «Выбор профессии» (1-й год обучения), «Введение в специальность» (2-й год обучения) и «Военно-профессиональное развитие» (3-й год обучения); углубленное изучение физики и математики как профилирующих дисциплин для Ввузов, занятия по физической подготовке (включая военно-прикладную физическую подготовку) и классные часы, на которых изучалась история вооруженных сил России и решались различные задачи военно-патриотического воспитания. Программа интеллектуальной подготовки предполагала участие школьников в различных олимпиадах и конкурсах, конференциях и научных семинарах. В рамках физической подготовки предусматривалось проведение для учащихся военно-патриотических классов соревнований по военно-прикладным видам спорта, полевых сборов, мини-учений и военизированных игр. Морально-психологическая подготовка осуществлялась посредством ознакомления учащихся с сущностью и особенностями военно-профессиональной деятельности, проведения тренингов, ролевых и деловых игр. Эффективному военно-патриотическому воспитанию способствовало изучение школьниками истории и традиций российской армии, встречи с представителями военной профессии и военно-учебных заведений, беседы с ветеранами

ВОВ, экскурсий в военные части и гарнизоны, в музеи боевой славы, а также туристско-исследовательские походы.

Профессиональный отбор осуществляла приемная комиссия, состоящая из медика, психолога и педагогов, которые оценивали документы претендентов (медицинское заключение и справку об успеваемости), проводили предметное тестирование (по математике, физике, физической подготовке) и собеседование.

По результатам тестирования были сформированы внутри военно-патриотических классов дифференцированные группы из ребят, нуждающихся в индивидуальной работе различной направленности: по математике, физике, физической и морально-психологической подготовке. Работа с каждой подгруппой предполагала осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, для чего были разработаны многовариативные образовательные программы соответствующей содержательной направленности.

Основное содержание работы в первый год обучения было направлено на выявление и преодоление индивидуальных интеллектуальных и физических затруднений учащихся, повышение успеваемости по математике и физической культуре, закрепление положительной динамики. Особое внимание уделялось профо-риентационной психолого-педагогической работе и развитию мотивации военной службы у учащихся.

По результатам на конец учебного года выяснилось, что подавляющее большинство учащихся военно-патриотических классов утвердились в профессиональном выборе, улучшили успеваемость по математике и физике, повысили уровень физической подготовленности, стали интересоваться историей и традициями ВС РФ. У них изменилась мотивация выбора военной профессии, начала формироваться военно-патриотическая культура, проявляемая в уважении к государственным

символам, желании защищать Родину, гордости за нее.

Образовательный процесс второго года обучения был нацелен на углубление и расширение интеллектуальных знаний и умений, развитие профессионально значимых физических качеств, закрепление мотивации выбора военной профессии, морально-психологическую подготовку к военно-профессиональной деятельности. Физическая подготовка включала значительный блок военно-специальных упражнений, в интеллектуальной подготовке упор делался на развитие интеллектуальных умений, основу морально-психологической подготовки составляло военно-патриотическое воспитание.

Комплексное тестирование, проведенное в конце второго года обучения, показало, что у учащихся военно-патриотических классов значительно улучшились показатели морально-психологической, интеллектуальной, физической и военно-прикладной подготовки. По математике 85,4% учащихся были готовы обучаться по программе повышенной сложности (остальные - по базовой программе); 44,2% учащихся оказались готовыми к освоению обычной (норма), а остальные 55,8% - усложненной программы по физической культуре. 95,7% учащихся, продолживших обучение, отличались осознанной социально значимой мотивацией военно-профессиональной деятельности, у них начали формироваться конкретные профессиональные интересы (остальные -не определились в выборе конкретной военной специальности).

На третьем году обучения основное внимание уделялось развитию моральных и физических профессионально значимых качеств школьников, организации их участия в научно-исследовательской деятельности и интеллектуальных состязаниях, в военно-направленных слетах и конкурсах, военно-прикладной физической подготовке.

Проведенные в конце учебного года контрольные работы по математике показали, что не было ни одной работы, написанной на уровне ниже хорошего. Учитывая, что первоначально большинство школьников (в среднем по двум предметам 72,5%) успевало в общеобразовательной школе по физике и математике на «удовлетворительно» (средний балл - 3 и 3,5), их успехи в освоении данных дисциплин можно считать достаточно серьезными.

Результаты экзамена на военно-физическую пригодность были даже выше, чем результаты испытаний по математике и физике. Так, 67,9% учащихся выполнили нормативы по физической подготовке на «отлично», 25,1% - на «хорошо» и «отлично», остальные - на «хорошо». Все продемонстрировали выносливость при участии в марш-броске, слаженно и эффективно преодолевали полосу препятствий, отличались энтузиазмом, хорошим настроением. Никто не решил пересмотреть свой профессиональный выбор

По завершении трехлетнего курса довузовской подготовки все выпускники военно-патриотических кружков подали заявления в различные военно-учебные заведения. Тот факт, что сто процентов выпускников военно-патриотических кружков стали курсантами высших военно-учебных заведений, свидетельствует об эффективности образовательного процесса. Положительный эффект был достигнут благодаря: 1) определению и построению содержания довузовской подготовки школьников к поступлению в высшие военно-учебные заведения и дальнейшую учёбу на основе изучения актуальных требований военно-профессиональной деятельности и программных требований военно-профессиональных учебных заведений к когнитивным, мотиваци-онно-ценностным и деятельностным характеристикам абитуриентов; 2) целенаправленному осуществлению довузовской подготовки

школьников в системе дополнительного образования; 3) построению образовательного процесса с опорой на принципы проблемности и профильности обучения с учётом

индивидуального и дифференцированного подходов к личности учащихся, а также необходимости патриотического воспитания будущих офицеров.

Примечания:

1. Совещание по вопросам развития системы военного образования, г. Рязань, 15 ноября 2013 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19631

2. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года» // Министерство Обороны Российской Федерации. URL: http://www.mil.ru

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683. URL: https:// rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

4. Кириленко Г.В. Основные направления развития системы подготовки военных кадров в России: история и современность // Право и безопасность. 2003. № 1-2 (6-7).

5. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учеб. пособие. Орел: Академия Спецвязи России, 2004. 317 с.

6. Фомин А.В. Типология курсантов военных вузов: мотивационный срез // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: https://www.sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=21179.

7. Дёмкина Е.В. Предпосылки исследования проблемы «ментальности» и «менталитета» в трудах зарубежных и отечественных мыслителей // Социосфера. 2011. № 4. С. 18-23.

References:

1. Meeting on the development of the military education system, Ryazan, November 15, 2013. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19631

2. The federal program of "Reforming of the system of military education in the Russian Federation for the period till 2010" // Ministry of Defense of the Russian Federation. URL: http://www.mil.ru

3. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Presidential Decree of December 31, 2015, No. 683. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

4. Kirilenko G.V. The main directions of the development of the military personnel training system in Russia: history and modernity // Law and security. 2003. No. 1-2 (6-7).

5. Obraztsov P.I., Kosukhin V.M. Didactics of the Higher Military School: a manual. Oryol: Academy of Special Communications of Russia, 2004. 317 pp.

6. Fomin A.V. Typology of cadets of military higher schools: a motivational status // Modern problems of science and education. 2015. No. 2-1. URL: https://www.science-education.ru/en/article/view?id=21179.

7. Demkina E.V. Preconditions of research of problematic aspects of "mind" and "mentality" in works of foreign and domestic thinkers // Sociosphere. 2011. No. 4. P. 18-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.