Научная статья на тему 'ЧТО ТАКОЕ СДУМО? ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

ЧТО ТАКОЕ СДУМО? ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REMOTE LEARNING MANAGEMENT AND MONITORING SYSTEM / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ренсков Андрей Анатольевич, Цыпнятов Валерий Борисович, Чирушкин Константин Анатольевич

В статье на примере Военной академии связи рассматриваются вопросы создания и развития системы дистанционного управления, мониторинга и обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ренсков Андрей Анатольевич, Цыпнятов Валерий Борисович, Чирушкин Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS SDUMO? EXPERIENCE IN USING THE REMOTE CONTROL AND MONITORING SYSTEM IN THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY'S INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article uses the example of The military Academy of communications to consider the issues of creating and developing a remote control, monitoring and training system

Текст научной работы на тему «ЧТО ТАКОЕ СДУМО? ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА»

A.A. РЕНСКОВ,

B.Б. ЦЫПНЯТОВ, К.А. ЧИРУШКИН

A.A. RENSKOV, V.B. CIPNATOV, K.A. CHIRUSHKIN

ЧТО ТАКОЕ СДУМО?

WHAT IS SDUMO?

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ ВУЗА

EXPERIENCE IN USING THE REMOTE CONTROL AND MONITORING SYSTEM IN THE DEVELOPMENT OF THE UNIVERSITY'S INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Сведения об авторах: Ренсков Андрей Анатольевич - начальник кафедры автоматизированных систем специального назначения Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Цыпнятов Валерий Борисович - заместитель начальника кафедры организации боевой подготовки и повседневной деятельности войск связи Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, полковник, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург);

Чирушкин Константин Анатольевич - старший преподаватель кафедры автоматизированных систем специального назначения Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, подполковник, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. В статье на примере Военной академии связи рассматриваются вопросы создания и развития системы дистанционного управления, мониторинга и обучения.

Ключевые слова: система дистанционного управления и мониторинга обучением, информационно-образовательная среда.

Information about the authors: Audrey Renskov - head of Department of special purpose automated systems of the Military academy of communication named after Marshall of the Soviet Union S.M. Budyonny, colonel, candidate of technical Sciences, associate Professor (St. Petersburg);

Valeriy Cipnatov - deputy head of the combat training organization and daily activities Department the signal forces of Military academy of communication named after Marshall of the Soviet Union S. M. Budyonny, colonel, candidate of military Sciences, associate Professor ( St. Petersburg ); Konstantin Chirushkin - senior lecturer of Department of special purpose automated systems of the Military academy of communication named after Marshall of the Soviet Union S.M. Budyonny, lieutenant colonel, candidate of technical Sciences (St. Petersburg).

Summary. The article uses the example of the military Academy of communications to consider the issues of creating and developing a remote control, monitoring and training system.

Keywords: remote learning management and monitoring system, information and education environment.

Для реализации дистанционных технологий обучения, организации взаимодействия между различными формами проведения занятий и управления образовательной деятельностью в академии разработана система дистанционного управления и мониторинга обучением (СДУМО) Военной академии связи (ВАС), которая представляет собой совокупность информационных и образовательных ресурсов, перспективных технологий и технических средств обучения, обеспечивающих условия для реализации образовательных программ по всем направлениям подготовки военных кадров (см. рис. 1).

Предлагаемая система спроектирована и внедрена в образовательный процесс в условиях проведения мероприятий по борьбе с распространением коронавирус-ной инфекции в сжатые сроки без дополнительного финансирования и позволила объединить образовательные ресурсы в единую систему с одним окном доступа.

Система позволяет осуществить доступ участникам образовательного процесса со всех автоматизированных рабочих мест к информационной базе академии: электронной библиотеке ВАС, расписанию занятий, образовательному контенту, виртуальным турам и тренажёрам, системам тестирования, электронному журналу, сайтам кафедр и другим информационным системам образовательного характера, при соблюдении требований по защите государственной тайны. Модульная структура системы обеспечивает простоту использования системы для обучающихся и преподавателей, а наличие открытого сообщества, состоящего из более 2500 пользователей системы и более 30 структурных подразделений ВАС, подключенных к СДУМО, позволяет эффективно обмениваться опытом.

Важной особенностью созданной в академии СДУМО ВАС является то, что она создаёт и хранит

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ

Система управления и мониторинга обучением

-«.-»«Н-, РИД иян ■на ■ ряд

ин.таы

Категории курсов

• Информационная (ми академии

• 1 кзфедра Гуманитарных и социально жоноыическюе дисциплин

• 2 кафедра О&щетрофкеионаАьм&о: дисциплин

• 3 сафедра ММИШИКН и инжвмврмой графики

, 4 К*$«Дра Оромимцда 6о#»0м подгото»«* и ГЮФСОДиФВмОЙ Д»1елы«Х1Ц ВОЙСК

ев*»н

• 5 кафедра Оперативного искусства

Рис. 1. Экранная форма системы дистанционного обучения и мониторинга

портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работе, все сообщения в форуме. Широкие возможности для коммуникации - одна из самых сильных сторон СДУМО ВАС. Система поддерживает обмен файлами любых форматов как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях.

В настоящее время в рамках данной системы в ВАС созданы и постоянно развиваются курсы по всем учебным дисциплинам и видам подготовки (общеобразовательная подготовка, специалитет, магистратура, СПО, должностная

подготовка сотрудников, повышение квалификации преподавательского состава, адъюнктура, боевая подготовка войск), которые организационно объединены в электронную информационно-образовательную среду (единый электронный учебно-методический комплекс). Кроме того, более четырёх лет данный продукт используется для проверки качества подготовленности должностных лиц всех категорий, участвующих в учебно-методических сборах, проводимых на базе ВАС.

СДУМО позволило интегрировать три основных образовательных модуля:

• теоретической подготовки, который предназначен для формирования теоретических, базовых знаний;

Рис. 2. Схема организации удалённого обучения внутри вуза

Рис. 3. Схема организации удалённого обучения с использованием открытого контента

¡ГЩр 1 штаг

• контроля знаний и навыков, который предназначен для формирования индивидуальной траектории обучения, текущего контроля и самоконтроля усвоения учебного материала;

• практической подготовки, который предназначен для формирования практических знаний и умений.

Для реализации электронного обучения (16 марта 2020 года для всех учебных заведений была вынесена рекомендация от Министерства науки и высшего образования РФ временно ввести дистанционное образование в вузах из-за корона-вируса) было разработано четыре варианта проведения занятий с использованием системы дистанционного управления и мониторинга обучением.

Основной вариант - проведение учебных занятий в режиме видеоконференцсвязи в территориально распределённых групповых аудиториях академии. Преподаватель проводит занятие удалённо (из преподавательской) с учебными группами в рамках одной дисциплины с трансляцией образовательного контента на рабочие места учебных аудиторий академии (см. рис. 2).

Для организации дистанционного обучения с обучаемыми по

открытым дисциплинам (история военного искусства, иностранный язык, философия, социология и др.), находящимися в домашних условиях, используется ресурс «Интернет». Учебные занятия проводятся в режиме видеоконференцсвязи из центра коллективного пользования (ЦКП) академии, в котором находится преподаватель, а обучаемые - в домашних условиях за личными компьютерами.

В качестве учебного материала используется презентационный,

аудио- и видеообразовательный контент (см. рис. 3).

Также реализован вариант проведения учебных занятий по открытым дисциплинам (история военного искусства, иностранный язык, философия, социология и т.п.) в системе дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий, когда преподаватель и обучаемые находятся в домашних условиях (см. рис. 4).

В качестве инструментария, позволяющего организовать удалённое подключение преподавателя к системе видеоконференции ИТКС информационно-телекоммуникационной сети ВАС с соблюдением требований руководящих документов по безопасности связи, выбран программно-аппаратный комплекс ViPNet производства компании Infotecs, имеющий сертификат соответствия ФСБ России № СФ/124-3674 от 12.04.2019 и сертификат соответствия ФСТЭК России № 3692.

Программно-аппаратный комплекс ViPNet состоит из шлюза безопасности HW1000, предназначенного для построения виртуальной сети и обеспечения безопасной передачи данных между её защи-щёнными сегментами, фильтрации 1Р-трафика, размещаемого в ИТКС

Рис. 4. Схема организации удалённого обучения с использованием открытого контента

Рис. 5. Шлюз безопасности HW1000

ЦОД ВАС, и программного клиента ViPNet Client, устанавливаемого на выносной ноутбук преподавателя и (или) обучаемого (см. рис. 5).

HW1000 не имеет ограничений по количеству туннелируемых адресов.

Четвёртый вариант проведения учебного занятия по дисциплине, содержащей материал не выше грифа «ДСП», когда преподаватель находится в домашних условиях, а обучающиеся - в групповых аудиториях академии (см. рис. 6).

При данном варианте проведения занятия на рабочих местах преподавателя и обучаемых необходимо наличие программного обеспечения VipNetClient (лицензия), LifeSize Softphone.

Рассмотренные выше вопросы, далеко не полные и не окончательные, но позволяют несколько иначе взглянуть на проблемы развития электронной информационно-образовательной среды вуза, электронного обучения и дистанционных технологий обучения, - это вопросы построения и функционирования информационно-телекоммуникационных

сетей ВУЗов, создания и применения конкретных информационных систем в интересах образовательной деятельности (электронных библиотек в учебных заведениях, ЭУ и т.д.).

Именно в них совмещается деятельность преподавателя и курсанта, пересекаются учебный материал и технологии обучения. Именно здесь в полной мере могут и должны быть реализованы возможности, предоставляемые современными инструментами образовательных, информационных и коммуникационных технологий.

По существу образовательные ресурсы должны позволить получить гарантированный результат обучения конкретного курсанта (слушателя) по конкретной учебной дисциплине, специальности подготовки.

В качестве направления перспективного развития электронной информационно-образовательной среды ВОО МО РФ следует предусмотреть её трансформацию в единое информационно-образовательное пространство, которое является элементом единого инфор-

мационного пространства ВС РФ и позволит обеспечить принцип непрерывности образования военнослужащих.

С первых шагов службы в Вооружённых Силах и до увольнения в запас военнослужащий получает доступ к единому информационно-образовательному пространству ВС РФ, который будет ему необходим для качественной подготовки к поступлению в ВОО МО РФ, в процессе обучения в вузе, при проведении занятий по профессионально-должностной подготовке, повышении квалификации, при поступлении в магистратуру или адъюнктуру, а также при выполнении других обязанностей военной службы.

Это позволит обеспечить переход системы военного образования на новый качественный уровень.

Рис. 6. Проведение учебных занятий с использованием VipNet

ЛИТЕРАТУРА

1. Ишимов, С. Л., Ренсков, АА, Чирушкин, К.А. Развитие информационно-образовательной среды. Обмен опытом Военной академии связи с вузами Министерства обороны Российской Федерации по созданию и развитию информационно-образовательной среды // Вестник военного образования, 2020. № 1 (22). С. 27-31.

2. Пантюхин, О.И., Севастьянов, С. И., Чирушкин, К. А., Юдин, А.А. Разработка и использование электронных образовательных ресурсов в деятельности вуза. Актуальные проблемы ин-фотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2018). VII Международная научно-техническая и научно-методическая конференция, 2018. С. 638-643.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. - М.: Кремль, 2008.

4. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.