УДК 378.02:37.016 МИТРАХОВИЧ В.А.
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого Е-mail: У[email protected] БЕРДЮГИН С.Ю.
начальник лаборатории, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники Е-таП: [email protected]
UDC 378.02:37.016
MITRAKHOVICH V.A.
Doctor of Pedagogy, senior lecturer, Professor at Humanities and the socio-economic Disciplines, Military Academy of Telecommunications of the Marshal of the Soviet Union S.M.
Budyonny
Е-mail: [email protected] BERDYUGIN S.YU.
Head of the laboratory, Cherepovets highest military engineering college of radio electronics Е-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
ESSENCE OF METHODOLOGICAL MAINTENANCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS IN THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION
В статье раскрывается сущность методического сопровождения подготовки курсантов - будущих инженеров специальных радиотехнических систем. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с методическим сопровождением образовательного процесса в военном вузе.
Ключевые слова: методическая деятельность, методическое сопровождение, особенности профессиональной подготовка курсантов.
The article reveals the essence of methodological maintenance for training cadets - future engineers of special radio engineering systems. It is intended for a wide range of readers interested in issues related to the methodological support of the educational process in a military higher educational institution.
Keywords: methodical activity, methodical support, features ofprofessional training of cadets.
Постановка проблемы данной статьи обусловлена необходимостью обоснования сущности методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов - будущих инженеров в военно-учебных заведениях. Подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Министерства обороны (МО) России и важнейшими направлениями деятельности для повышения обороноспособности государства. Потребность Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) и общества в профессионально подготовленных офицерских кадрах, способных и готовых к выполнению задач любой категории сложности, в сложных условиях обстановки, а также к эффективному применению вверенных им вооружения, военной и специальной техники очень высока.
Исторически методическая деятельность организовывалась и планировалась для преподавателей как источник для повышения профессионализма и развития. На современном этапе развития системы высшего образования, в результате проводимой государством политики реформирования, ее можно охарактеризовать большим количеством вариантов программно-методического обеспечения, различных технологий при организации и проведении образовательного процесса в учебных заведениях, возможностей и затребований субъектов педагогического процесса. Все это ведет к трудностям в организации и планировании
методической деятельности.
Согласно [2] методическая деятельность, проводимая в вузах нацелена на совершенствование используемых и разработку и апробирование новых методик, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, работу по развитию педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава, а также командиров подразделений курсантов. Центром методической деятельности является кафедра. Организацией методической деятельности в ввузе занимается учебно-методический отдел. Он обеспечивает подготовку плана методической деятельности и контроль его выполнения. Мероприятия согласно плана включаются в план-календарь основных мероприятий вуза.
Ю.К. Бабанский определяет методическую работу как «целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а, в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного
© Митрахович В.А., Бердюгин С.Ю. © Mitrakhovich V.A., Berdyugin S.Yu.
процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников» [3].
Н.В. Немова в [14] говорит о методической работе как о «деятельности по всесторонней подготовке педагогических кадров; поиске, анализе и внедрению научных достижений и опыта работы, а также необходимости в постоянной работе над созданием методических разработок необходимых для обеспечения образовательного процесса».
По мнению В.П. Симонова «методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся» [16].
На сегодняшний день действующая структура методической деятельности, имеет устоявшиеся методы, формы и способа работы, но интенсивность развития системы высшего образования и возрастающие требования социума к профессиональной подготовке специалистов показывают нам, что необходима ее модернизация и развитие.
В структуре образовательной деятельности ввузов МО РФ методическая деятельность составляет один из важнейших и самостоятельных элементов. Подобно тому, как на любом предприятии развитие и совершенствование технологии обеспечивает эффективность его производственного процесса, таким же образом методическая деятельность в ввузе непрерывно совершенствующаяся влияет на рост качества процесса обучения, путем включения в него достижений педагогической науки. Кроме того качество ее организации, эффективность, широта и доступность позволит руководителям, преподавателям и командирам в значительной мере повысить качество образовательного процесса. Необходимость оптимизации и развития образовательной деятельности в ввузе ведет к необходимости выбора и обоснования оптимального для имеющихся на сегодня условий и этапа развития высшей военной школы, вариант обучения с точки зрения его эффективности и временных затрат обучающихся и преподавателей. Таким образом, грамотная и функционально-оптимальная система методического обеспечения позволит говорить о высоком уровне обучения в ввузе.
Анализ организации методической деятельности в Череповецком высшем военном инженерном училище радиоэлектроники позволяет констатировать, что основными функциями учебно-методического отдела в ввузе выступают: планирование, организация управления, методическое обеспечение, контроль выполнения мероприятий образовательной деятельности на уровне руководства ввуза, что не соответствует изначальному ее предназначению и пониманию, как координированной системы мер и функций, направленных на формирование оптимального образовательного процесса, обеспечивающего воспитание и развитие преподавателей и курсантов. Основная методическая деятельность, направленная на обеспечение, формирование условий и совершенствование образовательного процесса проходит на кафедрах ввуза [4].
Современное обучение характеризуется большим объемом накопленных знаний, вариабельностью учебного и методического обеспечения, взаимосвязью учебных программ, большим разнообразием используемых технологий при организации воспитания и обучения, возможностей и требований субъектов образовательного процесса. Все вместе приводит к трудностям в организации и проведении современной методической деятельности, а также в освоении курсантами учебного материала.
Таким образом, необходимо обеспечить комплексное всестороннее содействие в профессиональной подготовке курсантов, направленное на оказание помощи в разрешении ситуационных и личностных проблем на всем протяжении его обучения в ввузе. Особенно это актуально при внесении изменений в учебные планы и формировании новых учебных программ, так как это ведет к необходимости разработки или переработки методического материала.
Для планирования и организации методической деятельности в ввузе, необходимо определить её цель и результат, то есть, чего мы хотим достичь и что получить в процессе проведения запланированных методических мероприятий. Согласно [1] «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». Таким образом основной задачей ввуза будет создание условий для успешного обучения курсантов и становление их как военных профессионалов.
Далеко не последнюю роль в методической деятельности при обучении и формировании личностного и профессионального роста курсанта - будущего инженера в ввузе играет кафедра. Поэтому одной из основных форм повышения квалификации преподавателей становится методическая деятельность, включающая все содержательные и организационные формы методической помощи, как курсантам, так и преподавателям.
Существенной исходной характеристикой при организации профессиональной подготовки курсантов в ввузе является необходимость вести его в течение всего образовательного процесса. При этом под словом «вести» мы понимаем тактику «сопутствия», на всем протяжении обучения.
В толковом словаре русского языка «сопровождение -то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс» [18]. В случае реальной необходимости перемещения из одного места в другое сопровождение становится актуальным и даже необходимым, особенно в той ситуации, когда маршрут пролегает по незнакомой и опасной местности. Провожатым может быть опытный, знающий маршрут и опасности пути. Его обязанностью становиться обеспечение продвижения подопечных на всем протяжении маршрута.
Приставка «со-» в слове «сопровождение» означает реализацию совместных действий и усилий сопровождающего и ведомого. Сопровождение реализуется в совместной деятельности, что является существенным отличием от процесса управления. Он может осуществляться извне и дистанционно, без оказания помощи, личного участия и заботы.
В педагогике проблемой сопровождения занимались многие ученые.
А.В. Мудрик определяет «сопровождение как направление деятельности педагога, нацеленное на приобщение подростка к социальным, культурным и нравственным ценностям, принятым в социуме, необходимых для его самореализации и саморазвития» [13].
М.Р. Битянова считает, что «сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на формирование социально-психологических условий необходимых для успешного воспитания, обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия» [7].
Г.Е. Котькова считает, что «сопровождение можно рассматривать как помогающее воспитание, которое педагог должен использовать для стимулирования становления позитивной активности обучающегося и помогать ему в обретении ценностно-смысловых ориентиров в контексте парадигмы самообразования» [9].
Л.Н. Бережнова и В.И. Богословский говорят о том, что «сопровождение в вузе - специально организованная и контролируемая деятельность, в ходе которой субъекты образовательной сферы приобщаются к взаимодействию.... Сопровождение - многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующим профессиональному самоопределению обучающегося в военно-учебном заведении, его личностно-профессиональному развитию. Важным аспектом сопровождения в вузе становится содействие созданию ориентационного поля профессионального развития» [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что в военной педагогике под сопровождением понимается взаимодействие преподаватель - курсант с целью формирования условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками будут помощь в освоении учебных программ, принятии решений, взаимодействие преподаватель-курсант, курсант-преподаватель и повышение уровня их саморазвития.
Методическое сопровождение следует рассматривать как систему, включающую в себя организационно-правовой блок (нормативно-правовую базу), требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, квалификационные требования заказчика, программно-методическое обеспечение (учебные программы, аппаратно-программные средства), программы практик, для отработки практических навыков работы на военной и специальной технике, электронные учебники и электронные образовательные ресурсы по специальности.
Вопросы о том, что такое методическое сопровождение, каковы его функции, содержание и формы, какую роль играет в образовательной деятельности и процессе, рассматривали как с теоретических, так и с научно-практических позиций многие учёные.
Так, Л.Г. Тарита «считает, что методическое сопровождение является педагогическим методом обучения человека искусству самостоятельности в разрешении с наибольшей эффективностью проблем (профессиональных и личностных), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности» [17].
В работах М. С. Полянского, Е. И. Казаковой,
М. Р. Битяновой обращается внимание на то, что «методическое сопровождение должно быть реализовано в специальных психолого-педагогических условиях, которые будут способствовать успешному развитию профессиональных компетенций педагога» [7; 15].
Вопросы о методах сопровождения рассматривались в работах О.С. Газмана, Е.И. Казаковой, П.И. Третьякова и в качестве основных методов выступают помощь и поддержка педагога в организации образовательного процесса [8].
Анализ научной литературы показывает, что под методическим сопровождением авторы понимают помощь и поддержку педагога в организации оптимального и функционального образовательного процесса, но зачастую остается в стороне вопрос сопровождения обучаемого на всех этапах изучения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности.
Следовательно, под методическим сопровождением профессиональной подготовки курсантов в ввузе понимаем систематизированное многоуровневое взаимодействие совокупности принципов, форм и способов организации образовательной процесса по специальности, первым и основным направлением которого будет формирование условий для успешного освоения курсантами основной профессиональной образовательной программы высшего образования.
Вторым направлением методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в ввузе является создание условий для постоянного совершенствования образовательной деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов для повышения качества образовательного процесса и как следствие профессионально-личностный рост обучающихся.
Результатом эффективности организованного методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в ввузе будет профессионально-личностный рост и становление курсантов как военных профессионалов, отвечающих современным требованиям общества.
Принимая во внимание положения В.А. Митраховича [11], существует необходимость в создании таких условий для профессионального и личностного роста курсантов, в которых они могут научиться правильно выбирать последовательность действий и решений на применение сил и средств, которые в реальной боевой обстановке могут носить характер непредсказуемости и экстремальности. В результате этого формируется сложная иерархичная система организации образовательной деятельности в ввузе, результатом работы которой будет решение или действие, ведущее к прогрессу в развитии курсантов.
Таким образом, можем говорить о поиске и возможности определения нового способа организации методической деятельности в условиях сложившегося единого образовательного пространства РФ, и, что в качестве наиболее оптимального и эффективного обогащения профессиональной способности и готовности педагога и обучающегося в условиях ввуза может выступать методическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов [12].
В структуре методического сопровождения четко выделяется интеракция субъекта - преподавателя и объ-
екта - обучаемого в решении задачи усвоения учебного материала (субъект-объектная интеракция). Вместе с тем методическое сопровождение с необходимостью предполагает обратную связь - взаимодействие обучаемого с обучающим (субъект-субъектную интеракцию). Исходя из данного положения методическое сопровождение можно определить, как субъект-объектную и субъект-субъектную интеракцию в процессе движения учебного материала с целью выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника (научно-педагогического состава) проблем формирования профессиональных знаний, умений и владений, совершенствования, развития образовательного процесса, реализации инновационных технологий и методик формирования компетенций военного специалиста [4].
Таким образом, основной целью методического сопровождения образовательного процесса в ввузе является создание условий для постоянного совершенствования образовательной деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов для повышения качества профессиональной подготовки инженеров специальных радиотехнических систем.
Все множество форм и способов организации образовательной деятельности в системе военного образования направлено на совершенствование и оптимизацию педагогического процесса, поиска и внедрения новых способов повышения качества профессиональной подготовки обучающихся в ввузах МО.
Профессиональная подготовка курсантов и как следствие становление их как высококлассных специалистов в ввузе невозможна без высокого уровня профессионализма работы преподавательского состава. Привлечение в систему военного образование преподавателей специалистов в своей области деятельности (математиков, физиков, лингвистов и др.) не дает гарантии достижения высоких показателей в обучении и воспитании курсантов, так как наука и общество не стоит на месте, а постоянно развивается. Таким образом, при организации образовательной деятельности в ввузе необходима система повышения квалификации преподавателей, обеспечивающая возможность их профессионального роста и мотивацию к саморазвитию в педагогической деятельности.
«Образовательные услуги, предоставляемые ввуза-ми, носят комплексный характер. Они представляют собой процесс, содержащий образовательную и воспитательную деятельность, физическую, боевую, специальную и социальную подготовку, направленную на курсантов - будущих офицеров. Образовательный процесс по основной профессиональной образовательной программе высшего образования в ввузе - подготовка высокообразованного и интеллектуально развитого офицера, который обладает широким военным и общенаучным кругозором, компетентен по кругу задач своей служебной деятельности. Кроме того, система военного образования обязана обеспечивать и удовлетворять индивидуальные потребности личности, в обеспечении ее способностями к будущей профессиональной деятельности, в рамках полученной специальности» [10].
Таким образом, можно сформулировать ряд факторов, оказывающих большое влияние на рост инженера специ-
альных радиотехнических систем, как профессионала в своей сфере деятельности, в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования в ввузе. К данным факторам можно отнести:
- интенсивное развитие вооружения, военной и специальной техники, и как следствие необходимость своевременной корректировки учебных планов, программ практики, переоснащение учебно-материальной базы и др. В связи с этим немаловажным фактором является тесная работа с предприятиями, ведущими разработки новых образцов вооружения, военной и специальной техники и научными объединениями, организациями, институтами для своевременного внесения изменений в учебные планы по специальности, учебные программы, тематические планы;
- «важным отличием системы военного образования является двуединое содержание: в первую очередь, она обеспечивает заказ МО на получение военных специалистов, имеющих необходимые знания, умения и навыки; во вторую очередь, она обеспечивает удовлетворение потребностей гражданина в получении образования и таким образом, относится к рынку образовательных услуг, регламентированных Министерством образования РФ» [10]. Все это оказывает влияние на квалификационные требования, формируемые заказчиком, в лице МО, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, фонды оценочных средств, организацию и работу комиссии по государственной итоговой аттестации выпускников и распределение в соответствии с приказом Министра обороны РФ;
- развитие и повышение квалификации преподавательского состава путем обучения, как во время семестровой деятельности (организация проведения различного вида занятий), так и в межсеместровый период, когда возможно изучение и внедрение новаторских идей, переработки документации, оценка эффективности применяемых форм и методов в организации и проведения различных видов занятий, проведение консультаций, семинаров, анализ методической работы, прохождение личной стажировки на предприятиях оборонного комплекса, в воинских частях профиля ввуза, в научно-технических объединениях и т.д.
Образовательный процесс в ввузе - система, формируемая из педагогических действий руководителей, командиров, преподавателей и курсантов, направленных на подготовку высоко квалифицированных инженеров по эксплуатации специальных радиотехнических систем. Стимулирование курсантов для формирования у них устойчивого интереса и стремления к постоянному саморазвитию необходимо проводить систематически и целеустремленно на всех видах, как учебных занятий, так и в повседневной деятельности.
Подводя итог заключаем, что специфика профессиональной подготовки курсантов - будущих инженеров специальных радиотехнических систем состоит в выборе оптимальных и эффективных методов обучения, влияющих на формирование и развитие значимых умений и навыков необходимых в профессиональной деятельности, а также способов повышения эффективности воздействия на процесс профессионального становления, что должно найти отражение в методическом сопровождении профессиональной подготовки инженеров по эксплуатации специальных радиотехнических систем.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министра обороны РФ №670 от 15.09.2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»».
3. Бабанский Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей шк. / Моск. гор. ин-т усоверш. учителей, НИИ управления и экономики нар. образования АПН СССР, Лаб. оптимизации пед. процесса; Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Б. и., 1988. 184 с.
4. Бердюгин С.Ю., Климов В.В., Родионов О.В. Проблемы методического сопровождения подготовки инженера специальных радиотехнических систем // Научная мысль. Череповец.: ЧВВИУРЭ, 2017, №4 (26) Т. 2.
5. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. № 12.
6. Бережнова Л.Н. Сопровождение учителя при решении проблем модернизации образования // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 122-128.
7. БитяноваМ.Р. Практическая психология в школе / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. 296 с.
8. Газман О.С, Вепсе P.M., КрыловаН.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.
9. Котькова Г.Е. Педагогическое сопровождение как системное условие личностного развития ребёнка в социокультурном пространстве села: Монография. Орёл: ГОУ ВПО «ОГУ», ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2010. 304 с.
10. Лаптев А.А. Конкурентоустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг // Креативная экономика, 2014. № 3 (87).
11. МитраховичВ.А. О профессионализации офицеров // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2011. № 6 (20). -С. 87-91.
12. Митрахович В.А., Бердюгин С.Ю. О методическом сопровождении профессиональной подготовки курсантов в военно-учебном заведении // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы V межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костырева, И.И., Соколовой, Н.В. Ершова. СПб.: ВАС, 2018. 682 с.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М. : Академия,
2000. 200 с.
14. НемоваН.В. Управление методической работой в школе / Н.В. Немова. М.: Сентябрь, 1999. 176 с.
15. Полянский М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
16. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие / В.П. Симонов. М.: Педагогическое общество России, 1999. 427 с.
17. Тарита Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе. [Текст]: автореф. дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01/ Л.Г. Тарита. СПб., 2000. 22 с.
18. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. (4 т.).
References
1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 29, 2017) «On Education in the Russian Federation».
2. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation № 670 of September 15, 2014 «On measures to implement certain provisions of Article 81 of the Federal Law of December 29, 2012, № 273-FZ «On Education in the Russian Federation»».
3. Babansky Yu.K. Methodical work at school: organization and management: Recommendations for the leaders of the school. / Mosk. urban in-t usoversh. teachers, SRI of management and economics peop. education APN of the USSR, Lab. optimization of ped. process; under the editorship of Y. K. Babanskiy. Moscow: B. and., 1988. 184, [2] p.
4. BerdyuginS.Yu., Klimov V.V., Rodionov O.V. Problems of methodical maintenance of training of the engineer of special radio engineering systems // Scientific thought. Cherepovets.: CHMECRE, 2017, No. 4 (26) vol. 2. P. 6-9.
5. Berezhnova L.N., Bogoslovskiy V.I. The accompaniment in education as the technology of the development problems solution // RGPU News of A.I. Herzen. 2005. № 12.
6. Berezhnova L.N. Teacher maintenance in solving problems of modernization of education // Modernization of General education at the turn of the century. SPb.: Publishing house RGPU im. A. I. Herzen, 2001.
7. BityanovaM.R. Practical psychology in school / M. R. Bityanova. M.: Perfection, 1997. 296 p.
8. Gazman O.S., VepseR.M., KrylovaN.B. New values of education: the content of humanistic education. M., 1995.
9. Kotkova G.E. Pedagogical support as a system condition for the child's personal development in the socio-cultural space of the village: Monograph. Orel: SEI HPE "OSU", OOO PF "Operational polygraph/', 2010. 304 p.
10. Laptev A.A. Competitive sustainability of military high school in the Russian market of educational services // journal of Creative economy. 2014, № 3 (87).
11. Mitrakhovich V.A. On the professionalization of officers // Bulletin of the Oryol State University. Series: new humanitarian studies. 2011. № 6 (20). Pз. 87-91.
12. Mitrakhovich V.A., BerduginS.Y. On methodological maintenance of training of cadets in military educational institution // The development of military pedagogy in the XXI century: Materials of the V interuniversity scientific-practical conference / Under the editorship of S.V. Kostyreva, I.I. Sokolova, N.V. Ershova. St. Petersburg.: MAC, 2018. 682 pp.
13. MudrikA.V. Social pedagogy: textbook. for stud. PED. universities / A.V. Mudrik; under the editorship of V. A. Slastenina. 3rd ed., rev. and augm. M.: Academy, 2000. 200 p.
14. NemovaN.V. Management of methodical work in school / N.V. Nemova M.: September, 1999. 176 pp.
15. PolyanskyM.S. Psychological and pedagogical support as a component of the general program of modernization of education in Russia // Modernization of general education at the turn of the century. SPb.: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen,
2001.
16. Simonov V.P. Pedagogical management: 50 know-how in the management of pedagogical systems: textbook / V.P. Simonov. M.: Pedagogical Society of Russia, 1999. 427 p.
17. TaritaL.G. Methodological maintenance of innovative processes in the district educational system. [Text]: author's abstract. dis. ... can. ped. Sciences: 13.00.01 / L.G. Tarita. St. Petersburg, 2000. 22 p.
18. Dictionary of the Russian language / Under the editorship of D.N. Ushakov. Moscow: Gos. in-t "Soviet encycl."; OGIZ; State publishing house foreign and nat. words. 1935-1940. (4 tons)