Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АДЪЮНКТУРЕ: ПОИСК ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АДЪЮНКТУРЕ: ПОИСК ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / АДЪЮНКТУРА / НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюк Наталья Владимировна, Ходякова Наталия Владимировна

В работе проанализированы и обобщены результаты эмпирического исследования проблемы качества подготовки научно-педагогических кадров, проведенного методом опроса экспертов. Предложены организационные и педагогические пути решения названной проблемы: усиление вовлеченности научного руководителя в сотрудничество с адъюнктом и повышение требовательности; совершенствование процедур вступительных испытаний; популяризация науки; более полное информирование соискателей, в том числе о предъявляемых к ним требованиях; актуализация участия соискателей в научных конкурсах; оптимизация режима научно-образовательного процесса; предоставление адъюнктам возможностей очного участия в конференциях, посещения экспериментальных площадок и библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сердюк Наталья Владимировна, Ходякова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL IN THE ADJUNCT:FINDING WAYS TO IMPROVE EFFICIENCY

The work analyses and summarizes the results of an empirical study of the quality of training of scientific and pedagogical personnel conducted by the method of interviewing experts. The authors propose organizational and pedagogical ways to solve this problem: increasing the involvement of the supervisor in cooperation with adjunct and increasing demanding; improvement of opening test procedures; popularization of science; to better inform applicants, including on their requirements; updating the participation of applicants in scientific competitions; optimization of the scientific and educational process; providing opportunities for adjuncts to attend conferences in person, visit pilot sites and libraries.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АДЪЮНКТУРЕ: ПОИСК ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

Подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре: поиск путей повышения

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА СЕРДЮК,

начальник кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, доктор педагогических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: natalyserduk@inbox.ru

НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНАХОДЯКОВА,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, доктор педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: hodyakova@yandex.ru

Training of scientific and pedagogical personnel in the adjunct:

finding ways to improve efficiency

NATALYA VLADIMIROVNA SERDYUK,

Head of the Department of Psychology, Pedagogy and human resources management, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

E-mail: natalyserduk@inbox.ru

NATALIYA VLADIMIROVNA KHODYAKOVA,

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Human Resources Management Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

E-mail: hodyakova@yandex.ru

Аннотация. В работе проанализированы и обобщены результаты эмпирического исследования проблемы качества подготовки научно-педагогических кадров, проведенного методом опроса экспертов.

Предложены организационные и педагогические

-

ченности научного руководителя в сотрудничество с

-

шенствование процедур вступительных испытаний;

-

ние соискателей, в том числе о предъявляемых к ним

требованиях; актуализация участия соискателей в

-

разовательного процесса; предоставление адъюнктам

УДК 378

Annotation. The work analyses and summarizes the results of an empirical study of the quality of training of scientific and pedagogical personnel conducted by the method of interviewing experts. The authors propose organizational and pedagogical ways to solve this problem: increasing the involvement of the supervisor in cooperation with adjunct and increasing demanding; improvement of opening test procedures; popularization of science; to better inform applicants, including on their requirements; updating the participation of applicants in scientific competitions; optimization of the scientific and educational process; providing opportunities for adjuncts to attend conferences in person, visit pilot sites and libraries.

возможностей очного участия в конференциях, посещения экспериментальных площадок и библиотек.

Ключевые слова и словосочетания: научно-педагогические кадры; адъюнктура; научный руководитель.

Keywords and phrases: scientific and pedagogical personnel; adjunct; scientific supervisor.

В настоящее время в России активно идет формирование новых интеллектуальных элит, способных к продуктивным инновациям в области управления, политики, культуры, науки, образования, к реформированию

социально-экономической жизни. Вовлеченная

-

-

альных проектов и программ профессиональной

деятельности. Многие молодые люди в качестве

-

рают науку, назначение которой — обеспечивать общественный прогресс актуальными знаниями,

готовить на смену поколению опытных ученых

-

товки молодых ученых призван решать институт

аспирантуры и адъюнктуры, от эффективности

-

тоспособность нашей страны на мировой арене, ее внешняя и внутренняя безопасность, качество жизни населения.

Подготовка научно-педагогических кадров

-

него десятилетия является предметом особого внимания со стороны организаторов научно-

образовательного процесса. В ведомственных

-

-

личные механизмы повышения уровня такой

-

ся предъявляемые к адъюнктам требования,

создаются необходимые для научной работы

-

низуются постоянно действующие семинары

-

реждаются и проводятся научные конкурсы,

-

-

тивности — своевременная защита адъюнктами

кандидатских диссертаций — пока не является

-

ка путей решения данной проблемы в Академии

управления МВД России был проведен опрос

-

дры и научно-исследовательский центр, среди которых 5 человек — начальники кафедр, 9 человек — заместители начальников кафедр, 26 профессоров, 19 доцентов. На момент опроса 32 человека являлись научными руководителями

-

го исследования подробнее.

При опросе большое внимание было уделено

вопросам взаимодействия адъюнкта и научного

-

-

ми, негативно сказывающимися на результатах

подготовки диссертационного исследования

-

рованных, названы:

-

ководителя (48 % респондентов);

— бездействие научного руководителя (30,9 %);

— неопытность научного руководителя (27,9 %);

-

ля в защите адъюнктом диссертации (26,5 %).

--

вия, по мнению опрошенных, являются:

-

водителя при выборе темы и в начале работы

-

ки методики (50,7 %), в ходе сбора эмпирического материала (28,4 %), при анализе итогового текста диссертации (82,1 %), при прохождении адъюнктом предзащиты и подготовке документов в диссертационный совет (35,8 %);

— совместный выбор темы исследования адъюнктом и руководителем (52,2 %) или выбор темы адъюнктом по согласованию с научным руководителем (44,8 %);

-

ктам (40,3 %), при этом скорее высокий уровень значимости этого фактора отметило такое же количество опрошенных (40,3 %).

Данные результаты были продублированы и в ответах респондентов на открытый вопрос:

«Каковы основные причины, которые привели

-

--

дагогических кадров?». Полученные суждения могут быть сведены к нескольким обобщенным: формальный подход к закреплению научного руководителя и научному руководству; слабое

влияние научного руководителя на адъюнкта;

-

зовано на постоянной основе; недостаточная требовательность научного руководителя.

Из полученных данных можно сделать вывод, что вовлеченность научного руководите-

юнктом, разносторонняя помощь ему наряду

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

--

ских кадров. Как этого можно достичь?

--

новлены научные и психологические контакты,

-

-

цпального научного руководителя, ни его потенциального ученика к совместной работе,

-

шло или конфликтам. Возможно, установление

-

--

ний при поступлении в адъюнктуру.

--

теля и адъюнкта. Так, профессору и доценту

-

--

мер, в силу кадрового некомплекта на кафедре,

у научного руководителя возникает дефицит

-

-

ным руководителем, были учтены в расписании занятий, они были бы более систематичными,

и адъюнкт смог бы обсуждать свои результаты

-

телем регулярно и планомерно.

-

дагогической требовательности со стороны

-

шейся ситуации видится в том, что научные

-

знательность, самостоятельность, активность

-

-

следовательской деятельности своего ученика:

-

стотой раз в полгода для очников и раз в году

-

большой опыт научной работы, и он только

-

ся более тесная связь с руководителем, четкое

понимание, во-первых, что и к какому сроку

-

-

там его деятельности. При этом необходимо

-

чаться по степени воздействия и выражаться

в различных формах: указании, рекомендации

-

ся в зависимости от личностных особенностей диссертанта [5].

Вторая группа вопросов анкеты была связана с влиянием на результат обучения в адъюнктуре личностных и деловых качеств диссертантов:

---

рее низкий был оценен 47,8 % опрошенных;

— на скорее снижающийся уровень научных интересов соискателей сделали акцент 52,2 % проанкетированных;

-

сертантов на повышение своего социального статуса посредством получения ученой степени отметили 43,3 % респондентов;

— уровень методологической грамотности адъюнктов как очень низкий оценили 38,8 % опрошенных, а как скорее низкий — 43,3 %.

--

чаемости можно выделить: недостаточные

-

--

ности (8 чел); низкий уровень общей подготовки

-

--

юнктуре (2 чел.); отсутствие практического опыта (1 чел.); отсутствие способностей к исследованию (1 чел.); недисциплинированность (1 чел.).

Заметим, что большая часть связанных

-

-

товности соискателя к научной деятельности и обучению в адъюнктуре. Можно ли устранить или элиминировать эти причины?

---

юнктуру, иначе ему придется ликвидировать

свои пробелы во время обучения, что зачастую

-

сертации к защите. В этом контексте на первый план выходит совершенствование содержания

и процедур вступительных испытаний в части

-

научной и профильной подготовки. Думается,

-

рованным тестированием и собеседованием с членами приемной комиссии не позволяет

полноценно оценить имеющиеся у кандидата

-

петенции, в том числе в области подготовки

-

ний. Представляется, что включение в состав

-

-

лайн-эссе на научную тему и его защита в ходе собеседования позволит более основательно оценивать когнитивную готовность будущего диссертанта и более точно прогнозировать его дальнейшую успешность [3, с. 314].

---

ность мотивации связана с переживанием

нужды в чем-либо или большой значимостью,

-

ности. Внешне обусловленная мотивация — это

формирование педагогическими средствами

-

тересов, ценностных установок, объективной

-

-

искателя извне по сути невозможно, то убедить

-

ской деятельности, возбудить к ней интерес —

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

теля задача при условии, что он сам достаточно мотивирован. Решению этой задачи, а также повышению уровня осведомленности будущих

адъюнктов об установленном режиме обучения

-

жить специально созданные и размещенные

-

ции с целью информирования мультимедийные

-

-

драх, осуществляющих подготовку адъюнктов;

-

-

лями, наиболее успешными адъюнктами; яркие

-

ктов, кандидатов и докторов наук; тематические

-

зирующие полученные молодыми и опытными учеными научные результаты.

В отношении формирования у диссертанта адекватной самооценки большую роль играют

ситуации его участия в конкурсно-оценочных

-

ния объективной оценки своих достижений [1].

-

-

стемы подготовки научно-педагогических кадров:

-

менений в формулировку темы диссертации

в процессе ее подготовки высказались 53,7 %

-

личию такой возможности;

— в отношении возможности смены научной специальности мнения поровну раздели-

рее да» и столько же — «скорее нет»;

— усиление гласности в процедуре защиты

-

ния выделили 28,4 %, как фактор влияния уров-

-

-

гических кадров как сильно влияющий фактор выбрали 38,8 % респондентов, как фактор влияния уровня «выше среднего» — 37, 3%;

— сложность выполнения публикационных требований как фактор средней степени влияния оценили 32,8 % проанкетированных, как фактор влияния уровня «выше среднего» — 35,8 %;

— средний уровень влияния недостаточной популяризации науки в обществе отметили 31,3 % респондентов.

В ответах на открытый вопрос указывались

-

тивности подготовки научно-педагогических

-

--

менение (13 чел.); большие временные затраты на учебный процесс и его заорганизованность, невостребованность полученных в обучении

компетенций (11 чел.); некачественный отбор

-

нить научные способности (8 чел.); трудности

-

возможность командировок в территориальные

-

ной деятельности (5 чел.); дефицит отведенного

времени (3 чел.); территориальная удаленность

-

можность свободного посещения библиотек

-

ного и престижа науки (2 чел.); оптимизация

диссертационных советов (2 чел.); пандемия

-

достаточная ресурсная поддержка адъюнктов

(1 чел.); низкое качество диссертаций (1 чел.);

-

ции (1 чел.); возможность получения диплома без защиты диссертации (1 чел.).

Анализ полученных ответов показывает,

что многие причины могут быть устранены

-

-

тенции. В частности, стабилизация требований

-

товки диссертации к защите, совершенствование

режима организации научно-образовательного

-

стачного характера системы отбора кандидатов

-

--

ных площадок, библиотек, уже упоминавшаяся необходимость популяризации науки и ученых.

Проведенный опрос экспертов, разумеется,

-

-

гогического сообщества страны, а его анализ —

на получение точных рецептов разрешения

-

гогических кадров противоречий и проблем.

-

ки такой подготовки и очерчивают контуры

-

ционно-педагогических путей повышения ее

Список литературы:

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-

2. Миронова О. И., Дмитриева М. А. Способ-

-

ческой науке // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 3 (836).

3. Сердюк Н. В. Анализ опыта дистанционных вступительных испытаний в Академии управления МВД России // Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика,

практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 октября 2018 г.). Санкт-Петербург, 2018.

4. Ходякова Н. В. Проектирование научно-образовательной среды подготовки нового поколения молодых ученых // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 4 (48).

5. Юридическая педагогика / под ред. В. Я. Ки-котя, А. М. Столяренко. Москва, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.