Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭКОНОМИКОМАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тупичкина Е.А.

В статье актуализируется проблема формирования экономико-математической компетенции в контексте развития управленческой культуры у будущих менеджеров образования, обучающихся по программе магистратуры. Отмечается, что современный руководитель образовательной организации должен владеть экономико-математической компетенцией, которая позволяет решать многие практические управленческие задачи в сфере менеджмента образования. В статье констатируется, что данная компетенция не сформирована у будущих менеджеров образования в должной мере, и это утверждение подтверждается полученными результатами проведенного анкетирования с обучающимися по программе магистратуры. Особое внимание уделяется характеристике управленческой культуры, определению сущности экономико-математической компетенции. На основе анализа профессиональных стандартов, Федеральных государственных стандартов высшего образования (уровень магистратуры), подготавливающих менеджеров образования, делается вывод о недостаточном внимании к формированию у обучающихся экономико-математической компетенции и необходимости в процессе обучения в вузе преодоления профессионального дефицита в области данной компетенции. В завершении статьи перечисляются организационно-педагогические условия успешного решения данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тупичкина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE FORMATION OF ECONOMIC AND MATHEMATICAL COMPETENCE AS A COMPONENT OF MANAGERIAL CULTURE IN FUTURE EDUCATION MANAGERS STUDYING UNDER THE MASTER'S DEGREE PROGRAM

The article actualizes the problem of the formation of economic and mathematical competence in the context of the development of managerial culture among future education managers studying under the Master's degree program. The authors prove that a modern head of an educational organization should possess economic and mathematical competence, which allows solving many practical management tasks in the field of education management. At the same time, the article states that this competence has not been properly formed in future education managers, and this statement is confirmed by the results of the survey. The authors pay special attention to the characteristics of managerial culture, the definition of the essence of economic and mathematical competence. Based on the analysis of professional standards, Federal State Standards of Higher Education (master's degree level), training education managers, it is concluded that insufficient attention is paid to the formation of students' economic and mathematical competence and the need to overcome the professional deficit in the field of economic and mathematical competence. At the end of the article, the organizational and pedagogical conditions for the successful solution of this problem are listed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ»

Проблема формирования экономико-математической компетенции как компонента управленческой культуры у будущих менеджеров образования, обучающихся по программе

магистратуры

Елена Александровна Тупичкина

доктор педагогических наук, профессор Армавирский государственный педагогический университет Армавир, Россия tupelena@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 01.03.2022 Принята 02.03.2022 Опубликована 15.05.2022

« 10.25726М460-2353-6378-д

Аннотация

В статье актуализируется проблема формирования экономико-математической компетенции в контексте развития управленческой культуры у будущих менеджеров образования, обучающихся по программе магистратуры. Отмечается, что современный руководитель образовательной организации должен владеть экономико-математической компетенцией, которая позволяет решать многие практические управленческие задачи в сфере менеджмента образования. В статье констатируется, что данная компетенция не сформирована у будущих менеджеров образования в должной мере, и это утверждение подтверждается полученными результатами проведенного анкетирования с обучающимися по программе магистратуры. Особое внимание уделяется характеристике управленческой культуры, определению сущности экономико-математической компетенции. На основе анализа профессиональных стандартов, Федеральных государственных стандартов высшего образования (уровень магистратуры), подготавливающих менеджеров образования, делается вывод о недостаточном внимании к формированию у обучающихся экономико-математической компетенции и необходимости в процессе обучения в вузе преодоления профессионального дефицита в области данной компетенции. В завершении статьи перечисляются организационно-педагогические условия успешного решения данной задачи.

Ключевые слова

управленческая культура, менеджер образования, педагогическое образование, дошкольное образование, дополнительное образование, магистратура, профессиональная компетенция, экономико-математической компетенция, управленческая задача.

Введение

Изменения, происходящие в современном социуме, в экономической сфере, обращают внимание на качество и эффективность подготовки работников управленческой сферы, в частности, в области образования. Современный менеджер образования различного уровня должен иметь разностороннюю подготовку к управленческой деятельности в современных образовательных организациях. Подготовка таких специалистов должна соответствовать современным управленческим задачам, которые предусматривают не только реализуемые функции управления, связанные с проектированием, организацией педагогического процесса, реализацией образовательных программ, но и функций, связанных с финансовым обеспечением педагогического процесса, а также с моделированием систем управления организацией и определением инновационной стратегии развития организации.

Профессионализм современного менеджера проявляется в управленческой образованности, обеспечивающей стратегический подход к рыночному экономическому управлению образовательной организацией. Можно констатировать, что современный менеджер - это личность образованная, активная, инициативная, ответственная, готовая на себя взять ответственность, пытливая и творческая. Именно данные качества дают ему возможность принимать решения, позволяющие поддерживать целостность организации, поддерживать не только функционирование организации, и выводить ее на более высокий уровень развития, используя имеющиеся ресурсы.

Все названные характеристики можно объединить единым понятием - управленческая культура, которая начинает формироваться в процессе обучения на различных уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура), формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по различным специальностям менеджмента и получает дальнейшее развитие в практической управленческой деятельности.

Необходимо отметить, что актуальность формирования управленческой культуры менеджера образования, руководителя образовательной организации связано с динамическими процессами, происходящими в сфере современного образования, к которым можно отнести: модификацию педагогических систем, обусловленную реформированием экономических отношений в образовании, отказ от авторитарных методов обучения, обращение к средствам активизации познавательной деятельности, введение элементов онлайн обучения, поиск национальной модели управления, позволяющей эффективно и оперативно решать возникающие в управленческой деятельности задачи с точки зрения нового управленческого сознания и мышления.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы изучения проблемы формирования экономико-математической компетенции как компонента управленческой культуры будущих менеджеров образования, обучающихся по программе магистратуры выступил компетентностный подходы. В целях изучения обозначенной проблемы мы использовали следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, количественный анализ полученных данных, наблюдение и индивидуальные беседы со обучающимися и выпускниками.

В качестве теоретической основы изучения проблемы формирования экономико-математический компетенции выступили исследования в области изучения специфики и особенностей профессиональной деятельности менеджера, разработки вопросов экономической подготовки и влияния математических знаний на качество профессиональной деятельности и принятия управленческих решений. В основу сделанных выводов положен анализ профессиональных стандартов, Федеральных государственных стандартов высшего образования (бакалавриат, магистратура).

Результаты и обсуждение

Анализ подходов к определению понятия «управленческая культура» свидетельствует о разнообразии подходов к его определению. По меньшей мере можно выделить три основных направления понимания сущности управленческой культуры. Ряд исследователей в определении исходит из антропологической точки зрения, на первый план выдвигая личностно-профессиональные качества руководителя организации, его отношения с членами коллектива.

Так, например, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин отмечает, что индикатором управленческой культуры руководителя сферы образования является нравственное отношение к деятельности и педагогу (Сластенин, 1997). П. Милютин определяет управленческую культуру руководителя образовательной организаци как «...высокий уровень сформированности интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных, физических качеств, совокупность которых позволяет решать профессиональные задачи в сфере социального управления с высокой степенью эффективности и стабильности.» (Милютин, 2007). Таким образом, Сторонники данного направления в качестве структурных элементов управленческой культуры акцент делают на такие, как: личностно-творческий, эмоционально-психологический, акмеологический компоненты.

Сторонники другого направления, не отрицая значимость мотивационно-личностных характеристик менеджеров образования, в интерпретации структуры управленческой культуры исходят из функционального подхода, подчеркивая важность наличия у менеджера специальных знаний и умений, необходимых для решения управленческих задач. Так, представленная В. Слабодян модель руководителя в большей степени делает акцент на специальные профессиональные знания и умения (знание особенностей управленческой деятельности, знание разнообразных средств и методов управленческой деятельности, умение ставить цели и задачи) и в меньшей степени делает акцент на профессионально-личностных качествах и способностях менеджера (Слабодян, 1999). В этом случае под управленческой культурой руководителя сферы образования понимаются оптимальная система управленческих действий, грамотное принятие решений, реализация управленческих процессов.

Третья позиция в понимании сущности управленческой культуры по сути интегрирует названные выше подходы и рассматривает ее, как интеграцию мотивационно-личностных образований и когнитивных проявлений. Данной позиции придерживаемся и мы. Опираясь на взгляды А.П. Познякова, управленческую культуру современного менеджера образования мы определяем, как интегративную характеристику личности, включающую в качестве компонентов мотивационно - ценностный, профессионально-гностический, социально-психологический, организационно-технологический (Поздняков, 2007).

Не умаляя значение аксиологического компонента управленческой культуры в данной статье остановимся на ее профессионально-когнитивном компоненте, который включает знания, умения, с позиции компетентностного подхода - профессиональные компетенции, позволяющие решать разнообразные управленческие задачи. В центре нашего внимания те профессиональные компетенции, которые находятся в дефиците у обучающихся по программам магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

Как показывает анкетирование студентов, результаты которого будут приведены ниже, в качестве такого профессионального дефицита у будущих управленцев выступают экономико-математическая компетенция, которая в методической литературе определяется как компетенция в области математической экономики, финансовой арифметики и др.

Понятие экономико-математической компетенции детально было рассмотрено С.А. Шунайловой, которая в рамках диссертационного исследования изучала возможности ее формирования у будущих менеджеров в процессе обучения вузе (Шунайлова, 2009). На основе изучения экономико-математической составляющей управленческой деятельности менеджера, отталкиваясь от сложившихся подходов к определению сущности компетентного подхода, отличительных особенностей компетенции и компетентности, специальных экономической и математической компетенций ученая данную компетенцию определяет, как как «...интегративную, интеллектуально и личностно обусловленную характеристику менеджера, выражающую его способность и готовность применять экономические знания и математические методы для повышения эффективности принимаемых управленческих решений» (Шунайлова, 2009). В качестве структурных компонентов экономико-математической компетенции менеджера автор называет: «экономико-математические знания, экономико-математические умения, интеллектуальные способности и качества личности, а также мотивационно-ценностное отношение к экономико-математическим знаниям и умениям, направленность на их применение в управленческой деятельности» (Шунайлова, 2009).

Необходимость сформированности у менеджера образования экономико-математической компетенции обусловлена необходимостью решения ряда задач, связанных с расчетами функционирования и прогнозированием развития организации или ее отдельных направлений деятельности. Потребность в сформированности данного вида компетенций в настоящее время у менеджеров образования также продиктована процессом активного развития предпринимательской деятельности в данной области, в частности, организацией индивидуальной трудовой деятельности (репетиторство, психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающая работа с детьми и др.); открытием и руководством деятельностью частных образовательных организаций (школ,

детских центров, студий и пр.), обучающих курсов; организации педагогической деятельности в том числе и в онлайн режиме; активной разработки и выпуска информационных продуктов.

Сказанное подтверждает, что потребность в экономико-математических знаниях у управленцев сегодня значительно возрастает. Нас заинтересовало отношение обучающихся по программе магистратуры к экономико-математической информации и потребность в ее формировании.

Проведенный опрос обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», направленности (профиля) - «Управление дошкольным и дополнительным образованием» в ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» показал, что 94% обучающихся испытывают трудности, связанные с решением финансовых задач, связанных с управленческой деятельностью. 2% респондентов, занимая на период обучения управленческие должности, отметили, что трудностей не испытывают, владеют экономико-математическими компетенциями, которые приобрели в процессе опыта работы, в ходе самостоятельного изучения вопросов финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации. 4% опрошенных затруднялись в оценке своих профессиональных затруднений в рассматриваемом аспекте. Проведенное анкетирование обучающихся по программе магистратуры выше указанного профиля и направленности свидетельствует, что будущие менеджеры испытывают затруднения в использовании математических знаний в решении экономических задач и, скорее всего не обладают достаточным уровнем экономико-математической компетенции, нуждаются в ее выработки.

Также нас интересовала мотивация, заинтересованность обучающихся в освоении рассматриваемой компетенции. Выяснилось, что 57% опрошенных выразили стремление сформировать у себя необходимые для предстоящей управленческой деятельности экономико-математическую компетенцию. Отметим, что, среди них 11% обучающихся связывают свою дальнейшую профессиональную занятость с индивидуальной трудовой деятельностью, 32% обучающихся не отрицают такую возможность. Оставшиеся 43% респондентов не в полной мере понимают необходимость владения руководителем экономико-математической компетенций, поскольку полагают, что необходимые расчеты за них будут осуществлять экономисты или бухгалтеры, сотрудничающие с образовательной организацией. Однако, мы понимаем, что это не совсем так. В современных социально-экономических условиях руководителю приходится оперативно принимать управленческие решения, которые основываются на экономико-математической компетенции. Опрос выпускников, освоивших выше отмеченную программу магистратуры за последние 3 года, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность (это руководители детских центров, руководители детских студий), а их было выявлено 6% от количества всего выпуска, подтвердил востребованность рассматриваемых компетенций у организаторов образования, в частности в рамках реализации предпринимательской деятельности.

Таким образом, анализ практики начинающих представителей бизнеса в сфере образовательных услуг, беседы с выпускниками, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью подтверждают необходимость владения экономико-математической компетенцией, особенно на начальных этапах проектирования предстоящей деятельности. Так, например, при разработке финансовой модели онлайн-школы руководителю необходимо рассчитать: расходы на сервисы для создания сайта и (или) группы в социальных сетях, их продвижения; расходы на сервисы для обучения; налоги; расходы на оборудование; затраты на рекламу; расходы на команду (заработная плата, обучение и пр.).

Необходимость формирования экономико-математической компетенции четко просматривается в профессиональном стандарте «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» (Приказ Министерства труда, 2021). В данном документе определена такая трудовая функция, как «Администрирование деятельности (уровень дошкольной образовательной (подуровень) организации)» (Код А/03.7), которая включает трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания, реализация и освоение которых не возможна без сформированности у руководителя экономико-математической компетенции. Отметим их ниже на примере руководителя дошкольной образовательной организацией.

«Трудовые действия:

- руководство административной, финансовой и хозяйственной деятельностью в соответствии с учредительными документами ДОО,

- управление деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов» (Приказ Министерства труда, 2021).

«Необходимые умения:

- осуществлять мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и результативности деятельности ДОО и принимать управленческие решения по коррекции деятельности ДОО,

- формировать фонд оплаты труда и обеспечивать своевременную выплату заработной платы, пособий и иных выплат работникам ДОО, контролировать административно-хозяйственную и финансовую деятельность ДОО» (Приказ Министерства труда, 2021).

«Необходимые знания:

- теория и практика финансирования дошкольного образования,

- принципы бюджетирования и контроля расходов в ДОО,

- основы бухгалтерского учета, финансового анализа и экономического планирования в ДОО» (Приказ Министерства труда, 2021).

К сожалению, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в полной мере не отражает компетенции, необходимые для реализации выше приведенные трудовые функции, умения и знания. В ФГОС ВО приводится только такая общепрофессиональная компетенция, как «Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований» (ОПК-8) (Федеральный, 2021). Следовательно, в учебном плане, возможно, в рамках профессиональных компетенций, которые определяет сам вуз должны быть сформулированы соответствующие компетенции.

Анализ ряда программ магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Менеджмент в образовании», «Управление дошкольным образованием», «Управление дошкольным и дополнительным образованием» и др., реализуемых в Российской Федерации, свидетельствует о недостаточном отражении в программах компетенций, обеспечивающих формирование экономико-математической компетенции и, соответственно, как результат, отсутствие дисциплин, позволяющих данную компетенцию формировать.

В то же время, мы видим, что подготовка будущих менеджеров в рамках программ бакалавриата по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» предусматривает формирование у будущих менеджеров таких компетенций, как: экономическая культура, в том числе финансовая грамотность: «УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности); ОПК-1. Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне) экономической, организационной и управленческой теории; ОПК-2. Способен осуществлять сбор, обработку и анализ данных, необходимых для решения поставленных управленческих задач, с использованием современного инструментария и интеллектуальных информационно-аналитических систем» (Федеральный, 2022). Реализация данных компетенций предполагает изучение курса высшей математики и прикладных дисциплин, связанных с использованием математических знаний в решении практических экономических задач (об этом свидетельствует анализ учебных планов по данному направлению подготовки), хотя и в этом случае есть нерешенные методические вопросы, которые поднимают в своих диссертационных исследованиях О.В. Габовой (Габова, 2006), Ю.С. Шатровой (Шатрова, 2006), С.А. Шунайловой (Шунайлова, 2009).

Думается, что менеджер в сфере образования также должен владеть аналогичными управленческими компетенциями. Выше приведенные факты высвечивает противоречие, заключающееся в том, что у будущих менеджеров, обучающихся по программам бакалавриата в рамках учебных дисциплин, осуществляется формирование экономико-математических компетенций, а в программах магистратуры (относящейся к более высокому, 2 уровню высшего образования) по которым

осуществляются также подготовка менеджеров (только сферы образования), компетенции и соответствующие дисциплины отсутствуют. Таким образом, можно констатировать, что ситуация формирования экономико-математической компетенции в процессе профессиональной подготовки менеджеров образования в полной мере не соответствует запросам на новые управленческие кадры и тем актуальным управленческим задачам, которые приходится решать руководителю в образовательной сфере.

Думается, что данное противоречие должно быть преодолено за счет введения в учебный план дополнительных профессиональных компетенций (ПК), связанных с экономико-математической подготовкой и включения соответствующих дисциплин (дисциплины по выбору) или факультатива, обеспечивающих формирование у будущих менеджеров образования экономико-математической компетенции. Необходимо отметить, что это достаточно трудоемкая организационно-методическая работа, предполагающая анализ конкретных практических управленческих задач, с которыми сталкиваются менеджеры образования, определить соответствующие компоненты экономико-математической компетенции, разработать содержание дисциплин, обеспечивающих их формирование, определить технологии обучения студентов, в том числе и цифровые.

Решение данной задачи также предполагает определение педагогических условий ее формирования в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы магистратуры. На основе изучения научной литературы (Корытова, 2022; Шунайлова, 2009) в качестве основных условий успешного формирования у обучающихся экономико-математической компетенции можно назвать следующие:

- мотивация обучающихся по программе магистратуры в освоении экономико-математических знаний, их использования при принятии управленческого решения;

- внесение в учебный план дисциплины, обеспечивающей формирование экономико-математической компетенции, разработка ее содержания и технологий внедрения в практику;

- разработка методических материалов в виде кейсов практических экономически-ориентированных задач, банка данных практических ситуаций, позволяющим обучающимся приобрести опыт их решения;

- внесение дополнений в производственную практику, в виде практических заданий, направленных на решение реальных управленческих задач, предполагающих использование экономико-математических знаний и умений;

- освоение обучающимися опыта групповой работы, приобретения в ней умений выработки управленческих решений в групповой работе на основе использования экономико-математической компетенции.

Реализация перечисленных условий позволит будущим менеджерам образования освоить экономико-математическую компетенцию, что позволит им в дальнейшем справляться с решением управленческих задач в сфере образования.

Заключение

В завершении можно сделать вывод о том, что реально существует проблема формирования экономико-математической компетенции в контексте развития управленческой культуры у будущих менеджеров образования, обучающихся по программе магистратуры. Данная проблема обусловлена противоречием между существующими управленческими задачами в педагогическом менеджменте, которые необходимо решать руководителям организаций, и возможностями их решения менеджерам различного уровня. Дефицит сформированности экономико-математической компетенции в процессе обучения студентов магистратуры можно преодолеть посредством реализации информационных, мотивационных, методических и организационных условий, обеспечивающих успешность принятия менеджерами образования управленческих решений в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Габова О.В. Проектирование математической составляющей профессиональной подготовки специалистов государственного и муниципального управления: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:06-13/825

2. Корытова М.А., Шунайлова С.А. Педагогические условия формирования экономико-математической компетентности будущих менеджеров // Вестник Академии права и управления. 2016. №3. С. 179-182.

3. Милютин П. Управленческая культура личности и факторы ее развития // Власть. 2007. № 5. С. 90

4. Поздняков А.П. Формирование управленческой культуры будущего специалиста. М., 2007. 40 с.

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.04.2021 № 250н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202109020036

6. Слабодян В. Можете ли вы стать сильным менеджером // Кредо. 1999. №4. С.4-9.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная управленческая деятельность руководителя. М.: Магистр, 1997. 224 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент». https://base.garant.ru/74561312/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021. https://base.garant.ru/71897874/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

10. Шатрова Ю.С. Математическая подготовка в профессиональном обучении менеджеров: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Самара, 2006. 236 с.

11. Шунайлова С.А. Формирование экономико-математической компетенции будущих менеджеров в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шунайлова Светлана Александровна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т]. Челябинск, 2009. 174 с.

The problem of the formation of economic and mathematical competence as a component of managerial culture in future education managers studying under the master's degree program

Elena A. Tupichkina

doctor of Pedagogical Sciences, Professor Armavir State Pedagogical University Armavir, Russia tupelena@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Received 01.03.2022 Accepted 02.04.2022 Published 15.05.2022

© 10.25726/f4460-2353-6378-q

Abstract

The article actualizes the problem of the formation of economic and mathematical competence in the context of the development of managerial culture among future education managers studying under the Master's degree program. The authors prove that a modern head of an educational organization should possess economic and mathematical competence, which allows solving many practical management tasks in the field of education management. At the same time, the article states that this competence has not been properly formed in future education managers, and this statement is confirmed by the results of the survey. The authors pay special attention to the characteristics of managerial culture, the definition of the essence of economic and mathematical competence. Based on the analysis of professional standards, Federal State Standards of Higher Education (master's degree level), training education managers, it is concluded that insufficient attention is paid to the formation of students' economic and mathematical competence and the need to overcome the professional deficit in the field of economic and mathematical competence. At the end of the article, the organizational and pedagogical conditions for the successful solution of this problem are listed.

Keywords

Managerial culture, education manager, preschool education, additional education, pedagogical education, master's degree, economic and mathematical competence, managerial task.

References

1. Gabova O.V. Proektirovanie matematicheskoj sostavljajushhej professional'noj podgotovki specialistov gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija: Dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02 Moskva, 2006 174 s. RGB OD, 61:06-13/825

2. Korytova M.A., Shunajlova S.A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija jekonomiko-matematicheskoj kompetentnosti budushhih menedzherov // Vestnik Akademii prava i upravlenija. 2016. №3. S. 179-182.

3. Miljutin P. Upravlencheskaja kul'tura lichnosti i faktory ee razvitija // Vlast'. 2007. № 5. S. 90

4. Pozdnjakov A.P. Formirovanie upravlencheskoj kul'tury budushhego specialista. M., 2007. 40

s.

5. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 19.04.2021 № 250n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Rukovoditel' obrazovatel'noj organizacii (upravlenie doshkol'noj obrazovatel'noj organizaciej i obshheobrazovatel'noj organizaciej)". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202109020036

6. Slabodjan V. Mozhete li vy stat' sil'nym menedzherom // Kredo. 1999. №4. S.4-9.

7. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaja upravlencheskaja dejatel'nost' rukovoditelja. M.: Magistr, 1997. 224 s.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 38.03.02 «Menedzhment». https://base.garant.ru/74561312/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - magistratura po napravleniju podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. S izmenenijami i dopolnenijami ot: 26 nojabrja 2020 g., 8 fevralja 2021. https://base.garant.ru/71897874/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

10. Shatrova Ju.S. Matematicheskaja podgotovka v professional'nom obuchenii menedzherov: dissertacija ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08. Samara, 2006. 236 s.

11. Shunajlova S.A. Formirovanie jekonomiko-matematicheskoj kompetencii budushhih menedzherov v vuze: dissertacija ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.08 / Shunajlova Svetlana Aleksandrovna; [Mesto zashhity: Juzh.-Ur. gos. un-t]. Cheljabinsk, 2009. 174 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.