Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системный подход / подготовка будущих менеджеров / управление проектами / вуз / студенты / педагогическая система / systemic approach / training of future managers / project management / university / students / pedagogical system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.С. Мутусханов

В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с целесообразностью подготовки будущих менеджеров к управлению проектами в соответствии с задачами, декларируемыми современным обществом и нормативными документами. Даётся характеристика управленческой деятельности в новых реалиях. Утверждается о необходимости применения системного подхода в осуществлении профессиональной подготовки будущих менеджеров к управлению проектами. Ставится цель исследования, связанная с описанием целесообразности применения педагогической системы в подготовке будущих менеджеров к управлению проектами, уточняются конкретизирующие цель задачи. Проводится обзор научных работ, направленных на описание системного подхода к развитию готовности студентов к управлению проектами, выделена методологическая составляющая работы. Делается вывод о важности системной образовательной деятельности, структурирующей процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров. Предлагается описание педагогической системы подготовки будущих менеджеров к управлению проектами. Раскрываются такие ее существенные компоненты, как цель, содержание, методы, средства, педагогические условия и критерии. Представлены характеристики каждого элемента педагогической системы, дано обоснование ее научной ценности и практической значимости в профессиональной подготовке будущих менеджеров. Определены перспективы дальнейшей работы, выраженные в описании диагностического инструментария, оценивающего эффективность предложенной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.С. Мутусханов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEMIC APPROACH IN PREPARING FUTURE MANAGERS FOR PROJECT MANAGEMENT

The article deals with a topical issue related to the expediency of preparing future managers for project management in accordance with the tasks declared by modern society and regulatory documents. The characteristic of administrative activity in new realities is given. It is argued that it is necessary to apply a systematic approach in the implementation of professional training of future managers for project management. The goal of the study is set, related to the description of the feasibility of using the pedagogical system in preparing future managers for project management, and the tasks concretizing the goal are specified. A review of scientific works aimed at describing a systematic approach to the development of students’ readiness for project management is carried out, the methodological component of the work is highlighted. The conclusion is made about the importance of systematic educational activities that structure the process of professional training of future bachelors. Description of the pedagogical system for preparing future managers for project management is proposed. Such essential components as purpose, content, methods, means, pedagogical conditions and criteria are revealed. Characteristics of each element of the pedagogical system are presented, the substantiation of its scientific value and practical significance in the professional training of future managers is given. Prospects for further work are determined, expressed in the description of diagnostic tools that evaluate the effectiveness of the proposed system.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ»

Данная группировка категориальных оппозиций паронимии получила распространение с приемом замены оттенков придаточных предложений, где изменения стилистической окраски определяют тип высказывания с постановкой вопроса который, какой, чей. С учетом трансформации категориальных оппозиций возможно проиллюстрировать формальную семантику дискурсивного наполнения неодинаковым категориально-лексическим измерением. Посредством трансформации категориальных оппозиций паронимии выявляется способ их дискурсивного понимания, а также форма описания оттенков неодинакового лексического измерения. (См. таблицу 11).

Таблица 11

Категориальные оппозиции паронимии с приемом замены оттенков

книжная стилистическая окраска разговорная стилистическая окраска

профессор, что задавал вопросы профессор, который задавал вопросы

наука, что изучает атмосферу наука, которая изучает атмосферу

дубрава, что отшумела листвой дубрава, которая отшумела листвой

При изучении стилистических оттенков с приемом замены категориальных оппозиций паронимии следует рассмотреть определительные придаточные

Библиографический список

предложения с учетом анализа синтаксического построения речи. Категориальные оппозиций паронимии с учетом анализа синтаксического построения речи актуализируют не только стратегию функционального моделирования конструкций, но и прием замены оттенков - их смысловое и стилистическое различие [7, с. 15]. Здесь синтаксические параллели паронимии имплицируют некоторые установки дискурса и представления с трансляцией определенной информации (учет анализа синтаксического построения речи и моделирование единиц малого синтаксиса).

На основании выявленных знаний констатирующего материала в области лингвистической экологии и обновления дефицита культуры речи студентов обобщается комплекс коммуникативных технологий по русскому литературному языку, дифференцируется аспект по теме «стилистические особенности «русская разговорная лексика - русская книжная лексика». В качестве констатирующего материала была внедрена гибридная форма проверки знаний студентов с прак-тико-творческо-ориентированными заданиями (взаимозаменяемых конструкций грамматической паронимии). Применение констатирующего материала использовалось с профилем 1Т-технологий «Относительные и абсолютные признаки грамматической паронимии в тексте». Предлагаемый констатирующий материал выявил средство повышения уровня речевой культуры студентов с индивидуально-стилистическими заданиями (категориальные оппозиции паронимии определительных отношений с градацией «разговорная лексика - книжная лексика»).

1. Блумфильд Л. Язык. Москва, 1968.

2. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. Москва, 1981: 11-13.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Москва, 1983.

4. Колшанский ГВ. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения. Иностранные языки в школе. Москва, 1985; № 1: 10-14.

5. Лосева Л.М. Как строится текст. Москва, 1980: 4-11.

6. Москальская О.И. Грамматика текста. Москва, 1981: 9-15.

7. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие. Москва, 2006.

References

1. Blumfil'd L. Yazyk. Moskva, 1968.

2. 3arubina N.D. Tekst: lingvisticheskij i metodicheskij aspekty. Moskva, 1981: 11-13.

3. Kozhina M.N. Stilistika russkogoyazyka. Moskva, 1983.

4. Kolshanskij G.V. Lingvokommunikativnye aspekty rechevogo obscheniya. Inostrannye yazyki v shkole. Moskva, 1985; № 1: 10-14.

5. Loseva L.M. Kakstroitsya tekst. Moskva, 1980: 4-11.

6. Moskal'skaya O.I. Grammatika teksta. Moskva, 1981: 9-15.

7. Slastenin V.A. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva, 2006.

Статья поступила в редакцию 07.01.23

УДК 378

Mutushanov I.S., senior teacher, Department of Economic Theory and Public Administration, Grozny State Oil Technical University

n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: kaf_pedagogikivo@bk.ru

A SYSTEMIC APPROACH IN PREPARING FUTURE MANAGERS FOR PROJECT MANAGEMENT. The article deals with a topical issue related to the expediency of preparing future managers for project management in accordance with the tasks declared by modern society and regulatory documents. The characteristic of administrative activity in new realities is given. It is argued that it is necessary to apply a systematic approach in the implementation of professional training of future managers for project management. The goal of the study is set, related to the description of the feasibility of using the pedagogical system in preparing future managers for project management, and the tasks concretizing the goal are specified. A review of scientific works aimed at describing a systematic approach to the development of students' readiness for project management is carried out, the methodological component of the work is highlighted. The conclusion is made about the importance of systematic educational activities that structure the process of professional training of future bachelors. Description of the pedagogical system for preparing future managers for project management is proposed. Such essential components as purpose, content, methods, means, pedagogical conditions and criteria are revealed. Characteristics of each element of the pedagogical system are presented, the substantiation of its scientific value and practical significance in the professional training of future managers is given. Prospects for further work are determined, expressed in the description of diagnostic tools that evaluate the effectiveness of the proposed system.

Key words: systemic approach, training of future managers, project management, university, students, pedagogical system.

И.С. Мутусханов, ст. преп., ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет

имени академика М.Д. Миппионщикова», г. Грозный, Е-mail: kaf_pedagogikivo@bk.ru

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ

В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с целесообразностью подготовки будущих менеджеров к управлению проектами в соответствии с задачами, декларируемыми современным обществом и нормативными документами. Даётся характеристика управленческой деятельности в новых реалиях. Утверждается о необходимости применения системного подхода в осуществлении профессиональной подготовки будущих менеджеров к управлению проектами. Ставится цель исследования, связанная с описанием целесообразности применения педагогической системы в подготовке будущих менеджеров к управлению проектами, уточняются конкретизирующие цель задачи. Проводится обзор научных работ, направленных на описание системного подхода к развитию готовности студентов к управлению проектами, выделена методологическая составляющая работы. Делается вывод о важности системной образовательной деятельности, структурирующей процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров. Предлагается описание педагогической системы подготовки будущих менеджеров к управлению проектами. Раскрываются такие ее существенные компоненты, как цель, содержание, методы, средства, педагогические условия и критерии. Представлены характеристики каждого элемента педагогической системы, дано обоснование ее научной ценности и практической значимости в профессиональной подготовке будущих менеджеров. Определены перспективы дальнейшей работы, выраженные в описании диагностического инструментария, оценивающего эффективность предложенной системы.

Ключевые слова: системный подход, подготовка будущих менеджеров, управление проектами, вуз, студенты, педагогическая система.

Управленческая деятельность достаточно многозадачна, полифункциональна, динамична и ответственна. От современного руководителя требуется оперативно реагировать на изменяющиеся социальные реалии, уметь работать в условиях кризисов, оперировать большими объемами информации, разрабатывать бизнес-планы и реализовывать различные проекты. Управление кадрами и проектами - это два взаимосвязанных и сложных процесса, которые требуют немало знаний и усилий и, соответственно, специальной профессиональной подготовки будущих менеджеров.

На этом основании во всех федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) выделяется такая универсальная компетенция, которую нужно сформировать у студентов, как «разработка и реализация проектов». Не является исключением и ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент Также в данном документе указывается, что будущим менеджерам необходимо отличаться системным мышлением, «применять системный подход для решения поставленных задач» [1]. Все эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости осуществления профессиональной подготовки будущих менеджеров к управлению проектами. Причем такая работа должна реализовываться на устойчивых началах, комплексно и системно.

Соответственно, цель исследования заключается в применении системного подхода к проектированию процесса подготовки будущих менеджеров к управлению проектами, представлении его в виде целостной педагогической системы. В качестве задач стоит указать такие как: а) анализ научных исследований по проблеме; б) описание педагогической системы, реализуемой в обучении будущих менеджеров; в) обобщение полученных результатов и определение перспектив продолжения исследования.

Процессы проектирования сегодня пронизывают многочисленные сферы общества: экономику, образование, здравоохранение, культуру. Они охватывают различные возрастные категории населения, начиная с дошкольников и заканчивая взрослыми людьми. Ученые указывают, что аспекты проектирования закладываются в трудовые функции всех педагогических работников: учителей, психологов, специалистов по воспитанию [2]. Соответственно, они должны обнаруживаться и в педагогической деятельности преподавателей вузов.

Подчёркивается также, что современная экономическая система претерпевает трансформацию, а бизнес рассматривается как совокупность взаимосвязанных проектов. На этом основании развивается проектное управление и требуется системный подход к формированию проектных команд [3, с. 41]. Сегодня во многих организациях (вузах, институтах повышения квалификации, крупных корпорациях) создаются проектные офисы. Данная тенденция свидетельствует о значимости системной, пролонгированной, а не эпизодической реализации разного рода проектов.

По словам М.П. Прохоровой, А.А. Шкуновой, Т.А. Егоровой, разнообразие проектов поддерживает интерес сотрудников к работе и позволяет избегать выгорания, а проектное управление влияет на стратегическое развитие компаний [4]. Е.П. Седых отмечает, что проектное управление зародилось в России в сфере жилищного строительства и стало развиваться в связи с процессами автоматизации и компьютеризации производства, позже распространяясь на социальную сферу [5]. Таким образом, сегодня управление проектами становится важным направлением в деятельности руководителей различных уровней и сфер профессиональной деятельности.

Поэтому требуется системно подходить к подготовке будущих менеджеров к управлению проектами. Системность, наряду с объективностью, точностью, измеримостью, является одним из критериев научного знания. Такое знание является основополагающим в обучении будущих бакалавров в высшей школе. При этом, по словам Д.Ф. Ильясова, системность должна быть осознана и применена в реальной деятельности, так как наука является элементом практики [6]. Системность должна проявляться во всех процессах, в том числе и в образовании, она противопоставляется беспорядку и хаосу. Поэтому обеспечивает устойчивость, стабильность, порядок, логику любой деятельности.

Принцип системности применяется в повышении квалификации педагогов [7], в обучении будущих менеджеров образования [8], в проектировании и управлении процессом обучения в высшей школе [9]. Соответственно, данный подход имеет все основания для его применения в подготовке будущих менеджеров к управлению проектами.

Методологическую основу исследования составляют положения системного подхода, согласно которому любой объект научного познания (техника, человеческий мозг социум, наука) должен рассматриваться как система [10, с. 5]. Каждый элемент системы связан с другим, выступает как «относительно неделимое в объекте» [8, с. 18]. Управление проектами, так же как и обучение будущих менеджеров, является системным процессом. Профессиональная подготовка, эффективность образования в вузе определяется, прежде всего, упорядоченностью, определением ключевые элементов обучения, интегрированных в единую педагогическую структуру.

Для того чтобы показать практическое воплощение системного подхода в подготовке будущих менеджеров к управлению проектами, раскроем его через характеристику основных элементов системы. Речь идет о педагогической системе, содержащей в себе такие существенные компоненты, как цель, содержание, методы и средства, педагогические условия и критерии эффективности образо-

Таблица 1

Педагогическая система подготовки будущих менеджеров к управлению проектами

Название элемента Содержание элемента

Цель Формирование готовности будущих менеджеров к управлению проектами

Содержание - Исследование жизненного цикла проекта, роли руководителя на всех этапах; - изучение особенностей взаимодействия с субъектами, участвующими в проектной деятельности; - освоение механизмов ресурсного обеспечения менеджмента проекта

Методы - Визуализация информации: презентация, инфо-графика, интеллект-карта, скрайбинг; - диалоговые методы: объяснение, беседа, диспут, мозговой штурм; - практические методы: тренинги, деловая игра, кейсы

Средства - Рабочая программа учебной дисциплины «Функциональные области управления проектами», - цифровые образовательные ресурсы: сайты, порталы, программы для проектирования; - материалы конкурсов молодежных проектов: положения, методические рекомендации, дидактические разработки студентов

Педагогические условия - Организация командной работы будущих бакалавров на практических занятиях; - использование наставнической деятельности во взаимодействии студентов старших и младших курсов; - вовлечение будущих менеджеров в конкурсы молодежных проектов

Критерии - Аксиологически-смысловой; - коммуникативно-нравственный; - проектно-креативный

вательного процесса. Данные элементы педагогической системы раскрыты нами в табл.1.

Итак, целью данной педагогической системы выступает формирование готовности будущих менеджеров к управлению проектами. Такое формирование происходит постепенно, начиная с превентивной подготовки первокурсников и заканчивая полным погружением в проектную деятельность студентов старших курсов.

Содержание процесса профессиональной подготовки будущих менеджеров к управлению проектами обеспечивается рассмотрением вопросов организации проектной деятельности и управлением ею на всех этапах: планирование, анализ, принятие решений, исполнение, мониторинг, контроль, экспертиза, отчетность и пр. В содержании уместно выделить три ключевых линии, которые важно освоить студентам: жизненный цикл проекта; субъекты, участвующие в проектной деятельности; ресурсное обеспечение менеджмента проекта.

Среди методов обучения будущих менеджеров при формировании их готовности к управлению проектами применяются методы структурирования и визуализации информации, диалоговые методы, практические методы. Методы визуализации, или наглядные методы включают в себя как традиционные (показ, презентация, иллюстрация), так и современные: инфографика, интеллект-карта, скрайбинг Применение данных методов развивает способности студентов разрабатывать и оформлять модели, матрицы проектов, схемы процессов и диаграммы взаимодействия в проектной работе. Диалоговые методы (объяснение, беседа, диспут, мозговой штурм) способствуют развитию коммуникативных способностей будущих менеджеров. Они достаточно важны для взаимодействия с субъектами проектной деятельности, членами команды, социальными партнерами. Практические методы обучения (тренинги, деловая игра, кейсы) способствуют овладению студентами технологий ресурсного оснащения проекта, помогают будущим менеджерам добиться в дальнейшем материального, кадрового, методического и другого оснащения. Таким образом, комплекс указанных методов обеспечивает развитие всех необходимых умений, требуемых для менеджмента проектами.

В качестве средств педагогической системы выступает комплекс учебных дисциплин и модулей, реализуемых в образовательной программе профессиональной подготовки по направлению 38.03.02 Менеджмент. Особой направленностью на подготовку будущих менеджеров к управлению проектами обладает такая дисциплина, как «Функциональные области управления проектами». В рамках данной дисциплины рассматриваются не только основы проектной деятельности, но и методы, функции, подсистемы управления проектами. Поднима-

ются такие существенные вопросы, как команда проекта, проектный офис, планирование, бюджетирование, управление рисками проекта. К числу необходимых средств также отнесем цифровые образовательные ресурсы, используемые для проектирования студентов, и материалы конкурсов молодежных проектов, в которых принимают участие будущие бакалавры. К ним относятся инструктивные материалы (положения о конкурсах), дидактические разработки студентов, методические рекомендации по проектированию.

Однако данные средства и методы должны поддерживаться соответствующими условиями. Нами определены три ключевых условия: 1) организация командной работы будущих бакалавров на практических занятиях; 2) использование наставнической деятельности во взаимодействии студентов старших и младших курсов; 3) вовлечение будущих менеджеров в конкурсы молодежных проектов.

Первое педагогическое условие направлено на развитие умений будущих менеджеров сотрудничать друг с другом, а также с другими людьми в последующем. Кроме того, работая в командах, студенты учатся генерировать идеи, воплощать свои замыслы, играть разные роли, проявлять лидерские качества. Только в условиях реального взаимодействия на практических занятиях будущие менеджеры осваивают способы бесконфликтной коммуникации, приобретают опыт ведения переговоров, взаимных уступок или, наоборот, отстаивания собственной позиции.

Реализация второго педагогического условия развивает чувство ответственности, коллективизма, навыки взаимопомощи, управления людьми. Выполняя функции наставника, будущие менеджеры совершенствуют или приобретают необходимые руководителю качества: организаторские способности, целеустремлённость, рассудительность, эмпатию. Студенты первого и второго курсов, выступающие в роли наставляемых, получают помощь своих старших наставников, чувствуют партнерскую поддержку и уверенность. Студенты 3 и 4 курсов, являющиеся наставниками своих подопечных младших групп, осваивают позитивные ролевые модели, непрерывно развиваются, стараются быть примером для подражания. Это значительно повышает их репутацию и способности успешно руководить.

Благодаря применению третьего педагогического условия у студентов формируются способности к самопрезентации, креативность, социальная активность. Они могут проявиться в наиболее интересных для себя сферах: творческих проектах, проектах экологической, исторической, патриотической направленности. Не только разрабатывая, но и публично защищая результаты своего труда, студенты получают бесценный опыт здоровой конкуренции, стимул к личностному росту, развитие творческих способностей, финансовой грамотности.

Библиографический список

Критерии эффективности образовательного процесса выступают завершающим элементом педагогической системы. Мы выделили три критерия, свидетельствующие о готовности будущих менеджеров к управлению проектами: аксиологически-смысловой, коммуникативно-нравственный и проектно-креатив-ный. Каждый критерий включает в себя показатели, по которым можно оценить интеллектуальную, мотивационную, ценностную и другие составляющие, обеспечивающие эффективность управления различными проектами.

Итак, педагогическая система является практическим воплощением системного подхода, применяемого в подготовке будущих менеджеров к управлению проектами в процессе обучения в вузе. Она включает в себя содержательные и организационно-процессуальные элементы профессионального обучения студентов, ориентированного на развитие у них универсальной компетенции «разработка и реализация проектов».

Проведенное исследование обладает научной новизной: описаны новые решения в практике высшего образования, связанные с разработкой педагогической системы. Теоретическая значимость работы выражена в расширении применяемых подходов к совершенствованию образовательного процесса в вузе, уточнению педагогических условий формирования проектных компетенции студентов. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения указанной педагогической системы в профессиональной подготовке будущих менеджеров в других вузах страны, экстраполяции отдельных ее элементов (методов, педагогических условий, критериев эффективности) на обучение студентов других направлений подготовки.

Таким образом, совершенствование процессов профессиональной подготовки бакалавров в высших учебных заведениях связывается с упорядочиванием реализуемых методических, организационных, смысловых аспектов обучения студентов. Это возможно благодаря разработке и реализации педагогических систем, уточняющих отдельные направления совершенствования профессиональных компетенций студентов. Подготовка будущих менеджеров к управлению проектами выступает сегодня актуальным направлением совершенствования профессиональных компетенций. Чтобы быть более эффективной, она требует системного подхода. Проведенный анализ научных работ показал, что системный подход обеспечивает упорядоченную регуляцию процесса обучения, интеграцию научных знаний с педагогической практикой. Поэтому нами показано практическое воплощение использования системного подхода в обучении будущих менеджеров в виде педагогической системы подготовки будущих менеджеров к управлению проектами. Перспективой дальнейших исследований в данном русле может стать описание диагностического инструментария, направленного на оценку готовности будущих менеджеров к управлению проектами, а также детальная характеристика показателей каждого критерия.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Available at: https://base.garant.ru/74561312/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends

2. Селиванова E.A. Алгоритмы обмена знаниями в проектных группах: монография. Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022.

3. Aверин АВ. Системный подход к формированию и развитию проектных команд. СИЛА систем. 2017; № 3 (4): 41-48.

4. Прохорова М.П., Шкунова A.A., Егорова i.A. Тенденции проектного управления на современном этапе. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018; № 8 (34): 292-296.

5. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании. Вестник Мининского университета. 2019; Т 7, № 1 (26): 1-16.

6. Ильясов Д.Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей: монография. Челябинск: Издательство: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2019.

7. Соловьева Т.В. Организационно-педагогическая система подготовки учителей общеобразовательных школ к преподаванию родных языков. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 4 (53): 130-138.

8. Булаева М.Н. Методология системного подхода к проблеме обучения будущих менеджеров образования. Вестник Вятского государственного университета. 2009; № 1 (2): 95-99.

9. Омарова М.О., Aсхабалиева Д.Д., Омаров О.М. Системный подход к проектированию и управлению процессом обучения в высшей школе. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015; № 44: 265-271.

10. Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. Москва: Наука, 1974.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 38.03.02 Menedzhment. Available at: https://base.garant. ru/74561312/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends

2. Selivanova E.A. Algoritmy obmena znaniyami v proektnyh gruppah: monografiya. Chelyabinsk: Chelyabinskij institut perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya, 2022.

3. Averin A.V. Sistemnyj podhod k formirovaniyu i razvitiyu proektnyh komand. SILA sistem. 2017; № 3 (4): 41-48.

4. Prohorova M.P., Shkunova A.A., Egorova T.A. Tendencii proektnogo upravleniya na sovremennom 'etape. Innovacionnaya 'ekonomika:perspektivyrazvitiyaisovershenstvovaniya. 2018; № 8 (34): 292-296.

5. Sedyh E.P. Sistema normativnogo pravovogo obespecheniya proektnogo upravleniya v obrazovanii. Vestnik Mininskogo universiteta. 2019; T 7, № 1 (26): 1-16.

6. Il'yasov D.F. Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej: monografiya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo: Chelyabinskij institut perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya, 2019.

7. Solov'eva T.V. Organizacionno-pedagogicheskaya sistema podgotovki uchitelej obscheobrazovatel'nyh shkol k prepodavaniyu rodnyh yazykov. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 4 (53): 130-138.

8. Bulaeva M.N. Metodologiya sistemnogo podhoda k probleme obucheniya buduschih menedzherov obrazovaniya. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 1 (2): 95-99.

9. Omarova M.O., Ashabalieva D.D., Omarov O.M. Sistemnyj podhod k proektirovaniyu i upravleniyu processom obucheniya v vysshej shkole. Psihologiya ipedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2015; № 44: 265-271.

10. Sadovskij V.N. Osnovaniya obschej teorii sistem: Logiko-metodologicheskijanaliz. Moskva: Nauka, 1974.

Статья поступила в редакцию 09.01.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.