Научная статья на тему 'Сущность методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении'

Сущность методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / METHODICAL ACTIVITY / METHODICAL SUPPORT / FEATURES OFPROFESSIONAL TRAINING OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрахович В.А., Бердюгин С.Ю.

В статье раскрывается сущность методического сопровождения подготовки курсантов будущих инженеров специальных радиотехнических систем. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с методическим сопровождением образовательного процесса в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF METHODOLOGICAL MAINTENANCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS IN THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

The article reveals the essence of methodological maintenance for training cadets future engineers of special radio engineering systems. It is intended for a wide range of readers interested in issues related to the methodological support of the educational process in a military higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Сущность методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении»

УДК 378.02:37.016 МИТРАХОВИЧ В.А.

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого Е-mail: У_mitrakhovich@mail.ru БЕРДЮГИН С.Ю.

начальник лаборатории, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники Е-таП: Sergey-Berdugin@yandex.ru

UDC 378.02:37.016

MITRAKHOVICH V.A.

Doctor of Pedagogy, senior lecturer, Professor at Humanities and the socio-economic Disciplines, Military Academy of Telecommunications of the Marshal of the Soviet Union S.M.

Budyonny

Е-mail: V_mitrakhovich@mail.ru BERDYUGIN S.YU.

Head of the laboratory, Cherepovets highest military engineering college of radio electronics Е-mail: Sergey-Berdugin@yandex.ru

СУЩНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

ESSENCE OF METHODOLOGICAL MAINTENANCE OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS IN THE HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

В статье раскрывается сущность методического сопровождения подготовки курсантов - будущих инженеров специальных радиотехнических систем. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с методическим сопровождением образовательного процесса в военном вузе.

Ключевые слова: методическая деятельность, методическое сопровождение, особенности профессиональной подготовка курсантов.

The article reveals the essence of methodological maintenance for training cadets - future engineers of special radio engineering systems. It is intended for a wide range of readers interested in issues related to the methodological support of the educational process in a military higher educational institution.

Keywords: methodical activity, methodical support, features ofprofessional training of cadets.

Постановка проблемы данной статьи обусловлена необходимостью обоснования сущности методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов - будущих инженеров в военно-учебных заведениях. Подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Министерства обороны (МО) России и важнейшими направлениями деятельности для повышения обороноспособности государства. Потребность Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) и общества в профессионально подготовленных офицерских кадрах, способных и готовых к выполнению задач любой категории сложности, в сложных условиях обстановки, а также к эффективному применению вверенных им вооружения, военной и специальной техники очень высока.

Исторически методическая деятельность организовывалась и планировалась для преподавателей как источник для повышения профессионализма и развития. На современном этапе развития системы высшего образования, в результате проводимой государством политики реформирования, ее можно охарактеризовать большим количеством вариантов программно-методического обеспечения, различных технологий при организации и проведении образовательного процесса в учебных заведениях, возможностей и затребований субъектов педагогического процесса. Все это ведет к трудностям в организации и планировании

методической деятельности.

Согласно [2] методическая деятельность, проводимая в вузах нацелена на совершенствование используемых и разработку и апробирование новых методик, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, работу по развитию педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава, а также командиров подразделений курсантов. Центром методической деятельности является кафедра. Организацией методической деятельности в ввузе занимается учебно-методический отдел. Он обеспечивает подготовку плана методической деятельности и контроль его выполнения. Мероприятия согласно плана включаются в план-календарь основных мероприятий вуза.

Ю.К. Бабанский определяет методическую работу как «целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а, в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного

© Митрахович В.А., Бердюгин С.Ю. © Mitrakhovich V.A., Berdyugin S.Yu.

процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников» [3].

Н.В. Немова в [14] говорит о методической работе как о «деятельности по всесторонней подготовке педагогических кадров; поиске, анализе и внедрению научных достижений и опыта работы, а также необходимости в постоянной работе над созданием методических разработок необходимых для обеспечения образовательного процесса».

По мнению В.П. Симонова «методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся» [16].

На сегодняшний день действующая структура методической деятельности, имеет устоявшиеся методы, формы и способа работы, но интенсивность развития системы высшего образования и возрастающие требования социума к профессиональной подготовке специалистов показывают нам, что необходима ее модернизация и развитие.

В структуре образовательной деятельности ввузов МО РФ методическая деятельность составляет один из важнейших и самостоятельных элементов. Подобно тому, как на любом предприятии развитие и совершенствование технологии обеспечивает эффективность его производственного процесса, таким же образом методическая деятельность в ввузе непрерывно совершенствующаяся влияет на рост качества процесса обучения, путем включения в него достижений педагогической науки. Кроме того качество ее организации, эффективность, широта и доступность позволит руководителям, преподавателям и командирам в значительной мере повысить качество образовательного процесса. Необходимость оптимизации и развития образовательной деятельности в ввузе ведет к необходимости выбора и обоснования оптимального для имеющихся на сегодня условий и этапа развития высшей военной школы, вариант обучения с точки зрения его эффективности и временных затрат обучающихся и преподавателей. Таким образом, грамотная и функционально-оптимальная система методического обеспечения позволит говорить о высоком уровне обучения в ввузе.

Анализ организации методической деятельности в Череповецком высшем военном инженерном училище радиоэлектроники позволяет констатировать, что основными функциями учебно-методического отдела в ввузе выступают: планирование, организация управления, методическое обеспечение, контроль выполнения мероприятий образовательной деятельности на уровне руководства ввуза, что не соответствует изначальному ее предназначению и пониманию, как координированной системы мер и функций, направленных на формирование оптимального образовательного процесса, обеспечивающего воспитание и развитие преподавателей и курсантов. Основная методическая деятельность, направленная на обеспечение, формирование условий и совершенствование образовательного процесса проходит на кафедрах ввуза [4].

Современное обучение характеризуется большим объемом накопленных знаний, вариабельностью учебного и методического обеспечения, взаимосвязью учебных программ, большим разнообразием используемых технологий при организации воспитания и обучения, возможностей и требований субъектов образовательного процесса. Все вместе приводит к трудностям в организации и проведении современной методической деятельности, а также в освоении курсантами учебного материала.

Таким образом, необходимо обеспечить комплексное всестороннее содействие в профессиональной подготовке курсантов, направленное на оказание помощи в разрешении ситуационных и личностных проблем на всем протяжении его обучения в ввузе. Особенно это актуально при внесении изменений в учебные планы и формировании новых учебных программ, так как это ведет к необходимости разработки или переработки методического материала.

Для планирования и организации методической деятельности в ввузе, необходимо определить её цель и результат, то есть, чего мы хотим достичь и что получить в процессе проведения запланированных методических мероприятий. Согласно [1] «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». Таким образом основной задачей ввуза будет создание условий для успешного обучения курсантов и становление их как военных профессионалов.

Далеко не последнюю роль в методической деятельности при обучении и формировании личностного и профессионального роста курсанта - будущего инженера в ввузе играет кафедра. Поэтому одной из основных форм повышения квалификации преподавателей становится методическая деятельность, включающая все содержательные и организационные формы методической помощи, как курсантам, так и преподавателям.

Существенной исходной характеристикой при организации профессиональной подготовки курсантов в ввузе является необходимость вести его в течение всего образовательного процесса. При этом под словом «вести» мы понимаем тактику «сопутствия», на всем протяжении обучения.

В толковом словаре русского языка «сопровождение -то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс» [18]. В случае реальной необходимости перемещения из одного места в другое сопровождение становится актуальным и даже необходимым, особенно в той ситуации, когда маршрут пролегает по незнакомой и опасной местности. Провожатым может быть опытный, знающий маршрут и опасности пути. Его обязанностью становиться обеспечение продвижения подопечных на всем протяжении маршрута.

Приставка «со-» в слове «сопровождение» означает реализацию совместных действий и усилий сопровождающего и ведомого. Сопровождение реализуется в совместной деятельности, что является существенным отличием от процесса управления. Он может осуществляться извне и дистанционно, без оказания помощи, личного участия и заботы.

В педагогике проблемой сопровождения занимались многие ученые.

А.В. Мудрик определяет «сопровождение как направление деятельности педагога, нацеленное на приобщение подростка к социальным, культурным и нравственным ценностям, принятым в социуме, необходимых для его самореализации и саморазвития» [13].

М.Р. Битянова считает, что «сопровождение - это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на формирование социально-психологических условий необходимых для успешного воспитания, обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия» [7].

Г.Е. Котькова считает, что «сопровождение можно рассматривать как помогающее воспитание, которое педагог должен использовать для стимулирования становления позитивной активности обучающегося и помогать ему в обретении ценностно-смысловых ориентиров в контексте парадигмы самообразования» [9].

Л.Н. Бережнова и В.И. Богословский говорят о том, что «сопровождение в вузе - специально организованная и контролируемая деятельность, в ходе которой субъекты образовательной сферы приобщаются к взаимодействию.... Сопровождение - многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующим профессиональному самоопределению обучающегося в военно-учебном заведении, его личностно-профессиональному развитию. Важным аспектом сопровождения в вузе становится содействие созданию ориентационного поля профессионального развития» [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что в военной педагогике под сопровождением понимается взаимодействие преподаватель - курсант с целью формирования условий развития субъектов взаимодействия, а его сущностными признаками будут помощь в освоении учебных программ, принятии решений, взаимодействие преподаватель-курсант, курсант-преподаватель и повышение уровня их саморазвития.

Методическое сопровождение следует рассматривать как систему, включающую в себя организационно-правовой блок (нормативно-правовую базу), требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, квалификационные требования заказчика, программно-методическое обеспечение (учебные программы, аппаратно-программные средства), программы практик, для отработки практических навыков работы на военной и специальной технике, электронные учебники и электронные образовательные ресурсы по специальности.

Вопросы о том, что такое методическое сопровождение, каковы его функции, содержание и формы, какую роль играет в образовательной деятельности и процессе, рассматривали как с теоретических, так и с научно-практических позиций многие учёные.

Так, Л.Г. Тарита «считает, что методическое сопровождение является педагогическим методом обучения человека искусству самостоятельности в разрешении с наибольшей эффективностью проблем (профессиональных и личностных), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности» [17].

В работах М. С. Полянского, Е. И. Казаковой,

М. Р. Битяновой обращается внимание на то, что «методическое сопровождение должно быть реализовано в специальных психолого-педагогических условиях, которые будут способствовать успешному развитию профессиональных компетенций педагога» [7; 15].

Вопросы о методах сопровождения рассматривались в работах О.С. Газмана, Е.И. Казаковой, П.И. Третьякова и в качестве основных методов выступают помощь и поддержка педагога в организации образовательного процесса [8].

Анализ научной литературы показывает, что под методическим сопровождением авторы понимают помощь и поддержку педагога в организации оптимального и функционального образовательного процесса, но зачастую остается в стороне вопрос сопровождения обучаемого на всех этапах изучения основной профессиональной образовательной программы высшего образования по специальности.

Следовательно, под методическим сопровождением профессиональной подготовки курсантов в ввузе понимаем систематизированное многоуровневое взаимодействие совокупности принципов, форм и способов организации образовательной процесса по специальности, первым и основным направлением которого будет формирование условий для успешного освоения курсантами основной профессиональной образовательной программы высшего образования.

Вторым направлением методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в ввузе является создание условий для постоянного совершенствования образовательной деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов для повышения качества образовательного процесса и как следствие профессионально-личностный рост обучающихся.

Результатом эффективности организованного методического сопровождения профессиональной подготовки курсантов в ввузе будет профессионально-личностный рост и становление курсантов как военных профессионалов, отвечающих современным требованиям общества.

Принимая во внимание положения В.А. Митраховича [11], существует необходимость в создании таких условий для профессионального и личностного роста курсантов, в которых они могут научиться правильно выбирать последовательность действий и решений на применение сил и средств, которые в реальной боевой обстановке могут носить характер непредсказуемости и экстремальности. В результате этого формируется сложная иерархичная система организации образовательной деятельности в ввузе, результатом работы которой будет решение или действие, ведущее к прогрессу в развитии курсантов.

Таким образом, можем говорить о поиске и возможности определения нового способа организации методической деятельности в условиях сложившегося единого образовательного пространства РФ, и, что в качестве наиболее оптимального и эффективного обогащения профессиональной способности и готовности педагога и обучающегося в условиях ввуза может выступать методическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов [12].

В структуре методического сопровождения четко выделяется интеракция субъекта - преподавателя и объ-

екта - обучаемого в решении задачи усвоения учебного материала (субъект-объектная интеракция). Вместе с тем методическое сопровождение с необходимостью предполагает обратную связь - взаимодействие обучаемого с обучающим (субъект-субъектную интеракцию). Исходя из данного положения методическое сопровождение можно определить, как субъект-объектную и субъект-субъектную интеракцию в процессе движения учебного материала с целью выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника (научно-педагогического состава) проблем формирования профессиональных знаний, умений и владений, совершенствования, развития образовательного процесса, реализации инновационных технологий и методик формирования компетенций военного специалиста [4].

Таким образом, основной целью методического сопровождения образовательного процесса в ввузе является создание условий для постоянного совершенствования образовательной деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов для повышения качества профессиональной подготовки инженеров специальных радиотехнических систем.

Все множество форм и способов организации образовательной деятельности в системе военного образования направлено на совершенствование и оптимизацию педагогического процесса, поиска и внедрения новых способов повышения качества профессиональной подготовки обучающихся в ввузах МО.

Профессиональная подготовка курсантов и как следствие становление их как высококлассных специалистов в ввузе невозможна без высокого уровня профессионализма работы преподавательского состава. Привлечение в систему военного образование преподавателей специалистов в своей области деятельности (математиков, физиков, лингвистов и др.) не дает гарантии достижения высоких показателей в обучении и воспитании курсантов, так как наука и общество не стоит на месте, а постоянно развивается. Таким образом, при организации образовательной деятельности в ввузе необходима система повышения квалификации преподавателей, обеспечивающая возможность их профессионального роста и мотивацию к саморазвитию в педагогической деятельности.

«Образовательные услуги, предоставляемые ввуза-ми, носят комплексный характер. Они представляют собой процесс, содержащий образовательную и воспитательную деятельность, физическую, боевую, специальную и социальную подготовку, направленную на курсантов - будущих офицеров. Образовательный процесс по основной профессиональной образовательной программе высшего образования в ввузе - подготовка высокообразованного и интеллектуально развитого офицера, который обладает широким военным и общенаучным кругозором, компетентен по кругу задач своей служебной деятельности. Кроме того, система военного образования обязана обеспечивать и удовлетворять индивидуальные потребности личности, в обеспечении ее способностями к будущей профессиональной деятельности, в рамках полученной специальности» [10].

Таким образом, можно сформулировать ряд факторов, оказывающих большое влияние на рост инженера специ-

альных радиотехнических систем, как профессионала в своей сфере деятельности, в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования в ввузе. К данным факторам можно отнести:

- интенсивное развитие вооружения, военной и специальной техники, и как следствие необходимость своевременной корректировки учебных планов, программ практики, переоснащение учебно-материальной базы и др. В связи с этим немаловажным фактором является тесная работа с предприятиями, ведущими разработки новых образцов вооружения, военной и специальной техники и научными объединениями, организациями, институтами для своевременного внесения изменений в учебные планы по специальности, учебные программы, тематические планы;

- «важным отличием системы военного образования является двуединое содержание: в первую очередь, она обеспечивает заказ МО на получение военных специалистов, имеющих необходимые знания, умения и навыки; во вторую очередь, она обеспечивает удовлетворение потребностей гражданина в получении образования и таким образом, относится к рынку образовательных услуг, регламентированных Министерством образования РФ» [10]. Все это оказывает влияние на квалификационные требования, формируемые заказчиком, в лице МО, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, фонды оценочных средств, организацию и работу комиссии по государственной итоговой аттестации выпускников и распределение в соответствии с приказом Министра обороны РФ;

- развитие и повышение квалификации преподавательского состава путем обучения, как во время семестровой деятельности (организация проведения различного вида занятий), так и в межсеместровый период, когда возможно изучение и внедрение новаторских идей, переработки документации, оценка эффективности применяемых форм и методов в организации и проведения различных видов занятий, проведение консультаций, семинаров, анализ методической работы, прохождение личной стажировки на предприятиях оборонного комплекса, в воинских частях профиля ввуза, в научно-технических объединениях и т.д.

Образовательный процесс в ввузе - система, формируемая из педагогических действий руководителей, командиров, преподавателей и курсантов, направленных на подготовку высоко квалифицированных инженеров по эксплуатации специальных радиотехнических систем. Стимулирование курсантов для формирования у них устойчивого интереса и стремления к постоянному саморазвитию необходимо проводить систематически и целеустремленно на всех видах, как учебных занятий, так и в повседневной деятельности.

Подводя итог заключаем, что специфика профессиональной подготовки курсантов - будущих инженеров специальных радиотехнических систем состоит в выборе оптимальных и эффективных методов обучения, влияющих на формирование и развитие значимых умений и навыков необходимых в профессиональной деятельности, а также способов повышения эффективности воздействия на процесс профессионального становления, что должно найти отражение в методическом сопровождении профессиональной подготовки инженеров по эксплуатации специальных радиотехнических систем.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министра обороны РФ №670 от 15.09.2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»».

3. Бабанский Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей шк. / Моск. гор. ин-т усоверш. учителей, НИИ управления и экономики нар. образования АПН СССР, Лаб. оптимизации пед. процесса; Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Б. и., 1988. 184 с.

4. Бердюгин С.Ю., Климов В.В., Родионов О.В. Проблемы методического сопровождения подготовки инженера специальных радиотехнических систем // Научная мысль. Череповец.: ЧВВИУРЭ, 2017, №4 (26) Т. 2.

5. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. № 12.

6. Бережнова Л.Н. Сопровождение учителя при решении проблем модернизации образования // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 122-128.

7. БитяноваМ.Р. Практическая психология в школе / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. 296 с.

8. Газман О.С, Вепсе P.M., КрыловаН.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995.

9. Котькова Г.Е. Педагогическое сопровождение как системное условие личностного развития ребёнка в социокультурном пространстве села: Монография. Орёл: ГОУ ВПО «ОГУ», ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2010. 304 с.

10. Лаптев А.А. Конкурентоустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг // Креативная экономика, 2014. № 3 (87).

11. МитраховичВ.А. О профессионализации офицеров // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2011. № 6 (20). -С. 87-91.

12. Митрахович В.А., Бердюгин С.Ю. О методическом сопровождении профессиональной подготовки курсантов в военно-учебном заведении // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы V межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костырева, И.И., Соколовой, Н.В. Ершова. СПб.: ВАС, 2018. 682 с.

13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М. : Академия,

2000. 200 с.

14. НемоваН.В. Управление методической работой в школе / Н.В. Немова. М.: Сентябрь, 1999. 176 с.

15. Полянский М.С. Психолого-педагогическое сопровождение как компонент общей программы модернизации образования в России // Модернизация общего образования на рубеже веков. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

16. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие / В.П. Симонов. М.: Педагогическое общество России, 1999. 427 с.

17. Тарита Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе. [Текст]: автореф. дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01/ Л.Г. Тарита. СПб., 2000. 22 с.

18. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940. (4 т.).

References

1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 29, 2017) «On Education in the Russian Federation».

2. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation № 670 of September 15, 2014 «On measures to implement certain provisions of Article 81 of the Federal Law of December 29, 2012, № 273-FZ «On Education in the Russian Federation»».

3. Babansky Yu.K. Methodical work at school: organization and management: Recommendations for the leaders of the school. / Mosk. urban in-t usoversh. teachers, SRI of management and economics peop. education APN of the USSR, Lab. optimization of ped. process; under the editorship of Y. K. Babanskiy. Moscow: B. and., 1988. 184, [2] p.

4. BerdyuginS.Yu., Klimov V.V., Rodionov O.V. Problems of methodical maintenance of training of the engineer of special radio engineering systems // Scientific thought. Cherepovets.: CHMECRE, 2017, No. 4 (26) vol. 2. P. 6-9.

5. Berezhnova L.N., Bogoslovskiy V.I. The accompaniment in education as the technology of the development problems solution // RGPU News of A.I. Herzen. 2005. № 12.

6. Berezhnova L.N. Teacher maintenance in solving problems of modernization of education // Modernization of General education at the turn of the century. SPb.: Publishing house RGPU im. A. I. Herzen, 2001.

7. BityanovaM.R. Practical psychology in school / M. R. Bityanova. M.: Perfection, 1997. 296 p.

8. Gazman O.S., VepseR.M., KrylovaN.B. New values of education: the content of humanistic education. M., 1995.

9. Kotkova G.E. Pedagogical support as a system condition for the child's personal development in the socio-cultural space of the village: Monograph. Orel: SEI HPE "OSU", OOO PF "Operational polygraph/', 2010. 304 p.

10. Laptev A.A. Competitive sustainability of military high school in the Russian market of educational services // journal of Creative economy. 2014, № 3 (87).

11. Mitrakhovich V.A. On the professionalization of officers // Bulletin of the Oryol State University. Series: new humanitarian studies. 2011. № 6 (20). Pз. 87-91.

12. Mitrakhovich V.A., BerduginS.Y. On methodological maintenance of training of cadets in military educational institution // The development of military pedagogy in the XXI century: Materials of the V interuniversity scientific-practical conference / Under the editorship of S.V. Kostyreva, I.I. Sokolova, N.V. Ershova. St. Petersburg.: MAC, 2018. 682 pp.

13. MudrikA.V. Social pedagogy: textbook. for stud. PED. universities / A.V. Mudrik; under the editorship of V. A. Slastenina. 3rd ed., rev. and augm. M.: Academy, 2000. 200 p.

14. NemovaN.V. Management of methodical work in school / N.V. Nemova M.: September, 1999. 176 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. PolyanskyM.S. Psychological and pedagogical support as a component of the general program of modernization of education in Russia // Modernization of general education at the turn of the century. SPb.: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen,

2001.

16. Simonov V.P. Pedagogical management: 50 know-how in the management of pedagogical systems: textbook / V.P. Simonov. M.: Pedagogical Society of Russia, 1999. 427 p.

17. TaritaL.G. Methodological maintenance of innovative processes in the district educational system. [Text]: author's abstract. dis. ... can. ped. Sciences: 13.00.01 / L.G. Tarita. St. Petersburg, 2000. 22 p.

18. Dictionary of the Russian language / Under the editorship of D.N. Ushakov. Moscow: Gos. in-t "Soviet encycl."; OGIZ; State publishing house foreign and nat. words. 1935-1940. (4 tons)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.